Из Сирии в Ливан

     В 2006 году переходя границу между  Сирией и Ливаном, мне пришлось наблюдать, как работники таможни решали неожиданную проблему, которая свалилась на них с моим появлением. Нужно было заполнить  официальную анкету. Вписать имя моего мужчины.
- «Муж ?» 
- « Ушел. Живет с другой семьей»
- «Отец?»
- « Умер»
- «Брат?»
- « У меня нет брата, сын маленький».
      Видела, как посовещавшись с моим гидом, они утрясли как-то эту «головную боль» и что-то вписали в графу. Ответственность мужчины за женщину проявилось в полной мере. В традиции этих стран - вторую жену положено было взять для того, чтобы помочь ей просто жить, без мужчины женщина выжить не может.
      Я покидала Сирию. В моем сознании она останется символом миролюбия. Любой мужчина этой страны мог заплатить определенную сумму денег и не служить в армии. Вечером в кафе я наблюдала многочисленное семейство - от малышей до древних стариков. Они все были в общении и никто никому не мешал. Танец дервишей. Главная цель танца - достичь единения с Богом и внутреннего просветления. Они кружились в своих белоснежных одеждах. Это была молитва выраженная танцем. Вихрь движения связывал древность и современное время.
      В монастыре Маалюли девушка для нас читает молитву «Отче наш» на арамейском языке. В ущелье сохраняется поселение, которое говорит по сей  день на языке Христа.
      Посещение мечети Омейядов, где содержится голова Яхьи (Иоанн Креститель), почитаемого пророком как мусульманами, так и христианами.
      Пальмира! Белоснежный верблюд разрывает солнечные лучи. Верхом на нем я чувствую себя счастливой. Молодой человек из нашей группы по-хозяйски спрашивает: «Сколько стоит прокатиться?».  Я отвечаю «Не знаю». «Тогда тебе не хватит денег на путешествие в Ливан».Эта фраза меня «отрезвляет». Как я могла быть столь беспечной? Я даже не узнала сколько это стоит. В Пальмире я чувствовала себя уютно, как дома. Все было моим и для меня. Молодая женщина с младенцем протягивает мне белоснежный платок, который я ношу по сей день.Ее руки расписаны хной. Она держит прекрасного младенца на руках и открыто мне улыбается. Предлагает подержать его на руках. Я не была туристом, который наблюдает жизнь чужой страны, я была погружена в жизнь Сирии. В Москве я даже написала программу для туристов по Сирии. Яркие впечатления этой поездки не отпускали. Древняя улица Дамаска приводит в христианский храм, где апостолу Павлу было возвращено зрение.  За городом находится пещера, где Каин убил Авеля. Можно войти в нее и прикоснуться к библейской истории. Живая вода, которая струится из разлома в пещере  утоляет жажду и наполняет силой.


Рецензии