Обо всём понемногу

 (ст."Эпоха перемен: кому была выгодна революция в церкви?",История Тукт,2024) "Однажды доведенный до отчаяния монах-августинец совершил поступок,который вверг всю Европу в пучину хаоса и войн.Это произошло более 500 лет назад,но последст-вия его действий ощущаются и по сей день.31 октября 1517 г.Мартин Лютер,немец-кий богослов и реформатор,прикрепил к дверям церкви в Виттенберге листок бумаги, на котором были написаны тезисы,ставшие отправной точкой для дискуссии о роли Римско-католической церкви,в частности,о практике продажи индульгенций и о роли папы в этом процессе.И этот день– 31 октября 1517 г.– оказался поворотным момен-том для европейской истории.«95 тезисов», прикрепленные к дверям Замковой церкви в Виттенберге, стали не только вызовом Римско-католической церкви, но и началом протестантской Реформации – движения, которое кардинально изменило структуру и учение церкви,породив множество новых христианских конфессий.Вот так Мартин Лют-ер,монах-августинец,профессор и богослов,спровоцировал религиозную революцию.В чем это выразилось?Основное недовольство Лютера было связано с продажей индуль-генций.Индульгенции представляли собой возможность для верующих «купить» проще-ние грехов.По сути,это означало,что люди могли «купить» себе спасение.Это проти-воречило убеждению Лютера,что спасение приходит исключительно через веру и благ-одать Бога,а не через финансовые пожертвования.Его тезисы критиковали не только индульгенции,но и широкую власть папы,поставив под сомнение его абсолютный авто-ритет.Реформация быстро распространилась по Европе благодаря печатному станку, изобретенному в предыдущем веке.Идеи Лютера нашли поддержку у многих,кто был не-доволен финансовыми поборами и вмешательством папства в светскую жизнь.В разных странах возникли новые религиозные движения,такие как лютеранство,кальвинизм и англиканство,каждая из которых представляла свой взгляд на богословие и роль це-ркви.Реформация, начатая Мартином Лютером, была революционным движением, которое привело к значительным изменениям в христианской церкви и западной цивилизации в целом. Это движение имело последствия для различных групп и интересов, и можно выделить несколько ключевых сторон, которые могли извлечь выгоду из революции в церкви.Кто извлекал выгоду из революционных процессов, происходивших в церковной среде? Миряне и верующие.Одним из основных результатов реформации было утверж-дение принципа религиозной свободы и разнообразия конфессий.Это способствовало развитию свободы совести и вероисповедания,что было выгодно для мирян и верующих ,которые получили возможность выбирать свою религиозную принадлежность и практ-иковать свою веру без чрезмерного вмешательства церкви.Простые люди желали изба-виться от церковной десятины и иметь возможность толковать Библию самостоятель-но.Гуманисты и интеллектуалы.Реформация также стимулировала развитие критичес-кого мышления,свободы мысли и образования.Это было выгодно для гуманистов,интел-лектуалов и тех,кто стремился к самостоятельному изучению Библии и религиозных учений.Национальные государства.Реформация способствовала развитию национальных государств и укреплению национальных идентичностей.Это было выгодно для формиру-ющихся национальных государств,которые использовали религиозное разнообразие для укрепления своей власти и идентичности.Европейские монархи стремились ослабить влияние папства и укрепить свою власть.Реформация принесла немалую выгоду стра-нам,находившимся в конфронтации с Испанией(например,Англии)и стремившимся разру-шить политическую и религиозную монополию католицизма.А еще городу-государству Венеция,заинтересованному в ослаблении католической монополии на европейские то-рговые маршруты.Буржуазия и предприниматели.Реформация также привела к измене-ниям в экономической жизни, поощряя бережливость и трудолюбие.Это было выгодно для буржуазии и предпринимателей, которые использовали эти ценности для развития капитализма и рыночной экономики. Торговцам и банкирам,для которых реформация означала облегчение налогов и меньшее вмешательство церкви в бизнес.Горожане и ремесленники надеялись на снижение церковных поборов и налогов.Противники папс-кой власти.Реформация поставила под сомнение абсолютный авторитет папы,что прив-ело к переосмыслению роли церкви в обществе.Это было выгодно для тех,кто высту-пал против папской власти и стремился к реформам в церкви.Разнообразные религи-озные движения.Реформация привела к возникновению новых религиозных движений,ко-торые получили возможность развиваться и влиять на культуру.Это было очень поле-зно для различных религиозных движений,которые воспользовались этими революцион-ными изменениями в церкви,чтобы продвигать свои идеи и методы.Международные отн-ошения.Реформация также оказала влияние на политическую жизнь и международные отношения. Это принесло выгоду тем странам, которые использовали религиозное разнообразие для укрепления своих позиций на международной арене.Важно отметить, что революция в церкви имела как положительные,так и отрицательные последствия, и различные группы и интересы могли извлечь из неё как выгоду,так и ущерб.В чём заключалось влияние Реформации? Реформация,начатая Мартином Лютером в XVI в., оказала глубокое влияние на развитие христианства и западной цивилизации в целом .Ее последствия ощущаются и в наши дни,проявляясь в различных аспектах обществ-енной и духовной жизни.Религиозная свобода и многообразие конфессий.Одним из ключевых результатов реформации стало утверждение принципа религиозной свободы. Новые христианские конфессии,возникшие в результате движения,способствовали раз-нообразию религиозных убеждений и практик.Это оказало влияние на формирование современных представлений о свободе совести и вероисповедания.Этические и социа-льные нормы.Реформация поставила под сомнение абсолютный авторитет папы,что при-вело к переосмыслению роли церкви в обществе.Это,в свою очередь,способствовало развитию светских этических и социальных норм,основанных на принципах гуманизма и справедливости.Роль веры и благодати.Критика практики продажи индульгенций подчеркнула важность веры и благодати в спасении,что оказало влияние на развитие теологических концепций и личных духовных практик,которые актуальны и сегодня.
Роль церкви в обществе.Реформация привела к изменениям в структуре и роли церкви в обществе.Новые конфессии акцентировали внимание на духовном развитии и личной вере,что способствовало развитию индивидуализма и самостоятельности в духовных вопросах.Роль образования и науки.Реформация также стимулировала развитие образ-ования и науки,поскольку новые конфессии подчеркивали важность образования для понимания Библии и религиозных учений.Это способствовало развитию критического мышления и научного метода,которые являются важными аспектами современного обр-азования.Культурное разнообразие.Реформация привела к возникновению новых религ-иозных движений,которые оказали влияние на культуру и искусство.Это привело к культурному разнообразию и обогащению,которое мы наблюдаем сегодня.Свобода мысли и критическое мышление.Реформация стимулировала развитие критического мышления и свободы мысли,поскольку новые конфессии поощряли самостоятельное изучение Библии и религиозных учений,что весьма поспособствовало развитию интеллектуальной своб-оды и разнообразия мнений,которые являются важными аспектами демократического общества.Влияние на политику.Реформация также оказала влияние на политическую жизнь,поскольку новые конфессии содействовали развитию национальных государств и укреплению национальных идентичностей.А это,в свою очередь,привело к формирова-нию современных национальных государств и международных отношений.Экономические последствия.Реформация также изменила экономическую жизнь,поскольку новые конф-ессии поощряли бережливость и трудолюбие.Полным ходом стал развиваться капита-лизм и рыночная экономика,которые являются важными аспектами соврем.экономики.
Духовное разнообразие.Реформация подчеркнула важность личного духовного опыта и веры,что стимулировало развитие духовного разнообразия и многообразия практик, толерантности и уважения к различным духовным традициям.Таким образом,реформа-ция,начатая Мартином Лютером,оказала глубокое и многогранное влияние на развитие христианства,западной цивилизации и современного мира в целом.Ее последствия ощущаются в различных аспектах общественной,духовной и культурной жизни,способ-ствуя развитию свободы мысли,многообразия конфессий,этических норм, образования, науки,культуры и международных отношений."

  (ст."Да скифы мы,но не азиаты и не с раскосыми глазами.Мог ли быть у скифов субклад R1a- Z280?",История в историях,2024) "Михаил Леонидович Томилин г.Клин.
О древнеарийской общности: «Она сопровождаемая гаплогруппой R1a;Z645,видимо,скл-адывалась уже в рамках археологической культуры шнуровой керамики 5,5-6 тыс.лет назад,перешедшей в фатьяновскую культуру.В ее лоне и зародились такие значимые ветви древнеарийской гаплогруппы,как R1a;Z645;Z280 и R1a;Z645;M458 будущих рус-ских и славян(рода R1a),а также арийская R1a;Z645;Z93 будущих высших каст Индии. Носители последнего субклада(ветви)ариев примерно 3500 лет мигрировали до Индии. «Эти миграции прошли от фатьяновской культуры сначала до южного Урала,через аба-шевскую(4,2-3,85 тыс.лет назад),потаповскую(4,1-3,8 тыс.лет назад),синташтин-скую(4,2-3,8 тыс.лет назад)археологические культуры,и везде там нашли гаплогру-ппу R1a-Z93 с появляющимися новыми и новыми мутациями,что и указывает на направ-ление миграций».(Вестник Академии ДНК-генеалогии,т.17 № 7)То есть, скифы по Клесову – это в основном потомки ариев, носителей гаплогруппы R1a, которые не ушли на юг, через Кавказ в Месопотамию и на Ближний Восток, и не ушли на юго-восток, в Иран и Индию, примерно 4000-3500 лет назад. Это те, которые остались в северном Причерноморье и рассеялись по Великой степи от низовьев Дуная через прикаспийские территории, Среднюю Азию, Южный Урал и до Алтая, и далее, до Китая и Монголии.Если бы нашли среди них субклад R1a-Z280 об этом бы была информация. По - нашему мнению и такой субклад мог быть, но по Клесову у скифов субклад R1a-Z93 был основным.Семен Жихарев в комментарии по этому вопросу пишет: «Понимаю эту рокировку Анатолия Алексеевича, если ушел субклад R1a-Z93, то кто тогда строил всё I тыс. до н.э. скифские царские курганы и наводил "шорох" на Русской равнине.Мне,кстати,археологи сообщали,что в одном из курганов у трех носителей-скифов сделали ДНК-тест и получили R1a-Z280.К сожалению,эту информацию я похор-онил в своем электронном архиве.Пока на скифских курганах хозяйничают попгенети-ки,скифская археология будет находится в загоне.Но, древних историков все равно никто не отменит,а они уже как две тысячи лет назад сказали,что славяне и аланы - это скифы,и они же сарматы и что скифы сарматского племени.Но когда ДНК-генеа-логия возьмет верх над этой недонаукой, главным субкладом будет R1a-Z280…Древние историки точно знали, что скифы, сарматы, яцыги, роксоланы и аланы один и тот же народ с коренным именем "Россы". Птолемей называл славян и алан скифами и тех же славян, и алан сарматами; он же говорил что скифы сарматского племени.Плиний называл хазар- скифами,сербов сарматами,роксолан- аланами.Страбон называл сарма-тов- скифами,роксолан- аланами.Греки называли славян по Нестору- скифами. Свидас называл Руссов- скифами,Константин Багрянородный,Анна Комнена,Лев Диакон и Кин-нам называли Руссов- скифами.» Приведу еще интересное мнение из материалов статьи П. Золина «Гаплогруппы скифов»: «Скорее всего вся основная масса скифов (которые R1a) была носителем снипа Z280. Или имела другую гаплогруппу. Что тоже маловероятно.Это в целом должно быть верно. Дело в том, что скифы, повторяю, это от 7-го века до н.э. и до примерно начала нашей эры. А арии со своими снипами Z93 и L342 ушли на юг, восток и юго-восток примерно 4500 лет назад. То есть временной разрыв между историческими ариями и историческими скифами - почти две тысячи лет.Можно, конечно, сказать, что они не полностью ушли, их потомки R1a1 остались, и стали скифами. Но это вряд ли (в заметной степени), потому что скифы во многом уходили на запад, в Европу, и тогда бы в Европе было много Z93 и L342. Пока этого нет, за исключением отдельных случаев. Например, часть венгерских секлеров (это - венгерские казаки, сословие охранников границ со своими древними привилегиями) имеют L342, но они, видимо, принесли этот снип с Урала, вместе с мигрантами-мадьярами в первом тыс. нашей эры. Иначе говоря, среди варваров-R1a, досаждавших Римской империи, скифы определенно были, а вот Z93, L342 особенно не наблюдается. Они были ближе к нам, носителям Z280, братьям ариев-Z93. Но среди скифов-варваров наверняка были и носители гаплогруппы G, и R1b,и других гаплог-рупп.Я не знаю,"основная масса" или нет,видимо,будущие исследования покажут…» (Гаплогруппы скифов Петр Золин Гаплогруппы скифов.И еще информация к размышлению .А.Клесов считает,что у скифов:«В их генотипе также присутствовали обе гаплогру-ппы и Z93,и Z645.Но при этом он говорит,что эти сибирские скифы не являются пре-дками современных русских с Русской равнины.Так вот судя по всему они были пред-ками сибирских русов или чалдонов(Z93)»(«Что рассказал нам А.Клесов про скифов, ариев и русов,а о чем предпочел промолчать?"Большое количество русских истори-ков-патриотов занималось исследованием настоящей русской истории. Их имена не афишировались, замалчивались, шельмовались. Одним из таких учёных был Василий Маркович Флоринский. Труд Василия Флоринского «Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни», изданный в Томске в 1894 году его роль и сегодня не потеряла своей значимости.«Его основанные на фактах размышления и выводы о прар-одине арийской народности…о путях этих переселений поражают своей проницательно-стью.Его открытия выводят на чистую воду все выдумки о русской истории …Медицина не стала главным делом его жизни.Его захватила сравнительная археология.В Томске с его активным участием 22 июля 1888 г.торжественно открылся императорский уни-верситет.Василий Флоринский организовал при университете археологический музей, много сделавший для изучения курганных сибирских древностей…Василий Маркович провёл гигантскую работу, сравнивая археологические находки раскопанной Шлиманом Трои,адриатических венетов(общеизвестно,что венеты,или венеды,— это славяне), а также венетов прибалтийских с находками в северорусских и южнорусских курганах. Русский учёный доказал,изучая черепа в сибирских курганах и захоронениях адриа-тических и прибалтийских венетов(венедов),что они принадлежат к одной славяно-арийской расе.Сходство найденных предметов быта,орнаментов,посуды из венедских — точнее,славянских— земель с сибирскими курганными предметами было настолько убедительно,что не оставалось сомнений: речь идёт об историческом бытии разных ветвей единого могучего арийского народа— протославян.Кстати,только Флоринский приводит свидетельства Птолемея,который ещё в 140 г.от Рождества Христова наз-ывал славян славянами.Многие советские и современные учёные относят появление исторического понятия «славяне» только к V-VI векам н.э.Будучи лингвистом,Флор-инский владел санскритом,латынью,знал многие европейские языки,что помогло ему, вслед за тоже подвергнутым ныне забвению русским историком, учёным-славистом А. Ф. Гильфердингом … Мир ведийских и авестических арийцев он осмысливал как часть исторического бытия протославянских племён …» («ОТКРЫТИЕ ФЛОРИНСКОГО АРИЙСКАЯ РАСА В СИБИРИ».Отметим,что многое зависит от терминологии их трактовок и времен-ных рамок,а так же новых открытий археологов и других смежных с ними наук."

  (ст."Почему дед и баба не смогли разбить золотое яйцо?",История Тут,2023)
"Совершенно и абсолютно бессмысленная сказка,если ее рассказывать 2-3-летним малышам.Но вот для взрослых,ежели внимательно посмотреть и подумать,то смыслов здесь если не бесчисленное множество,то вполне достаточно для научного трактата. Версия первая,печальная.Вот на первый взгляд что мы видим: дед и баба сидят за столом в избе и колотят золотое яйцо.Зачем они это делают? Наверное,они голодны и хотят есть.Одно яйцо на двоих.Делаем вывод: у стариков наверняка нет детей, или детки покинули их,поэтому дед и баба живут в сокрушающей бедности и нищете (про их пенсии нам ничего неизвестно,так как неизвестно время-эпоха,в которой обитали эти несчастные).Этот факт подтверждает и мышь,которая хвостиком махнула и яйцо разбила.Где это видано,чтобы в приличных домах мыши запросто так по стол-ам бегали в присутствии хозяев? Одна только курочка Ряба стариков пожалела и об-ещала снести нормальное яйцо,чтоб хозяева не померли голодной смертью.Мораль.Тут деткам 2-3-летнего возраста нужно пояснить,что маму с папой в беде и старости бросать нельзя,а нужно заботиться о них тогда,когда время придет.Версия вторая, короткая технологическая.Понятно,что золотое яйцо просто так разбить или трудно, или вообще невозможно.Но дед с бабой этого не знали, потому что,вероятно,в школе плохо учили физику с химией.А вот мышка знала,и применила свой,новаторский подх-од,поэтому яйцо и разбила.Мораль.Нужно всегда держать руку на пульсе и быть в курсе всех новшеств и технологий,иначе останешься голодным.Версия третья,мерк-антильно-любопытствующая.По условиям сказки нам неизвестно,несла ли курочка Ряба золотые яйца каждый день или этот раз был первым и единственным.Вполне возможно, что стариками овладело любопытство: а что же может быть там в середине того яй-ца,если скорлупка его из чистого золота? А могут ли они разбогатеть,если продать то,что внутри? Тут,как ни крути,но ясно,что любопытство до добра не доводит– во- первых,а во-вторых– у деда с бабой напрочь отсутствует коммерческая жилка.Ведь могли бы продать золотое яйцо задорого,сохраняя интригу: а что там внутри? Но не сложилось.Мораль.Если уж решили заняться коммерцией,то надо,прежде всего, хоро-шенько подумать и прикинуть варианты: кому,как и за сколько чего можно продать.
Версия четвертая, магическо-эзотерическая
В этом случае золотое яйцо выступает как некий волшебный символ, защищенный магией и заговорами-наговорами. Просто так его не разбить. В нашей жизни бывает, что встречаются такие ситуации, когда кажется, что все силы зла демонической породы мешают осуществлению планов, проектов, замыслов, намерений и сбычи мечт. И реализовать свои задумки можно, только если прибегнуть к магии и заговорам и снять действие злых сил.Мораль.Если реально веришь в магию,то она может помочь– это как плацебо.Советовать тут бесполезно: веришь – верь! Не веришь– надейся на свои силы.Или жди,когда мышка хвостиком махнет.Версия пятая,кармическая.Тут зол-отое яйцо выступает как испытание-карма.Разбить яйцо– значит очистить карму,ре-шить нерешенные ранее вопросы и выполнить определенные действия.Эта версия очень серьезная и очень заумная.Тут с ходу не решишь: очистили ли дед с бабой карму или нет? Что именно им нужно было сделать: разбить яйцо или же,наоборот,пожалеть его и оставить целым и невредимым? И какую роль сыграла в этом мышка,разбив яйцо и помешав деду и бабе выполнить нужное действие? И что подразумевала курочка Ря-ба,которая обещала снести простое яйцо и упростить старикам работу? Как это соо-тносится с очисткой кармы? Мораль.Если решил чистить карму,то сначала определи круг вопросов и наметь пути реализации проблем.Чтоб не получилось наоборот,а то будешь плакать,как дед с бабой над разбитым золотым яйцом.Вот такие мои полушут-ливые/полуправдивые соображения по поводу сказки о курочке Рябе,мышке и несчаст-ных стариках.Наверное,есть еще какие-то варианты и версии того,почему дед и баба не могли разбить золотое яйцо,как вы думаете? И какая версия вам больше нравит-ся?P.S.Не ругайте меня,дорогие читатели,за эту публикацию: захотелось немного пофилософствовать и пошутить.А если вдруг вам этот опус понравился,то лайка-кнопочка известно,где находится.И вы всегда можете подписаться на канал «История Тут»: таки тут много легенд,мифов и даже сказки есть.Вот,к примеру."

  (ст."Рюриковичи",История Тут,2023) "Какая династия была самой первой правящей на Руси? Любой школьник(и даже,наверное,школьник не очень успешно учащийся)с хо-ду ответит: Рюриковичи– династия была первой правящей династией в Киевской Руси и Московского княжества,которая происходила от варяжского князя Рюрика,приглаш-ённого новгородцами управлять их городом.Было это ок.862 г.С того момента Рюри-ковичи сохраняли свой контроль над Киевской Русью и,позже,Московией до 1598 г. Они были основателями русского царства и империи,а также великими реформаторами и покровителями культуры.Рюриковичи играли важную роль в формировании государ-ства и культуры России и внесли огромный вклад в формирование государства на ру-сских землях.Они создали единое политическое пространство,объединив разные пле-мена и народы под своим скипетром.При Рюриковичах развивалась торговля,городс-кое хозяйство,земледелие,ремесло и промышленность.Рюриковичи сопротивлялись вне-шним угрозам,таким как номады,тевтонские рыцари,монголо-татары,литовцы,поляки и шведы.Они поддерживали культурное наследие Руси,способствуя распространению православия,литературы,искусства и архитектуры.Князья проводили ряд социальных и административных реформ, направленных на укрепление централизованной власти и улучшение жизни народа.Вот некоторые из наиболее известных представителей динас-тии Рюриковичей и их деятельность.Рюрик(сер.9 в.).Легендарный варяжский князь, которому приписывается основание династии Рюриковичей и начало ее правления в Киевской Руси(«Новгородский князь Рюрик: реальность и вымыслы»).Олег(879-912 гг. ).Правитель Киевской Руси и преемник Рюрика.Олег стал первым великим князем Кие-вской Руси и установил свою власть в Киеве.Он также известен своими военными по-ходами и успешными завоеваниями(«Князь,который умел предвидеть будущее»).Игорь (912-45 гг.).Сын Рюрика и продолжатель его дела.Игорь провел несколько успешных военных походов, в том числе против Византийской империи. Его правление также связано с созданием первой письменной Руси — "Повести временных лет"(«Не бессла-вьте понапрасну князя Игоря!»).Святослав(945-72 гг.).Святослав был одним из наи-более известных и мощных князей Рюриковичей.Он прославился своими военными похо-дами,в результате которых значительно расширил территорию Киевской Руси и всту-пил в конфликты с Византией и Восточной Европой(«Великий русский князь-полково-дец Святослав»).Владимир Святославич,известный как Владимир Великий(978-1015 гг. ).Владимир Святославич стал одним из наиболее известных князей Киевской Руси.Он принял христианство и провел массовое крещение русского народа,что имело огром-ное значение для дальнейшего формирования православной культуры в России.Русская Елена Троянская: Предслава– дочь Владимира Святого.Ярослав Мудрый(1016-18,1019-54 гг.)Ярослав Мудрый,сын Владимира Великого,был одним из наиболее выдающихся правителей Киевской Руси.Под его правлением Киевская Русь достигла своего расц-вета.Он заботился о развитии законодательства,образования,религиозной культуры и сделал Киев одним из крупнейших центров Европы.Предслава– родная сестра Ярослава Мудрого.Изяслав Ярославич(1054-78 гг.).Изяслав был старшим сыном Ярослава Мудро-го и правителем Киевской Руси после смерти своего отца.Он столкнулся с внутрен-ними и внешними конфликтами,включая борьбу за власть с другими членами династии. Он также предпринял военные походы против половцев и других племен.Всеволод Ярославич (1078-1093 гг.). Всеволод был сыном Ярослава Мудрого и младшим братом Изяслава. После смерти Изяслава он стал великим князем Киевской Руси. Всеволод укрепил свою власть и провел успешные военные кампании против половцев.Владимир Мономах(1113-25 гг.).Владимир Мономах был правителем Киевской Руси и известен своими реформами и благородством.Он заботился о развитии культуры,внутренней ст-абильности и укреплении государства.Он оставил письменные труды,в которых изла-гал свои политические и моральные взгляды.Гита Уэссекская– англосакская принцес-са и жена русского князя.Мстислав Владимирович(1125-32 гг.).Мстислав был сыном Владимира Мономаха и внуком Всеволода Ярославича.Он стал великим князем Киевской Руси и продолжил дело своих предшественников в укреплении государства и защите его интересов.«Любимые жены Мстислава Великого».Андрей Боголюбский(1157-74 гг.). Андрей Боголюбский,сын Юрия Владимировича(Долгорукого),великий князь Владимир-ский.Во время его правления Владимиро-Суздальское княжество значительно укрепи-лось.Он проводил активную политику и усиливал свою власть.Его правление также связано с строительством значительных церковных сооружений,включая Успенский со-бор во Владимире(1158-60),Золотые ворота во Владимире(1164),Церковь Покрова на Нерли(1165).Всеволод Большое Гнездо(1176-1212 гг.).Всеволод был сыном Юрия Долг-орукого и правителем Владимиро-Суздальского княжества.Он провел успешные военные походы против половцев,укрепил границы и развивал торговлю.Всеволод также извес-тен как покровитель культуры и искусства.Юрий II Всеволодович(1212-16,1218-38 гг.).Юрий II был сыном Всеволода Большого Гнезда и правителем Владимиро-Суздаль-ского княжества.Он продолжал политику своего отца,развивал торговлю и заключал союзы с другими княжествами.Ярослав II Всеволодович(1238-46 гг.): Ярослав II был сыном Всеволода Большого Гнезда и правителем Владимиро-Суздальского княжества. Он столкнулся с множеством внутренних и внешних конфликтов,включая монгольское нашествие на Русь.Александр Невский (1252-1263 гг.): Александр Невский был сыном Ярослава II и одним из самых известных представителей династии Рюриковичей.Он был великим князем Владимиро-Суздальского княжества и успешно сопротивлялся нап-адениям монголов.Александр Невский также известен своими военными победами,вклю-чая битву на Чудском озере(«Город,в котором родился,крестился и был посвящен в воины Александр Невский»).Даниил Александрович(1263-1303 гг.): Даниил был сыном Александра Невского,великого князя Владимирского.Он продолжал политику своего отца,развивал города и экономику княжества(«У начала времен: Московское княжест-во»).Иван I Калита(1328-40 гг.): Иван I был сыном Даниила Александровича и пер-вым правителем Московского княжества из династии Рюриковичей.Он объединил разли-чные русские земли и начал формирование Московского государства.Иван I также пр-оводил реформы и укреплял внутреннюю стабильность.Иван III Великий (1462-1505 гг.): Иван III был сыном Василия II Темного и внуком Василия I Дмитриевича. Он стал великим князем Московского княжества и продолжил укрепление государства. Иван III прекратил платежи великому князю Литовскому и объявил независимость Московского княжества, освободившись окончательно от монголов (стояние на Угре). Он также взял во владение Новгород и Тверь, значительно расширив территорию Московского государства(«Кто повинен в смерти великой княгини Марии Борисовны?») .Василий III(1505-33 гг.): Василий III был сыном Ивана III и правителем Москов-ского государства.Он продолжал политику своего отца,укреплял центральную власть и проводил реформы.Василий III также взял во владение Казань,Астрахань и другие земли.Иван IV Грозный(1533-84 гг.): Иван IV,известный как Иван Грозный,был сыном Василия III и первым русским царем.Он провел целый ряд реформ,вошел в историю как самодержец и усилил центральную власть.Иван Грозный также известен своими военными победами,включая освобождение Москвы от крымского ханства.Феодор I Ива-нович(1584-1598 гг.): Феодор I был сыном Ивана Грозного и правителем Московского государства.Он продолжал политику своего отца и заботился о благосостоянии стра-ны.Правление Феодора I отмечено культурным развитием,в том числе изданием первой печатной библии на русском языке.Правление династии Рюриковичей является величе-ственной главой в истории России.На протяжении многих веков эта династия прочно стояла у руля и внесла огромный вклад в формирование государства.Их имена,слов-но звезды на небе истории,сияли своими достижениями и преданностью Руси.С Рюри-ком началась эпоха,которая простирается сквозь века,и его потомки продолжали эт-от непрерывный путь.Члены династии Рюриковичей возглавляли государство,защищали его от внешних угроз и способствовали его развитию.Они строили города,укрепляли внутреннюю стабильность,проводили реформы и развивали культуру.Их военные подв-иги,мудрость и решительность приносили славу Руси и заставляли врагов трепетать.
История Рюриковичей— это история народа и его стремления к мощи и благополучию. Они брали на себя тяжелые бремена правления,боролись с внутренними конфликтами и внешними угрозами,но всегда оставались верными своим наследственным обязанност-ям.Правление Рюриковичей стало фундаментом,на котором было построено могучее го-сударство,которое продолжало развиваться и процветать на протяжении веков.Их ис-торическое наследие остается навсегда вписанным в летопись России,олицетворяя мощь,мудрость и величие.Династия Рюриковичей— не только историческая клятва,но и символ нации,который напоминает о единстве и силе Руси.Их правление стало опорой для будущих поколений,воплотивших мечту о великой и могучей России.Пусть славное наследие Рюриковичей всегда будет источником вдохновения и гордости для всех,кто искренне любит свою Родину и стремится к ее процветанию.Это лишь некоторые из важнейших представителей династии Рюриковичей.Все они оставили свой след в исто-рии России и внесли значительный вклад в формирование государства и развитие ку-льтуры."
 (ст."Эль-Амадия: город,где живут волхвы,мудрецы и волшебники",История Тут,2023)
"Когда величественная звезда засияла на небесах,три мудреца из древнего города Эль-Амадия,восточного поселения,которое славилось своими мудрыми исследователями и волшебниками,обратили внимание на ее волшебное свечение.Эта звезда,сияющая на востоке,предвестие несказанного события,увлекла сердца волхвов в захватывающее приключение.Мудрецов-магов было трое– Газар,Мельхиор и Балтазар.Их сердца напол-няла тайна,а в глазах таилась надежда от предчувствия великого события.Внутрен-ний голос подсказывал им,что звезда,явившаяся им в небесах,вела их к чему-то не-вероятному и священному.Газар,с оытом в изучении древних текстов и знанием звез-дных карт,первым понял,что звезда указывает на Вифлеем,древний город в Иудее.Он предположил,что в этом месте родится великий царь,который изменит ход истории.
Мельхиор указал на то,что звезда предвестие не только рождения,но и приближаю-щегося величия,ибо она сияла так ярко, как никогда прежде.Балтазар,старший и самый мудрый из них,увидел в этом знамении зов к поклонению высшим силам.Он ре-шил,что они должны последовать за звездой и принести дары новорожденному царю.
И волхвы собрали дары– благовония,золото и ладан– и отправились в путь,следуя за этой путеводной великой звездой.Так началось великое путешествие волхвов из Эль-Амадии. Путь был полон трудностей, но мудрецы преодолели все препятствия с верой в свое предназначение.И,наконец,когда они прибыли в Вифлеем и увидели младенца Иисуса,их сердца наполнились благоговением.Они пали на колени и принесли свои дары,признавая в новорожденном царе нечто более великое,чем они себе предста-вляли.Вот так вот,волхвы из Эль-Амадии внесли свой вклад в великое событие Рожд-ества,следуя свету звезды и принеся свои дары в знак поклонения великому Царю.А что это за город– Эль-Амадия,и где он находится? В далёком прошлом,на вершине величественного холма,возвышался город Эль-Амадия,окутанный тайнами и легендами. Этот город,основанный в III тысячелетии до н.э.,был свидетелем многих историч. эпох,от ассирийских завоеваний до современности.Эль-Амадия(Амеди или просто Ама-дия),уютно расположившийся в объятиях гор провинции Дохук в Северном Ираке,обла-дает уникальной и захватывающей историей,уходящей корнями вглубь веков.Город был построен на зеленых склонах гор,чтобы защитить его обитателей от враждебных воз-действий и создать укромное место для жизни.С течением времени здесь возникали цивилизации,уходящие своими корнями в периоды ассирийской и персидской империй. И теперь старый город Эль-Амадия пронизан атмосферой вековой истории,а его кре-пость,возвышающаяся над окрестными холмами,стала свидетельницей многих событий.
Согласно преданиям,Эль-Амадия была домом для персидских волхвов,мастеров чарод-ейства и астрологии.Именно отсюда,как гласит легенда,трое волхвов отправились в долгое путешествие,чтобы поклониться новорождённому Иисусу и преподнести ему св-ои дары.Со временем город превратился в убежище для многих народов.Курды,халдеи ,христиане и мусульмане нашли здесь мир и сосуществование,создавая уникальное культурное плетение.Несмотря на свою удалённость,Эль-Амадия привлекает путешест-венников своей необычной архитектурой,древними руинами и живописными видами.Од-ним из знаковых элементов истории Эль-Амадии является его крепость,возвышающая-ся на крутом холме.Строение крепости восходит к различным эпохам,с различными культурами,которые оставили свой отпечаток на этом архитектурном чуде.В течение веков Эль-Амадия был свидетелем войн,завоеваний и периодов относительного мира, и каждый камень его стен хранит свой собственный рассказ.Старинные дома,узкие улочки и каменные стены крепости– всё это напоминает о далеких временах и приг-лашает погрузиться в богатую историю этого захватывающего города в горах.Эль-Амадия обладает богатым историческим наследием и культурным достоянием.Крепость Эль-Амадия.Историческая крепость,возвышающаяся на холме,предоставляет захваты-вающие виды на город и окружающие горы.Крепость служила защитой от вражеских атак и является символом богатой истории города.Старый город.Прогулка по узким улочкам старого города погружает в атмосферу прошлого: традиционные каменные до-ма,ремесленные мастерские и местные рынки.Это уникальное место было так высоко оценено мировым сообществом,что в 1987 г.оно было включено в знаменитый список Всемирного наследия ЮНЕСКО.Джамия(Мечеть)Эль-Амадия.Это мечеть представляет арх-итектурный и религиозный интерес.Основанная в 1177 г.во времена правления Абба-сидов,мечеть прошла через несколько этапов реконструкции на протяжении своей до-лгой истории.В ее близи располагается историческое медресе,которое когда-то пре-дставляло собой крупнейшее учебное заведение в городе.В медресе преподавались предметы,связанные с исламским правом и арабским языком.Реставрацию медресе про-вел султан Хусейн.На южной стороне мечети находятся арочные проходы и купол,а также библиотека,где хранится литература по исламскому праву.Гора Раббан Хорм-изд.Недалеко от Эль-Амадии находится святая гора Раббан Хормизд с древним монас-тырем.Это место привлекает паломников и туристов своей исторической и религиоз-ной значимостью.Добраться из Амадии до монастыря непросто,так как расстояние по прямой чуть более 50 км,а хороших дорог,связывающих эти два места,нет.Соврем.жи-тели Амадии представляют собой многонациональное и многоконфессиональное сообще-ство.На данный момент численность населения Эль-Амадии приблизительно составляет 11 тысяч человек,среди которых большинство составляют курды и халдеи.В Амадии проживают представители различных этнических групп,включая ассирийцев,армян и туркмен.Этот регион известен своим этническим и культурным разнообразием,что от-ражается в языках,традициях и религиозных практиках его жителей.Курды составляют большинство населения,но вместе с другими группами они создают уникальный моза-ичный образ жизни в Амадии.В городе и окрестностях проживают представители раз-личных этнических групп,каждая из которых придерживается своих религиозных убеж-дений.Ислам является доминирующей религией в регионе,однако также присутствуют христианство и другие верования.Христианское и мусульманское сообщества города поддерживают дружественные и гармоничные отношения друг с другом.Разнообразие религиозных конфессий отражает богатую культурную и историческую ткань Амадии, где традиционно сосуществуют различные религиозные течения в атмосфере взаимного уважения и толерантности.История Эль-Амадии– рассказ о выживании,толерантности и культурном богатстве,который продолжает вдохновлять и удивлять всех,кто ступает на её землю.А Эль-Амадия– культурное сердце Курдистана."

  (ст."Разгадка древнего конфликта: почему титаны вызвали гнев богов",История Тут,2023) "Когда-то давно миром правили титаны– могущественные существа,дети земли и неба,Геи и Урана.Они были великими господами мира на протяжении долгого времени.Но ничто не бывает вечным! И господству титанов пришел конец: Кронос, младший из титанов,свалил своего отца Урана с престола,обезоружил его и бросил в бездну Тартара.Уран же из мрачного Тартара проклял титанов,и их сила стала уга-сать.Но все равно Кронос стал самым могучим из них: он был хозяином и властели-ном Времени.Кронос был самым сильным и жестоким из титанов: никто не мог устоять перед ним,и никому не удавалось ему воспротивиться.Он взял в жены свою сестру Рею,богиню земли и плодовитости,и породил новых богов.Однако Кронос не питал к ним нежности и даже испытывал к своим детям ненависть,потому что ему было изве-стно пророчество,которое гласило,что один из его сыновей поступит с ним также, как он сам однажды поступил со своим отцом Ураном: свергнет его с трона и лишит его власти.И Кронос расправлялся со своими детьми сурово: он немедленно поглощал новорожденных детей,лишая их возможности вырасти и стать могущественными.Но мать ,Рея,любила и горевала о них,и отказывалась примириться с трагической судьбой своих пришедших на этот свет деток.Однажды ей удалось спрятать одного из них– самого младшенького,последнего рожденного,которого она назвала Зевсом.Она укрыла его на острове Крите,а Кроносу дала вместо сына камень,обернутый в пеленки.Кро-нос не разглядел подмены и поглотил этот увесистый булыжник.А Зевс тем временем рос на Крите среди нимф,которые любили и заботились об этом малыше.А молоко ему давала коза Амалфея.Прошло время,и Зевс стал взрослым.Тогда он отправился на Ол-имп,туда,где обитали титаны.Здесь Зевса радостно встретила его мать Рея,расска-завшая ему всю правду о его происхождении и предначертанной судьбе.Юный Зевс ре-шил высвободить своих братьев и сестер,поглощенных Кроносом,и занять его трон.И для реализации задуманного он сочинил хитроумный план-ловушку.Зевсу удалось по-дменить напиток Кроноса отваром из растения омфакос.Это было чудесное снадобье, которое вызывало рвоту.Ничего неподозревающий Кронос выпил тот волшебный отвар, что заставило его извергнуть все,что он ранее проглотил.Так Зевс освободил своих братьев: Посейдона,Аида,Геру,Деметру и Гестию.Боги не могли простить Кроносу,по-велителю Времени,свои обиды и горькую судьбу,на которую он обрек их,новорожден-ных детишек.Вот поэтому боги объединились под началом Зевса против своего отца, а заодно и против всех титанов,и начали битву с ними за власть над миром.Вот так разгорелась Титаномахия– очень длительная и беспощадная война между титанами и богами.Это была жестокая борьба-битва,протянувшаяся на десять лет.С небес разд-авались громовые удары и сверкали разящие молнии Зевса,земля дрожала под мощным шагом титанов,а море вздымалось от волн Посейдона.Боги получили поддержку от св-оих друзей-союзников: циклопов– гигантов с одним глазом,которые были кузнецами и ковали молнии для Зевса; гекатонхейров– страшных чудовищ с ста руками,швырявших горы на титанов; а также к богам примкнул Прометей,который сам был титаном.И бо-ги победили титанов! И это была блистательная победа! Зевс заключил Кроноса и побежденных титанов в Тартар— бездну под землей,где им предстояло терпеть вечные страдания.И только немногие титаны смогли избежать этой несчастливой участи:
Прометей,кто стал покровителем и защитником всего рода людского;Атлант– его осу-дили,но простили,однако повелели нести на своих плечах небесный свод;Япет и его сыновья Менетий,Эпиметей и Атлас;Океан и его супруга Тефия;Гиперион и его супру-га Феба;Койос и его супруга Фебе; Криос и его супруга Еврибия;богиня памяти Мне-мозина;богиня правосудия Фемис,которая стала второй супругой Зевса;богиня поряд-ка Темис;и,конечно же,мать богов Рея.Эпоха титанов завершилась, уступая место эпохе богов.Зевс взошел на вершину вселенского престола,разделив власть над мир-ом со своими братьями: Посейдон завладел морем,Аиду достался подземный мир.Себе же Зевс оставил весь космос и земной мир, населенный людьми.Эти главные боги не обошли вниманием своих сестер: Гестию стали чтить как богиню домашнего очага; Деметру как богиню земледелия и плодородия; Геру как богиню брака и материнства, а кроме того она стала супругой Зевса.Победители заняли Олимп,ту самую высокую гору Греции,где раньше обитали титаны.Оттуда боги наблюдали за течением жизни среди людей.Однако Кронос не был полностью побежден. Его дух продолжал жить в камне, который он проглотил вместо Зевса. Этот камень назывался Омфалос – символ центра Земли. Его поставили в Дельфах и решили, что теперь именно здесь будет расположен центр Земли.Хотелось бы отметить,что в живых и невредимых остался еще один сын Кроноса,который был рожден нимфой Филирой– Хирон,кентавр с торсом чело-века и лошадиными ногами.Хирон прославился как мудрый и добрый учитель многих героев древнегреческой мифологии: Ахилла, Геракла, Ясона, Асклепия и других. Изначально он обладал бессмертием, но отрекся от него, когда был нечаянно ранен отравленной стрелой, выпущенной Гераклом. Его увековечили на небесах в виде созвездия Кентавра или Стрельца.Так завершилась эпоха титанов, и наступила эпоха олимпийских богов. Но время неумолимо течет, всё меняется. Может быть, однажды придет новый герой, который свергнет Зевса с трона, и тогда начнется новый цикл мифологических событий."
  (ст."ДНК древних жителей Аркаима: кем было население уральского города, который был ровесником египетских пирамид",Популярная наука,2024) "Аркаим- древ-ний город,который располагался на юге современной Челябинской области.Здесь про-цветала довольно развитая для своего времени цивилизация,которая генетически св-язана с соврем.славянами.Появился он в 2150 г до н.э.как раз когда подходил к концу период Древнего царства в Египте,с которым и связывают строительство боль-шинства крупнейших пирамид.Обнаружили его в конце 80-х годов прошлого века.Когда проводили исследования для создания водохранилища,случайно наткнулись на древнее городище.Любопытно,что первыми,кто его нашел,стали два советских школьника.Им дали малоперспективный,по мнению организаторов,участок работ.Пусть,мол,детки поучатся,да и взрослым мешать не будут.А они увлеклись раскопками странной насы-пи,которая и скрывала останки древнего города.Удивительно, но город все равно хотели затопить. Ведь по генплану, здесь должно быть водохранилище, важное для сельского хозяйства региона.Ученым с огромным трудом удалось отстрочить катас-трофу на два года.Ну а потом,с распадом СССР и вообще отменить масштабный прое-кт.Как выглядел древний город Аркаим?Город был обнесен двумя кольцами валов.В них было четыре прохода- по сторонам света крестообразно.Площадь города- 20 тыс. кв.м.Центральная площадь города представляла собой прямоугольник со сторонами 25 на 27 метров.Стены состояли из саманного кирпича.У них были деревянные каркасы и внешнее покрытие- необожжённый глиняный кирпич.Для тех времен получилась весьма прочная конструкция.До сих пор точное предназначение города не установлено.То ли он был крепостью,то ли торговым центром.По одной из версий,здесь был также мест-ный металлургический центр.Принадлежит так называемой синташтинской культуре, которая на тот момент доминировала в степях Южного Урала.Представители этой ку-ьтуры строили укрепленные города.Стены создавались из бревен и глины.Российский археолог Виктор Шнирельман обратил внимание на то,что структура Аркаима и других городов синташтинской культуру построена «по образцу Вселенной»,которая была описана в древней индоарийской литературе- Ведах и Авесте.Вряд ли это совпадение ,скорее всего имеет место тесная связь культур.О генетической же связи- подроб-нее расскажу в следующей главе.Воевали на колесницах.Здесь были найдены первые в истории боевые колесницы! Культура была очень развитой для своего времени.Глин-яная керамика украшалась орнаментом в форме свастики.Жилища в городе кстати тоже были расположены в такой форме.Этот символ протянулся сквозь тысячелетия.Но,увы ,нацисты исковеркали его смысл,и теперь свастика несет совсем иные,далеко не светлые ассоциации.Впрочем,индусов Вторая мировая и преступления нацистов особо не коснулись,поэтому они используют символику и до сих пор.Из любопытного и си-мволичного- мужчин хоронили вместе с лошадьми.И ноги складывали так,будто они бегут.Представители синташтинской культуры были дружны с лошадьми- возможно,они стали первыми,кто так их освоил.А теперь давайте посмотрим,кто же населял этот древний уральский город.Кто жил в Аркаиме? В километре от Аркаима нашли могиль-ники,где хоронили усопших.Останки сохранились, что и позволило ученым восстано-вить картину.Население принадлежало к европеоидному типу.Не азиатскому,хотя до современных Казахстана и Монголии тут очень близко.Удивило ученых то,что женских захоронений было в два раза больше чем мужских.Хорошо,тип европеоидный,а с кем же он близок генетически? У жителей Аркаима доминировала гаплогруппа R1a. В наши дни она распространена у жителей Восточной и Центральной Европы и у сибиряков.
Представители этой гаплогруппы пришли в Германию и Восточную Европу и,в дальней-шем,смешавшись с уже бывшим тут местным населением заложили основу для германс-ких и балто-славянских племен.Сейчас эта гаплогруппа часто встречается у славян. Лидеры- поляки(57,5%).На втором месте белорусы(51%)и русские(47-55% в зависим-ости от региона,чуть больше- на юге,чуть меньше- на севере,там уже добавляется геном скандинавов и финно-угров).Украинцы находятся где-то в середине списка ср-еди славян с показателем в 43%.А замыкают список болгары и черногорцы со скромн-ыми 18%.Любопытно,что одна из веток этой гаплогруппы- R1a1a- часто встречается у индусов на севере и западе Индии.Насколько человечество все-таки родственно друг другу.Как бы мы не искали и не любили различия с бесконечным выяснением "Кто круче!?",все-таки люди гораздо больше похожи чем различны между собой.И,по-мое-му,это прекрасно!"
  (ст."Рипейские(Рифейские)горы- что это за горы и где они находятся?",Собесе-дник на скамейке,2024) "Древние греки считали, что Гиперборея находится за Рипейскими (Рифейскими) горами, которые пролегли с Запада на Восток где-то на далёком севере. Этот "далёкий" север был далёк лишь для древних греков. Для нас же, современных жителей России, расстояния измеряются иначе, ведь у нас есть транспорт, который за короткое время способен преодолевать тысячи километров. Я полагаю, что нашла эти горы, и хочу вам рассказать, что они существуют, а также покажу, где они находятся. Правда, в наши дни их никак нельзя назвать высокими, а вот великими и бескрайними- можно."На далеком севере,где земля полгода покрыта снегом,протянулись с запада на восток великие и бескрайние горы.Вокруг их золо-тых вершин совершает свой годовой путь солнце, над ними в темноте зимней ночи сверкают семь звезд Большой Медведицы,а в центре мироздания расположена Полярная звезда.С этих гор устремляются вниз все великие реки земли,только одни из них текут на юг,к теплому морю,а другие- на север,к белопенному океану.На вершинах этих гор шумят леса,поют дивные птицы,живут чудесные звери и в золотых руслах текут здесь реки"- так описываются эти горы в древнеиндийском эпосе.Некоторые считают, что речь идет об Уральских горах. Но это не верно. Уральские горы в некоторых древнегреческих источниках назывались Гиперборейскими и пролегали(пр-олегают)они с севера на юг.А про Рипейские горы говорится,что они протянулись с запада на восток.И если посмотреть на современную карту России,то никаких подо-бных гор мы не увидим.Как видим, кроме гор Урала нет никаких больше высоких гор ни на Восточно-Европейской равнине, ни на Западно-Сибирской равнине. Конечно же есть Среднесибирское плоскогорье и далее на восток множество гор и кряжей, но не о них идет речь.Рассмотрим поближе карту России,ее еврочасть.Как видим, все-таки горы имеются. Может быть их, по сравнению с Уральскими, трудно назвать горами? На Урале есть высоты,достигающие почти 2 км.Но тем не менее, гора,высотой в 50 или 100 м тоже может называться горой.А здесь на карте мы видим ряд возвышен-ностей: Среднерусскую,Приволжскую,Валдайскую,Общий Сырт и т.д.Да еще и впридачу Северные увалы.Вы можете не считать это горами.Но в городе Саратове, например, это горы.Соколовая гора или Лысая(Октябрьское ущелье).Соколовая гора имеет выс-оту 165 м.На ней расположен Парк Победы и памятник "Журавли".Гора возвышается над центральной частью города,что отлично видно на данной фотографии.Октябрьское ущелье- там тоже горы.Кстати,само название города Саратов идет от "Сары-Тау", что с татарского переводится,как "Золотые горы".В Октябрьском ущелье есть Лысая гора.Вокруг Саратова также есть горы,высотой до 200 м.Но если рассматривать дру-гие возвышенности,то там есть горы в два раза выше саратовских.Вот,например,на Валдайской возвышенности есть высота в 343 м или почти такая же- на Северных Увалах(293 м).На Валдае эта высота имеет название Макушка Валдая.В Википедии да-же написано,что у нее высота 346 м.В интернете нашла лишь такую фотографию.На Северных Увалах высшая точка- Исакова гора.Почти 300 м.Все эти горы и возвышен-ности действительно покрыты лесами и являются обиталищем многих диких зверей. Хочу добавить, что я много лет жила на Урале, и Уральские горы в среднем, не на много выше этих. Не спорю, что есть там очень высокие вершины, и они в разы больше вышеупомянутых высот,но все-таки высота Уральских гор- не такая уж и бол-ьшая.Чаще всего это около 500-600 м.Вот,например,гора Карабаш на Урале.Очень по-хожа эта гора на горы Саратова.Но высота ее больше.Древние греки,говоря о Рипей-ских горах,не сообщали их точную высоту.Так что понятие о "высоких" горах может быть идеализированным.Когда я жила на Урале,местные горы мне казались небольши-ми.Сейчас я живу в Астраханской области,где практически нет гор.Когда едешь из Астрахани в Волгоград,издалека виднеется гора Богдо,которая находится неподалёку от соленого озера Баскунчак.Когда не с чем сравнивать,даже такая гора кажется высокой.Глядя на эту гору сразу хочется воскликнуть:"Какая она высокая,больш-ая!" И,видимо поэтому,ее называют "Биг Богдо",что в переводе с английского озн-ачает "Большая Богдо".Так что для греков,которые скорее всего бывали рядом с Ри-пейскими горами,эти горы были довольно большие и высокие.Это моё мнение.Таким образом,я предполагаю,что Рипейскими горами греки называли несколько возвышен-ностей,которые отделяют Причерноморье от Восточно-Европейской равнины.Есть мне-ние,что этими горами могли быть только Северные Увалы,с чем я могла бы согласи-ться,но я думаю,что Рипейские горы все-таки занимали большее пространство.И на древних картах эти горы проходят как раз севернее Азовского моря и обратите вни-мание на реку Истр.Поверну современную карту в таком же направлении..Некоторые исследователи считают, что Рипейскими горами являются Северные Увалы.Я тоже так раньше думала.Но сейчас я с этим утверждением не согласна.В подтверждение того, что эти горы не являются Северными Увалами,становятся сообщения древних авторов. Например,Аполлоний Радосский сообщал,что в этих горах берет свое начало река Истра.А это,друзья,Московская область.По Филосторгию с этих гор начинается река Танаис(Дон),а это Тульская область.Согласно "Периплу" Маркиана,с Рипейских гор ,которые лежат "между Меотийским озером и Сарматским океаном",текут реки Хесин (предположительно Западная Двина) и Турунт(предположительно Полота),а это Твер-ская и Псковская области соответственно.Так что и Ленинские горы в Москве- тоже часть Рипейских гор.Да и Северные Увалы нельзя назвать великими и бескрайними.
И последнее: я могу предположить,что некогда эти горы были гораздо выше.Такими они стали после того,как произошло таяние ледника.Днепровское оледенение законч-илось по расчетам ученых 250-300 тыс.лет назад,но ледник оттаивал долгие столе-тия,всё дальше отходя к северу.Масса рек,озёр и болот появились благодаря этому процессу.В 80-х годах прошлого века считалось,что ледник доходил до поворота ре-ки Дон на запад.Я предполагаю,что эти горы были и выше и острее.Но ледник их сд-елал такими,какие они и есть сейчас.Остается только вопрос: кто мог видеть эти горы до наступления ледника? Или о высоте этих гор говорили образно?"

  (ст."Не Лемурия,а Кумари Кандам: реальна ли индийская Атлантида?",ИндияСвами, 2024) "Многие любят истории об исчезнувших с лица Земли цивилизаций и затонувших или разрушенных древними катаклизмами материках,главных из которых,конечно,явля-ется Атлантида.Вслед за ней идет таинственный континент Лемурия,который,как счи-тается,находился где-то в Индийском океане.Но есть еще одно название,которое те-сно связано с мифом о Лемурии.Это Кумари Кандам- континент,который по преданиям, располагался на юге современной Индии и был колыбелью древней тамильской куль-туры.От Лемурии к Кумарии.Еще в XIX веке западные ученые вели дискуссии об очер-едном предполагаемом затонувшем континенте— Лемурии,который предположительно находился между Индостаном,Австралией и Африкой.Эта идея возникла как попытка объяснить общие черты этих регионов.Лемурия,мифический континент,упоминаемый в тамильской науке,возникла как гипотеза в XIX веке для объяснения распространения лемуров(животных)через океаны на разные континенты.Примечательно,что первонача-льно ее называли «Илемурия».Со временем,эта концепция прочно закрепилась в тами-льской культуре как предполагаемая колыбель древних тамильских цивилизаций,вдох-новленная санскритскими текстами о затонувших землях.Но существование Лемурии так и осталось предметом легенд и спекуляций.Научных подтверждений ее реальности найдено не было.Уже позже,в начале XX века,в 1903 г.,в науке появились термины Кумаринату и Кумари Наду,котррые были предложены для обозначения индийского рег-иона Кумари.Однако лишь в 1930 гг.эти наименования начали ассоциироваться с Лем-урией,получив наименование Кумари Кандам.Несмотря на это,упоминание Кумари Кан-дам можно встретить в тамильских текстах аж XV в.,в частности в эпической поэме Сканда Пурана,которая является частью обширного собрания из 18 индуистских писа-ний.Эти тексты включают в себя свыше 81 тысяч стихов.Название Кумари Кандам име-ет корни в санскрите и производится от словосочетания «Кумарика Кханда»(Сказа-ние о Кумарике).Мир Кумарии.Итак,в «Сканда-пуране»,датированной XV веком,соде-ржится первое повествование о Кумари Кандам.Этот древний текст представляет соб-ой описание устройства вселенной,согласно которому она состоит из множества раз-личных миров.Каждый из этих миров включает в себя несколько континентов,на кото-рых,в свою очередь,располагаются разнообразные государства.В одном из таких ца-рств правил монарх по имени Паратан,отец восьми принцев и одной принцессы.Согл-асно легенде,Паратан разделил свои владения на девять провинций,и одна из них получила название Кумари Кандам.Управляла этой территорией его дочь Кумари.Счи-тается,что на этой земле проживали брахманы,а также осуществлялось чтение древ-них текстов Шивы и Вед,священных писаний индуизма.Встречаются ли где-то еще упо-минания о Лемурии? Вообще,нужно сказать,что легенды о потерянных континентах Му и Лемурия относятся к мифическим землям и утраченным цивилизациям и не имеют по-дтвержденных археологических свидетельств своего существования.В древности и Ср-едние века,тексты на тамильском языке и санскрите упоминают потерянные земли юж-ной Индии,поглощённые океаном.Упоминания о таких землях впервые встречаются так-же в произведениях I тысячелетия до нашей эры.Наккирар,древнеиндийский автор, повествует о Пандьях— царях ранней тамильской цивилизации,которые основали три Сангамы,академические собрания,просуществовавшие 4400 лет.Эти учреждения находи-лись под покровительством таких божеств,как Шива,Кубера и Муруган.Шива,Кубера и Муруган являлись властителями трех различных Сангамов,но в тексте не упоминается точный размер утерянной территории,однако автор намекает на то,что исчезла весь-ма обширная область земли.Как он пишет,известно,что океан поглотил второй Санг-ам,который просуществовал 3700 лет,и стал причиной гибели всех литературных тво-рений,созданных во времена первых двух Сангамов.А вот из исторических записей XV века стало известно еще об одной гигантской территории,потерянной под водой.Она охватывала 700 каватам,что эквивалентно 49 областям,расположенным на юг от реки Пахрули.Понятие «каватам» не имеет точного определения,однако из контекста след-ует,что речь идет о значительных размерах.И хотя в источниках не упоминается Ку-мари Кандам как название этой затонувшей земли,недостаточность информации не по-зволяет исключать такую версию.Лемурия = Кумари Кандам? В 1864 г.английский зоо-лог Филипп Склейтер предложил концепцию существования Лемурии;—;древней земли,свя-зывающей Индию,Мадагаскар и Африку,пытаясь тем самым объяснить распределение ле-муроподобных существ на этих территориях.Научное сообщество Европы и Америки в те времена предполагало,что Лемурия исчезла задолго до появления человека,опро-вергая теории о древних цивилизациях на её территории.Однако в XX в.вопрос о возможном населении Лемурии людьми до её гипотетического затопления вновь стал предметом научных дебатов и ссылок на античные источники.В индийском штате Тамил Наду,а также среди тамильских ученых,произошло активное продвижение уникальности тамильской культуры,что нередко связывают с желанием противостоять влиянию санс-крита и индоарийского населения.Однако,возможно,тамильские ученые просто непра-вильно интерпретировали работы своих коллег с Запада,стремясь таким образом укр-епить авторитет своих гипотез. Кроме того, они упоминали,что в ходе XX в.из-за сильных циклонов и других экстремальных климатических явлений происходила потеря небольших участков суши,пытаясь сравнить эти экологические последствия с исчез-новением целых континентов.В 1916 году ученый по имени Субрамания Шастри создал уникальную карту, представляющую Лемурию в соответствии с древними тамильскими преданиями. Несмотря на то, что Шастри в своей публикации выступал против идеи о реальном существовании Лемурии, его карта показывала Кумари Кандам как область, напоминающую по форме современный Индостан, и выглядела она как полуостров.Спу-стя десятилетие была создана еще одна карта,с отмеченной на ней местности леген-дарной Кумари Кандам,имена которых были заимствованы из старинных текстов на та-мильском языке.Затем появились другие карты,демонстрирующие горные массивы и ре-чные системы,занимавшие этот район.Однако в этих тамильских исследованиях наблю-дался изборочный подход к фактам,подтверждающим существование Кумари Кандам,и отказ от тех данных,которые не вписывались в устоявшийся нарратив.Это приводило к проблемам в интерпретации карты,поскольку не учитывалась возможность затопле-ния континента.В течение 20 века эта концепция подверглась критике большинством учёных,которые считали её не соответствующей историческим данным.Одни исследо-ватели предположили,что если и существовала территория,поглощённая морем,то она была слишком мала,чтобы считаться мифическим континентом,описанным в древних эп-осах.Однако,споры о реальности этой земли не утихают и продолжают вызывать жарк-ие дискуссии среди ученых.В Индии в основном представители тамильского национа-лизма и сторонники возрождения народных традиций настаивают на подлинности мифа, стремясь выделить уникальность своей истории.Но археологические данные не подтв-ерждают существование описываемых в легендах масштабов.И вопрос остается откры-тым.Что в итоге? Земля Кумари Кандам,которую в Индии многие считают колыбелью тамильской культуры и истоком древней литературы,возможно,была поглощена водами в период окончания последней ледниковой эры.Однако,вероятно,что подтвердить это никогда не удастся.Концепция Лемурии,когда-то легшая в основу изучения тамиль-ской истории,уступила место более убедительной теории дрейфа континентов,пред-ложенной Альфредом Вегенером в 1912 г.И теперь,с учетом современных знаний о тектонике плит,предположения ученых времен Викторианской эры кажутся менее обос-нованными.Таким образом,предания о Кумари Кандам скорее всего навсегда останутся в ранге мифа."Олег Дургин.
  (ст."О Русском Рюрике и Ютландском Рёрике",Катарсис и Катехизис,2024)
"Летописный Рюрик,подобно многим другим фольклорным устроителям государства,явл-яется из-за моря,призванный аборигенами,не ведающими как установить порядок в своей земле,обильной и богатой.«Заморье» выступает при этом географически не пе-рсонифицированным(это не конкретная страна,область или город),а единым нерасч-лененным пространством,которое,надо полагать,и выступает источником умиротворя-ющей власти и права.Таким восприятием «заморья» обусловлена и своеобразная нер-асчлененность во времени(в смысле принадлежности к определенному поколению)обра-за нашего героя: не названы его родители,он– порождение этого самого «заморья», его частица,привнесенная в суетный мир словен,кривичей,да чуди с мерью вместе с идеей власти и порядка.Он теперь исключительно «свой»,ибо в том мире,откуда он пришел с родом своим,не осталось связанных с ним узами родства.Рюрик из «замо-рья» лишен в летописи важнейшего отличительного признака архаичного вождя: не указаны ни обстоятельства его смерти,ни способ погребения,ни место расположения могилы,что вычеркивает его из списка языческих князей,предания о которых могли сохраняться в устной традиции к началу летописания.Это не решает проблему реаль-ности или надуманности самого Рюрика,а лишь доказывает отсутствие такого персо-нажа в долетописных сказаниях о первых князьях,в которых находилось место другим выходцам из «заморья»– Олегу,Аскольду и Диру.Ясный и недвусмысленный историче-ский портрет летописного Рюрика,казалось бы,должен со всей очевидностью указы-вать исследователям «Повести» на невозможность отождествления родоначальника на-шей правящей династии с одним из его североевропейских тёзок.Частью специалистов этот сигнал летописца воспринят: не исключая историчности Рюрика,они не заняты поисками его возможного «двойника» в ветвях генеалогических древ раннего средне-вековья.Так,Анне Стальсберг предположила,что первые русские князья были наемни-ками не самого высокого социального уровня.Однако,другая и б;льшая часть иссле-дователей потратила немало сил на поиски приличествующих нашей славной истории прародителей призванного варяга и его идентификацию.Одни ищут Рюрика среди бал-тийских славян,полагая,что те и есть упоминаемые «Повестью» варяги,другие,обра-тив взоры на края более северные,уже давно обрели искомое в лице Рёрика (Hr;rek),известного по западноевропейским раннесредневековым хроникам конунга Ютландии.Именно он,по их мнению,и явился для наведения порядка к словенам новг-ородским и соседним с ними племенам в 60-е годы IX в.,временно отстранившись от дел во Фрисландии и Дании.Любые другие древнескандинавские Рёрики никак не впи-сываются в систему летописных датировок начальной истории Руси и напрочь лишаю-тся шансов на завидное место родоначальника русской правящей династии и по совм-естительству отца-основателя российской государственности.Сторонники отождествления летописного Рюрика с Рёриком Ютландским важнейшей составляющей своих построений считают частично совпадающие хронологические данные жизни и деяний этих персонажей. Последнее западноевропейское сообщение о Рёрике датиро-вано 873 г.,когда он присягнул на верность Людовику Немецкому,а девятью годами позже Фризия,которую он в 872 г.получил в управление от Карла Лысого,досталась еще одному датчанину– родственнику Рёрика Годфриду,сыну Харальда Клака.Из этого следует,что Рёрик умер до 882 г.,оставаясь до конца своих дней правителем Фри-зии.Предполагать другое,например,лишение права владения этой территорией при жизни Рёрика,нет оснований,ибо такое событие,имей оно место,непременно отразило-сь бы в хрониках.Если допустить, что Рёрик = Рюрик, то его предполагаемая дата смерти (882 г. или немногим ранее) довольно близка той, что указана в ПВЛ (879 г.). «Княжитъ и володети» словенами, кривичами и иже с ними летописный Рюрик вызвался в 862 г. Отмеренные ему в «Повести» лет правления не отмечены ни какими событиями,летописцу,похоже,нечего было сказать об этом княжении.В итоге получ-ился портрет князя-пацифиста: Рюрик– единственный из русских раннесредневековых правителей,который вовсе не ведет войн.Все другие,от Олега до Ярослава,непрем-енно воюют, если уж не с внешними врагами или взбунтовавшимися древлянами,то с родными братьями.Его деятельность в нежданно приобретенных землях сведена в ПВЛ к фразе «раздая мужем своимъ грады»,что слишком мало(за 17-то лет!)для князя, существовавшего реально и оставившего о себе хоть какие-то воспоминания у потом-ков,и вполне приемлемо для персонажа вымышленного.В отличие от летописного Рюр-ика,Рёрик европейских хроник в эти же 17 лет не раз напоминает о себе.В январе – апреле 863 г.,то есть год спустя после предполагаемого начала княжения в Новго-роде(или в Ладоге)он совершает грабительский поход вниз по Рейну.Осенью 867 г., утратив к тому времени владения во Фризии,Рёрик угрожал императору Лотарю,и тому пришлось собирать ополчение для защиты от возможного набега.Дважды(оба раза осе-нью)в 870 г.в Нимвегене и в 872 г.в Трейэктуме он проводит переговоры с Карлом Лысым,по результатам которых возвращает себе земли во Фризии,став вассалом Кар-ла,а уже в июне следующего 873 г.присягает на верность Людовику Немецкому.К тому же,часть времени,совпадающего с гипотетическим новгородским княжением,Рёрик вла-дел землями между Северным морем и р.Эйдер,пожалованными ему в 857 г.датским ко-ролем Хориком II(854–867/873 гг.).Полемизируя с противниками тождества этих пер-сонажей(Рёрик= Рюрик),Е.В.Пчелов верно указывает на хронологические пробелы в данных западноевропейских источников,что,по его мнению,свидетельствует в пользу того,что Рёрик «мог оказаться и на Руси».Не станем исключать возможность(по кра-йней мере,теоретическую)такого,назовем его челночным,управления далеко удален-ными землями: ведь оставляли же короли-викинги свои владения,отправляясь в замо-рские походы,иногда очень продолжительные.Единственным существенным «противо-показанием» совмещению одним лицом ролей двух исторических персонажей– Рёрика и Рюрика– является (если вовсе не брать во внимание отмечавшуюся выше мифологизи-рованность образа новгородского князя и заметную искусственность летописного известия о нем),проблема хронологического свойства.Речь не об упомянутых Е.В. Пчеловым лакунах в данных западноевропейских источников,а об условности летопи-сных датировок событий,относимых «Повестью» к IX–X вв.Условность датировок наиб-олее ранних известий «Повести» отмечалась исследователями уже не раз,что,впро-чем,не оказало сколько-нибудь заметного влияния на различные категории «пользо-вателей» летописной хронологии,включая и специалистов по древнерусской истории, многие из которых по-прежнему принимают на веру те даты событий IX–X вв.,точно-сть которых ничем не подтверждена.В научных изданиях до сих пор надежно законс-ервирована вера в достоверность хронологии победоносного похода Олега на северян в 884 году,а Игоря на древлян– в 914.Да и явно искусственная летописная дата призвания руси в ближайшие годы вряд ли сдаст свои позиции: больно она привлека-тельна для авторов,желающих исправить «промашку» летописца,не сотворившего родо-словной для основателя династии.При этом дата его прихода(862 г.)рассматривает-ся как абсолютно достоверная или очень близкая к таковой,ведь в противном случае идентификация Рюрика как Рёрика невозможна.Подпитывается уверенность в полной (или почти полной)непогрешимости летописной хронологии «рюрикова княжения» инте-рпретацией некоторых археологических данных.Ряд исследователей связывает пожар горизонта Е2 культурного слоя Старой Ладоги с событиями,описанными в летописи под 859 и 862 гг.(изгнание варягов,междоусобицы,призвание руси),а некоторые из них считают дату пожара «блестящим подтверждением» летописной хронологии.Изредка высказывавшиеся немногочисленными оппонентами возражения во внимание не прини-мались,но яркие краски картины гармонии письменных и археологических источников заметно тускнеют,если все,ныне доступные исследователям,данные о Ладоге середины IX– начала XI веков рассматривать в комплексе,а не доказывать точность летопис-ной хронологии,опираясь лишь на один,вырванный из истории города эпизод– следы пожара,зафиксированные в горизонте Е2.Кроме этого пожара,случившегося между 863 и 871 годами и сопровождавшегося тотальным разгромом поселения,были и другие: Ладога гибла в огне около 840 г.,пострадала от него в середине X в.(ПВЛ относит к этому времени поход на север княгини Ольги),а затем в конце этого столетия, что связывают с нападением на нее ярла Эйрика.По крайней мере,об одном из этих событий(наиболее позднем)летописец должен был располагать какими-то сведениями, если допустить,что ему были известны некоторые обстоятельства появления Рюрика, случившегося тремя десятилетиями раньше,но в «Повести» о набеге викингов на Лад-огу ни слова.Если какое-то объяснение молчанию летописи об этом походе еще можно подыскать,то почти полному отсутствию данных о событиях в северной части Руси от ухода на юг Олега(882 г.)и до появления в Новгороде Владимира(970 г.)– нет.Кро-ме одного и единственно возможного: создатель «Повести» ничего о них не знал,и в его распоряжении не было никаких текстов или преданий,которые позволили бы запо-лнить эту зияющую хронологическую брешь.Даже о новгородском княжении Святослава Игоревича мы узнаем не из летописи,а от византийского императора Константина VII Багрянородного.Явные информационные пробелы в летописи связаны не только с Новг-ородом.Зная в деталях о военных экспедициях против Византии,она не упоминает о столь же масштабных каспийских походах руси,не знает о появлении кометы Галлея в 989 г.и о таком важном событии как начало чеканки русских золотых и серебряных монет в правление князя Владимира Святославича.Сказанного выше вполне достаточно для формирования представления о том,сколь ограниченными были сведения летописца об истории IX–X вв.Они не дают каких-либо оснований для предположения о том,что описание эпохи «призвания» руси и Рюрика хоть как-то соотносится с реальными со-бытиями.Признавая тождественность Рюрика и Рёрика,исследователи,вслед за этим, должны были бы признать очень высокую степень точности самых ранних летописных датировок,начиная с года вокняжения призванного варяга в Новгороде,и достовер-ность всех сомнительных последующих хронологических выкладок летописца для собы-тий IX– первой половины X вв.То есть должны уверовать в то,что на 39 г.совмес-тной жизни Ольга произвела на свет первенца,подарив 63-х летнему Игорю наслед-ника,которого ей затем по невыясненным причинам пришлось опекать до достижения им возраста в 22 года.Однако,эти хронологические построения летописца дали осно-вание М.Н.Тихомирову и О.В.Творогову считать искусственным соединением Игоря с Рюриком,а их прямое родство историографической легендой.Другие исследователи считали такие столь малореалистичные датировки основанием для поиска «утрачен-ного» княжеского поколения.Искать его можно лишь при наличии непоколебимой веры исследователей в полную достоверность летописной даты призвания Рюрика. Не понятно, правда, как автор ПВЛ, столь точно знавший самые ранние, первые даты начальной истории, мог в дальнейшем повествовании «потерять» одно, а то и два поколения, чтобы потом вынужденно и непомерно растягивать срок правления князя Игоря, датируя появление у того наследника началом седьмого десятка лет жизни. Скорее всего, он ничего не «терял» и порядок первых княжеских поколений знал верно, а из Игоря сделал «долгожителя» лишь для некоторого удревления его рода и истории руси.В исторических сочинениях подобная практика известна с глубокой
древности, но в нашем случае есть одна примечательная особенность. Летописец не пытался максимально углубить корни правящей династии, возведя начало ее истории, скажем, к царям троянским или римским императорам, как это делали авторы многих средневековых сочинений,ведь престиж царственного рода в те времена отчасти опр-еделялся его древностью.Он по возможности старался (надо воздать ему должное) опираться на факты исторические, почерпнутые из доступного ему источника – «летописанья греческого». Летописцу было важно и даже необходимо «призвать» Рюрика до первого, ставшего известного ему из хроники Продолжателя Амартола, похода Руси на Константинополь, который случился в 860 г., а в «Повести» ошибочно отнесен к 866 г. Отсчитав от этой даты несколько лет, автор «Повести» и получил время прихода варягов-руси,которое было бы иным,окажись год похода верно указанным.Выяснение других ключевых дат событий,относимых летописью к концу IX – началу 70-х годов X вв.,в том числе начала и окончания правлений первых князей, было бы не возможно,не окажись в распоряжении автора «Повести» текстов визант-ийско-русских соглашений.Указанные в каждом из них даты и имена императоров «по-зволяли установить,когда жили эти князья,в каком порядке их нужно расположить, сколько между ними положить лет.Судя по тому,как стремительно летописец обрывал жизни Олега,Игоря и Святослава сразу же после договоров,год их заключения был единственной датой,известной ему из жизни этих князей».При этом годы смерти наш-их первых князей строго привязаны в «Повести» к окончанию правлений византийских императоров.Никаких других источников для определения времени правления первых князей и даты призвания Рюрика у создателя ПВЛ не было,если,конечно,не предполо-жить,что последняя принесена теми самыми варягами,что пришли с приглашенным.Тог-да останется загадкой,в какой календарно-хронологической системе время появления Рюрика сохранялось в устной традиции переселенцев в течение двух столетий.Саги, даже если они и были созданы в Новгороде или Киеве пришедшими скандинавами,к источникам точной хронологии не отнести. Сложности,с которыми сталкиваются совр-еменные исследователи при определении дат большинства событий скандинавской ист-ории дохристианского времени,хорошо известны: даже время жизни и правления таких прославленных конунгов как Харальд I Прекрасноволосый определяется приблизитель-но,а начальная дата его правления в научных публикациях встречается минимум в трех вариантах.Приглашённые на княжение варяги не могли «принести» с собой(в сагах или иным каким-то способом)точную дату своего прибытия,как то соотносимую с понятным будущему летописцу счетом лет «от сотворения мира» ни в устной,ни в письменной форме,равно как и призвавшие их не могли зафиксировать это событие в той системе летоисчисления,которая позволяла бы монаху-летописцу много лет спус-тя(в начале XII в.)произвести её верное сопоставление с летоисчислением «от сот-ворения мира»."


Рецензии