Татьянин выводок
Не поворачивая головы, та еле слышно произнесла:
-Сонюшка! Соня!
Услышав вопросы сестры, Варя, стоявшая у окна, осторожно приблизилась:
-Уля, она что-то сказала?
Сестра не ответила ей. Поправив одеяло, она склонилась к лицу бабушки и проговорила:
-Бабуль, Соня скоро будет. Она в пути. Уже едет.
Старушка еле заметно кивнула и снова закрыла глаза.
-Ждет Соню?-Спросил подошедший к кровати дядя Николай.
-Да. Только о ней и говорит. Хоть бы Соня успела увидеть ее живой.
-Сходи на кухню, чаю попей. Устала, небось. Я посижу возле бабушки.-Предложил дядя.
Ульяна кивнула и послушно направилась на кухню, где за огромным столом сидели дяди, тети и многочисленные внуки умирающей бабы Тани.
Человек, мало знающий об этой семье, не догадался бы, что люди, бродившие по дому, сидевшие на диванах и креслах, стоявшие у окна или удобно устроившиеся на подоконнике- это самые близкие люди умирающей Татьяны, ее дети и внуки.
Ко всеобщему удивлению, услышав печальную весть, собрались все, кроме двух внучек. Одна из них ,Полина, находилась в данное время в родильном доме. Она попала туда со схватками. Это были первые роды и ей не стали сообщать о том, что бабушке внезапно стало плохо.
Другим человеком, которой два дня не решались сообщить, что бабушка при смерти, надеясь на улучшение ее состояния, была самая любимая внучка, оказавшаяся в командировке в Иркутске и находившаяся в данное время в самолете, направляясь домой.
Время приближалось к полуночи. Младших уже уложили спать. Больше никто не ложился. Все были в ожидании. Вот-вот из аэропорта должны были вернуться Толя и Слава, поехавшие встречать свою старшую сестру, Соню.
Хлопнула входная дверь. В коридоре послышался шум. Кто-то вскрикнул. Потом всхлипывание, быстрые шаги, и в комнату вбежала Соня.
Девушка опустилась на колени возле постели бабушки. Осторожно приподняла бледную исхудавшую руку с одеяла и прижала ее к своей мокрой от слез щеке.
-Мамочка. Мам. Я здесь. Я прилетела, мамуля.
Неподвижные пальцы на иссохшей руке вздрогнули.
Татьяна с трудом приподняла веки. Взгляд её когда-то голубых, а сейчас бесцветных и неподвижных глаз, с застывшим выражением страдания и беспомощности, сначала был устремлён в пустоту. Затем она медленно направила взгляд на ту, которую так долго ждала.
-Сонюшка! Девочка моя! Дождалась-таки я тебя. Теперь можно уходить...
Внучка сквозь слезы всматривалась в родное лицо с заострившимися скулами и горько заплакала.
Маленькая и легкая рука, лежавшая поверх голубого одеяла, судорожно дернулась:
-Не нужно плакать, Сонюшка. Устала я. Пора мне. Надо отправляться в путь. Ты остаешься не одна. У тебя есть отец и братья. Когда я уйду, они будут рядом с тобой. Я спокойна за тебя.
Татьяна медленно окинула взглядом всех, кто приблизился к кровати, и еле заметная улыбка мелькнула на ее посеревших губах. Затем она вздохнула и снова прикрыла веки, словно погружаясь в глубокий сон.
Кто-то осторожно дотронулся до плеча Сони. Подняв голову, она увидела осунувшегося отца:
-Папа!
Обняв зарыдавшую дочь, Алексей вывел ее из комнаты умирающей матери.
Под утро бабушки не стало.
... Татьяне едва исполнилось восемнадцать лет, когда однажды после ухода гостей отец подозвал к себе и сообщил, что к ним в выходной день придут важные люди-его друг придет сватать ее за своего сына.
Заметив, как дочь внезапно побледнела, он нахмурил брови. Затем голосом, не терпящим возражений, сообщил, что, взвесив все, пришел к выводу, что это хорошая партия для его единственной дочери, и упускать такого жениха он не намерен.
Жене он велел сделать необходимые покупки и подготовиться к важному для их семьи предстоящему мероприятию.
Татьяна не помнит, как оказалась в своей комнате. Рыдая, она бросилась на кровать и стала биться в истерике. Вошедшая следом мать пыталась ее успокоить, но тщетно. Она села рядом и гладила дочь по волосам, говоря ей утешительные слова.
Оставшись одна, девушка вскоре успокоилась и, всхлипывая, задумалась, как ей поступить дальше. Отца она побаивалась, хотя он никогда не повышал на нее голос и не позволял это делать своим троим сыновьям.
Сказать, что хочет учиться дальше, Татьяна не решилась. Она мечтала поступить в медицинский институт, мечтала стать врачом.
Кроме того, ей нравился одноклассник, Макар. А теперь обо всем этом придется забыть.
Внезапно кто-то бросил в оконное стекло камешек. Подойдя к окну, она отодвинула занавеску и, приглядевшись, невольно отпрянула. За окном стоял Макар.
" Будь что будет!"-Мелькнула мысль в голове девушки. Осторожно открыв оно, она выбралась наружу и, схватив парня за руку, потащила его в глубь сада.
-Ты зачем пришел? Скоро братья вернутся и отец. Представляешь, чем это обернется для нас двоих, если они застанут тебя здесь?
-Я слышал тебя собираются сватать за Сергея?-Глухим голосом спросил Макар.
-От кого ты это узнал?
-Мать услышала сегодня в магазине. В деревне об этом только и говорят. Отличница, комсорг класса, гордость школы... И родители выдают ее насильно замуж. За человека намного старше нее. Давай уедем, Таня, не позволим разрушить наше будущее. Разве об этом мы мечтали с тобой?
Парень робко взял ее за руку и стал умолять уехать вместе в Ленинград, где живет его дядя. Остановятся у него на первое время. Если поступят в институт, будут жить в общежитии. Со временем родные простят.
Макар говорил и говорил. Сердце девушки дрогнуло. Она представила себя уже в белом халате в палате, где больные смотрят на нее с надеждой в глазах.
Таня согласилась.
Они договорились встретиться через день за школой. Оттуда прямиком через лес выйдут на остановку, поедут на автобусе в ближайший город и там сядут на поезд.
Девушка едва успела перелезть обратно, как в комнату снова вошла мама. С обеспокоенным лицом она стала расспрашивать дочь о ее состоянии. Заметив, что та заметно успокоилась, поцеловала и вышла.
Таня поставила стул и полезла за маленьким чемоданом, который лежал на шкафу. Неуклюже дернув его, она не рассчитала свои силы и чемодан с грохотом свалился на пол.
К счастью, мать вышла во двор и не услышала шума.
Из чемодана вывалилось два фотоальбома и армейский альбом отца. По всей комнате разлетелись фотографии. Лихорадочно собирая, Таня поначалу не стала вглядываться в них.
Внезапно ей на глаза попала фотография, где она была с отцом. Ей было там два годика. Отец держит ее на руках. На обратной стороне снимка сделанная чернилами надпись " Я и мое солнышко."
Потом снимок, где папа ведет ее в первый класс. Она с огромными белыми бантами. Затем она держит за руку отца на первомайской демонстрации в городе.
Таня опустилась на пол и опять в слезы. Разве может она ранить отца своим поступком? Он ведь не сможет пережить ее предательства.
Вытерев слезы, она стала перекладывать все с пола в чемодан побольше.
Из комнаты послышались голоса. Прислушавшись, поняла, что вернулись отец с матерью.
Осторожно приоткрыв дверь, девушка напрягла слух и стала подслушивать их разговор.
-Ну что, Галя, дочь успокоилась?-Спросил отец, отодвигая стул и усаживаясь за стол.
-Может, ты все это напрасно затеял, Ваня?- Спросила мать, доставая что-то из холодильника.
-Снова за свое. Ты не хуже меня знаешь эту семью. Мы с Кириллом выросли вместе. Я был свидетелем на его свадьбе. И Сергея знаю с малых лет. Он будет хорошим мужем для нашей дочери. Спокойный добродушный парень. Единственный сын среди дочерей, у нас почти такая же картина. Другие, вон, как балуют сыновей, а Кирилл с детства приучил своих детей к труду. Как его дочери помогают матери, сама видела.
Парню понравилась наша дочь. И она полюбит его, когда узнает получше. Я ведь о ее счастье пекусь. Эх, Галя, Галя... Да разве ж я своему ребенку плохого пожелаю? Для меня нет ничего дороже счастья любимой дочери.
Таня прикрыла дверь и опустилась на кровать. Снова по ее щекам покатились слезы. Не сможет она своим бегством нанести жестокий удар родителям. Что же делать? Как поступить?
Слезы и страхи отца невидимы, его любовь не бросается в глаза, но его забота и защита остаются с нами на протяжении всей жизни
Через месяц Татьяна вышла замуж за Сергея. Свадьба была пышной. Три дня гости веселились и пили за здоровье молодых.
Не дождавшись ее за школой в назначенный час, Макар уехал один. После окончания сельскохозяйственного института он уехал по направлению в Калужскую область ветврачом. Со временем женился и обосновался там.
Татьяна встретила его случайно возле деревенского магазина только через двадцать лет. С трудом она узнала в облысевшем мужчине с выпирающим огромным животом того самого парня, который когда-то ей снился по ночам.
Сергей был старше жены на десять лет. Был он спокойным и в первое время от стеснения немногословным. Со временем Татьяна полюбила его за доброту и понимание.
Прожили они в любви и согласии пять лет, но детей у них все еще не было. Сергей успокаивал жену, что нужно подождать. Пройдет немного времени, и дети появятся у них обязательно.
Татьяна соглашалась с мужем и терпеливо ждала. Только вот свекровь не уставала каждый день намекать на то, что ровесники сына давно стали отцами и даже не один раз, а его жена не может осчастливить.
Татьяна плакалась матери, что свекровь почти каждый день попрекает ее тем, что она "пустая". Мать просила потерпеть. Успокаивала, что пройдет время и все наладится.
Мужу Галина не рассказывала, чем делилась с ней дочка. Не хотела расстраивать и его. А сама частенько обращала свой взор к богу и просила его о помощи.
Вскоре Татьяна забеременела и на следующий год родила сына. В семье устроили грандиозный праздник. Благодарный муж и его родители засыпали молодую маму подарками.
Затем она родила еще одного, и так одного за другим четверых сыновей и двух дочерей.
Со временем дети подросли и выпорхнули один за другим из родительского гнезда, но в большом доме было так же шумно уже от звонких голосов внуков и внучек.
С наступлением летних каникул, по настоянию Татьяны, один за другим в деревне появлялись сыновья, живущие в городе, вместе со своими семьями. Оставшись на выходные дни и оказав необходимую помощь отцу и матери в доме или в большом саду с прилегающим к нему огородом, они уезжали, оставив детей.
-Зачем дите будет сидеть целыми днями в квартире, похожей на клетку? Здесь такое им раздолье, и побегают вдоволь и наиграются.-Отчитывала сыновей Татьяна.
Через несколько дней, заметив, как она направляется с детьми на увал за земляникой, соседи шутили:
-Вон, Татьяна со своим выводком вышла на прогулку.
Внуки подрастали и становились помощниками бабушке и дедушке в домашних делах. Летом во время сенокоса становились рядом с отцом, дядьями и дедом с косами в руках, помогали заготавливать сено для коров.
В конце августа на всю улицу разносились звонкие голоса и смех, когда дружно собирали яблоки в саду и выкапывали картофель на участке, прилегающем к дому.
Каждый чувствовал себя счастливым в этой большой и дружной семье.Соседи поглядывали в сторону дома Татьяны с завистью, а некоторые из них качали головой и приговаривали:
-Нелегко прокормить такую ораву.
Вместе с сыновьями Сергей соорудил два больших деревянных стола и длинные скамейки, которые до наступления осени стояли во дворе и где размещалась вся галдевшая компания.
С наступлением ненастных осенних дней столы и скамейки убирались в сарай.
А вот в доме со временем стало тесновато для такой команды. Даже самая большая комната не могла вместить в себя всех.
Однажды Николай, живший с родителями, предложил братьям собраться, чтобы помочь ему. Сообща сделали пристройку к дому позади кухни. В последующем, эта большая комната стала просторной столовой, где за длинным прямоугольным столом могла помещаться большая часть приехавших родных.
Здесь не только обедали или ужинали, угощали гостей, но и делились своими планами на будущее, прощали друг другу обиды, крепко обнимали и утешали, и продолжали жить дальше одной большой семьей.
Разъезжаясь после выходных, с улыбкой прощались с загрустившими бабой Таней и дедом Сергеем, которым казалось, что они уже никогда не соберутся вместе.
Снова собирались перед наступлением Нового года. Взрослые по большей части оставались дома, а детвора каталась на санках или гуляла по заснеженным улицам деревни, вдыхая морозный воздух среди огромных искрящихся сугробов.
А потом, уставшие и довольные, с наступлением темноты мчались домой, где их ждали пахучая лесная красавица, украшенная игрушками, аромат мандаринов и огромный накрытый стол, где все шумно усаживались большой дружной семьей.
Пятеро старших детей Татьяны и Сергея, две дочери и три сына, жили в деревне. Их дети с нетерпением ждали приезда своих городских братьев и сестер и, порой, заигравшись с ними, неохотно уходили к себе домой.
Два сына обосновались в городе. У самого младшего сына, Алексея, с семейной жизнью не сложилось. Первая семья распалась, просуществовав всего лишь три года. Жена ушла от него, оставив двухлетнюю дочь.
Татьяна вырастила маленькую Соню, отдав ей всю свою любовь и нежность. Девочка была очень привязана к ней и считала ее своей мамой.
Для каждого из внуков Татьяна находила ласковое слово и одаривала доброй улыбкой. Она умела находить с детьми общий язык.
Дав детям постарше задание сделать что-то по дому, сама начинала готовить еду, попутно давая указания младшим, которые путались у нее под ногами с желанием помочь.
Пообедав, все дружно отправлялись в лес или на речку.
Каждую ночь перед сном бабушка читала внукам сказку. Собравшись в более просторной комнате, где спали девочки, все слушали очередную сказку, а потом мальчики отправлялись спать в свою комнату.
Младшие девочки, бывало, ссорились из-за того, что каждая хотела оказаться рядом с бабушкой, пока она не закроет книгу после чтения сказки.
Бабушка улыбалась и, чтобы не обидеть ни одну из них, устанавливала очередь. Она умела решить любой вопрос шутками и не повышая голоса.
Нашептывала что-то и осторожно гладила вихрастые головы своей натруженной рукой, поселяя покой в обиженное детское сердечко.
После смерти мужа Татьяна находила утешение в своих внуках, которые уже завели свои семьи. Теперь они приезжали со своими детьми, но это было уже другое поколение. Городским детям было скучно и они не хотели оставаться надолго в деревне. Побывав пару дней, с родителями возвращались обратно в город.
Татьяна постарела, но сновала по столовой, сухонькая и маленькая, доставая чашки и вазочки с вареньем. Потом исчезала и появлялась с припрятанными сладостями в руках.
Заболела она неожиданно. Два дня жаловалась на отсутствие аппетита и неприятное жжение в животе. На третий день она слегла, перестала есть и пила только воду.
На предложение сына поехать в районную больницу отказалась категорически.
В постели пролежала почти неподвижно три дня. Изредка поднимала высохшую руку и протягивала ее, словно обращаясь к кому-то.
После приезда Сони облегченно вздохнула и ,безмолвно попрощавшись со всеми, ночью тихо ушла.
Ушла, оставив в сердцах родных воспоминания о себе, как о самом близком и дорогом человеке с безгранично добрым сердцем, где смогли уместиться все ее дети и внуки.
Лучшее, что можно сделать в память о тех, кого мы любили, это жить
Свидетельство о публикации №224110301426