Свинорез

Свинорез

(рассказ - размышление)

Сначала традиционная "заставка" моего рассказа:

"В МИРЕ, ПОЛНОМ ТАЙН

Современная наука, подобно художнику, окутанному пеленой таинства, будто бы создает картины, открывающие завесу над безбрежной Вселенной. Одним из таких образов служит свет далеких звезд, странствующий к нам в бесконечном путешествии, как призрак, даже если его источник давно погас. Этот феномен напоминает о том, что, несмотря на уязвимость и конечность материальных объектов, существует нечто вечное и независимое, скитающееся по безбрежным просторам космоса — вечный свидетель времени.

Фотон, крошечный осколок звезды, рожденный в её недрах, начинает своё долгожданное странствие, не подчиняясь ни времени, ни смерти, которые присуще  материнской звезде. Он символизирует "вечное послание" своей родительницы. Однако возможности его существования ограничены рамками: свет, стремящийся к нам, не способен к самостоятельной активности. Квант света, обретая свободу, остается неразрывно связанным с судьбой объекта, откуда он произошел. Когда мы наблюдаем свет звезды, мы видим её такой, какой она была миллионы лет назад. Это придаёт нам уверенность в том, что наука может раскрыть прошлое.

Тем не менее, наука, как вечный искатель истины, давно превратилась в мощный инструмент глобальной политики, тесно переплетённый с её целями и задачами. Она перестала быть независимой областью познания, устремлённой исключительно к поиску истины. Научное знание стало частью системы, поддерживающей определённое мировоззрение и культивирующей в человеке иллюзию контроля над окружающими реалиями. В этом контексте возникает вопрос: не является ли фотон, этот "независимый" и "вечный", лишь удобной концепцией, позволяющей избежать признания того, что человечество слишком ограничено, чтобы по-настоящему понять безбрежный космос?

Наука, как и любая другая система знаний, отражает свою эпоху и интересы. В наше время она становится неразрывной частью политики, формируя и поддерживая миф о "разумном" человеке. Этот миф становится своего рода манной небесной, позволяя обществу утешаться в своих ограничениях, отказываясь признать собственную ахиллесову пяту.

Таким образом, миф о фотонах, путешествующих от угасших звёзд, встраивается в глобальный нарратив, подчеркивающий наш статус Хомо Сапиенса. Научные концепции, касающиеся света и его источников, служат не только для объяснения физических процессов, но и для поддержания чувства уверенности в том, что мы обладаем знанием и контролем, даже когда панорама остаётся загадкой. Эта надменность науки, стремящейся представить себя абсолютным источником знания и понимания, на самом деле является щитом, за которым скрывается глубокая тревога о нашем истинном положении в мироздании.

Научные нарративы формируют иллюзию, которая зачастую обманчива. За ними скрывается мощный механизм, позволяющий людям сохранять уверенность в своих способностях и значимости. Эта уверенность, однако, напоминает хрупкий хрусталь: стоит лишь столкнуться с реальностью, как она может треснуть и рассыпаться на миллионы осколков.

Таким образом, наука, служа данной цели, становится не просто инструментом познания, но и способом поддержания психологического комфорта, создавая надежный каркас, в рамках которого человек может ощущать себя разумным и значимым. Этот подход подчеркивает важность для человечества иллюзии контроля, которая, в свою очередь, может служить лишь временным утешением в мире, полном тайн.

Мурат АЛКАМАН, 01/11/2024 года."

Предисловие

Свинорез - это нож, в простонародье. И этим свинорезом, он убил человека. И отсидел за это в тюрьме. Всё как положено, чин по чину.

Собственно рассказ: "Свинорез"

Он стоял и нервно курил. Посреди пешеходной дорожки. Редкие прохожие обходили его стороной, ничего не говоря ему, не вступая в перепалку. Как что-то чувствовали в нём.
Небольшой, худой пожилой человек в очках. В гражданской одежде, но в армейских ботинках.

Я тоже стал обходить его, как вдруг заметил, что его трясёт крупная дрожь.

Шёл мелкий, моросящий дождь. Была поздняя осень. Дождь мешался с редкими крупными хлопьями снега.

Спросил его: "Вам плохо? Может чем помочь?"

Он посмотрел мне в глаза, но ничего не сказал. Я видел, что у него пограничное состояние, между нормальностью и ненормальностью.

"Владимир", - представился я. "Сергей", - чуть заторможенно ответил он и снова глубоко затянулся сигаретой. Горящую сигарету он ловко прятал в ладони, защищая её от дождя.

Я заметил, что он не сводит глаз с куста то ли рябины, то ли калины. Я плохо разбираюсь в сортах местных растений.

Я тоже стал всматриваться в растение. Красные бусинки плодов резали глаза, контрастируя с серым хмурым днём.

"Красный цвет. Цвет крови", - еле слышно произнёс Сергей.

"Вы, что, воевали?" - вдруг догадался я.

"Да! В афганскую, чеченскую и грузинскую", - ответил он, - "Да ещё и в тюрьме отсидел за убийство человека. "В Окраину" - уже не взяли. Не прошёл психиатрическую экспертизу. Так как при виде крови теряю контроль над собой. И могу убить и своих. Всех, кто находится поблизости. Раненый и контуженный, и уже непригоден для службы (читай, для войны)".
"Вот и живите, навоевались уже. За меня и за того парня", - попытался успокоить его я.

"Всё, что я прошёл в войнах, снится мне по ночам. Не даёт покоя и наяву. Слишком тяжёлые воспоминания", - вздохнул Сергей.

"Тем более. Не надо о плохом. Думайте о хорошем", - решил я закончить неожиданный разговор и встречу. И пошёл восвояси, пожелав ему здоровья и удачи.

Послесловие

Это было сегодня утром. На весь день я забыл о горемыке Серёге, погрузившись в мелочную сутолоку дня. И вот сейчас, в двенадцать часов ночи, вдруг вспомнил о нём, о кусте красной, как кровь, калины.

Шрамы войны. Мысленно вспомнил своего отца-фронтовика. Также всего израненного, в шрамах на теле, и на душе, контуженного.

PS: Войны сотрясают Россию. А результат один - солдаты продолжают страдать уже на гражданке. "Не от водки и простуд", а от посттравматических воспоминаний о войне, которые их не отпускают до конца жизни.

3 ноября 2024


Рецензии