Медвежья услуга

Однажды мой знакомый разместил в большой, многотиражной газете объявление, где обратился к читателям с просьбой помочь собрать деньги для обучения внучки за границей(!!!). Для непосвященного читателя объявление выглядело вполне респектабельно и даже вызывало слезу: девочка сирота, бедный дедушка, не имеющий средств, хочет дать внучке хорошее образование. Но тут же возникал первый вопрос: а почему за границей? Ведь образование для граждан США за границей стоит очень дорого. Если нет денег, то образовывайся дома - не правда ли? Было бы желание. Другой логичный вопрос: если девочка сирота, что является главным побудительным фактором для сбора средств, то почему это не было указано в объявлении? Можно допустить мысль, что девочка имеет родителей, но они ребенком не занимаются, ведут аморальный образ жизни или же бросили девочку и её взялся опекать дедушка. Но опять тот же вопрос: зачем при всем при этом заграничный университет? После этих вопросов становится как-то “неуютно”. Даже у самого доброго и щедрого человека полностью пропадает желание оказания помощи, т.к. ощущается какая-то недосказанность, фальшь и попахивает мелким мошенничеством. На самом деле все обстояло гораздо проще и менее драматично. Девочка - из очень приличной, добротной, крепкой, обеспеченной еврейской семьи; родители - люди образованные, хорошо устроенные, с очень хорошей репутацией и любящие своих двух детей. Дедушка не имел в виду собрать деньги для себя - это абсолютно точно и однозначно. Сам того не сознавая, в силу специфических, ему присущих ментальных особенностей, он оказал девочке и её родителям “медвежью услугу”. Более того, позволю себе сказать - нанес тяжелую травму. В следующем номере газеты этого объявления уже не было, как и следовало ожидать. Замечательно выразился мой товарищ: "Дедушка вышел на паперть и положил на землю старый, мятый картуз". Блестящая метафора! Я мысленно много раз возвращался к этому сюжету, который окрестил как “феномен дедушки" и прекрасно понимал суть происходящего, поскольку имею достаточно солидные познания в основах поведенческих характеристик человека в социуме, но злился на себя, т.к. не мог описать эту психологическую аномалию дедушки с точки зрения именно научного подхода. Чего-то мне не хватало, чтобы “пазл собрался”. По рекомендации моего американского товарища прочел замечательную книгу профессора Carlo M. Cipolla, которая многое объяснила, и я, наконец-то, получил желаемое эстетическое удовлетворение. Читал долго, много неясных слов, терминов и выражений, страдал, но всё-таки книгу одолел. Основополагающий вывод автора: существуют люди, причиняющие вред другим людям, в то время как сами не извлекают из содеянного никакой выгоды, а очень часто себе во вред. Конечно, дедушка опозорил свои седые волосы до конца своих дней, но при этом здорово обидел и унизил родителей девочки, а так же подорвал их безупречный авторитет в глазах сотен тысяч читателей газеты в русскоязычных диаспорах по всему миру, которые не знали эту семью. Для подтверждения своей правоты (или неправоты) я призвал в качестве независимого комментатора своего коллегу-филиппинца, человека умного, глубоко порядочного и очень религиозного. Мне был интересен взгляд на описанную ситуацию человека другой культуры, другого воспитания, другой религии. Рассказал о произошедшем и спросил его мнение. Он полностью подтвердил мою правоту, резко осудил дедушку и высказал в его адрес весьма нелицеприятные эпитеты. Вот так, порою, глупо, смешно и нелепо может выглядеть взрослый, “повидавший виды” человек с невероятным апломбом и такими же невероятными по масштабу амбициями в жизни. Но это - на мой взгляд, разумеется.


Рецензии