опус 05. 03 государственность 6

Здесь показан эон № 6 происхождения славяно-русско-московской государственности в форме совместного проживания и деятельности ее народа, в пределах: а) территориальных границ, б) временных периодов, в) цивилизационных уровней, с названием государственности: «русия», «рюриковская», «романовская». Иначе говоря, здесь показан переход из жития-бытия славяно-русского в житие-бытие рюрико-романовское.

место = обетование/карта
***********************
Русь, под именем «ар-русиййа», показана на арабских картах Махмуда аль-Кашгари (XI век) и Мухаммада аль-Идриси (XII век), с описанием сведений об известных в то время территориях. Карты содержат данные о волжской Булгарии, о городе Итиль (столица Хазарского каганата, находившаяся в дельте Волги), о землях, лежащих от них к северу. Территории на этих картах показаны приблизительно. Точные исторические карты Руси, от её создания до образования Русского государства/империи, описаны ниже.

1) 839 год = Европа узнала о русских землях, когда в Ингельгейм ко двору императора Франкского государства Людовика I «Благочестивого» прибыло византийское посольство. Вместе с византийцами явилось несколько «росов» для установления дружеских отношений. Император, судя по историческим записям, счёл их шпионами и велел задержать.

2) IX-XI век = карта Древней Руси. Первоначально Рюриковичи владели северными землями, населёнными славянскими племенами. Во время похода на Константинополь Аскольд и Дир (дружинники Рюрика) завоёвывают Киев. После смерти Рюрика (879 год) власть перешла к новгородскому князю Олегу. В 882 году Олег завоёвывает Смоленск, Любеч, Киев, сделав его главным городом объединённых русских земель: «Да будет это мать городов русских». Потомок Олега Владимир привёл Русь к христианству, расширив русские владения.

3) XI-XII век = карта Древней Руси. Ярослав завещал потомкам лествичное право = княжение по старшинству в роду. Когда двое младших его сыновей умерли, русские земли оказались под управлением «триумвирата Ярославичей»: Изяслава Киевского, Святослава Черниговского, Всеволода Переяславского. Это породило начало междоусобных столкновений. В конце XI века решили, что в случае смерти одного из князей перемещение наследников было ограничено их вотчиной. Так государство под единым центральным управлением разделилось на отдельные части/уделы. Несмотря на битвы между собой за обладанием теми или иными волостями, удельные князья объединялись для отражения внешних атак (половцев). Народное восстание в Киеве привело на местный престол Владимира Мономаха, княжение которого считается периодом последнего усиления Киевской Руси. Как пишут учебники истории, «в период наивысшего расцвета Древнерусское государство занимало территорию от верховьев Вислы на западе до Волго-Окского междуречья на востоке, от Белого моря на севере до Причерноморских русских эксклавов на юге».

4) XII-XIII век = карта Древней Руси. Во второй четверти XII века от стольного града Киева начали откалываться отдельные княжества. Сначала верховенство Киева под сомнение поставили владимирские князья, тоже присовокупившие к своему титулу слово «Великий». В XIII веке Великими князьями иногда именовали себя владыки Галича, Чернигова, Рязани. Из 13-и земель, на которых проживал русский народ, девятью владели Рюриковичи, а ещё четыре были предметами их споров и схваток. Даже Киев, формально считавшийся главным городом русских земель, был дважды разграблен. В 1169 году его разорил владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский, в 1203 году = смоленский князь Рюрик Ростиславич. Тем не менее, на битву, случившуюся у реки Калки (1223 год), общую дружину выставили все южные княжества. Первое столкновение с монголо-татарами не посодействовало объединению. Русь продолжала дробиться. Когда в 1237 году монгольская армия начала массированное вторжение, Русь состояла из 19-и круп-ных самостоятельных территорий и 6-и мелких.

5) XIII век = карта Русских земель. В 1240 году Киев сожгли монголо-татары. Но ещё до этого он перестал быть центром русских земель. Разорение южных территорий сместило центральную власть к северу, усугубив его раскол с западными землями. В 1254 году галицко-волынский князь повелел называть его Королём Руси. Великим князем Руси себя считал владыка, который занимал Владимирский престол. Во Владимир в 1299 году перенесли из разрушенного Киева и резиденцию митрополита. Оказавшись за границами русских владений, Киев превратился в отдалённую провинцию Великого княжества Литовского. Большое число наследников Суздальского княжества привело к его разделению на более мелкие образования. Это ещё больше упрочило главенствующее положение Великого княжества Владимирского.

6) XIV век = карта Русских земель. К 1360 году страшная зависимость от властителей Орды способствовала дальнейшей раздробленности русского народа. В землях бывшей Древней Руси насчитывалось почти две с половиной сотни Великих и Удельных княжеств. Пройдя пик распада, небольшие государства начали объединительные процессы, ядром которых выступало Великое княжество Владимирское, на тот момент находившееся практически в центре русских земель, не подвергшихся разорению. Первая четверть XIV века проходит в непрестанном соперничестве московских и владимирских князей, противостояние которых приводит к усилению Москвы, сумевшей к тому времени разгромить Тверь, претендовавшую на главенство. В 1326 году резиденция митрополита переезжает в Москву. В 1320 году Владимирское княжество разделилось на части. В 1330 году территории, отошедшие к Суздали, перешли под власть Москвы. В 1359 году на московский престол восходит Дмитрий Иванович Донской, которому суждено было сыграть важнейшую роль в объединении русских земель.

7) XIV век = карта Русских земель || последние десятилетия. С 1363 года и до смерти Дмитрий Донской носит титул Великого князя Владимирского = главный правитель раздробленных русских земель. Победы на реке Воже и в Куликовской битве закрепляет его главенство, а великое княжение необратимо становится наследственным достоянием московских князей. Ослаблению власти Золотой Орды не помог поход Тохтамыша на Русь и взятие Москвы. Формально продолжая подчиняться Орде, Дмитрий Донской продолжил усиливать свои позиции и на ближних землях, и на западных, где оспаривал власть Новгорода над ними. После его смерти власть перешла к его сыну Василию I Дмитриевичу = Великому князю Владимирскому и Московскому. Он в 1395 году прекратил выплаты Орде и присоединил к Московскому сначала Нижегородское и Муромское княжества, затем Бежецкий Верх, Вологду, Устюг и земли, населённые народом коми. Несмотря на то, что после нашествия Едигея выплаты Орде пришлось возобновить, а в битвах за Двинскую землю победил Новгород, а не Москва, последняя крепла и становилась влиятельным центром среди всех русских территорий, объединявшихся вокруг неё.

8) XV век = карта Русских земель || этапы расширения влияния Москвы. Большим испытанием для сплотившихся русских земель стала очередная междоусобная война, растянувшаяся на вторую четверть XV века. Переломным моментом стало княжение (Великий князь Владимирский и Московский с 04 июня 1452 года), а далее царствие (Государь и Великий князь всея Руси с 28 марта 1462 года) Ивана III. Результатом его правления является распространение власти Москвы на Северо-Восточную и Северо-Западную Русь. «Стояние на Угре» (1480 год), когда армия хана Ахмата не решилась напасть на русскую рать, окончательно освободило Русь от монголо-татарского ига. Власть над русскими землями утратили литовцы, татары, немцы.

9) XVI век = карта Русских земель || М.Я.Кожевников: Земельные владения дома Романовых в XVI-XVII столетии. После долгой смуты царем Руси стал 16-летний Михаил Федорович из династии Романовых. Новый род будет править Россией следующие три века. Приход к власти династии Романовых произошёл в 1613 году, избранием Земским собором на царство Михаила Фёдоровича Романова, сына боярина Фёдора Никитича Романова, ставшего православным патриархом Филаретом. В Успенском соборе Михаилу Федоровичу вручили шапку Мономаха, державу, скипетр. Отец Михаила Фёдоровича (Ф.Н.Романов) был двоюродным братом царя Фёдора Ивановича Рюрика (1557-1598) = царь всея Руси, великий князь Московский, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии (из рода Захарьиных-Юрьевых, впоследствии = Романовы), последний представитель московской ветви династии Рюриковичей.

время = пребывание/календарь
***************************
До юлианского календаря, который опирается на 12-частное календарирование времени, на Руси был календарь, опиравшийся на 16-частное календарирование времени. То есть, с переходом эона № 5 (житие-бытие славяно-русское, языческое, политеизм) в эон № 6 (в житие-бытие рюрико-романовское, христианское, монотеизм), произошел переход от чертоговой системы календарирования времени (К-16) в зодиакальную систему календарирования времени (К-12). Это отслеживается следующим образом:
1) датировка мальтынская, моисеанская, скифская
2) датировка эзотерическая, жреческая, царская
- кс славянская = религиозная || счет периодически-циклический
- кс русская = светская || счет периодически-циклический счет
- кс московская = поместная || эра от р.х.
3) датировка историческая, мирская, народная
- кс юлианская с византийской эрой от с.м. || от 01 мар
- кс юлианская с византийской эрой от с.м. || от 01 сен
- кс юлианская с христианской эрой от р.х. || от 01 янв
 
разум = осознание/цивилизация
****************************
Становление государственности по династиям.

1 версия = от скифов Словена и Руса. Становление государственности на Руси описывается в «Сказании о Словене и Русе и городе Словенске» (1640 год). Это новгородское по происхождению легендарно-историческое сочинение XVII века. Оно содержит летописную легенду о происхождении славян и русов, о заселении Киевской Руси и окрестностей Новгорода, об их истории до Рюрика, о эпических предках русского народа, о начале Русского государства. «Сказание» охватывает период от потомков Ноя до призвания варягов. Главной темой «Сказания» является рождение Руси в доисторические времена (Великий Словенск был построен раньше рождения Моисея). Автор «Сказания» описал древнюю державу славян и русов, которая простиралась на весь Русский север, Урал, Зауралье. В середине XVII века «Сказание» было включено в Патриарший летописный свод 1652 года, что свидетельствует о признании его в качестве официальной версии начальной русской истории. «Сказание» было широко известно в Русском государстве в XVII-XVIII веке. Оно оказало сильнейшее влияние на памятники позднейшей русской историографии, стало учебником по истории государства. В «Сказание» входит «Грамота Александра Македонского славянским князьям». Произведение сходно по замыслу с «Повестью о Мосохе», созданной в то же время. Памятник ориентирован: а) на этнокультурные, а не на династические или государственные истоки Руси, б) на начало истории народа «русь», а не на государство Русь, в) на изучение родной истории. В «Сказании» рассказывается о том, как князья Скифии (братья Словен и Рус) увели часть скифов с берегов Чёрного моря к озеру Ильмень. Здесь был основан город Словенск, жители которого стали называться «славяне». В тексте описываются военные походы Словена, Руса и их потомков, которые завоевали многие земли || дошли до реки Оби и воевали в «египецких» странах. «Сказание» заканчивается княжением Владимира в киевской Руси и принятием христианства.


2 версия = от великого князя Гостомысла. Принято считать, что первую правящую династию на Руси заложил варяг Рюрик. Однако историк А.Самсонов (1907-1992) говорит о тесной преемственности на Руси других развитых культур (скифской и сарматской), откуда пошли первые князья земель русских. Гостомысл = последний князь из «потерянной» династии, которая правила на русском Севере. У Гостомысла было четверо сыновей и три дочери. Дочери вышли замуж за соседних князей. Сыновья умерли собственной смертью или погибли на войне, унаследовать власть было некому. Однажды во сне Гостомысл увидел, как из чрева его средней дочери Умилы выросло большое и плодовитое дерево, покрывшее своими ветвями огромный город. Вещуны растолковали это так: один из сыновей Умилы будет наследником Гостомысла, от которого произойдёт могучая династия. Перед смертью Гостомысл, собрав «старейшин земли от славян, руси, чуди, веси, меров, кривичей, дреговичей», рассказал им о сне, и они послали к варягам просить в князья сына Умилы = Рюрика, отцом которого был варяжский князь Годослав, а дедом был Великий князь Гостомысл. Согласно матрилатеральной традиции (наследование по материнской линии до сих пор существует у евреев), на зов явились (после смерти Гостомысла) Рюрик с двумя братьями (Синеус и Трувор). В.Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись и другие потерянные источники, рассказывает о женитьбе Рюрика на Ефанде, дочери новгородского посадника Гостомысла, инициатора приглашения Рюрика. Согласно «Новгородской Степенной книге» (XVI век), Гостомысл умер глубоким стариком. Синеус и Трувор, согласно русским летописям, варяги, вместе с братом Рюриком призванные на княжение славянскими и финно-угорскими племенами. Согласно «Повести временных лет», призвание произошло в 862 году. Рюрик сел княжить в Ладоге (по Новгородской первой летописи в Новгороде), Синеус в Белоозере, Трувор в земле кривичей (в Изборске). Через два года Синеус и Трувор умерли, и Рюрик принял единоличную власть. Есть версия, что Синеус и Трувор могли быть именами действительных братьев Рюрика, а могли быть именами членов его дружины, которые под влиянием фольклорного мотива были переосмыслены как братья.
а) И.И.Срезневский в середине XIX века писал, что имя «Гостомысл» имеет западнославянские корни, так как окончание «мысл» не характерно для восточных славян, но часто встречается среди западных славян. По мнению историка, легенда о вожде западных славян Гостомысле проникла в Новгородские земли и стала частью восточнославянского эпоса.
б) Археолог-лингвист А.М.Микляев, проанализировав в округе Приильменья до сотни топонимов, включающих созвучие «гост, гощ», допустил их широкое появление уже с VIII века.
в) С.Н.Азбелев считал, что новгородский Гостомысл и ободритский Гостомысл одно и то же лицо. С.Азбелев ставил под сомнение факт смерти ободритского князя Гостомысла в 844 году. По его мнению, Гостомысл, возглавлявший государство руян, в связи с вторжением войск Людовика II Немецкого в 844 году бежал на берега озера Ильмень. В результате этого там возникли поселения прибывших с ним славян = руси прибалтийской.
г) По мнению В.Я.Петрухина, построение С.Азбелева не имеет под собой ничего, кроме совпадения имён, а новгородский Гостомысл является персонажем новгородской книжной традиции.
д) Как отмечает Я.С.Лурье, в XV веке в Новгороде и Москве создаются «две истории Руси», каждая из которых основывается на приоритете собственных традиций. В Новгороде важным было показать исконность власти посадника и веча, что, по мнению В.Петрухина, и определило включение в список новгородских посадников Новгородской первой летописи Гостомысла, заменившего на первом месте в этом списке более позднего (X век) воеводу Добрыню, исторического дядьку киевского князя Владимира. Московская историография XVI века в «Сказании о князьях Владимирских» «переигрывает» Новгород, превращая новгородского посадника Гостомысла в инициатора призвания великого князя Рюрика «от рода Августа» из Прусской земли.
е) Е.А.Мельникова отмечает, что составитель Воскресенской летописи переосмысливает Сказание о призвании варягов в русле русской исторической и общественной мысли XV-XVI веков и соединяет его с легендой о Гостомысле. Переработкой летописного текста является и некоторая часть неизвестных источников, использованных В.Татищевым, где появляется Ефанда. Целью этой переработки, согласно Е.Мельниковой, было обоснование права иноэтничной правящей династии на власть, для чего подходила легенда о браке Рюрика с Ефандой, дочерью новгородского посадника Гостомысла.
ж) В реальности Гостомысла не сомневался немецкий историк Г.З.Байер.
з) Российские историки В.Н.Татищев и М.М.Щербатов склонялись к признанию достоверности рассказа Иоакимовской летописи о Гостомысле.
и) В существовании Гостомысла усомнился историограф немецкого происхождения XVIII века, академик Г.Ф.Миллер.
к) По мнению Н.М.Карамзина, «предание о Гостомысле сомнительно», так как древние летописи не упоминают о нём.
л) На отсутствие упоминаний о Гостомысле в древних летописях указывал С.М.Соловьёв.

3 версия = от римского императора Августа. В средневековой историографии (особенно польской), стали распространёнными конструкции, призванные продемонстрировать римскую древность славянской государственности. На Руси в начале XVI века было создано «Сказание о князьях Владимирских», в котором народ/племена, призывавшие варягов, были заменены Гостомыслом, а призванная династия возводилась к римскому императору Августу. Новгородская редакция «Сказания о Словене и Русе и городе Словенске» завершается сюжетом о Гостомысле, заимствованным из «Сказания о князьях Владимирских». Гостомысл, правивший в возобновленном после запустения Новгороде/Словенске, советует призвать «самодержца» из Прусской земли «от рода Августова». В Новгород является «курфистр и князь великий» Рюрик.
а) Хорватский католический богослов, лингвист, историк XVII века Юрий Крижанич призывал не верить «постыдным басням придворных баятелей» о Гостомысле и «… не искать славы в лживых и всеми народами осмеянных и оплеванных баснях о роде Августа …».

4 версия = от варягов-скандинавов во главе с Рюриком. Гостомысл упомянут в Киевском синопсисе (компилятивном обзоре истории юго-западной Руси), составленном в XVII веке архимандритом Киево-Печерского монастыря Иннокентием Гизелем. Легенду о происхождении Рюрика, использованную в редакции «Сказания о князьях Владимирских», автор «Синопсиса» трансформировал по западному образцу, настаивая на балтийско-славянском происхождении варягов. Эта конструкция привела к следующему изложению истории: «иные» (не киевские, а новгородские) россы по совету Гостомысла призывают варяжских (славянских по языку) князей. Но в изложении «Синопсиса» сохраняется их атрибуция, характерная для русской книжности XVI века: три князя происходят не от славян, а «от немец».
а) В начале XIX века Карамзин с опорой на критический анализ летописных известий, произведённый А.Л.Шлёцером, предложил концепцию создания рос-сийской «монархии» варягами-скандинавами во главе с Рюриком, который был приглашён новгородским старейшиной Гостомыслом с целью управления славянскими и финскими племенами. Построение Карамзина преобладало до середины XIX века.

5 версия = от литовцев. Сигизмунд фон Герберштейн (дипломат Священной Римской империи) летописные данные о Гостомысле приводит в «Записках о московских делах» (1549) Владея словенским языком, он общался с русскими, и из первоисточников открывал для западноевропейцев Россию. Он подчеркивал единство всего русского народа, проживающего от Карпат до Урала, говоря, что это один народ, разделенный между тремя государями. Что объясняет использование им как равнозначных понятий: русский, московский русский, московит, Русия, Московская Русия и Московия = последние пары названия народа и государства, конкретизировали то, о какой части России и русского народа идет речь. Помимо этого, он тщательно изучал существовавшие на тот момент публикации за рубежом о Московии и сравнивал описанное с собственными наблюдениями. Его отношение к предыдущим авторам было скептическим, так как большинство из них никогда не посещали Русь. С.Герберштейн отличался уникальной выверкой полученных им сведений и, как сам писал, никогда не полагался на высказывания одного человека, а доверял только совпадающим сведением от разных людей. С.Герберштейн изучал русские источники, что дало ему сведения, которые ранее были полностью неизвестны в Западной Европе. В результате исследований С.Герберштейн создал подробное этнографическое описание Московии. Его книга освещала торговлю, религию, обычаи, политику, военное дело, географию, историю, теорию русской политической жизни.

Становление государственности по городам.
В скандинавских сагах Русь называется «Гардарика» || гард/город + рика/государство = страна городов. Тогда правители Руси определялись по столице. История российских столиц:
1) 862-864 год = Ладога/Старая Ладога
2) 864-882 год = Новгород/Великий Новгород
3) 882-1243 год = Киев
4) 1243-1389 год = Владимир
5) 1389-1712 год = Москва
6) 1712-1918 год = Петербург

Ладога/Старая Ладога || великие князья ладожские
Считается древнейшей официально известной «столицей» Древней Руси. Поселение на берегу реки Волхов появилось в VIII веке. К середине IX века Ладога стала важнейшим торговым центром на севере и городом-портом. Через неё проходил путь «из варяг в греки». В 1703 году Пётр I основал неподалёку город Новая Ладога, после чего древняя столица получила приставку «Старая» и лишилась статуса города.
• 862 год = традиционная дата прихода к власти династии Рюрика
• 862 год = традиционный отсчет государственности на Руси

Новгород/Великий Новгород || великие князья новгородские
Один из древнейших городов России, место призвания варягов, «первая» столица Руси. В средние века = второй по значимости после Киева центр Киевской Руси, в XII-XV веке = столица Новгородской республики до её подчинения Московскому княжеству в 1478 году. Великим Новгород стал официально называться с 1999 года, когда городу вернули историческое имя, которое фигурировало в южнорусских летописях в XII веке.

Киев || великие князья киевские
• Кий = отец днепровских полян
• Кий = основатель Киева с братьями (Щек и Хорив) и сестрой (Лыбедь)
• Ян Длугош (1415-1480) = польский историк, дипломат, епископ. Отмечая роль Кия в становлении русской государственности, считает, что Кий основал линию династической преемственности: «После смерти Кия, Щека, Хорива, наследники правили Русью, пока преемственность не перешла к братьям Аскольду и Диру». Повесть временных лет: «в 882 году шурин Рюрика Олег, убив Аскольда и Дира, завладел Киевом, прервал династию Кия, заложил основы династии Рюрика».

Владимир || великие князья владимирские
• 956-1015 год = Владимир Святославич || Владимир Мономах
• 970-988 год = князь новгородский
• 978-1015 год = князь киевский
• 988-990 год = смена веры, крещение Руси, христианство = государственная религия Киевской Руси

Москва || удельные князья московские
1) Мосох (внук Ноя) породил «московитов» на берегах названной в его честь реки Москвы после Вавилонских событий
- Вавилон = суматоха, беспорядок, суета
- название возникло из библейского мифа = построить в Вавилоне башню, которая должна была достичь неба
- когда строители начали свою работу, разгневанный бог «смешал их язык» и они перестали понимать друг друга
- единый центр древних религий, поднявший город на недостижимую высоту
2) автор «Повести о Мосохе» привязал героев и события к религиозно-философской системе Моисея
- 1147 год = рождение Москвы || Юрий Владимирович Долгорукий = князь Ростово-Суздальский и Киевский
- 1263 год = рождение Московского княжества
- 1325 год = перенос кафедры киевского митрополита Петра (1260-1326) из Владимира в Москву
- 1363 год = Великое княжество Московское (ВКМ)
3) ВКМ = образовано по завещанию А.Невского, как удел Великого княжества Владимирского
- Александр Ярославич Невский (1221-1263) = князь новгородский (1228–1259), киевский (1249-1263), владимирский (1252–1263)
- Даниил Александрович Невский (1261-1303) = сын А.Невского, первый удельный князь Московский, отец московской линии Рюриковичей || 1263 год = получил во владение Москву || 1301 год = присоединил Коломну || 1302 год = присоединил Переяславль || 1303 год = присоединил Можайск || поставил под свой контроль всё течение реки Москвы
- Дмитрий Иванович Донской (1350-1389)
- Василий Дмитриевич Донской (1371-1425)
- 1485 год  Иван Васильевич (1440-1505) = великий князь московский = «государь всея Руси»

Петербург/Санкт-Петербург || императоры всероссийской империи
1) 1703 год = основание города Петром I
2) 1714-1918 год = столица Российской Империи
3) 1721-1917 год = Император Всероссийский || титул монарха Российской империи
- титул принял Пётр I после победы в Северной войне и подписания Ништадтского мирного договора
4) 1721 год, церковь Святой Троицы, Сенат провозгласил «Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского»
5) император обладал верховной самодержавной властью и титулом «Его Императорское Величество» = «Государь»


Рецензии