Часть XII. Коллектив

    1. Когда я устраивался на работу, то мне хотелось общаться и знакомиться. В моих планах был поиск жены - спутницу на всю жизнь. Коллектив был преимущественно молодой. Сначала, если я не ошибаюсь, корпоративных собраний в компании «Э» совсем не было. «Корпоративы» появились гораздо позже.
    2. Для сплоченности коллектива руководство компании стало собирать сотрудников вместе. Как правило это были выезды на природу или шашлыки с различными развлекательными программами. Особенно мне нравился выезд в заповедник «Красноярские столбы». Я люблю бывать на природе.
    3. Но у меня были сильные перекосы. Своим общением с коллегами во время рабочего дня я отвлекал их от работы и воровал у работодателя его время. В этом себе отчета я совершенно до поры до времени не отдавал. А ведь при желании можно же было встречаться с коллегами и после работы, но я не встречался. А значит на самом деле я не хотел общаться с коллегами. Я лицемерен и к тому же вор.
    4. Воровать свое время и время коллег с моей стороны, - ой как некрасиво. Хотя однажды как-то мы с коллегами собрались пойти вечером в кинотеатр на фильм «Марсианин». Это единственное, что получилось совершить в нерабочее время. Нас объединил кинотеатр. Но, кажется, что развития за этим не последовало… А возможно и к счастью.
    5. Я человек гадкий - люблю шутить и подтрунивать над окружающими людьми. В коллективе я едко и шутил над коллегами и громко вызывающе смеялся. Шутки у меня пошлые и вульгарные, а не деликатные. И веду себя я очень некрасиво и некультурно.
    6. Я долго боролся с этим в себе. И единственно, чему я смог научиться, так это сдерживать себя и не шутить вслух. Но само едкое желание пошутить у меня осталось. И как только окружающие люди выносят меня? О том, что я жутко матерюсь даже и говорить не стоит. Просто стыдно от своего сквернословия и пошлости.
    7. И вот сейчас я задаю себе вопрос: для чего мне общение? Сначала хотелось дружить. Хотелось поддержки. Наверное, вначале трудовой деятельности общение действительно мне было столь необходимо.
    8. Но после оглашения или катехизации, т. е. Научения Христианской вере Бог даровал мне общение с братьями и сестрами иного качества. Хотя гораздо позже я понял, что общение с братьями и сестрами было вторичным. Первичным все же был призыв к беседе с Богом — молитве.
    9. В желании общаться я увидел свой страх остаться одному. Мне всячески хочется убежать от одиночества. Мне хочется находиться в шумной компании. Хочется внимания, комплиментов, дружеской поддержки, человеческого отношения.
    10. Когда Бог привел меня на оглашение, то я начал стремиться к чистоте. Со временем я стал избегать мест, где употребляют алкоголь. Ведь за алкоголем следовала распущенность. На тот момент я уже был женат и корпоративы мне стали неинтересны. Они отвалились сами собой.
    11. Корпоративы обычно проводились по пятницам во второй половине дня. Я стал отказываться от участия в корпоративах, ссылаясь на то, что у меня много работы. И возвращался на свое рабочее место. А коллеги на автобусе уезжали на корпоратив. Т.е. если я не еду на корпоратив, то я остаюсь работать. И я оставался на рабочем месте.
    12. И я был этому рад. Да, я лишался шашлыков и выпивки. Но плюсом было то, что можно было уйти с работы в положенные 5 вечера, а корпоратив как правило завершались поздним вечером. А если он проводился за городом, то не всегда была возможность уехать по-раньше.
    13. В компании «Э» появилась традиция публично торжественно поздравлять на день рождения. И по началу мне это нравилось. Я жаждал поздравлений и внимания к себе. Но потом начал анализировать, а что происходит с моей душой после поздравлений?
    14. И когда после дня рождения шум затихал, а я оставался один, то в душе чувствовал опустошение. Возникало ощущение, как буто меня обворовали. И у Святых отцов Православной Церкви, я нашел подтверждение в том, что похвала разъедает душу.
    15. Еще заметил интересный момент. Коллеги не самые близкие мне люди. Но от них как правило я получал одни из первых поздравлений. А близкие люди поздравляли меня позже. Мне кажется, что нарушалась иерархия, но эту тему нужно ещё осмыслить…
    16. Во Святом Евангелии приведен показательный пример празднования дня рождения Ирода. Особенно важны весьма печальные последствия праздника. Можно заявить, что на наших днях рождениях до подобных крайностей не доходит. Могу лишь предположить, что в Святом Писании как раз и приводится показательный случай человеческой распущенности и жестокости. Тем более у царя Ирода более сильные искушения в связи с его должностью.
    17. На наших днях рождениях обычно проходит все проще. Но каков на днях рождениях преобладает дух? Поставлю несколько вопросов. Если вам актуально, то буду только рад. Присутствует ли на столе алкоголь? Есть ли застольные речи и шутки? Есть ли музыка, танцы или кутежи? Случаются ли перегибы, споры, доказывание истин друг другу? У Ирода 2000 лет назад это все было. Делаем соответствующие выводы…
    18. И какие возникает послевкусие после празднования дня рождения? Хочу быть перед самим собой честным. День рождения - это пляска вокруг себя. Вот я получил поздравления и похвалу. Как впопад, так и не впопад. Все мне пожелали человеческого счастья, успеха, денег. А что делать дальше? И где в этом Христос, который в конце своей жизни пошёл на голгофу? У меня возникало ощущение, как будто я объелся тортами. Я понимаю, что размышляю, как дедушка, но мне эта тема интересна.
    19. Удовольствие приятно именно в самом моменте. Но какое послевкусие? Я как-то пробовал кушать торты три раза в неделю. Вроде вкусно, но после третьего раза начинает тошнить. И хочется больше и одновременно тошнит. Да и может живот заболеть, а можно ведь и отравиться. И чтобы убегать от похвалы, то на время своего дня рождения я стал брать отпуск.
    20. День рождения я любил праздновать тихо и мирно в кругу семьи. Но после научения в Православной вере свой день рождения праздновать я совсем перестал. На оглашении я узнал, что в Православии важнее именины, которые совершаются в день памяти Святого покровителя. Целью становится прославить святого. А в случая дня рождения в центре находится сам человек.
    21. Я не ставил себе никаких запретов. Мой день рождения отвалился естественно. Как гусеница теряет шкуру, чтобы превратиться в бабочку. Я хотел бы пояснить, что ничего против дней рождений не имею. День рождения - это прекрасный повод оказать внимание человеку. И внимание тоже можно оказывать по-разному.
    22. Да и повод можно использовать в разных целях. Просто в какой-то момент я наелся похвалами и мне стал больше интересен день Святого покровителя. Не могу сказать, что я полностью понимаю это. Просто так нас всех учит Мать Православная Церковь. Я могу лишь придерживаться этого учения. Мне 38 и нужно учиться верно расставлять приоритеты.
    23. Вначале рабочей деятельности мне нравилось быть душой компании. На оглашении и Школе Осознанного Мышления я начал учиться молиться. А по святым отцам молитва не сильно сочетается с общением. Святые отцы рекомендуют стремиться к безмолвию и убегать от бесцельного общения и реже посещать общественные места. И со временем я стал отстраняться от общения. На работе я стал общаться только по рабочим, т.е. деловым вопросам.
    24. С другой стороны когда молчишь и внутри про себя пытаешься творить Иисусову молитву, то выглядишь отрешенным, а не душой компании. Со стороны моя молчаливость была непонятна. Мне стали говорить, что я сильно изменился - что раньше я был веселым, а сейчас стал замкнутым. И это правда. По мере углубления жизни по Духу я углублялся в себя. Я уклонялся от любого вопроса, не касающегося работы. Этому учат святые отцы.
    25. Сначала я оправдывался перед коллегами и пытался объяснить, почему я стал меньше общаться. Вместе с тем я увидел, что объяснять тоже бесполезно. Во-первых люди часто хотят слышать что-то свое, а не то, что им говоришь. А во-вторых и у меня возникало ощущение, как будто я что-то доказывал не людям, а самому себе. А можно же позволить мысль, что взрослый человек может за короткий срок резко измениться?
    26. В разных коллективах нас окружают разные люди. Нельзя ни о ком говорить плохо. Но я рассматриваю только себя. И работа — это в том числе и окружение. И меня окружали люди разных взглядов. Я видел, что для людей работа это не только труд по обеспечению себя материально, но и некоторый определенный стиль жизни. Можно даже сказать работа - своя религия.
    27. Мне казалось, что люди приходят не столько поработать, сколько и пообщаться, подзарядиться. Как будто - это некий клуб по интересам. Конечно надо видеть недостатки прежде всего в себе самом, а в других людях видеть святость. Но я сейчас рассматриваю только себя. И моя цель - рассмотреть другую грань.
    28. В-первых я увидел себя в прошлом. Раньше я на работе перед коллегами кичился своими взглядами и интересами. И я хотел привлечь людей на оглашение. Я нагло пользовался пространством работодателя. Я пользовался коллегами. Я тщеславен.
    29. Даже благие позывы, совершенные не в том месте и не в то время становятся ядом. Преподобный Серафим Саровский говорил, что нужно просто стяжать дух мира. И этого достаточно, чтобы многие спаслись. Как это просто звучит и как это не просто воплотить в жизнь.
    30. Во-вторых Лично передо мной встали следующие вопросы. Зачем мне находится людьми, которые хотят общаться, однако взгляды которых я не разделяю? Что меня объединяет с коллегами? Есть ли единство мышления и в чем оно? (кроме рабочих вопросов конечно). Конечно можно смиряться. Но а если некоторые диалоги разъедают душу?
    31. Я не понимал цели общения. Мы что-то обсудили, а какой результат этого общения? Когда я чувствовал бесцельное общение, то не вступал в диалог. А коллегам ссылался на то, что у меня много работы. Да и к тому времени общение меня уже не насыщало. После фривольного общения я чувствовал пустоту, бессмысленность и обкраданность своей души. Я делал оживляющего слова Бога.
    32. Вообще в какой-то момент при каждом действии я стал приучать себя спрашивать: для чего я совершаю то или иное действие? И какой должен быть результат? Правда, увы почти никогда не получается ставить этот вопрос регулярно и отвечать на него честно и четко.
    33. Зато я начал немного понимать святых отцов, которые убегали из общества и рекомендовали другим убегать из общества. Не смотря на то, что святые люди могли находится со всеми людьми. Я конечно не могу убежать из действительности. Но я сталкиваюсь с ситуациями, когда пытаюсь настроится на покаянное настроение, а рядом люди ржут и хохочут. Или кого-то вслух осуждают.
    34. Но я то не святой, а человек слабый. До уровня сапожника, которого повстречал Антоний Великий и который говорил: «Все спасутся. Я погибну» мне еще очень далеко. Но что делать, если мне хочется экологичности в общении? Когда Камаз дымит, то обычно закрывают нос и закрывают окна. Я не хочу коптить воздух сам и не хочу вдыхать копоть в себя. Тема экологичности в XXI веке же как никак актуальна.
    35. Когда в общем помещении - опенспейсе кого-то явно осуждали, то я пытался сделать замечания. И с моей стороны эти действия были высокомерными. Мои замечания воспринимались как упреки. Что и было моей ошибкой. Единственно, что меня могло спасти, так это то, что я защищал человека, которого обсуждали, т.е. я не искал своей выгоды
    36. И что я увидел? - что я не имею право делать замечания. Во первых я не являюсь руководителем и не поставлен старшим. А следовательно сделать замечание коллегам я не имею никакого морального права. Но и не слышать я тоже не могу. Даже наушники не спасали. Я понимаю, что внутри меня злость.
    37. Очень важно понимать в каком пространстве мы находимся. Позже я понял, что я нахожусь в пространстве работодателя и имею право действовать только по правилам этого пространства. Дело в том, что беседы разного характера в том или ином окружении могут одобряться. Да и людям непонятно, почему нельзя осуждать других. И это свободное право каждого человека.
    38. Получается, что я начинаю устраивать свои порядки в чужом доме. Внутри меня возмущение. А значит мое зло больше. А святые отцы учат пребыванию со всеми людьми в мире. Даже вражда с одним человеком согласно Евангелию считается грехом.
    39. И даже если представить, что пространство не совсем экологично. Но моё неистовое желание осадить ближнего в данном случае является ядерной бомбой. А разговоры коллег - игрушечные пистолетики. В добавок к этому я еще осуждаю людей. Ведь сам же знал, что нужно искать порок только в себе, а не в людях. Прости меня, Господи.
    40. Немного вернемся к началу. Если в начале своей рабочей деятельности я хотел дружить с коллегами. То в процессе деятельности я понял, что с это было моей ошибкой. Если быть предельно честным, то на работе в хорошем смысле слова нет друзей. Есть общее дело, а мы друг другу коллеги.
    41. Как я проверяю себя? Желаю ли я выделять личное время и встречаться с человеком после работы? Лично я - нет. Тогда к чему все эти реверансы? Все-таки между коллегами и друзьями есть отличия. Особенно отчетливо это мне стало ясно при увольнении.
    42. Из-за моего желания дружить, я способствовал стиранию границ «личное-рабочее», что потом имело негативные последствия. А на работе все-таки должна быть прочерчена некоторая граница для соблюдения дистанции. Я не имею ввиду сухую осторожность. Но понимание кем мы приходимся друг другу должно быть ясным.
    43. Согласно Великой Науке Православной Веры обвинять можно только себя, а не ближнего. Неверные отношения выстроил изначально я сам. Слишком близкое общение без должных границ, которое я сам создал привело к тому, что иногда с начальством возникал нездоровый переход на личности.
    44. Когда случался переход на личности, то начальник мне прямо говорил, чтобы я не говорил каких-то фраз. Как будто мы из коллег внезапно стали друзьями. Вот и результат моего желания дружить. Я сам посеял семена сорняков. Нельзя на работе дружить и точка.
    45. Хотя внешне все звучало правильно - меня учили работать. Но внутри пахло поклонением человеку. И какой из этого можно сделать вывод? Если ситуация становится горячей, то мне нужно было не закрывать глаза, а обсуждать это, вплоть до ухода с работы. Зачем находится вместе из-за денег, а внутри тихо ненавидеть друг друга? Я увидел, что когда я потакаю чьей то страсти, то даю согласие, что со мной можно так обращаться.
    46. С другим руководителем Евгением Сергеевичем Лосевым мы общались только на «вы». Однажды, я предложил перейти на «ты». Но он сразу же срезал мое предложение и не допустил скатиться до «ты». Он строго оставил наши отношения «начальник-подчиненный» на прежнем уровне - на «вы». Для меня это было надлежащим уроком. Он четко очертил границу.
    47. На работе я подружился с Павлом Галдановым. Но что я понял в процессе нашей дружбы? Наши отношения лишь подтвердили то, что дружба на работе невозможна. Я допускаю, что люди высокого уровня могут совмещать дружбу и работу. Но я лично я этого не умею. Зотя слышал, что профессионалы умеют переключаться с «рабочего» на «личное». Но мне до такого уровня еще очень далеко.
    48. Я видел, как наши дружественные рукопожатия воспринимают коллеги. Все-таки на работе нужно заниматься работой. Личное должно быть после работы.
    49. Я понял, если мы с Павлом друзья, то работу и дружбу надо как-то разделять. Иначе будет воровство времени компании, а между нами будут происходить конфликты. И производственные задачи не сможем выполнять и дружбы не случиться. Но у меня так и не получилось разделить. Я всегда скатывался вниз.
    50. Мне хотелось дружить с директорами, богатыми, обеспеченными и состоятельными людьми, - людьми, которые занимают определенное положение. Мне нравилось сидеть в обществе на планерках в удобном кожаном кресле. Я чувствовал себя в элитном обществе. Я чувствовал себя значимым. Я использовал людей для ощущения собственной значимости. Люди были для меня марионетками. Горе мне.
    51. За всю мою деятельность у меня было 4 руководителя. Все они гораздо честнее и открытие, чем я. Руководители прямо и открыто говорили, что мы платим вам за это деньги, так что делайте свою работу. Был даже момент, когда в диалоге один на один начальник мне сказал: «Денис, это бизнес, если нас что-то не будет устраивать, то мы расстанемся». Но вот мои цели и желания в рабочей сфере деятельности достаточно противоречивые. Для чего я находился на работе, имея в себе двойные мысли?


Рецензии