Где душа?

     И не думал я, что известный анекдот точно укажет на местонахождение души в человеческом теле. Она под мочевым пузырём. Почему? Анекдот объясняет так: «Когда пописаешь, то на душе легче становится». В серьёзной древнеиндийской религиозной системе дело обстоит похожим образом. Согласно этому учению в человеке не одна душа, а несколько. И каждая ДОША (примерно означает «душа») имеет свою зону ответственности.   
ВАТА ДОША, где ВАТА означает «ветер» (и опять неслучайное созвучие с русским  ВЕТЕР/ВАТА «ветер». А ранее уже было упомянуто созвучие ДОША/ДУША). Так вот, ВАТА ДОША отвечает, помимо прочего, за мочеиспускание, за работу почек и мочевого пузыря. Главным же органом её ответственности является прямая кишка. То, что ВАТА означает «ветер» вряд ли связано с тем, что через прямую кишку человек «пускает ветры». Хотя, кто знает? ВАТА ДОША контролирует дыхание, мышление, волю. Про того, у кого этот контроль нарушен говорят, что у него «ветер в голове». Намёк на ВАТУ «ветер»? Может быть.
 
     Другую ДОШУ называют  ПИТТА ДОША. Её стихия – вода и огонь. Она отвечает за пишеварение (а варят на огне и в воде). Созвучия ПИТТА/ПИЩА/ПИТАНИЕ/ПИТЬ не случайны. Приходится напоминать, что древнеиндийские языки (санскрит, пракрит) очень близки к древнерусскому. Ближе, чем к какому-либо другому европейскому языку. Общих корней сотни (АГНИ/ОГОНЬ, ВЕДЫ/ВЕДАТЬ и т.д.).


Рецензии
Благодарю, Валерий Данилович!Очень интересно и познавательно! Хотя Душа наверное всё же одна, но её структура (если можно так сказать) многоуровневая. Когда у человека что-то болит и он от боли мучается, говорят "он испытывает не только физическую боль, но и духовные муки!" А это связано, наверное, с головой, с мозгами.
ДУША (санскр. आत्मन् – ātman – самость, дух, высшее «Я» – одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма (Веданта), вечная, неизменная
духовная сущность, познавшая высшую Истину);
– созданность, находящаяся во взаимодействии с Вселенной, есть начало (исток) всего живого.
Александр Николаевич Афанасьев (многим известный только как сказочник) в капитальном труде «Поэтические воззрения славян на Природу» пишет, что душа представляется во многих проявлениях, во-первых, в виде огня, то есть силы света и тепла, без которых невозможна жизнь; «душа – частица, искра этого огня, сообщающая очам блеск, крови – жар, телу – внутреннюю теплоту».
Атман (санскр. – आत्मन् ) – начало утверждённое свыше, как движение (проявление) изначально существующего свойства (одухотворённость, т.е. свойство всего живого; «пока я мыслю – я живу»).
С уважением,

Николай Леухин   07.11.2024 10:24     Заявить о нарушении
ДУШЕВНО рад Вашему интересу к теме «ДУША». От всей ДУШИ благодарю за важные дополнения.

Валерий Осипов   07.11.2024 12:39   Заявить о нарушении