Мы вспомним поименно

И кто-то, спьяну, вопрошал:
— За что? Кого там?
И кто-то жрал, и кто-то ржал
Над анекдотом…

Мы не забудем этот смех
И эту скуку!
Мы — поимённо! — вспомним всех,
Кто поднял руку!.

Александр Галич

========

Сегодня памятная дата — 29 лет со дня убийства Ицхака Рабина. Дата некруглая, и наверное, стоило бы подождать год с этой статьей, но я привык ничего не откладывать на потом, потому что не знаю, что со мной случится через день, через неделю, через месяц, тем более через год. Где буду я, и где будем мы все.

Я не знаю, кто убил Ицхака Рабина — Игаль Амир или не он. Вполне допускаю правоту, полную или частичную, Барри Хамиша. Мы убедились, что в нашей правящей верхушке есть люди, способные на очень многое. Но правонастроенные израильтяне утверждают, если сформулировать вкратце, что «Игаль Амир не убивал Ицхака Рабина, но правильно сделал, что его убил». С первой половиной этого утверждения я спорить не буду, ибо не владею информацией. Поговорим про вторую.

То, что произошло 29 лет назад, было бы невозможным без той атмосферы кликушества, подстрекательства, взвинчивания эмоций, которая этому сопутствовала. Уже после убийства, помнится, Йоси Сарид сказал, обращаясь к своим оппонентам: «Ну ладно, вы не хотите мирный процесс, но какова альтернатива? Процесс войны?» На иврите это звучит красивее: «Им ло таалих а-шалом, аз ма? Таалих а-милхама?». Ответ мы видим в режиме реального времени — это война как процесс, никогда не заканчивающийся, у которой есть начало, но нет и не будет конца. «Есть у революции начало, нет у революции конца». У национальной революции, как называли в Германии события 30 января 1933 года, тоже нет конца, а если есть, то он приходит помимо воли авторов сценария, и он весьма печален. Именно с 4 ноября 1995 года начался процесс, приведший к 7 октября 2023 года и к нынешней израильской трагедии. Это, кажется, признают и наши оппоненты.

Чтобы не повторяться, дам ссылку на свою старую статью:

http://proza.ru/2016/06/08/344

Я религиозный скептик, и я не знаю, существует ли Страшный Суд, есть ли ад и рай. Скорее всего их нет в том виде, в каком их изображают религиозные доктрины, сформулированные людьми, жившими в эпоху античности и Средние века. Они мыслили именно в таких понятиях. Но есть нечто другое.

Как есть ноосфера, так есть и сущность, которую я назвал бы клиосферой (возможно, я изобретаю велосипед, но я об этом нигде не читал). Это совокупный след от деятельности людей, остающийся в коллективной памяти человечества, кристаллизующейся в виде истории. Именно в этом пространстве Платон беседует с Кантом, а Пушкин — с Цицероном, которого не читал, и Апулеем, которого читал, и им всем интересно, и это будет продолжаться вечно. Совершенно не нужны материальный райский сад и скамейки, на которых сидят, беседуя, поименованные персонажи.

Отдельно взятый человек ест, спит, срет, ухлестывает за женщинами, это всё не оставляет следа в клиосфере. Но однажды или на протяжении некоторого времени он делает что-то, что этот след оставляет, и что и является его вечной посмертной жизнью. Киргизка Токтогон Алтыбасарова выхаживает и спасает 150 ленинградских детей. Летчик Александр Мамкин ценой своей жизни, невероятных усилий и боли спасает десятки детей из Полоцкого детского дома. Старший сержант пехоты Николай Масалов спасает одну берлинскую девочку и становится моделью для памятника советскому солдату в Трептов-Парке.

Религиозный сионист Шуваль Бен-Натан входит в Сектор Газы с израильской армией, заявляя в разговорах и в соцсетях, что его цель — убить там как можно больше женщин и детей. Потом он погибает в Ливане, геройски или просто так, неважно, но след, оставшийся от него в клиосфере — озвученное намерение убить как можно больше женщин и детей, и гибель в Ливане не меняет этого факта. Амнон Бар Букрис выразил сожаление, что Хамас не сжег киббуц Беэри вместе с его жителями целиком, потому что «все они предатели». Он еще жив, может изменить что-то, но вряд ли это сделает и вряд ли у него получится — след уже остался. След от Герострата прослеживается и через 2000 лет после его смерти.

Каждое сказанное или написанное слово, каждый лайк под постом в соцсетях оставляет твой след в клиосфере, который вечен как квантовая волна.

В этом университете очень жесткий дедлайн, нет вторых сроков и переэкзаменовок. Если ты завалил экзамен — это навсегда, и с этим ты войдешь в вечность и останешься в ней. Твой след или что там вместо него будет недоволен своим видом, но ничего не сможет поменять, потому что это навсегда. Вот это и есть тот самый ад, который вечен.

Стебари и смехачи, о которых говорится в статье, на которую я дал ссылку выше, скорее всего не задумывались об этом, и пошлая песенка «Убили Рабина» казалась им удачным креативом. Многие из тех, кто создавал атмосферу, в которой стало возможным убийство Рабина, уже не с нами — уехали в США, Германию, Россию, Молдову, но след, оставленный ими в израильской клиосфере, не смыть и не стереть. Шанс, который был у Израиля в 90-е годы прошлого века, упущен. Возможно и, скорее всего, навсегда. Как молитвы отдельных людей, совершаемые в одном месте, сливаются в мощный поток, несущийся к небесам, так следы, оставленные стебарями и клоунами-«гиперсионистами», продажными журналистами и журналистами, чьи нацистские убеждения были вполне искренними, слились в поток, утопивший страну.

Ицхак Рабин говорил, что его задача и задача его соратников — завершить и оформить победу сионистского движения, нормализовав Израиль внутри и его отношения с мусульманским миром. У них не получилось.

Ицхак Рабин был начисто лишен отвратительного качества израильтян — хитрожопости. Он говорил и делал то, во что верил, и приняв решение, выполнял его. Этим он отличался, например, от Шимона Переса. Поэтому убили именно его.

Ицхак Рабин был последним израильтянином, всерьез поднимавшим тему еврейского труда и говорившим, что в еврейском государстве работать на всех работах должны евреи. Он пытался разделить израильский и палестинский рынки труда, вывести палестинских рабочих из израильских городов в совместные промзоны в приграничных районах. Было запланировано 20 таких промзон, а на деле созданы только две — Ницаней-Оз под Тулькармом и Эрез под Газой.

Ури Авнери писал, что Ицхак Рабин переболел всеми болезнями левого сионизма, но в самом конце жизни понял палестинский нарратив. Этого ему не простили.


Рецензии
Безусловно, убийство Рабина - это преступление и нет ему оправдания.

Теперь факты.
В начале 90-х - любой ножевой терракт в Израиле будоражил всю страну.
Рабин с Пересом в 93-м пригласили Арафата, изгнаного из нескольких арабских стран, лидера хирееющего движения. Он с радостью прибыл в Палестину и взялся за "дело мира". На рубеже веков чуть ли не ежедневно взрывались в Израиле автобусы, кафе, залы торжеств и т.д. Счёт жертв среди мирного населения пошёл на многие сотни. Радикализация арабского населения начала набирать обороты.
Так пришли к 7.10.23.

Геннадий Шлаин   05.11.2024 12:45     Заявить о нарушении
Геннадий, уверена на тысячу процентов, что эта страница - еще один провокатор, всей душой ненавидящий Израиль. Непонятно, откуда они берутся со своей ненавистью. Зря Вы его пропиарили своей рецензией.

Ваша Лена   05.11.2024 13:15   Заявить о нарушении
Лена, я писал не для Рабина, а для тех, кто приехал в последние годы и на знает как его однофамилец приглашал обер-бандита Арафата в наши края, как в результате на рубеже веков стало страшно зайти в автобус или сесть в кафе. Как в начале 90-х мы свободно заезжали по работе и в магазины в арабские посёлки и как это враз прекратилось после деяний Рабина-Переса.

Геннадий Шлаин   05.11.2024 14:25   Заявить о нарушении
да, это так, Геннадий, я в 90-м приехала в спокойную, мирную страну, да и сам Клинтон признал, что соглашения Осло оказались величайшей неудачей, на днях признал. Только автору "Рабину" правда не нужна.

Ваша Лена   05.11.2024 14:31   Заявить о нарушении
Я тоже писал не для Вас и не для "Лены", а в основном для тех, кто приехал после всех описанных событий. Утверждение о том, что приезд Арафата стал причиной террора, мягко говоря не соответствует реальности. До Осло расстреливали автобус на Приморском шоссе, захватывали школу в Маалоте, угоняли самолеты, обстреливали каждый день Кирьят-Шмону. Так что пусть "Лена" не транслирует фиктивную реальность. Да, израильтяне ездили на пляж в Неве-Дкалим, ремонтировать машины в Газу и за фруктами в Калькилью, но это закончилось после начала Первой интифады, начавшейся за пять лет до Осло. Все попытки найти других партнеров на палестинской улице в виде "Агудат а-кфарим" и сельских старост закончились неудачей. Надеяться на то, что палестинцы будут вечно довольны статусом унтерменшей, не приходилось. Первые 20 лет они надеялись, что проблема как-то решится, что либо арабы 1967 года будут интегрированы так же, как арабы 1948-го, либо им дадут независимость, но к 1978 году они поняли, что ничего такого не будет, и тогда началась интифада, а в 1988 году король Иордании Хуссейн объявил, что никогда не будет контролировать Западный берег Иордана и его население. Что было дальше, я написал в статье про 10 лет после эвакуации Гуш-Катифа.

Леонид Рабин   07.11.2024 18:06   Заявить о нарушении
"для тех, кто приехал после всех описанных событий" - вот им и можете "лапшу вешать" - это были единичные терракты, которые бывают во многих странах, а не ежедневные как после Осло. Я работал в арабских сёлах "до Осло" и видел там обстановку. Что-то я никогда не слышал,чтобы палестинские арабы, во главе с Абу Мазеном, хотели вернуться под власть Иордании. Из Иордании Арафата король танками выгонял. А Рабин Арафата "на царство" пригласил. На днях Клинтон признал, что Осло было провалом. Но Вы,конечно, лучше знаете.

Геннадий Шлаин   07.11.2024 19:23   Заявить о нарушении
Геннадий, в сентябре 90-го наш ульпан поехал на экскурсию в Иерусалим и у Стены Плача арабы сверху начали сбрасывать камни. Никто не погиб, но несколько ушибов было зафиксировано и это был единичный случай, и о нем писали все газеты, и о нем передавали каналы телевизора, это было вопиющее происшествие. А после Осло началась безумная волна террора. Соглашения Осло - одна из страшных ошибок правителей того времени.

Ваша Лена   07.11.2024 19:40   Заявить о нарушении
Еще раз. С 1988 года иорданской опции не существует. Многие палестинцы тосковали по иорданской власти и были бы не против того, чтобы вернуться под власть Хуссейна. Почему Израиль предпочел опцию палестинского недогосударства возвращению территорий соответственно Иордании и Египту, я писал в своей статье - в нашей службе безопасности считали, что недогосударству можно навязать ограничения суверенитета в отличие от Иордании и Египта. Так наши битхонисты перехитрили самих себя.

Леонид Рабин   08.11.2024 08:30   Заявить о нарушении
Единственное, что на сегодняшний день могут создать палестинские арабы - это Большая Газа, собирающая подаяния со всего мира и производящая террор. Это они доказали своими деяниями.А фантазировать насчёт их способности создать нормальное государство можно сколь угодно. Как говорят на востоке: "Сколько не повторяй: халва - сладко во рту не станет". Закрываем тему.

Геннадий Шлаин   08.11.2024 09:32   Заявить о нарушении