Полная и всесторонняя исповедь грехов сребролюбия
Название согрешений, грехов и прегрешений для генеральной исповеди лучше выбирать из святоотеческих их сводов где они обычно расположены по возрастанию степени их тяжести, так чтобы становится видно, впадение в какой предыдущий грех впоследствии породило падение в последующий, или, точнее, какие предыдущие грехи в своей совокупности породили данное настоящее грехопадение и вхождение в связанную с ним греховную страсть. Приводимый ниже свод правильных названий согрешений, грехов и прегрешений сребролюбия является компиляцией перекрестного сопоставления соответствующих сводов из святоотеческой литературы с добавлением некоторых названий сходных со святоотеческими по духу и терминологически и лингвистически корректных с точки зрения современной науки.
Согрешил(а):
Сребролюбием (любостяжанием): Неприятием того малого самого необходимого что у вас есть и безудержным стремлением несмотря ни на что переменить свою материальную судьбу в лучшую сторону. Привязанностью (сильным постоянным пристрастием) к вещам и удовольствиям с ними связанным. Грешной привязанностью к любым вещам, равно болезненным пристрастием к тленным предметам, лишающим душу свободы, увлечением в этой связи суетным многопопечением, суетными мыслями и мечтаниями. Люблением подарков и изысканных угощений. Грешной привязанностью к роскоши или просто к комфорту, к красивому и удобному движимому и недвижимому имуществу. Неуемным страхом нищеты. Опасением о необеспеченной старости. Недостаточной верой в этой связи Богу и частым отсутствием в тяжелых материальных житейских ситуациях надежды на Его Промысел. Постоянным недовольством своим материальным положением. Грань нечестия. Мечтанием о богатствах и роскоши. Ненасытным многолетним желанием обогатиться - желанием богатства.
Свт. Иоанн Златоуст. «Представь сколько зла часто происходит от богатства или лучше послушай, что говорит Христос: удобее есть велбуду сквозе иглине уши проити, неже богату в Царствие Божие внити (Мф. 19, 24). Видишь к получению каких благ богатство служит препятствием, - и ты хочешь обогатиться, и не радуешься, находясь в бедности, что уничтожено это препятствие? … Посему и сказал Господь: продаждь имение твое (Мф. 19, 21), дабы тебе вступить на этот путь. Для чего ты желаешь богатства? Для того Бог и лишил тебя его, чтобы избавить от этого рабства. Так и родные отцы, видя, что сын их развращается какой-нибудь блудницей и никакие увещания не убеждают его отстать от нее, прогоняют блудницу. Таково и обилие богатства» .
Согрешил(а). Ненасытным многолетним желанием роскоши. Постоянным размышлением о средствах к обогащению. Готовностью легко расстаться со своими действительными социальными (статус) и духовными (стояние в нравственности) преимуществами в том числе покривить совестью ради пропитания. Готовностью легко расстаться со своими действительными социальными (статус) и духовными (стояние в нравственности) преимуществами в том числе покривить совестью ради достатка. Готовностью легко расстаться со своими действительными социальными (статус) и духовными (стояние в нравственности) преимуществами в том числе покривить совестью ради богатства. Готовностью на грех или ради пропитания, или ради достатка, или ради богатства. Займами (кредитами) на что либо, что сверх самого необходимого и может быть совсем не надобно, и не необходимо, то есть на то, без чего вполне можно обойтись.
Свт. Василий Великий. «Пей воду из твоего водоема (Притч. 5, 15), то есть рассчитывай свои средства, не ходи к чужим источникам, но из собственных своих речей собирай для себя утешения в жизни ... Лучше собственными трудами помогать своим нуждам, нежели вдруг поднявшись чужим имуществом, впоследствии лишиться всего достояния. Ежели у тебя есть чем отдать, то почему же не удовлетворяешь этим средством настоящей нужде? Если же не в состоянии заплатить долг, то одно зло лечишь другим. Не верь заимодавцу, который ведет вокруг тебя окопы. Не дозволяй, что бы тебя отыскивали и преследовали, подобно какой-нибудь добыче... не долго будешь украшаться чужим, а после потеряешь и отцовское наследие. Теперь ты беден, но свободен. … Но говоришь нужда моя велика и нет другого способа достать денег. Какая же польза из того, что отдалишь нужду на нынешний день? Нищета опять к тебе придет, как прохожий (Притч. 24, 34) и та же нужда явится с приращением. Ибо заем не вовсе освобождает от затруднительного положения, но только отсрачивает его ненадолго. Вытерпим ныне тяготу бедности и не станем отлагать сего на завтра. Не взяв заем равно ты будешь беден и сегодня и в следующие дни; а взяв, истощищь себя еще больше, потому что нищета возрастает от роста. Теперь никто не винит тебя за бедность, потому что зло не произвольно, а когда обяжешься платить рост, всякий станет упрекать тебя за безрасчетность … Никто не лечит раны раною, не врачует зла злом, и бедности не поправишь платою роста. Ты богат не занимай. Ты беден так же не занимай… Мы бедные отличаемся от богатых одним – свободою от забот … у ростовщиков деньги в одно время и отдаются взаем, и родятся, и подрастают. Еще не взял ты их в руки, а уже требуют с тебя приращения за настоящий месяц. И это, опять причтенное к росту, воспитывает новое зло, от которого родится еще новое, и так до бесконечности. Потому то и наименованием таким почтен этот род любостяжания, ибо называется ростом, как я думаю по причине многоплодности этого зла … Впрочем видим что доходят до займа не те, которые нуждаются в необходимом (им никто не поверит в долг), но занимаются люди, которые предаются безрасчетным издержкам и бесполезной пышности, раболепствуют женским прихотям. Жена говорит: «Мне нужны дорогое платье и золотые вещи, и сыновьям необходимы приличные им и нарядные одежды … и для стола потребно изобилие». И муж, выполняя такие распоряжения жены, идет к ростовщику; прежде нежели получить в руки занятые деньги, меняет одного на другого многих владык, непрестанно входя в обязательства с новыми заимодавцами и непрерывностью сего зла избегает обличения в недостаточности» .
Согрешил(а). Любыми неразумными займами (кредитами). Безудержной предпринимательской деятельностью в ущерб простому труду ради пропитания, проживания и покупки самого необходимого из одежды и прочего. Вообще не подавал милостыни просящим на улицах. При таком случае и такой возможности при прямом столкновении с подобным не поделился своим самым необходимым с остро нуждающимися: «не одел нагого, не накормил голодного».
Вхождение в нечестие. Безудержной предпринимательской деятельностью, зачастую совсем без всякого успеха, в ущерб своей обычной работе ради удовлетворения себя и своей семьи всем самым необходимым. Соблюдением всяких распространенных в мiру суеверий, которые как суетно и глупо считается способствуют материальному достатку: убирать пустые бутылки со стола во время застолья, уходить с пути людей с пустыми ведрами, вставать после сна только с правой ноги. Суеверным соблюдением принципа никому ничего материального даже из того что в излишке ни в коем случае не давать, а то не будет удачи и материального успеха, так как удача и успех вместе с помощью другому «к нему уйдут».
От составителя. Кто о мной не согласен прошу отнести все написанное ниже к моему личному мнению. Так как об этом сейчас практически не говорят даже исповедники веры, на вопросе давать или не давать что из материального окружающим стоит остановиться с подробным разъяснением. С одной стороны когда следуют принципу «никому ничего материального даже из того что в излишке ни в коем случае не давать, а то не будет удачи и материального успеха» такое отношение к ближним если речь идет о святых, о верных (стоящим в вере без падения), и о «тяжко покаявшихся и стремящихся к христианскому благочестию», а также об отношении к искренним, то есть к самым близким в вашей семье, соблюдение принципа никому кроме искренних ничего материального даже из того что в излишке ни в коем случае не давать, несомненно будет очень тяжким грехом нечестия. С другой стороны, если речь идет о «злых делателях», то есть о людях, сознательно стоящих на богоборческих позициях и с удовольствием делающих зло, или если речь идет о тяжко нечестивых, то есть сугубо порочных людях, православный христианин отнюдь не обязан быть по отношению к ним щедрым. Более того он именно обязан от таких людей полностью во всех своих делах в буквальном смысле «отвратиться», то есть положить между по отношению к ним врата. Сами посудите, стоит ли быть щедрым или вообще в чем-нибудь материально помогать, кроме куска хлеба в голод, к примеру, человеку, который во время войны наживался на бедствиях всех окружающих, а во время голода наживался на спекуляции хлебом. Несомненно, есть категория людей, по отношению к которым щедрость в материальной помощи или любая помощь, которая подобает нормальным людям, действительно «заберет удачу». Именно в этом контексте звучит в учительных книгах Ветхого Завета пророческая формула из премудростей царя Соломона: «Тот, кто угождает богатым, станет бедным». Это думаю сомнений не вызывает, но есть еще одно. Есть категория людей, от которых во всех своих делах, в том числе и в области материального угождения, православному христианину нужно не отвратиться, но как можно дальше просто «удалиться». Кто эти «дальние»? Можно разделить всех окружающих христианина на «искренних» – самых ближних, к которым должны относиться и все ныне живущие святые, к ним можно несомненно отнести всех современных нам исповедников веры. Далее можно выделить «ближних» к которым по смыслу известной евангельской притчи о добром самаритянине, помогшем побитому разбойниками относятся все верующие в Бога и выполняющие Заповеди, независимо от вероисповедания. К ним относятся прежде всего «верные», то есть живущие без падения в нарушении Заповедей, стоящие в вере как в вашем вероисповедании, так и в прочих конфессиях. К «ближним» относятся и все обуреваемые грешными страстями члены Церкви в свое время тяжко покаявшиеся и еще только стремящиеся к благочестию. Они все еще часто падают в стоянии в Заповедях, но непрестанно в этом раскаиваются и стремятся всеми силами прийти к тому, чтобы как можно более твердо стоять в вере. Ко всем ближним НУЖНО быть щедрым. Ибо как говорит апостол Павел: «Доброхотно дающего любит Бог». Но внутри церковной ограды есть и категория людей, которые верят в Бога, церковные службы посещают, участвуют в Таинствах, но Заповеди не исполняют, вернее исполняют только там, где им «удобно». Это те, кто может легко по прихоти обойти побитого разбойниками и лежащего в ранах при дороге. Поэтому по буквальному толкованию евангельской притчи о добром самарянине это независимо от их статуса внутри церкви как социального института отнюдь не «ближние». Мы отнесем их всех здесь к «дальним». Есть так же и такая широкая категория людей, которые и в Бога не веруют и Заповеди не исполняют. Все они обычно полностью вне церковной ограды, поэтому назовем их «внешними». Как же быть в области материальной помощи и угождения по отношению к «внешним», и по отношению к «дальним»? Нужно ли быть по отношению к ним щедрым, и угождать или это излишне. Начнем с «внешних». В отличии от «злых делателей» материальные малые добрые дела христиан к ним вполне возможны, но при соблюдении условия, что в общем от этой категории людей все же нужно как можно дальше удалиться, и стараться с ними общаться как можно меньше. То есть материальное угождение им должно быть вынужденным исключением, когда Бог управил так, что от общения с этим человеком невозможно никак уйти. В принципе именно эти люди из внешних, от которых не никак не отделаться, и относятся к «врагам нашим», которых нужно любить и которым нужно стараться в меру угождать. По отношению же к прочим «внешним» нужно все же хорошо понимать, что щедрость и материальное угождение ко всем «внешним», так как это чаще всего плотские люди помешанные на любой даже самой мелкой материальной выгоде, легко приведет к тому что вы обрастете большим количеством близко окружающих и непрерывно беспокоящих вас людей, которые из выгоды будут всячески навязывать вам свое общение и одновременно перекладывать на вас все свои житейские дела и заботы, особенно материальные. Стояние в Заповедях в таком случае будет априори совершенно невозможно. Начнутся постоянные падения в тех грешных страстях с которыми вы боритесь. Кое с кем из них вы превратитесь рано или поздно непрерывно материально угождая им в «прислугу и потакателя их грешным страстям и порокам». А будут и те люди с нарциссическим расстройством личности, кто будет навязывать вам через ваше ложное человекоугодие - сугубо рабские отношения, то есть заставят вас онлайн служить всем их и даже малейшим прихотям. От этого стоит отвратиться, и материально угождать «внешним», только тем от «кого нельзя никак отделаться», да и в этом знать чувство меры давая им «пользуясь временем» и разумно, то есть «от случая к случаю» и когда вам удобно. Что же по отношению к «дальним» то есть формально находящихся в церковной ограде, но Заповеди не соблюдающим и со своими грешными страстями реально не борющимися, а таких сейчас изрядно. Со мною можно соглашаться, можно нет, но в их поведении в случае материальной щедрости к ним обнаружится очень многое из того, что обнаруживается в случае с «внешними». Может быть правда в меньшей степени, но то же самое. Думается, и по опыту знаю, что от всех «дальних» в случае с щедростью нужно максимально удалиться по тем же самым причинам. За исключением конечно тех из них, от кого никак удалиться не получается, чтобы вы не делали. В этом случае, должна жертвенно выполняться Евангельская Заповедь «любви к врагам вашим», и сниматься в случае их требования «последняя рубашка», и «вместо одного их поприща, нужно идти два». Но попытаться максимально удалиться от них как категории людей все же нужно попробовать. К ним напрямую относится христианская максима: «Беги от мiра и спасешься». Иначе по материальному человекоугодию уже этой группе людей вы легко станете «прислугой», а кое кому и «рабом», и начнете верно служить уже их грешным страстям, порокам и прихотям. Все они большие мастера заставлять излишне простодушных сделать это.
Согрешил(а). Суеверным - тотальным во всех делах соблюдением принципа «как можно больше взять, как можно меньше дать» так как соблюдение этого суеверия якобы способствует материальному успеху, в пику правильному отношению стремиться со всеми людьми к эквивалентному обмену, а по отношению к искренним и к ближним, равно к тяжко покаявшимся и стремящимся к благочестию, к верным (стоящим в вере без падения) и к святым стараться быть щедрыми и стремится как можно больше для них сделать. Не делился своим совершенно не нужным, тем более излишками, со товарищами по своей городской или сельской общине, то есть с ближним кругом хорошо знакомых, с которыми имеются тесные житейский отношения, особенно если кто из них в той или иной нужде, не проявляя разумной и уместной общинной солидарности. Полным непониманием из скаредности, что такое общинная солидарность. Или делился с такими товарищами, но искушал при этом психо-террором и унижениями, потребляя их души «в снедь хлеба». Не делился своим совершенно не нужным, тем более излишками, со своими родственниками, особенно если кто из них в той или иной нужде и близко живут, не проявляя разумной и крайне уместной кровно-родственной солидарности. Полным непониманием из скаредности, что такое кровно-родственная солидарность. Или делился с родственниками, но искушал при этом психо-террором и унижениями, потребляя их души «в снедь хлеба». При таком случае и такой возможности при прямом столкновении с подобным не поделился своим совершенно не нужным, тем более излишками с остро нуждающимися: «не одел нагого, не накормил голодного». Согрешил(а) откровенной жадностью на десятину Церкви, в которую входит не только милостыня церковным приходам, к вдовам, сиротам и нищим; но также и к знаемым вами христианским праведникам, стремящимся к благочестию, но в данный момент прибывающих в крайнем материальном недостатке, рекомендация такого отношения к христианским праведникам как настоятельная рекомендация и духовный совет есть у Свт. Феофана Затвориника.
От составителя. Признаком правильной и доброй уплаты десятины от всех ваших доходов является что после каждой очередной уплаты начинает при покупках на все хватать как бы скромно вы не жили и какими бы скромными не были ваши доходы. И второй признак, следующий за первым, все после очередной уплаты купленные вещи, товары и услуги чудным образом окажутся крайне своевременными и очень качественными. Неудачных покупок не будет вообще.
Согрешил(а). жадностью на пожертвование Церкви, к которой относятся и все христианские праведники, живущие в евангельской нищете в миру, из начатков урожая, к которому относится не только все связанное с сельским хозяйством, но и материальные средства от монетизации вашего основного таланта реализация которого перешла из периода цветения – обретения истины, в период приношения обильных плодов – получения от нее в достатке денежных и иных материальных средств. Согрешил (а) любостяжанием – страстью к стяжанию всего материального. Мелочностью. Любовью к выгоде всегда и во всем. Следованием выгоде всегда и во всем как принципу и способу жизни. Сребролюбием - любовью к деньгам. Скаредностью («жмотством») и связанной с этим неотъемлемой ее особенностью - расставанием с любыми принадлежащими вам материальными ценностями в том числе с деньгами при законной и уместной расплате с внутренней сердечной болью, или крайним раздражением, или просто с неудовольствием.
Омерзительной скаредностью к самым близким.
От составителя. Это делание по отношению к своим искренним, и к ближним из своего непосредственного круга общения; к тем, которые ничего для тебя не жалеют и всем своим активно делятся до самого последнего, уже со своей стороны к ним по отношению ко всему материальному что ты можешь для них сделать делать исключительно все только «в самую последнюю очередь» и только по «остаточному принципу», то есть отдавать своим искренним и самым ближним все материального плана только в самом малом и жалком объеме и только то, что совсем не нужно и не жалко. Особенно омерзительно это в отношении детей по отношению к родителям, и у родителей по отношению к детям, у сестер по отношению к родным братьям и сестрам, и у братьев по отношению к родным сестрам и братьям, у учеников по отношению к учителям …
Согрешил(а). Следующим из скаредности – крохоборством. Плюшкинским мшелоимством - бессмысленным собиранием предметов ненужных в том числе и полностью вышедших из употребления. Несвоевременной оплатой наемникам оплаты, работникам заработной платы ОСОБЕННО за честный и самоотверженный труд, и за труд, требующий серьезной квалификации, навыков и владения сложными компетенциями, допустим за интеллектуальный труд, требующий серьезного образования, что ныне очень модно.
От составителя. По Ветхому Завету тяжким грехом являлось уплатить наемнику положенное позже вечера того дня, когда работник потрудился.
Согрешил(а). Прегрешениями любыми недоплатами за честный и самоотверженный, особенно за высоко квалифицированный труд. Неправедным приобретением. Неправедным присвоением.
Сребролюбием (любостяжанием), всем указанным выше в целом и каждым грехом в отдельности по мере вхождения в эту страсть: сребролюбием (любостяжанием) в отдельных помыслах; сребролюбием (любостяжанием) через вхождение в помыслы; сребролюбием (любостяжанием) через постоянное пребывание в помыслах; сребролюбием (любостяжанием) в отдельных деяниях; сребролюбием (любостяжанием) через вхождение в деяния (постоянное пребывание в этих деяниях); (далее уровни тяжкого нечестия) - одержанием этой страстью; бесовым одержанием сребролюбием и любостяжанием.
Согрешил(а). Готовностью на любой тяжкий грех или ради пропитания, или ради достатка, или ради богатства и роскоши. Использовательским отношением к искренним, ближним и вообще ко всем окружающим. Неправедной мздой. Мздоимством - постоянным стяжанием неправедной мзды через вымогательство.
Соборное послание апостола Иуды Гл.1. стих 11. «Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщении мзды, как Валаам, и в упорстве погибают как Корей».
Согрешил(а). Полной неуплатой должного за труд. Ненасытностью. Скупостью. Жадностью. Черной жадностью. Корыстью. Корыстным коварством. Кражами и присвоением чужого. Хищением. Воровством. Колдовством из корысти. Постоянным и непрерывным снеданием в снедь хлеба душ всех окружающих ради достатка, богатства и роскоши. Полным сжиранием со сживанием со свету всех окружающих кроме «своих», что часто в мiру бывает по отношению ко всем подчиненным на работе, или к исполненным благодати детям в семьях, к «бедным» родственникам, и вообще по отношению ко всем, у кого есть хоть какая-нибудь жизненная энергия; и все это ради достатка, или ради богатства и роскоши.
От составителя. Два последние прегрешения – болезнь нынешнего века, и иногда является тотальной принадлежностью для целых сословий или даже народностей (этносов).
Согрешил(а). Полным сжиранием со сживанием со свету ради достатка и богатства, что так же является формой такого прегрешения как нечестивое жертвоприношение ближних наиболее модным ныне бесу материального удовольствия и бесу материального успех
От составителя. Празднование гражданских праздников особенно Нового года со стремлением съесть и выпить спиртного как можно больше, так же можно рассматривать как тризны с целю услужения именно этим бесам. Так же распространенная болезнь нынешнего века.
Углубления, дополнения и тонкости. К примеру. Согрешил(а) неизбывным желанием чужих изысканных яств и питий. Согрешил(а) мшелоимством по отношению к давно уже ненужным домашним предметам. Согрешил(а) корнем сребролюбия - тем, что не презирал(а) богатства и роскоши, и не был равнодушен (на) к ним, поэтому сильно стремился(лась) к ним, а душа и сердце мои полностью были истощены заботами и трудами об успехе в делах и обретении достатка и богатства. Всю свою жизнь возлюбил(а) бесстыдно просить милостыни у более богатых своих друзей и своим поведением искусно вынуждать их к ней. Согрешил(а) безнравственным с полным отсечением своей воли подчинением нечестивому начальству, достатка и карьеры ради. Из-за ложного смирения перед начальством и трепетанием из-за зарплаты легко допускал(а) скорби других, в том числе прямо подчиненных себе людей. Попустительски относился к тому, что бедные люди в тяжком положении остались без положенного им заработка и не прервал сразу после этого отношений с допустившим это руководителем. Согрешил(а) черной жадностью к обретению большого богатства. Согрешил(а) «держанием совета нечестивых» с друзьями или кем другим по поводу как сделать какую корысть и нечестивую карьеру.
Прости мя, честный отче.
Слово Божие (цитаты из Библии) о греховной страсти сребролюбия:
https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty-iz-biblii/583
Святые отцы о греховной страсти сребролюбия и любостяжания:
https://svyatye.com/otcy/O-srebroliubii/1.html
Ссылка I.
От составителя. Кто о мной не согласен прошу отнести все написанное ниже к моему личному мнению. Так как об этом сейчас практически не говорят даже исповедники веры, на вопросе давать или не давать что из материального окружающим стоит остановиться с подробным разъяснением. С одной стороны когда следуют принципу «никому ничего материального даже из того что в излишке ни в коем случае не давать, а то не будет удачи и материального успеха» такое отношение к ближним если речь идет о святых, о верных (стоящим в вере без падения), и о «тяжко покаявшихся и стремящихся к христианскому благочестию», а также об отношении к искренним, то есть к самым близким в вашей семье, соблюдение принципа никому кроме искренних ничего материального даже из того что в излишке ни в коем случае не давать, несомненно будет очень тяжким грехом нечестия. С другой стороны, если речь идет о «злых делателях», то есть о людях, сознательно стоящих на богоборческих позициях и с удовольствием делающих зло, или если речь идет о тяжко нечестивых, то есть сугубо порочных людях, православный христианин отнюдь не обязан быть по отношению к ним щедрым. Более того он именно обязан от таких людей полностью во всех своих делах в буквальном смысле «отвратиться», то есть положить между по отношению к ним врата. Сами посудите, стоит ли быть щедрым или вообще в чем-нибудь материально помогать, кроме куска хлеба в голод, к примеру, человеку, который во время войны наживался на бедствиях всех окружающих, а во время голода наживался на спекуляции хлебом. Несомненно, есть категория людей, по отношению к которым щедрость в материальной помощи или любая помощь, которая подобает нормальным людям, действительно «заберет удачу». Именно в этом контексте звучит в учительных книгах Ветхого Завета пророческая формула из премудростей царя Соломона: «Тот, кто угождает богатым, станет бедным». Это думаю сомнений не вызывает, но есть еще одно. Есть категория людей, от которых во всех своих делах, в том числе и в области материального угождения, православному христианину нужно не отвратиться, но как можно дальше просто «удалиться». Кто эти «дальние»? Можно разделить всех окружающих христианина на «искренних» – самых ближних, к которым должны относиться и все ныне живущие святые, к ним можно несомненно отнести всех современных нам исповедников веры. Далее можно выделить «ближних» к которым по смыслу известной евангельской притчи о добром самаритянине, помогшем побитому разбойниками относятся все верующие в Бога и выполняющие Заповеди, независимо от вероисповедания. К ним относятся прежде всего «верные», то есть живущие без падения в нарушении Заповедей, стоящие в вере как в вашем вероисповедании, так и в прочих конфессиях. К «ближним» относятся и все обуреваемые грешными страстями члены Церкви в свое время тяжко покаявшиеся и еще только стремящиеся к благочестию. Они все еще часто падают в стоянии в Заповедях, но непрестанно в этом раскаиваются и стремятся всеми силами прийти к тому, чтобы как можно более твердо стоять в вере. Ко всем ближним НУЖНО быть щедрым. Ибо как говорит апостол Павел: «Доброхотно дающего любит Бог». Но внутри церковной ограды есть и категория людей, которые верят в Бога, церковные службы посещают, участвуют в Таинствах, но Заповеди не исполняют, вернее исполняют только там, где им «удобно». Это те, кто может легко по прихоти обойти побитого разбойниками и лежащего в ранах при дороге. Поэтому по буквальному толкованию евангельской притчи о добром самаритянине это независимо от их статуса внутри церкви как социального института отнюдь не «ближние». Мы отнесем их всех здесь к «дальним». Есть так же и такая широкая категория людей, которые и в Бога не веруют и Заповеди не исполняют. Все они обычно полностью вне церковной ограды, поэтому назовем их «внешними». Как же быть в области материальной помощи и угождения по отношению к «внешним», и по отношению к «дальним»? Нужно ли быть по отношению к ним щедрым, и угождать или это излишне. Начнем с «внешних». В отличии от «злых делателей» материальные малые добрые дела христиан к ним вполне возможны, но при соблюдении условия, что в общем от этой категории людей все же нужно как можно дальше удалиться, и стараться с ними общаться как можно меньше. То есть материальное угождение им должно быть вынужденным исключением, когда Бог управил так, что от общения с этим человеком невозможно никак уйти. В принципе именно эти люди из внешних, от которых не никак не отделаться, и относятся к «врагам нашим», которых нужно любить и которым нужно стараться в меру угождать. По отношению же к прочим «внешним» нужно все же хорошо понимать, что щедрость и материальное угождение ко всем «внешним», так как это чаще всего плотские люди помешанные на любой даже самой мелкой материальной выгоде, легко приведет к тому что вы обрастете большим количеством близко окружающих и непрерывно беспокоящих вас людей, которые из выгоды будут всячески навязывать вам свое общение и одновременно перекладывать на вас все свои житейские дела и заботы, особенно материальные. Стояние в Заповедях в таком случае будет априори совершенно невозможно. Начнутся постоянные падения в тех грешных страстях с которыми вы боритесь. Кое с кем из них вы превратитесь рано или поздно непрерывно материально угождая им в «прислугу и потакателя их грешным страстям и порокам». А будут и те люди с нарциссическим расстройством личности, кто будет навязывать вам через ваше ложное человекоугодие - сугубо рабские отношения, то есть заставят вас онлайн служить всем их и даже малейшим прихотям. От этого стоит отвратиться, и материально угождать «внешним», только тем от «кого нельзя никак отделаться», да и в этом знать чувство меры давая им «пользуясь временем» и разумно, то есть «от случая к случаю» и когда вам удобно. Что же по отношению к «дальним» то есть формально находящихся в церковной ограде, но Заповеди не соблюдающим и со своими грешными страстями реально не борющимися, а таких сейчас изрядно. Со мною можно соглашаться, можно нет, но в их поведении в случае материальной щедрости к ним обнаружится очень многое из того, что обнаруживается в случае с «внешними». Может быть правда в меньшей степени, но то же самое. Думается, и по опыту знаю, что от всех «дальних» в случае с щедростью нужно максимально удалиться по тем же самым причинам. За исключением конечно тех из них, от кого никак удалиться не получается, чтобы вы не делали. В этом случае, должна жертвенно выполняться Евангельская Заповедь «любви к врагам вашим», и сниматься в случае их требования «последняя рубашка», и «вместо одного их поприща, нужно идти два». Но попытаться максимально удалиться от них как категории людей все же нужно попробовать. К ним напрямую относится христианская максима: «Беги от мiра и спасешься». Иначе по материальному человекоугодию уже этой группе людей вы легко станете «прислугой», а кое кому и «рабом», и начнете верно служить уже их грешным страстям, порокам и прихотям. Все они большие мастера заставлять излишне простодушных сделать это.
Долговременный духовный опыт показывает, что наиболее целесообразно, даже если ставится цель полной и всесторонней генеральной исповеди, церковно исповедовать перечисленные в сводах у святых отец грехи не все вместе сразу во всем их объеме, а по крайне последовательной очередности по отдельным разделам, то есть, например, отдельно по греховным страстям, затем отдельно по направленности греха, затем отдельно по грехам нечестия, затем отдельно по неисполнению 10 заповедей Закона Божия, затем отдельно по неисполнению Евангельских Заповедей блаженства и отсутствию христианских добродетелей. Более того, лучше всего чтобы не впасть в отчаяние готовить генеральную личную исповедь отдельно по внутренним подразделам отдельных разделов. Например, по подразделу «чревоугодие и пьянство» раздела «по греховным страстям», а затем по подразделу «блуд и прелюбодеяние» этого же раздела, а затем по подразделу «гнев» этого же раздела и так далее. Уже после исповедания всех подразделов всех основных разделов, можно при подготовке исповеди вновь прочитывать те или иные, или все подразделы, выделяя то, что наиболее тяготит совесть, и нуждается в срочном исповедании. Целесообразно так же, в целях экономии времени исповеди в церкви при длинных очередях исповедников, если у Вас к несчастью в полном наборе все грехи или большинство грехов по тому или иному подразделу или разделу, указывать на первых порах в течении не более двух трех максимум пяти минут времени исповеди только общие названия тех или иных разделов и подразделов с теми или иными оговорками о том, что наиболее беспокоит совесть. Подготовленный же полный письменный текст генеральной исповеди лучше вычитывать лично перед церковной исповедью, а уже в церкви перед иереем лучше говорить коротко, в самом общем виде и вдобавок о том, что на данный момент времени наиболее беспокоит совесть. Этот духовный совет известного православного проповедника профессора А.И. Осипова очень стоящий. По опыту прочитанная накануне церковной исповеди полная личная письменная исповедь является совершенно полноценной исповедью перед Богом, и названные на церковной исповеди все эти грехи коротко и в общем виде разрешаются и отпускаются все до единого в ту меру, в которую исповедующийся в них покаялся. Что обычно отзывается в сердце сильным явно чувствуемым облегчением. Исключение здесь составляет только перечисление на церковной исповеди грехов нечестия и тяжкого нечестия, то есть наиболее тяжких порочных грехов. Данные грехи лучше исповедовать на церковной исповеди, перечисляя исключительно все из них содеянные, но, вместе с тем, без подробностей и не повторяясь. Причем лучше сначала при первой исповеди указывать их общее родовое название, затем в последующие разы называть их обнаруживающиеся, осознанные вами, более узкие внутренние направления и подразделения, то есть перечислить виды и подвиды внутри этой страсти нечестия, а потом постараться постепенно исповедовать и все случаи данных согрешений по числу их, сколько бы их не было. Например, «С предыдущей исповеди вспомнил еще 20 случаев такого-то тяжкого греха нечестия (порочности) …, в коих искренне каюсь и впредь обязуюсь блюстись». Не нужно забывать каждый раз и все более углубляться в исповедовании ранее уже исповеданных грехов нечестия, пытаясь исповедать каждый такой грех по возможности со всех его сторон, так как такие грехи как матрешки содержат в одном и том же прегрешении целый ряд различных других тяжких порочных грехов сначала не осознаваемых исповедующимся. Таким образом, необходимо при исповедании данного круга наиболее тяжких грехов по возможности не повторяясь рассматривать их при церковном покаянии все глубже и глубже, обнаруживая и те более скрытые грехи тяжкого нечестия, которые сначала не были вами различимы. Необходимо помнить, что не исповеданные и непреодоленные грехи нечестия (порочности) с неотвратимостью приводят к прижизненному проклятию и связанными с ним непрестанно повторяющимся тяжкими ударами судьбы.
От составителя.
Кому угодил с предоставленной информацией, убедительно прошу Ваших молитв о помощи Божией в продвижении содержания этой моей книги в Интернете и добром окончательном издании ее.
Александр Иванилов
Желающим поддержать материально этот проект прошу перечислять донат на эту карту 2202206905393547 Сбер Александр Дмитриевич
Приводится из книги:
В ПОМОЩЬ ИСПОВЕДУЮЩЕМУСЯ И ИСПОВЕДНИКУ.
УДОБНЫЙ ДЛЯ ПИСЬМЕННОЙ ОБРАБОТКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛИЧНОЙ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ИСПОВЕДИ ПОЛНЫЙ СВОД СВЯТООТЕЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ СОГРЕШЕНИЙ, ГРЕХОВ И ПРЕГРЕШЕНИЙ, А ТАКЖЕ РОДСТВЕННЫХ ИМ ПО СМЫСЛУ ИХ НАЗВАНИЙ, КОРРЕКТНЫХ С ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ И НАУЧНОЙ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ, ПО ТРАДИЦИОННЫМ РАЗДЕЛАМ, С ПОЯСНЕНИЯМИ, РАЗЪЯСНЯЮЩИМИ ЦИТАТАМИ И КРАТКИМИ КОММЕНТАРИЯМИ.
составитель Иванилов А.Д.
ВЫПУСК ПЕРВЫЙ. ПОЛНЫЙ СВОД НАЗВАНИЙ СОГРЕШЕНИЙ, ГРЕХОВ И ПРЕГРЕШЕНИЙ ПО СЕМИ ГРЕХОВНЫМ СТРАСТЯМ.
http://proza.ru/2023/07/06/912
Эта книга отдельными удобочитаемыми постами и статьями выкладывается в следующих пабликах и группах в социальных сетях.
Группа «В помощь исповедующемуся» в ВК: https://vk.com/club227554836
Паблик «В помощь генерально исповедующемуся» в ВК: https://vk.com/public216334998
Группа «В помощь исповедующемуся» в ОК: https://ok.ru/group/70000007567167
«В помощь исповедующемуся» на моей авторской страничке в Яндекс Дзен: https://dzen.ru/suite/9178bf76-1816-4fae-bc3e-7caa8cd67184
Группа «В помощь исповедующемуся» в Телеграм: https://t.me/+Y3LyeGymJCRiZjY6
Свидетельство о публикации №224110401729