Единство как назначение
И можно, конечно, воспеть подвиг Минина и Пожарского, можно прославить силу русского духа или даже расслышать заключённого патриарха Ермогена, не в меньшей степени послужившего делу объединения. Всем им, и известным и безысвестным теперь участникам ополчения, их помощникам и молитвенникам найдётся место в памяти благодарных потомков. Но Церковь предлагает нашему взору обыкновенную икону Пресвятой Богородицы–всмотримся же в неё!
Многие из нас воспринимают иконы, как нечто, связанное с молитвой, богослужением, убранством храмов. Но, с точки зрения Церкви, икона–скорее особая форма благовестия, ибо так или иначе, но возвещает о том, что «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины».* Евангелие в красках, как иногда называют иконы, повествует нам о том же, о чём и новозаветные книги, только языком живописи. Так ответ девы Марии благовествующему Архангелу** сделал её служительницей тайны Боговоплощения, ибо именно от неё берёт Своё человеческое начало Превечное Слово Божие. И мы, почитая образ Пречистой, почитаем воплотившегося ради нашего спасения Бога. Такое почитание тоже является свидетельством о Христе.
Получается, что вспоминая преодоление Смуты, мы благовествуем, когда прославляем образ Пречистой, бывший у ополчения и вдохновлявший верующих наших предков на подвиг. О чём же мы благовествуем? О том, что Бог не забыл народ Свой, о том, что Спаситель мира, «воплотившийся от Духа Свята и Марии Девы»*** спас не только человека вообще от власти греха и смерти, но и спасает конкретных верующих, находящихся в конкретных трудностях. Действие Бога в истории–тема, хорошо известная из ветхозаветных Писаний. Да, никакой другой народ нельзя назвать Божьим, в том смысле, в каком так именуется народ еврейский, поскольку о призвании Богом никакого иного народа мы не знаем, равно, как и о заключении Богом завета с каким-либо народом кроме еврейского. Народом же Завета Нового являются христиане вообще безотносительно национальности. Однако, если какой-либо народ позиционирует себя как христиан, то его условно можно назвать народом Божьим. Подходя к данному вопросу со всей серьёзностью, стоит заметить, что именоваться Божьим народом не только почётно, но и ответственно. За не соответствие этому статусу, за нарушение завета, еврейский народ часто страдал; в конце концов это привело к Вавилонскому плену****.
Отступление всякого верующего от пути заповедей приводит к подобным последствиям, хотя в случае отдельного человека они куда менее масштабны, чем в случае народа. Примерами отступления от Бога бывает не только уклонение в язычество. Скажем, русский народ периода Смуты был раздираем противоречиями и разномыслием по поводу кандидата на царский престол. Подобные ситуации связаны с тем, что люди, придерживающиеся различных взглядов и не желающие мириться с тем, что есть иные мнения, ставят верность своим взглядам, как минимум, наравне с верностью Богу, а то и выше, иначе б едва ли нашлось что-либо, из-за чего брат мог бы пойти на брата. Что же должно привести к преодолению такого кризиса? А к преодолению его приводит понимание того, что есть нечто, куда более важное, чем следование собственным интересам: в данном случае таким важнейшим стало сохранение Русского государства. Но для верующего очевидно и то, что без покаяния, т.е. обращения к Богу, такое объединение невозможно. Вавилонский плен послужил делу превращения еврейского народа в народ-общину, для которого прежние уклонения в язычество стали немыслимы. И горький опыт смутного времени для наших предков не прошёл даром: спасённое государство начало укрепляться, став со временем огромной империей. Аналогии с еврейской историей на этом, к сожалению, не заканчиваются. «К сожалению» потому, что аналогии касаются опять же отступлений, которые, как уже было сказано выше, выражаются далеко не только в привычном, так сказать, классическом идолопоклонстве.
Господь Иисус Христос, обличая современных Ему иудеев, упрекает их в том, что они оставляют Божию заповедь ради своего предания, т.е. учения, которое порой позволяло не соблюдать заповеди Божии'. Не знаю, сколько потребовалось иудеям, чтоб после плена прийти в такое состояние, но Русь уже через несколько десятилетий пришла к новому разделению–расколу церковному, в котором снова что-то стало важнее Господа и Его заповедей. Многочисленные церковные расколы последующих эпох, разделяющие русский народ, имеют в своей основе всё те же «предания», мнения и идеи, отменяющие заповедь.
И сегодня, всматриваясь в Евангелие Казанского образа, мы должны спросить у себя: нет ли у нас чего-либо, ради чего мы готовы были бы пренебречь заповедями Божиими; не слишком ли мы доверяем «пророчествам», забывая Писание? Народ Божий на многие столетия лишился и земли и Храма уже после плена. И мы на десятилетия были лишены многих святынь–почему? Не пора ли обратится к Слову Божию, и к подлинному Преданию, не отменяющему, но утверждающему заповедь? И это должен сделать каждый верующий в отдельности, только тогда и народ вернётся к Богу, обретя истинное единство, которое непобедимо для врагов. И если даже весь народ не сможет прийти к такому единству, то церковь, т.е. верующая часть народа обязана сделать это. Таково её назначение!
04. 11. 2024г.
*Евангелие от Иоанна 1.14
**Евангелие от Луки 1.38
***Слова из Никео-Цареградского Символа Веры
****Псалмы 78.1-4; 105. 34-42 и др.
'Евангелие от Матфея 15. 3-6
Свидетельство о публикации №224110401778