Глава6. Основные проблемы евангельской полемики Ии
«Христос И ЗАКОН» и «ХРИСТОС И ФАРИСЕИ» , в более широком контексте:
«КОНФЛИКТ ХРИСТА И ИУДЕЕВ»
В своем фундаментальном труде «Богословие Нового Завета.Провозвестие Иисуса» лютеранский богослов И. Иеремиас был одним их первых, кто довольно убедительно указал на радикализацию Иисусом Торы (в некоторых случаях отмену заповедей) и критику Галахи как причину полемики,а также связал конфликт и враждебное отношение к Иисусу с последующей Его казнью.
Согласно Иеремиасу, отношение Христа к Закону не было однозначным: одни заповеди Иисус подтверждает, другие радикализирует, а некоторые отменяет. Радикализирует Христос две первые антитезы Нагорной проповеди (Мф. 5:21, 27), радикально ужесточающие запреты убивать и прелюбодействовать (Исх. 20:13). И. Иеремиас выделяет несколько случаев отмены заповедей Моисея: отмена данного Моисеем разрешения разводиться (Втор. 24:1); запрет ученикам клясться (Мф. 5:33–37) , а также «восполнение» Торы (Мф. 5:17). Относительно последнего, Иеремиас уточняет, что для современников Иисуса притязание на «восполнение» выглядело как девальвация Торы, хотя у Христа речь идет не о нарушении Закона, а о его восполнении до той полноты, которая откроется в последние времена.
Что касается Галахи (устного предания), Иеремиас убежден, что Иисус ее радикально отвергает. Отвержены Иисусом предписания относительно субботы в истории со срыванием колосьев учениками в субботу (Мк 2,27) и в истории исцеления человека с иссохшей рукой (Мк 3,4). Христос формулирует общий принцип, согласно которому благополучие человека выше предписаний: «суббота для человека, а не человек для субботы».
Отвергает Иисус и систему предписаний относительно чистоты; это относится к фарисейским предписаниям ритуального омовения рук перед едой (Мк. 7:1–8, Лк. 11:38). Иисус отвергает эти предписания, поскольку они являются «делом рук человеческих».
Критика Торы, отказ признать Галаху ,притязание Христа на возвещение воли Бога, как считает Иеремиас, были главной причиной выступления против Него вождей народа, которое в конечном итоге привело его на крест.
Эд САНДЕРС,один из крупнейших американских ученых-новозаветников ХХ века,
как и др. исследователи ( напр,Райт ), критикует распространенный взгляд на полемику в ключе «Христос и закон».
Христос не критиковал закон, но призывал следовать за Ним; при этом главенствующее место Торы релятивируется.
Сандерс отмечает ДВА ПОВОДА для конфликта между Христом и иудеями.
Ядром полемики он считает акцию в Храме ,известную больше как «очищение» Храма (Мф. 21:12-13; Мк. 11:15-19; Лк. 19:45-46; Ин. 2:13-17),и весть Иисуса о спасении грешников.
Согласно Сандерсу, акцию в Храме нужно рассматривать в связи с последующими угрожающими высказываниями о разрушении Храма (Мк. 13:1; Мф. 25:2). Он заключает, что жест Христа в храме направлен не против установленного порядка, но был угрожающим жестом в глазах иудеев для самого Храма
Определив акцию как выпад непосредственно на сам Храм, а не на культ, Сандерс обращает внимание на исключительную роль, какую играл рам в жизни иудеев, для того чтобы связать акцию с казнью Христа: угроза Храму могла породить бунт среди евреев, как угроза всей общности народа еврейского.
Вторым поводом для конфликта между Христом и иудеями, согласно Сандерсу, послужила весть Христа о том, что грешники будут в Царстве.
Христос явно не требовал от грешников возмещения убытков и принесения жертвы, поэтому, по мысли Сандерса, выглядел как человек, оспаривавший адекватность договора Бога с Моисеем. Каждый соблюдающий заповеди мог быть оскорблен учением Христа о том, что сборщики податей и блудницы войдут в царство раньше праведных (Мф. 21:31).
Один из ведущих библеистов и богословов современности, профессор Нового Завета, бывший англиканский епископ Н.Т. Райт считает, что
эсхатологическая керигма Христа оказалась несовместимой с ожиданиями многих Его современников, что послужило причиной враждебного отношения к Христу и крестной казни: «Именно эсхатологическая программа Иисуса подтолкнула Его к конфликту со многими современниками, а, в конце концов, и к действиям, приведшим к Его смерти».
Райт определяет школу в течении фарисеев, которая могла принимать активное участие в полемике – это последователи Шаммая , влиятельные до 70 г. н.э. Проанализировав исторические упоминания о шаммаитах, Райт заключает, что для них «ревность по Господу означала верность по Торе». Райт пишет, что «с точки зрения фарисеев–шаммаитов,наступление Царства Господня предполагает поражение язычников и национальное освобождение. Иисус же говорил, что Царство предлагается как раз тем, кто покается в подобных устремлениях. Поэтому столкновение Иисуса с фарисеями было неизбежным»
Споры о пищевых запретах ( Мк. 7 и Мф. 15.) Райт рассматривает через призму своей концепции «столкновение эсхатологических символов». Христос очередной раз разбивает стереотипное восприятие своих современников и выступает как интерпретатор Писания. Распространенный стереотип того времени – это мнение, что соблюдение внешней чистоты один главных атрибутов принадлежности и верности к иудаизму. «Иисус, – пишет Райт, – оспаривает право фарисеев мерить верность собственными истолкованиями Торы.».Говоря: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15:11), Иисус утверждает то, что было желанием еврейских пророков: истинная чистота – это чистота сердца, к которой не имеют отношения обычные законы чистоты.
Христос бросил вызов также и традиционному отношению к семье. В еврейской культуре верность семье имела очень высокую ценность, например, обязанность похоронить должным образом близкого родственника по своей значимости опережала почти все другие обязанности. Приведенные места из Евангелий бросают шокирующий вызов еврейскому миру. Для Иисуса принадлежность к семье сама по себе не имеет ценности по сравнению с вестью о Царстве: Согласно Райту, Христос создавал вокруг себя альтернативную семью своих единомышленников.
Таким образом, рассмотрев основные концепции евангельской полемики, некоторые участники «Поиска» пришли к выводу:
определенные концепции связывают полемику с враждебным отношением иудеев к Христу и с Его казнью.
Однако другие ученые приводят контраргументы, доказывающие неубедительность описанного выше как причин конфликта Иисуса с иудеями,который мог привести к Его казни .
Свидетельство о публикации №224110400185