Коля и Козлик

Известно, что подростки склонны мечтать о будущем и спешат стать взрослыми. Вот и Коля Семушкин: рос в деревне тихим, неприметным мальчиком, учился в школе, смотрел за младшей сестренкой, помогал родителям как мог. Но со временем стали селиться в его душе смутные мысли и ожидания. Он принялся размышлять о том, что с ним станет в жизни, и если ему суждена какая-то профессия, то не надо ли уже сейчас начать этой профессией овладевать. Ребята из его школы часто уходили в техникум, и он подумал, а не поступить ли и ему в техникум? Сама по себе идея техникума его не привлекала, он надеялся на что-то большее, но знаний и опыта, которые помогли бы его фантазиям приобрести нужный размах, он не имел, а начать строить будущую жизнь уже сейчас, немедленно, чтобы не терять времени, ему очень хотелось.  К тому же техникум представлялся в его воображении в виде стройного юноши, похожего на него самого, одетого в аккуратный рабочий комбинезон, с измерительным инструментом в руках и счастливой улыбкой на лице успешного человека. Такая картинка ему нравилась.

А еще у него появилось желание как бы немножко прославиться, не сильно, а так, на деревенском уровне, чтобы односельчане при встрече вдруг бы переглянулись: «Вон, смотри, сын Ивана Степановича идет!». Но для этого нужно было предъявить какой-то особенный талант, а Коле предъявлять было нечего, и оставалось только ждать и продолжать скучно жить в их сельской обыденности, хотя душа его рвалась к чему-то светлому, значительному, прекрасному.

Надо, однако, заметить, что эти сбивающие с толку мысли и желания произошли у Коли не сами по себе, а от чтения книг. Читал Коля много и без разбора, все, что находил на полках их сельской библиотеки. Читая, он погружался в настоящую, как ему представлялось, жизнь, в которой были светлая и темная стороны, и если всегда придерживаться светлой, то станешь таким же хорошим человеком, как главные герои в книгах. Разобраться с персонажами книжек и сделать правильный выбор было нетрудно. В самом деле, ведь очевидно, что князь Андрей - замечательный человек, благородный и порядочный, а Анатоль Курагин – негодяй и подлец. Все просто. То же и Павка Корчагин. И только с Родионом Раскольниковым выходила какая-то путаница, и Коля не знал, куда его определить. Это его немного смущало.

И жил бы Коля и дальше в своих мечтах и фантазиях, но однажды произошло событие, нарушившее спокойное течение его жизни: у него появился целый мотоцикл! В их селе было всего-то два-три мотоцикла, и владели ими солидные, уважаемые люди, и уж конечно не подростки типа Коли. И вдруг у Коли – мотоцикл! О, как он теперь проедется по деревне! С шумом, треском, строгий лицом, решительный взглядом! Ну, и у кого из знакомых девчонок после этого не дрогнет сердце и не затуманится взор? И кто из них не задумается и не пожалеет о том, как много она упустила, не обращая на Николая внимания? Особенно интересно, что теперь скажет Надюшка? Будет все также насмехаться над ним, или придаст, наконец, ему значение, какое он заслуживает? Словом, теперь произойдет многое, но оценить все это сможет только тот, у кого нет мотоцикла.

А случилось все так. Брат Коли, старше его на шесть лет, окончил техникум и начал работать. На первые же накопленные деньги купил мотоцикл. Денег хватило только на самый маленький, но настоящий мотоцикл, не мопед. У мотоцикла было имя, М-103, но все ласково называли его Козликом. Держать Козлика в городе, где брат работал, было негде, и он пригнал его своим ходом в деревню, к родителям, разрешив Коле кататься на нем в свое отсутствие.

И Коля катался! Управление мотоциклом было несложным, и Коля освоил его в полчаса. Сначала объездил все село и ближайшие окрестности. Потом стал добираться до соседних деревушек, в большинстве из которых он побывал впервые. По едва обозначенным дорогам забирался в какие-то лесные уголки. Характером Козлик обладал твердым и напористым: в пути не ломался, не глох, особых хлопот не доставлял. Скоростью похвастать не мог, но и дороги того времени высоких скоростей не предполагали. На горку карабкался упрямо, когда сам, а когда и с помощью Коли. Словом, Коля наслаждался жизнью со своим новым другом Козликом и своими новыми возможностями, не подозревая, что за светлой полосой жизни всегда следует темная, это как бы закон природы, и после счастливого периода обязательно должно произойти что-то неприятное. Оно и произошло.

Однажды Коля, собравшись немножко развеяться, уже вырулил за ворота, как вдруг увидел на дороге инспектора Орлова, не спеша катившего на своем мощном «Урале». Орлов был заметной личностью на селе. Его уважали и побаивались. Высокий, прямой, с щеголеватыми усиками на худощавом, строгом лице и в милицейской форме, он походил на гусара. Орлов работал на селе инспектором ГАИ уже года два, всех водителей знал, как знал и то, что малолеток Коля дерзит и носится на своем Козлике без прав.  И решил нарушителя предупредить. Он подъехал к Коле вплотную, нагнулся, оставаясь в седле, протянул длинную руку, и со словами: «Это я забираю», выдернул из Козлика тросик зажигания, после чего невозмутимо покатил дальше.

Коля был обескуражен. Достать в их деревне этот тросик было невозможно, так же, как и сделать его самому. И что теперь? Сидеть и ждать, когда тросик сам откуда-то свалится? Так можно и всю жизнь прождать! Но нет, нет безвыходных положений, даже и в их Богом забытом уголке! Тросиков у них в деревне не водилось, но было нечто более ценное: все знали всех. У отца был друг, Генка Игнатьев, а Генка был другом Орлова. Вечером отец пошел к Генке, после чего Генка тем же вечером отправился к Орлову и уже назавтра тросик вернулся на свое место. И Коля продолжал летать на своем Козлике, но уже с оглядкой, чтобы снова не нарваться на инспектора.
 
Много, много интересных местечек посетили Коля с Козликом. Однажды даже съездили в соседний район. Хорошая асфальтированная дорога проходила через небольшие горные перевалы, заросшие лесом. Коля впервые ехал по горам, и украдкой, боясь отвлечься от дороги, посматривал на красивые лесные склоны. На обратном пути Коля почувствовал себя уже бывалым горным мотоциклистом, чуть расслабился, прибавил ходу, да и Козлик спешил домой, и на спуске, на большой скорости, как-то незаметно приблизился к идущему впереди грузовику. Внезапно грузовик резко затормозил, и Коля с ужасом увидел перед собой быстро приближающийся задний борт грузовика.  Спасли их с Козликом от беды мгновенная Колина реакция и надежные Козликовы тормоза. Оба сработали вовремя, и катастрофа не состоялась. После Коля часто вспоминал этот эпизод, каждый раз пытаясь понять, зачем грузовик затормозил, ведь дорога впереди него была свободной и без видимых препятствий. Может быть, шофер, увидев в зеркало мчащегося за ним Колю, просто решил подшутить над салагой, показать, кто здесь хозяин, а если бы что и произошло, то для грузовика риска никакого, место безлюдное, и он спокойно поехал бы дальше.

 Однако, гонять на мотоцикле без прав становилось уже неприличным, и Коля начал готовиться к экзамену. Обычно его принимал инспектор из города, который для этого раз в год приезжал в деревню. На экзамене Коля отвечал уверенно и получил хорошую отметку, допустив лишь одну ошибку. Но, когда настало время выписывать «корочки», выяснилось, что Коле исполнилось всего пятнадцать, а права по закону выдавали только с шестнадцати. К счастью, в то время среди инспекторов еще водились понимающие люди.  Вот и этот инспектор покосился на Колю, как бы оценивая, подумал немножко и махнул рукой: «Ладно, в деревне транспорта мало, риска почти никакого, так что пусть парнишка ездит, разве что кур подавит», и права выдал.

Теперь Коля с заветной книжечкой в кармане выезжал на своем Козлике уверенно, не оглядываясь боязливо по сторонам, и даже предложил Надюшке покатать ее, а еще лучше, съездить вместе на реку. Река у них была широкая, дикая, быстрая, с зарослями черемухи по каменистым берегам.  Она всем нравилась, но бывали на ней редко: далековато, километров десять от села. Предложение Надюшку заинтересовало, и они решили поехать завтра утром. Козлик насторожился: не нравилась ему вся эта затея. А Коля, счастливый, поспешил домой, но по дороге Козлик наткнулся на какой-то острый камешек. Раздался громкий хлопок, и Козлик заюлил, едва не свалившись на обочину: камера переднего колеса оказалась пробита. Остаток пути уже Коля толкал умолкшего Козлика. Коля был в отчаянии: он чинил эту камеру уже несколько раз, и на ней живого места не осталось. Так что, «быстренько заклеить и успеть до завтра» не выйдет. Нужно добывать новую камеру. А это уж как получится: может, месяц понадобится, а, может, и два.  Коля напустился на Козлика: «Друг называется! Не мог, что ли, потерпеть денек со своим колесом!». Неизвестно, что думал Козлик по поводу случившегося, но поездка на реку сорвалась! А через неделю Надюшка вообще покинула их село: ее отец, партийный работник, получил назначение в далекий город, и вся семья уехала. И получилось, что Козлик опять вмешался в Колину жизнь, но на этот раз не очень удачно.

Закончилась дружба Коли и Козлика так же внезапно, как и началась. Приехал брат, настоящий хозяин мотоцикла, и забрал его с собой в город. А Коля еще долго с теплотой вспоминал своего друга, помогшего ему в самые ранимые и беззащитные годы, когда детство переходит в юность, почувствовать себя чуть сильнее и увереннее. 

Козлик же, оказавшись в других руках, заскучал. Поставили его в захламленный сарай, рядом с гнилыми досками, от которых невыносимо несло сыростью. Хозяин работал на строительстве кирпичной фабрики за городом, в чистом поле, и приехав на стройку, обычно бросал Козлика под открытым небом. О том, чтобы укрыть Козлика на это время, он не думал, и Козлик несколько раз попал под холодный дождь. А еще хозяин приладил к Козлику небольшую тележку и стал грузить ее мешками, досками, камнями, всяким хламом. Козлик хрипел, задыхался, но тащил хозяина вместе с прицепом. Однако он не был рассчитан на тяжелую работу и стал часто ломаться. Сначала полетело сцепление. Потом стали барахлить коробка передач и зажигание. Наконец, настало утро, когда хозяин не мог, как ни пытался, завести Козлика, и, выругавшись от досады, бросил его в сарае. Года два Козлик еще стоял, ржавея и впадая в долгое, мутное забытье от запаха гнилья, но иногда сознание возвращалось к нему. Тогда он вспоминал, как они с Колей мчались по горной дороге, как легко ему дышалось чистым лесным воздухом, как ровно и мощно бился мотор, как слаженно работали все части его организма, наполняя душу пьянящим ощущением силы и молодости. И Козлик тихо вздыхал. А потом он уже перестал приходить в себя и его отвезли на свалку.   

2024 г.


Рецензии