Белая лошадь
Наслаждаясь прелестью сущего бытия, отдыхающий по путевке в приморском городе недавно достигший пенсионного возраста Елисей, шел не спеша вблизи воды, с философским оптимизмом поглядывая на нежные всплески моря, кружащих у берега неугомонных чаек и уходящее в горизонт безоблачное небо. На склоне своих лет он не утратил живого интереса к происходящему, и даже малоприметные детали виденного вокруг не ускользали от его внимательных глаз.
Недалеко от берега он приметил темную горделивую птицу с тонкой выгнутой шеей и улыбнулся от того, что она своим ярко изогнутым профилем напоминала черную «двойку» из детского мультфильма. Увлеченная охотой двойка настойчиво ныряла в глубину, надолго пропадала и неожиданно появлялась достаточно далеко от первоначального места. Она выглядела очень органичной на фоне едва выступающих крупных валунов и ласковых всплесков воды. Казалось, даже прозрачный теплый воздух раздольно благоволил ей, как и родная морская стихия. По смелым и выверенным движениям пернатого охотника нетрудно было представить его незаурядную ловкость поимки очередной жертвы под водой. Елисей время от времени поглядывал на эту выделяющуюся среди шумных чаек необычную птицу, удивляясь совершенству ее природной красоты и неуемной жизненной напористости. Когда темная хищница чуть приподнималась над водной поверхностью и взмахивала крупными сильными крыльями, в глазах зоркого наблюдателя она преображалась в сказочного черного лебедя.
«Уверенная в себе птица, - невольно подумал он. - В ней не только изящный лебедь, но она сродни и надменному коршуну»
Передвигаясь все дальше по берегу, изящное водоплавающее постепенно отдалялось от восхищенного взора внимательно наблюдавшего мужчины. Продолжая любоваться, Елисей заворожено проводил черную птицу взглядом, пока она в очередной раз не скрылась под водой.
Елисей дошел до конца раскинувшейся солнечному дню набережной, переходящей в жилой массив, и свернул направо к сидящим на бульваре продавцам живописи. Было заметно, что это сами творцы представленной для продажи продукции, настолько внимательно и трепетно они разговаривали с останавливающимися около полотен покупателями или случайными прохожими.
Гуляющего среди картин мужчину нисколько не удивляло, что импровизированный вернисаж изобиловал морскими пейзажами, пронизанными спокойствием или разбушевавшейся стихией среди обветренных пропитанных солью скал. Он не старался глубоко оценивать живописные творения, но интуитивно искал близкие ему мотивы. Где-то в середине экспозиции его привлекли лунные морские пейзажи с необычной романтикой одиночества и таинством лунного свечения ночи. На одном из таких лирических полотен он вдруг увидел подобие лебедя, который показался ему очень похожим на только что виденную птицу в море. Рядом с картиной сидела темноглазая стройная художница и внимательно смотрела на разглядывающего полотно прохожего.
- Как называется эта птица? - спросил он у нее.
- Это наш черноморский нырок из семейства баклановых. Он словно маленький лебедь из пушкинских сказок, - гордо вещала художница.
- Из сказок? – удивился Елисей.
- Чему вы удивляетесь?.. Там нашло отражение не одно окружающее нас существо. Этот охотник невероятно сказочный и просто неописуем, хотя на картине выглядит скромным тихим лебедем. В жизни он - сам ветер и властитель волны…
- Вижу, что он важный персонаж ваших пейзажей.
- У каждого пейзажа есть свое лицо, и даже возраст. Сказочные образы несут не только смысл, но и свои неповторимые краски жизни… Некоторым нравится Колобок, а кому-то люб Соловей-разбойник или Баба Яга с Кощеем…Этот маленький черный лебедь - то ли добрый, то ли злой…Загадочная птица.
- У вас верный глаз, - улыбнулся Елисей.
- Недалеко отсюда в Гурзуфе Пушкин писал свою первую сказочную поэму «Руслан и Людмила». Там при луне у Лукоморья являлись ему древнерусские былинные образы, овеянные магической тайной.
- Лукоморья?..Это где? – заинтересовался Елисей.
- Так названо здешнее извилистое побережье, словно гибкий лук от натянутый стрелой тетивы… И, мудрый кот ходил среди скал и смотрел на раскатистые волны в лунном серебре.
- Так, кот ученый ходил при луне? – опять улыбнулся мужчина.
- Несомненно!… «Там чудеса». Леший или русалка не могут явиться днем.
- Думаю, что молодой поэт прогуливался здесь вдоль моря и днем, - задумчиво парировал Елисей.
- Конечно!...И не мог он не заметить этого лебединого хищника. Наверняка, эта неуемная птица напоминала ему саму «Царевну-лебедь»…Она тоже из этих мест.
– Насколько я помню, она - белая, и необыкновенно величественная…Особенно выразительна она у Врубеля.
- Но на картине она с яркими черными глазами и смоляными волосами, - продолжила свою мысль художница, - Во времена Пушкина здесь жили лебеди, сейчас они обитают значительно выше по западному берегу, а их след остался в этом черном ненасытном таинственном охотнике.
-Пожалуй, вы правы. Что-то в нем есть демоническое.
Женщина немного пригнулась, словно от боли:
- Я будто ношу с собой его в сердце.
- Это как? – удивился Елисей.
Он заметил напряжение в ее глазах.
- Нравится пейзаж?.. Тогда берите, – неожиданно обрезала она.
-Не знаю, - робко опять посмотрел Елисей на лунный отблеск моря и одинокую необычную птицу. Он вовсе не предполагал покупку, хотя романтика лунного пейзажа чем-то удивительно притягивала его.
- Это любимое сегодня выражение для таких, как вы - плывущих по течению с пространным взглядом, - опустила она свои темные глаза.
- Почему вы так решили?
- Да вижу вашу нерешительность, - посмотрела на него художница, - Покупатель вы никакой.
Она отвернулась и начала снимать свои полотна со стены. Елисей обратил внимание, что гибкая с высокой шеей женщина казалась похожей на черную птицу. Художница быстро убирала свои несколько картин, как елочные игрушки после прошедшего новогоднего праздника. При этом она бросала удовлетворенный взгляд на каждое произведение с уверенностью, что оно будет обязательно востребовано.
-Я вас, видимо, чем-то расстроил? – сдержанно произнес Елисей.
- Нисколько…Я спешу на концерт органной музыки. Вот уберу картины и пойду в костел.
- А где он находиться?.. И можно ли и мне пойти туда?
- Сколько угодно, - скороговоркой произнесла она, будто не замечая любопытного мужчину. – Поднимитесь немного вверх и направо - Храм Непорочного зачатия Девы Марии.
Елисей по инерции двинулся к следующим полотнам, а потом не торопясь пошел вверх по улице.
Католический храм, основу которого являл просторный концертный зал, действительно оказался метров на 150 выше по улице и по здешним меркам был совсем рядом. Елисей немного подождал, заплатив символическую плату, прошел в объятый благоуханной тишиной зал, постепенно наполняющийся любителями церковной музыки. Концерт начался не скоро, но пришедшие люди смиренно сидели тихо в оживании пока первый музыкальный аккорд молнией не ворвался в стены собора.
Величественные звуки органа уносили слушателей в таинство метафизики сущего. Жалящая сердце виртуозная скрипка и яркие старинные арии хорала, словно живительный свет проникали в душу и заставляли трепетать даже самое невозмутимое сердце.
Строгие украшенные скульптурными ликами стены католического храма и цветная витражная мозаика на фоне уводящих под своды вертикалей дымчатых труб усиливали романтику загадок вечности и благостно объединяли покоем смиренные взгляды сидевших на лавках горожан. Освещенный старинной люстрой величественный алтарь невольно привлекал внимание узорчатыми сводами сказочного барокко с нежными картинами триптиха мадонны с младенцем, с книгой и молодым деревцем.
Когда зазвучало адажио Сандро Марчелло «Вечность», Елисей сразу ощутил глубину ее божественных образов от великого Баха. Небесные звуки стирали насущные заботы повседневной суеты, не отрывая мысли от сиюминутного сознания, они сливали воедино окружающий мир и объединяли слушателей с жившими людьми несколько столетий назад. Бессмертная музыка проникала глубоко в распахнутое сердце, связь времен становилась неразрывной и естественной.
Елисей закрыл глаза и погрузился в бездну бескрайнего движения времени, незримая тишина которого вдруг ожила и охватила его душу блаженством нескончаемой жизни и внутренней воли. Картина памяти осязаемого мира взорвала затаенные и почти уже неведомые чувства. Он испытывал невообразимое счастье, глубоко проникая сутью простого и широкого слова – «сейчас».
Опустившийся откуда-то сверху тонкий запах горькой полыни и полевых цветов с освещенной солнцем одинокой поляны наполнил его обоняние и нежданным весенним дождем проник в плывущее облако сознания. Нежные воспоминания сладкого благоуханного детства охватили его память. Елисей ярко увидел, как на засохшей от мороза темной ветке репейника сидит красный снегирь и смотрит ему прямо в глаза, словно всевидящий пришелец. Будто во сне всплыла и фотография с мамой, неожиданно поразившая его гордой улыбкой ребенка, похожей на прищур красногрудой птицы.
Сами собой приходили в сознание необыкновенно светлые мысли: « Какое счастье - ощущение единства и гармонии с окружающим миром», «Время – самое загадочное таинство, окружающее нас», «Память и есть вездесущий дух мироздания, объединяющий всех живущих и ушедших в вечность», «Только в объятьях музыки можно ощутить такое… нематериальное»
После концерта взволнованный Елисей вышел из храма, словно в тумане и долго не мог прийти в себя. Продолжая ощущать в себе вселенские музыкальные аккорды, он чувствовал неразрывную связь каждой минуты своего существования. И именно пережитые минуты начала жизни несли истинную независимость выбора от результатов сегодняшнего перевоплощения самого себя.
«Серебряные струны детства…тонкие, готовые разрушиться от суеты, как и сама материальная жизнь … Почему именно красногрудый снегирь?» - вертелось в голове немолодого человека.
При выходе из костела среди покидающих зал людей он вновь увидел впереди знакомую женщину-художника. Елисей догнал ее, но долго не решался заговорить. Она обратила на это внимание, повернулась к нему и подчеркнуто заулыбалась:
- Все-таки решились приобрести пейзаж?
- Насчет пейзажа не знаю, но ваш совет посетить концерт пришелся мне по душе…
- Я ничего не советовала, а просто ответила на вопрос и была почти уверена, что вы сюда придете.
- Почему?
- Вы похожи на глазеющую птицу с самонадеянным взором.
- Даже так?
Елисей с удивлением посмотрел на нее и доброжелательно представился:
- Меня зовут Елисей.
- Довольно редкое имя. Оно вас очень раскрывает… Ваше лицо могло бы дополнить мои романтические пейзажи.
- Вы серьезно так считаете?
- Абсолютно.
-Почему?
- Опять, почему… Я могла бы сказать более точно – «по кочану», но мы ведь с вами на Пушкинской улице.
-Логика…железная.
Женщину удовлетворил ответ и она неожиданно ласково посмотрела на Елисея.
-Я бы могла назваться Василисой, но, к сожалению, меня зовут…Татьяна.
-Почему к сожалению? …Это имя вам очень идет.
- Чем же?
- Этакая … Пушкинская дама.
Она немного призадумалась и вновь стала строгой:
- Мои полотна, вижу, вас заинтересовали… Принесу еще…Приходите через три-четыре дня…Надеюсь, приобретете что-нибудь.
- Возможно, - задумчиво произнес Елисей.
- Так что жду на выставке, - посмотрела она внимательно на него, - За пейзаж я с вас дорого не возьму.
Она вдруг нервно и резко отошла от него, повернула направо, перешла по мостику на параллельную улицу. Елисей слегка оторопел от этого поведения новой знакомой, отчего долго смотрел, пока Татьяна не скрылась в переулке за невысокими домами. Последние слова и неожиданный ее уход показались ему слишком напористыми, и он, подчиняясь внутреннему противлению, также твердо и быстро пошел вниз по улице.
Он не заметил, как вновь вышел на набережную. При виде спокойной водной глади Елисей расслабился и вновь растворился в радости воспоминаний детства. Тогдашние необычные восторги, как синие птицы, казались сейчас несравнимо свободными и открытыми в сравнении с теперешним почти опустошенным воображением. Ему теперь казалось, что детские надежды уверенного светлого будущего, со временем стали тусклыми серыми синицами.
Еще в момент музыкального концерта Елисея преследовало ощущение, что какое-то невидимое существо смотрит сверху и радуется каждому его движению и удивлению. И сейчас это существо продолжает пристально смотреть и смеяться над простодушием каждого обыденного шага пожилого человека.
«Непонятное и неприятное ощущение,…что от тебя чего-то ждут и вряд ли дождутся» - с тревогой и печалью думал про себя Елисей.
Елисей едва успел на ужин и потом решил прогуляться перед сном с приятелем Николаем из Новосибирска. Он приехал в санаторий раньше Елисея и жил в номере рядом. Они сразу познакомились, в столовой также сидели рядом за одним столом и, несмотря на некоторое различие в характерах, через пару дней перешли на «ты» и нашли общий язык для откровенных бесед, хотя и не докучали друг другу, проводя часто свободное время прогулками в одиночестве.
На вид Николаю или Николаю Матвеевичу можно было дать лет 70. Человек он был положительный, спокойный с открытым уверенным взглядом. В меру молчаливый и неторопливый он не очень проявлял инициативу в общении с отдыхающими. Елисей заметил, что он несколько своеобразно реагировал на особо любопытных и говорливых людей. В разговоре с ними он часто предпочитал выдерживать паузу и что-то шептать, поворачивая голову в сторону. Иногда по губам можно было догадаться о его фразе в этот момент: «Так!…Сказали мы с Петром Иванычем!».
В отличие от некоторых докучающих ему людей к Елисею Николай относился очень благосклонно и, поскольку они часто оказывались рядом, он иногда сам был инициатором дружеских разговоров.
Вот и сегодня все располагало к обоюдной доверительной беседе. Елисею очень хотелось поделиться своими неожиданными впечатлениями от увиденного и услышанной замечательной музыки в храме.
Тихий вечер был на редкость прекрасен, на море перламутровые облака раскрыли золото солнечного заката. Отражающие водой игривые отблески молчаливого светила приятно дополнялись слабым дуновением теплого ветерка. Первоцвет прибрежной растительности дополнял таинственный аромат приближения сумерек.
Глядя на далекий горизонт, Николай вспомнил, как однажды оказавшись на Камчатке, для восполнения недостатка денежных средств завербовался на рыбацкую шхуну:
- Море - не всегда такое ласковое и бывает очень жестоким, - говорил он тихо и спокойно, - Однажды видел, как оно за 20 минут поглотило крупный корабль…Хорошо, что тогда людям повезло, и они перебрались на подоспевшее за помощью судно.
- Знаешь, Николай, сегодня будто по-иному взглянул на свою жизнь…Случайная женщина вдруг напомнила мне о детстве, о сказочных героях…Она словно растормошила мою внутреннюю сущность, вызвав и немало сомнений в душе.
- Бывает, - задумчиво отреагировал сосед, - Сладостные сказки на первый взгляд кажутся таинственными…и слышим мы их чаще вначале нашей жизни, когда многое окутано ореолом загадок и радужных надежд.
- А потом в костеле, как молния средь бела дня, меня озарила органная музыка, - продолжал Елисей, - Я словно очутился среди людей, для которых жизнь уже прошла… Искренние мелодии могут дарить неповторимую мысль о радости жизни…Пришло понимание, что и наша зрелость может стать временем поиска новых ценностей.
- Здесь, у моря, как никогда, ощущаешь себя частичкой вселенной. Рядом с неподвластной для человека стихией все немного по иному, Кондратич, - задумчиво вторил Николай. Он никогда не называл Елисея по имени, а только по отчеству, - Тут глубже чувствуешь время… Оно преподносит новые красочные пейзажи и суетливая явь уходит в безбрежную даль…
Эта фраза заставила обоих погрузиться в собственные мысли, и они, спустившись по крутой тропинке вниз ближе к воде, прошли десяток шагов в молчании.
Николай первым тихо заговорил:
- Глядя назад, понимаешь слепоту молодых, которым кажется, что все главное ещё впереди… Это невольно заслоняют очарование малозаметного чуда, которое постоянно вокруг.
- Видимо, не зря утверждают, что жизнь – это путешествие, которым нужно наслаждаться.
- Да! Каждое мгновение - драгоценный дар, наполненный возможностями и потенциалом… Надо учиться формировать в себе разумное отношение к реальности и находить удовлетворение в самых простых вещах.
- Поневоле задумаешься, что забытые в детстве радужные сказки намного реальнее суетливых иллюзий, - не желая закрывать тему детских ощущений, продолжал Елисей.
- А что? В этом сущая правда… Мир слишком сложен для истинного понимания природы…Настоящие физики не признают понятия прошлого и будущего… И зрелые люди порой заблуждаются, уходя в нелепые рассуждения от обманчивого нажитого опыта… В этом определенные противоречия опыта и проявления безрассудства молодого человека, наполненного интуицией природных гормонов.
- Мне кажется, Николай, что сегодня я сердцем почувствовал это… Невозможно выразить словами ощущение бесконечности жизни. Какое-то внутреннее понимание самого себя.
-Слова часто искажают действительность… и не могут выразить мысль наравне с чувствами или интуитивным сознанием.
-В этом ты прав…
-Люди быстро привыкают к поверхностному мышлению и искаженному смыслу оборотов речи, не задумываясь над глубиной их выражения… Так проще, Кондратич. Не знаю как тебя, а меня немного коробит, когда слышу, например, – «Многополярный мир»…или «Цифровая экономика»…
-Почему?
-Я конечно не физик профессионал, но полярность может быть только противоположной и, стало быть, только двойной.
- Разумно…
- Но люди, как попугаи, твердят этот каламбур… Также отдает каким-то кривым зеркалом выражение, ставшее уже модным слоганом – Искусственный интеллект.
- Почему слоганом?
- Потому как интеллект для меня - совершенство новых знаний, которые приходят человеку в поиске новой идеи, физических законов путем эволюционного озарения…
- По-твоему интеллект свойственен только самому человеку?
- В этом я уверен!… А, в названии, искусственный интеллект, явно искажена формулировка явления, что вообще свойственно нашему времени неоправданных высокопарных лозунгов.
- Даже так. И какая же по-твоему должна быть формулировка?
- Технологический инструмент выбора наилучшего решения на базе накопленной информации или более совершенная программа оптимизации процесса. Да-да. Всего лишь инструмент для использования ранее существующих знаний, но не более того. Кстати этот инструмент может совершенствоваться развивающимися технологиями.
- Пожалуй, это…здравое толкование… А, то ведь порой пугаешься, что скоро человеческая мысль вообще утратит свое значение.
- Человек пока живет иллюзиями и это искаженное определение - своеобразное пугало!... Кому-то очень хочется, чтобы люди вообще перестали соображать и оценивать окружающее. Как раз этим искусственным инструментом легко подстроиться к поведению человека, чтобы его обмануть или направить по ложному пути.
- Не исключено, что этим воспользуются и мошенники.
- К тому же никто не обращает внимание, что более сложные технологии требуют огромных порой неоправданных затрат… К примеру, каждый робот окупается далеко не сразу и без него обойтись порой очень легко и даже необходимо для сохранения здоровых физических нагрузок.
- За этим кроется разрушение заложенных природой жизненных принципов.
Николай глубоко вздохнул:
- Постоянный шквал навязанной информации и рекламы давит на психику и будто намеренно принуждает отказываться от собственных мыслей… Особенно раздражают новомодные вылезшие из интернета нерусские слова и выражения… Последнее время с особой неприязнью слышу слово «подкаст», некий айтишный сленг которым пользуются незадачливые телевизионщики… По мне, они с подчеркнутым цинизмом насилуют русский язык, и даже не часто употребленное матерное выражение не так режет ухо, как эти режиссерские находки… Все это можно объяснить лишь только одним…
-Чем же?
-Человечество слишком зациклилось от вала наносной информации, чтобы вдумываться глубоко в смысл того, что говорят с трибуны…
- Ты хочешь сказать, что люди стали говорит глупости...
- Просто трибуну используют исключительно для навязывания чужих мнений и самовосхвалений… А глупости - это немного другое. Нельзя отвергать готовность рисковать, совершать ошибки - это естественная потребность наработки опыта и личностного развития… Мне кажется, когда совершаем глупости, мы учимся смеяться над собой, проявляя любопытство новому взгляду, стало быть, открываем и радость поиска.
- Согласен… Эта целительная сила не имеет равных, смех дарит стойкость перед лицом невзгод и неприятностей.
- Если не научишься смеяться, в том числе и над собой, в старости тебе вообще будет невозможно улыбнуться, и поневоле станешь скрипучим пердуном - серьезно подытожил Николай… Однако, здесь возникает не менее важное «но».
- Что за «но»?
- Некоторая ясность видения истин в зрелом возрасте выявляет твердое собственное мнение, тебе становится наплевать на мнение других… Но, как ни странно, теперь тебя мало кто вообще слушает… И хорошо еще, что собственное осознание мира продолжает приносить удовлетворение, - засмеялся Николай.
- Убедительно.
- Поэтому не жалей о том, что стал старше. Это важная привилегия перед молодостью и многие из недорослей вообще не достигнут преклонного возраста…
- Твоя мудрость и благоразумие, Николай, даже настораживает…
Елисей замолчал и неожиданно спросил:
- А кто ты по профессии, Николай?
- Я убежденный геолог.
- Никогда бы не подумал…
- Кстати, Кондратич, вторя твоим словам, иногда приятно вспомнить красивые сказки, - уклончиво произнес Николай, поймав недоуменный взгляд собеседника:
- Это ты к чему?
- Вспоминая юность, всегда представляю перед собой картину «Витязя на распутье».
- «Прямо пойдешь – будешь убитым, направо пойдешь – будешь женатым, налево – станешь богатым» - продекламировал Елисей.
- Вот именно! … Мы, и только мы принимаем решения…Я неплохо учился… закончил школу с медалью и имел немалый шанс поступить в престижный институт,… МГУ или МГИМО. Но все решил разговор с отцом.
Елисей со вниманием посмотрел на соседа:
- Как сейчас помню его твердые размашистые слова: «Неужели тебе нравиться жизнь дисциплинированного дипломата, передающего установленные указания власти в тепле посольства или монотонное преподавание студентам азов устоявшейся науки...Сейчас тебе это не очень понятно, но только будучи привязанным к путешествиям геологом ты наяву ощутишь свободу естествознания и перед тобой будут открываться тайны непознанной до конца природы…ты всегда будешь предоставлен самому себе и выбирать каждый шаг своей судьбы…».
-Поколение наших отцов было более романтичное…и ближе к естеству желаний… Они жили в трудное, но интересное время…, - откликнулся Елисей.
-Вот именно… «Богатыри!...Не вы…». Отец всегда гордился, что выбрал профессию геолога. При этом он участвовал в сооружении одного из первых в стране нефтехимических заводов, стал его главным инженером и крупным специалистом в этой области. По его рекомендациям страна закупала самое современное новое оборудование заграницей, он выезжал в конце 40-х в США и Германию … Так что был и своего рода дипломатом и политиком, но остался до конца жизни верен своей первой специальности, даже будучи впоследствии руководителем отраслевого института геологии и академиком.
-Выходит, у вас династия.
-Так то, это так,… но я слишком мелковат по масштабу в сравнение с родителем… Всю жизнь проработал в экспедициях на природе и только десяток последних лет перед пенсией в учреждении. Так сказать попользовался результатами своих романтических земных поисков…Защитил диссертацию…Предлагали работу в дирекции института, но не мое… Всегда знал, что самые интересные мысли приходили в голову на воле в тишине, наедине со звездами в тайге или горах… Только там естественная красота и реальная жизнь…На этом просторе в тебе больше интуиции и самоотверженная жизнь требует не ошибаться.
-Геолог - сейчас редкая профессия.
-Сегодня вообще земная профессия - штука редкая… Мне часто приходит в голову мысль, что каждое молодое поколение немного мельчает перед родителями…и даже каким-то образом предает чаяния своих предков.
-Просто молодые с каждым годом живут легче.
- Даже не знаю…хорошо это или не очень. Тут опять нужно более четкое определение. Не лучше, а комфортнее…Это дает больше возможностей использовать время более эффективно…И в конечном счете человек не будет зависеть от нужды и постепенно станет более гармоничным.
- Как известно, именно человеческая лень – настоящий двигатель прогресса…
- В этом есть резон… К сожалению, мы предпочитаем тратить время попусту. Это из-за отсутствия постоянного интереса к жизни и делу по душе.
- Мне показалось, когда слушал орган, внутри я ощутил что-то неиспытанное ранее, и появился иной интерес к жизни.
-Хорошо, если так… Пожалуй, это самый важный жизненный стимул, который отдаляет и приходящую старость...Вовсе не случайно, что они пришли тебе через сказочные образы и музыку.
-Неужели в этом есть какая-то связь?
- Легенды, сказания объедены жизненной музыкой многих поколений, и они по определению не могут быть разгаданы до конца… Да, и музыка у каждого своя по восприятию, она самая близкая для внутреннего понимания из искусств. Именно проверенная временем классика и сказочные образы приближают нас к разгадкам сути нашего существования в ежеминутно меняющемся сознании.
- Я не очень понимаю.
-Ну, возьмем, например, известный всем «ковер-самолет». Как тебе кажется, что это напоминает?
- Естественно, самолет.
- Похож только тем, что летает, - Николай на минуту замолчал.
- А что тогда?
- По мне - это некое движение человека в пространстве и времени… Что-то вроде нынешнего представления перемещения во вселенной.
- Круто!... Это пространство, из которого соткана вселенная…
- Вот... Многие об этом даже и не подумают.
Приятели тем временем дошли уже до начала городской набережной и повернули обратно к санаторию, и море покрылось нежными сумерками с небольшими световыми точками от дальних кораблей и маяка.
У колоннады они поднялись немного в гору, и пошли в санаторный номер.
Продолжая спокойную беседу, они как то само собой перешли к сказкам Пушкина, которые родились у молодого поэта именно здесь на берегу Черного моря и еще долго дискутировали, находя глубокую связь сказочных произведений с сегодняшним днем.
-А как ты прокомментируешь – весело говорил Николай, - «…Там
кот ученый все ходит по цепи кругом…». Сказка явно намекает, что и наука ограничена каким-то пределом познания жизни вселенной.
-Пожалуй, - согласился Елисей.
- Или – «…Мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало»… Пушкин будто смеется о сегодняшней рекламе или коварстве политической пропаганды. Это очень похоже и на постоянные увещевания самодовольной власти.
-Выходит, что сказания и легенды неотъемлемая часть нашей жизни, - подхватил эту мысль Елисей.
- По большому счету, своя корзина сказок есть внутри каждого человека… Это - не высказанные чаяния и не реализованные надежды, которым возможно сбыться лишь в будущих поколениях… В различных культурах она не одинакова…На Западе меркантильный кот в сапогах, а у нас ученый,… у них гадкий утенок, а у русских царевна-лебедь, исполнитель наказания золотой петушок, а не французский горделивый петух,… там злой волк, а у нас обманутый лисой бедняга и даже шмель или комар блюстители благого.
- А Баба Яга?
- Баба Яга – склонная к доброте бывшая любительница ворожить, - широко улыбался Николай, - А кстати, как ты думаешь, почему сказочный дед не позвал вытягивать репку сына или дочь?
- Никогда не задумывался над этим…
- Дети не всегда находят общий язык с родителями. У них с внуками больше взаимопонимания, поскольку третье поколение всегда заметно опережают стариков в восприятии меняющейся действительности, с ними им легче познавать быстро прогрессирующий мир. Внуки для них даже этим загадочны, с ними они по-новому ощущают детство и юность, вновь осознают яркие краски оптимизма надежд и смелых мечтаний.
-Интересное соображение.
Они до самого позднего вечера обсуждали тему сказочного эпоса. Перед тем как разойтись по своим комнатам Николай завершил тему:
- Сказочные образы заставляют задуматься о их смысле далеко не сразу. И только кажутся наивными, но время расставляет все по местам… Будто кто-то нарочно ведет нас по дремучему лесу испытаний лишь для того, чтобы мы поняли - почти все вокруг зависит не только от нас.
После прогулки заснул Енисей на удивление очень быстро и спал безмятежно, но неожиданно пробудился перед рассветом. Сладко зевнув и закрыв глаза, он вдруг погрузился в необычное сновидение.
Перед его глазами явственно вырисовалась картина морского побережья. Вынырнувший из водной пучины черный нырок смотрел внимательно прямо на него, будто его, Елисея, считал теперь своей непременной добычей. Глаза птицы были крупные, алчные и немного озорные.
- Чего уставился, как дьявол? – невольно прошептал Елисей.
- Попался, дружок! – прошипел новоявленный охотник.
- Какой я тебе еще дружок? – скривился Елисей, и вдруг ощутил себя уже в воде на песчаном дне.
- Испугался?... Я вовсе не тот, кем тебе кажусь?
- Ты похож на черного мага в сером и в мрачном плаще…Но все это сказки, - внутренне сопротивлялась ожесточенная жертва.
-Нет это не сказки…это твои срытые страхи, затаенные желания… На самом деле это подсказки…понять что такое бессмертие.
-Подсказки?
- А хочешь узнать, кто такой Кащей бессмертный? Хе-хе. Тогда с тобой умрут твои глупые мысли… И только так, дружок.
-Опять дружок? Ты похож на пугающего мага.
- Я все знаю и могу даже то, что человеку никогда не осознать…и что-то понять после того, как его сожрут.
- Сожрут? - едва договорил Елисей.
В страхе он уже пытался зарыться в песок и уже слышал давление от приближающегося к нему клюва преследователя. Елисей резко открыл глаза от неожиданной картины тревожного сновидения, который словно удар истины пронзил его мысли, но одновременно моментально успокоил. Осознав, что это сновидение, он увидел лицо Николая через приоткрытую дверь:
-Доброе утро…Ты, дружок, что-то громко бормотал во сне, было слышно через стенку.
Елисей немного удивился слову «дружок» и, тихо поприветствовав соседа, сладко зевнул:
- Я действительно, сегодня заспался.
- Сон - это всегда прекрасно! А я, пожалуй, пройдусь немного перед завтраком, - закрывая дверь, откликнулся сосед.
Елисей медленно поднялся с постели, сделал небольшую зарядку, умылся и, приведя себя в порядок, пошел в столовую. Николая там еще не было. Скоро к нему подсела пожилая пара, муж с женой:
-Доброе утро Елисей Кондратьевич!... Здесь всегда прекрасно спится, - ласково произнесла женщина. Супруги уже привыкли к его необычному имени, хотя первое время немного переглядывались между собой, сдержанно скрывая улыбку.
Елисей доброжелательно кивком головы поприветствовал соседей по столу, произнес несколько фраз о погоде и, закончив трапезу, пошел, как обычно прогуляться к набережной.
Утро было немного прохладным, над горами опустились грозовые облака, но постепенно они рассеивались, солнечное тепло настойчиво раздвигало тучи. Пройдя до конца восточной части набережной, Елисей поднялся к храму на горе и долго любовался морем и пришвартованными шхунами на причале. Потом он прошел к церкви Александра Невского и спустился вниз. На Пушкинской он посмотрел расписание органных концертов и решил вечером вновь заглянуть сюда.
Не увидев Татьяну на месте экспозиции картин, он тут же вспомнил, что она сказала о встрече через несколько дней.
«Видимо, каждое ее слово содержит трезвый смысл» - отметил он, - «И здесь какая-то загадка…»
С некоторых пор к женскому полу Елисей относился очень сдержанно. Его первая жена была не в меру ревнива и в порыве проявления этого чувства чуть не лишила его жизни. Оттого излишняя строптивость и проявление женской воли всегда малоприятно отражалась на его настроении. Нельзя сказать, что он чурался женщин и практически испытал все то, что требовала природа. С возрастом в некоторой степени ослабла потребность взаимопонимания малознакомых людей противоположного пола. Татьяна вчерашним участием заставила его немного выйти за пределы устоявшихся принципов спокойной жизни.
Вечером он вновь сидел в лютеранском храме, слушая красочный концерт Вивальди «Времена года». Елисей, как и вчера растворился в благоуханной музыке. Покой и умиротворение опять завладели им, и мысли сами перенести его на лет двести назад. Он ничего не знал об этом времени, но почувствовал себя сильнее и увереннее, ощущая значительно моложе своих лет и наполненные опытом зрелые мысли куда-то пропали напрочь, а главное исчезло былое странное ощущение безысходности и безразличия…оно, словно испарилось во времени.
Вспоминая утренний сон, Елисей невольно улавливал в музыке чары и таинство магов и волшебников. Теперь ему казалось, что именно музыка ведет к разгадке скрытых тайн вселенной и открывает доступ к высшим силам неожиданными всплесками чувств изнутри самого себя.
« Без этих неосязаемых возмущений теряется сама ценность жизни…» - возникало в его голове, - «Некая власть растворенного в музыке внимательного дьявола».
После концерта Елисей возбужденно продолжал думать об этом:
«Рожденные величественной музыкой образы завораживают необыкновенной магией и заставляют воспринимать реальное высокими чувствами памяти ярких мгновений…они и объединяют нас со вселенной…» - вдруг пронеслось в голове, -«Дети и романтики верят сказкам. Они ближе к чувственному восприятию магии вселенной. Они материализуются благодаря творчеству нашего сознания и ведут к большему пониманию, нежели точные цифры ученых мужей».
Вечером, как обычно, они гуляли по морскому берегу с Николаем. Елисей поделился своими новыми мыслями:
- Именно сотни лет назад, не имея подтвержденных научных знаний, люди были подвержены и, несомненно, увлечены таинственными чарами магии.
Как ни странно, реакция соседа на эти размышления была с пониманием принята:
-Иногда, Кондратич, и у меня возникали подобные ощущения. Ведь двести или триста лет совсем недалеко по времени - какие-нибудь четыре-пять подобных нашей жизней…Мы думаем, что знаем больше их, вовсе нет, напротив …Сидишь, бывало в тайге, вверху только синее небо и звезды.Такие яркие, будто дотягиваешься до них рукой и поневоле задумаешься, что не только тебе приходили такие мысли, но и первобытному человеку… Что мы знаем об этом существе?. Он ведь практически ни чем от нас не отличается.
-Неужели не отличается?
- Разве лишь тем, что мы более слабы духом и погрязли в разврате.
Николай ухмыльнулся, будто что-то вспомнил и тут же рассказал:
-Мы отвыкли от нормальной реакции здорового организма… Однажды я вступился на улице за бедолагу, которого тупо лупила группа молодежи…Я стал призывать на помочь окружающих, но никто не откликнулся, все опускали взгляды и проходили мимо. Бедолага в итоге убежал, а эти молодые хулиганы даже не побежали за ним. Только один напоследок и двинул мне по физиономии, что упали очки и лишь рассмеялся:
- Вторые очки в подарок, дядя!
- Горько, но в современно стиле…
- Это даже не оправдание, что раньше люди были добрей… Сегодня внутренняя закрытость – единственное средство спасти остатки позитива в душе… В сказаниях и легендах ярко выражен позитив жизни, но темные силы там принимают непременное участие, они такие же, как и все кругом…Мысли людей простых и даже ученых всегда были равноценными в любые времена.
-Так было и лет триста назад. - отреагировал Елисей.
-Согласен, - понял его мысль Николай, - Гениальный Ньютон мыслил очень широко, а нынешние ученые движутся узкими поставленными задачами и тем немного мельчают перед ним.
Елисея не удивило, что Николай заговорил и продолжал развивать свою мысль об английском ученом:
-Дело в том, что вначале родилась не наука, а мечта понять природу, что-то изменить.
- Неужели можно изменить природу?
- Невозможного в мире ничего нет …Человеку это пока не удавалось…Поэтому всем руководствуется только мечта и надежда…осмыслить окружающий мир…Сегодня говорят, что это иллюзия…И то возможно.
-Ты как-то противоречиво говоришь, Николай
-Без противоречий и сомнений не рождается что-то путное. Есть постулаты и главное из них - боязнь смерти. Значит, она нам дана не случайно, а для определенной цели… Вот есть шизофреники, которые часто кончают жизнь суицидом…Что ими руководит? Страхи, потусторонние голоса, мнимые преследования, а такие уж они мнимые? Шизофрения – странное состояние человека, голоса в голове, галлюцинации, страх своих мыслей, подозрения о слежке.
-Что ты хочешь этим сказать?
-Просто, Кондратич, продвигают науку фанатики, мечтатели, а застрельщики этого люди не от мира сего. Это некие художники чувств, объясняющие мистические явления, гипноз, предчувствие, наваждение.
- Их раньше называли магами или колдунами, - подхватил Елисей
- Эти маги издавна весьма удобные фигуры даже в ученом мире, - объяснял уверенно сосед, - Они объединяли интересы научных изысканий и суеверий, обрастающими воображением, фантазиями и интуицией.
- Я где-то слышал, что именно образы воображений формирует наше мировоззрение.
- Это вполне реально, - откликнулся Николай, - Философия магии раньше называлась ГЕРМЕТИЗМом. Очень интересен и сегодня его основной постулат – «Ничего не разрушается и не исчезает, это только слова сбивают нас с толку»
- Прямо закон сохранения энергии, - засмеялся Елисей.
- Вот именно… Но, если вдуматься, этот тезис за пределами нашего представления о восприятии мира. Это учение возникло еще в древнем Египте, впитало античную философию греков и мудрость иудеев. Эллины закрепили название от пытливого к познаниям Гермеса.
- Очень трудно сегодня понять этих ученых, - задумался Елисей.
- Совсем недалеко отсюда, в Коктебеле, находится могила Максимилиана Волошина. Очень интересный творческий человек, поэт, художник, литератор, завсегдатай литературных салонов начала 20-го века, он жил до конца жизни на черноморском побережье по зову сердца и был безумно влюблен в эти места. Полагаю, что мысли герметистов посещали и его. Это ярко просматривается в его описании личности знаменитого поэта - «Александр блок – лицо Гермеса. Ясное холодное спокойствие. Мраморная греческая маска. Бледные глаза, словно мрамор камня»
- Видимо, магия свойственна творческим людям, - удивленно воскликнул Елисей.
Будто не заметив восхищения приятеля, Николай невозмутимо продолжал:
- Главное отличие герметизма от христианства в том, что это учение расширяет понятие «веры в Бога» до «знание Бога». Согласись, это очень разумно. Верить, значит, в какой-то степени бездумно подчиняться, а познать - попытаться встать наравне.
- Определенно.
- Когда появилась устойчивая система взглядов науки и магии, запылали зарева костров из человечьих тел во славу Господа неутомимой Инквизицией.
- Глядя свысока времен нельзя их назвать «чудаками», - задумчиво произнес Елисей.
- Научная мысль не раз пыталась отодвинуть мистические учения на периферию духовной жизни, но природа всегда умудрялась подкинуть ученым мужам какую-нибудь каверзную задачу, отбрасывающую их далеко назад. Не случайно, что сегодняшний обыватель принимает прогнозы астрологов, загадки самолечения, газетную рекламу ворожбы обогащения.
- Как говорится в известном советском фильме: «Ученые ищут и ошибаются, один дурак не ошибается никогда!».
- Интересно другое. Намекая на сказания и легенды, еще Кампанелла писал: «Пока искусство не становится понятным, его всегда называют магией; только потом – просто наукой».
- Все это удивительно интересно…
- На рубеже XVII века родилась, так называемая, алхимия, в которой было то основное, что объединяет ее с теперешней реальной наукой и двигает прогресс – опыт, реально подтверждающий теорию.
- Я мало слышал об алхимии...
- У алхимиков многое непонятное всегда окутано тайной. Но что-то подобное слышим мы и сегодня – темная материя, струнная теория, большой взрыв из «ничего» или границы Вселенной, когда несколько лет назад, она была безграничной.
- Ответов вразумительных… пока еще мало.
- Можно сказать, что поиск алхимиками философского камня включал более широкий спектр владения наукой познания мира. Это своеобразная философия сознания человека. Интересно, что наука базируется на элементарных постулатах о непересекающихся параллельных линиях и некой фиксированной точке, но квантовая физика отвергает и то, и другое… В итоге карточный домик материалистической науки однажды может рассыпаться.
- Поразительно.
- Не менее интересна принципиальная разница алхимии в подходе ученых мужей Востока и Запада. Европейцы делали упор на лабораторных процессах, восточные же мудрецы в основу своих учений ставили физическими упражнениями и медитацией.
- Создается впечатление, что человек живет не умом, а сердцем. - улыбнулся Елисей.
- Тут какая-то глубокая истина…Сердце объединяет весь организм живительной кровью и настраивает его на жизнь. Оно же сигнализирует о неприятностях в первую очередь. Тут непременно существует духовная составляющая, поскольку построить неживой подобный перекачивающий кровь агрегат в теле практически невозможно. Об этом хорошо знали древние египтяне.
-Николай, я догадываюсь, что ты испытываешь немалый интерес к истории философии магии и демонологии.
- Именно твой рассказ о детских сказках приводит к этим размышлениям… Надо сказать, что сказки интересны и модны и среди молодежи.
- Мне кажется наоборот.
- Не скажи…Увлечение их литературой «фентези» – своего рода интуитивные поиски представления окружающего мира.
Разговор, как обычно, продолжался долго, и приятели расстались лишь перед сном.
На следующий день Елисей ехал в составе экскурсии на мыс Фиолент. Там он с интересом разглядывал красочный обелиск Пушкину и восхищался глубиной ощущений у Свято Георгиевского храма, часто посещаемого семьей последнего императора. Его поразило, как около Георгиевской скалы с возвышающимся над островом крестом грациозно плыла вдоль берега пара белых лебедей, словно напоминая о недавнем прошлом.
Татьяна появилась на выставке картин у набережной дней через пять, когда Елисей уже начал забывать о ней. Увидев знакомый стройный силуэт, он будто завсегдатай подошел к экспозиции и увидел несколько новых полотен. При этом он ощутил небольшое волнение оттого, что на одном из них у выступающей из воды скалы был изображен тот самый черный нырок с алчным взглядом, фантастически похожий на видение во сне.
-У вас новая картина? – спросил он возбужденно, будто разговор их закончился вчера.
-Да, набросала неожиданно, - спокойно ответила художница. – Мне даже почудилось, что это я сделала по чьим-то необузданным грезам.
- Возможно, - не сдержался Елисей, - Этот ваш лебедь очень похож на сказочную птицу. В ней скрытая мощь и одновременно надежда…
-А вы наблюдательный. Не думала, что вы можете сочувствовать моим поискам… Этот персонаж - символ доброго вестника, он многое в силах даже изменить…
-Очень интересно, - задумчиво произнес Елисей, - А как вы выбираете темы своих романтических картин? Как рождается замысел полотна?
Татьяна ничуть не удивилась вопросу и ответила искренне:
- Я не знаю, откуда это во мне, и как объяснить все это, но написание картин – моя отдушина от множества окружающих невзгод. Я не умею притворяться или подстраиваться под ложные увещевания, остро чувствуя фальшь. В своих работах я ищу выход и сказочные образы помогают мне.
Елисей промолчал, сразу не очень понимая глубины ее слов:
« У всех свои заморочки» - подумал он и тут же промолвил сдержанно:
- Не думал, что все так непросто.
- У нас с вами разные позиции на жизнь…
- Я начинаю понимать, что для вас живопись – важный промысел.
- Не то слово – это …моя ворожба, - улыбнулась она.
- И как же вы ворожите? - почти засмеялся Елисей.
- Живопись это судьба. Она захватывает, как капкан…Неожиданное воображение приходит, словно говорит – «Это невозможно и не нужно вообще»… Но тут же ощущаешь, что оставлена свободной узкая щель и внутренний голос подсказывает - «Ну, теперь вывертывайся!»
-То есть источник вашего творчества лежит в постоянном напряжении?
-Я бы добавила…в надрыве, высшей степени беспокойства, тревоги, отсюда и интуитивное таинство ворожбы.
- Так вы ворожея?
- Сегодня скорее похожа на Бабу Ягу.
- Ну, уж Баба Яга – это слишком.
- Совсем нет, она ведь была … любящая ворожить девица, ушедшая в лес,
- А этот ваш маленький лебедь, на картине встревожен и даже немного зол…
- Я заметила, как вы испугались, что он клюнет в темечко?
-Знаете, я чувствую, что этот черный дьявол-лебедь связан и с органной музыкой и моими мыслями…Действительно, немного тревожно…
- Тревожность – непростое ощущение… Значит, вестник где-то близко…
- Вестник похож и на дьявола.
- Так уж повелось…Его считают злобным и вредным, но это вовсе не так… В сказках он уходит прочь…Он пугает, но там где его нет, пустота и безжизненный покой…Без него и сказки не будет.
- Откуда у вас такие неожиданные мысли?
- Я ощущаю его всегда. Он не сразу становится понятным…, трепещущим и справедливым по жизни…Он и есть сама жизнь, - Татьяна вдохновенно смотрела на свое полотно и ее глаза стали похожи на яркие огоньки алчного охотника.
- Я не очень понимаю, хотя вы говорите интересно и увлекательно.
-Не морочьте мне голову, Елисей, берите эту картину! – сверкнула она глазами, - А, если хотите, закажите мне полотно по вашему соображению.
-Подумаю… и приду завтра со своими мыслями по заказу.
- Опять – двадцать пять, - с досадой посмотрела на него Татьяна.
- Я сразу не могу. Надо все обдумать, чтобы наполнить заказ глубиной…, - загадочно улыбаясь, заметил потенциальный покупатель.
- Ну-ну. Там обязательно будет гроб хрустальный!
- И королевич Елисей, - закончил он улыбкой фразу.
- Имейте в виду, завтра будет дороже, а может и вообще не будет.
-Это как?
Вместо ответа Татьяна отвернулась. Елисей понял, что она хотела опять сказать что-то колкое и неприятное. Он, посмотрел опять на пейзаж и, повинуясь внутреннему сопротивлению, медленно пошел вверх по улице.
За обедом Елисей задумался о том, к каким заказом он завтра придет к художнице и был немного рассеян. Сидящая обычно за столом пара супругов пребывала в этот день на экскурсии, и Николай, как обычно, завязал откровенный разговор с приятелем:
-Сегодня ты чем-то озабочен. Интуиция мне подсказывает, что эта самая художница- сказочница опять морочит тебе голову.
-Она говорит то же самое, но обо мне…Я обещал купить ее картину под заказ.
- Она явно положила на тебя глаз.
-Ты знаешь, мне кажется, она очень не простая…и очень прозорливая…
- Кондратич! Ведь сказка «О рыбаке и рыбке» не о старухе, а старике, который хотел угодить своей супруге. На деле женщины мыслят совсем по-иному. В этом все противоречие.
- Ты говоришь, как будто все знаешь про женщин.
- После 60-ти мы становимся немного похожими на них, и потому меняется философия восприятия.
-Опять философия?
- Есть у меня в Новосибирске сосед по дому Владимир…Человек неплохой и даже прозорливый, но с годами стал, как ребенок.
- Ведь это не плохо.
- Не плохо, если не принимать во внимание его бездействие… Смотрю иной раз на его лицо, худое небритое. Он любит пространные разговоры и всегда предлагает зайти к нему выпить для общения. На вопрос - почему пьешь, объясняет философски:
-Не могу, Коля, не могу… Утром иной раз просыпаюсь, так противно: голова ватная, горло першит, тут болит, там болит во всем теле… А, рюмочку принял и вроде легче. И хорошо. Потом еще днем грамм триста… Вот и славно! Коля, заходи, примешь за компанию…по маленькой.
-Не, - говорю ему, - Мне будто кто-то сверху говорит - Не надо!
-Ты сильный Коля. И я бросал вот, когда было совсем плохо. Три, четыре месяца совсем не пил, а потом чувствую, не могу - щемит что-то под ложечкой…
-Я знаю, что там у тебя щемит. Это пищеварительная флора твоя волнуется и просит.
-Что за флора?
-Червячки разные в твоем кишечнике. Привыкшая к алкоголю микрофлора просит: «Давай Владимир! Очень хочется сладкого зелья. Не можем без него. Никак!»
- Червяки, говоришь, - внимает любитель выпить, - Так у тебя – сверху, а у меня - снизу!
Елисей искренне улыбнулся:
- Я все думаю, какой же сюжет заказать художнице?
-Не думай много об этом, Кондратич. Мне кажется, она хочет лучше узнать твои мысли, твои волнения. И я начинаю все больше ее понимать и даже проникаюсь женской прозорливости.
- Вот видишь. Кругом загадки.
- В связи с завершением срока путевки я завтра утром уезжаю домой и, видимо, скоро буду вести пространные беседы о законах мироздания с жизнелюбивым Владимиром.
После обеда Николай пошел собирать чемодан, а Елисей долго один прогуливался у моря.
Вечером они немного выпили и опять разговорились:
- Знаешь, Кондратич, мы часто касались в разговорах вечных тем о жизни, интуиции и до конца недоступных человеку законах вселенной… Загадки будут всегда, через сто и тысячу лет.
-Я с этим согласен. Но догадки наши не могут обойти исканий, интуиции и чувственных проявлений прошлых поколений.
- Вот! И в сохранившейся музыке и народном эпосе – определенные подсказки нам от высших сил мироздания, поскольку только образное представление приходящего для человека самое понятное и близкое влечение к загадкам нашего существования… В этом-то вся магия музыкальных красок, сказок и былин.
– Это, несомненно!
Поздно вечером Елисей уже не искал сюжета картины и, уподобившись сказочной мудрости – «Утра вечера мудреней», спокойно пошел спать.
На следующий день Елисей чувствовал себя неважно. Он проводил Николая к автобусу и после прощания пошел прогуляться.
Выйдя на набережную, ноги сами понесли его опять на Пушкинскую улицу.
Но на выставке картин Елисей Татьяны не увидел. Он поинтересовался о ней у соседнего стенда.
- А как ваше имя? – спросил бородатый продавец.
- Елисей.
- Татьяна просила передать человеку с таким именем и пытливым взглядом… Вроде все сходится, - произнес бородатый и протянул Елисею небольшое полотно.
Елисей взглянул на очередной лунный пейзаж:
- Но у меня нет с собой денег, - тихо произнес Елисей.
- Она просила передать бесплатно.
- Она будет завтра?
- Не знаю. Вчера она плохо себя почувствовала…Если хотите передать, лучше зайдите к ней домой, здесь недалеко.
Елисей записал адрес, взял картину и принес его в свой номер.
Полотно он поставил на небольшой комод у стены, рядом было зеркало, которое отражением повторяло картину и увеличивало глубину изображения. Пейзаж сразу оживил всю комнату.
Картина была необычна по компоновке и на первый взгляд малопонятной. В первую очередь в глаза бросалось прибрежное пространство с кружащими чайками, похожими в сумраке тяжелого тумана на воинствующих коршунов. В правом углу полотна красовалась желтая тыква круглолицей луны с темным размазанным пятном, похожим на хитрую улыбку алчного рта. Лунный томный свет скрывал вдали почти незаметные звезды. Изображенные тенями по берегу двигались несколько странных существ, среди которых добродушный медведь, взволнованный еж, летящий глазастый филин, летучая мышь, мотыльки, равнодушно пасущаяся белая лошадь и доброжелательная похожая на остров крупная рыба. Левый угол картины заполнила громадная скала, похожая на карлика в колпаке с седой бородой, рядом на скале расправил крылья черноморский нырок, готовый ринуться в воду.
« Какая-то мистическая фантасмагория…» - подумал Елисей, - «Жаль, что Николай не видит этот пейзаж. Наверняка, что-то бы объяснил».
Вспомнив, что у него осталось нескольких дней до возвращения в Москву, после обеда Елисей пошел по указанному бородачом адресу. Навигатор показал это место, оно было сравнительно недалеко от санатория, на небольшом возвышении от побережья. Архитектура приморского города, похожая на теплое лоскутное одеяло, нисколько не усыпляла внимание поднимающегося по узкой дороге человека. Среди современных многоэтажек изобиловало немало старых обветшалых построек, внося неповторимый шарм утраченного бытия прошлого времени. Немалое разнообразие арок, навесов и уютных дворов передавало мудрость непрерывной мирской жизни. Большинство домов были похожи на дачные строения 60-тых годов с террасами и не очень ровной каменной кладкой.
«Как быстро подстраивается современность к прошлому» - отметил для себя Елисей. Он немного приустал, но настойчиво поднимался по тротуару неширокой улицы. Рядом с шумом, напоминающий рев, проезжали вверх одинокие автомобили.
Жилые постройки в этом районе изобиловали ветхими, казавшимися покинутыми людьми строениями. Тихие почти заброшенные переулки изобиловали любопытными кошками, то ли домашними, то ли бездомными. Казалось, что они очень внимательно наблюдают за всем происходящим. Елисей даже удивился, когда рядом пробежала небольшая породистая собака. Он невольно посмотрел вокруг, хозяина поблизости не было.
«Видно отстал и скоро вынырнет из переулка» - мелькнуло в голове.
Собака неожиданно отбежала в сторону, остановилась, как вкопанная. Когда Елисей поравнялся с ней, он услышал шипение и теперь уже четко разглядел, как темно- рыжий сеттер в охотничьей стойке смотрел в направлении агрессивного звука. Приглядевшись, он увидел совсем маленькую выгнутую спину котенка. Было непонятно, кто больше испугался, собака или котенок, но маленькое существо явно не хотела давать спуска взрослой собаке.
Он подошел к темно-серому котенку, который перестал шипеть и смотрел уверенно, видя в случайно проходившем человеке неожиданную защиту. Собака тут же убежала. Елисей опустился на колени и взял смельчака в руки. Котенок не сопротивлялся, и только удивленно смотрел на человека, который посадил его на высокую ветку дерева:
- Здесь тебя никто не побеспокоит, хотя это и похоже на цепь - деловито произнес Елисей и быстро пошел дальше. Ему показалось, что кто-то специально ведет его в этот непонятный ему доселе мир необычных строений. За поворотом показался номер искомой двухэтажной постройки, своды которой напоминали скворечник с мезонином. Дом выглядел довольно добротно. Небольшая арабская арка при входе придавала ему едва заметную изящность. Здесь же рядом находился небольшой продуктовый магазин и чуть дальше площадка местного детского сада.
Около дома стояла пожилая женщина. Рядом с ней сидел только что попавшийся Елисею на глаза темно-рыжий сеттер и внимательно смотрел на пришельца.
-Кого вы ищете? - спросила старушка.
Узнав, что его интересует Татьяна, она с сочувствием объяснила:
- Она готовится к операции и сейчас в стационаре клинической больницы.
- А операция серьезная? - проникся вниманием Елисей.
- Вчера я разговаривала с ней, у нее выявили онкологию… настроение ее неважное. Она и раньше впадала в депрессию…Муж ее погиб, а сына не видела очень давно … Если вы ей знакомый человек, было бы не плохо ее поддержать.
Елисей не мог что-либо сказать на это и только произнес:
- А далеко эта клиника?
- Не очень… Севастопольское шоссе 2…
- Я даже не знаю ее фамилию, - признался растерянный мужчина.
- Татьяна Николаевна Сирина, - с улыбкой и надеждой посмотрела на него женщина, - Думаю, ей будет приятно любое общение.
Клиническую больницу он нашел довольно быстро, сев на местный автобус. Это был современный онкологический центр. Елисей нашел стационар и увидел Татьяну, гуляющуюй по его территории.
Она встретила его в тихом глубоком размышлении. Неожиданное появление Елисея не вывело ее из задумчивого состояния. Переведя взгляд на Елисея, она, будто не удивилась его появлению:
- А…Вы явились, сказочный персонаж – тихо произнесла она и посмотрела в сторону, - хорошо, что пришли. Я бывала здесь и раньше, проводила курс лечения, но теперь решилась на операцию, чтобы не было поздно.
Елисею показались очень искренними эти слова. Он в свою очередь попытался объяснить свое появление:
- Мне передали картину. Потом сообщили о вашей болезни. Я хотел расплатиться.
- Да-да. Но денег никаких не надо, вы же не сообщили свой сюжет…А это сугубо мой взгляд… Там много субъективного, но оно касается и вас и всех. Я вовсе не хочу навязываться, но иногда встречаются люди, которые могут понять другого и в какой-то степени помочь. Видимо, я не ошиблась. Но они могут помочь и самим себе, - посмотрела она на него внимательно.
- Не скрою, что вы проявили во мне не самые плохие мысли и даже новые ощущения к жизни.
- Спасибо за искренность. Все о чем вы говорите, спасает вас, а характер ваш виден хорошо, особенно художнику…
- Вот поэтому мне очень интересен смысл переданного вами пейзажа. Его образы не очень понятны. Много персонажей и ваш любимый маленький лебедь…Окрас его очень привлекает.
-Вы правы. Это удивительное существо олицетворяет былинный образ «Гамаюн».
- Гамаюн?
- Да. Эта птица с женским лицом сама по себе необыкновенной красоты, шея ее украшена жемчужным ожерельем. Когда она появлялась, небосвод затягивало тучами, ветер клонил деревья, травы прижимались к земле, но люди смотрели на нее с надеждой. Гамаюн всегда несла благую весть, и после приносимого ей урагана многое в жизни менялось к лучшему.
- Мне вспоминается картина Васнецова и суровые строки Блока, - задумался Елисей, - Теперь они мне более понятны… Оказывается это – вестник ...
- Считалось, что для Гамаюна не существует тайн. Ничто в мире не могло укрыться от всевидящей птицы. Она знает обо всём на свете, причём может поделиться своими знаниями с человеком. Народ верил, что она способна указать верный путь.
Немного помолчав, она добавила:
- Часто, когда мы теряем надежду и думаем, что это конец, Бог улыбается сверху и говорит - «Расслабься, это всего лишь крутой поворот».
- Но на вашем пейзаже много и других персонажей и даже луна какая-то странная…
- Все не просто, - выдавила из себя Татьяна, - Вы оптимист и не видите безысходности…Мы с вами почти одного поколения. Мне даже кажется, что в молодости с волнением слушали красивую песню «Прекрасное далеко» и мечтали о счастливой жизни, имея на нее все возможности.
-Насколько я понимаю, любой пейзаж и даже этюд должен поражать чем-то зрителя в первую очередь. В вашей картине много таинственного и печального. Там есть даже намек на женщину, будто из-за серой скалы появится сама Василиса Прекрасная.
- Спасибо за понимание. Поверьте, каждой женщине хочется быть Василисой, - она подняла на него глаза, - Но не каждая живет искренне своими желаниями и надеждами, особенно когда каждый день все хуже и непонятней следующего. Надо жить положительными эмоциями, а их все нет… В итоге сама становишься похожей на Бабу Ягу.
- Сравнение с этой колдуньей вряд ли уместно.
- Не могу подобрать лучшего. Точно Баба Яга, и вредность ее кипит во мне… Я видела, как и вы сейчас заметили эти перемены во мне.
- Я просто знаю, в какой вы ситуации…
- Да-да. Ситуация неприятная. Живем мы во лжи, а продолжаем верить в сказки.
- Не очень понимаю.
- Странно, что не понимаете. Жить в полном противоречии с тем, что окружает. В одном вы правы, Елисей, что ничего случайного не бывает. Наши отцы и деды верили, что сказку можно сделать былью, потому как мечтали не о сундуках с золотом, а вовсе о другом.
- А что нам мешает мечтать?
- О чем сегодня можно мечтать?...Стать миллионером или купаться в роскоши, ничего не делая?.. Хотите, я расскажу реальную сказку, которая объяснит, что большинство людей сейчас в такой же, как вы говорите, ситуации?
- Интересно.
- Так вот… В некотором царстве, процветающем сильном государстве жила была добрая ведьма…
- А ведьмы бывают добрыми? - улыбнулся Елисей.
- Бывают…И еще какие ласковые и трудолюбивые. Все было ясно и понятно, и главное была уверенность, что все люди работают, не покладая рук, объединены справедливостью, она несет всем радость и надежду на дальнейшее процветание. Были в этом царстве несомненная сила и уверенность, что все будет хорошо.
Татьяна на секунду задумалась и посмотрела в сторону, как бы раздумывая:
- Убежавшего от сотворивших его добрых прародителей беззаботного Колобка занесло в то счастливое царство неведомой силой. Проворный Колобок с отметиной на лбу был очень говорлив, чем привлекал внимание людей. Ему уж очень хотелось быть на виду, хотя от природы был он недалек умом, но старался казаться проще и сладко улыбался доброму народу…Начал он говорить громко и привлекательно небылицы, вещал с трибуны южным говорком - «главное начать», напирая на первый слог. Люди слушали, улыбались и нравились им эти лилейные слова - о переменах, о новом времени… Говорил Колобок много, цветисто, глядя в глаза, правда, не всегда понятно, но уповал он на лучшую жизнь. Все думали, что он знает как и почему станет лучше, не догадывались они, что он пустой завистливый нещадный врун и скоро сбежит в соседнее царство удалых разбойников. А жили эти соседи только с виду хорошо, потому как грабеж и обман у них в приоритете. Не понимал Колобок, что коварные разбойники были настоящие лицедеи, принимали лишь его предательство, радовались и пели песни ему сладкие, угождали-награждали, а попросту конца царства ждали. И что не скажет Колобок, все в ладоши хлопают, счастливо притопывают. А ему все мало, перессорил из зависти всех братьев в крепком царстве, а потом и пустил все на самотек, доверяя лживым словам вражьим. Оправдывая сам себя по глупости, самовлюбленный Колобок превратился в пособника врагов. А эти подстрекатели оказались не такие уж простые почитатели и со временем заставили Колобка поработать на них, унизительно рекламировать простецкую закуску разбойничью.
Елисей заметно улыбался:
- Да многие, как и вы это поняли.
- Поняли не сразу Елисей, потому как любят простые люди сказки слушать и верят неумеренно. И дальше верили на полном серьезе, - продолжала Татьяна.
- Не сразу, но стали люди в Колобке сомневаться, а то и надсмехаться… И пришел на смену ему с виду понятный, смелый и решительный, а на деле упертый Горькуша-пьяница. Он и руку даже не подал Колобку при последней речи с трибуны. Взывал он, что Колобок много говорит и ничего не делает. Горькуша также не знал, что теперь делать, и решил строить новое царство по примеру удалых разбойников - авось хуже не будет. Присягнул он в первую очередь недругам и окружил себя друзьями разбойников новаторами-реформаторами. То ли спьяну, али прочему изъяну, рьяно продолжил Горькуша разрушать все и нажитое в царстве пускать по ветру, передавал за бесценок появившимся под боком хитрым лизунам Соловьям-разбойникам. Тут же вылезли из нор один страшней другого бандиты, да братья Кащея богатого и прочая нечисть вороватая. Все они наложили лапу и твердо заявили свое право на царство-государство… Растерялись люди добрые, куда попали и что делать не понимали. Чувствовали они себя как «Ежики в тумане», куда не двинь – всюду страшно и беспросветно темно, где хозяйничают филины и летучие мыши. Забыли добрые люди про звезды, не то чтоб их считать, как раньше… Думали только как выйти бы из туннеля страха и бесправия. И не знаю, чтобы они делали, если бы, не хлопнул дверью и не ушел с трибуны Горькуша, приняв очередную стопку, а потом и помер ни слова, не говоря, оставив окружение и народ в полной прострации.
- Пожалуй, вы правы…
- В те злополучные времена жила и девица, которая теперь страшная Баба Яга. Поначалу лишились она постоянного заработка, и пошла торговать на улицу - крутилась метлой, как могла….
- Сказка эта, как мне кажется, коснулась не только бедной Яги, - ухмыльнулся Елисей.
-Да, но эта сказка наша о потемках все продолжается…
Она опять напряглась от боли:
- Теперь, если гроб, то уж явно не хрустальный, - она едва заметно улыбнулась, - Вот вы в другом мире…Вам кажется, что все не так плохо, просто вы живете в Москве, а там все лучше, чем в провинции и во всей стране. Вас просто купили за дорого, а денег на всех нет… Идет глубокое разделение людей на богатых и все беднеющих… Нет выбора, только две дороги в разные стороны…
- По-моему вы сгущаете краски.
- Вот-вот. Еще раз убеждаюсь, что права. Не обращаете вы внимание, что правят у нас деньги… Потому и все больше нелепых законов, чтобы защитить Кащеево имущество и обеспечить ему бессмертие… Налицо сегодня и все персонажи «Руслана и Людмилы»: прекрасно себя чувствуют приверженцы «полнощного горы властителя» Седого колдуна, уж рядом множество голов Говорящих, здесь и скрыты Рогдай, Ратмир, Фарлаф, убивший славного Руслана и некому герою мертвому «живой воды» поднести.
Татьяна вздохнула, глядя на Елисея:
-Так вот, сказке этой вовсе не конец… Добрые люди начали вздыхать и вспоминать былые праведные времена… Вот тут-то и вышел из-за широкой спины Горькуши-пьяницы скромный Опричник, похожий на устремленного Фарлафа… Пытается он наладить жизнь людей, но наотрез не хочет признать коварство Колобка-беглеца и ущербность приведшего его к власти Седого колдуна, продолжает он восхищаться сладкой жизнью за бугром и «в пирах никем не побежденный» хочет этих разбойников «надменно» превзойти… «Он свиснет – задрожит луна, но против времени закона его наука не сильна»… Не меняет преданный последователь команду Горькуши в царстве-государстве, окружил и себя алчными свистунами и богатыми дружками. Продолжают они красиво вещать, как будет здорово в 30-ом году, подобно тому, как травили раньше о плывущих нам в руки немыслимых богатствах в 20-тых… А кругом воровство немереное, мошенничество процветает и не дает спокойной жизни простому люду.
- Но позвольте, Татьяна, страна развивается…
- А задумывались ли вы, Елисей, кому принадлежать теперь новые предприятия и даже военные заводы?.. Вот и ответ – не доброму народу, как раньше, и скоро опять они будут бременем на его широкой спине…все палки-моталки.
- У вас слишком критический взгляд… Живем-то все лучше.
Татьяна посмотрела в сторону и немного напряглась:
- Только таким, как вы кажется что все хорошо, а ведь не заметили, как стали сами разбойниками или их пособниками… В сороковых-то Германия с такими лозунгами о богатстве и процветании жила очень даже неплохо.
- Не знаю.
- Глаза у вас в розовых очках, как и у многих, - взорвалась Татьяна, - Благосостояние не может определяться только деньгами…Живут-то лучше в основном безразличные ко всему послушные политики, мошенники, лизоблюды и недалекие люди с мещанским мышлением…
-Вам сейчас не надо волноваться, поберечь силы…
- А вот теперь о моих надеждах, - продолжала невозмутимо Татьяна, - Когда Донбасс назвал себя Народной республикой, появилась отрада на возврат к мечтам и звездам. Там, Слава Богу, осталась и реально защищающая человека милиция, а не как у нас полицаи, хранители законов торгашей…
- Ну, причем тут это?
- Этого многие не понимают, но обман простого народа-труженика так очевиден, дорогой Елисей.
Увлеченная Татьяна продолжала:
-Там, на Донбассе, конечно, все закончится победой! … Она принесет и «живую воду». С освобождения Народных республик Донецка и Луганска начнется настоящее возрождение России без двуличной нашей паразитической «элиты», ненавидящей простой народ… Не знаю, доживу ли.
- Откуда, Татьяна, у вас такая суровая позиция?
- Это моя жизнь, - на минуту задумалась она, - И, чтобы вам было понятно, сообщаю, - Муж мой погиб в 14-ом в Одессе, потом сын подрос пошел защищать Донбасс…и тоже не вернулся… И только вот живопись теперь спасает, немного отвлекает от страшной непреклонной памяти … Сюжеты мои - лунные серебряные сказки… И, чтобы как-то существовать, стала я превращаться в откровенную ведьму…Иначе не прожить рядом с этими вещунами будущего.
- Все-таки на нее вы не похожи…
- У Пушкина красавица Наина тоже ушла от людей и стала колдуньей, – улыбнулась Татьяна. - И стала она страшной костяною ногой, пишущей картины под луной… «Идет, бредет сама собой»
Она замолчала.
- А как, Татьяна, вы воспринимаете меня? – неожиданно спросил Елисей.
Она задумалась:
- Приятно, что вспомнили и пришли…Хотя причина, возможно, желание расплатиться за картину… Не могу назвать вас филином - вы добрый…Возможно, вы мне помогли - будто исповедалась…Однако Светлячком, который помог ежику в темноте тоже назвать не могу…
- Но на вашей картине много загадочных фигур…
- Скорее вы похожи на белую безмолвную лошадь в тумане …
-Почему?
- Это уж точно по кочану!...Именно, послушная лошадь, ни какая-нибудь, а белая без седока. Здесь символическое противоречие - конь бледный, конь вороной.
Она почувствовала, что он хочет возразить:
-Идите, идите, дорогой Елисей…Слов не надо.
- Через пару дней, мне надо уже ехать домой в Москву, - едва вымолвил он.
- Да-да. Надо ехать…Мне трудно объяснить. Я ничего от вас не хочу, просто хотелось оставить эту сказку вам, Елисей… Она нужна вам, - Татьяна вновь отвела свой взгляд в сторону, - Жить и надеяться только на то, когда тебя сожрут - в мрачном тумане или красивом ореоле луны … Не нужны мы сегодня никому, кроме нас самих.
- Но без надежды на лучшее невозможно жить…
- Жить надо с положительными эмоциями, а их пока нет.
- Неужели вовсе нет?
- У меня пока нет… Разве немного отвлекаюсь, когда вижу ваше оптимистическое заблуждение «ежика в тумане»
- Но он ведь выбрался из тьмы…
-Хорошо, если это настоящая сказка, а не бред тяжелого сна…, - она опять замолчала и тут же решительно завершила разговор:
-Идите и… больше не приходите.
Елисей почувствовал, что ей опять очень хочется быть холодной и жестокой.
- Я чувствую, что на самом деле вы не хотите от меня избавиться, - неожиданно возразил он.
- Вы уже никогда от меня не избавитесь. Идите спокойно… Все хорошо.
Выходя из клиники, он записал телефон и узнал фамилию лечащего врача.
Перед самым отъездом Елисей позвонил в больницу, и ему сообщили, что операция прошла удачно и больная чувствует себя удовлетворительно.
Елисей благополучно вернулся домой и вновь окунулся в спокойную столичную жизнь. Подаренную Татьяной картину он повесил на видное место своей квартиры и часто смотрит на необычный пейзаж. В памяти сразу всплывают приморский город, импровизированный вернисаж у набережной, скрытый в листве скромный костел и сказочные пейзажи Лукоморья.
«Никогда не думал, что я буду белой лошадью…» - порой шепчет он в раздумье.
Елисей стал больше интересоваться живописью, особенно старыми мастерами кисти. Глядя на полотно Питера Брейгеля «Слепые», он невольно вспоминает слова Татьяны. Теперь он с удовольствием внимательно изучает картины Иеронима Босха с ужасами человеческого разврата и поисками оправдания алчных превратностей жизни.
По возвращению домой Елисей стал по-иному воспринимать выступающих с трибуны гордых, уверенных в себе политиков и приверженцев современного прогресса. В его глазах сразу всплывают проверенные временем сказочные образы. Добрые и ответственные являются очень редко, а завистливые, меркантильные, радеющие о собственном благополучии и готовые лебезить перед начальством – плодятся все больше, вылезая из липкого болота словоблудья и помпезных форумов. В глазах рябит от Соловьев-разбойников и чахнувших «над златом» успешных реформаторов. Он непременно улыбается и выключает неугомонный телевизор при виде заботливых о простых людях речей многочисленных Говорящих голов в окружении послушной публики.
Октябрь 2024 год
Свидетельство о публикации №224110400621