Жизнь советская Часть 31

Жизнь советская

Часть 31.  1980 - 1982 г.

27 мая 1980 г.
Яркий художественный образ возникает от точного знания и понимания персонажа. Но возможен другой процесс – угадывание, когда схвачены полутона и полутени, зацеплена душа за её мозоли и дан толчок размышлениям.
Вот так цыганка набором неточных туманных фраз вызывает картину расплывчатых эмоций, из которых каждый выискивает то, что ему созвучно, получает пищу для самоанализа.
Символизм, абстракции, многие условные формы искусства входят в зацепление с реальными механизмами воображения и мышления, а реальное искусство пользуется многими условными приёмами.

6 июня 1980 г.
В былые годы всё сваливали на судьбу, сейчас всё валят на гены. «Человек ещё на родился, а членство его в Союзе Композиторов уже записано в его генетическом коде».
Ха-ха. У одного код закручен так, что у него успех в нескольких сферах, а у другого везде ноль.
Сколько истинно талантливых под откос покатились – то вино, то женщины, то ещё что-нибудь, а с детства тупой Эдисон стал Эдисоном, а с детства тугодум Эйнштейн стал Эйнштейном.

Работать надо и ещё раз работать, и работать.
Сколько актёров, которым сказали, «Вам не дано», а они стали актёрами, да ещё какими. А сколько «талантливых», которые сошли со сцены.
Человек может много добиться, если не в одной, так в другой сфере.
Если человек внезапно поднялся с дивана, значит, в диване гвоздь.
Работать надо, а не бездельничать, работать, а не искать оправданий.
Хорошо бы конечно, чтобы вареник в сметане сам в рот летел, но такое может быть только у Гоголя. Его самого вареник не жаловал.

28 июля 1980 г.
Две недели был с Мишей и с Валей в Ленинграде.
Читал подряд Чехова и Шукшина. Как ни велик Чехов, но Шукшин пошел дальше – в некоторых его рассказах современнее и глубже мир и смысл бытия.
Каждый человек, который выскажет новую мысль, участник единого процесса познания природы и человека. Ничто полезное не исчезает бесследно. Талантливый человек – временное конечное звено процесса познания. Он как плодовое дерево, корни которого собирают соки и витамины с обширной территории, а оно само даёт полезные плоды для следующих поколений.

Как всегда, спорил с Майей. Не сразу догадался, но понял. Она внушала мне, что писатель – прежде всего личность и борец, а я, по-видимому, ни того, ни другого из себя не представляю. Я для неё со своим оптимальным компромиссом не борец, а приспособленец.

Пусть так. Но, если я стану борцом, что я должен сделать? Выгнать из квартиры родителей и сестру-инвалида или жену с сыном?

 Останусь-ка я лучше приспособленцем. Война, истощив себя, заканчивается перемирием. После перемирия вновь бывают сражения, а потом опять мир. Неправыми бывают то одна, то другая сторона, то обе вместе, но боёв со смертельным исходом, в таких сражениях не бывает.

Конечно, можно ринуться в партию, стать начальником, научиться давать взятки и решить проблему, но тогда с детских лет надо было меня по-другому воспитывать.
А пока я останусь таким, каков есть, и никаким другим.

Возле Медного всадника Миша обратил моё внимание на змею.
Старинная символика имеет глубокий смысл. Созидающий добро растоптал зло и заслужил памятник.
 
17 августа 1980 г.
15-го сыграли родителям золотую свадьбу.
Приехали ленинградцы и Валина мама.
Отметили скромно, но хорошо.
Прослезились.
Ничего не попишешь. Здоровье и годы на последнем излёте.

Москвичи ругают – понаехали после олимпиады.
Действительно понаехали – все хотят есть.
Чем сложней обстановка, тем радикальнее должна быть перестройка. Многие из тех, кто вел судно могут оказаться за бортом. Тем яростнее стремление сохранить всё, как есть.
Если на псарне подвывают сучки, значит, псы защищают добычу стаи.
Необходима будет хирургия – боль обезболивать болью.
Жаль тех, кому придётся заниматься этой работой – плоды достанутся другим.
Да и сама работа – выбор между конструированием и изобретательностью.
Конструирование – выбор из того, что есть, изобретательство – поиск новых путей.
При конструировании возможны уступки, при изобретательности старый путь не пригоден. Он должен быть отброшен.

16 сентября 1980 г.
Искусство не должно подпевать администрации, оно должно осмысливать жизнь. Впрочем, воспитывать и развлекать тоже.

 20 октября1980 г.
16 – 19 октября был в Ленинграде. Отмечали в Политехе пятидесятилетний юбилей нашей кафедры. Три дня пролетели как в сказке.


                1981 г.
18 января 1981 г.
На текущий год на меня в институте ложится столько работы, что даже Слава ахнул.
Как-то так получилось – почти одновременно получил авторское свидетельство о изобретении и пришло положительное решение на следующую заявку.
Было приятно.
В конце декабря ушла заявка ещё на одно изобретение. По прибору с использованием этого изобретения мне в этом году предстоит основательно потрудиться. Это самая приятная часть из огромного объема работ.

(К концу трудового стажа у меня 9 свидетельств об изобретении. В первом я соавтор, в восьми последующих – автор.
Автор тот, кто предложил идею, соавторы – участники обсуждений и развития идеи).

20 мая 1981 г.
Вот что интересно.
Работаю, как каторжник, без выходных, ни минуты свободной для отдыха и здоровья, а жизнью своей доволен.
Вокруг меня у большинства здоровье не хуже, времени не меньше и дети учатся лучше, но жизнью они не довольны, и на жизнь обижены. Чужое благосостояние злит, чужому престижу завидуют, былые принципы и ценности переоценивают – вообще чувствуют себя неуютно и скверно в этом быстро меняющемся мире. А мне бы чуть больше здоровья, немного простых продуктов без жутких очередей и тишины для раздумий, и я не променяю ни на какие блага мой каторжный труд.

23 – 25 мая 1981 г.
Был в Ленинграде.  Отмечали 20 лет окончания института.
Ощутимы потери, многие не приехали, многих не узнать – одолели подъём, перевалили вершину жизни, пошли на спуск.
Что поделать. Даже в компоте бывают косточки.

31 мая 1981 г.
Проводил Валю и Мишу. Отплыли на теплоходе «Ворошилов» в Астрахань.

14 июня 1981 г.
Понравилась работа над прощальными сценами в «Жизни без героев» - сама работа, процесс. В хорошо знакомом столько всего открылось, когда пристально вдумался.
В пятницу встречаю Валю и Мишу.


                1982 г
1 января 1982 г.
Каждое произведение, кроме занимательного повествования, должно что-то обобщать, чему-то учить, что-то раскрывать, а автор на полпути оставляет своих персонажей. Они прошли какие-то трудности, чему-то научились. Их последующая жизнь может быть по-своему интересна и поучительна, но с другими персонажами в других обстоятельствах автор сможет осмыслить иные проблемы.
Кто-то из известных сказал: написать первую книгу любой может, вторую написать значительно труднее.
Свой опыт исчерпан.  Нужно достоверно описать жизненный опыт прототипа или придуманного персонажа.

4 января 1982 г.
У отца кровоизлияние в глаз, а он у него единственный. Возил его на скорой помощи в больницу. Понадобилось оттуда позвонить – успокоить домашних и узнать, что ему помогает от давления. Я забыл номер домашнего телефона. Четко осознавал, лучше посмотреть в записной книжке, чем вспоминать и путаться.
Отец держался спокойно, но у меня создалось впечатление, что он не осознает в полной мере свое состояние. Возможно, что это лучше.

23 января 1982г.
Сегодня носился по Москве – язык на плечо – искал Мише лыжи. Свои он сломал на уроке физкультуры. Был в разных районах Москвы – лыж нет. Ладно – продукты, одежда, обувь, но – лыжи. Уж лес-то в России есть. Как ни худа экономика, но дряхлые вожди умудряются довести её до крайнего развала.
Сегодня 250 лет французскому Пушкину – Бомарше. Более двухсот лет назад он сказал о власти почти тоже самое, что думают и говорят сейчас о ней многие здравомыслящие люди.
Правители книг не читают – руки заняты, за трон держатся.

8 февраля 1982 г.
Начиная работу над «Жизнью без героев», я считал, что портреты, пейзажи, ахи и вздохи – вздор, главное показать мысли и мышление. Но, размышляя о мышлении, понял, что без эмоционального аппарата нет мышления – оно союз чувственного и логического. А чтобы чувства работали, нужны портреты, пейзажи, эмоции. От чего уходил, к тому пришёл.

20 февраля 1982 г.
Всей семьёй ездили с коллективом отдела в Ленинские Горки на экскурсию.
Трогательный мемориал и безобразное российское харчевание. Ни ребенка покормить, ни самим поесть.

24 мая 1982 г.
Наконец разродились Пленумом ЦК о продовольственной программе. Клюнул петух жаренный. Допекло дальше некуда. Посреди пятилетки перекроили, перепланировали. На словах признались во всех недостатках, а что выйдет на деле и выйдет ли?
Если верхняя пуговица застёгнута неправильно, остальные правильно не застегнёшь.

17 декабря 1982 г.
Наконец нас всех постигла долгожданная тяжелая утрата.
До этого ходил анекдот. В метро сидящий мужчина раскрывает газету, а в ней напечатан некролог. Стоящий возле него мужчина склоняется к газете. Первый снизу ему: «Да это не он». Второй: «А жаль». Снова первый: «Чего жалеть, ничего не изменится – там на трон старцев большая очередь».


Рецензии