Нестандартный герой Глава девятая

   * * *
   Только прилетели в Таджикистан, жара навалилась со страшной силой. И пока погранцы ехали к месту расположения, страдали от пыли, жажды и духоты. Когда же въехали в предгорья и стало прохладнее, чуть полегчало.
Подпрыгивая на сиденье, Яша весело заметил:
 - А здесь нормальная дорога! Даже отличная, и без трактора проедем!
Вертя головой во все стороны, он удивлённо сказал Витьку:
 - Я сначала не мог понять, чего не хватает в сельском пейзаже? Наконец дошло - стада. Мы проехали около пары сотен километров и не увидели ни одной коровы, одни бараны и верблюды. Странно.
Витёк засмеялся.
 - Яша, ты же в очень Средней Азии! Видишь же, кругом сплошь песок да камни, а коровам травка нужна. Вот в горах, где попрохладнее, там будет и травка, и коровы.
Яша рассмеялся.

 - Заметил, то-то смотрю тут одни верблюды, да и то под охраной мальчишек. Теперь понимаю поговорку: - На аллаха надейся, а верблюда привязывай. Ха-ха-ха!

   Жизнь научила Витька, что всё плохое случается именно тогда, когда ты меньше всего ждёшь этого. Вроде бы всё наладилось, устоялось, а тут вновь крутые перемены... И почему-то теперь всё из-за Яши, хотя обычно влипал в неприятности именно он, Витёк, но не в этот раз. Ну так связала судьба их двоих, накрепко связала и ведь никуда от неё не денешься! Ничего, переживём!

    * * * 
 - ваньшань хао! (добрый вечер - китайский) - поздоровался с встречавшим их сержантом Яша, молодцевато спрыгнув с машины.
Сержант с недобрым интересом поглядел на него.
 - Шо, с китайской границы что ли? - ухмыльнулся сержант. - Знаем-знаем, видали таких: пару слов выучил, глаза прищурил - так уже китаец? Звиняй хлопец, фаршмак и мацу не обещаю, а вот
бейца (яйца - идиш) свои тут прожаришь!

Яша небрежно отмахнулся:
 - Ой, не расчёсывайте мне нервы… ну зачем вы травите мою слабую еврейскую душу?
Сержант хохотнул.
 - Гляди ты, нервный какой. У  тебя есть денег, щобы так себя вести, как на Привозе?
Яша рассмеялся.
 - Ну, что ви развели кипеж на ровном месте. Я вам скажу, ви мне крепко нравитесь, сержант,
Я встретил приличного человека в первый день, а ещё я не собираюсь создавать вам проблем. Мамой клянусь, никакого гвалту, всё будет в лучшем виде.
Сержант на глазах подобрел.
 - Ну так это другой разговор! молодой человек, скажите зачем ви пришли или мне – сержанту Шматко с Житомира, надо будет спрашивать? Ой,таки вам верно нужен капитан Суворов? и я скажу вам где капитан– он таки наводит шухер на плацу!

   Замкомвзвода, сверхсрочник, сверчок по-армейски, а теперь контрактник, сержант
Василь Шматко, оглядев пополнение, хмуро сообщил:
 - А у нас вчера землетрясение было!
   — Ну и как? - заинтересовался Витёк.
 - Потрясающе. - ехидно сказал Шутько. Рожа Сержанта стала такой сладкой, что с ней можно было пить чай впрриглядку.
 - И вы тут мятые и пыльные, словно после него из завалов вылезли. Как же так?
Он тут же включил придиру-сержанта и рявкнул:
 - Это что за неподобающий вид, охламоны?! 
Шматко взревел пароходным гудком:
 - Разве так должны выглядеть пограничники? Вы должны быть примером для других, отличниками боевой и политической подготовки?!Ведь пограничные войска - это щит нашей Родины, а все остальные войска - это шурупы в этом щите! Уяснили?! Чтобы через час переоделись в "авганку" и привели себя в должный вид, а сейчас марш в казарму! Выпа-алнять!

   Яша пожирал глазами начальство, словно канибал с южных островов пухленького европейца. Выслушав сержанта, он грустно шепнул Витьку:
 - Братишка, я  таки предвижу вселенский шухер в этой богадельне, отчего все мы будем иметь бледный вид.

     * * * 
   Через час пополнение в новой необмятой форме стояло перед начальством. Яша, уныло оглядывая себя, спросил:
 - А другого размера нет? Я же в ней как пугало огородное, 
Шматко покровительственно похлопал его по плечу.
 - Ничего-ничего, солдат своим видом должен вызывать чувство страха и паники у противника!
Он решительно продолжил.
 - Вы здесь на боевом задании, здесь государственная граница, а не курорт с милыми девочками. Вместо них тут душманы (враги - перевод с пушту)и моджахеды (фанатики), то есть бандиты
и враги. Тут ты убьёшь или же тебя убьют, но, как говорится: - "Лучше мы вас, чем вы нас". И есть только два плеча, на которые ты можешь опереться и эти плечи - твои собственные. В бою же кто – кого, промедлишь, так убьют тебя, враг будет убивать чтобы выжить, так и тыне сомневайся,
не успеешь, так умрёшь сам!

Он ещё раз оглядел строй.
 - врачей тут нет, нянек - сопли подтирать  нет и даже таблеток успокоительных нет. Можешь испачкать штаны и обмочится, звать маму, лить слёзы и сопли, главное, чтоб ты выполнил боевую задачу.

Сержант мрачно  оглядел строй.
 - Это ничего, человек такая скотина, что привыкает ко всему, привыкнете и вы. Эдак,  если авганцы скоро не успокоятся,  то  можно  и вправду на «звёздочку» настрелять, имейте это ввиду. Время нынче такое, всё через одно место решается: и поощрение и наказание! Тьфу, блин!

   Сержант замолчал, а  Яша неожиданно отрапортовал:
 - Товарищ сержант, ваше приказание выполнено!
 - Но я ничего не приказывал. - удивился Шматко.
 - Так я ничего и не делал…
Среди стоявших в строю пограничников послышались смешки. Сержант нахмурился.
 - А ты, Гольдман, всё шутки шутишь.
Яша улыбнулся.
 - Так ведь устал так просто жить, скучно.
Шматко не поддержал его шутливого тона.
 - Сдохнешь, будет весело. Кто вам сказал, что с вами будут воевать честно? Запомните, это война, а на войне есть только победитель и проигравший, а всё остальное - чушь!
Яша отмахнулся.
 - Десант не отступает, десант передислоцируется! Неважно, в ад или рай, правда, в раю получше условия, зато в аду - кампания хорошая! И вообще, если я умру завтра, то пусть мои враги умрут сегодня!
Сержант поморщился.
 - Вот скажешь ты этакое, а после думай - толи я тупой, толи ты, Гольдман, шибко умный. На всё
у тебя ответ готов, - усмехнулся он. - Даже не интересно тебя ругать.

      * * *
Потянулись солдатские будни в условиях приближённых к боевым: днём и ночью, в жару и холод. Каждый день пограничники были заняты стрельбами, тренировками,марш-бросками, отработкой боевых навыков. Постепенно все втянулись, даже заскучали.

   Как-то сержант Шматко, объясняя особенности штурма здания, где укрылся  противник, сказал:
 - Солдатская мудрость гласит: -  В помещение Заходить надо всегда вдвоём, сначала граната, а уж потом ты! Запомнили?
В этот момент Яша, вертя в одной руке кольцо от гранаты, которую он крепко зажал в другой, дурачась, воскликнул:
- Какое красивое колечко, и так симпатично смотрится на пальце…
Побелевший сержант отшатнулся и севшим голосом просипел:
  — Придурок, брось сейчас же гранату!
Граната не воробей, вылетит — не поймаешь! - сказал Яша, хладнокровно вставляя усики кольца обратно. - Зачем же бросать, она нам ещё пригодится!
Шматко лишь выругался и сплюнул.
 - Вот (Дрэк! - дерьмо (идиш) Слухай, Гольдман, я имею тебе кое-что сказать…швицер ты! (хвастун, выпендрежник (идиш)) Дебил ты и шутки у тебя дебильные! А ну-ка отжался двадцать раз!
а может попробуешь на одной руке отжаться? Пробовал так отжиматься? Спина-то не хрустела?
Яша вздохнул и начал отжиматься.
 - Пробовал, товарищ сержант, только нос хрустит!
Шматко развеселился.
 - А ты, Гольдман, попробуй не только носом упираться? Может поможет? Ха-ха-ха!


   * * *
   Быстро восстановив свою физическую форму, которую он слегка подрастерял за время спокойной службы на китайской границе, Виктор пришёл к выводу, что довольно плохо владеет оружием, а ведь он числится снайпером, как не смешно это звучит, а тут граница и вполне возможны боевые столкновения. Стрелял он на слух по неподвижно стоящей или медленно идущей цели из винтовки неплохо, промахов было мало, но хотелось бы лучше. А вот по быстро движущейся цели половина пуль, улетала в молоко. И ещё хотелось освоить что-то новое, например, пулемёт. С этим он и обратился к Яше.

 - Ну, твоя психология точно изменилась, кашерно начал мыслить! - усмехнулся друг.
 - С кем поведёшься... - подколол его Витёк.
Начальство инициативу одобрило и теперь они часами зависали на стрельбище, до автоматизма отрабатывая тактику скрытного передвижения и снайперские приёмы. Средняя Азия ассоциировалась теперь у Витька не с ароматными дынями, сочными персиками и зелёным чаем, а с выматывающими марш-бросками, ползаньем по обжигающим камням, жаждой  да ещё
с запахом сгоревшего пороха.

 - Яша, - обратился к другу Витёк, когда они, усталые и вымотанные, возвращались с полигона. - Как ты думаешь, могут на заставу напасть? Что-то у меня на душе неспокойно.
 - Не смешите мои тапочки, они и так дырявые. – рассмеялся Гольдман. - Я таки сомневаюсь, что эти босяки устроят здесь громкий шухер. И не делайте мне нервы, у меня есть это кому за вас сделать!
Однако, как показали последующие события, Яша был не прав.

    * * *
   Уже в сумерках, зайдя на территорию заставы и проходя мимо солдата, усиленно подметающего плац, Гольдман поинтересовался: :
 - Что тут за кипеж?  Генерал что ли приезжает?
Тот хмуро буркнул:
 - Угадал, сейчас позвонили из штаба, вот-вот приедет, плюс сопровождение.
Яша тут же подхватился.
 - Ох, не могу стоять, когда другие работают, пойду-ка полежу. - и он, схватив Витька  и перехватив поудобнее оружие, заспешил к казарме, на ходу говоря:
 - Я дико извиняюсь, но зачем эти сюрпризы? Таки я не уверен, что генерал  будет рад нам. Умный человек должен предвидеть и избегать подобных ситуаций, и потому будет лучше, если  мы - отдельно, а начальство- отдельно!

Но от судьбы не уйдёшь, и потому было и поспешное построение на плацу, и придирчивый осмотр начальством помещений, и запоздалый, по такому случаю, ужин. А под утро застава была поднята по тревоге. Случилось то, что трудно было вообразить - вначале был получен сигнал
о нарушение границы, а затем нападение на саму заставу.

   со звоном брызнули стекла  в окнах,  и  автоматные очереди  вспороли кустарник у казармы. Пули свистели буквально везде: вжикая над головой,  вспарывая землю, выстригая траву, прошивая доски забора.

Яша попробовал выглянуть, но тут  же спрятал голову.
 - Ну, мы тоже не лыком шиты. - пробормотал  он, выцеливая бегущих к зданию и орущих что-то непонятное бандитов. - От пули не уйдёшь,  только  зря  вспотеешь!
   Короткая очередь, и два тёмных силуэта рухнули на землю как подкошенные.

Он стер грязной рукой пыль с лица, размазал её по щекам и обернулся к Витьку.
 - Хана! Сейчас гранаты начнут бросать!   
 - Так может мы первыми? - предложил тот. - У меня есть несколько штук.
 - Давай. - согласился Яша, и Витёк тотчас перекинул за забор гранату. Оглушительно бабахнуло — кто-то  из штурмующих  взвыл дурным голосом. Стрельба на мгновение утихла. Тут с  чердака казармы врезал пулемет, и отброшенные пулеметным огнем, нападающие оттянулись на прежние позиции.
   С той стороны щёлкнул одиночный выстрел, и от прожектора на столбе, до этого заливавшего подступы ярким светом,   полетели осколки. Друзья метнулись за угол, под  прикрытие здания штаба, там залегли, приготовившись к стрельбе. 

   Предрассветная мгла наполнилась вспышками автоматных очередей и грохотом гранатных разрывов. Отброшенные от зданий, нападавшие оттянулись в сад и залегли в густой траве.

   Яша, разглядев в дальних кустах фигуру с трубой гранатомёта, выругался. 
 - Эх, сейчас из   граника   [Сленговое   название   ручного противотанкового гранатомета.] долбанёт!
Он перечеркнул фигуру душмана длинной очередью, но тот, привычным жестом вскинув трубу гранатомёта  на плечо, всё же успел выстрелить.

   Граната с шипением влетела в окно штаба, раздался оглушительный грохот. Мощный взрыв вынес на улицу оконную раму заодно со всяким мусором. и Тут прямо на них выскочил начальник заставы капитан Суворов и приехавший накануне генерал и два полковника с сопровождающим лейтенантом. В облаке поднявшейся пыли они рухнули рядом.

 - Доложите обстановку! - схватил  генерал за  рукав  капитана. - Откуда взялись эти бандиты?
 - С той стороны. - ошарашенно  проговорил  тот.  С дальними постами связи нет, а у нас уже десять  убитых и шестеро раненых. Бандитов же несколько десятков, они хорошо вооружены, думаю, нам одним не справится. 
 - Однако! —  генерал  покачал  головой. — У  них  там  что —  совсем крышу снесло, на заставу нападать? Да… не один  ли  хрен? Не хочу отсиживаться!Автомат дайте!  И гранату.
   — Товарищ генерал-майор! — возник сбоку от начальства полковник. - Не стоит рисковать! Давайте в наш БТР!
Генерал отмахнулся.
 - Звони лучше, вызывай помощь.
 - Так я позвонил уже…
 - Правильно сделал! генерал развернулся к собеседнику. - Блин, пить хочу…
 - А у меня есть! - Полковник протянул ему флягу. - Правда, тёплая.

   Неподалеку  взревел дизель, и внезапно, проламывая доски  забора,  выкатился Бронетранспортер. Он, скрипнув  тормозами, остановился, и тонкий  ствол засверкал вспышками. Словно вихрь пронесся по дальним кустам.

   Бандиты дрогнули, разбежались, как тараканы от брошенного в них тапка. Прыгали через заборы, толкаясь, прятались в кустах Однако, они очень быстро пришли в себя и ударили из всех стволов, в том числе из гранатомётов. В борт боевой машины воткнулись сразу две гранаты. БТР тотчас вспыхнул и густо зачадил.


Рецензии