Из афоризмов Гельвеция
1. Все мысли стараются вырваться на свободу.
2. Прекрасно в мысли лишь редкое.
3. Чтобы мысли были прекрасны, они не должны быть растворены в большом количестве слов.
4. Наши чувства могут нас сильно обманывать в том, что касается сущности вещей, но не в том, что касается их отношений.
5. Пусть мои стихи будут обременены мыслью.
6. Никто не знает. Родилась душа до или после тела.
7. Нередко опровергают истину при помощи её [ложного] изображения.
8. За неимением довода приводят цитату.
9. Есть благородная гордость, которая проистекает от величия души, от сознания своей независимости. И есть мужество, позволяющее открыто говорить то, что есть, когда известно, что это уязвляет великих мира сего. Чтобы создать возвышенное, нужно благородное сознание.
10. Сочинения созданы лишь для умных людей, способных извлекать из них пользу. Глупцы читают без пользы книги, в которых заключён глубочайший смысл.
11. Пылкие наслаждения усыпляются браком...
12. Любовь ненасытна в наслаждениях, и её желания занимают место сил.
13. Мнение. Часто их изменения, которые выглядят как результат размышлений, на самом деле обусловлены тем, что состояние духа с течением времени меняется.
14. Слава поэтов - это памятник, который не могут поколебать железные пальцы времени.
15. Порок. Перечисляя примеры порока, развратитель представляет молодёжи оправдание её пороков.
16. Глупая шутка омрачает заслугу.
17. Не доверяйте человеку, который по всякому поводу будет ссылаться на разум и здравый смысл. Поверьте, что обычно - это недалёкий человек.
18. Добродетель слишком презирает богатства, чтобы ими владеть.
19. Лишь мелкие умы бояться смелости в произведениях ума.
20. Розы никогда не бывают так прекрасны, как в то время, когда они раскрываются в лучах солнца. а красавицы - в лучах любви.
21. Переводы. Чтобы хорошо перевести сочинение, нужно во второй раз дать ему жизнь - на своём языке. Достаточно, чтобы в портрете была видимость подобия. нужно переводить не слово в слово, а передавать красоту красотой.
22. Бесприютная бедность презирается больше, чем преступления богатства.
23. Закон делает виновных, а удача - невиновных.
24. Счастливый пьяный осмеливается на всё надеяться.
25. Стихи нередко подобны цветам, из которых улетучивается аромат из-за слишком частого прикосновения к ним, или женщине, которая теряет сияние роз на своём лице из-за того, что натирает его, чтобы придать себе более живые краски.
26. Лишь в восторгах любви ощущают счастье существования и, прижимая губы к губам, обмениваются душами.
27. Заря тирании никогда не предвещает убийств.
28. Законы. Действительно смешно, когда в стране вводят такое множество законов, что граждане не в состоянии их знать. Есть ли большее доказательство глупости законодателей?
29. Поэты подобны богам. которые живут дымом фимиама, и, так же, как создания бессмертных, их произведения не боятся косы времени.
30. В поэзии нужно оживлять каждый стих и убирать всё, что не создаёт красоты.
31. Окружённый карликами более высокий карлик считает себя гигантом, которого видно отовсюду.
32. Вы читали много, но не вчитывались как следует.
33. Оставьте поэзию, если вы высказываете истины не в образной форме.
34. Можно сказать, что имеется большое сходство в энтузиазме между поэтами и пророками, и что поэтов называют пророками так же, как пророков -поэтами.
35. Во многих сочинениях трава заглушает цветы.
36. Каждая красавица обладает своей красотой, а каждая красота порождает желания.
37. В наших чувствах находятся матрицы наших идей.
Из «Мыслей и размышлений» Гельвеция периода зрелости (опубликованы в 1795 г.)
III. Те, кто привык спорить в общественных местах, должны скорее обладать искусством выражать мысли, чем способом находить истину.
IV. Редко министры, обладающие умом, выбирают выдающихся людей для занятий должностей: они считают их слишком непокорными и недостаточно ревностными почитателями.
V. Только опрометчивый человек рискует проявлять ум перед людьми, которых он не знает.
VIII. Было бы легко написать книгу, доказывающую, что общество людей, которые поступают соответственно евангелию, не могло бы существовать.
XVIII. Справедливость – это соответствие действий частных лиц общественному благу.
XXV. Великие люди – это те, кто изобретает и делает то, что кажется другим невозможным. Но для этого нужно, чтобы счастливый случай ставил людей на такое место, где они могли бы осуществлять то, что ими задумано; в противном случае их обычно считают мечтателями.
XXVII. Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать.
L. Тот, кто постоянно сдерживает себя, всегда несчастен из страха быть несчастным иногда.
CIII. …соревнование и желание отличиться – дрожжи, вызывающие брожение различных талантов.
CXL. …нередко лишь один-единственный человек по своей прихоти управляет этой преисполненной важности толпой, которую называют сенатом.
CXLII. Закон призван охранять равенство. Обратитесь к истокам привилегий, и окажется, что все они основаны либо на предрассудках, либо на несправедливости. Те привилегии, которые в силу случайных обстоятельств были пожалованы как награды, обусловлены недальновидностью и недостаточной чувствительностью к счастью других, ибо нет ни одной привилегии, которая не причиняла бы вред кому-либо. Несправедливо покровительствовать одной части нации за счёт остальных, но всякое покровительство именно таково.
CXLVI. …зло всегда следует причинять только тем, кто причиняет его сам…
Я мало верю в добродетели, которых никогда никто не ощущал и которые вообще неощутимы. Когда я вижу страдающего человека, я чувствую сострадание к нему; когда я могу сделать ему добро, я чувствую , как моё сердце волнуется и хочет ему это сделать; но нация для меня – духовное существо, которое не воздействует на меня и ничего не говорит ни моему сердцу, ни моим чувствам. Я ограничиваюсь тем, что не делаю зла, потому что делать зло претит моей душе.
CLIX. … Что касается права на завоевание, то мне оно не известно, разве что оно ограничивается отпором беззаконному агрессору и лишением его возможности нам вредить, не переходя границ.
Из книги «Истинный смысл системы природы» (1770)
- Воры - это часто те, которых общество лишило средств к существованию.
- ...страдание есть необходимый спутник всякого излишества.
(Глава XII.«Рассмотрение мнения. утверждающего опасность системы фатализма»)
- Душа шаг за шагом следует за различными движениями тела. Она рождается вместе с ним; она слаба в детстве; она делит с телом страдания и удовольствия, она здорова или больна вместе с ним... Однако её сочли бессмертной.
- Человек, не ожидающий другой жизни, больше заинтересован в продлении своего существования и в том, чтобы в этой, единственно известной ему, жизни стать дорогим для своих близких.
(Глава XIII.«О бессмертии души, о вере в загробную жизнь, о страхе смерти»)
Источник:
Гельвеций К.-А. Счастье [сборник]. - М.: Советская Россия, 1987.
Свидетельство о публикации №224110501228