Разворот от границы России
Из Сети.
"Истребители подняли в воздух из-за американских стратегических
бомбардировщиков, которые приближались к границе России над
акваторией Баренцева моря. Об этом 21 июля 2024 года сообщило Минобороны РФ.
По данным военного ведомства, групповую цель у границы
обнаружили средства контроля воздушного пространства. В воздух
подняли истребители МиГ-29 и МиГ-31 из состава дежурных сил.
Истребители идентифицировали пару стратегических
бомбардировщиков В-52Н ВВС США, которые при их приближении
выполнили разворот от границы России.
Российские самолеты благополучно вернулись на аэродромы
базирования".https://www.fontanka.ru/.
...Други!
В нашей Арктике снова становится горячо!
В 1941-м немецкие эскадрильи бодили Мурманск."Ранним утром 22 июня 1941 года на Мурманск упали первые немецкие бомбы. Одновременно авианалету подверглась главная военно-морская база Северного флота — Полярный. Бомбили промышленные объекты и жилые кварталы, погранзаставы и воинские части. Вскоре самолеты улетели — погода в тот день была пасмурная, шел небольшой дождь. Так началась война в Заполярье, к которой нацисты начали готовиться после оккупации Норвегии. Мурманская операция была частью плана «Барбаросса» по захвату европейской части СССР".https://lenta.ru/
...Увы,коварный враг, судя по всему, решил повторить то не слишком давнее нападение на Россию.Но гибель натовских самолетов наверняка обеспечена, ибо сегодня в полярном небе дежурят ассы, готовые повторить подвиги советских "соколов Сталина" в Великой Отечественной войне.
В.Н.
******
1.Борис Сафонов – прирожденный ас ВВС Северного флота
26 августа 1915 года родился знаменитый летчик Борис Сафонов, ставший первым дважды Героем Советского Союза в годы Великой Отечественной войны
В списке самых результативных советских летчиков-асов, одержавших в годы войны 20 и более личных побед, числится 177 человек. 150 место в этом перечне
занимает гвардии подполковник, командир 2-го гвардейского смешанного Краснознаменного полка ВВС Северного флота Борис Сафонов. Если бы судьба уберегла
его в воздушном бою 30 мая 1942 года, то, возможно, именно этот пилот занимал бы одно из первых мест среди самых результативных советских истребителей:
всего за неполный год войны он сумел одержать как минимум 20 личных побед и 5 групповых! И стал первым среди наших летчиков, которые за свои боевые
достижения в годы Великой Отечественной войны были дважды удостоены звания Героя Советского Союза.
Герой Советского Союза командир 4-й авиаэскадрильи 72-го смешанного авиационного полка Северного флота капитан Борис
Сафонов (крайний справа) с группой британских летчиков из 151-го авиакрыла. На заднем плане справа — британский истребитель
«Харрикейн», которые после отлета из СССР британские летчики оставят советским пилотам
Многие командиры, под началом которых служил этот выдающийся летчик, отмечали его удивительные способности и нередко называли его «природным асом». А
сослуживцы и подчиненные видели в нем прежде всего отличного товарища и внимательного командира, умеющего научить всем премудростям воздушного боя.
Но в историю советской авиации он вошел прежде всего как выдающийся летчик, вызывавший уважение у товарищей по оружию и страх у противника. «Ахтунг,
ахтунг! В воздухе Сафонов!» – такое предупреждение в первый год войны нередко звучало в эфире для немецких летчиков, воевавших в Заполярье, и оно никогда
не бывало бесполезным.
Дорога в небо
Для уроженца тульской деревни Синявино (нынешний город Плавск) Бориса Сафонова дорога к облакам началась в 1931 году, когда он 16-летним учеником
железнодорожной школы фабрично-заводского ученичества пришел в планерную секцию Тульского аэроклуба «Добролет». Природный левша, вынужденный
переучиваться на правшу, Боря превратил это в залог постоянного саморазвития. И никто из его товарищей-планеристов не удивился, когда через год Сафонова как
самого выдающегося пилота планерного кружка зачислили в число курсантов, обучавшихся полетам на биплане У-2.
Командир 4-й истребительной эскадрильи 72-го смешанного авиационного
полка ВМФ РККА капитан Борис Сафонов у истребителя И-16 (бортовой
номер 11, летчик — старший лейтенант Александр Коваленко) на
аэродроме Ваенга, 6 июля 1941 года
Природная склонность к управлению самолетами, которую демонстрировал вчерашний планерист, скорее всего, и обратила на него внимание инструктора
Тульского аэроклуба «Добролет», выдающейся летчицы Валентины Гризодубовой (через шесть лет она станет первой женщиной, удостоенной звания Героя
Советского Союза именно за летные достижения). Под руководством такого учителя Борис Сафонов делал невероятные успехи и всего за год стал одним из лучших
пилотов клуба. Так что, когда в августе 1933 года ему пришло время уходить в армию, никто не сомневался, что он продолжит свою дорогу в небо.
Так и случилось: юношу, продемонстрировавшего выдающиеся пилотские способности, отправили учиться в 1-ю военную школу летчиков имени Александра
Мясникова, располагавшуюся в крымском поселке Кача. Это стало еще одной удачей, сопутствовавшей Сафонову. Качинская авиашкола была одной из старейших в
России, ведущей свою историю с 24 ноября 1910 года, и в ней работали действительно выдающие преподаватели. Но даже они удивлялись успехам молодого
курсанта, который демонстрировал уникальные способности летчика. В ноябре 1934 года Борис Сафонов окончил учебу с высшими оценками по всем предметам,
но особенно были отмечены в выпускной характеристике быстрая и точная сообразительность, свободное ориентирование в полете, умение держать под
контролем обстановку вокруг самолета, а также «склонность к ухарству в полете». Под последним имелось в виду стремление курсанта освоить не только положенные по программе фигуры пилотажа, но и более сложные: Сафонов знал, что только владение самолетом на уровне владения собственным телом позволит
ему стать настоящим летчиком-истребителем.
Фотокорреспондент Евгений Халдей делает снимок командира 4-й авиаэскадрильи 72-го смешанного авиационного полка Северного
флота капитан Бориса Сафонова на фоне истребителя И-16 старшего лейтенанта Александра Коваленко, 6 июля 1941 года
Учитель и ученик
Впрочем, одним самолетом дело не ограничивалось: молодой летчик, получивший назначение в Белорусский военный округ, в 7-ю отдельную авиаэскадрилью
имени Дзержинского (вскоре переименованную в 106-ю авиационную эскадрилью 40-й авиационной бригады), тратил все свое свободное время на
самообразование. Причем занимался Борис Сафонов не только специальными предметами, но и сугубо общеобразовательными, прежде всего физикой, историей и
литературой. Крестьянский сын, он изо всех сил стремился использовать любую выпавшую ему возможность стать по-настоящему образованным и всесторонне
развитым человеком — и успешно шел в этом направлении.
Настойчивость молодого летчика обратила на себя внимание сначала его непосредственного командира Ивана Якубовича, а вскоре и командира авиабригады
Якова Смушкевича — одного из самых известных советских военных летчиков предвоенной поры, участника Гражданской войны в Испании. Выдающийся командир
разглядел такую же командирскую жилку и в молодом Борисе Сафонове. А тот в свою очередь сумел перенять у комбрига его умение строить отношения с
подчиненными и учить их на личном примере, добиваясь уважения и веры в командира.
Но, чтобы учить чему-то других, нужно прежде всего научиться этому самому, и потому молодой летчик постоянно совершенствуется в технике пилотирования и
воздушной стрельбе. За пять лет службы в Белоруссии он не только дорос до звания старшего лейтенанта, но и стал одним из лучших летчиков своей эскадрильи,
если не всей бригады, и заслуженно пользовался репутацией пилота-снайпера. Впрочем, в этом не было ничего удивительного: еще в Туле Сафонов удивлял своих
товарищей по кружку ОСОАВИАХИМа меткой стрельбой из винтовки и револьвера, причем из последнего он одинаково метко стрелял обеими руками.
Все это помогло старшему лейтенанту Сафонову добиться удовлетворения его рапорта, в котором он в конце 1939 года просил включить его в состав эскадрильи,
направлявшейся для дальнейшей службы на Северный флот. По приказу наркома обороны, для включения в состав формируемого 72-го смешанного авиаполка
Северного флота отряжалась вторая эскадрилья, а Сафонов служил в четвертой, но опытного и умелого пилота решено было отправить на Север. Там его умение
отлично ориентироваться в любой обстановке и пилотировать самолет в любых, даже самых сложных, метеоусловиях играло особую роль. Заполярье — непростой
для летчиков регион, у совершившего ошибку пилота мало шансов пойти на вынужденную посадку среди покрытых валунами северных сопок, и молодой авиации
североморцев требовались летчики, способные научиться уверенно летать в таких условиях и, что еще важнее, – научить этому других.
Самый северный ас
Североморская истребительная авиация и стала тем самым местом, где многочисленные таланты Бориса Софонова, которыми его одарила жизнь и которые он
сумел развить неустанным самообразованием, раскрылись в полной мере. Свой первый боевой опыт старший лейтенант Сафонов, командир звена в
истребительной эскадрилье, летавшей на бипланах И-15, получил во время Зимней войны с Финляндией. И хотя в основном ему и его товарищам-истребителям
пришлось вести разведку с воздуха, так и не вступив ни в один воздушный бой, даже это Сафонов сумел обратить себе на пользу: изучил местность, над которой
ему пришлось летать, буквально до каждого камня.
Свой личный боевой счет командир четвертой истребительной эскадрильи 72-го авиаполка Северного флота старший лейтенант Сафонов открыл на третий день
войны, 24 июня 1941 года, сбив одиночный He-111. А дальше победы следовали одна за другой, и это не было следствием везения, привычного для молодого
летчика. Это было результатом отличного владения самолетом и уверенной тактики, которую Сафонов разработал сам и корректировал по итогам каждого
воздушного боя. В частности, он быстро понял, что атаковать фашистские бомбардировщики издалека не имеет смысла, поскольку огонь рассеивается и слабеет, а
начинать бой с атаки на пилота бессмысленно, поскольку он начинает активно маневрировать, не давая открыть прицельный огонь. Поэтому старший лейтенант
Сафонов занимал позицию в «мертвой зоне» за немецкими бомбардировщиками, где его не могли достать воздушные стрелки, подбирался на расстояние не
больше сотни метров и старался первой же очередью уничтожить стрелка. После этого он спокойно расстреливал лишенный защиты самолет противника из задней полусферы.
Отработав эту тактику, Борис Сафонов начал учить ей летчиков своей эскадрильи. И очень скоро она стала одной из самых результативных на советско-германском
фронте. А самым результативным ее пилотом был комэск Сафонов: к концу первого военного лета он в 32 воздушных боях одержал 11 личных побед и успел
заслужить два ордена Боевого Красного Знамени. Наконец, 16 сентября 1941 года капитан Борис Сафонов был удостоен своего первого звания Героя Советского
Союза.
К весне 1942 года Борис Сафонов уже стал подполковником и опытным командиром, в подчинении у которого находились уже десятки опытных пилотов. С 14
октября 1941 года он стал командиром вновь сформированного 78-го авиаполка. Он лично подбирал наиболее перспективных летчиков, которые быстро освоили
доставшиеся Северному флоту по наследству от английских летчиков самолеты Hawker Hurricane. А 20 марта 1942 года подполковник Сафонов вернулся в свой
родной 72-й смешанный авиаполк, в котором он не так давно начинал службу в Заполярье. К этому времени полк уже стал не только гвардейским, но и
Краснознаменным, и для Бориса Сафонова было особой честью принять под командование столь прославленную часть.
Первый дважды Герой
Увы, ненадолго. 30 мая 1942 года во время воздушного боя, отгоняя немецкие бомбардировщики от каравана PQ-16, подполковник Сафонов погиб. Обстоятельства
его гибели точно неизвестны до сих пор: из радиопереговоров следует, что летчик успел сбить три вражеских самолета, после чего сообщил о проблемах с
двигателем. А потом моряки конвоя видели, как истребитель Сафонова Curtiss P-40 Kittyhawk буквально врезался в воду и мгновенно затонул. А за несколько дней
до этого, 27 мая 1942 года, пилота-аса представили к награждению медалью «Золотая Звезда» во второй раз. Но Борис Сафонов так и не успел об этом узнать. 14
июня звание Героя Советского Союза было ему присвоено посмертно, и он стал первым в истории Великой Отечественной войны дважды Героем Советского Союза.
Обложка: Командир 78-го истребительного авиационного полка майор Борис Сафонов на крыле британского истребителя Hawker Hurricane из состава 151-го авиакрыла Королевских ВВС, переданного
советским летчикам осенью 1941 года.
http://airaces.narod.ru
************
2 "Ахтунг, ахтунг! В небе Сафон!"
«Своими подвигами
он прославил не только
авиацию Северного флота,
но и всех наших морских
летчиков. Главная же его
заслуга в том, что он успел
подготовить и воспитать
большое число своих
преемников - сафоновцев,
которые продолжают его
героические дела».
А. Г. Головко
Имя легендарного морского летчика
Бориса Сафонова на Кольской земле,
знакомо, пожалуй, каждому. Оно
увековечено в названиях населенных
пунктов, улиц, кораблей, школ. Образ
прославленного аса высечен в камне, отлит
в металле.
Борис Сафонов лучший советский
первого периода Великой Отечественной
Войны, первый из тех, кому за военные
\подвиги дважды было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился Борис Феоктистович 26
августа 1915 года в селе Синявино Тульской
губернии. Его отец Феоктист Дмитриевич
Сафонов умер в 1918 году от ран,
полученных в сражениях Первой мировой
войны. Оставшись вдовой, мать Фекла
Терентьевна вторично вышла замуж за
учителя Сергея Васильевича Ступина, и в
январе 1923 года у Бориса появился
младший брат Евгений.
После окончания с отличием
семилетней школы Борис, поступил в
Тульскую железнодорожную школу
фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). И,
наверное, он стал бы железнодорожником,
если бы комсомол не объявил на своем IX
съезде о шефстве над Военно-Воздушными
Силами. Борис стал одним из тысяч
комсомольцев, устремившихся в небо. Он
становится членом кружка планеристов,
организованном при Тульском аэроклубе.
Именно в этот период у него формируются
необходимые для пилота качества -
самостоятельность, уверенность в своих
силах, выдержка и дисциплинированность.
В 1932 году, благополучно пройдя
медицинскую комиссию, которой он
побаивался, поскольку был левшой,
Сафонов становится учеником летчика в
том же Тульском аэроклубе. Он попал в
группу инструктора Валентины Степановны
Гризодубовой, ставшей впоследствии
Героем Советского Союза и вписавшей
немало славных страниц в историю
советской авиации. Одним из первых в
группе Борис Сафонов вылетел
самостоятельно, и на разборе полета,
удостоился похвалы инструктора.
Валентина Степановна заметила в
начинающем летчике то, что называется
талантом.
В августе 1933 года после окончания
аэроклуба, Бориса Сафонова направили в
старейшую военную школу пилотов,
находившуюся в городе Каче близ города
Севастополя.
В конце ноября 1934 года, в
девятнадцать лет, Борис Сафонов стал
летчиком-истребителем. По технике
пилотирования, воздушной стрельбе и
знанию материальной части Сафонов
получил высшую оценку. Кроме того, в
характеристике было отмечено, что он
обладает быстрой реакцией в воздухе,
находчив, сообразителен и в достаточной
степени инициативен. Несколько слов из
этой характеристики передают всю
сущность летного характера Сафонова:
«Любит воздушный бой».
Сафонов был направлен в
авиабригаду, дислоцированную в
Белорусском военном округе.
Чаще всего Бориса можно было
застать в библиотеке воинской части. Весь
свой досуг он отдавал самообразованию.
Круг его интересов включал как
специальные дисциплины - аэродинамику,
теорию пилотажа, штурманское дело, так и
общеобразовательные - физику,
литературу, историю…
Стремление улучшить качество
пилотирования самолётов и меткость
стрельбы, размышления над тактикой
действий истребителей
позволили Сафонову ещё перед войной
выработать основные правила воздушного
боя. Во время воздушных стрельб среди
летчиков развернулось негласное
соревнование - кто первым поразит «конус»
(воздушную буксируемую цель). Каждый
старался отыскать что-то свое, наиболее
эффективное. Сафонов нашёл свой метод,
который переняли все летчики эскадрильи.
Впоследствии этот метод отлично
зарекомендовал себя во время войны.
В Белоруссии Сафонов женился на
Евгении, выпускнице Витебского
мединститута. У них родился сын Игорь.
В конце ноября 1939 года начались
боевые действия на границах СССР и
Финляндии. Летчикам соединения, в
котором служил Сафонов, стало известно,
что одну из эскадрилий истребителей
отправят на Север. Борис Сафонов
немедленно подает рапорт на имя
военкома с просьбой направить его на
Север. Эта просьба была удовлетворена.
В декабре 1939 года Сафонов прибыл на Север в
поселок Ваенга (сейчас это город Североморск). Жена
уехала вместе с ним, а сын остался с бабушкой и
дедушкой. Молодой лейтенант Сафонов был назначен на
должность командира звена1-й истребительной
эскадрильи недавно
сформированного 72-го смешанного
авиационного полка Военно-воздушных сил
Северного флота. Эскадрилья принимала
активное участие в боевых действиях
на Петсамском направлении, совершая налёты на
вражеские объекты в ходе Советско-финской
войны 1939-1940 годов. В основном боевые
вылеты носили характер воздушной разведки в
связи; с практически полным отсутствием
финских Военно-воздушных сил и войск
противовоздушной обороны в данном регионе.
Великую Отечественную войну Борис
Сафонов начал на истребителе И-16.
Первый боевой вылет он совершил 22
июня 1941 года над полуостровом
Рыбачьим. Вместе с Василием
Воловиковым он атаковал
бомбардировщик Не-111 ("Хейнкель").
Лётчики вели огонь до полного
израсходования боекомплекта, однако
задымившему немецкому самолёту удалось
скрыться в облаках.
24 июня 1941 года Борис Сафонов сбил
немецкий бомбардировщик Ю-88
(«Юнкерс»). После долгой погони летчику
удалось убить стрелка и повредить
самолёт, а потом длинной очередью
практически отрезать ему хвостовое
оперение. Машина упала в бухте Зеленцы,
подошедший катер успевает подобрать
лишь резиновую шлюпку, парашюты,
погнутые от удара пулемёты. Это был
первый немецкий самолёт, сбитый
лётчиками североморской авиации.
В этот день командующий Северным
флотом адмирал Арсений Григорьевич
Головко записал в своем дневнике:
"Сафонов - герой дня. Он - общий любимец,
этот типичный русак из-под Тулы.
Самолетом владеет в совершенстве. По
отзывам авиационных специалистов, у него
очень развито чувство времени и
расстояния. Нетороплив, обстоятелен - по
характеру настоящий летчик со всеми
данными командира. Побольше бы нам
таких соколов!"
Эта победа имела и неожиданное
последствие… Командующий Северным
флотом вице-адмирал Арсений
Григорьевич Головко, выяснив, что
немецкие лётчики даже на сухопутных
самолётах имеют резиновые шлюпки и на
них аварийные радиостанции, дал указание
снабдить таковыми все колёсные самолёты,
летающие над морем: «Полезное надо
перенимать». И в дальнейшем резиновые
шлюпки спасли немало жизней советских
морских лётчиков.
"Внезапность!" - стала девизом Сафонова
с первого боя.
Уже через 3 дня, 27 июня 1941 года,
Борис Сафонов одержал вторую победу,
отправив вместе с товарищами на землю
немецкий разведывательный самолёт
"Хеншель".
Особенно ярко талант Сафонова-
пилота раскрылся в июле и августе 1941
года, когда немцы предприняли
массированные налёты на Мурманск. Были
дни, когда эскадрилья Сафонова по пять
раз поднимались в воздух.
В воздухе для Сафонова не было
мелочей - всё было подчинено достижению
победы. Для сокращения времени взлета
по тревоге он срезал пряжки со шлема,
пришив вместо них кнопки от парашютных
ранцев, и то же самое заставил сделать
своих товарищей. В небе он никогда не
летал по прямой. Его самолёт то уходил
вниз, то круто взмывал вверх. Такие же
пируэты приходилось выписывать и его
ведомым. С каждым боем он продолжал
совершенствовать тактику. Его группа
делилась на две части, одна из которых
атаковала бомбардировщики, а другая
связывала боем вражеские истребители.
В схватку Сафонов никогда не
бросался сломя голову - бессмысленная
храбрость могла дорого стоить в бою.
Однажды пятерка самолётов эскадрильи
встретила в небе большую группу
немецких бомбардировщиков, но,
несмотря на выгодную позицию, Сафонов
не отдал приказа об атаке. И оказался прав
- вскоре сверху была замечена группа
истребителей сопровождения. Тогда
Сафонов увел свою пятерку назад, а потом
неожиданно атаковал бомбардировщики со
стороны солнца. Три самолёта сразу же
были сбиты, и пока враг не опомнился,
летчики произвели второй заход, отправив
к земле ещё один «Юнкерс». Немецкие
истребители, были встречены лобовой
атакой, после чего сафоновцы выстроились
в оборонительный круг, который немцы
уже не смогли разорвать.
10 июля 1941 года Борис Сафонов
получил звание капитана и был назначен
командиром истребительной авиационной
эскадрильи.
14 июля 1941 года Борис Сафонов
получил первую награду - орден Красного
Знамени. К 28 августа на счету капитана
Сафонова было уже 10 побед, и его
представили к званию Героя Советского
Союза.
15 сентября 1941 года семерка
истребителей под его командованием,
вступила в схватку с превосходящими
почти в 8 раз силами противника,
уничтожила 13 вражеских самолетов, не
потеряв ни одного своего. Сафонов лично
сбил 3 самолёта.
Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 16 сентября 1941 года, за
героизм, мужество и отвагу, проявленные в
боях с немецко-фашистскими
захватчиками, командиру эскадрильи 72-го
смешанного авиационного полка ВВС
Северного флота капитану Б.Ф. Сафонову
было присвоено звание Героя Советского
Союза, с вручением ордена Ленина и
медали «Золотая Звезда».
К моменту опубликования данного
Указа, на счету лётчиков эскадрильи было
около 50 воздушных побед, из них 16 - на
счету её командира.
В сентябре 1941 года на аэродроме,
где базировалась «сафоновская
эскадрилья», обосновались английские
лётчики 151 авиакрыла Королевских ВВС
Великобритании на истребителях
«Харрикейн». Английские лётчики
совместно с североморцами выполняли
боевые задачи - патрулировали в воздухе,
дрались с противником, а также помогали
советским летчикам осваивать новые
самолёты. Отличная лётная подготовка
позволила Сафонову первым на Северном
флоте освоить новый истребитель всего
после дня его
изучения вместе с британским командиром
эскадрильи Тони Миллером. А спустя всего
10 дней эти машины освоили и другие
лётчики. Англичанин Хуберт Гриффит
вспоминал позднее: «Это был более чем
способный пилот, выдающийся стрелок, как
позднее выяснилось в соревнованиях по
стрельбе из пистолета. Сафонов был
типичным русским, коренастым, солидным,
методичным и неторопливым…»
Показав отличные организаторские
способности, умение обучать и
воспитывать подчиненных, Сафонов
получил очередное воинское звание
«майор». 24 октября 1941 года майор
Сафонов был назначен командиром нового
78-го истребительного авиационного
полка. Командующий ВВС наделил
Сафонова правом подбирать летчиков по
собственному усмотрению. В полк были
направлены 8 бывших инструкторов,
имевших хорошую летную подготовку.
Вооружение полка составили 27 самолетов
«Харрикейнов».
Командирские обязанности внесли
существенные коррективы в его фронтовую
жизнь. Летать на задания приходилось
меньше, посвящая время планированию
воздушных операций и тщательному
руководству ими. Сафонов был не только
талантливым командиром, но и хорошим
учителем. Особенное внимание уделяет он
воспитанию молодых летчиков; зачастую
сам вылетает с ними на боевое задание.
Среди тех, кто обязан своим становлением
Сафонову, известные асы Н. Бокий, В.
Покровский, П. Климов, П. Орлов, З.
Сорокин, П. Сгибнев, Н. Диденко и другие
(13 из них — Герои СССР).
Счёт сбитых Сафоновым вражеских
самолетов увеличивался. За это 22 декабря
1941 года и 22 января 1942 года он был
награждён вторым и третьим орденами
Красного Знамени.
Немецкие лётчики боялись Сафонова.
Существует легенда, что, когда он
поднимался в воздух, эфир заполняли
истерические предупреждения: «Ахтунг,
ахтунг! Сафон ин дер люфт!» («Ахтунг,
ахтунг! В небе Сафон!»).
К прежней задаче полка, обороне порта
Мурманска, добавилась охрана союзных
морских конвоев в зоне оперативного
сопровождения Северного флота.
За охрану полярных конвоев группа
летчиков-североморцев, в том числе и Б. Ф.
Сафонова, были награждены высшей
авиационной наградой Великобритании -
орденом «Ди-Эф-Си» - «Большой
серебряный крест». В марте 1942 года глава
английской миссии в СССР генерал-
лейтенант Макферлан вручил эти ордена
майору Б. Ф. Сафонову, капитанам А. А.
Коваленко, А. Н. Кухарейко и И. К. Туманову.
В конце марта 1942 года гвардии
подполковник Сафонов проводит
воздушный бой в районе Туломской ГЭС и
одерживает очередные победы - лично
сбивает два вражеских истребителя.
В апреле 1942 года Борису Сафонову
присвоили звание подполковника.
Военный Совет Северного флота
представил его к награждению второй
медалью «Золотая звезда». По данным
штаба авиации, к тому времени летчик
сбил 19 самолетов лично и три в группе.
Свой последний - 224-й боевой вылет
гвардии подполковник Борис Феоктистович
Сафонов совершил 30 мая 1942 года, на
прикрытие конвоя союзников PQ-16,
следовавшего в Мурманск. Четыре
самолёта пилотируемые североморцами
поднялась в небо. Истребители
американского производства фирмы
Кертис P-40 «Киттихаук», не были
приспособлены для эксплуатации в
суровых условиях Заполярья - их двигатели
часто выходили из строя. Неполадки
случились и в этом вылете. Ведомый
Сафонова А. Кухаренко из-за перебоев в
работе мотора был вынужден вскоре после
взлета возвратиться назад.
На подходе к каравану Сафонов в
группе с летчиками Павлом Орловым и
Владимиром Покровским встретили 6
немецких бомбардировщиков и, преследуя
их, разделилась. Сафонов остался один. Он
передал по радио, что сбил три
бомбардировщика, после чего связь с ним
оборвалась.
Точная причина гибели Сафонова
неизвестна. По одной из версий (позже
объявленной официальной),
его самолет потерпел катастрофу из-за
неполадок в моторе. Версия, что самолёт
Сафонова был сбит оборонительным огнём
бомбардировщиков, маловероятна.
О гибели Сафонова немцы узнали
сразу, но, как стало позднее известно из
трофейных документов, никто из немецких
асов не заявил о столь желанной победе.
Моряки с эсминца «Валериан Куйбышев»
видели, как одиночный самолет
«Киттихаук», предположительно самолет
Сафонова, перешёл в крутое пике, врезался
в воду и быстро затонул. Моряки
зафиксировали место гибели лётчика: 69
градусов 51 минута северной широты и 34
градуса 42 минуты восточной долготы.
Поиски летчика оказались безуспешными.
14 июня 1942 года Президиум
Верховного Совета СССР принял Указ о
награждении Б. Ф. Сафонова второй
медалью «Золотая Звезда. Следует
отметить, что представление к награде
было отослано 27 мая 1942 года ещё до
смерти Сафонова. Произошло
исключительное событие: впервые в ходе
Великой Отечественной войны было
вторично присвоено звание Героя
Советского Союза. Но Борис Сафонов так и
не успел об этом узнать.
Сафонов не прожил и 27 лет, провоевал
менее года, половину этого срока в
должности командира полка. Он сражался
на машинах, в
техническом плане существенно
уступавших самолетам противника, ему не
довелось оценить боевой мощи
«Лавочкиных», «Яков», но он был первым
из советских лётчиков, кто уже в мае 1942
года имел на боевом счету более 20
самолетов противника, уничтоженных
лично. Интересно то, что во многих
изданиях число одержанных им побед
приводится разное: от 25 до 41 и вот
почему.
Бывший лётчик 2-го Гвардейского полка
Николай Герасимович Голодников
объяснял это так: «Я думаю, он сбил
больше, чем 22 немецких самолёта.
Сафонов великолепно стрелял и, бывало, в
одном бою сбивал по 2-3 машины. Но у
Сафонова было правило - «больше одного
сбитого за бой себе не писать». Всех
остальных он «раздаривал» ведомым.
Хорошо помню один бой, он сбил 3
немецких самолёта и тут же приказал, что
один ему, один - своему ведомому и один
ещё кому-то. Ведомый встаёт и говорит:
«Товарищ командир, да я и не стрелял». А
Сафонов ему и говорит: «Ты не стрелял,
зато я стрелял, а ты мне стрельбу
обеспечил!» И такие случаи у Сафонова
были не единожды».
18 июня 1942 года, на основании
приказа Народного комиссариата Военно-
Морского Флота СССР №01376, 2-му
гвардейскому истребительному
Печенгскому Краснознамённому
авиационному полку было присвоено имя
погибшего командира - дважды Героя
Советского Союза подполковника Бориса
Феоктистовича Сафонова.
Летчики мстили за гибель своего
командира. И так схож с командирским был
их почерк, что еще не однажды
раздавались в эфире испуганные и
предупреждающие возгласы: «Ахтунг!
Ахтунг! В воздухе - Сафон!».
До конца войны, на многих на
самолетах Северного флота, была надпись -
"За Бориса Сафонова!"
Сын Бориса Сафонова Игорь Борисович
окончил Рижское нахимовское и
Ленинградское высшее инженерно-
техническое училища, служил на Северном
флоте. Он капитан 1 ранга, живет в городе
Североморске на улице Сафонова, имеет
сына и дочь. Жена Бориса Феоктистовича
Евгения умерла в 1973 году, а его мать
Фекла Терентьевна - в феврале 1978 года.
Младший брат Б. Ф. Сафонова, Евгений
Сергеевич Ступин, в 1942 году окончил
авиашколу, получил звание сержанта и
проходил службу в 94-м запасном
авиационном полку. Затем был направлен
на учебу в Военно-морское авиационное
училище, с августа 1943 года воевал в
авиационном полку пикирующих
бомбардировщиков ВВС Черноморского
флота. На фюзеляже его самолета было
написано: "За Бориса Сафонова!" Боевой
путь младшего брата был отмечен
орденами Красного Знамени,
Отечественной войны II степени и Красной
Звезды.
Память о героях не должна
умирать.
В месте гибели Б. Ф. Сафонова в
Баренцевом море экипажи кораблей
Северного флота выполняют ритуал
воинского приветствия. В 2018 году
моряки Северного флота предприняли
попытку найти самолёт Бориса Сафонова.
Именем героя назван посёлок в
Мурманской области - посёлок Сафоново.
Бюст Б. Ф. Сафонова, в числе 53-х лётчиков-
североморцев, удостоенных звания Героя
Советского Союза, установлен в пос.
Сафоново на Аллее Героев около музея ВВС
Северного флота.
Имя лётчика-североморца присвоено
улицам и площадям в городах Мурманск,
Североморск, Заполярный, Самара, Тула,
Владивосток, Нижний Новгород, Краснодар,
образовательным учреждениям в
Мурманске, Мончегорске , Плавске
(Тульская область), Туле.
Бюсты Героя установлены
в Североморске, на аэродроме
Североморск-1, в Мурманске, Плавске, в
посёлке Федотово (Вологодская область).
В Плавской средней школе № 1 имени
Б. Ф. Сафонова находится музей памяти
героя, в котором собраны книги,
документы, личные вещи Б. Ф. Сафонова.
Самолёт И-16, на котором летал
Б. Ф. Сафонов, выставлен в
экспозиции Центрального военно-морского
музея в Санкт-Петербурге.
Имя Бориса Сафонова присвоено
самолёту МиГ-31 (бортовой номер 08) 174-
го гвардейского Краснознамённого
Печенгского истребительного
авиационного полка имени Б. Ф. Сафонова.
В 2006 году после расформирования полка
этот самолёт передан музею ВВС Северного
флота и установлен на постаменте в
посёлке Сафоново.
Указом Президента РФ В. В. Путина в
2005 году отдельному корабельному
истребительному авиаполку ВМФ (279-го
ОКИАП) присвоено имя дважды Героя
Советского Союза Бориса Сафонова.
Вечная память героям Великой
Отечественной войны!
https://www.youtube.com/
***************
3.Самолёты Б. Ф. Сафонова
Сражения Второй Мировой войны, подчас, оставляли мало возможностей их участникам для
сбора систематизации и просто хранения документов и фотографий, а потому многое до сих пор
остаётся для нас неизвестным. Одной из тем, до сих пор хранящих немало тайн, являются
боевые действия в небе Заполярья. В предлагаемой вниманию читателей статье раскрывается
ещё одна страница этой эпопеи...
В конце декабря 1939 года из Белорусского ОВО на
Крайний Север в составе 4-й отдельной истребительной
эскадрильи прибыл молодой лейтенант Борис
Феоктистович Сафонов. Эскадрилья, имевшая на
вооружении 15 истребителей И-15бис, вошла в состав
недавно сформированного 72-го смешанного авиаполка.
Из приказа командира 72-го САП № 016 от 1 апреля 1941
года известно, что за командиром звена 1-й эскадрильи
был закреплён самолёт И-15бис, заводской № 5567. Это
всё, что известно об одном из первых самолётов на
котором будущий ас покорял суровое небо Заполярья.
Накануне войны 72-й САП получил первые 4
истребителя И-16 ( №№ 24Р21891, 24Р2193, 24Р2194 и
24Р2181 ). Вскоре, 29 апреля 1941 года, на основе этих
четырёх И-16 в полку была сформирована 4-я
истребительная эскадрилья, которую возглавил старший
лейтенант Сафонов. На одном из 3-х исправных
истребителей он встретил войну и сбил свой первый
вражеский самолёт - Ju-88.
Сразу же после этого в газете Северного флота
"Краснофлотец" ( № 149 от 26 Июня 1941 года ) о нём
появилась заметка. В ней есть любопытная деталь,
которая обращает на себя внимание: "...Когда лётчик
Сафонов, сбивший финский бомбардировщик
"Хейнкель", вылетел в боевой полёт, он на фюзеляже
своей краснокрылой машины написал: "За ВКП(б)",
"Смерть фашизму !".
Возникает вопрос: чьим же был самолёт со
знаменитой надписью "За Сталина !" на борту, возле
которого летом 1941 года Бориса Сафонова
сфотографировал военный корреспондент Е. Халдей ?
Открываем снова старую подшивку газет "Краснофлотец" и в № 235 от 20 сентября 1941 года читаем статью
А. А. Коваленко "Будем громить врага по Сафоновски !", где и находим ответ: "Я сбил 7 фашистских стервятников.
На бортах моей машины написаны лозунги: "За Коммунизм !", "За Сталина !"
Выходит, произошла история, подобная той, что связана с самолётом "Аэрокобра" А. Г. Речкалова,
украшенного многочисленными звёздочками воздушных побед, возле которого сфотографировался А. И.
Покрышкин: долгое время считалось, что это и есть его боевой самолёт, наводивший трепет на фашистов.
Но вернёмся к североморскому лётчику. На своём первом И-16 Сафонов
воевал недолго. Каким был бортовой номер на этой машине, к сожалению,
установить так не удалось.
О втором его самолёте, который экспонируется вот уже более 50 лет в
Центральном Военно - Морском музее в Санкт - Петербурге, сохранилось довольно
много сведений. Это истребитель И-16, зав. № 28213-95 с двигателем М-63, зав. №
632707(1), собранный 5 августа 1940 года. Судя по заводскому номеру, это был
И-16 тип 28, но некоторые сохранившиеся формуляры на детали машины, - в
частности на плоскости, - говорят о том, что это был тип 17. Можно предположить и
то, что это был пушечный И-16 тип 17, но изменённой модификации.
Примечание: В процессе эксплуатации на самолёте трижды меняли мотор. Первоначально стоял М-63 №
6322926. 4 сентября 1941 года на планере был установлен М-63 № 632707, который эксплуатировался до 6
апреля 1942 года, после чего был снят на капитальный ремонт и установлен на другой самолёт.
10 июля 1941 года этот самолёт в числе 10 "Ишачков", прибывших из ВВС КБФ, вошёл в состав 4-й
эскадрильи 72-го САП, командиром которой в это время был старший лейтенант Сафонов. На нём он совершил
около 109 боевых вылетов и сбил 13 самолётов противника. Известно, что североморский ас к своей машине
относился очень ревностно, никому не разрешал на ней летать и лишь иногда делал исключения для своих
подчинённых - А. А. Коваленко и В. С. Адонкина.
При поступлении И-16 на хранение в музей в сопроводительной справке от 25 декабря 1942 года,
озаглавленной "Самолёт дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова" и подписанной начальником
политотдела 6-й истребительной авиабригады ВВС Северного флота полковым комиссаром Сабадыревым, особо
отмечалось, что "...Получив в свои руки эту машину, товарищ Сафонов написал на фюзеляже боевой лозунг
священной мести: "Смерть фашизму !". Далее, судя по описанию самолёта, сделанному в Сентябре 1950 года, на
его фюзеляже было нарисовано 14 звёздочек и на киле - бортовой номер "51".
Однако в более позднее время на самолёте - очевидно уже в музее - были сделаны и другие надписи. Так, на
снимке интерьера 6-го экспозиционного зала, опубликованном в путеводителе по ЦВММ, изданном в 1955 году, по
правому борту самолёта видна надпись - "За Родину !". После развенчания культа личности И. В. Сталина
самолёт в срочном порядке был перекрашен, поскольку на его левом борту находилась надпись - "За Сталина !".
О причинах появления новых надписей на борту самолёта в период его хранения в музее никаких свидетельств
обнаружить не удалось.
Лишь в 1977 году модельщиками - реставраторами музея была предпринята попытка расчистить позднейшие
слои краски, дабы добраться до первоначальной окраски. В ходе этой работы обнаружилось, что на левом борту
истребителя, под позднейшей надписью "За Сталина !" по первичной окраске нанесёны в два ряда 14 небольших
красных звёздочек. Промывку правого борта в то время завершить не удалось, был только частично снят слой
краски, перекрывавший надпись "За Родину !". Возможно, если бы промывка была продолжена, то под этой
надписью обнаружился бы и подлинный боевой лозунг Сафонова - "Смерть фашизму !".
Из выше сказанного вырисовывается первоначальный "портрет"
самолёта, на котором североморский ас сражался в небе Заполярья
около 3-х месяцев - примерно с 10 июля по 18 октября 1941 года - и
сбил 13 вражеских самолётов. Это был И-16 тип 17 с двигателем М-63,
вооружённый двумя 20-мм пушками ШВАК в крыльях и двумя 7,62-мм
пулемётами ШКАС над двигателем. Осталось неизвестным, был ли
истребитель оборудован балками для подвески PC.
Самолёт имел стандартную окраску - верх зелёный, низ голубой, на
киле большая красная звезда без белой окантовки и маленькие цифры
бортового номера "51" белого цвета. На левом борту лозунг "Смерть фашизму !", на правом - в два ряда 14
звёздочек, по числу побед, одержанных на конец сентября 1941 года.
Некоторый штрих к описанию самолёта добавил один из документов, хранящихся в музее ЦВММ, в котором
отмечается, что Сафонов почти из каждого полёта привозил 1 - 2 пробоины, причем всегда с левой стороны.
Только один раз его И-16 имел 7 пробоин - 4 в левой плоскости и 3 в левой половине стабилизатора.
В этом "портрете" истребителя Сафонова вызывает сомнение лишь одна деталь - 14 маленьких красных
звёздочек на правом борту, но отнюдь не их число, а вообще их наличие на самолёте. Дело в том, что в ВВС
Северного флота и в армейских авиаполках, воевавших на Мурманском направлении, "мода" на победные
звёздочки появилась, предположительно, в начале 1942 года. До этого времени полярные лётчики подобной
атрибутикой свои боевые самолёты не украшали.
Вероятно, эти свидетельства побед были нанесены на самолёт при его подготовке к выставке "Флот в
Отечественной войне, проходившей в Москве в марте 1943 года, благодаря которой мы и имеем возможность
видеть самолёт Сафонова. По нескольким справкам и сдаточным ведомостям, приложенным к формуляру мотора
М-63, прослеживается - как готовился истребитель для показа на московской выставке.
26 января 1943 года в 30-й авиационной мастерской ВВС Северного флота по приказу главного инженера
ВВС СФ была произведена ложная сборка мотора М-63 № 632707 для И-16 № 28213-95. 6 Февраля мотор
=передали для установки на планер. В этот же день мастера 5-го цеха САРМ-15 ВВС СФ "...установили, как макеты
на планере, бортовой номер "51", крыльевые пушки ШВАК № ВК-139 и № ВБ-552, синхронные пулемёты ШКАС №
ЛБ 144 и № ЛБ-145". О каждой пушке и каждом пулемёте в документах говорится, что после аварии к боевой
стрельбе они не пригодны. В этот же день, 6 февраля, поступили на сборку не пригодные к дальнейшей
эксплуатации приборы: трубка Пито, компас "КИ-6", масловакуумметр и так далее.
В день открытия выставки, 11 марта 1943 года, в газете "Красный флот" было отмечено,
что 10 марта сборку истребителя Бориса Сафонова закончил его боевой соратник техник -
лейтенант Бондаренко, награждённый орденом "Красная Звезда".
К сожалению, о последующих боевых самолётах легендарного североморского лётчика
известно меньше. 17 октября 1941 года капитан Сафонов возглавил 72-й истребительный
авиаполк ВВС СФ, получивший на вооружение 33 английских истребителя "Харрикейн". В
основном это была модификация - Mk.IIA с 12 х 7,71-мм пулемётами "Браунинг".
Самолёты имели стандартный зеленовато - коричневый камуфляж, но опознавательные
знаки и тактические обозначения были смешанными - из английского и советского
стандартов. Первое время машины несли на борту буквенно - цифровые коды, например:
33-GV, 53-FE и так далее.
Но период "линьки" не затянулся: вскоре английские опознавательные знаки и буквенные коды самолётов
закрасили, оставив лишь цифры. На бортах и нижних плоскостях в закрашенных кокардах нарисовали красные
звёзды без окантовки. Поскольку подобрать краски, аналогичные по оттенку британским, не было возможности, то
самолёты стали более пёстрыми.
Интересную информацию о бортовом номере на "Харрикейне"
Сафонова можно найти в книге по истории 72-го ИАП: "Командир полка,
Капитан Сафонов, был частым гостем во 2-й эскадрильи. В этом
подразделении у него было много товарищей, с которыми он начинал
службу на Севере. Его "десятка" часто стояла на "линейке" с
истребителями этой эскадрильи".
Надо заметить, что Борис Сафонов неравнодушно относился к
цифре "10". "Попал в "десятку" - было его частым и любимым
выражением, если он хотел кого - либо похвалить или выразить своё
удовлетворение чем либо. Не раз он восхищал сослуживцев своим
непревзойдённым мастерством стрельбы из пистолета, неизменно
попадая в центр мишени - в "десятку".
Не удивительно, что когда он возглавил истребительный полк, на борту его "Харрикейна" вскоре появилась
эта цифра. Все последующие его самолёты имели только бортовой номер "10".
Из боевых донесений стало известно, что после одного из воздушных боёв Сафонову пришлось совершить
вынужденную посадку на "Харрикейне". Это случилось 17 декабря 1941 года, когда 5 советских истребителей,
ведомые командиром полка в районе линии фронта, встретили 7 Ме-109.
Над белыми безмолвными сопками, в условиях полярной ночи,
произошёл воздушный бой, в результате которого 3 советских лётчика
записали на свои боевые счета по одному сбитому
"Мессершмитту-109".
Но и нашим пришлось нелегко: был сбит и погиб лейтенант М. Г.
Волков, получил повреждения и самолёт Сафонова, вынуждено
севший на озеро в 6 км южнее губы Вичаны. Вскоре прилетел УТ-2 и
благополучно доставил пилота на свой аэродром. Эвакуировать
истребитель, повидимому, не удалось, так как 11 Января 1942 года в
этом районе "Мессершмитты" расстреляли и сожгли на земле
"Харрикейн".
Примечание: В этом бою немецкая сторона потеряла лишь 1 самолет: Ме-109E-7 ( сер. № 4081 ) из JGr.z.b.V,
пилот - Лейтенант Альфред Якоби ( Alfred Jacobi ). Этот немецкий лётчик знаменит тем, что 8 сентября 1941 года
над южным побережьем Норвегии сбил первым в Люфтваффе бомбардировщик В-17 английских ВВС. 9 апреля
1942 года в воздушном бою над Мурманском он будет сбит и пленён.
С первых дней боевого использования английских истребителей возник вопрос о необходимости усиления их
огневой мощи. Первым экспериментировать начал комполка, бравший иногда в полёт авиабомбы мелкого
калибра. Так, 8 декабря, патрулируя над линией фронта, он сбросил с высоты 3500 метров на вражеские позиции
5 АО-2,5. В разгар полярной ночи вылеты на боевые задания снизились до минимума. В эти дни "Харрикейн"
командира полка и претерпел изменения в вооружении.
"Как - то вечером, - вспоминает главный инженер 72-го ИАП
Соболевский, - в свою землянку меня вызвал Сафонов. Он играл в
шахматы. Это была его любимая игра. Приказал снять с его самолёта
английские "трещётки", а поставить наши пушки ШВАК. Срок на
выполнение задания дал очень короткий, но мы справились. Выстрелы,
произведённые из пушки ШВАК из лежащей на снегу плоскости
самолёта, произвели сильное впечатление на Сафонова. Он приказал
все самолёты переоборудовать на отечественное вооружение".
Переданные англичанами в состав 72-го САП "Харрикейны" IIА, вскоре сменили тактическую маркировку и
потому точно установить, как выглядела "десятка" Бориса Сафонова пока невозможно. По некоторым данным
часть истребителей имела серо - зелёный камуфляж, а зимой с некоторых машин сняли противопылевые
фильтры, "съедавшие" изрядную долю скорости. На рисунке приведена одна из возможных схем камуфляжа.
Используя установки и оружие с аварийных самолётов, в полевых авиаремонтных мастерских на нескольких
машинах в больших пулемётных отсеках установили по одной пушке ШВАК в каждой из плоскостей. Сняв 8
пулемётов, удалось увеличить боезапас до 250 снарядов на каждый пушечный ствол, но на большинстве
самолётов впоследствии устанавливались патронные ящики на 110 снарядов. Другим вариантом перевооружения
был монтаж вместо 4 "Браунингов" пары крупнокалиберных пулемётов БК. Кроме того, некоторые истребители
были оборудованы бомбодержателями для подвески ФАБ-50, по одной на плоскость.
О последнем самолёте североморского аса долгое время не было единого мнения. По одной версии это был
Р-40С "Томагавк", по другой - Р-40Е "Киттихаук". Обе эти машины очень близки по своей конструкции, но
"Киттихаук" внешне отличался от своего "собрата" более мощным мотором и другой конфигурацией остекления
кабины. По всем имеющимся архивным документам выходило, что Сафонов погиб на истребителе "Томагавк".
Под этим же названием в журналах учёта значились и все 22 истребителя Р-40 из 2-го Гвардейского САП,
полученные в мае 1942 года. В то же время фотографии тех лет указывают, что это был "Киттихаук". Точку в этом
вопросе поставили кадры из документального фильма о Сафонове ( фото справа ), в котором он был снят на
фоне своего боевого самолёта с бортовым номером "10". По характерному очертанию большого фонаря кабины
машины легко угадывается, что это был "Киттихаук".
Это был один из двух самолётов Р-40Е, подаренных американской делегацией,
прибывшей с союзным конвоем PQ-15. Один истребитель был вручён
командующему ВВС Северного флота генерал - майору авиации А. А. Кузнецову,
другой - командиру 2-го Гвардейского смешанного авиаполка Гвардии
подполковнику Б. Ф. Сафонову.
Впервые на боевое задание на новом самолёте морской ас поднялся 15 мая
1942 года, а уже через день, патрулируя над своим аэродромом, сбил разведчик
"Юнкерс-88".
Бытует мнение, что на американском самолёте "Киттихаук" стоял очень ненадёжный мотор "Аллисон" V-1710,
который при работе на форсированном режиме быстро выходил из строя. В числе возможных причин гибели
североморского аса, эта занимает первое место. Действительно, при работе на форсаже более 10 минут
появлялась стружка, которая забивала фильтр "Куно", вследствие чего падало давление. При дальнейшей
эксплуатации самолёта разрушался коренной подшипник коленчатого вала, и двигатель выходил из строя. По этой
причине очень много "Томагавков" и "Киттихауков" простаивало в частях и в мастерских в то время, когда каждый
истребитель был на вес золота.
Однако массовый выход из строя "Аллисонов" на Р-40 происходил не из - за того, что он не терпел
перегрузок, а вследствие его неправильной эксплуатации. Любой мотор, пусть это будет DB-601E на вражеском
Ме-109F или отечественный ВК-105ПФ на истребителе ЛаГГ-3, особенно чувствительный к температурным
режимам при длительной работе в форсированном режиме, ждала та же участь.
Причина была в другом. Характерное отличие работы мотора "Аллисон" от наших отечественных двигателей
заключалось в мягкости его звука: даже на форсаже лётчик не чувствовал перегрузки мотора на слух. Поэтому
контроль за его работой в полёте мог производиться только по показаниям приборов ( счётчика оборотов и
указателя наддува ), что не всегда было возможно во время воздушного боя. К тому же, на истребителе
отсутствовала система автоматической регулировки топливно - воздушной смеси. Кроме того, "Аллисон" был
очень чувствителен к давлению масла и не выдерживал даже кратковременного "голодания".
К чему приводило нарушение норм эксплуатации, ярко
свидетельствует авария Р-40Е, который пилотировал Гвардии
лейтенант В. П. Покровский 26 июня 1942 года, имевший к тому
времени уже богатый боевой опыт. Тот вылет вполне мог стать для него
последним. Вот что он рассказал:
"В этот день я должен был облетать только что собранный
"Киттихаук". До этого я уже имел опыт работы с этим самолётом, но в
основном заморскую технику изучали без каких - либо инструкций и наставлений.
Взлёт прошёл нормально, стал набирать высоту и почувствовал запах гари, но большого значения этому не
придал, продолжал полёт. Вскоре из мотора повалил дым и показалось пламя. Я сразу же решил идти на
вынужденную, так как чувствую, что до аэродрома не дотяну. Но в условиях Крайнего Севера это сделать не так
просто, кругом сопки и валуны, а самолёт стремительно падает. В последний момент увидел подходящую ровную
площадку и довернул туда.
При посадке самолёт, к счастью, не взорвался, но заклинило
фонарь и я уже мысленно стал прощаться со своими родными. Кабина
стала быстро наполняться едким дымом, через который я уже ничего
не видел, как вдруг услышал удары по фонарю и вскоре выбрался из
горящего самолёта.
Моим спасителем оказался часовой, охранявший неподалеку
склад. Увидев падающий самолёт, он поспешил мне на помощь.
Вдвоём мы забросали самолёт песком и потушили пожар. Но спасти
истребитель не удалось. Когда приехала аварийная спасательная
команда и стала поднимать его, неожиданно из под плоскостей вырвалось пламя и охватило весь самолёт".
Владимир Павлович Покровский, ныне полковник в отставке - боевой друг Б. Ф. Сафонова, участник его
последнего, ставшего поистине трагическим, боевого вылета 30 мая 1942 года, - при встрече со мной в 1991 году
рассказал очень много интересного о своём командире и, в частности, о его последней боевой машине -
"Киттихауке".
Владимир Павлович подтвердил тот факт, что на истребителе Сафонова стояла мощная радиостанция.
В полёте он постоянно держал свяь с КП полка, а у его ведомых - В.
П. Покровского и П. И. Орлова, стояли радиостанции другого типа,
которые работали на другой волне и поэтому "не слышали" в полёте
своего ведущего. В отношении камуфляжа он сказал, что командирский
самолёт был однотонным, светло - синего цвета, в то время как другие
машины в полку были камуфлированы.
Вероятно, сафоновский Р-40Е имел серо - голубую окраску ( Blue -
Grey ) и предназначался для морской авиации США, что в общем-то
объясняет наличие на истребителе мощной радиостанции. По
имеющемуся документальному фильму о Сафонове, в котором
запечатлён его самолёт, была сделана попытка воссоздать внешний вид
"Киттихаука", опубликованный в журнале "Мир Авиации" ( № 1 за 1995
год ). Там же были представлены проекции истребителя И-16 с надписями
на его бортах "За Сталина !" и "Смерть фашистам !". На основе
изложенных выше данных, приходится признать, что этот вариант
внешнего вида сафоновского И-16 не соответствует действительности, и
автор приносит извинения читателям, а также надеется, что данная
статья будет полезной для тех, кто собирается изготовить копии
истребителей, на которых воевал легендарный лётчик - североморец.
Исследовательская работа по этому вопросу ещё далеко не
закончена - например, до сих пор неизвестен бортовой заводской
английский номер на сафоновском "Харрикейне", но автор надеется найти новые интересные подробности боевой
деятельности морского аса и информацию о его боевых самолётах.
http://airaces.narod.ru/
*************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
5 ноября 2024 года.
Свидетельство о публикации №224110500285