Все люди инвалиды?
Очевидно, что все это хамство, эта агрессия в комментариях происходит из-за ограниченности возможностей либо комментаторов, либо авторов. У всех людей возможности ограничены в разной степени и в разных областях. И вправе ли мы кого-то винить за то, что его способности ограниченны? Если нет, то из этого можно сделать выводы о том, что мы никого не можем наказывать за такие преступления, как убийства, к примеру. Ведь все преступления происходят именно из-за ограничений чьих-то возможностей в какой-то области. Не хватило у человека возможностей для того, чтобы усвоить законы этики и коммуникации с другими людьми, не хватило ума, чтобы решить какой-то конфликт мирно, не хватило у человека возможностей получить образование, найти приличную работу и как-то устроить свою жизнь, и он начал воровать, чтобы удовлетворить свои потребности. И ведь эти ограничения в возможностях у людей происходят именно по причине различных болезней, по большей части психических, которые медицина не диагностирует в детстве в силу своего несовершенства.
У человека, к примеру, синдром дефицита внимания. В школе он не может выполнить простейшие задания, потому что просто не способен сосредоточиться, а в силу ряда других психических заболеваний, ребенок ведет себя агрессивно. И как в таких случаях вели себя преподаватели в недавнем прошлом? Лупили таких детей указками, линейками, и всем, что попадало под руку, орали на них, вызывали родителей, чтобы они пороли таких детей ещё и дома. То есть, вместо лечения дети получали наказание, различные репрессивные меры, угрозы, шантаж, раздражение окружающих, упреки в том, что они такие, и отвержение. И это только усугубляло их заболевания, вызывало протест против этого, что приводило их к асоциальному поведению и они оказывались в "исправительных" учреждениях, где они погружались в криминальную среду, и подвергались наказаниям в виде принудительного монотонного труда. То есть, у них труд начинал ассоциироваться с наказанием, а преступление, на совершении которого они не попались, с наградой. Вывод они делают такой, что наказывают их не за преступления, а за то, что они попались. Из этого мы видим, что система здравоохранения перекладывает свои недоделки на систему образования, а та в свою очередь уже передает свои недоделки на органы охраны правопорядка, которые делают то, что им делать не свойственно, и потому результат этих действий отрицательный.
И страдают от плохой работы системы здравоохранения вполне здоровые люди, причем с детства, и из-за этих страданий они тоже становятся больными. Больным становится и все общество и ни у кого не хватает здоровья, чтобы к нему приспособиться. Представьте себе, приходит ребенок в детский сад, а там его терроризирует потихоньку другой ребенок, которого постоянно наказывают за проявления его заболеваний. С воспитателями этот нездоровый ребенок сделать ничего не может, потому пытается выместить свою злость на других детях, и, боясь наказания, делает это тихо, незаметно для воспитателей. В результате этого общественного воспитания здоровые дети получают психологические травмы в детстве, которые со временем могут перейти в психические болезни, которые в обществе стигматизированы, и потому страдающие от них не лечатся, а пытаются эти недуги скрыть, что приводит к их развитию.
А теперь представьте себе ребенка, с очень хорошо развитыми когнитивными способностями, которого в детском саду и школе постоянно терроризировали нездоровые озлобленные на мир другие дети! У ребенка начинается депрессия, аутоагрессия, мизантропия, озлобленность на весь мир, и все это никто не может диагностировать, потому что он все это скрывает. Чтобы как-то себя защитить и отомстить обидчикам, этот ребенок с детства пытается быть ближе к начальству, то есть к преподавателям, норовит отгородиться от основной массы сверстников. А дальше, как в той загадке о том, что делать с бардаком, если вы не можете с ним справиться? Смышленый парень или девушка решают этот бардак возглавить. То есть, они понимают, что, чтобы не стать жертвой больного общества, его надо возглавить и лезут во власть, а потом делают все для того, чтобы эту власть не потерять, то есть начинают нарушать законы. Одно преступление влечет за собой другое и преступления власти растут в геометрической прогрессии, и не понести наказание за это, можно только благодаря сохранению власти. По этой причине в обществе, если это позволяют особенности экономики, образуются диктаторские и людоедские режимы.
Я помню многих своих одноклассников, у которых были проблемы с успеваемостью ни сколько из-за их не диагностированных психических заболеваний, сколько из-за нежелания учителей делать свою работу. Учителям хотелось, чтобы дети учились сами, пока они пьют на рабочем месте чай или кофе, почитывая газеты и журналы. Некоторые учителя пытались имитировать бурную деятельность, проговаривая то, что было напечатано в учебнике. Но ужасно редко, учитель кому-то что-то объяснял лично. Если кто-то что-то не понял, ему просто ставили отрицательную оценку. Получив несколько отрицательных оценок, ученик получал репутацию неуспевающего, начинал подвергаться дискриминации, насмешкам, становился неким изгоем. И даже если он вдруг начинал выполнять задания, отношение к нему оставалось негативным и пренебрежительным. В такой ситуации дети просто смирялись со своим общественным положением, начинали верить в то, что они неспособны ни на что, и решали после получения основного образования идти заниматься тяжелым, низкооплачиваемым, неквалифицированным трудом, подвергаясь дискриминации общества, компенсируя это все различными зависимостями. И если такое происходило со здоровыми детьми, то нетрудно представить, что происходило с теми, у кого были какие-то отклонения.
Я хорошо помню, как наказывали моих одноклассников за их психические особенности, учителя, которые имели о психиатрии смутное понятие. У ребенка были явные признаки аутизма, а его били указкой, даже не объясняя за что именно его бьют. Он сам должен был все понять, сделать, как следует, чтобы учительница не беспокоилась, и продолжила пить кофе, листая журнал. Но в то же время, даже детей с явной умственной отсталостью те же учителя в конце года стремились как-то перевести в следующий класс, не смотря, на то, что они совсем ничего ни в чем не понимали. Потому что, если у них в классе слишком много совсем не успевающих учеников, значит с ними что-то не то и им зря платят деньги за работу. В мое время весь июнь неуспевающие ученики ходили исправлять свои плохие оценки, чтобы перейти в следующий класс. С половиной одноклассников, особенно с теми, кто учился хорошо, дома занимались родители, то есть родители, после основной работы делали работу вместо учителей, чтобы их детей не наказывали за неуспеваемость и потом они не подверглись дискриминации со стороны общества, имея в аттестатах и дипломах плохие оценки, не имея определенных знаний и навыков. Некоторые, слишком занятые родители нанимали своим детям репетиторов. Но зачем тогда нужна школа? Чтобы оценивать знания, которые дети получили без её участия?
Даже я в детстве видел, что с одним моим одноклассником явно что-то не в порядке, потому что он мог читать текст вслух несколько раз и не мог запомнить из прочитанного ни слова, не то, что пересказать прочитанное своими словами. В математике он мог на какое-то время запомнить формулу, по которой надо было решать примеры, но на следующий день он уже ничего не помнил. Другие дети часто издевались над ним из-за ограничения его способностей, и он с ними дрался, за что его наказывали. И почему-то только одна учительница поговорила с его мамой по поводу его возможных отклонений. Мама так кричала учительнице о том, что её сын совершенно здоровый и нормальный, выйдя за дверь, что весь класс это услышал и потом обсуждал. Потом эта мама только выпорола сына за "тупость". Было очевидно, что отклонения были и у мамы этого парня, но она боялась это признать, чтобы не подвергаться дискриминации в обществе из-за диагноза и инвалидности. С другой стороны, она этой дискриминации так или иначе все равно подвергалась, работала на заводе за нищенскую зарплату. Муж от неё ушел, она пила, её сын тоже очень рано начал пить, только работать он уже не мог, и отклонения у него были сильнее, чем у его мамы, и безработица была в девяностых. Он начал нюхать клей, чтобы как-то утешиться, а потом перешел на наркотики и погиб при невыясненных обстоятельствах. А общество торжествующе заявило о том, что он сам виноват. Может он в чем-то и виноват, но такие люди становятся общей проблемой для всех.
Если кого-то убьют наркоманы в темном переулке из-за мелочи или телефона, то он не воскреснет от того, что его убийцы сядут в тюрьму, будут там мучиться и вся их жизнь пойдет под откос. Человеку, который подвергается террору со стороны асоциальных соседей, безразлично, кто и в чем виноват, ему просто хочется, чтобы его никто не трогал, хочется жить в нормальном социуме. Но даже образованнейшие люди, возглавляющие общество не понимают, как от всего этого уйти. Они много делают, чтобы возмутителей спокойствия изолировали от общества, но таких людей становится все больше и больше. Ранее умственно отсталого человека можно было устроить куда-то на завод, чтобы он за скромную зарплату крутил одну и ту же гайку всю жизнь, выполняя простейшие операции на конвейере. Но в современном обществе технологии везде сложные, требования к работникам высокие, бездумной работы все меньше, и если человека не диагностируют, и он не получит инвалидность, то он, не найдя для себя работы, определенно начнет заниматься чем-то незаконным.
Люди с психическими заболеваниями часто раньше времени становятся родителями, и дети получают отклонения в наследство, и они усугубляются благодаря воспитанию нездоровых родителей. Такие люди в большинстве своем не понимают, какую ответственность родитель должен нести за детей, какие обязанности у родителей. Иногда они вообще на время забывают о том, что после секса могут быть дети. У них, как правило, трудности в общении с окружающими, и вместе с этим они не выносят одиночества, потому решают завести детей, не смотря на свою нетрудоспособность, зависимости и нищету. Иногда они заводят детей для получения пособий от государства, или женщины рожают детей, чтобы как-то привязать к себе мужчину, а иногда и наоборот. В то же время люди успешные относятся к себе требовательно, и потому понимают, что они не совершенны, не хотят брать на себя лишнюю ответственность, потому решают, что дети им ни к чему. Таким образом в обществе доля трудоспособного населения уменьшается, а доля нетрудоспособного и асоциального элемента увеличивается, и общественный отбор не способствует здоровью общества.
Детям с отклонениями во многих случаях можно помочь, откорректировать их поведение или купировать хотя бы проявления их заболеваний с помощью терапии или медикаментов, чтобы этих детей не наказывали за симптомы их болезней, но малообразованные в плане медицины и психиатрии люди говорят, что эти заболевания стыдные, что их надо прятать, что такие дети рождаются у тех, родителей, которые были пьяны во время их зачатия. Они болтают все, что угодно, только бы не признавать очевидного и не пытаться это очевидное как-то исправить. К тому же многим людям больно думать, больно разбираться в сложных материях, им хочется все просто объяснить и просто исправить. Потому они убеждают сами себя в том, что если ребенок ведет себя как-то неправильно, то его нужно просто выпороть ремнем, и он станет вести себя, как следует. И даже если это не помогает, они только усиливают давление на ребенка, что в итоге приводит к тем или иным трагическим последствиям.
Еще в древности большинство считало, что если с кем-то что-то не так, как со всеми, то лучше его просто убить, а не разбираться с его особенностями. Появился СПИД и тут же вылезли активные люди с предложением взять и убить всех инфицированных, чтобы они никого больше не заразили. Много раз собирались и собираются теперь убить всех гомосексуалистов, стараются себя уверить в том, что они после этого они прекратят появляться, если этот ужас получится осуществить. Антисемиты решили, что евреи особенный народ, потому все беды человечества от них, и устраивают на них погромы и геноцид. А уж про людей с психическими отклонениями и говорить нечего, хотя иногда христианская религия объявляла таких святыми, но чаще пыталась изгнать из них бесов, убивая людей заодно с воображаемыми бесами. Если посмотреть на историю психиатрии, то можно заключить, что лечить эти заболевания начали недавно, да и вообще признали, что это болезни, а не одержимость бесами.
Ранее многим людям с психическими отклонениями приходилось заниматься самолечением алкоголем, да и сейчас это в мире в основном практикуют. Алкоголь, конечно, не лечит, а делает только хуже, но любителей простоты радует то, что люди умирают от пьянства, причиной которого является распущенность. Люди сами виноваты, и пусть до того, как они умрут, они отравят жизнь многим окружающим, большинству приятнее, если все просто, и кто-то страдает, кто-то наказан, а проблема пусть остается, потому что они даже вообразить себе не могут её решение. Иными словами, пусть потомки мучаются, потому что у их предков проблемы с воображением, вернее, ограниченные умственные способности. Хотя большинство, любящее простоту, никогда не признает ограниченность своих умственных способностей, им кажется это оскорбительным, им проще всю жизнь тщетно упрощать мир, нежели попытаться выйти за пределы этих возможностей.
Мы видим, что ограничитель возможностей человека начинается там, где он начинает бояться унижения по причине ограничения своих возможностей. Трудно представить себе, сколько людей отказывались от получения новых знаний из-за боязни того, они чего-то не поймут и их за это подвергнут унижению. В системе образования в качестве стимула для учащихся используют насилие, манипуляции, шантаж, психологическое давление, дискриминацию, угрозы. И на первый взгляд, это дает какие-то результаты, пусть и не во всех случаях. То есть решил уравнение, и получил хорошую оценку, а не решил, получил низкий балл, то есть подвергся унижению. Благодаря этому, люди с детства начинают боятся куда-то лезть, в чем-то участвовать, что-то создавать. Если кто-то за что-то берется, то только тогда, когда другого выхода нет.
Сколько же людей постоянно говорят, что они бы хотели, но сомневались в том, что у них есть для этого способности, или они пытались, но у них не получилось, и они это дело забросили, чтобы больше не позориться и не смешить людей своими неудачами. И по этой причине многие решают всю жизнь работать на тупой работе за мизерную зарплату, не идут учиться, потому что боятся, что у них что-то не получится с первого раза. В то же время некоторые люди, которые не блещут умом, но не боятся насмешек и издевательств, идут и упорно поступают несколько раз в университет, и в итоге получают и диплом, и степень магистра, и приличную работу, и при этом валяют дурака на этой работе, забыв то, что зубрили в университете. Конечно, пережитое унижение не улетучивается, и эти люди пытаются это компенсировать, унижая других, получая от этого извращенное удовольствие. Получается, что успеха добиваются те, кто способен в первую очередь стойко переносить унижение. И если кто-то стремиться наверх, то развивает в себе в первую очередь эту способность.
Большинство людей, нашло другой выход из затруднительного положения, когда вроде бы и хочется быть выше других, но расти над собой как-то страшно, мало ли надорвешься или оступишься и свалишься под всеобщий хохот. Чтобы быть выше они не растут, а пытаются унизить окружающих, опустив их, ниже своего уровня. Кто-то унижает окружающих с помощью грубой силы, кто-то с помощью хитрости и подлости, кто-то всех запугивает, кто-то ворует деньги и покупает унижение окружающих. Люди этого типа ничего не создают, оно только употребляет продукты, употребляет рабочие места, которые кто-то для них создал. Они всю свою творческую энергию, все свои возможности, тратят на то, чтобы унижать других, самыми разными способами. Даже процесс употребления пищи они норовят превратить в унижение других. Для этого и существуют дорогие рестораны, в блюдах которых некоторые посетители совсем не разбираются, но они с самодовольным видом сообщают кому-то, что они были там, куда войти могут далеко не все. Передвигаются тоже некоторые индивиды, на спортивных машинах с мощным двигателем, хоть и ездят исключительно по городу, где максимальная скорость движения пятьдесят километров в час, но этот автомобиль дорогой, и его владелец, смотрит на прохожих и упивается тем, что они-то не могут себе позволить такой автомобиль, и это их греет, ради этого они готовы рисковать, унижаться, перед более сильными, обладающими властью.
В этом мире все взаимосвязанно, что-то связано напрямую, а что-то очень длинной цепочкой обстоятельств. Вся вселенная представляет собой единый организм, и если с одной клеткой этого большого организма не все в порядке, то не в порядке и с остальными частицами единого целого. То есть, если у вашего соседа проблемы, значит они скоро начнутся и у вас, тем более если у него или его детей проблемы с психикой. Да, можно переселиться куда-то подальше, но не факт, что с новыми соседями все будет в порядке. Можно потребовать у правительства своей страны, чтобы оно никого не пускало в страну, протестировало постоянных жителей на предмет отклонений, и всех, у кого такие проблемы есть, изолировало на всю жизнь. Эти меры всем просты и понятны, но кто же на такое пойдет? К тому же психическое здоровье человека – штука непостоянная, потому всех придется проверять постоянно. Да и как определить степень опасности для общества того или иного психически больного человека? А если их окажется так много, что изолировать от больного общества придется здоровое меньшинство?
Все сложно, простых решений проблемы такого масштаба быть не может. И её решение должно начинаться с того, чтобы по мере возможности терпимо относиться к ограничению возможностей окружающих людей, не упрекать их в том, что они чего-то не могут, чего-то боятся, не унижать их за это, даже если за подобное только что унизили вас. Так или иначе человеческая цивилизация пришла к тому, что не стоит убивать всех слабых, как это было в Спарте, потом пришли к тому, что инвалидов следует содержать, помогать им, потом признали, что человек может быть инвалидом из-за психических заболеваний. И сейчас человечество приближается к тому, что все люди инвалиды в той или иной мере, потому что возможности каждого человека ограничены.
Сейчас инвалидами называют только тех, кто неработоспособен, высчитывают процент нетрудоспособности и определяют группу инвалидности. Но большая часть людей, не имеющих никакой группы инвалидности, пропускает объявления о поиске людей на работу грузчика по той простой причине, что у них после часа такой работы просто заболит спина или повысится давление, и они не смогут выполнить норму. А значит ли, что человек инвалид, если он не получил степень магистра? И тут уже трудно определить, почему он не получил эту степень магистра, из-за того, что ему не было интересно, или из-за ограничения его умственных способностей. Кто-то, может быть, и может выполнять норму грузчика, но просто не хочет работать физически и за малую зарплату. И тут можно заметить, что нежелание что-то делать тоже накладывает ограничения на возможности людей.
Если вникнуть глубоко в причину ограничений возможностей большинства людей, то можно заметить, что если человек хочет быстро бегать, то ему в этом не помешает даже отсутствие ног, некоторые бегают на протезах быстрее, чем люди с ногами. В то же время многие вполне физически здоровые люди не бегают, лежат на диване, едят нездоровую пищу, курят, употребляют алкоголь, и медленно себя убивают таким образом, просто потому что они не хотят жить, но в то же время боятся умирать. И тут важно понять, откуда исходит это нежелание, от человека или от его болезни, а для этого надо сначала отделить человека от его психической болезни. У кого-то скрытая фобия автомобилей, велосипедов, замкнутых пространств или открытых. У кого-то наоборот мания поедания сладкого или зацикленность на сексе, что в итоге ему вредит и разрушает его жизнь. И порой трудно отличить зависимость и одержимость от любви какому-то занятию или человеку. Для этого людям следует самое пристальное внимание уделять своему психическому здоровью, регулярно проверять свое здоровье в этом плане, регулярно ходить к психоаналитику, что в последнее время стало даже модным.
Потребность в психиатрическом лечении люди ощутили уже давно, но роль психиатров взяли на себя священнослужители различных религий. На исповедях прихожане общались со священником, как с психоаналитиком, слушали проповеди, и пытались с помощью чтения священной литературы и молитв облегчить свои страдания психического характера. Только люди не понимали, что многие религии как раз были источником этих страданий и даже психических заболеваний. Проповедники многие естественные потребности людей объявляли грехом, и предлагали устроить его искупление за пожертвования, как посредники между людьми и богами. Религии не хотели лишаться этого источника доходов, и потому старались не пускать медиков в область «души». Сначала они и тела не давали ученым изучать, запрещая препарировать трупы, потом там они отступили. До сих пор они пытаются то бесов изгонять, то молитвами лечить шизофрению. И надо сказать, что люди, страдающие от расстройств психики, весьма падки на религии, примитивно объясняющие этот мир и продающие ложные надежды в безнадежных ситуациях.
Всем уже давно бы пора понять, что религия относится скорее к предпринимательству, нежели к философии или врачеванию людских душ. Кого-то успокаивают повторяющиеся действия религиозных ритуалов, кто-то, исповедующий какую-то религию, привержен ей из-за страха одиночества, кого-то привлекает зрелищная сторона религии, как пышная архитектура храмов и нарядов священнослужителей. Но суть у всех религий одна – священнослужитель получает деньги за свое посредничество между своими прихожанами и богами или богом единым. Выражаясь проще, священники оказывают людям услуги определенного характера за деньги, как артисты, массажисты, повара, проститутки, гиды. Не даром в средние века священники запрещали хоронить лицедеев на кладбищах, чревоугодие объявляли грехом, проституток вообще объявляли источником греха. Это все потому, что они видели в них своих конкурентов.
Поступление новой информации вынуждает человека признать то, что ранее он много не знал, следовательно во многом заблуждался, то есть ошибался. А ошибка у многих людей в силу их социального воспитания ассоциируется с унижением, с плохой оценкой, с поркой дома за эту плохую оценку, со смехом одноклассников. И тут многие люди находят прекрасный способ избежать этого унижения – не получать новую информацию, игнорировать её в том случае, если она не соответствует их устоявшимся убеждениям. А если кто-то начинает им доказывать, что их убеждения неверны, они начинают агрессивно и эмоционально на них нападать, пытаясь их уничтожить или хотя бы замолчать. Чтобы быть всегда абсолютно правыми, этим людям приходится верить в то, что их-то возможности неограниченны. Вера, является осознанным самообманом, самогипнозом с целью самоуспокоения. Каждый верующий вынужден вести себя агрессивно, ибо ему постоянно нужно отбиваться от всяких источников сомнений, которые невозможно игнорировать.
Первым шагом на пути к саморазвитию, которое влечет за собой и прогресс общества в целом, является признание ограниченности своих возможностей, которая будет всегда. Из этого признания вытекает и признание того, что все люди постоянно ошибаются, и ошибки не являются чем-то стыдным, греховным, за них не стоит унижать и наказывать. Напротив, ошибки являются источником ценного опыта, благодаря которому люди увеличивают свои возможности, да и не только люди, даже животные способны пользоваться своим и даже чужим опытом. Без ошибок и опыта не было бы эволюции органической материи, то есть самой жизни.
Однако у людей все усложнилось, как их опыт, так и стадные инстинкты. Инстинкт самосохранения стал страхом, то есть животное боится того, что видит, оно не может боятся того, чего не воспринимает органами чувств, а человек может боятся того, чего не может воспринимать, но может об этом вспомнить благодаря ассоциациям. Он может боятся того, чего вообще никогда не воспринимал, а просто вообразил, хотя воображение и создает образы из опыта. Усложнился и инстинкт стайного доминирования, который животным служит для того, чтобы изгонять или уничтожать слабые особи своего вида, чтобы вид был более жизнеспособным.
У людей этот инстинкт проявляется, как тщеславие, жажда власти, жадность, жестокость. И этот инстинкт побуждает одного человека искать у ближнего слабые места, и давить на них, показывая окружающим свое превосходство над ним, повышая свой рейтинг в коллективе. В современном обществе даже дети не могут просто самоутверждаться с помощью физического превосходства, теперь это наказывается, и приходится искать новые способы доминирования. И самое удобное – это, съязвить по поводу оплошности ближнего своего, указать на ограничение его возможностей в той или иной области.
Правда, сейчас уже люди пришли к тому, что считают неэтичным смеяться над человеком с одной ногой и упрекать его в том, что он живет на их налоги. За это могут и уголовно наказать, как за то, что кто-то подойдет и пнет парализованного человека в кресле на колесах. Точно так же уже неэтично язвить по поводу способностей умственно отсталых или людей с шизофренией, которые ведут себя неадекватно. Но появился интернет и люди с анонимных аккаунтов начинают строчить комментарии, в которых требуют скинуть всех нетрудоспособных со скалы или отправить в газовые камеры. Появляется и президент в одной из самых развитых стран мира, который хочет, по крайней мере лишить права голоса тех, кто живет на дотации государства, или уменьшить налоги для предпринимателей за счет сокращения расходов государства на медицину и инвалидов. И за него один раз проголосовало большинство избирателей. То есть, спартанские идеи ещё достаточно популярны даже в современном мире.
Конечно, многие люди не хотят платить налоги, чтобы на них платили пенсии по инвалидности только до тех пор, пока у них у самих есть работа или их собственное дело, пока у них все в порядке со здоровьем, но стоит им самим захворать ненадолго, и их отношение к социальным гарантиям для всех членов общество несколько меняются. Сразу из их уст начинают извергаться достаточно агрессивные требования милосердия и помощи. Эти ценности спартанского общества тоже являются проявлениями стайного инстинкта доминирования и политики популисты норовят это инстинкт поэксплуатировать, чтобы дорваться до власти. Но как это ни парадоксально, но Спарта оказалась нежизнеспособной, как и германский национал-социализм, как и советский социализм, и Китаю, чтобы выжить пришлось хотя бы немного сделать свою страну человеческой, чтобы туда пришли иностранные компании и начали покупать их дешевую рабочую силу. Получается, что законы естественного отбора в природе, в человеческом обществе не очень работают.
В Спарте отбраковку младенцев производили недалекие люди, руководствуясь внешним видом ребенка. Потом при воспитании детей делался упор на их физическое развитие. Они должны были быть выносливыми, сильными, лишенными всяческих сантиментов, вроде жалости и сострадания, и особенно они не должны были жалеть свои жизни в борьбе за интересы общества. И это помогло им одержать победу над персами, над афинянами, но потом выяснилось, что даже в античности этих качеств мало для победы, нужно ещё уметь строить корабли, планировать сражения на воде и на суше, а для этого нужно уметь мыслить. Чтобы человек был мыслящим, нужно чтобы он с детства изучал науки, постоянно обдумывал свои действия, а не действовал бездумно и по инструкции. Причем, если в обществе изучают сугубо естественные точные науки, как это было в СССР, то и эта наука не очень развивается. А культура Спарты была чрезвычайно бедной, ибо там терпеть не могли излишеств. И со временем благодаря хитроумию Фив, Спарта пала, сначала знаменитые гоплиты начали сдаваться в плен, потом этих гоплитов становилось все меньше и меньше, потому что слишком много младенцев кидали в пропасть, и слишком много мальчиков погибало при жестком воспитании. И следа от Спарты в отличии от Афин не осталось, потому что архитектуру, скульптуру они считали ненужными излишествами.
Национал-социалисты в Германии уже понимали, что их гоплиты и сверхлюди должны быть не только голубоглазыми блондинами под два метра атлетического телосложения, но и интеллектуалами, учеными и поэтами. Они учли печальный опыт Спарты, но не учли, что мир с тех пор тоже изменился и для победы нужно, чтобы в стране работали самые лучшие ученые со всего мира, а не ученые только правильного происхождения. Опять-таки очень много даже германской гуманитарной литературы национал-социалисты запретили. А их культура была слишком упрощенной, в ней было мало творчества, и много демагогии, то есть высказывания лидеров нельзя было подвергать сомнениям. Но нельзя человеку разрешить думать только над конструкцией танка, и больше ни над чем. Если человек думает, как улучшить конструкцию танка, то он задумается и о том, как бы улучшить конструкцию общества, а такие мысли опасны для авторитарных режимов.
Примерно с теми же проблемами столкнулась и КПСС, руководившая СССР. У них считалось, что полноценные люди – рабочие и крестьяне, крестьяне похуже, а всех прочих они сделали лишенцами, лишив их всех прав, с одной стороны изгоняя их из общества, с другой, не выпуская их из страны. Аристократы, интеллигенция, предприниматели любого масштаба, духовенство, чиновники, военные по мнению коммунистов были людьми неправильными, неполноценными, не полезными для общества, потому их надо было уничтожить. Но выяснилось, что рабочие и крестьяне не могут обойтись без управления, без организации общества, и тут же из рабочих и крестьян была создана армия с иерархией, и номенклатура, взявшая на себя роль чиновников и отчасти предпринимателей с финансистами. И даже роль духовенства взяла на себя партийная номенклатура. Однако, номенклатура, как и красная армия состояла из не очень грамотных людей, потому задачи свои они выполняли не очень хорошо, и понадобилась даже интеллигенция из тех же рабочих и крестьян, но более образованных. А потом в этом обществе образовалась и новая аристократия во главе с самодержцем, наделенным неограниченной властью. Потом случился и дворцовый переворот. Остались только догматы марксизма, которые не давали экономике развиваться, и держали страну в позиции конфронтации буквально со всем миром. Выручали только полезные ископаемые, спрос на которые давал коммунистам доходы и возможность не развивать экономику, не стало спроса и все посыпалось…
Из всего этого мы видим, что уничтожение каких-то людей, которых основная часть общества считает неполноценными или ненужными к прогрессу не приводит, а наоборот, сначала приводит к экономическим проблемам, потом к внешней агрессии государства, а потом и к смене режима в результате глобального катаклизма. И почему же те общества, в которых наиболее гуманно обращаются с людьми, возможности которых ограниченны сильно, преуспевают? Вероятно все дело в том, что те люди, у которых ограничены одни возможности, сильно развиваются другие. Если человек с рождения не может ходить, то это не значит, что все его возможности ограничены так же, как физические, он вполне может стать великим ученым, потому что пока его сверстники играют в футбол, он будет сидеть и что-то изучать. Слепые люди обладают отличным слухом, потому могут состояться, как музыканты, ведь их не отвлекают визуальные образы. Люди с психическими отклонениями могут увидеть то, чего не замечают люди без таких отклонений, и благодаря этому найти новое более оптимальное решение какой-то задачи мирового масштаба или же создать оригинальное произведение искусства.
Человек выжил и развивался именно благодаря тому, что постоянно и быстро находил новые решения разных задач, если старые решения не работали. Это и повысило способность людей приспосабливаться к новым условиям очень быстро, в отличии от животных, которым на то, чтобы приспособиться к новым условиям требовались миллионы лет, в течении которых виды постепенно изменялись с каждым поколением. Кто-то привыкал к новому корму, кто-то обрастал мехом или перьями, кто-то выходил из воды на сушу, кто-то потом возвращался с суши жить в море. Некоторые виды учились летать, кто-то учился жить под землей. Некоторые виды мигрировали по планете, чтобы выжить, сохраняя свой прежний облик. Какие-то виды, возможно, просто вымерли, потому что не смогли ни найти для себя благоприятную среду, ни видоизмениться до неузнаваемости, чтобы приспособиться к изменчивому миру.
Люди научились не только приспосабливаться к окружающему миру, но и приспосабливать окружающую среду под себя, выводить новые виды животных и растений, изменять ландшафты, перемещаться со сверхзвуковой скоростью, и еще быстрее передавать на огромные расстояния информацию друг другу. Возможно, люди, приспосабливая этот мир под свои нужды, его уничтожат, и себя вместе с ним, а возможно и научатся обращаться с этим миром бережно и жить с ним в гармонии, думать о своих потомках. Человек много чему научился, и вполне возможно, что со временем осознает свою потребность жить в гармонии с окружающим миром и научится этому. Все возможно для человека, потому что человечество в целом постоянно превосходит свои возможности, благодаря отдельным личностям. И постоянно очень многое зависит от очень немногих людей. И довольно-таки часто в число этих немногих попадают инвалиды.
Здоровому человеку не трудно жить по стандартной схеме, быть в обойме общества, и потому у него нет особой нужды о чем-то задумываться, что-то изобретать, потому что все задачи они могут решить с помощью физической силы, к примеру. А если человек из-за ограничения своих возможностей стал изгоем в обществе, то ему, чтобы выжить, надо постоянно думать и изобретать что-то новое, и творчески подходить к решению этих задач. Не может, к примеру человек с психическими отклонениями, как другие ходить на работу, чтобы заработать на жизнь, сидит дома, изучает электротехнику от скуки, живет за счет родителей. И благодаря тому, что он сосредоточился на одном предмете, и изучает его много лет подряд, он может узнать больше, нежели большая часть студентов, которые хотят просто получить диплом, а потом работу, на которой они будут за деньги делать сугубо то, что от них требуют. И этот самоучка, если не сам может сделать какое-то открытие в этой области, то подать какую-то идею специалистам узкого профиля, который сделает открытие, последствиями которого станет радикальное изменение всего общества.
Многие скажут, что кормить миллионы дармоедов, чтобы один из них что-то изобрел, не очень-то и выгодно. Но жизнь показывает, что очень даже выгодно, что наоборот от соответствующих нормам заурядных людей толку меньше, чем от одного чудака, который не мог заработать на содержание лошадей и кареты, и потому изобрел автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. И это его изобретение поначалу вызвало бурное негодование у всех слоев общества. Автомобилей боялись, им не доверяли, их хотели запретить. Нормальные люди тупо терпеливо зарабатывали деньги на экипаж, конюшню, коней, сбрую, зарплату конюхам и кучеру. Трудно представить, наше общество сегодня без двигателя внутреннего сгорания. Трудно представить нашу жизнь без компьютера с монитором, трудно представить её без социальных сетей, которые изобрел человек, у которого были трудности в общении со сверстниками. Его возможности были ограничены в этой области, и он нашел нестандартное решение своей проблемы. Благодаря социальным сетям у людей со схожими проблемами, их больше нет, да и большая часть нормальных людей больше не тратит деньги на посиделки в кафе и барах, не ходят в ночные клубы, потому понятия о нормах в этой области изменились.
Бывает и так, что люди с ограниченными возможностями, хоть и сами ничего не изобретают, но вдохновляют на какие-то изобретения ученых с выдающимися возможностями. В силу того, что в этом мире все связано причинно-следственными связями в этом мире важно все, и кровососущие насекомые, и грязь под ногами нищего. Камешек, который оказался в определенное время в определенном месте может стать причиной ужасной катастрофы глобального масштаба или изобретения, которое облегчит жизнь миллионов. Ничто не исчезает и не берется из ниоткуда, невозможно что-то уничтожить, можно это лишь перевести из одного состояния в другое. Некогда кормчий Мао решил, что в мире не нужны воробьи, и дал приказ китайцам уничтожать воробьев. Кормчий оказался обычным маразматиком, возомнившим себя богом, потому что не мог знать даже того, что в природе при нарушении пищевых цепочек настает лютая катастрофа. Без воробьев, которые питались насекомыми, эти насекомые расплодились и сожрали весь урожай, и начался голод, а потом закупка воробьев в других странах, их разведение и обожание. Так же и с инвалидами, и с теми, кого некоторые считают паразитами.
Теперь можно вернуться к тем людям, которые в силу ограниченности своих возможностей пишут злобные и невежливые комментарии! Их невозможно никуда убрать, их большинство, они едва ли придумают что-то новое, но они тоже нужны, потому что именно под их давлением другие люди, возможности которых ограничены иначе, могут что-то изобрести, новую методику воспитания, к примеру. Да, они могут заклевать какого-то поэта, ввести его в состоянии депрессии, но, чтобы выйти из этой депрессии, этот поэт может сложить такую поэму, которой будет восхищаться много поколений всего человечества. Да, это ограниченное большинство иногда устраивает геноцид, мировые войны, покупаясь на обещания простого решения сложных проблем, но те же войны приводят к скачкам в развитии науки и экономики, вынуждают правителей задуматься о причинах этих ужасных явлений, вынуждают начать изучать законы развития общества, вынуждают задуматься над совершенствованием конструкции этого общества. И дилетанты в искусстве тоже необходимы для того, чтобы люди сначала воспринимали что-то попроще, и постепенно, сравнивая одно с другим, постигали прелести шедевров великих мастеров.
Если человеку вдруг кажется, что он что-то знает, как в случае Мао и воробьев, то лучше вспомнить Сократа, которой высшей мудростью считал свое осознание того, что он не знает ничего. Мы можем строить предположения из нашего опыта, который, всегда ограничен, каким бы он богатым нам ни казался, но это будут только наши предположения, которые в той или иной мере отличаются от того, что происходит. Если сталкиваешься с человеком, который не видит ограничения своих возможностей, и потому даже и не думает эти ограничения преодолевать, то не стоит тратить время на просвещение этого человека, да ещё и против его воли. Этим допустимо заниматься только в тех случаях, когда другого выхода нет, когда нет возможности найти другой выход. И в таких случаях, нужно выстроить это просвещение таким образом, чтобы просвещаемому казалось, что это не вы его просвещаете, а он вас. Этой цели можно достигнуть путем задавания вопросов, которые наведут просвещаемого на определенные выводы. Так что то, что хотите утверждать вы, будет утверждать он сам. Умные люди не стремятся кого-то чему-то учить, они знают, что очень многим вещам невозможно научить, а можно только научиться при огромном желании или отсутствии другого выхода. Умные люди предпочитают тратить время на обучение, и учатся до самой смерти. Хотя даже при неудачных попытках кого-то и чему-то обучить, учитель получает опыт, который может стать причиной полезного открытия.
Свидетельство о публикации №224110500449