100 книг. О всё видавшем. Эпос о Гильгамеше
Несколько слов.
Конечно, удивительно, что столь древние сказания дошли до нас, сохранились, были найдены и были расшифрованы, прочитаны. И посмотрите по датам, в течении тысячи лет эти сказки существовали не то исключительно в устном виде, а может шумеры знали бумагу или нечто похожее, кроме глиняных табличек, но обнаруженные записи были сделаны тысячу лет спустя после жизни и приключений Гильгамеша, царя и полубога, точнее на две трети человека, на одну треть бога (в вавилонском царстве своё отношение к счету).
И эти таблицы - не бухгалтерские счета, не записи рыночных торговцев, а прекрасные песни. По содержанию сказок они напоминают древнегреческие легенды, там есть и разборки между богами, и человеческие страдания героев, и мужская дружба (чего кажется вовсе нет у древних греков) и путешествие героя "на край скорби", почти в царство мертвых. Отдельно - рассказ о всемирном потопе, но не в библейском варианте, тем не менее очень интересный.
Существуют у разных народов разные литературные памятники разной степени древности, но почему-то именно это произведение попало в норвежский список, а значит стало важным для культур многих стран одновременно. Самое древнее? Не знаю, скорее причиной стало именно то, что в период зарождения и расцвета современной культуры расшифровка клинописи имела сильный резонанс во многих странах, удивление стало причиной внимания.
Перевод этого эпоса на русский был сделан Николаем Гумилевым. Конечно, это героический эпос, поэт Гумилев очень любил героев, героические истории. Но его интерес более глубок, и хотя сами песни мне очень запомнились, читать о Гумилеве и его духовных поисках было интереснее.
Литературовед Алексей Дубовцев пишет:"сюжет грехопадения (что созвучно с «Эпосом о Гильгамеше») становится амбивалентным: для Н. Гумилёва это не только трагедия отпадения от Бога, это еще и счастье обретения культуры." Дубовцев подчеркивает, что для Гумилева была четкая связь между грехопадением, стыдом, и рождением искусства, всей культуры. И Гумилев находит эту связь в историях Гильгамеша. Хотя, что мне пересказывать, лучше почитайте автора полностью, на сайте gumilev . ru есть его статья.
Мне лично не симпатичен царь, силач, герой Гильгамеш. Он был жесток, бил не только врагов, но также женщин и детей.
Он зачем-то пошел и расправился с чудищем, которое охраняло кедровый лес. Хотел силой померяться, другой причины не было. И лес с тех пор никто не охранял, думаю давно и следа от того леса не осталось.
И еще, когда его друг умер (видимо от проклятья богини), то героический царь стал бояться смерти сам, получил полную депрессию. Он был молод, силен, но боялся смерти хуже больных стариков, искал бессмертия. Этот страх никого не украшает, когда человек живет осмысленной жизнью, он может относится к смерти спокойно, как к неизбежности.
P.S.
Есть на эту тему на ютубе интересные лекции, профессора Зубова, и других.
**
Всемирная библиотека (100 лучших книг всех времён) (норв. Verdensbiblioteket) — серия книг Норвежского книжного клуба[no], включающая 100 книг из списка, составленного в 2002 году Норвежским книжным клубом совместно с Норвежским институтом имени Нобеля.
В составлении списка приняли участие 100 писателей из пятидесяти четырёх стран мира. Целью составления списка был отбор наиболее значимых произведений мировой литературы из разных стран, культур и времён. 11 произведений, включённых в список, написаны женщинами, 85 написаны мужчинами, авторы 4 произведений неизвестны. В отличие от других более аффилированных в национальном плане списков («по мнению» газет, журналов, радиовещательных корпораций), в данном списке проведена попытка сбалансировать национальный аспект и объективно оценить значимость произведений для человечества. Так, в списке 28 произведений на английском языке, 12 — на французском, 10 — на немецком, 9 — на русском, 41 на всех других языках.
Каждый писатель, участвовавший в составлении списка, предоставил свой собственный список из десяти книг. Из русскоязычных писателей в составлении списка участвовали Чингиз Айтматов, Александр Ткаченко и Валентин Распутин.
Книги, отобранные в результате этого процесса и перечисленные здесь, никаким образом не разделены по значимости; организаторы заявили, что «они все равны», за исключением книги Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский, которая набрала на 50 % больше голосов, чем любая другая книга, попавшая в список, и была названа «лучшей книгой всех времён и народов».
Свидетельство о публикации №224110500457