О вере
В народе растёт вера в загробную жизнь. Насчёт веры в Бога - я бы так не сказал, а вот в загробную жизнь -да. Возможно ли одно без другого? Традиционные авраамические религии - христианство, ислам и иудаизм отвечают на этот вопрос отрицательно: Бог - Творец мира видимого и невидимого, то есть - загробного. Однако такая религия, как буддизм, утверждает, что «просветление - бодхи изначально не имеет древа, а светлое зерцало - подставки», иными словам, для бессмертия Бог не нужен, требуется усовершенствовать свою душу до бессмертного состояния, и достигается это скорее аскетикой и дисциплиной ума, нежели моральными практиками.. Искавшие бессмертие в вечном диалектическом единстве и борьбе инь и ян даосы тоже в Боге с его кодексом заповедей не слишком нуждались, зато конфуцианство предложило ввести святость в параграфы государственных законов - но это уже имеет отношение скорее к политической жизни, а не к бессмертию человеческой души.
Возможно, тот факт, что именно восточные практики сулят человеку бессмертие без Бога, заставляет людей в трудные времена обращаться к «чуждым богам», которые, по слову Священного Писания «суть бесы».
До веры в Бога ведь нужно дорасти, а здесь - всё расписано, выполняй инструкции - и будешь вечно молодой и вечно пьяный ловить вместе с даосом Ли Бо луну в озере. И поэтично, и романтично - но, к сожалению, зачастую - слишком драматично.
Вспоминается всплеск увлечения йогой в России в перестроечное время: на улицах плакаты:- «Йог Анатолий Иванов». Помню, проходя мимо одной из тумб с афишей заметил, что зачеркнутое чьей-то рукой «г» в слове «йог» исправлено на «б». Момент, на самом деле, очень характерный - «нет бо иного имени, которым возможно спастись, кроме Имени Иссуса Христа». И это ясно прослеживалось даже в хулиганской выходке кого-то из ленинградцев в начале 90-х годов. Теперь йоги в России как-то поутихли, но зато расцвело махровым цветом славянское неоязычество, придуманное, по словам известного историка и сектоведа Александра Дворкина, в США в середине 50-х годов 20 века. Освобожденное катком перестройки от марксистско-ленинской идеологии пространство бывшей советской России заполнилось, помимо возрожденных и вновь построенных храмов и мечетей «межклеточной жидкостью» новых учений, сулящих бессмертие без Бога, да и в церковь люди потянулись примерно за тем же.
Но ведь, по словам Ф. М. Достоевского: «Если Бога нет, то всё позволено». В том-то и дело, что в таком случае позволено всё, кроме бессмертия - «не могут бо страсти нынешнего века в бессмертной славе явиться в нас» (Рим. 8:18). А гордыня, или бунт против Бога, отрицание самого Его бытия - страсть тягчайшая, наипервейшая и наипоследнейшая - превращающая Ангела света в падшего Денницу и влекущая к антибессмертию - или вечной гибели в преисподней. От чего да избавит нас Господь Всемогущий!
НИКОЛАЙ ЕРЁМИН
05.11.2024
Свидетельство о публикации №224110500462