Сталинское благоденствие

Неофициальный клуб любителей СССР постоянно пополняет свои ряды. А самая многочисленная секция этого клуба — это любители Сталина, в число которых входят такие разные люди, как ярые атеисты, убеждённые христиане и фанатичные язычники. Причём больше всего все они превозносят 1930-е годы, то есть период индустриализации и коллективизации. Мол, тогда уже много лет в стране была народная власть, все богатства страны принадлежали исключительно народу. Именно поэтому экономика росла невиданными темпами, строилось множество заводов, закупаемых за рубежом, сельское хозяйство получало тысячи тракторов, создавались крепкие колхозы. В результате страна, конечно же, расцветала на глазах и к 1941 году стала богатой и мощной державой, что и позволило ей победить фашизм. Некоторые идут ещё дальше и утверждают, что именно при Сталине в СССР и был настоящий коммунизм, который мы просто не заметили.

А давайте посмотрим, как же тогда жили обычные люди, ради которых и были произведены все эти грандиозные свершения. Ведь любые экономические преобразования имеют смысл только тогда, когда они приводят к улучшению жизни народа.

Мы не будем сейчас говорить о чиновниках из партийной номенклатуры, имевших спецобслуживание, большие квартиры, госдачи и полновесные продуктовые спецпайки. Мы не будем также сейчас говорить о миллионах узников концлагерей и о людях, сосланных в Сибирь и Казахстан. Все они были рады любой крыше над головой, любой миске баланды и любому кусочку хлеба. Мы остановимся на жизни самых обычных людей, живших в городах и деревнях СССР.

Итак, сухая статистика из открытых источников с небольшими комментариями.

В 1929 году в СССР, как известно, была снова введена карточная система, которую отменили ещё в 1921 году в связи с началом НЭПа. В апреле 1929 года ввели карточки на хлеб, к концу 1929 года карточная система охватила все виды продовольствия, а потом распространилась и на промышленные товары. По карточкам продавали всё вплоть до трусов и галош. Причём люди, получившие эти самые галоши, часто шли на рынок, чтобы обменять их на хлеб. Поэтому тогда никого не удивляла просьба Крокодила из стихотворения «Телефон» Корнея Чуковского: «Мой милый, хороший, пришли мне калоши, и мне, и жене и Тотоше… Ах, те, что ты выслал на прошлой неделе, мы давно уже съели».

Продовольственные карточки были трёх категорий для трёх групп населения. Карточки первой категории выдавались только рабочим, которые могли купить в день по 800 г хлеба (членам их семей полагалось по 400 г). Служащие относились ко второй категории снабжения и получали по 300 г хлеба в день (и по 300 г на своих иждивенцев). Третьей категории — безработным, инвалидам, пенсионерам — полагалось по 200 г хлеба. А вот «нетрудовые элементы»: торговцы, служители религиозных культов — карточек вообще не получали. Не давали карточек также и всем домохозяйкам моложе 56 лет. 

При этом наличие карточек вовсе не гарантировало получение продуктов, как принято думать. У кого-то просто не хватало денег, чтобы отоварить свои карточки. А кому-то продукты и вовсе не доставались. Поэтому до сих пор коллекционеры старинных документов имеют возможность приобрести в интернете целые блоки неотоваренных тогда карточек.

Да, можно было тогда купить кое-что и без карточек. В стране ещё оставались немногочисленные кооперативы, которые имели свои магазины. Но цены там были примерно втрое выше, чем на «карточные» товары, поэтому пользовались этими магазинами немногие. Были ещё и так называемые «Торгсины» (1930 — 1936 годы, «торговля с иностранцами»), то есть магазины, в которых можно было купить дефицитные продукты за золото и валюту. А так как золота и валюты почти ни у кого не было, люди порой сдирали со своих зубов золотые коронки, чтобы накормить голодных детей.

Система карточек просуществовала в СССР вплоть до 1935 года. Однако и её отмена не сильно облегчила жизнь людей. Ещё перед отменой карточек в июне 1934 года цены на ржаной и пшеничный «карточный хлеб», а также на муку были повышены в два раза чтобы хоть как-то приблизить их к коммерческим ценам. При этом одновременно с началом свободной продажи продуктов вводились ограничения на разовый отпуск товаров в одни руки. Более того, со временем эти ограничения ужесточались. Так, в 1936 году покупатель мог купить 2 кг мяса, а с апреля 1940 года — 1 кг, колбасы — вместо 2 кг только 0,5 кг, рыбы — вместо 3 кг только 1 кг, а сливочного масла — вместо 500 г только 200 г. И эти продукты надо было ещё найти в продаже и отстоять огромные очереди.

Как видим, до изобилия было очень далеко. Более того, подобный рацион сейчас был бы расценен как унизительная и беспросветная нищета. Поэтому не мешало бы нынешним любителям Сталина попробовать прожить хотя бы месяц на карточном пайке. Кто вы — служащий? Так вам положено только 300 граммов хлеба в день. Вы пенсионер? Получите свои 200 граммов. И это в мирные времена!

Кстати, карточки потом опять вводились во время Великой отечественной войны и после войны (с 1941 по 1947 годы). То есть они существовали почти во всё время правления Сталина.

Уже слышу возражения, что в 1930-е годы жизнь во всех других странах тоже была небогатой, ведь не так давно закончилась жесточайшая первая мировая война, сильно разрушившая экономику. К тому же отсталая капиталистическая система, конечно же, восстанавливалась гораздо медленнее, чем наша передовая социалистическая. А уж если бы в России не свергли царя в 1917 году, то нашим людям жилось бы вообще неизмеримо хуже. Ну что же, обратимся к свидетельству Евфросинии Керсновской, которая написала замечательную книгу «Сколько стоит человек» о своей жизни в Бессарабии и последующей ссылке в Сибирь.

Маленькая историческая справка. Бессарабия входила в состав Российской империи с 1812 года по 1917 год (наши соотечественники!), а потом — в состав Румынии с 1918 по 1940 год. В 1940 году Бессарабия была присоединена к СССР. Сейчас земли Бессарабии — в составе Молдовы и Украины.

Так вот, в 1940 году в Бессарабию вошли советские войска и стали устанавливать там свои порядки. На митингах местное население агитировали за советскую власть и жизнь без хозяев. И вот что рассказали соседи Керсновской о таком митинге:

— Ой, смеху было! Собрались мы. И вот приехали какие-то начальники. Стали всяко-разно говорить: «Мы, вас освободили, раскрепостили. Теперь у вас будет новая, счастливая жизнь! Вот у нас в колхозах получают даже по 2 килограмма на трудодень». Мы чуть со смеха не повалились! Чтобы мы за 2 килограмма хлеба работали, да на своих харчах! Тогда выступили Спиридон Мотрук и Леня Волченко. Они бедняки: ни кола ни двора — им и говорить ловчее. Их-то никто не попрекнёт, не заподозрит! «Да что вы, — говорит Спиридон, — зачем мне ваши 2 килограмма в колхозе? Я пойду косить к нашей барышне и получу 50 килограмм в день. И накормят меня пять раз от пуза, а вечером кварту вина вдобавок!» И все поддержали: «Верно, — говорят, — не нужно нам ваших двух килограммов! Мы своим курам больше насыпаем!» На том и кончилось…

Небольшое пояснение. «Барышня» — это и есть Евфросиния Керсновская. Советская власть посчитала её хозяйство кулацким (46 гектаров земли и крестьянский дом в 3 комнаты), всё у неё забрала и выслала её в Сибирь вместе со многими другими бессарабцами. Хлебом же в данном случае называется, конечно же, зерно, а вовсе не булки и батоны.

Вот так. Советские люди даже не представляли себе, что такое более-менее нормальная жизнь, поэтому считали себя самыми счастливыми, свободными и обеспеченными, примером для всех остальных стран. А тех кто мог наглядно показать, как надо нормально жить, власть старалась поскорее отослать подальше.

Конечно, было бы совершенно неправильно винить в такой бедной жизни в СССР простых людей, честных тружеников. Наоборот, можно только восхищаться их самоотверженным трудом, их заботой о своих семьях, их терпением и умением выживать. А вот власть, которая довела их до такого безобразного уровня нищеты, уважения не заслуживает совсем. Она держалась исключительно на лжи о том, что «жить стало лучше, жить стало веселее». И тех людей, которые не желали видеть этих мнимых улучшений и разделять всеобщего веселья, власть отправляла на рабские работы в ГУЛАГ, в сибирскую ссылку или просто расстреливала.

А ещё любители Сталина любят повторять, что в годы его правления у людей была цель жизни, была идеология, обещавшая скорую победу коммунизма, когда «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Вот только свои способности и потребности определяли в то время не сами люди, а партийные органы и «великий вождь» Сталин. В результате работали-то люди на износ, часто даже ночами, а получали за это жалкие крохи, зато много лапши на уши. Поэтому можно смело сказать, что все экономические достижения страны в то время были оплачены трудом, имуществом, здоровьем и жизнями простых тружеников.

Цель хороша только тогда, когда она истинная, но коммунистическая идея во всём мире показала свою полную несостоятельность. А если навязываемая общая цель ложная, то лучше уж совсем не иметь никакой общей цели, пусть каждый выбирает свою цель самостоятельно, ориентируясь на свою совесть и на божьи заповеди.

И не дай нам Бог получить в правители ещё такого же Сталина! Второго подобного геноцида страна и народ просто не выдержат. Ведь только прямые избыточные потери населения за время правления Сталина составили, по оценкам специалистов, от 35 до 40 миллионов человек.


Рецензии
Доброго дня Вам!

"Вернись, вернись, дорогой товарищ Сталин! Без вас мы позабыли, что такое голод и произвол! Никак не можем сесть на диету, разжирели, как последние буржуйские сволочи!"

Жаль мне сталинистов.

Нина Алешагина   02.09.2025 12:53     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Нина! Мне тоже уже сильно надоели подобные вопли сталинистов. Причём многие из них не только не отрицают репрессии и нищету, но даже и превозносят их. Зато многие здравомыслящие люди считают, что про Сталина уже всё сказано, тема закрыта. Но зло никогда не считает себя побеждённым.

Ю.Новиков   02.09.2025 13:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.