Перекрёсток
Удивительно, но каждый неизбежно приходит туда, куда идёт.
Характерно, что, обычно, он идёт с закрытыми глазами.
Научное мировоззрение формируется построением моделей мира и принятием этих моделей после опытной проверки.
Построены и проверены остроумные и интересные модели «механизмов» осуществления Мироздания.
Но тонкое понимание работы этих «механизмов» ничем не усиливает главную «пружину» бытия человека – его желание жить хорошим человеком в этом мире: научное понимание мира оставляет человека чем-то необязательным в мире, и мир выглядит предельно «обездушенным», поэтому не затрагивающим чего-то очень важного в человеке и не приближающего человека к смыслу его пребывания в хитроумно устроенном Мироздании.
В мире животных нет свободы выбора: зверь – навсегда – зверь.
Когда небольшая обезьяна взяла в руки палку, она осталась зверем.
Немного более сноровистым, чем была раньше.
Сейчас в её руках, ставших куда более слабыми, чем раньше, огромные силы.
Многим нравится думать, что эта обезьяна вышла в люди.
Другие полагают, что, во внутривидовых отношениях, мыслящая обезьяна осталась в Царстве Животных: после удовлетворения базовых потребностей, общих с другими животными, у неё не появляется иных: сытые травоядные животные всё свободное время переваривают эту пищу, хищники – спят, а человек стремится заполнить досуг развлечениями.
Некоторые люди изобретают.
Изобретения двигают цивилизацию вперед.
А способности человека скудеют: Природа наделила свои творения рациональным качеством: если какие-то свойства не применяются, они уходят.
В биологии это направление эволюции называется дегенерацией.
«Письменность убила память» - удивлённо сказал Платон больше двух тысяч лет назад.
Римский дух гражданина Республики был окончательно утрачен во времена Империи, и бывший гражданин превратился в безликий элемент охлоса (толпы), под рёв которого: «Panem et circenses! (Хлеба и зрелищ!)» была сметена римская цивилизация, достижениями которой до сих пор пользуются потомки её разрушителей.
Приходящие времена продолжали ослаблять способности человека.
Сначала он ослаб, как животное.
Дальше слабел, как человек.
В человечестве продолжала прогрессировать болезнь протезирования возможностей, начавшаяся в тот момент, когда обезьяна взяла в руки палку.
Болезнь усилилась достижениями машинной цивилизации: машины всё делали лучше человека.
Росли города, затягивавшие в себя огромные массы людей облегчённой формой жизни.
Все народы оказались в этом водовороте.
Народ создаётся взаимодействием труда по выращиванию хлеба насущного и природных условий, в которых это происходит.
Он возникает в деревне.
Сегодняшние города, где бы они ни находились – это не только инкубаторы, в которых человек отделён от Природы. Там мощная масс-культура стирает различия между людьми.
Там исчезают народы.
И что ещё страшнее – там исчезает человек, из безусловной ценности, превращающийся в объект потребления социума, ибо именно в городах он является в бОльшей степени продуктом социума, чем созданием Природы.
Вместо развития способностей начинают упраздняться не только умения, но и человеческие качества: смелость, искренность, добросердечность, исчезает «роскошь человеческого общения».
Остаётся ум.
Ум приходит к созданию Искусственного Интеллекта, мощного инструмента, способного аккумулировать все знания и умения человечества и, на их базе, способного творить.
Такого инструмента у человечества ещё не было.
Универсальные возможности Искусственного Интеллекта способны убрать последние препятствия, преодоление которых сохраняет в человеке творческие силы: для развития сил необходимо преодоление «сопротивления материала».
Протезы, конечно, необходимы для возвращения инвалиду полноты жизни.
Но когда безудержное развитие протезирования возможностей превращает человека в инвалида, последовательно теряющего свои способности и качества, неизбежно всплывает в памяти закон эволюционной дегенерации.
Протезированные возможности человека титанически возрастут: он будет способен создавать уже не виртуальные, а реальные миры.
Возрастающее могущество сделает созидание лёгким и непринуждённым. Поэтому, в слабеющем человеке, желания создавать что-либо тоже будут слабеть.
Однажды, взглянув в духовное зеркало, человек не увидит себя, поймёт, что его уже нет, и исчезнет.
Досуг животных не развивает их.
Большинство людей – тоже.
Обнадёживает остающееся меньшинство: когда люди начали покидать Царство Животных, их тоже было совсем немного.
Человек может быть мудрецом.
Мудрого социума ещё не было. Этому мешают происходящие в нём стохастические процессы.
В лучшем случае, социум рационален.
Может быть, неоткрытые законы Природы, позволят людям преодолеть искушение инвалидизирующего их всемогущества, и не только совершенствовать протезы возможностей, но и развивать свои человеческие качества и способности.
Свидетельство о публикации №224110500775
Может быть, в Вашей статье присутствует некий перебор в рассуждениях, тогда можно допустить и такой сценарий будущего.
Однако вникнуть в суть статьи было любопытно.
Всем Вам благ, уважаемый Александр!
Олег Васильев 5 12.11.2024 18:45 Заявить о нарушении
И "неоткрытые законы" Природы не такие уж "неоткрытые": в "частоколе" законов биологического вида Природа всегда оставляет "калитку", через которую желающие могут выйти. У животных нет свободы воли, но у человека-то она есть, поэтому он найдёт "калитку".
С уважением
Александр Гаврилов 7 12.11.2024 22:33 Заявить о нарушении