Перекрёсток

   ПЕРЕКРЁСТОК


   Удивительно, но каждый неизбежно приходит туда, куда идёт.
   Характерно, что, обычно, он идёт с закрытыми глазами.

   Научное мировоззрение формируется построением моделей мира и принятием  этих моделей после опытной проверки.
   Построены и проверены остроумные и интересные модели «механизмов» осуществления Мироздания.
   Но тонкое понимание работы этих «механизмов» ничем не усиливает главную «пружину» бытия человека – его желание жить хорошим человеком в этом мире: научное понимание мира оставляет человека чем-то необязательным в мире, и мир выглядит предельно «обездушенным»,  поэтому не затрагивающим чего-то очень важного в человеке и не приближающего человека к смыслу его пребывания в хитроумно устроенном Мироздании.
   
   В мире животных нет свободы выбора: зверь – навсегда – зверь.

   Когда небольшая обезьяна взяла в руки палку, она осталась зверем.
   Немного более сноровистым, чем была раньше.

   Сейчас в её руках, ставших куда более слабыми, чем раньше, огромные силы.
   
   Многим нравится думать, что эта обезьяна вышла в люди.

   Другие полагают, что, во внутривидовых отношениях, мыслящая обезьяна осталась в Царстве Животных: после удовлетворения базовых потребностей, общих с другими животными, у неё не появляется иных: сытые травоядные животные всё свободное время переваривают эту пищу, хищники – спят, а человек стремится заполнить досуг развлечениями.

   Некоторые люди изобретают.
   Изобретения двигают цивилизацию вперед.

   А способности человека скудеют: Природа наделила свои творения рациональным качеством: если какие-то свойства не применяются, они уходят.
   В биологии это направление эволюции называется дегенерацией.

   «Письменность убила память» - удивлённо сказал Платон больше двух тысяч лет назад.

   Римский дух гражданина Республики был окончательно утрачен во времена Империи, и бывший гражданин превратился в безликий элемент охлоса (толпы), под рёв которого: «Panem et circenses! (Хлеба и зрелищ!)» была сметена римская цивилизация, достижениями которой до сих пор пользуются потомки её разрушителей.

   Приходящие времена продолжали ослаблять способности человека.

   Сначала он ослаб, как животное.
   Дальше слабел, как человек.

   В человечестве продолжала прогрессировать болезнь протезирования возможностей, начавшаяся в тот момент, когда обезьяна взяла в руки палку.

   Болезнь усилилась достижениями машинной цивилизации: машины всё делали лучше человека.
   
   Росли  города, затягивавшие в себя огромные массы людей облегчённой формой жизни.
   Все народы оказались в этом водовороте.

   Народ создаётся взаимодействием труда по выращиванию хлеба насущного и природных условий, в которых это происходит. 
   Он возникает в деревне.
   Сегодняшние города, где бы они ни находились – это не только инкубаторы, в которых человек отделён от Природы. Там мощная масс-культура стирает различия между людьми.
   Там исчезают народы.

   И что ещё страшнее – там исчезает человек, из безусловной ценности, превращающийся в объект потребления социума, ибо именно в городах он является в бОльшей степени продуктом социума, чем созданием Природы.
   Вместо развития способностей начинают упраздняться не только умения, но и человеческие качества: смелость, искренность, добросердечность, исчезает «роскошь человеческого  общения».
   Остаётся ум.

   Ум приходит к созданию Искусственного Интеллекта, мощного инструмента, способного аккумулировать все знания и умения человечества и, на их базе, способного творить.
   Такого инструмента у человечества ещё не было.
   
   Универсальные возможности Искусственного Интеллекта способны убрать последние препятствия, преодоление которых сохраняет в человеке творческие силы: для развития сил необходимо преодоление «сопротивления материала».

   Протезы, конечно, необходимы  для возвращения инвалиду полноты жизни.
   Но когда безудержное развитие протезирования возможностей превращает человека в инвалида, последовательно теряющего свои способности и качества, неизбежно всплывает в памяти закон эволюционной дегенерации.

   Протезированные возможности человека титанически возрастут: он будет способен создавать уже не виртуальные, а реальные миры.
   Возрастающее могущество сделает созидание лёгким и непринуждённым. Поэтому, в слабеющем человеке, желания создавать что-либо тоже будут слабеть.

   Однажды, взглянув в духовное зеркало, человек не увидит себя, поймёт, что его уже нет, и исчезнет.
 
   Досуг животных не развивает их.
   Большинство людей – тоже.
   Обнадёживает остающееся меньшинство: когда люди начали покидать Царство Животных, их тоже было совсем немного.

   Человек может быть мудрецом.
   Мудрого социума ещё не было. Этому мешают происходящие в нём стохастические процессы.
   В лучшем случае, социум рационален.

   Может быть, неоткрытые законы Природы, позволят людям преодолеть искушение инвалидизирующего их всемогущества, и не только совершенствовать протезы возможностей, но и развивать свои человеческие качества и способности.


Рецензии
Статья оставила в душе какую-то безнадёжность существования всего человечества в будущем за исключением небольшого количества, надеющихся на ещё неоткрытые законы Природы, что позволят выбраться из ожидаемой деградации человечества.
Может быть, в Вашей статье присутствует некий перебор в рассуждениях, тогда можно допустить и такой сценарий будущего.
Однако вникнуть в суть статьи было любопытно.
Всем Вам благ, уважаемый Александр!

Олег Васильев 5   12.11.2024 18:45     Заявить о нарушении
Не должно быть безнадёжности: не зря же статья называется "Перекрёсток" - направление можно сменить.
И "неоткрытые законы" Природы не такие уж "неоткрытые": в "частоколе" законов биологического вида Природа всегда оставляет "калитку", через которую желающие могут выйти. У животных нет свободы воли, но у человека-то она есть, поэтому он найдёт "калитку".

С уважением

Александр Гаврилов 7   12.11.2024 22:33   Заявить о нарушении