О Генерации П ВО Пелевина
Бывают книги, от которых воротит через десяток страниц, бывают те, что читаются с некоторым трудом, но радуют «фотонами знания» или «интеллектуальным экстазом», а бывают те, за возможность чтения, которых заново, ты благодаришь свою короткую память. Виктор Олегович Пелевин – это живой классик, которому, взявшиеся за ум соотечественники, поставят памятники еще при жизни, в его честь будут называть детей, улицы и учреждения. И можно смело пикировать на страждущих скорого «апокалипсиса» на наличие современных гениев с яркостью духовной пути и фундаментальными поисками, жаждой жизни и любовью к человеку и миру, Родине и Богу. «Товарищи ортодоксы» не стыдитесь и не страшитесь трудностей! «Конца света» в ближайший век точно не будет!
Писатель феерически владеет литературными приёмами, его метафоры, эпитеты, образы как выгравированные бриллианты, как драгоценные философские флюоресцирующие бусины на ожерелье отечественной литературы. Чувствуется энциклопедизм познаний человеческой культуры, проработка «вагонов» научных и литературных источников и «петабайт» фильмографии, автор давно отжал и распробовал смысловой сок реальности как во времени, так и в вечности. Оригинальные тексы – шедевры, озаряющие своей красотой слога даже «слепорождённых в плаценте постмодерна с кровавыми, но политкорректными котиледонами». По-моему, автор «криптохристианин», под пустотой понимающий отвлекающие «спецэффекты» нашего мира, объекты соблазна и «механики» процессов, затуманивающих взор от Истины. Буддистские наития о обезличивании мира в целом и представление его как движение и взаимодействия неких частиц, а наименование видимого мира и людей пустотой, лет десять назад отпугнули меня, от сегодня прославляемого мною автора. Однако, во многих произведениях и в рассматриваемом, В.О. Пелевин смело иронизирует над практиками буддизма, например, о способах просмотра телевизора по-буддийски без изображения, без звука, а потом и без того и другого. Поэтому, пустота это не вся вселенная и даже бытие, «пелевинская пустота» — это суетность мира и повреждённая природа человека, которая при сравнении с Абсолютным Бытием и впрямь пустота. А что бы смотреть сквозь тело соблазнительной женщины, не допуская «организмом» соответствующих психофизических реакций, допустимо думать и о пустоте. Лицезреть красоту, не вожделея по силам только святым на этой земле, и поэтому лучше отвезти взор. Контроль телесных потребностей и обуздывания плоти – угловые камни храма разума любого мыслителя, писателя и философа.
Творца-патриота волнует проблема крушения коммунистической идеологии, развал СССР и трудный поиск русской идеи. Автор живо критикует лицемерную конфигурацию политической системы в России "90-х" и всего мира, опирающуюся на лживые финансовые экономические механизмы, перетирающие человечность в человечину. В.О. Пелевин терпеть не может токсичность постмодернизма, выжигающего всякую почву под ногами современников. Особое отличительное свойство произведений В.О. Пелевина, своеобразный знак качества – это авторский познавательный субъект – обычно герой-мужчина, познающий вселенную романа, найденные им ответы на насущные вопросы, обычно конгруентны и нашей реальности.
Главный герой «генератион Пи» успешно пишет сценарии рекламы, слоганы для продвижения брендов, учитывая общие архетипы, этнические особенности и краски исторического периода. Идеологический вакуум, умственная дехристинианизация и заражение окккультизмом, либеральная «радиация» западной культуры с отторжением чужеродной ткани хищного рыночного эволюционизма сформировали неповторимого познающего героя. Он одинок, но не потерян, увлечён творчеством, но на работе не сгорает, применяет психостимуляторы и наркотики, но большую часть своей жизни сохраняет рациональность рассудка. Карьера его удастся, и он станет главой межбанковской комиссии - по роману это «идейнопропагандистский» источник реальной власти, и люди в него входящие скрепляются некими оккультными процедурами. В пути к карьерному зениту главный герой соприкасается с темами развития мелкого бизнеса и диаспор, первоначального и на том и окончательного накопления капитала, беспринципной конкуренции по типу «во дворовой драке побеждает не самый сильный и благородный, а тот, кто не боится вида крови» и язычеством Вавилона с со специфическими «духовными» галлюцинациями». С латыни слово спирт переводится как дух. Применение средств, изменяющих сознание для общения с духами с целью общего познания или управления событиями в реальности есть транскультурный языческий феномен, «запрещённый» в христианстве, где ум есть почти синоним слову дух, а трезвость сознания и безобразность — это необходимые атрибуты правильной молитвы и духовной жизни. Язычество вероятно, есть древнейший естественный человеческий опыт, основанный не на пустом месте. Можно допустить, что наркотизируемый индивид по собственному желанию может общаться с инфернальными духовными сущностями, как и взаимодействовать со своими психологическими комплексами в подсознании. Первые детерминированы своей злой волей и будут зомбировать своими образами, вторые же обусловлены психофизическими механизмами с проекцией атрибутов жизнедеятельности самого человека. Возможно поэтому опыт «подсознательных ковыряний» и «черной магии» может быть универсален и востребован разными людьми из разных исторических эпох.
На вопрос о русской идее произведение прямо не отвечает, но ваяет блистательный образ, критикующий современную элиту и порядки. Роман обличает постановочный характер политических процессов и роль СМИ в дирижировании массами. Это мощнейшая сила, обрабатывая культурный код нужными психологическими приёмами через телевидение и интернет, формировать нужное «общественное мнение» и «особенности спроса» на товары. По роману нет никаких президентов, правительств, медийных фигур, всё то что показывают на экране и что индивид не может проверить непосредственно, весь видеоконтент создают сервера по всему миру, полученные из штатов, а обслуживающий их персонал, так называемая межбанковская комиссия, купается в изобилии и пороках, но мобилизована с эксплуатацией религиозного человеческого инстинкта - все работники члены секты богини Иштар, которая периодически «выбирает» из адептов себе мужа. Сплав оккультизма и технократизма как наивысшее достижение мировой «интеллектуальной металлургии». Ну и Татарский в итоге новый муж, и ему идёт, он на своём месте. Пряменько так, прямой наводкой в «абсурд демократии» и «новый мировой порядок». Вот как Вы думаете, вот это «Эверест» человеческой цивилизации? Сатанизм пороков вместо настоящей свободы и культ «золотого тельца» и потребления вместо экономики труда. Или раковая опухоль, что срочно нужно отрезать и провезти несколько курсов «христианотерапии»? В романе любое слово, предложение, отсылка или пример имеют смысл, а то и несколько. Автор не льёт воду, каждая фраза отточена и может прорасти в афоризм. В общем - читать всем достигшим реального совершеннолетия с сформированным критическим мышлением, кто не потерял разум и владеет русским языком, а изысканным «литературоведам-аллергикам» - простить мат, ведь и материться можно изысканно, А.С. Пушкин не даст соврать.
Свидетельство о публикации №224110601057