Глава 16. Реконструкция Эрмана Иисус как апокалипт
Эрман предлагает теорию, согласно которой жизнь и учение исторического Иисуса органично реконструируются в контексте классической иудейской апокалиптики I века.
Контекст проповеди Иисуса, согласно Эрману, это классическая иудейская апокалиптика. Эрман предложил реконструкцию возникновения апокалиптического мировоззрения среди евреев начиная с середины II века до н. э.
Изначально бедствия богоизбранного народа объяснялись израильскими пророками – Исаией, Иеремией, Амосом, Иосией – как результат неповиновения народа заповедям Божиим. Время греческого владычества над Израилем (332–167 годы до н. э.) характеризуется двумя аспектами: с одной стороны, засвидетельствован подъем религиозности среди евреев, с другой – именно в это время иудеи подвергались наиболее жестоким притеснениям. В этой обстановке и зародился апокалиптизм. Возникла мысль, что страдание народа Божия – не кара Бога за грехи, а месть за праведность, ниспосланная злыми силами, противными Богу.
Апокалиптики верили, что вмешательство Бога в историю – Суд Божий – совершится в ближайшее время.
Аутентичное учение Иисуса Эрман суммирует след.образом.
"Во всех ранних источниках Иисус предрекает пришествие Царства Божьего. Это будет реальное царство, здесь, на земле. Когда Царство придет, силы зла будут ниспровергнуты. Те, кто покаялся и следовал учению Иисуса, войдут в Царство. Суд над всеми людьми будет вершить Сын Человеческий – небесное существо, которое придет на землю. Одно лишь происхождение от израильского народа не будет считаться достаточным, чтобы заслужить оправдание на Суде. Людям необходимо внять словам Иисуса, обратиться к Богу и следовать заповедям, пока не стало слишком поздно."
Этическое учение Иисуса, согласно Эрману, сводилось к проповеди милосердия, справедливости и покаяния в грехах. Оно во многом напоминало учение ветхозаветных пророков. Однако Иисус не пытался установить некий новый социальный порядок. Проповедь Иисуса заключалась исключительно в возвещении грядущего Царства Божьего, установление которого положит конец существующему мироустройству.Именно поэтому , хотя Иисус и не пытался начать социальные реформы, Его проповедь содержала радикальные революционные импликации. Иисус побуждал Своих последователей воплощать идеалы Царства уже сейчас, ожидая пришествия Сына Человеческого.
Агностик Барт Эрман, как и католический священник Джон Мейер, говорит, что историк не может утверждать или же опровергать возможность чудес. Однако поскольку повествования о чудесных событиях в жизни Иисуса занимают значительную часть евангельского материала, исследователю необходимо каким-либо образом интерпретировать эти данные. Эрман считает, что, даже если ученый воздерживается от философского/богословского вопроса о реальности того или иного чуда, описанного в Евангелиях, «можно подвергнуть некоторые элементы данного эпизода историческому анализу»
Эрман утверждает, что
«есть более чем достаточные причины думать, что Иисус представлял себя Мессией, причем в очень узком и специфическом смысле слова. Мессия, как предполагалось, станет будущим правителем народа Израиля. Но, будучи апокалиптиком, Иисус не думал, что это будущее царство может быть установлено путем политической борьбы или военных действий как таковых. Его должен был принести Сын Человеческий, грядущий, чтобы судить все и вся, противящееся Богу» .
Согласно Эрману, Иисус, вероятно, мыслил Свое мессианство иначе, поэтому в проповедях, обращенных к толпам слушателей, не заявлял о Своем статусе открыто. Но среди ближайших последователей, в кругу двенадцати учеников Иисус более открыто давал понять, что именно Он есть Мессия – будущий владыка земного Царства Божьего.
Особенностью реконструкции Эрмана является его объяснение ареста и казни Иисуса.
Согласно Эрману, арест Иисуса еврейской храмовой аристократией был следствием выступления Иисуса в Иерусалимском храме .
Чтобы предоставить рассмотрение дела Иисуса в ведение префекта Пилата, еврейской аристократии необходимо было привести более веские аргументы, чем просто угрозы Иисуса разрушить Храм. Необходимо было преподнести деятельность Иисуса как мятеж против римлян. Для этого первосвященники воспользовались информацией (возможно, полученной от Иуды Искариота) о том, что Иисус называет себя царем. Эти сведения они не могли получить только из проповедей Иисуса, поскольку это не входило в Его публичные заявления, а являлось частью информации для учеников .После получения свидетельства Иуды еврейские аристократы передали дело Иисуса в руки префекта Пилата с обвинением в мятеже и попытке свергнуть власть Рима в Израиле.
К реконструкции Эрмана предъявляются примерно те же претензии, что и к исследованиям Мейера и Сандерса: его работу критикуют за недостаточное внимание к феномену эллинизированного иудаизма, который, с точки зрения многих исследователей, является контекстом служения и проповеди Иисуса в Галилее.
Ключевые особенности реконструкции образа исторического Иисуса Эрманом:
Иисус был иудейским апокалиптиком, проповедовавшим скорое пришествие на землю Царства Божьего. Хотя установление Царства должно было произойти в ближайшем будущем, его пришествие ощущалось уже во время проповеди Иисуса и выражалось в совершаемых Им чудесах.
Иисус считал Себя Мессией, т.е. верил в то, что после установления Царства Бог сделает Его там владыкой. Однако Иисус не заявлял о Своем мессианстве открыто, поскольку Его представления о роли Мессии несколько отличались от распространенных среди иудеев воззрений. Иисус все же давал понять Своим ученикам ( наиболее приближенному узкому кругу последователей), что именно Он является Помазанником Божиим.
Иисус считал, что эсхатологический Суд над людьми будет вершить некий божественный «Сын Человеческий», чей скорый приход Он также возвещал в Своих проповедях.
Иисус был взят под арест еврейской аристократией после инцидента в Иерусалимском храме. После получения этого свидетельства от Иуды, что Иисус считает себя Мессией,еврейские власти передали Иисуса Пилату с обвинением в организации мятежа с целью свержения владычества Рима. Именно по этому обвинению Иисус был казнен.
Свидетельство о публикации №224110600111