12. Касимовское Царство
История с освобождением из казанского плена московского государя Василия II не совсем ясна. Есть даже версия, что Василия отпустили «за упокой души» умершего Улуг-Мухаммеда, как было принято у мусульман в ту эпоху. Однако верится в это с трудом. Любой здравомыслящий правитель, будь он, даже, правоверным христианином или мусульманином, во все времена в первую очередь заботился об интересах своего государства и о пополнении казны, а не о богатстве собственной души. Поэтому более верной все же выглядит версия о контрибуции, наложенной Казанью на Москву за освобождение из плена ее князя. Сумма откупных так же называется разная. Иногда в исторических документах встречаются и вовсе немыслимые цифры – 200 000 рублей. Неизвестно, впрочем, платила ли вообще Москва хоть какую-нибудь контрибуцию, или обещанное так и осталось обещанным. По крайней мере, не прошло и года после освобождения Василия из плена, как война с казанскими татарами возобновилась с новой силой.
В Москву Василий вернулся не один, вместе с ним прибыли казанские мурзы с татарской конницей, которые, вроде как, должны были контролировать процесс сбора гигантского откупа, однако все они почему-то тут же поступили к великому князю на службу, получив от него в кормление города и волости. Так у Василия появилась собственная иррегулярная конница, которая всегда была готова к бою. Боеспособность московских войск значительно повысилась, а вот рейтинг самого великого князя вновь стал заметно падать. Только если раньше ему в вину ставили заигрывания с Литвой, то теперь многим была непонятна его дружба с татарами. К татарам, как к таковым, Русь уже привыкла: их и до Василия II на великокняжеской службе было много. Однако раньше, ордынцы, оседавшие в русских владениях, как правило, тут же принимали православие и сами со временем становились русскими. Нынешние же переселенцы шли на Русь со своими обычаями и своей верой. В некоторых городах даже появились мечети, и звучные рассветные азаны муэдзина стали для россиян так же привычны, как колокольный звон к утрени.
Причины появления в 1445 году в Московской Руси такого большого числа мусульман разные историки объясняют по-разному. Все сходятся только в одном: Улуг-Мухаммед умер в 1445 году, и его многочисленные родственники передрались между собой. Некоторым из них, чтобы уцелеть в драке, потребовался сильный союзник, которого они и нашли в лице Василия II. Возможно, именно поэтому Василий с такой легкостью и освободился из плена. Дальше уже начинаются умозаключения в стиле современного «хайли лайкли», а то и совсем уж откровенные домыслы с ссылками на «достоверные источники» навроде гаданий на кофейной гуще.
Так что же там все-таки произошло? Почему после смерти своего хана булгарские татары вдруг большими толпами побежали на Русь?
Версий произошедшего много. По одной - Мухаммед умер своей смертью, и его приемники просто не смогли мирно поделить его наследие. По другой версии: хан был убит своим сыном Махмутеком, который и основал Казанское Ханство, перенеся свою ставку с берегов Оки в Казань. Второй сын Мухаммеда, Касим, поклялся отомстить за смерть отца и перешел на службу к Василию II, который выделил ему в удел Городец Мещерский с частью Мещерского края, позже получивший название Касимовского Царства. По третьей версии: именно Касим был одним из виновников смерти Улуг-Мухаммеда, а отомстить за смерть отца поклялся Махмутек. Как бы там ни было, но в 1445 году орда покойного Улуг-Мухаммеда разделилась на два непримиримых лагеря: на «касимовских» татар, ставших союзниками московского князя и на их врагов - татар «казанских». Теперь Москве оставалось лишь умело играть на этой вражде и поддерживать партию Касима с тем, чтобы ослабить партию Махмутека. Первоначально Касимовское Царство имело некую автономию и являлось своеобразным государством в государстве, находясь на полном содержании у московских властей. Чуть позже, с окончанием последней княжеской усобицы, эта автономия почти полностью нивелировалась, и Касимовское Царство превратилось в удельное княжество - первый ордынский мусульманский улус, добровольно подчинившийся власти православной Москвы. Так у Василия появилась собственная орда – своеобразный корпус быстрого реагирования.
Мусульманский анклав на территории православной Руси, да ещё под управлением прямого потомка Чингисхана, должен был стать прямым конкурентом соседней с ним Казани в деле принятия под защиту беглецов из Великой Степи, исповедовавших ислам и спасавших свою жизнь от очередной междоусобной бойни. Вооруженные силы нового княжества были представлены постоянным войском из оседлых «казаков» и набиравшимся в военное время ремесленно-крестьянским ополчением. Они официально считались частью вооруженных сил Руси и России. Касимовское Царство за свою историю лишь единожды выступило против московских властей, когда в ходе Великой Смуты признало своим государем Лжедмитрия II. Но тогда по всей стране была такая неразбериха, что и чёрт ногу сломит. Пожалуй, единственным серьезным отличием нового русского нерусского княжества от остальных земель Московской Руси было то, что на рынках переименованного в Касимов Городца не брезговали торговать рабами - захваченными в бою пленниками.
Как уже было сказано выше, не всем эти перемены пришлись по вкусу. То, что было понято и принято «большими» людьми, сидевшим в княжеских палатах и в Боярской Думе, не очень понималось и совсем не принималось людьми «малыми». Им ведь никто и ничего толком-то не объяснил. Им чуть ли не с пеленок внушали, что мусульмане – враги православной веры, и вот теперь мечети мусульман стоят рядом с православными церквями, и никого из «больших» это не волнует. Как так-то?! О том, что Русь сама еще совсем недавно была одним из улусов мусульманской Золотой Орды, а в самом Сарае православных храмов было чуть ли не больше, чем мечетей, никто вспоминать уже не хотел. Так уж повелось на Руси Матушке, что всё новое всегда принимается с большим трудом, пусть даже и что-то очень полезное, но в итоге все-равно принимается, если оно и правда может принести пользу.
Свидетельство о публикации №224110601168