Киево-Печерская лавра препп. Антония и Феодосия
Нижеследующий очень общий взгляд на первый великий русский монастырь послужит введением к продолжению серии статей, посвященных великим центрам, представителям и жизни православного монашества.
СОГЛАСНО четвертому правилу Четвертого Вселенского Собора, те, кто живет монашеской жизнью в любом городе и земле, должны соблюдать молчание, прилежать лишь посту и молитве, пребывать безотлучно в тех местах, где они отреклись от мира; они не должны вмешиваться ни в церковные, ни в светские дела и не должны принимать в них никакого участия, если только это не поручено епископом города, и то только по необходимости.
Православная цивилизация достигла своего расцвета, когда Русь, тогда еще энергичная языческая Киевская Русь, решила принять Христианство из Византии. Монашество в Византии тогда переживало расцвет, славный пример египетских и палестинских пустынников распространился далеко и широко. Лавра святого Афанасия на Горе Афон, правила преподобного Феодора Студита были образцами монашеской жизни. Монашество в чистом виде было принесено преподобным Антонием и посажено на новую почву России, и вскоре из катакомбных пещер Киева взошел обильный урожай святых. Сегодня, спустя тысячу лет, несмотря на безжалостное испытание гонениями, Киевские пещеры еще не сказали миру своего последнего слова перед появлением антихриста и Вторым Пришествием Христа Господа нашего.
Свенско-Печерская чудотворная икона Богородицы с преподобными Антонием (справа) и Феодосием (слева), написанная преподобным Алипием.
Гравюра XIX века с изображением Лавры: Успенский собор, отстроенный в 1698 году гетманом Я. Мазепой и разрушенный коммунистами в 1941 году.
Святые Великой Киево-Печерской лавры. Икона написана на поверхности ковчега Киевских святых в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, штат Нью-Йорк, работа архимандрита Киприана П.
По мере того как новая вера укоренялась в повседневной жизни, молодой человек, будущий преподобный Антоний (+1073), покинул свою страну в поисках истинной духовной жизни. Скитаясь по православным странам на юге, он наконец поселился на Горе Афон и стал строжайшим аскетом. Однако его настоятель, видя его духовный рост, благословил его на новое послушание: вернуться на Русь и принести туда дух Афона.
В Киеве ни один монастырь не удовлетворил его; во всех чувствовалось благодушие и след мирского комфорта; дух подвига, которого желала его душа, отсутствовал. И вот, найдя в безлюдном лесу пещеру, он прокопал ее немного дальше и сделал своим жилищем. Здесь он подвизался в духе раннехристианских катакомб, который вдохновлял ежедневный цикл церковных служб, священное искусство иконописи и, прежде всего, свидетельство Христа в мученичестве, а затем, с окончанием гонений, перешел в пустыню; благоухание этого духа привлекло в скромные пещеры Антония множество местных последователей...
Так росло братство, армия "ангелов на земле". Первым настоятелем монастыря стал преподобный Варлаам, имевший знатное происхождение; но преподобный Антоний оставался старейшиной. Преподобный Феодосий, самый верный ученик преподобного Антония, был образцовым настоятелем-святым, и именно благодаря его руководству братство стало производить настоящий полк духовных гигантов, примеров для потомков во всех сферах монашеской жизни. Православная духовность, дополненная институтом руководства Старцев, которым они жили в полной мере, была впоследствии славно возрождена преподобными Сергием Радонежским (1314-1392) и Нилом Сорским (+1508), которые ее отстаивали, и, наконец, блаженным Паисием (Величковским) (1722-1794) и его последователями, воплотившаяся в Оптиной пустыни, Валааме и немногих других русских монастырях.;
___
1. Прекрасное описание преподобных Антония и Феодосия и их духовной традиции см. в книге: И. М. Концевич, «Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси», с. 87-93.
Преподобный Феодосий (+1074), житие которого дошло до нас от руки святого летописца монастыря, преподобного Нестора, был знатного происхождения и очень рано проявил склонность к монашеству, к большому неудовольствию своей матери. После многочисленных попыток бежать в монастырь, он наконец нашел убежище в пещерах преподобного Антония, где предался суровому труду подвижничества. Став игуменом, он проявил большие административные способности, а также сердце, горящее любовью к братиям; и они, освещенные этим священным пламенем, были вдохновлены на великие аскетические труды.
Преподобные Спиридон и Никодим.
КАК ТОЛЬКО ПРЕПОДОБНЫЙ Феодосий принял правила преподобного Феодора Студита, Печеры стали Лаврой, крупнейшим типом монастыря, а каждое монашеское послушание – источником струящейся Благодати. Печерский патерик (сборник Житий Киево-Печерских святых XIII века) приводит несколько примеров:
Преподобный Лонгин привратник был настолько чист сердцем, что был наделен даром читать мысли тех, кто входил и выходил через его врата. Святые просфорники, преподобные Спиридон и Никодим, знали наизусть и постоянно пели псалмы Давида, освящая таким образом хлеб, предназначенный для Святых Даров, и имели власть повелевать пламенем печи. Преподобный Прохор пек лепешки из лебеды, чтобы накормить голодных во время голода. Молитва и любовь преподобного Агапита, безмездного врача, совершали чудесные исцеления. Преподобному Марку Гробокопателю повиновались умершие. Преподобный Алипий, прекрасный иконописец, основоположник русского сакрального искусства, подходил к своему послушанию с таким страхом Божиим, что однажды, когда он был болен и не мог закончить икону, ему явился Ангел, завершивший за него его работу.
С самого начала своего существования Лавра отличалась исключительной приверженностью к безупречному совершению церковных служб, в этом она стала образцом для всей Святой Руси.
Преподобный Пимен Многоболезный.
В СВОЕЙ АСКЕТИЧЕСКОЙ и духовной жизни Печерский монастырь унаследовал великие традиции ближневосточной духовности, а сам достиг высот, сопоставимых с сирийскими столпниками и великими пустынниками. Его богатый духовный опыт, передаваемый из поколения в поколение, определил духовное становление 1000-летней Святой Руси.
Преподобный Пимен Многоболезный много лет упражнялся в добродетелях терпения страданий. Будучи парализованным, он молил Бога сохранить его в этом состоянии, так как иначе родители не позволили бы ему остаться в монастыре. Он желал, чтобы его постригли в монахи, но его мольбы оставались неуслышанными, пока однажды ночью в пещере, где он лежал, не раздалось небесное пение, и братия не обнаружили, что его постригли ангелы. Преподобный Иоанн Многострадальный, будучи одержим похотью, погребал себя до пояса, чтобы бороться с демоном блудной страсти. Ему принято молиться об избавлении от этой страсти. Юный Никита, будущий святитель Новгородский, несмотря на предостережения старцев, положился на собственный рассудок и стал затворником, предавшись молитве сверх меры, и вскоре начал наставлять и пророчествовать, ссылаясь, однако, только на Ветхий Завет, который изобличал его в сатанинском прекословии или заблуждении. Святые старцы едва успел спасти его, и впоследствии он поднялся на подлинную духовную высоту. Подобный случай произошел и с преподобным Исаакием Затворником, который, когда диавол явился ему в обличье Спасителя, пал ниц и поклонился ему. Более двух лет он был неподвижен, как труп, но, выхаживаемый преподобными Антонием и Феодосием, пришел в себя и стал юродивым Христа ради, прообразом длинного ряда русских представителей этого типа святости.
В 1240 году Киев был захвачен монгольской ордой, горожане были истреблены, все сожжено. Некоторые монахи из Пещер смело стали мучениками, другие противостали или бежали. Часть из них поселилась на Почаевской горе, положив тем самым начало другой великой лавре.1 В течение многих веков, хотя там снова стали жить монахи, Печерская лавра не вернула себе былого величия. Но в конце XVII века начался новый период духовного расцвета,2 кульминацией которого стала первая половина XIX века, в которой подвизались такие духовные гиганты, как митрополит Филарет (Амфитеатров), епископ Антоний Воронежский, затворник Досифей, старец Парфений и множество юродивых Христа ради во главе с отцом Феофилом.3 Великий старец Алексий из Голосеевского скита при Лавре умер уже в 1917 году.
___
1. См. "Православное Слово", часть 1, №. 3, с. 79.
2. Там же. Часть 2, №. 5, с. 159
3. Там же. Часть 1, №. 4, сс. 144, 153.
После революции 1917 года план коммунистов по уничтожению Православия начался с Киева. Первым из новомучеников Российских стал Владимир, митрополит Киевский, зверски убитый в Лавре в 1918 году; за ним последовали миллионы других мучеников. Перед сдачей Лавры немецким войскам в 1941 году советские власти заложили по всей территории Лавры бомбы замедленного действия, которые затем взорвались одна за другой. Удалось спасти колокольню, но сердце Лавры - Успенский собор (см. обложку) – было уничтожено.
Свидетельство о публикации №224110601174