ИГО
(ст."Средиземье в реальности,динВольт,2022) "И нет,речь не о Новой Зеландии.Я искренне преклоняюсь перед командой художников-постановщиков,которые великолепно создали декорации для фильма,но сейчас хотелось бы вспомнить о местах,которые вдохновили самого Толкина столь прекрасные книги.1.Мельница деревни Сэрхоул и Хоббитон.В этих местах Толкин провёл своё детство, и именно со своих детских воспоминаний он описывал Шир. Сама мельница Сэрхоула перекочевала в его книги и стала просто Мельницей,которая практически не участвует в сюжете,но без которой не обходится ни одно хоббитское приключение- она обязательно упоминается хотя бы мельком,когда мимо неё проходят Бильбо или Фродо.2. Лаутербруннен и Ривенделл
Ещё до Первой мировой войны Толкин побывал в Швейцарии.Местные горные пейзажи оказали на него неизгладимое впечатление.В частности,небольшая коммуна Лаутерб-рунен в его книгах превратилась в Ривенделл- тайную долину,в которой нашли убе-жище оставшиеся в Третью Эпоху эльфы-нолдор.3. Маттерхорн - все горы Средиземья
Конечно, говоря о вдохновении, нельзя не упомянуть швейцарские Альпы и конкретно гору Маттерхорн.Именно Альпы стали прообразом всех величественных гор Средизе-мья,начиная от Туманных(или Мглистых)гор и Карадраса и заканчивая горным хребтом Пелори с высочайшей в мире горой Таникветиль из "Сильмариллиона".И,конечно же, Одинокая гора и Долгое озеро тоже родом именно отсюда.Кстати, в 2020 году в знак поддержки России в борьбе с коронавирусом, гора Маттерхорн была подсвечена в цвета российского флага- удивительное зрелище само по себе,а для поклонника Толкина,для которого эта гора навсегда связана с Эребором- особенно.4.Франция- Мордор.Толкин был ветераном Первой мировой и оказался в Битве на Сомме.Он пере-жил сражение,но подхватил лихорадку,слёг в госпиталь и позже был демобилизован. Но этого относительно небольшого опыта хватило,чтобы Толкин навсегда возненави-дел войну и приобрёл психологическую травму.Безжизненные пейзажи военной Франц-ии,с погибшими деревьями,болотами,заброшенными дорогами и изрытыми воронками и окопами землёй стали источником для описания земель Мордора,по которым шли Фродо и Сэм.В этом же сражении впервые были применены танки.Несмотря на то,что Толкин воевал за тех,на чьей стороне они были,грохочущие железные чудища настолько впе-чатлили его,что в его мифологии,которую он уже тогда начал придумывать,появилась история осады Гондолина,в которой принимали участие "железные драконы"."Падение Гондолина" так и не было переписано под поздние концепции мира Толкина- возмож-но,как раз потому,что он чувствовал,что без той доли личного опыта,которую он привнёс в это произведение,оно окажется гораздо более слабым.5.Врата Мории?Ход-ят слухи о том,что Толкин при создании образа Врат Мории вдохновлялся дверьми в церковь святого Эдуарда Мученика в небольшом английском городке Стоу-он-зе-Волд (иногда его по-русски упоминают как Стоу-он-Волд).Сходство,действительно имеется (ниже увеличенный фрагмент рисунка Толкина,изображающего отвесные скалы у входа в Морию).Но на самом деле мы не знаем,так это или нет.Нет никаких свидетельств того,что Толкин был в этом месте или видел эту церковь.В этом случае можно толь-ко предполагать.Такие дела.Всё это,на самом деле,один из самых вдохновляющих эл-ементов в толкинистике,на мой личный взгляд.Когда понимаешь,насколько сильно вот этот прекрасный и волшебный мир Средиземья основан на реальности- на реальных местах,реальных людях,реальных событиях,то как-то невольно начинаешь видеть,нас-колько наш окружающий мир может быть удивителен и прекрасен,стоит только научи-ться это замечать."
(ст."Для чего Толкину понадобились орки,и сколько проблем они ему принесли", динВольт,2022) "Ещё при первом чтении "Властелина Колец" я,помнится,немного сму-тился одним эпизодом.Когда Сэм и Фродо уже дотопали до Мордора,то есть,уже пра-ктически близко к концу приключения,они становятся свидетелями сражения между харадрим и отрядом Фарамира.И говорится,что Сэм впервые увидел,как сражаются между собой люди,и ему это совсем не понравилось.На этом месте я себе сказал: "Стоп,они что,прошли от Шира до Мордора,и ни разу ни с кем не сражались?"И когда начинаешь разбираться,то выясняется,что это так и есть.Братство сражалось с назгулами,с орками,с волками,с балрогом,а вот с людьми- ни разу.Казалось бы- а в чём разница? Чтобы в этом разобраться,нужно посмотреть на сам жанр "Властелина Колец".Дело в том,что эта книга хоть и является архетипом всего фэнтези-жанра, на самом деле,сама по себе не является чистой "фэнтези"- помимо этого жанра в нём присутствуют и признаки других,в частности,классической мифологии.И вот име-нно любовь к мифологии и её использование предоставило Толкину одну интересную лазейку.Убивать людей- плохо.Уж что,что,а это Толкин прекрасно осознавал и как христианин,и как ветеран войны,и как просто хороший человек.А вот чудовищ..Нет ведь ничего плохого в том,чтобы победить какое-нибудь хтоническое Лихо одногла-зое,которое на завтрак людей ест?И именно для этого Толкин, осознанно или нет, ввёл в свою мифологию орков- условных мифических чудищ,без души и особо разума, с которыми можно сражаться без особых зазрений совести.Но есть с этим моментом одна большая проблема.Пока мы остаёмся в рамках мифологии- такой подход ещё выг-лядит неплохо. Но вот если мы пытаемся создать правдоподобный вымышленный мир- подобные мифологические допущения и упрощения начинают сильно проседать.Это в мифологии психологическая травма Минотавра, вынужденного жить в тёмном лабиринте никого не волнует. Это в мифологии всякие стрыги да шишиги злые потому что злые. Но вот в реальном мире так не бывает,и причины для поведения даже одного чело-века,не говоря уж про целую расу- всегда весьма сложны и разнообразны.И Толкин, что называется, со всего маху влетел в этот вопрос. Раз орки способны говорить, то является ли это признаком разума? Есть ли у них душа? Если есть, то могут ли орки исправиться? Могут ли орки попасть в местный "рай"? А если у них нет души, то могут ли они происходить от эльфов, созданий с душой?Все эти вопросы, которые неизбежно вылезают, стоит только нам перенести орков из мифологии в "реальный" мир, Толкин так и не смог разрешить. Он написал кучу разных заметок и эссе, где рассматривал все эти дела с разных точек зрения, прямо по ходу написания текстов зачёркивал их и принимался писать другие - но какой-то стройной системы, которая объединяла бы его христианское мировоззрение и его мифологических орков, он так и не смог придумать, остановившись на идее о том, что надо бы всё переделать и сделать так, чтобы орки происходили не от эльфов, и были именно что хтоническими чудищами без души и разума- но никаких правок в тексты сделано так и не было, очевидно,потому что это была слишком глобальная задача.Поэтому в мире Толкина орки остаются уникальными среди всех книг,фильмов и игр жанра фэнтези- буквально единственное место,где они являются злобными мифическими чудищами прямиком из древних мифов. Всем остальным писателям, которые писали строго в жанре фэнтези, в жанре, который подразумевает создание правдоподобного вторичного мира, так или иначе пришлось адаптировать орков - и во всех остальных мирах это такая же раса, как люди или эльфы,со своей историей,своей культурой,своими идеалами и убеждени-ями.И именно поэтому всякие-разные критики,которые говорят,что вот,мол,у Толкина орки слишком простые,значит,он писатель хуже,чем великий Микола Полуумов, автор книги "Средиземье,но не как у Толкина",ошибаются- орки Толкина и орки соврем. фэнтези это просто персонажи из разных жанров литературы,и,конечно,можно любить или не любить какой-то из них больше,но сравнивать их напрямую просто не стоит."
(ст."Как праславянский язык портит нам оценки в диктантах",динВольт,2022)
"Есть в нашем языке несколько слов,которые ни один нормальный человек не произ-носит так,как они пишутся.Например,вот слово "скрупулёзный".Кто так говорит? Если вы посмотрите,например,видео на ютубе,то обнаружите,что так,правильно,его произносят всего четыре категории людей- учителя русского,их ученики-отличники, лингвисты и "лингвисты".Все остальные,даже если написано "скрупулёзный" произ-носят это слово как "скурпулёзный".Но почему?Секрет кроется в такой штуке как закон открытого слога,который появился в праславянском языке и потом перекочевал в древнерусский.Если не копать сильно глубоко- то это правило,по которому каждый слог должен оканчиваться на гласную букву.Происходило это несколькими путями, самый очевидный из которых- появление гласных в конце слога.Например,если вспом-нить,что раньше "ь" и "ъ" обозначали сверхкороткие гласные звуки,то это сразу станет заметным,стоит только взглянуть на любое достаточно древнее слово.Напри-мер,"пьшено"(пь-ше-но)или "шьвьць"(шь-вь-ць- "швец" в современном языке).Кстати, один из самых ярких признаков,отличающий церковнославянский язык от древнерус-ского тоже родом отсюда- там,где в церковнославянском были слова вроде "градъ" и "злато",в древнерусском они же выглядели как "городъ"(го-ро-дъ)и "золото"(зо-ло-то).Со временем (примерно в десятом веке) все эти сверхкраткие звуки из языка исчезли, и правило открытого слога - тоже. Но от него до сих пор остался след - а именно факт, что в русском языке, в отличие от многих и многих других языков очень нехарактерно сочетание нескольких твёрдых согласных подряд (исключения вроде сочетания -ст-, конечно, есть - например, в слове "естество", но на общей картине их не так уж много, и они в целом склонны подчиняться более общей версии обсуждаемой темы - закону восходящей звучности, но это отдельная большая тема). И там, где какой-нибудь древний римлянин или современный англичанин спокойно скажет: "О, мин хертц, как скрупулосли ты пишешь", русский человек до сих пор чувствует, что со словом "скрупулёзно" что-то не так, какое-то оно неправильное, неродное и непроизносимое.И совершенно неосознанно,без каких-либо задних мыслей переиначивает его так,чтобы оно стало родным- "скурпулёзно",две твёрдых соглас-ных ещё можно вытерпеть.Почему мы не произносим "л" в слове "солнце"? Почему мы шутливо называем врача "психиатор"? Почему невозможно выговорить слово "постск-риптум" и проще сказать "поскриптум"? Привет,древнерусская грамматика,тыщу лет не виделись."
(ст."Нежить это не то,что вы думаете: современная история слова",динВольт,2022)
"Удивительная штука- память.Спроси любого человека лет тридцати-сорока:"Что так-ое нежить?"- и он обязательно ответит что-нибудь про зомби,скелетов,воскресших мертвецов и всё такое.Да что спрашивать- можно в любом словаре посмотреть.Нежи-ть,undead по-английски,вот тебе картинки,изучай,с уважением,твой гугл.А знаете сколько лет этому значению слова? Сто? Двести? Пятьсот? Не угадали.Ему всего-то чуть больше двадцати лет,хотя всем нам, даже тем,кто жил в те далёкие времена, оно кажется простым и естественным,как будто всегда таким и было.Чтобы понять отличие оригинального значения от современного, даже не обязательно лезть в словари и как-то сильно разбираться, достаточно просто чуть более внимательно посмотреть на английское и русское слово.Undead - приставка отрицания + слово "мёртвый".Андед- существо,которое не может до конца умереть.Как раз вот эти все призраки,зомби и прочие - они когда-то были живыми,но умереть до конца не смогли .Нежить- приставка отрицания + слово "жить". Нежить- это существо,которое не может жить.Это существа,которые,кхм,существуют,но вот нормальной живой души у них нет- разные там домовые,водяные,кикиморы,русалки и всякие прочие невидимые розовые единороги(теоретически).Ещё в середине шестидесятых Стругацкие в своём романе "Понедельник начинается в субботу" описывают спор магов-учёных о том, что является жизнью, а что - нежитью, как раз используя слово "нежить" в этом старом значении.Но вот наступают девяностые,и значение слова..Нет,оно ещё не меняется, но начинает подготавливать к этому почву.Этому способствуют первое с начала века издание "Дракулы" в 1990 (в котором, собственно, впервые и появилось английское слово undead), а также западные фильмы и музыкальные группы со всякими-разными андедами. Но, тем не менее, старая славянская нежить ещё пытается удержать это слово у себя- даже в "Ночном дозоре" 1998 г.это слово,позже ставшее каноничным для вселенной,не встречается ни разу.Что же случилось? Случились компьютерные игры.Пиратские переводы тех лет сами по себе легендарны,и у переводчиков,конеч-но,не хватало такой,филологической образованности,чтобы различать тонкости при-менения слова "нежить" по сравнению со словом undead(ни в коем случае их не уко-ряю- весьма специфическое знание).В результате то там,то сям стало мелькать сло-во "нежить" в значении "оживший мертвец"- например,в "Героях меча и магии 3" (1999)уже было заклинание "Уничтожить нежить".Ну а окончательно все смысловые оттенки и альтернативные варианты просто под корень уничтожил третий Варкрафт (2002).Именно Warcraft окончательно установил для русского языка новое значение слова "нежить" - не только для своих поклонников, но и для тех, кто и в игру-то ни разу не играл.Стоит ли сейчас употреблять в разговоре слово "нежить" в старом значении? Ну, конечно же, нет. Просто неразумно в живом языке употреблять слова в устаревшем значении, которое никто, кроме пары избранных человек не поймёт (большой привет любителям исконного значения слова "нелицеприятный").Тем более, что русский язык от это изменения ничего особо не потерял- у нас по-прежнему сохранился один из синонимов старого значения слова "нежить"- "нечисть".Конечно ,философских измышлений,как у Стругацких,над "нечистью" особо не построишь,но с этим уж ничего не поделать."
(ст."Почему у буквы "д" столько разных вариантов написания",динВольт,2022)
"Вот казалось бы- простая буква,а сколько у неё вариантов- и с треугольником,и с "крышкой",и хвостом вверх,и хвостом вниз.Откуда они все появились? В общем,нача-ле был Эру,Единый,которого в Арде зовут Илуватар..Да нет,шучу,началось всё,коне-чно,давно,но не настолько- с древнегреческого языка,где местная "д"- дельта- изображалась простым треугольником.Такой и писать удобно,и на камне высечь можно без особых проблем.Христианство распространялось по славянским землям, и для перевода священных текстов на местные языки потребовался алфавит. И в середине 9 века византийский проповедник Кирилл(который тогда ещё звался Константином)при-думал глаголицу- первый известный на данный момент славянский алфавит.В глаго-лице буква "д" сохранила греческий "треугольник" как основу,но стала гораздо бо-лее округлой,и обзавелась двумя кругами по бокам.Глаголица вышла немногой неудачной (для тех, кто привык писать греческими буквами, конечно)- буквы были сложными в написании, визуально похожими и обладали чересчур большим количеством мелких элементов,поэтому появившаяся чуть позже кириллица смогла довольно быстро её вытеснить даже из церковных текстов,не говоря уж про повседневное использо-вание.И хотя в кириллице "д" приблизилась к своему греческому оригиналу,насле-дие глаголицы давало о себе знать,в том числе,и в начертании буквы "д"- верхний полукруг превратился в "плашку",а два нижних круга- в штрихи по бокам(и именно эту плашку,и эти штрихи вы прямо сейчас видите в печатных буквах "д" в моём тек-сте).В 14 веке с увеличением количества грамотных людей и бюрократических дел, начали развиваться варианты рукописных шрифтов,в частности полуустав и скоропись .У букв стали появляться завитушки,округлости и все остальные прелести рукопис-ного текста.Происходило это совершенно хаотично- единых правил ещё не существов-ало,и каждый писец был волен придумывать что-то своё- лишь бы было понятно.По сравнению с современным написанием стоит отметить три момента.Во-первых,заглав-ная "Д" начинает становиться похожа на свой латинский вариант D- пока что незн-ачительно,но то тут,то там к нашей привычной букве потихоньку добавляются округ-лые формы.Во-вторых,левый хвост у маленькой "д" всё чаще стал как-либо сокраща-ться- его просто неудобно писать.Ну а в-третьих,так сложилось,что в Москве стр-очная "д" обзавелась сразу двумя "завитушками"- сверху и снизу.Естественно, что два хвоста для одной буквы - это не самая удобная вещь, и по мере упрощения письма, один из них должен был пропасть. Что и произошло - в итоге в букве "д" писался либо нижний хвост, либо верхний (и именно по причине того, что это московский вариант, например, в Болгарии или Сербии у буквы "д" верхнего хвоста не бывает практически никогда - в этих краях изначально сохранился только правый нижний хвост). Происходило это довольно хаотично, но вопросов не вызывало. В 18 веке Пётр Первый, помимо прочих реформ языка, утвердил "гражданский шрифт", в котором написание строчной "д" узаконивалось с правым нижним хвостом,как и сох-ранилась до наших дней- в школе мы учимся писать именно такую букву.Впрочем,пра-вый верхний хвост у "д" так и не исчез,и то тут,то там мелькал в рукописных тек-стах.Большую поддержку ему оказала латинская буква "d", писавшаяся хвостом вверх - разные образованные люди, которые практически в обязательном порядке знали, как минимум, французский, писали "д" хвостом вверх. Помните, например, сколько французского текста в романе Толстого "Война и мир"? Угадаете,как он писал букву "д"? Правильно,хвостом вверх.К 18-19 веку традиция писать заглавную "Д" похожей на латинскую "D" окончательно вошла в обиход..В конце девятнадцатого века в Европе и Америке появились идеи о применении на чертежах максимально простого и максимально понятно шрифта. До России эта концепция добралась довольно поздно - уже после образования СССР, и когда вопрос добрался до буквы "д", оказалось, что все варианты уже заняты - и короткий,и длинный правые нижние штрихи оказались заняты буквами g и q,а короткий верхний штрих- буквой d.И для русской буквы "д" снова обратились к верхней "завитушке" из старых рукописных текстов,и до сих пор в "чертёжном шрифте" используется именно такая буква "д".Так что все эти вари-анты современной буквы "д"- с треугольником,четырёхугольником или кругом в осно-ве,со штрихами и без,с нижним хвостом и с верхним- всё это следы того,как эта буква выглядела в нашем языке в разные моменты своей уже более чем тысячелетней истории."
(ст."Кто придумал букву Ё- разбираем неприлично популярный миф",динВольт,2022)
"Подсовывает мне,значит,Дзен,всякие посты по тем темам,в которых я пишу- в том числе и про русский язык.И попался такой пост про автора буквы "ё".Зашёл,почит-ал- княгиня Дашкова.Стало интересно- начал смотреть уже специально.И тринадцать первых ссылок содержат описание того,что княгиня Дашкова была изобретательницей этой буквы.Тринадцать,Карл! Нет,я,конечно,знаю,что этот миф очень распространён-ный,но чтобы настолько.Что же это за миф? Мол, однажды, на собрании Академии наук княгиня Дашкова задала присутствующим каверзный вопрос: "А правильно ли писать слова типа "ёлка" с двумя буквами, хотя звук там один?" Ну и предложила использовать букву "ё". У неё это подслушал Державин, стал применять эту букву в личной переписке, а уже у Державина это стянул Карамзин, который и популяризовал новую букву.На самом деле, всё было не совсем так. К концу 18 века идея о том, что пора ввести одну букву для звука "ё" уже довольно давно - выговор через "е" (не "слёзы",а "слезы",например)хоть и считался литературной нормой,но постепенно отходил в прошлое (и именно мы передаём привет, когда произносим через "е" имена и фамилии "Лёв", "Ришельё", "Рёрих" и "Лёвин"). Кроме того, назревал и другой вопрос - разница между звуками [;] и [g]. Для тех, кто незнаком с фонетикой, поясняю- и то,и другое это буква "г",только ;- спирант(как в южнорусских говорах или украинском языке; в русском его можно услышать в словах типа "ага" или "дор-ога"),а g- взрывной согласный(тот самый звонкий звук "г",который слышно в словах вроде "город" или "game").И княгиня Дашкова,директор Санкт-Петербургской Акаде-мии наук, в 1783 году, действительно, затронула эти два вопроса,предложив ввести две новые буквы - диграф ї;(йоту)и ґ(голь).В обоих случаях она не была первой - йоту в 18 веке достаточно широко применяли, а голь вообще иногда использовалась при записи заимствованных из греческого слов ещё в конце 16 века,хотя в итоге в церковнославянскую грамматику и не попало.Ну и за полвека до этого собрания пох-ожую мысль озвучивал ещё Татищев.Именно потому что обе буквы уже находились в обращении в той или иной степени, предложение Екатерины Романовны было принято без особых возражений в тот же день (ну и,возможно,отчасти потому что лингвис-тика только-только появлялась как наука, и сами академики в ней не особо-то и разбирались, чтобы как-то долго это обсуждать), но окончательное решение должен был оставить митрополит Гавриил,заместитель княгини- по правилам без его согла-сия подобные вещи не решались.В итоге,видимо,Гавриил не согласился,и новые буквы так и не были приняты,а в силе осталось прежнее решение Академии- "неправильный выговор оных исправлять правописанием Священного Писания".Впрочем,из народного правописания диграф йота никуда не исчез,несмотря на этот запрет.И вот,в 1797, вышла книга со стихотворением Карамзина,где он впервые употребил букву "ё".. Сделал он это по вполне тривиальной причине- Карамзин решил зарифмовать слова "слёзы" и "розы" и требовалось обозначить,что в этом слове произносится именно "ё",а не "е".Так что именно Карамзин является автором буквы "ё". Небольшую путаницу в вопрос внесли некоторые книги, где, вроде бы, эта буква "ё" мелькала и раньше, но стоит посмотреть на них внимательнее, как всё становится на свои места- например,письма Державина сам Карамзин,собственно,и издавал- и, естеств-енно,поставил букву "ё" там,где в оригинальных рукописях стояла "е".Впервые же история о придумывании княгиней Дашковой буквы "ё" появилась в книге "Два века русской буквы Ё.История и словарь",изданной в 1999 г.Именно в ней один из колл-ектива авторов поведал историю об изобретении княгиней Дашковой буквы "ё".Через несколько лет в своей статье один из редакторов этой книги,Виктор Трофимович Чумаков,признался,что в этом моменте допущена ошибка- но история уже разбрелась по интернету и не только."
(ст."Удивительная закономерность в названиях цветов на разных языках", динВольт,2023) "Последнее время обострились споры о том,какие цвета в радуге православней,и у меня,как у человека,интересующегося лингвистикой,есть на эту тему одна познавательная история,которая не связана с политикой или повесткой, но очень интересна.Как,наверно,многие знают,у нас трёхкомпонентное зрение- то есть,колбочки в наших глазах различают три цвета: красный,синий и зелёный,а все остальные цвета мы ощущаем как смешение этих трёх.Я знаю,что это очень упрощён-ное представление,и в терминах биологии оно может быть не совсем точным(а может, и совсем неточным- честно признаюсь,это не та наука,в которой я сколько-нибудь силён),но в данном случае это не так уж важно,достаточно того,что эта схема раб-отает,в чём мы можем убедиться просто смотря на экран компьютера или телефона, где каждый пиксель состоит из трёх светодиодов- красного,синего и зелёного,как несложно догадаться,и этого достаточно,чтобы иметь возможность видеть на экране все доступные цвета.Казалось бы- ну и что,у нас ведь есть много названий цветов, куча самых разных оттенков,и вообще.Но на самом деле,эти названия сильно нерав-нозначны с точки зрения языка. Если вы не занимаетесь каким-нибудь цветоведением (не путать со цветоводством), то вряд ли вы сможете хотя бы примерно представить цвета с названиями вроде "панг" или "джазовый джем". А при слове "вишнёвый" или "лимонный", первой ассоциацией будет соответствующий фрукт. Но вот зато слова вроде "синий", "красный", "белый" - вот они воспринимаются как цвета, и только как они.Как обстоят дела в других языках? А в других языках картина сильно раз-ная.Настолько,что отличие в одном цвете между русским и английским- такие мело-чи,что даже стыдно вспоминать.Например,на языке нигерийского племени ибибио осн-овных цветов всего четыре- белый,чёрный,красный,жёлтый.Почему так и что вообще происходит?Долгое время считалось, что разное количество названий цветов- просто случайность. И только в шестидесятых годах прошлого века Пол Кей и Брент Берлин выдвинули теорию о том,что названия цветов во всех языках мира развиваются оди-наково.Они опросили чуть больше двадцати человек,которые владели малораспрост-ранёнными языками.Опрашиваемым предлагался рисунок с палитрой цветов,на котором они отмечали области,которые,по их представлению,соответствуют названиям в как-ом-либо языке.Эксперимент получился так себе- все опрошенные были англоговоря-щими,жили в индустриализированных странах,да число их было невелико.Авторы заме-чания учли,и через десять лет Пол Кей,теперь уже в соавторстве с Ричардом Куком, повторил свой эксперимент- на этот раз были опрошены две с половиной тысячи че-ловек со всего мира,а объём исследованных языков перевалил за сотню.И теория о развитии названий цветов в языках,хоть и получила важные уточнения,но в целом была подтверждена.Посмотрите на эту картинку. И отметьте на ней три цвета,кото-рые мы видим- синий,зелёный и красный.Заметили, что синий и зелёный находятся рядом, а вот красный от них очень далеко? Из-за этого красный цвет мы видим по-особенному, и поэтому после самого первого разделения на "светло-темно", во всех языках сначала образовалась структура из трёх цветов - чёрный, белый и красный. И это до сих пор сохранилось в некоторых местах,например,в языке индейцев помо. Потом отдельные названия стали получать те цвета, которые связаны с оставшимися двумя колбочками- синий и зелёный(плюс какой-то оттенок жёлтого как равноудалён-ный от синего и красного). В разных регионах это происходило в разном порядке и в разное время - например, в древнем Египте добывали синий краситель, и у них закрепилось слово "синий".А вот в древней Греции не добывали- и у Гомера появи-лось знаменитое "винноцветное море", что, конечно подтолкнуло всяких современных конспирологов к весьма безумным теориям насчёт того, что древние греки цвета не умели различать.Самый современный,пожалуй,пример из этой серии- слова "синий" и "зелёный" в Японии.Долгое время они обозначались одним словом, поэтому там зелё-ный сигнал светофора до сих пор называется "синим",хотя он и по факту зелёный, и в современном японском появилось слово для обозначения зелёного.Но эта лингвис-тическая традиция до сих пор служит поводом для распространения мифов о том,что в Японии свои особенные кавайные синие светофоры,хотя в реальности они,даже если когда-то были,сейчас уже канули в лету.И только потом, после выделения основных цветов, в языках начали выделяться их оттенки - примерно одинаковые по всему миру: розовый, коричневый, фиолетовый, оранжевый,голубой,серый.Происходило это, опять-таки, в разных регионах по-разному (например, оранжевый раньше появился в краях, где растёт много апельсинов), но суть всегда оставалась одинаковой,и в большинстве языков развитых до индустриального уровня сообществ существует при-мерно одинаковый набор цветов,несмотря на то,что люди,говорящие на этих языках, живут в разных частях света и принадлежат совершенно разным культурам.И это,как мне кажется,прекрасная иллюстрация того,насколько мы,люди,похожи друг на друга, и что общего у нас гораздо больше,чем кажется на первый взгляд.Ну а если вам кажется,что это всё неправда,и как так можно жить и общаться с названиями всего трёх цветов- посмотрите в свой шкаф с одеждой,наверняка вы до сих пор использу-ете именно эту систему,и одежда у вас разделена на светлое,тёмное и красное. Или,может,язык вашего домашнего племени уже развился до такой степени,что в нём появился синий и зелёный?"
(ст."Нахождение в секте как признак психического расстройства",динВольт,2023)
"Ну что,как я и обещал,у нас образовательный контент,который,возможно,будет нем-ного более скучным чем мои обычные статьи,но почти наверняка будет крайне полез-ным.Я понимаю,что все тут чтобы почитать про сектантов,но начнём мы немножко из-далека.Я в статьях часто пишу про нарциссизм- и не только потому что интересуюсь этой темой,а потому что это реально довольно-таки масштабная проблема,от которой плохой всем,в том числе и самим нарциссам- ведь у них через запятую всегда стоит не только раздутое самомнение,но и такая,очень болезненная самооценка,нарцисс буквально постоянно живёт в стрессе и поиске врагов и даже не представляет,нас-колько его собственная жизнь может стать легче после прохождения хорошей психо-терапии.Не говоря уже о жертвах нарциссов,им и вовсе приходится несладко.Надо сразу оговорить, что нарциссизм, как и любая черта психики, бывает разный, у кого-то это прям степень медицинского диагноза - нарциссическое расстройство личности, а у кого-то - просто склонность к такому типу мышления. И мы здесь говорим о тех случаях, когда нарциссизм не контролируется и является нездоровым, то есть, мешает жить самому человеку и его окружению.Вообще, в целом нарцисса довольно легко можно себе представить. Это такой яркий, самовлюблённый человек, зачастую манипулятор, который ни во что не ставит чужие эмоции и чувства и зациклен на себе любимом.Да что там,достаточно вспомнить целую кучу кинозлодеев - Гастон из "Красавицы и чудовища", Джафар из "Аладдина",Фролло из "Горбуна из Нотр-Дама" и многие другие. Хоумлендер из "Пацанов"(это вообще один из самых лучших и наглядных примеров поведения нарцисса).Где-то случайно,где-то специаль-но,но все они обладают теми или иными признаками нарциссического расстройства.
Но есть ещё один не столь заметный вариант.Вот представьте- у нарцисса рождается ребёнок.В какой атмосфере он будет расти? Мягко говоря,не в очень здоровой.Нарц-исс,чаще всего отец,воспитывает ребёнка с позиции силы,при этом предъявляя к не-му очень неслабые требования.Он ведь идеальный человек,а значит,идеальный отец, а значит- у него должен быть идеальный сын.Ребёнок постоянно находится под давл-ением- он во всём должен быть лучшим,и в оценках,и в спорте,и в поведении.Ну и довольно часто на это ещё накладывается вполне естественный процесс принятия ро-дительского поведения как нормы.То есть ребёнок может вырасти,считая,что он осо-бенный,что манипулирование и потребительское отношение к людям это нормально, что главное это достижение целей и так далее.Но есть одно "но"- вожак в стае мо-жет быть только один.Нарцисс ведь должен быть самым особенным,и он даже своему сыну не позволит себя обогнать.Поэтому на радостное детское:"Папа,я на ютубе ви-дел,что правильно держать гаечный ключ вот так!"- в ответ следует раздражённое: "Поумничай мне тут!" Ну и возразить ребёнку нечего- ни силы,ни власти,ни автор-итета у него нет.И такой ребёнок довольно часто вырастает с нарциссическим мыш-лением,но с одним исключением- в отличие от настоящих нарциссов ему не особо-то хочется быть ярким,быть лидером, брать на себя инициативу в решении каких-то во-просов и так далее.Такому человеку гораздо комфортнее быть в толпе или где-то на вторых ролях,потому что "Я- лучший,но только после отца".Это называется скрытым нарциссизмом(это перевод английского термина,не уверен,есть ли он в русскоязы-чных источниках в таком же виде- если будете гуглить,то имейте это в виду).И вот подумайте- а в каком обществе такому человеку будет максимально комфортно? Идеа-льный ответ- религиозная секта.Там ему с радостью скажут,что ты самый лучший,ты отличаешься от всех остальных,у тебя есть особые тайные знания,ты- богоизбран-ный,ты достоин попасть в рай,а если ты ещё продашь квартиру,то вообще спасёшь полмира от геенны огненной.Но при этом тебе не нужно выделяться,не нужно быть лидером,напротив- наше учение говорит,что ты должен быть скромным,гордись своей скромностью.А все вопросы лидерства и всю ответственность на себя возьмёт твой духовный наставник,он ведь идеален.А ты просто молодец за то, что ты такой заме-чательный тут к нам пришёл.Это одна из коренных причин, по которым людей так тяжело выводить из сект - обычный человек-то будет с сектантом разговаривать с позиции какой-то логики, какого-то здравого смысла, а ему не до этого совершенно - он ребёнок с психологическим расстройством,которого хвалит строгий папа,зачем ему эта ваша логика.Секты- конечно,идеальный вариант,но вообще такое может прои-сходить не только по признаку религии,но и по любым другим,которые предполагают ощущение уникальности,особенности,обладания какими-то тайными знаниями,особенно если в этих областях присутствует личность яркого лидера."Вокруг враги,потому что я русский","Все учёные и газеты в сговоре,а на самом деле Земля плоская" и так далее,и так далее- все подобные утверждения играют на том,что пытаются сдел-ать человека частью какой-то особенной группы,которая отличается от всех осталь-ных людей на планете.Надо ли на всех вокруг вешать ярлыки? Конечно, нет. Любой человек время от времени может проявлять элементы нарциссического мышления.Мама ,спрашивающая: "Ты почему ещё кашу не съел?", человек, попавший на неудачный сайт и сомневающийся в новой вакцине - это всё могут быть вполне нормальные люди в целом.И речь идёт о случаях,когда нарциссические признаки появляются регуляр-но. Их, кстати, не так уж много, всего девять (и как для обычного нарциссизма, так и для скрытого они одинаковые), поэтому любой человек может хотя бы примерно прикинуть,с кем он общается,и стоит ли с этим человеком вообще вступать в какие-то дискуссии.Для того,чтобы начать беспокоиться,нужно,чтобы присутствовали при-мерно четыре-пять из них:1).Грандиозно завышенное самомнение.Человек думает,что разбирается во всех темах на свете,причём лучше людей,получивших профильное обр-азование.Что всё, что он делает - он делает лучше других.Всё в нём хорошо и иде-ально. Причём в абсолютной степени - там, где нормальный человек может сказать: "Ну, я не знаю, может, американцы не были на Луне,как-то много разной информации вокруг",нарцисс обязательно заявит свою точку зрения как абсолют(зачастую,с манипуляцией):"Я точно знаю,что не были,это очевидно для любого здравомыслящего человека".2).Поглощённость идеями о собственной значимости.Это когда человек считает,что вот без него всё,мир остановится.Именно единолично построил этот завод,именно он хранит культурные ценности всего мира,именно на нём всё держит-ся.3).Завистливость.Проявляется в стремлении унизить тех, у кого дела обстоят лучше. Все певцы - бездари, футболистов надо на завод, руководитель на работе - вообще какой лошара без личной жизни.4).Потребность в восхвалении.Ну,тут понятно - человек требует обожания к себе и не принимает никакой критики(опять-таки,всп-оминаем Хоумлендера).Плюс,к этому добавляется то,что называется "информационным пузырём"- человек смотрит только удобные ему новости,общается только с "прави-льными" людьми.Но самое характерное проявление- особое отрицание критики с пере-носом на личность:"Ты меня критикуешь,потому что ты плохой (злой/глупый/невос-питанный/необразованный) человек".5).Вера в свою исключительность.У меня особен-ные знания,особенная профессия, особенные черты личности,я отличаюсь от осталь-ных людей(в случае со скрытым нарциссизмом- моя группа людей отличается от ост-альных групп людей).6).Вера в свои особые права.Это вот человек,который всё реш-ает за других.Потому что он-то идеально объективен,он лучше знает,как воспиты-вать соседского ребёнка,что должна носить девушка из спортзала,что другой чело-век должен думать про политику и так далее.7).Потребительское отношение к окруж-ающим.Люди- это просто инструмент.Можно подставить коллегу ради продвижения по карьерной лестнице,можно манипулировать ими через чувство вины,можно подвергать их опасности.Пока я иду к своей цели,все остальные могут и потерпеть.Все,кто со мной не согласен- предатели веры,родины,дети сатаны и всё такое,объективно.
8).Высокомерие и надменность.Это можно выразить одной ёмкой фразой: все,кто ниже меня- бездари,потому что не могут добраться до моего уровня,а всем,кто выше ме-ня- просто повезло.Ну и,конечно,эти самые "предатели" не заслуживают ничего,кро-ме презрения.9).Недостаток эмпатии.Нарцисс не способен примерить на себя чужие чувства.Он понимает,что они есть, знает,как с их помощью можно манипулировать, но не придаёт им какой-либо ценности.Отсюда вытекают всякие убеждения типа того, что жертвы неизбежны,что поделать; ради великой цели можно и потерпеть; мне не стыдно,потому что этот человек сам напросился.Как общаться с нарциссом? Да никак .Лучший способ- максимально дистанционироваться и поберечь нервы.Если дистанци-роваться не получается (например,нарцисс- коллега по работе),то можно применить метод серого камня- нужно представить,что вы камень.И нарцисс разговаривает с камнем.Очень просто,но очень действенно.Ну и вообще,прежде,чем отвечать на вопр-осы типа:"Где ты был всё это время?" или "Для чего я тебя растила?",стоит подум-ать- а реально ли человеку нужен ваш ответ,или это просто нарцисс,который пытае-тся манипулировать,навязывая чувство вины? И если это всё-таки нарцисс- то стоит ещё раз вспомнить о религиозных сектах и подумать- а вы действительно считаете, что смогли бы переубедить убеждённого сектанта и готовы тратить на это силы и время?"
(ст."Зодиакальные руны славян.5 знак: Перунов шлём и Очир Перунов(важдра)— образы Скорпиона",А.Асов,2024) "Руны славян— изначальные звёздные руны,что роди-лись вместе со Вселенной. В них заключено знание об устройстве Мироздания.Это священные знаки,коими передавались звуки речи. Ими были записаны «Веды».Ими пис-ались гимны,молитвы,прославления.Заклинание на священном праязыке,переданное си-ми рунами,многократно усиливает воздействие..1).Перунов шлем.Перун— бог Громов-ержец,покровитель князей,воинов.Сражался со Скипером-зверем и победил его.Его супруга Дива-Додола.При гаданиях и выпадении сей руны реализуется одна из ситуа-ций,при коих Перун вступал во взаимоотношения с Макошью,матерью счастливого жре-бия,а также с духами судьбеницами.Макошь предсказала победу Перуну при его войне со Скипером-зверем.Макошь также помогла Перуну при его сватовстве к Диве-Додоле. Ей удалось заманить Диву в любовные сети Перуна.2).Очир Перунов(важдра).Оружие, которое может и созидать и разрушать миры.В Нави оно означает сосредоточение, медитацию,обращение внутренней силе.Перун— бог Грозы,Громовержец и Молнияник.Он — бог князей и воинов.Перун хранит государственные устои,следит за миропорядком во Вселенной,даёт победу в сражениях.Имя Перуна означает «молния».Перун метает перуны.Также это имя значит,что он Бог Первый и Правый.Он Первый из богов, царь царей.И он же следит за соблюдением Законов Прави.Когда Перун прокатывается по небосводу на своей колеснице,гремит гроза и по небу «прокатывается» гром.Он бор-ется с небесными Змеями,вращает Коло Сварога.А славяне его прославляют:Славься Перун— бог Огнекудрый!Он посылает стрелы в врагов,Верных ведёт по Стезе!Он же воинам честь и суд!Правден он,златорун,милосерд!«Книга Велеса»,Просл.22.Манти-ческий смысл.1).Это руна говорит о грядущей победе в войне либо любви,в любом начинании.Действуйте смело и победа будет за вами.Но помните,что после победы над Скипером выяснилось,что яд его был столь силён,что отравил и самого Перуна. Да и Дива Перуну изменила с богом Велесом.То есть после победы вероятны неожида-нные осложнения.Нужно это предвидеть,а предупреждённый уже наполовину спасён.
2).Выпадение Очира Перунова означает пробуждение сил,таящихся внутри,но ты дол-жен их обуздать,остановиться,иначе вероятно разрушение."
(ст."Наскальные скульптуры и забытые предметы быта прошлого времени",Информа-ция из космоса,2024) "Некоторые памятники древности,представленные в виде наск-альных скульптур,до сих пор будоражат умы исследователей,так как точную дату их постройки определить не удаётся.К тому же в некоторых местах нашей планеты оста-лись забытые предметы быта прошлого времени,сохранившиеся до наших дней: на кот-орые также стоит обратить внимание.22-метровая статуя Моаи в каменоломне Рано Рараку на острове Пасхи.В правой части снимка мы можем увидеть одну из статуй Моаи, расположенную на острове Пасхи в Тихом океане.Она находится в каменоломне Рано Рараку и не отделена от основания горной породы.Считается,что каменная мон-олитная статуя была высечена проживающими на острове аборигенами- рапануйцами, между 1250 и 1500 годами,но по каким-то причинам так и не была установлена в полный рост,как все остальные статуи острова.По всей видимости, неустановленная статуя из каменоломни должна быть самой значимой для проживающего населения острова,так как её создавали по размеру значительно больше остальных.Если бы статуя была установлена,то её высота составила 22 метра,а вес составляет прибли-зительно 75-80 тонн.Обувь для шелушения каштанов и желудей,Франция,19 век.Эта обувь производилась в городе Ардеш во Франции в 19 веке.Обувь представляет собой тяжёлые ботинки,в подошву которых устанавливались 10-сантиметровые зазубренные шипы.Вес каждого ботинка составляет 2 килограмма.Подошва ботинок выполнена из дерева.Её толщина составляет 3 сантиметра,а верхняя часть,покрывающая ногу,сде-лана из кожи.Такие ботинки выпускались в качестве орудия труда.С помощью шипас-тых ботинок французы шелушили жёлуди и каштаны.Их сердцевина являлась отличным кормом для свиней.Орех каштана находится в колючей кожуре,и отделять её от обол-очки являлось довольно проблемным занятием для рук.И специально для этой работы была придумана такая причудливая обувь.Представленная пара ботинок находится в музее обуви "Bata Shoe Museum" в городе Торонто провинция Онтарио,Канада.Скульп-тура "Обитель богов".Представленная скульптура находится в Перу: в 13 километрах от города Куско.Территория этой страны славится древними памятниками и сооруж-ениями,такими как Мачу-Пикчу,Чокекирао,линиями Наска,которые видны только с вы-соты птичьего полёта,а также другими строениями древней Империи инков.На первый взгляд может показаться,что данная скульптура тоже относится к одному из памят-ников древности,сохранившимся до наших дней.Но,однако,это не так.Эта скульптура была создана перуанским скульптором Майклом Монтеагудо в 2021 г.Скульптура высе-чена в скале при помощи долота и молотка.Мастер назвал свою работу "Апуку-нак Тианан",что переводится как "Обитель богов".Скульптура демонстрирует одного из богов древней цивилизации- инков.Сегодня скульптура является новой туристической достопримечательностью.С того же 2021 г.принимает посетителей."Микроволновая печь" прошлого века.Чугунный радиатор для подогрева пищи.В своё время эта причу-дливая чугунная батарея служила не только в качестве обогревателя в доме,но ещё её можно использовать как микроволновую печь.Это может показаться удивительным, но в такой батарее действительно можно разогревать пищу.Эти батареи были широко распространены в 19-20 вв.Работало это устройство следующим образом: в батарею подавалось паровое отопление.В ней теплоносителем был разогрет пар до темпера-туры +100 градусов по Цельсию.Использовалось представленное устройство,как уже было отмечено,для подогрева пищи и обогрева жилого помещения.Устанавливали такие чугунные батареи в основном на кухне и в столовой.Некоторые люди и сегодня хот-ели бы приобрести "микроволновую печь" прошлого века себе в квартиру.Но отопле-ние горячей водой не даст достаточного количества тепла для радиатора.На сегод-няшний день такие чугунные устройства можно встретить разве что в музее.Но у не-которых людей подобные антиквариаты "старины глубокой" сохранились и до наших дней.Редкий вид на Статую Свободы.Это довольно редкий снимок с видом на Статую Свободы,сделанный с внутреннего балкончика,который находился в её факеле.Статуя Свободы была возведена 28 октября 1886 г.В то время любой желающий мог подняться на её факел и полюбоваться окружающим видом с высоты.Высота Статуи Свободы сост-авляет 93 метра.Но в 1916 г.вход к факелу был закрыт.Официально проход к факелу было решено закрыть из-за структурных повреждений,вызванных годами износа.Ста-туя Свободы расположена в США на острове Свободы,который находится в Верхней Нью-Йоркской бухте,примерно в 3-х километрах к юго-западу от южной оконечности острова Манхэттен.Лицо Харакбута "каменная голова".Эта наскальная скульптура находится в заповеднике Амаракаери в Перу.Местные племена называют её- Харакбут, что переводится как "Лицо инков".Для аборигенов скульптура является священной. Каменный тотем был вырезан в скале сотни лет назад,но обнаружен был относительно недавно,в 1935 г."Каменная голова" расположена в труднопроходимом месте.Чтобы до неё добраться,придётся пробираться через густые заросли джунглей по тропе из ка-мней и грязи.В дебрях которых обитают дикие кошки: такие как пумы и ягуры.Так же на этой территории обитает множество ядовитых змей."
(ст."Древнейшая религия мира,или Что такое шаманизм",Хроноскио,2023)
"В системе религиозных верований и духовных практик особое место занимает шама-низм.В той или иной форме он присутствовал почти у всех народов и по возрасту намного старше таких древних религий,как буддизм,иудаизм,зороастризм.Кто же так-ие шаманы,в чем суть их мистических практик?Возникновение и история шаманизма
Слово «шаман» существует во многих языках и является заимствованием из русского. А в русский язык оно в свою очередь пришло из языков эвенков (тунгусо-манчжур-ская семья).Корень «са» может означать «знание»,а суффикс «ман» указывает на ск-лонность к чему-либо.Таким образом,«шаман» буквально означает «знающий то,что не ведомо другим».По другой версии,слово пришло из санскрита и означает «слушающий» .Шаманизм иногда называют древнейшей религией мира.Он существовал уже 30 тыс. лет назад(в палеолите),а возможно,и много раньше.Шаманские практики встречаются в разных частях Земли: в Сибири и на Дальнем Востоке, в Азии,в Северной и Южной Америке,Африке,Австралии и Океании.Но все же родиной шаманизма называют именно Россию,точнее,сибирскую ее часть.Интересно,что самое древнее шаманское захорон-ение тоже находится в России,но при этом не за Уралом.Оно расположено на Оленьем острове(Онежское озеро).Возраст погребения– 6 тыс.лет.Шаманизм был распространен в Китае, Корее и Японии.Так,в Китае шаманами становились и мужчины,и женщины, а в Корее и Японии– чаще женщины,за редким исключением.Кстати,в Японии шаманизм развился в синтоизм,ставший государственной религией страны(до 1947 г.).Некото-рые исследователи не относят шаманизм к религии.Они отмечают,что для религии ну-жна общая мифологическая основа.А шаманизм довольно сильно отличается в разных частях света и культурах.У шаманизма нет основателя вроде Будды,Конфуция,Хрис-та,Магомета.Он складывался естественным образом.Вероятно,его родоначальниками были охотники и собиратели,хорошо чувствовавшие природу и связь с ней каждого живого существа.Современный шаманизм.Древнейшая религия существует и сейчас.Ее исследуют этнографы,культурологи,филологи.Шаманские практики встречаются в шко-лах нью-эйдж и в психотерапии.Теме шаманизма посвящены фильмы,выставки и книги (например,романы Карлоса Кастанеды и серия книг «Хохот шамана» Владимира Серки-на).Некоторые народы практикуют шаманизм и в наше время, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. К ним приезжают туристы, исследователи, люди, желающие достичь осознанности, просветления. Настоящие шаманы стремятся сохранить и передать свои практики и помочь людям,как они делали это и тысячи лет назад.Однако встречаются и мошенники,притворяющиеся шаманами и наживающиеся на туристах.Отличить их не сложно: подлинный шаман никогда не будет требовать с вас денег за помощь: вы вольны оставить ему такой «донат»,какой сами сочтете нужным.Суть представлений о мире.В основе шаманизма– идея того,что каждый объект вселенной(человек,птица, дерево,камень,озеро)обладают собственным духом и характером.А значит,они могут влиять на окружающий мир.Эти представления известны как анимизм(от лат.anima– «душа»).Далее, сибирские шаманы верят в существование параллельных миров или разных слоев вселенной.В большинстве верований мир предстает трехслойным.Есть верхний мир, населенный богами,земной мир,в котором обитаем мы,и нижний,насе-ленный демонами.Звучит знакомо,не так ли? Еще до появления мировых религий шаманы уже представляли мир именно так.Все три мира соединены Мировым древом (еще один мотив,который позже встретится во множестве религий,включая кельтскую и скандинавскую).Ветви древа– верхний мир,ствол– земной,а корни– нижний.Ключевая фигура в шаманизме– собственно,шаман.Он считается избранным существом,которому дано с помощью особых практик устанавливать связь с духами и перемещаться по др-еву между мирами.Шаманами рождаются,а не становятся.Есть даже понятие «шаманская болезнь».Считается,что задолго до того как осознать себя шаманом,человек испыт-ывает некие симптомы: головные боли,навязчивые идеи,необъяснимые страхи,вещие сны и внезапные предсказания.Чтобы стать полноценным шаманом племени,нужно прой-ти что-то вроде инициации,или посвящения.Обряд состоит из трех этапов: внутрен-ние терзания и испытания от духов,ритуальная смерть и затем– воскрешение(рожде-ние шамана).Как выглядит и чем занимается шаман?Поговорим подробнее о шаманах и их предназначении.Социальная роль.Благодаря контакту с добрыми духами и противо-стоянию злым,шаман может помогать своему народу.Он управляет природными стихия-ми,исцеляет болезни,способствует удаче на охоте и отгоняет бедствия.Он может от-ыскать заблудившуюся душу и вернуть ее или помочь душе умершего найти пристанище .Словом,обязанностей много.Поэтому шаман пользуется огромным почтением у племе-ни,хотя и не является официальным вождем.Внешний вид и атрибуты.Шаманы носят ритуальное одеяние.Обычно это яркие и пестрые наряды,украшенные лентами,перья-ми,бусами.При этом шаманские костюмы часто изображают животных: оленей,медведей ,птиц.Считается,что это сближает их с природой и помогает легче войти в контакт с духом.Поэтому в одеянии можно встретить оленьи рога,шкуры и хвосты животных.
Помимо особой одежды,у шамана есть два атрибута: это музыкальные инструменты бубен и варган.С их помощью он устанавливает связь с потусторонним миром и вво-дит себя в особое состояние.Бубен вообще имеет большое значение: в нем тоже жив-т дух.Поэтому часто у шаманского бубна есть собственное имя.Камлание и транс.
Процесс общения с духами называют камланием.Этот ритуал позволяет шаману поймать «волну»,открыть внутренний взор и установить связь с каждым объектом окружающего мира.При этом он входит в состояние измененного сознания,известное как транс(в восточных школах к нему близка медитация).Некоторые шаманы для этого используют различные стимуляторы и галлюциногены,но далеко не все и не всегда.Войти в транс шаману помогает ритмичная игра на бубне и варгане, а также ритуальные заклинания и танцы. В этом состоянии он обращается к духам, просит их о заступничестве или противостоит темным силам. Если камлание проходит успешно, шаман с помощью полученных от духов сил может исцелить болезнь, помочь найти пропажу, вызвать дождь и т. д."
(ст."Обителище нечисти и источник магии: почему на Руси боялись пересекать перекрёсток",Литрес,2024) "Место схождения и расхождения дорог на Руси всегда считалось особенным.Ему придавали таинственный и мистический смысл.Это была своего рода граница между миром живых и миром мёртвых,между силами добра и зла. Здесь человека поджидали опасности и неизвестность.Также перекрёсток олицетворял развилку судьбы и неотвратимость выбора,за которым следует неведомое будущее. Особенно явственно этот мотив прослеживается в былинах,в которых герои размыш-ляют,как им продолжить путь.Они никогда не знают,верную ли выбрали дорогу и что их ждёт впереди.Все эти смыслы рождали поверья и обычаи,которые следовало соблю-дать путниками,решившим пройти перекрёсток.Нечистая сила и магия.Даже с приходом христианства перекрёсток на Руси не перестал считаться опасным и сакральным мес-том.Элементы новой веры смешались с элементами язычества и приумножили суеверия. Так, к примеру,люди стали креститься на перепутье,надеясь,что это отвратит от них беду и защитит от влияния нечисти,которая обитала там в огромном количестве.
Наши предки верили,что перекрёсток кишит бесами,ведьмами,мавками,стрыгами,духами и лешими.Человек мог столкнуться с кем-то из них,и эта встреча не сулила ничего доброго.Обязательно нужно было креститься на все направления,чтобы блуд или леш-ий не утянули путника в ложную сторону.Перекрёсток считался идеальным местом для проведения магических обрядов.Так как ритуал снятия порчи предполагал очищение, то совершающий его человек переносил чёрную энергию на какой-то предмет.Затем от этого «сосуда с дурным» следовало избавиться.Обычно его уносили на перекрёсток, рассуждая так: пусть нечисть своё и заберёт.Сюда же выбрасывали и использованные «загрязнённые» во время обряда материалы,которые опасно было хранить дома.Иногда сюда приносили волосы и ногти заболевшего: это делали для того,чтобы отвадить от него хворь.Чтобы задобрить и успокоить тёмную силу,в некоторых регионах перед выгоном скота на перекрёстке закапывали подношение– соль и кусочек кулича или печенье с варёным яйцом.Также на дорогу сыпали зерно,чтобы оказать почесть усоп-шим и чтобы те не вернулись в мир живых.Запреты.На Руси существовало множество табу,связанных с перекрёстком.Например,там запрещалось останавливаться для пере-куса.Считалось,что ненароком можно и беса проглотить,а потом нести его в себе всю жизни.Зевоту на перепутье нужно было сдерживать: всё по той же причине,бес через открытый рот мог вселиться в человека и наградить его своими качествами.В крайнем случае рекомендовалось прикрывать рот рукой.На перекрёстке нельзя было ничего подбирать.Оказавшиеся здесь деньги и ценные вещи могли быть оставлены во время магического ритуала.Вместе с ними человек мог забрать в свою жизнь болезни и несчастья.Иногда люди нарочно оставляли такую приманку,чтобы передать свои бе-ды другому.Также не рекомендовалось в этом месте пересчитывать деньги: тут они впитывали в себя отравленную энергию и после приносили человеку неудачу.Не разр-ешалось плевать на перекрёстке: это не только могло оскорбить местных обитателей ,но и дать им власть над человеком.Согласно древним поверьям,любые частички тела сохраняли связь с его хозяином,именно поэтому их использовали при сглазе,приво-роте и других видах колдовства.Перекрёсток ещё нужно было правильно пройти.Путн-ики старались не пересекать его по диагонали или через центр,в котором сходятся силы четырёх сторон света.В первом случае можно было перечеркнуть свою судьбу.А во втором приманить к себе нечистого и изменить свою жизнь в худшую сторону."
(ст."Главные праздники года,которые отмечали славяне(и те,которых у них никог-да не было)",ХроноСкио,История и культура,2024) "До повсеместного распростране-ния христианства(да и после него частично тоже)вост.славяне,как и все язычники, обожествляли силы природы.Поэтому их главные традиции,обряды и праздники почти всегда имели привязку к временам года,стихиям,сельскохозяйственным работам,астр-ономическим явлениям (равноденствия,солнцестояния).Ниже познакомимся с главными праздниками,которые отмечали славяне в течение года,и с их особенностями.А заод-но развенчаем кое-какие мифы,которыми пестрят недостоверные источники: во время работы над этим материалом мы их встретили,к сожалению,очень много.Овсень(Васи-льев вечер).Хотя Новый год славяне праздновали в другой день,и к нему мы еще вернемся,31 декабря по старому стилю(13 января по новому)они отмечали праздник Овсень.Он был распространен на территории центральных и южных областей соврем. России и в Поволжье.Овсенями также называли традиционные песни,которые люди исп-олняли,ходя по домам.Происхождение слова точно не установлено,есть разные -верс-ии: от «овесень»,то есть связанный с грядущей весной,до «овес»(он присутствовал в праздничных обрядах).В христианское время праздник чаще стал именоваться Васи-льев вечер,в честь Василия Великого– одного из трех каппадокийских отцов церкви; его память христиане чтят 1 января.Васильев вечер сопровождался щедрым столом (поэтому в белорусской и украинской традиции именовался Щедрик,или Щедрец).Обяз-ательно готовили поросенка– символ плодородия земли и скота,пекли пироги,выстав-ляли на стол колбасу,кашу,блины.Наедаться полагалось до отвала: это считалось доброй приметой,сулящей прибыль в хозяйстве на весь год.Коляда.Овсеньтрадиционно сопровождался колядками– так назывался период,который позже заменили святками.В эти дни непременно полагалось рядиться– например,надевать тулупы шерстью вверх; изготавливали специальные звериные маски: медведя,быка,козы,коня и так далее.И затем ряженные устраивали буйные карнавальные пляски.Чем больше шума– тем счита-лось лучше,ведь надо было как следует распугать темных зимних духов.Так что было много криков,звона,лязга печных заслонок,стучания по железным ведрам и сковоро-дам.К тому же гулянья нередко сопровождались разгулом,непристойными шутками,тан-цами и песнями,матерной лексикой.В обычное время такое было запрещено.Новый год. Праздновать наступление нового (урожайного)года у славян было принято 1 марта. Заканчивалась долгая зима,удлинялся день,пригревало солнце,и уже совсем скоро можно было готовить землю для нового урожая.В конце 15 в.празднование Нового го-да перенесли на 1 сентября(14 сентября по старому стилю)– время сбора урожая.И так продолжалось до введения государем Петром I нового календаря и летоисчисле-ния в 1700 г.Тогда же Новый год окончательно перекочевал на 31 декабря/1 января. Весеннее равноденствие и МасленицаНаступление весны у восточных славян сопровож-далось еще одним шумным праздником со своей специфической обрядностью.Мы говорим о всем известной Масленице,с которой начинается Великий пост.Но в дохристианские времена этот день еще так не назывался.И к посту,конечно,отношения не имел,пото-му что никакого поста не было.«Прародительницу» Масленицы язычники отмечали ско-рее всего примерно в дни весеннего равноденствия,то есть в середине марта.Ряд исследователей отмечает,что праздник мог быть посвящен Волосу(Велесу)– богу ско-та.А упоминания конкретно о Масленице появляются впервые лишь в источниках XVI века.Важным мифическим персонажем,связанным с праздником,считается Марена(Мара) .Именно ее чучело и принято сжигать,чтобы прогнать зиму и холод и расчистить до-рогу весне.Но внесем ясность: никакой такой темной богини Марены у славян не су-ществовало,это фальсификация «кабинетных мифологов» и неоязычников.Чучело зимы– да,сжигали.Но не богиню,конечно же.И еще.Комоедица– региональный белорусский пр-аздник,а отнюдь не общеславянская Масленица,как утверждают некоторые.Летнее сол-нцестояние (день/ночь Ивана Купалы).Летнее солнцестояние тоже считалось особым днем– периодом наибольшего расцвета природы,торжества дня над ночью.Сегодня мы называем его днем Ивана Купалы.Но такое название сложилось уже под влиянием хри-стианства и относится к Иоанну Крестителю.А почему Купала? Потому что крещение производилось Иоанном через окунание новообращенного в воды реки Иордан: купа-ние.Как назывался праздник ранее,до крещения Руси,неизвестно.Языческого божества по имени Купала у славян не существовало,информация о нем в Сети ненаучна.Тради-ционными элементами празднования дня Ивана Купалы(уже в христианскую эпоху)стали прыжки через костер,поиск цветка папоротника (несуществующего,так как папоротник размножается спорами и не цветет),купание в реках и озерах,плетение венков,сбор целебных трав и гадания.Насколько эти обряды практиковали язычники-славяне,сказ-ать сложно.Русалии.Русальные дни,или русалии,были у древних славян праздником в честь умерших.Его отмечали и восточные и южные славяне,причем несколько раз в год: в канун Рождества,Богоявления,после Троицы и в Иванов день.Интересна этимо-логия слова.Некоторые языковеды(Миклошич,Веселовский)считают,что слово «русалия» восходит к латинскому «Розалии» (праздники роз).Такой праздник действительно су-ществовал у древних римлян и был связан с поминовением предков.И от него,счита-ют они,могло произойти слово «русалка».Другие исследователи полагают,что «русал-ка» могло произойти от слов «русло» или «русый»,а также от схожих названий рек.
Но вернемся к русалиям. Первое письменное упоминание этого праздника приходится на XI век. Традиционно он сопровождался долгими ночными гуляниями, песнями, танцами и ряжением в маски животных. А вот купаться было запрещено: считалось, что русалки в эти дни могут утащить человека к себе на дно.Церковь осуждала рус-алии и считала праздник непристойным и «бесовским».Велесова ночь и другие лже-праздники.В Сети вы можете найти много упоминаний Велесовой ночи– якобы древнего славянского праздника,который отмечался с 31 октября на 1 ноября.Его даже назы-вают «славянский Хэллоуин»,так как в праздник было принято наряжаться в жуткие костюмы,чтобы отпугнуть темные силы.Увы,информация эта недостоверна.Хотя бог Ве-лес действительно почитался славянами и,вероятно,для него даже были отдельные праздничные дни, в надежных источниках нет никаких упоминаний Велесовой ночи, праздновавшейся в последний день октября.Этот праздник– новодел,изобретенный не-оязычниками.Что до традиции рядиться для отпугивания темных сил,то она была,и мы про нее уже сказали: это Колядки.Кстати,то же касается Перунова дня,якобы отмеч-авшегося 2 августа.О Лельнике тоже можно найти немало упоминаний: утверждают,что его праздновали весной в честь божества любви Лели(Лады).Нет никаких доказатель-ств наличия у славян такой богини.Но «кабинетные мифологи» не дремлют.Наконец, вы можете встретить информацию,что в сентябре славяне праздновали осеннее солн-цестояние и что этот праздник назывался Радогощь или Таусень.Это фикция.Никако-го Радогощя не было,а вот Таусень был– но так называли уже упомянутый в начале статьи Васильев вечер.Что касается самой традиции праздновать осеннее солнцесто-яние,то мы не знаем,была ли она у славян."
(ст."Посох Асклепия,кадуцей и чаша Гигеи: три «змеиных» символа врачевания и их отличия",ХроноСкио,История и культура,2024) "Не считая всемирно известного красного креста,существует 3 наиболее узнаваемых символа медицины: посох Аскле-пия,жезл-кадуцей и чаша Гигеи (также «гиппократова чаша).Интересно,что во всех трех использовано одно и то же животное: змея,обвивающая конкретный предмет.Вот почему в этих символах легко можно запутаться.Разберем происхождение каждого и их отличия.О змеях и медицине.Но для начала ответим на вопрос: почему именно змея с древности получила столь тесную связь с миром врачевания? Ведь это живот-ное в большинстве случаев представляет опасность для человека,и вдруг его сдела-ли основным символом медицины и фармацевтики,на протяжении многих столетий никто не потеснил змею с этого почетного места.Объяснений этому обстоятельству можно предложить два.Первое скрывается в античной мифологии,и к нему мы еще вернемся позже.Но не будем забывать,что мифы и легенды возникают не на пустом месте,всег-да чем-то мотивированы,хоть и обрастают со временем сверхъестественными подроб-ностями.Так вышло и со змеями,и вот второе объяснение.Змея– животное,которое на-делялось в мифологии противоречивыми чертами.С одной стороны,змеи считаются хит-рыми,коварными и опасными.С другой– им присущи мудрость и знание,также символи-ческое бессмертие(сбрасывание кожи как обновление и очищение).Похожая ситуация и со змеиным ядом.В больших дозах он опасен.А в малых дозировках некоторые яды пр-едставляют собой мощнейшие лекарственные средства.А ведь то же самое можно сказ-ать и о большинстве современных лекарств: успех лечения зависит от правильного подбора средства и его дозирования.Вот почему,если вдуматься,змея вполне законно ассоциируется с миром врачевания и фармацевтики.Посох Асклепия.А теперь перейдем непосредственно к трем символам медицины,и первый из них– посох Асклепия.В мифо-логии Древней Греции и Древнего Рима Асклепий,он же Эскулап,был богом медицины, умел лечить разные болезни и даже воскрешать мертвых.В его честь строили так называемые асклепионы– храмы-больницы,куда приходили люди в надежде на исцеле-ние.В храмах служили жрецы,проводившие различные магические ритуалы для исцеле-ния посетителей.Но со временем их помощь стала более «материальной»: они назна-чали страждущим водолечение,диеты,упражнения,травы и даже проводили небольшие операции.Но вернемся к посоху.Однажды бог Асклепий направлялся во дворец крит-ского царя Миноса,который лишился сына и призвал Асклепия воскресить дитя.Бог шел,опираясь на посох.Вдруг жезл обвила коварная змея,и Асклепий ее убил.Тут же за ней появилась вторая змея с пучком травы во рту.С помощью этой травы вторая змея воскресила первую.Удивленный Асклепий нашел эту траву и стал использовать ее в своих воскрешениях людей.А деревянная палка с обвившейся вокруг нее змеей стала символом врачевания.Официально ВОЗ утвердила его в 1948 г.Кадуцей.С посо-хом Асклепия часто путают другой похожий атрибут: жезл-кадуцей.Он представляет собой жезл,обвитый не одной,а сразу двумя змеями,при этом их морды обращены друг к другу.Часто верхную часть жезла дополняют двумя крылышками.История появления кадуцея также кроется в древнегреческих мифах.Однажды бог Аполлон поссорился со своим братом Гермесом(богом торговли,хитрости,покровителем пастухов,послов и путешественников).Чтобы примириться с братом,Аполлон подарил ему свой магический жезл.Когда Гермес поставил жезл между двумя борющимися змеями,те сразу остано-вились и покорно обвили палку.Гермес остался очень доволен подарком,обездвижил змей,обвивших жезл,и сделал его своим атрибутом.Дополнение в виде двух крылышек тоже относится к Гермесу(согласно мифам,у него были крылатые сандалии).В Древнем Риме кадуцей символизировал примирение,был атрибутом послов.Также он считался символом коммерции– ведь Гермес покровительствовал торговле.Большое значение он получил в Средние века среди алхимиков,связывавших кадуцей с Гермесом Трисмеги-стом(родоначальником герметизма– оккультно-философского учения).Кадуцей также часто использовали в геральдике,в сочетании с другими символами.А в XVII в.,ког-да на Руси произошел церковный раскол,патриарх Никон сделал кадуцей своим атри-бутом.Это вызывало волну критики от старообрядцев,ведь змея в христианстве ассо-циируется с Люцифером,искушением,первородным грехом и вообще с нечистыми силами. Но хитрый Никон в ответ заявил,что кадуцей– отсылка к жезлу Моисея,который про-рок превратил в змею на глазах фараона.Так что у кадуцея было весьма широкое ра-спространение.Но в качестве символа медицины его стали использовать лишь в эпоху Ренессанса.И поблагодарить за это стоит,вероятно,именно алхимиков,ведь алхимия и медицина были в то время тесно переплетены.«Гиппократова чаша»(чаша Гигеи).И еще один мгновенно узнаваемый символ медицины и фармацевтики– изображение широкой чаши на высокой ножке,вокруг которой обвилась змейка.Впервые совместные изобра-жения чаши и змеи появляются еще около VII–V веков до н.э.в связи с культом бо-гини Гигеи.В мифологии Древней Греции она считалась богиней здоровья и была,меж-ду прочим,дочерью самого Асклепия.И если символом Асклепия стал посох(условное мужское начало),то Гигеи– чаша(женское начало).Саму богиню часто изображали в виде молодой женщины,кормящей змею из чаши.Совместное использование в символике чаши и змеи получило распространение в XIII в.в Падуе,в аптекарской среде.В XIX в.чаша Гигеи распространилась по Российской империи и со временем стала офици-альным символом отечественной медицины и фармации.Символ используют также в США, Канаде и других англоговорящих странах.Подытожим.Посох бога-врачевателя Асклепия представляет собой жезл,обвитый одной змеей и является наиболее древним символом медицины.По возрасту ему примерно соответствует чаша Гигеи– древнегреческой бо-гини медицины.Кадуцей же представляет собой жезл с двумя змеями и крылышками.Ис-пользовался в коммерции,политике и других сферах,и лишь в эпоху Возрождения стал ассоциироваться с врачеванием– благодаря алхимикам и герметикам."
Свидетельство о публикации №224110600143