Несколько мыслей о Незнайке и его друзьях
Итак, по порядку. Коротышки, живущие в Цветочном городе (Незнайка, Знайка и др.) не знают недостатка в пище: Вокруг изобилие фруктов, овощей, ягод, орехов и т.д., причём, если рост коротышек – не более небольшого огурца, то вся еда имеет естественный для человека, то есть, для нас с вами, размер, например, диаметр крупного яблока больше роста коротышки и т д.
В книжке нет упоминания о том, что коротышки Цветочного города где-то постоянно работают. Они, конечно, когда в одиночку, когда сообща, добывают те же фрукты, овощи (на берегу Огурцовой реки, протекающей рядом с Цветочным городом, растёт множество огурцов), ягоды, орехи. Также коротышки занимаются строительством, ведь они живут в городе, состоящем из построенных ими домов. Но не более того. Однако, у них есть одежда, обувь, предметы быта (пилы, топоры, лопаты, кухонная утварь, стеклянная посуда (!), книги (!) – вся комната Знайки завалена книгами, из которых он, собственно говоря и получил свои знания. Музыкант Гусля играет на музыкальных инструментах, художник Тюбик имеет краски, кисти, мольберт, доктор Пилюлькин пользуется набором медицинских инструментов и медикаментов, Сиропчик любит сироп, а Пончик – сладости, а ведь сироп и сладости на деревьях не растут. Есть набор инструментов и у Винтика со Шпунтиком. Повторно скажу что ни один из 16 коротышек, живущих в одном доме с Незнайкой, не работает на какой-нибудь постоянной работе. И кто изготовил всё, что перечислено выше – непонятно.
В начале книжки Носов указывает, что это – сказочное произведение, как бы намекая, что его за подобные несоответствия строго судить не стоит. Но дальше – больше!
Во второй книжке Незнайка, Кнопочка и Пачкуля Пёстрый оказываются в Солнечном городе, где такие же коротышки живут, вроде бы, по принципам коммунистического общества, далеко уйдя в развитии общественных отношений и морали от коротышек Цветочного города из первой книжки, которые фактически находятся на уровне первобытно-общинного строя, хотя и с некоторыми нюансами, указанными выше.
В Солнечном городе во всю работает экономика: аграрный сектор, промышленность, строительство, сфера обслуживания, наука, искусство. Есть электричество, водопровод, канализация, общественный транспорт, кругом – механизация, автоматизация, роботизация и, не побоюсь этого слова (книга написана в конце 50-х годов прошлого века), компьютеризация! Пример: в гостинице, в каждом номере трудятся электронные пылесосы в виде ползающих по полу дисков! Это Вам ничего не напоминает? И такое - шестьдесят шесть лет назад! Такси ездят без водителей – движением управляют электронные устройства, надо только назвать конечный пункт. А ведь до 21 века, когда всё это появилось – более 40 лет! Можно продолжать, но предлагаю читателю самому прочитать книжку и поудивляться прозорливости Н.Носова, которого вполне можно назвать Жюль Верном № 2.
А теперь пора перейти от экономики к политике, к общественным отношениям. В Солнечном городе, как и положено тому быть при коммунизме, нет денег, и действует принцип: «… каждому – по потребностям». Это вторая часть коммунистического лозунга. Каждый берёт и пользуется тем, что ему необходимо в данный момент: жильё, транспорт, пища, развлечения и т.д.
А вот с первой частью коммунистического лозунга («От каждого – по способностям») далеко не всё ясно. Да, коротышки работают во всех отраслях экономики. В то же время по Солнечному городу слоняется огромное количество коротышек (днём, в рабочее время!), совершенно не обременённых мыслями о работе, а предающихся различным удовольствиям: кино, театр, отдых, либо различные игры в парках города. Как только где-то случается хоть какое-то происшествие – вокруг сразу же собирается огромная толпа зевак, многие из которых стараются чем-то помочь, если помощь требуется!
Получается, что, кто хочет работать – тот работает, кто хочет развлекаться – развлекается, и это – в порядке вещей! Но каждому доступно и то, и другое. Такая интересная ситуация обусловлена тем, что в Солнечном городе – изобилие ВСЕГО, которого хватает ВСЕМ. Но такое положение в обществе – очень неустойчивое! Работающие, пусть и работающие в удовольствие, однозначно просто обязаны возмутиться, дескать, мы пахали, а эти бездельники имеют то же, что и мы! Несправедливо! И здесь просится на поверхность вторая часть уже социалистического лозунга («… каждому – по труду»!). Наверняка, Носов это понимал, но в то время народ уже услышал слова Генерального секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!». Ну не можно брать под сомнение генеральную линию Партии! И Носов написал то, что написал, поставив перед умными людьми дилемму: «Мифический коммунизм или реальный социализм на долгие годы?».
И ещё один момент, заставляющий задуматься, а, может и усмехнуться: В Солнечном городе вообще (!) нет чиновников, не говоря о Цветочном городе. Кто руководит городом, кто руководит процессами любого рода в городе, например, какую бригаду и из какого подразделения направлять на устранение аварии на теплотрассе, кто должен собирать архитекторов и строителей для решения кучи вопросов перед началом строительства нового дома, да и кто вообще решает вопрос об этом строительстве? Стихийно собравшаяся группа архитекторов, геодезистов, изготовителей строительных конструкций, транспортников, строителей и т.д.? Смешно. А по Носову – умные коротышки, специалисты собираются каким-то образом по мере необходимости и решают возникающие в городе вопросы. Кто определяет состав, кто их собирает, кто…, кто…, кто…? И дела каким-то образом делаются, всё «крутится»! Бред какой-то! Зато, если нет чиновничества, значит, нет волокиты и коррупции. Но как всё будет работать без сбоев, качественно и в полном объёме?
Получается, что вся деятельность, считай, вся экономика держится на энтузиастах, на сознательности части коротышек, их активности и желании. Да и то, даже при этом, без хотя бы какого-то руководства немедленно начнётся бардак и хаос. Пусть даже составлен и действует алгоритм, регламентирующий конкретные действия конкретных людей при любых возникающих обстоятельствах, но, всё равно, кто-то же должен был составить алгоритм, запустить процесс, контролировать его, менять программы по мере возникновения в обществе новых связей, новых ситуаций и т.д. В конце концов, кто-то же должен вмешиваться в процесс при срывах процесса, которые однозначно будут иногда случаться!
Ну не может общество, даже состоящее из сверхсознательных, порядочных и активных граждан, существовать без администрации, то есть, руководства и чиновников – исполнителей.
Насчёт сверхсознательности и порядочности – один очень показательный пример. Незнайка, будучи в Солнечном городе, случайно превратил трёх ослов из местного зоопарка в коротышек с помощью волшебной палочки, данной ему волшебником. Эти коротышки – бывшие ослы – заговорили, но по умственным способностям и отношению к моральным принципам ушли недалеко от своей ослиной сущности. Они тут же начали совершать в Солнечном городе разные пакости: ставили коротышкам исподтишка подножки, протягивали поперёк улиц шнуры, чтобы ничего не подозревающие коротышки через них падали и т.д. Причём, бывшие ослы искренне веселились при этом. И что же? А то, что вскоре у них появились подражатели, последователи, и общество коротышек начало стремительно деградировать, превращаться, по своему поведению, в стадо ослов! Куда подевались порядочность, «коммунистическая сознательность», моральные принципы многих коротышек? Не всех, конечно, но многих, очень многих! И только вмешательство волшебника, давшего в своё время Незнайке волшебную палочку, а теперь отправившего трёх «ослов» обратно в зоопарк, вернув им ослиный вид, прекратило процесс деградации граждан Солнечного города. То есть, Носов, сознательно или неосознанно, показал, сколь нестабильно, а, значит, несостоятельно так называемое общество будущего – коммунистическое общество. Стоить нарушить благополучие его членов, дать дурной пример, и – всё, конец тщательно выстроенной структуре!
Теперь о третьей и четвёртой книжках: «Незнайка на луне». Опустим рассуждения о том, КАК коротышки под руководством Знайки и двух очень учёных малышек из Солнечного города смогли простроить ракету, напичкали её электроникой, чтобы ВСЁ в ракете управлялось и работало с помощью кнопок! Ракета была построена, и неугомонный Незнайка, которого решили не брать в полёт, под покровом ночи, прихватив с собой Пончика, забрался в ракету, чтобы спрятаться и улететь вместе с остальными. Однако, Пончик случайно нажал кнопку пуска, и ракета, с ним и Незнайкой, умчалась к луне и аккуратно приземлилась, следуя командам электронных устройств! Там приятели вышли на поверхность, надев скафандры, и Незнайка проник через пещеру внутрь луны, которая оказалась полой, а внутри находилась ещё одна луна, на которой существовало общество таких же коротышек! Незнайка опустился на парашюте на эту, внутреннюю луну, встретился с тамошними коротышками и обнаружил, что они говорят на понятном ему языке.
Здесь царил махровый капитализм со всеми его атрибутами. Но и здесь Носов упростил ситуацию: на малой луне, в рамках капиталистического общества, существовали лишь три категории коротышек. Олигархи владели ВСЕМ: землёй, промышленными и аграрными предприятиями, структурами сферы обслуживания, в том числе, торговыми и т.д. Простой народ работал на олигархов за небольшую заработную плату. Полиция однозначно служила олигархам, послушно выполняя все их указания. И всё! Опять никакой администрации, никакого чиновничества. Все вопросы жизни общества решались олигархами на их «собраниях». Естественно, здесь существовали деньги, которые необходимо было зарабатывать, чтобы хоть как-то жить.
На малой луне, так же, как в Солнечном городе, коротышки пользовались электричеством, водопроводом, канализацией, автотранспортом. У полиции и в свободной продаже было оружие, то есть, здесь присутствовали все атрибуты капиталистического общества, кроме чиновничества. И система функционировала!
Кстати, растения, а, значит и плоды на малой луне были не гигантские, как у земных коротышек, а нормальных размеров. И жить здесь коротышкам приходилось частенько впроголодь. Еды не хватало. То есть, олигархи держали остальное население в «голодном теле».
Ситуацию изменил прилёт на второй ракете Знайки с товарищами и подругами, которые захвалили с собой семена земных «гигантских» растений, и, несмотря на козни и ожесточённое сопротивление олигархов, с помощью очередного изобретения Знайки, капиталистический строй рухнул – местные коротышки получили семена, начали выращивать гигантские растения, и проблемы с едой исчезли. Вот такое простое решение.
Итожа, можно сказать, что, если в сфере науки и техники автор многое предугадал, предвосхитил и предсказал, к сожалению, правда, не додумавшись до сотового телефона, то в области общественных отношений, развития общества коротышек, как общественной формации, а, считай и человеческого общества, автор не смог придумать ничего нового, прорывного, ограничившись общеизвестными «истинами». Возможно, он сделал это совершенно осознанно, чтобы не прямо, а «между строк» показать несостоятельность идеи коммунизма.
Рискну предположить, что теория стабильного современного общества давно разработана, но «сильные мира сего» не хотят её внедрять, так как она, наверняка, исключает возможность получения сверхприбылей незначительной по численности кучкой олигархов, что их совершенно не устраивает.
Прошу не обвинять меня в попытках разработки какого-то академического исследования. Просто, в результате прочтения полного текста эпопеи о приключениях Незнайки и его друзей, у меня возник ряд мыслей, которые я попытался «причесать» и выставил на суд читателей.
Свидетельство о публикации №224110601526
Читал Незнайку давно, но запомнился один момент из "На Луне": по-моему, там был эпизод, когда уже после падения олигархического режима бывшего фабриканта поставили директором его бывшего предприятия, ведь он там во всем разбирался. Не к стенке, заметим. Неплохая ирония над практикой ранней сов. власти, я считаю.
Понравилось, спасибо.
С уважением,
Максимилиан Чужак 10.12.2024 11:38 Заявить о нарушении