Havravn Глава V. Barentshavet

Мёртвым снится Ледовитый океан…

Глава V. Barentshavet

Температура упала до -35 градусов Цельсия. Улыбнувшись снежной луне, Ровена укрылась шестым одеялом. За окном мелькали призраки бескрайней тундры. Северные олени скакали по звёздам полярной ночи и исчезали в огнях переливающегося северного сияния… «Мы проезжаем Лапландию! — подумала путешественница на саамском языке. — Мне бы хотелось встретить Йоулупукки!». Самый быстрый поезд «Арктика» мчался через неизведанное. Полярные волки бежали с ним наперегонки.

Поезд остановился посреди арктической пустыни, и тени вышли на одинокой станции. Было настолько холодно, что, чудилось, что в вагоне идёт снег. Но Ровену согревал исландский свитер Лопапейса, связанный бабушкой. Она наблюдала, как заблудшие уходили в миры северного сияния… «Но что ждёт их по ту сторону ночи? — размышляла Ровена. — Смерть — это сон или пробуждение?»

— Почему ты не спишь? — сонным голосом спросила бабушка Линда.

— У меня бессонница.

— Иди ко мне... Я расскажу тебе сказку.

Ровена легла рядом с бабушкой и приготовилась слушать.

— Я буду говорить на датском языке, — отметила Линда. — Ты его не знаешь… Но не пугайся — тебе поможет знание немецкого и норвежского. Я уверена, что ты всё поймёшь. Тебе уже 4 года… Ты такая взрослая! Ну что, готова? Er du klar?

— Ja, jeg er klar!

—  Der var engang, злой Волшебник захватил власть и убил королеву и короля света. С тех пор в далёком Нууке царит полярная ночь. Лишь звёзды дарят эскимосам чудесные сны... Но гренландские киты кричали, что на дне Ледовитого океана сияет полярное солнце. «Рыбаки, утонувшие в шторм, живы, — успокаивали инуитов косатки. — Волны вернули их домой…»

Высоко в ледяных горах тролли праздновали смерть солнца. Но Волшебник не мог радоваться победе, ведь наследница престола Грете пропала… И послал он тогда тёмных драугров убить принцессу. Заколдованные мертвецы не подозревали, что она спряталась от смерти в могиле… Грете спустилась в Подземное царство, чтобы обрести бессмертие.

— Но как закончилась эта сказка?

— Конец ты узнаешь завтра. Поспи хотя бы немного. Скоро мы будем на Баренцевом море…

***

Она спала на спине гренландского кита. Ей снился бушующий Ледовитый океан... Белые медведи, созданные из морской пены, согревали спящую принцессу своей тёплой шерстью. И нарвалы охраняли её полярные сны...

Ровена проснулась на пляже внутри замка из вулканического песка. Гигантские звёздные волны влекли в бездну… На мысе Дирхолаэй странница заметила человека в королевской мантии и ледяной короне, над которым кружились загадочные вороны. Король взмахнул рукой, и безжизненные базальтовые колонны превратились в троллей. Он стукнул посохом и скалы стали великанами…

Меж тем волны разрушили песочный замок, и Ровена отправилась в путь. Она шла, закрывая уши руками. Арктический ветер сбивал с ног. Всё было так, как в детстве — океан не отпускал её домой. Шум водопадов сливался с прощальным пением скальдов. Её целовали звёздные брызги. И метель, уносившая жизни героев саг, была нежна. Странница вспоминала их с бабушкой путешествие на Баренцево море. Сначала из поезда были видны лабиринты зеркальных озёр и унылые долины. Но вскоре невидимый художник стёр на том полотне деревья и поля. Прежний мир исчез — за окном простиралась лишь бесконечная тундра. В лабиринтах фьордов там прятались эльфы; в маленьких домиках поселились магические существа. И где-то вдалеке мерцало море мечты…

Северный ворон сел на голову Ровены.

— Куда мне идти? — спросила она у зловещей птицы.

Ворон расправил крылья и полетел к горам. Странница последовала за духом...

Исполинские ледники отражали гренландскую полярную ночь. Путнице казалось, что айсберги — покинутые иглу. Но куда ушли эскимосы после смерти? Они возродились в этих каплях волшебных водопадов или навсегда растворились во тьме?

Среди озёр и пещер Ровена нашла таинственный домик эльфов, окружённый священными сейдами. Внутри царила зима — вместо гирлянд висели сосульки, на ёлке искрились полярные звёзды.

Её давно ушедшая бабушка Линда, одетая в старинный норвежский бюнад, вешала игрушечные тыквы на ёлку. Она обернулась — на её голове сверкала корона в виде змеи, украшенная гренландскими льдинами и сокровищами Ледовитого океана.

— Ты жива… — прошептала Ровена.

— Я умерла и стала королевой эльфов и троллей…

— Разве это возможно?

— Часы повернулись вспять… Ты вернулась в наш кукольный домик! Я приготовила глинтвейн и твои любимые Pfannkuchen!

Ровена вспомнила, как в детстве она приходила к бабушке на плюшки-пампушки. В те времена маленькая девочка ещё верила в сказки и не знала о существовании смерти...

У камина спал её любимый кот Харрисон шоколадно-мраморного окраса, умерший много лет назад. В этом мире он был живым… Ровена обняла кота — и потерянные друзья вновь встретились под небесами  грёзы…

Но даже рядом с огнём принцесса замерзала... Кудри и ресницы Ровены покрывались инеем, а море в глазах леденело. Само солнце инков не могло согреть её…

Бабушка подошла к ней и укрыла её своим фарерским пуховым платком:

— У меня для тебя подарок, — Линда открыла коробку под ёлкой и достала оттуда традиционный исландский свитер. — Это лопапейса цвета Ледовитого океана…

Ровена надела свитер, связанный бабушкой из воспоминаний, и на мгновение вернулась в северные края фьордов... Она спустилась  к Баренцеву морю по скалам. Злые водоросли были скользкими… Странница подошла к бушующему Баренцеву морю — холодная волна подхватила её и унесла c собой… «Тулугаак забрал принцессу в края льдов, — пели такрикасиут. — Она заснула навсегда…»

Разбитые куклы за столом устроили чаепитие. Ровена села рядом с игрушками и попробовала плюшки-пампушки — на вкус они были такими же, как и раньше… Но тот сон о жизни не был долог…

— Тебе нужно отправиться в Адливун к моему отцу, своему прадедушке Роланду, — попросила бабушка,  — и забрать у него волшебный меч, способный убивать даже тех, кто уже мёртв…

— Но я хочу остаться здесь, с тобой и моим котом…

Ровена посмотрела на карту мира на стене — Баренцево и Гренландское моря были отмечены красным крестом.

— Ты должна спасти наше королевство и победить Волшебника… — сказала бабушка.

— Можно я побуду с вами ещё немного?

— Времени больше нет. Жаль, что его было так мало для нас...  — бабушка обняла её. — Мы ещё встретимся… Это не конец…

С потолка на Ровену капнула капля воска. Она подняла голову вверх — в облаках бушевало Баренцево море. Но водопады синей краски лились с небес — мир таял, как свеча.

Под луной плавились эскимосские идолы; живые с портретов снимали маски и обращались в скелетов. Над королевством эльфов шёл снег из праха... Ветер питерак ворвался в дом и унёс за собой призрачную бабушку…

Кукольный мир был уничтожен. Ровена осталась одна в бесконечной снежной пустыне… Под гренландскими льдами там покоились ушедшие... И только пение такрикасиут напоминало им о вечности…


Рецензии