Заряд АКБ, после глубокого разряда
Практические опыты по определению устройства АКБ и их состояния.
Уважаемый читатель!
Представленная информация получена опытным путем и является субъективным восприятием реально происходящих событий.
Частный случай не гарантирует его повторения другим лицом, не подлежит массовому использованию, и показан с целью обмена информацией.
Смена полярности АКБ Тюмень 6-СТ-55, была описана мною ранее.
Проводим опыт с целью получения информации по заряду глубокого разряд АКБ малым током. Имитация длительной стоянки под охранкой плюс приемник, или наличие утечки тока. Частный, но часто встречающийся случай.
Испытуемый образец имеет возраст 9 лет. Сколько был в работе не известно.
Вес АКБ - 14 кг. Заявленная емкость 63 А*Ч.
Для сравнения. Вес Тюмень 6-СТ-55 А*Ч - 16 кг.
Перед разрядом АКБ, был произведен его полный заряд и выравнивание плотности электролита во всех элементах до 1,28 гр/см3.
1. Разряд АКБ малым током автомобильной лампы 1,65 А. 21 Вт.
1.1. Замер плотности во всех элементах при падении напряжения на АКБ до 8,4 В. Заносим показания в таблицу. В одном из элементов вся активная масса израсходована, и один из элементов начал смену полярности.
1.2. Замер плотности во всех элементах при падении напряжения 4,2 В. Заносим показания в таблицу. Еще в одном из элементов вся активная масса израсходована, и еще один из элементов начал смену полярности.
1.3. Далее ждем пока разрядный ток от 0,5 А. Упадет до 50 мА. Производим третий замер плотности, заносим его в таблицу. В третьем элементе израсходована вся активная масса.
2. Производим анализ полученных результатов.
2.1. Самая низкая плотность электролита при первом замере будет в самом отстающем элементе.
2.2. Следующая самая низкая плотность электролита при втором замере, будет во втором отстающем элементе. В первом отстающем элементе плотность должна возрасти, или остаться на той же величине.
2.3. Самая низкая плотность электролита, из оставшихся четырех элементах, будет в третьем отстающем элементе. Но это не всегда так. Бывает, что смена полюсов происходит при большей плотности, чем в других оставшихся элементах. Просто суммарная плотность одной группы из трех элементов, выше суммарной плотности другой группы элементов.
Плотность в оставшиеся трех элементах, обычно не отличается друг от друга.
3. Мы получили три отстающих элемента и плотности в них. О чем они нам говорят?
3.1. Плотность электролита при разряде АКБ меняется от 1,27 до 1,11 гр/см3.
16 сотых для АКБ 55 А*Ч. И от 1,27 до 1,09 гр/см3. 18 сотых для АКБ 62 А*Ч.
3.2. Если плотность электролита не упала ниже 1,09 - 1,11 гр/см3, то производим заряд АКБ нормальной полярностью малыми токами через ту же автомобильную лампочку. А потом и без нее, с постепенным ростом зарядного тока, и снижением его в конце заряда. Но не выше 0,2 А в начале и конце заряда. А в процессе заряда не выше 5 % (деленной на 20) минимальной остаточной емкости в элементе (согласно минимальной плотности) в настоящее время заряда. При этом, напряжение не должно превышать 14,8 - 16,1 В. для разных типов пластин (сурьма, гибрид и кальций).
3.3. Заканчивается заряд АКБ выравнивающим зарядом, при малом токе 0,06 - 0,18А, до выравнивания плотности во всех элементах АКБ. Напряжение должно подняться до 14,0 - 15,0 В. (сурьма, гибрид и кальций), соответственно току заряда силой 0,06 А.
3.3. Если плотность электролита упала ниже 1,09 — 1,11 гр/см3, то нужно принимать решение, в какой полярности его заряжать.
Все АКБ разные, и по времени выпуска, и по производителю, и по условиям эксплуатации.
Никаких конкретных рекомендаций дать невозможно.
Ранее полученный результат.
В моем первом случае (Тюмень 6-СТ-55) плотность упала до 1,06 гр/см3, и я принял решение о смене полюсов. Активной массы в нем накопилось на 72 А*Ч. Общей массой 12гр*6элем.*72А*Ч=5184 гр. 72/55*100%= 131%
Изначально в АКБ заложено активной массы на 20% больше, чем заявлено.
Почти все 100% формируются на заводе. 20% формируются в процессе эксплуатации.
Но очень часто завод формирует АКБ не до конца, экономят электроэнергию.
Поэтому ничего страшного в том, что новый АКБ не выдает заявленную емкость нет. Он просто дольше «проживет» в эксплуатации, и до формуется уже за счет потребителя.
В моем случае имеем + 10% это уже износ несущей части положительных пластин.
Решетка плюсовых пластин, исходя из МОИХ расчетов, составляет примерно 48% от всей массы пластины. В следствии коррозии свинца решетки пластины и перехода его в сульфат свинца, с последующим зарядом и переходом в активную массу. В конце срока эксплуатации АКБ, масса положительной решетки снижается до 40% и ниже.
Сопротивление решетки пластин прохождению тока увеличилось в 1,142 раза по металлу, и в 1,3 раза по поверхности взаимодействия с активной массой пластин. Общее увеличение сопротивление пластин протеканию тока увеличилось на 1,49 раз.
1,49*5,5 мОм = 8,195 мОм. Общее сопротивление пусковому току 24,75 мОм. Теоретически падение напряжения при холодном пуске 24,75 мОм*100 А.= 2,475 В.
12,6 В. - 2,475 В. = 10,125 В.
Результат смены полярности АКБ положительный.
Напряжение при запуске двигателя ВАЗ 2108, после зимней стоянки в гараже, составила - 10,0 В. Температура + 5град С. Степень заряженности АКБ составляла 75%.
Что для 6-СТ-55 вполне достойный результат.
Анализ полученного результата:
1. АКБ имел срок эксплуатации три года ежедневной эксплуатации.
2. После смены полярности, было получено незначительное уменьшение внутреннего сопротивления АКБ, по сравнению с изначальным заводским.
3. Смена полярности была проведена преждевременно.
Далее.
При полном разряде АКБ, с него было снято не более 48 А*Ч, до полного уменьшения тока разряда.
Таблицы заряда АКБ.
Плотн.Элект.
Дата. Элем 1. Элем 2. Элем 3. Элем 4. Элем 5. Элем 6.
9.10 1,12 1,13 1,13 1,13 1,12 1,13
10.10 1,11 1,12 1,14 1,14 1,13 1,14
11.10 1,12 1,11 1,15 1,15 1,14 1,15
12.10 1,17 1,16 1,2 1,2 1,19 1,2
13.10 1,22 1,21 1,25 1,25 1,24 1,25
14.10 1,23 1,22 1,26 1,26 1,25 1,26
15.10 1,24 1,23 1,27 1,27 1,26 1,27
16.10 1,25 1,25 1,27 1,27 1,27 1,27
17.10 1,26 1,26 1,27 1,27 1,27 1,27
18.10 1,27 1,27 1,28 1,28 1,28 1,28
19.10 1,285 1,28 1,28 1,28 1,28 1,28
20.10 1,285 1,28 1,29 1,29 1,29 1,29
Заряд по элементам АКБ.
Дата. Общ. Ток Элем 1. Элем 2. Элем 3. Элем 4. Элем 5. Элем 6.
Д/М А*Ч. А. -3,43 -6,87 6,87 6,87 3,43 6,87
10.10 3,5 0,18 0 -3,43 10,31 10,31 6,87 10,31
11.10 8,88 0,37 3,43 0 13,74 13,74 10,31 13,74
12.10 28,87 0,83 20,62 17,18 30,93 30,93 27,49 30,93
13.10 47,14 0,76 37,81 34,37 48,12 48,12 44,68 48,12
14.10 50,65 0,14 41,25 37,81 51,56 51,56 48,12 51,56
15.10 54,97 0,18 44,68 41,25 55 55 51,56 55
16.10 59,29 0,18 48,12 48,12 55 55 55 55
17.10 63,61 0,18 51,56 51,56 55 55 55 55
18.10 67,93 0,18 55 55 58,43 58,43 58,43 58,43
19.10 69,37 0,06 60,15 58,43 58,43 58,43 58,43 58,43
20.10 70,81 0,06 60,15 58,43 61,87 61,87 61,87 61,87
К сожалению, ресурс не передает табличный вид, но разобраться можно.
АКБ получил заряд 61,87 А*Ч.
КПД заряда 87,3 % как и положено при незначительном простое после разряда (90 %), и длительного заряда малыми токами.
Очевидно, что емкость первоначальная испытуемого АКБ, не соответствовала емкости заявленной заводом изготовителем, и составляла примерно 55 А*Ч.
Производитель снизил вес активной массы, в пользу увеличения веса решеток положительных пластин. Что дает увеличение срока службы АКБ.
Емкость АКБ никогда полностью не используется, за редким исключением на стационаре. Потребитель емкость не измеряет. Чаще всего, потребитель ВИДИТ только срок службы АКБ.
Осталось замерить пусковое напряжение, и сопоставить его с сопротивлением АКБ с измененной полярностью. В результате запуска двигателя при температуре +5 град по С. Получен результат по напряжению пуска 10,5 В. Внутреннее сопротивление АКБ 20,66 м Ом.
АКБ с измененной полярностью показал 10,0 В пускового напряжения и внутренне сопротивление 26,7 мОм.
Отношение сопротивлений АКБ обратно пропорциональны емкостям АКБ, согласно поверхности взаимодействия пластин.
Свидетельство о публикации №224110601699