Мой маленький большой мир
Лет с пяти мы гуляли сами. Двор был продолжением дома – пространством, где известен каждый уголок. Летом вся наша жизнь протекала на улице.
Заглянем одним глазком в мир моего детства, хоть на денёк? Если с утра во дворе ещё пусто, можно сначала попинать камень с места на место. Потом осторожно глянуть – как там голуби на голубятне у «злого Валеры». Потом покачаться на качелях, которые повесил папа. А можно залезть в свою сарайку.
Но сначала надо убрать дрова. Папа с мамой с вечера распилили большие брёвна на козлах. Мне тоже дали поработать. Берешься за ручку длинной с острыми зубьями пилы и то тянешь её на себя, то толкаешь, потом снова тянешь, и снова толкаешь, пока бревно само не разломится на две части. А рядом брат машет топором – колет чурбачки, получаются поленья. Вот их мне и надо сложить ровной деревянной стенкой – поленницей. Каждая чурочка разная – вот у одной береста отходит, её можно аккуратно потянуть за уголок, чтобы получился большой тонкий белый с черными крапинами лист. (О! я знаю, во что мы сегодня будем играть: это будут берестяные грамоты, мы будем на них писать послания нашим «врагам»). У другой – торчит длинный сучок, как нос у Буратино – его надо припрятать, чтобы потом куклу сделать.
- Сонечка! Ты прибираешь дрова или играешь? – кричит в форточку мама.
Я бросаю игру и снова тружусь в поте лица своего.
Скоро двор начнёт наполняться ребятами. Выйдут гулять Серёжка, Костик, Лёха, Ирка и Маринка. Если сначала выйдут только девчонки, мы с ними будем прыгать на резинке. Потом придут мальчишки. Сначала они нехотя будут наблюдать за нами. Покидают ножички по очереди. Лениво попинают мяч об стену дома. А потом:
- А давайте в прятки?
- Давайте!
Во дворе столько мест, чтоб скрыться – за углом дома, за сарайками, в кустах, за деревом, за дворовой свалкой. Когда надоест, можно начать в казаки-разбойники. Но самое любимое – это в шпионы. Трое на трое – я всегда в компании с Серёжкой и Костиком. Одна команда следит за другой и разгадывает, где скрыта шифровка. У нашей команды есть преимущество – наблюдательный пункт, наша сарайка, из которой как на ладони виден весь двор. Здесь папа устроил нам полати – широкое пространство под потолком. Это наш штаб – моё любимое место. Там есть всё, что нужно для шпиона: запас еды и воды, карандаш и тетрадь для ведения тайных записей, сломанный бинокль для одного глаза («подзорная труба»), старый папин компас, и оружие, чтобы отбиваться от врагов – палки, а также верёвки, чтобы врагов можно было связать и взять в плен. На полатях лежит матрас, и внизу, где-то в углу валяется старое ненужное одеяло – это на случай осады, чтобы можно было заночевать.
В детских играх день пролетает незаметно. К вечеру во двор выходят старшие ребята. Они не смотрят на нас, мелюзгу, и обстоятельно решают, во что сначала играть – в футбол, волейбол или в настольный теннис. Мои родители летом выставляли во дворе большой складной стол и натягивали настоящую теннисную сетку. В футбол обычно играли за нашим домом – рядом с домом бабы Руфы, потому что именно там было самое широкое место. Бабы Руфы мы боялись. Она всегда сидела у окошка и зорко следила за тем, что происходит во дворе. Если парни приближались к её дому, она высовывалась в открытую форточку и громко ругалась. Но почему-то именно её стёкла чаще всего звенели и разлетались вдребезги от прилетевшего футбольного мяча, и отцам мальчишек приходилось поочередно их вставлять.
Но самым нашим любимым занятием было смотреть, как старшие играют в волейбол. Для этого двор перегораживали волейбольной сеткой. Мы смотрели не столько за игрой, сколько за общением старших парней и девочек. Парни сразу становились какими-то жутко взрослыми. Они из Шурика, Толяна и Вадьки превращались в Сашу, Толю и Вадима и почему-то становились очень красивыми. Толя свысока с едва уловимой улыбкой поглядывал на девчонок, старался изящно подавать мяч и сопровождал подачи какими-нибудь изречениями, типа «Ну, это легко!». Или: «Ах так? А мы вот так!». Девочки тоже становились непохожими на себя – кокетливо поправляли растрепавшиеся волосы, одергивали лёгкие юбочки выше колена, переглядывались друг с другом и о чем-то перешёптывались. А мы, конечно, мечтали, что лет через пять так же будем перекидывать мяч с нашими повзрослевшими мальчиками.
Летом на Севере белые ночи, и мы гуляли, пока не начинали сами собой закрываться глаза. Или пока не раздавались голоса:
- Сонечка!
- Серёжка!
- Костик!
Тогда мы стремглав мчались по домам, сшибая по пути попавшей под руку палкой одуванчики, борясь с лопухами, перекидывая друг в друга репейник, закрывая свой штаб – чтобы завтра снова вместе жить в нашем маленьком большом мире.
11.10.2024
г. Вологда
Свидетельство о публикации №224110601770