Глава 17. Психобиография

    Исследователи никогда не прекратят спорить о важнейших вопросах, связанных с Иисусом. Кто Он был? Кем себя считал? Каковы были Его цели? Что Он думал о своих отношениях с Богом? И как объяснить, что у Иоанна Он совсем не такой, как у синоптиков?
   Как для толкования Нового Завета нужны филология и археология, так и для «Исследования Иисуса» нужна  социология и психобиография.
 «Исследование Иисуса» обогатились бы рассмотрением отношений Иисуса и толпы в свете  социологии «толпы». Это помогло бы нам понять, почему Иисус был так популярен в Галилее; почему при входе в Иерусалим Его приветствовала толпа; почему толпа кричала «Распни Его!» – и почему римляне хотели остановить Его деятельность...
    Один из новых перспективных методов исследования Иисуса — психобиография - одно из направлений психоистории,предметом которой являются психологические характеристики человека в данную историческую эпоху,  воссоздание  жизни исторического персонажа при помощи психологических методик.
Задача психобиографии — попытаться понять тайну каждого и «сделать цельную картину из бессвязной".
     Характер   многих ключевых вопросов, связанных с  идентичностью Иисуса , по сути, психологический. Чтобы выяснить, как себя понимал сам Иисус, нужно знать, какие типы религиозного авторитета были Ему доступны:  пророк, учитель, целитель, Мессия, однако,   Его отождествление с какими-то из этих типов имеет психологический аспект.
     Сто лет тому назад  сокрушительная критика Швейцера психологических теории и концепции, примененных к историческому Иисусу,  привела к тому, что библеистам по сути, запретили обращаться к любым психологическим аспектам на протяжении большей части столетия.  Критика  была высказана Швейцером в его докторской диссертации под названием: «Психиатрическая оценка личности Иисуса и критика». Швейцер критиковал тех, кто прилагал к Иисусу современные психологические теории, говоря о «мешанине мнений», порожденных «посредственными умами», которые, опираясь на «многие другие явления современности… переносят на Иисуса психологию наших дней, не всегда ясно понимая, что она неприложима к Нему и неизбежно умаляет Его величие».
     В настоящее время  развитие «Исследований Иисуса» все более сближается с психобиографией и психоисторией.   Далее   рассматриваются   некоторые  вопросы «психиатрической оценки исторической личности»  и сами подходы  к психобиографическому исследованию.   


Рецензии