Литература с ложными картинами быта

Одним из главных упреков современной российской литературе звучит упрек, что по ней невозможно будет изучать реальный быт первой четверти 21 века. Упрек справедливый, прямо скажем. Даже российское кино с его чернухой или наоборот — всякими экшенами - штрихи эпохи, типичные языковые штампы и ловушки сознания передало и оставило потомкам гораздо больше, чем современная литература.
В литературе мода на фэнтези, на искусственно слепленные детективные конструкции, на псевдоисторию (реконструкции), на инерционную тоску по деревне, доставшуюся, видимо, от писателей-деревенщиков. И вот теперь ещё темы СВО.

Но литература первой четверти 21 века не оставила нам сколь нибудь заметные произведения про умирающие города севера, про межнациональные конфликты в быту и неконфликтные стирания в маргиналов целых социальных групп (шахтеров, нефтяников, вечных вахтовиков, угасающих лесных поселков, никак не сумевших обрусеть чеченских, азербайджанских, киргизских диаспор— потому что русскость-то где теперь, ау!). Литература не оставила картинок бытоописаний  пристрастий в моде, питании, в транспортных изменениях. И нет — не потому, что прошло мало времени для ассимиляции (в конце концов, можно изучать художественными приемами сам текущий процесс). Просто потому, что есть ослепление повесткой дня, навязанной ТВ -»модностями».

А ещё потому, что ни Союз писателей, ни литературоведческие кафедры вузов не обозначают проблемы исследований так, как делали это в предыдущее столетие идеологические институты — от Победоносцева и Уварова до Луначарского и Ганичева.
Ложное понимание демократического постулата, что идеологизация культуры губит культуру, перенесли на тематическую идеологизацию (что не одно и то же).
Разве не правильно было, что кафедры, например, специализировались на больших коллективных исследованиях «Человек и Природа», «Человек и Север» или «Культуры в периоды мира и в периоды войны». Или «Экспансия культур — эффекты приобретений и потерь». Были специализирующиеся на сугубо краеведческой, местечковой литературе. Бабель в свое время записан был, как ни странно в основном именно в эти исследования. Попадал туда и Паустовский, И Бажов, и Лесков. И что? - в конечном счете кто-то проиграл?

… 2025-й — завершающий год первой четверти 21 века. Исследований типа «Быт эпохи в современной литературе» нет. И даже не намечается… Зато упреки уже появились. Трассирующие обозначения проблемы звучат как в блогосфере, так и в серьёзных литературоведческих статьях.
------------------------------
Автора можно поддержать донатом. Карта Сбербанка привязана к телефону 89225820035


Рецензии