Наш мир 125
Послания из далекого прошлого. Как выглядел мир до потопа?
Известный тибетский лама Т. Лобсанг Рампа описал в своей автобиографической повести "Третий глаз" (глава "Последнее посвящение") посещение пещеры, находящейся глубоко в земле под дворцом далай-ламы Потала в Лхасе. Погрузившись на целых три дня в состояние, близкое к смерти, он увидел в запертом снаружи абсолютно темном зале раскрывшееся перед ним видение далекого прошлого - панораму жизни некогда существовавшей працивилизации:
"Постепенно глубокие сумерки, окутавшие меня, стали рассеиваться. Я услышал шум моря и шипение набегающих волн… тут послышались голоса и смех из пальмовой рощи. Голоса приближались, и веселая группа загорелых людей появилась из рощи. Гиганты! Все они, как один, гиганты!... Когда-то, тысячи и тысячи лет назад, Земля была расположена ближе к Солнцу и вращалась в противоположном направлении. Дни были короче и жарче. Великие цивилизации возникли на Земле, люди были более разумными, чем сейчас.
С внешней стороны космического пространства появилась блуждающая комета и столкнулась с Землей. Земля сошла со своей орбиты и стала вращаться в другом направлении. Поднявшиеся ветры вздыбили моря, которые… обрушились на Землю. Вода затопила мир, содрогнувшийся от землетрясений. Некоторые участки ушли в пучину, другие поднялись. Тибет, поднявшийся более чем на 4 тысячи метров над уровнем моря, перестал быть теплой и благоприятной страной, прибрежным раем. Мощные горы, извергающие дымящуюся лаву, окружили Тибет… "
Судя по геологическим данным, это событие могло совпадать с эоцен-олигоценовой (34 млн. лет назад), олигоцен-миоценовой (24 млн. лет назад) и ранне-среднемиоценовой (17 млн. лет назад) катастрофой
Наставник Л. Рампы, лама Мингьяр Донтуп, рассказал ему еще более удивительную историю о посещении им и четырьмя другими ламами "пещеры древних" в отдаленных горных районах:
"Медленно, почти неуловимо, в темноте перед нами образовалось туманное свечение….Светящийся туман расползался, становясь все ярче… Внутри туманной сферы мы увидели картины. Сначала туманные, они становились все отчетливее и вскоре перестали быть просто картинами. Мы действительно видели события.
Вот то, что мы видели и слышали и что предстоит увидеть и услышать тебе в не столь отдаленном будущем. Тысячи и тысячи лет тому назад на этой Земле существовала высокоразвитая цивилизация. Люди умели летать по воздуху на машинах, продолевающих действие гравитации, люди создавали аппараты, передающие мысли на расстоянии, отбражая их в мозгу в виде картин. Они смогли взорвать атом и в конце концов взорвали бомбу, которая сокрушила мир, заставив одни материки потонуть в океане, а другие - подняться со дна. Мир был разрушен".
Примерно через две недели после этого рассказа Л. Рампа, М.Донтуп и еще семеро лам вновь посетили "пещеру древних". Когда они оказались в ней, в центре одного из залов образовался светящийся шар. Возникли картины, поначалу расплывчатые и неясные. Но со временем они становились все более яркими и реальными, приобретая рельефность:
"Это был мир далекого прошлого. Горы стояли там, где теперь были моря; прекрасные морские курорты там, где теперь горные вершины. Климат был теплее, и странные существа бродили по суше. Это был мир научного прогресса. Мимо катились неведомые машины; они летели в дюйме над землей или на высоте в несколько миль. Великие храмы упирались вершинами в небеса, бросая вызов облакам. Люди говорили с животными телепатически. …
Мы видели океаны с плавающими городами, которые двигались от одного берега к другому. В небе беззвучно проплывали большие воздушные машины. Они могли парить неподвижно, могли срываться с места, развивая безумную скорость… Над городами протянулись мосты и тонкие, как нити, дороги…
[Но] мир был разрозненным лагерем, в котором каждая сторона домогалась чужой земли…
Пока мы смотрели, в небе появилась яркая вспышка, и один из самых больших мостов на наших глазах превратился в груду беспорядочно спутанных балок и проводов. Другая вспышка - и большая часть города исчезла в непроглядном дыму. Над руинами выросло странное, пугающее красное облако, грубо напоминающее по форме гриб высотою в несколько миль…".
Обо всем этом Л. Рампа поведал в другой своей повести "Пещеры древних".
Судя по геологическим данным, представленные Л. Рампой описания должны были характеризовать мир не позднее миоценового времени (5-24 млн. лет назад), скорее всего, не позднее раннего миоцена (17 млн. лет назад)
Даже если эти описания и вымышленные (Л. Рампа заостряет внимание на том, что все это, кроме маршрута к "пещере древних", правда), они как нельзя более удачно отражают картину того прошлого мира, который мог существовать и исчезнуть во время одной из постигших Землю катастроф.
Камни Ики – послание невозможной цивилизации
Изображения на таких пластинах не имели ничего общего с культурными традициями древней Америки. Они имели прямое отношение к культурам Старого Света, а точнее, цивилизациям средиземноморского бассейна и Ближнего Востока. Так на одной из пластин была изображена правильная (не ступенчатая) пирамида (Фото 145). Следует обратить внимание, что это изображение не так уж и схематично, показаны ровные ряды каменных блоков, из которых пирамида сложена. Обращает на себя правильная форма изображенной пирамиды, неизвестная в доколумбовых культурах Америки. Это хорошо узнаваемая классическая форма, характерная для древнеегипетских сооружений. Подобных пластин с изображением правильной пирамиды в коллекции Креспи несколько десятков. По нижнему краю этой пластины идет надпись, выполненная неизвестным «алфавитом». В нижних углах изображены два слона. Понятно, что слоны к моменту возникновения в Америки первых цивилизаций уже не водились. Но их изображения отнюдь не единичны в собрании Креспи. Неизвестный «алфавит», которым выполнена надпись, встречается и на других предметах. Данный вид письменности не известен современным исследователям. На первый взгляд он имеет определенное сходство с письменностью Мохенджо Даро. На других пластинах встречается другой вид письма, который, по мнению редких исследователей, напоминает либо ранне-ливийское, либо прото-минойское письмо. Один из американских исследователей собрания Креспи предполагал, что надписи выполнены «нео-пуническим» или же критским письмом, но на языке кечуа. Однако мне не известно о каких-либо серьезных попытках дешифровки этих надписей. Очень небольшое количество исследователей, в основном из США, пытались заниматься изучением собрания Креспи. Большой интерес к нему проявили представители мормонской церкви США, но драматическая история собрания падре Креспи не позволила провести какие-либо серьезные исследования.
Представители официальной науки попросту игнорировали это собрание. А некоторые представители церкви заявляли, что все вещи – современные изделия местных крестьян. При этом (по некоторым обрывочным данным) многие вещи из собрания падре Креспи после его смерти были тайно вывезены в Ватикан. Естественно, что идущие вразрез официальной концепции данные игнорируются или замалчиваются. Но огромное количество предметов в собрании Креспи заставляют переосмыслить наши представления о контактах Старого и Нового Света в глубокой древности. Интересно, что в собрании имелись металлические накладки, изображающие хорошо известных крылатых быков из дворца Ниневии, а также крылатых грифоголовых «гениев», являющихся яркими образцами древневавилонского искусства. На одной из пластин изображен жрец в тиаре, аналогичной папской или же, напоминающей корону Нижнего Египта (Фото 146). На огромном количестве пластин обязательно присутствует изображение извивающейся змеи – символа космического змея. Большинство пластин имеют по углам отверстия. Очевидно, пластины служили для облицовки деревянных или каменных предметов или стен.
Помимо пластин из меди (или медных сплавов) в собрании Креспи имеется много каменных табличек с выгравированными на них изображениями и надписями на неизвестных языках. Примечательно, что именно эти категории предметов, по словам падре Креспи, индейцы находили в джунглях в подземных тоннелях и камерах. Падре Креспи утверждал, что от города Куэнка в джунгли тянется древняя система подземных тоннелей, протяженностью более 200 км. О подобной системе тоннелей писал еще в 1972 году Эрих фон Дэникен в своей книге «Золото богов». Он же привел и первые изображения вещей из собрания падре Креспи.
В 1962 году в результате поджога колледж «Корнелио Мерчан» был уничтожен пожаром. Большую часть собрания Креспи удалось спасти, но в огне погибла комната, содержавшая наиболее ценные и высокохудожественные изделия. На развалинах колледжа падре Креспи воздвиг церковь Марии Ауксиладоры, которая стоит и поныне. Сам падре Креспи умер в 1982 году в возрасте 91 года. Незадолго до смерти, в 1980 году он продал большую часть своего собрания Музею Центрального банка в Куэнке (Museo del Banco Central). Банк выплатил Креспи $ 433 000. Эти деньги пошли на строительство новой школы. Музей же начал осуществлять селекцию вещей из собрания Креспи с целью отделить ценные предметы древности от современных поделок. В ходе этого процесса множество артефактов «ушло на сторону». Очевидно, что музей отбирал себе предметы, принадлежащие известным археологическим культурам Эквадора. По некоторым данным, большинство чеканных металлических пластин были возвращены в церковь Марии Ауксиладоры, где возможно хранятся и сейчас. К сожалению, я не владею сколь-либо подробной информацией о современном состоянии собрания Креспи. Это вопрос будущих исследований.
Вместо заключения.
Как уже упоминалось в самом начале, приступая к написанию этой книги, я преследовал две основных цели. Во-первых, предоставить в распоряжение читателя максимально возможный в рамках данной публикации иллюстративный материал. И во-вторых, наглядно продемонстрировать, что собрание камней Ики не может являться современной фальсификацией. Однако, если у кого-либо еще остались скептические соображения по поводу подлинности литотеки Ики, попробуем воспользоваться методом «от противного»
Попытаемся встать на позицию традиционного ученого, приверженца эволюционной точки зрения и считающего коллекцию камней Ики грандиозной мистификацией. Но с двумя существенными оговорками. Во-первых, этот ученый не делает вид, что такой коллекции не существует (хотя бы из уважения к тому гигантскому объему работ, который проделали «мистификаторы» для того, чтобы ввести в заблуждение наше доверчивое человечество). Во-вторых, этот ученый признает правомерность использования в науке принципа «презумпции невиновности», поскольку основанием для обвинения в фальсификации данного факта является традиционный для науки тезис – «этого не может быть, потому что не может быть никогда», но при этом полностью игнорируется то, что данная коллекция является археологическим фактом. Данные камни являются рукотворными, они найдены в земле, они имеют определенную древность (поскольку были обнаружены insitu в до-испанских погребениях). Для того, чтобы доказать их современное происхождение (т.е. доказать факт фальсификации) одних голословных утверждений и обвинений недостаточно.
Т.е. такой ученый изначально считает, что коллекция камней Ики - не археологический факт, а, действительно, искусная и изощренная фальсификация. Тогда из этого автоматически должны вытекать следующие выводы.
1. В первой половине ХХ века где-то на территории Перу была создана подпольная мастерская (или несколько мастерских), которая занималась изготовлением камней с рисунками, выполненных в технике гравировки. Вопрос о том, что десятки тысяч камней были художественно обработаны одним человеком, ставить просто глупо.
2. Эта «мастерская» обладала значительными людскими и техническими ресурсами, достаточными для того, чтобы транспортировать десятки тысяч камней и валунов, весом до нескольких сот килограмм.
3. В «мастерской» работали мастера, имеющие значительный опыт художественной резьбы по камню. У них имелась достаточно современная (для тех лет) техника, необходимая для гравировки андезита.
4. В «мастерской» работали химики, способные при помощи каких-либо технологий (неизвестных, правда, современной науке) имитировать естественную патину на изготавливаемых предметах.
5. В «мастерской» имелись квалифицированные специалисты по палеозоологии, которые не только могли предоставить существовавшие в то время журналы или книги с изображениями вымерших видов животных, но и в силу своей фантазии прогнозировать будущие открытия палеонтологов (как в случае со спинными пластинами зауроподов).
6. В «мастерской» также имелись медики, способные проконсультировать художников по вопросам трансплантации органов: сердца, мозга и других сложных хирургических операций (в 60-е годы!).
7. В «мастерской» присутствовали специалисты-археологи (или профессиональные уакерос), способные не только обнаружить древние погребения, но и вскрыть их, заложить туда несколько образцов продукции «мастерской», а потом заново законсервировать так, чтобы последующие раскопки не показали нарушения культурного слоя.
8. Деятельность «мастерской» была настолько глубоко законспирирована, что захоронение «продукции» в окрестностях населенных пунктов не привлекло никакого внимания местных жителей, представителей органов власти и даже профессиональных грабителей древностей, которым подобная деятельность «мистификаторов» могла только навредить.
9. Организаторы «мастерской» обладали очень значительными финансовыми возможностями, достаточными как для организации указанного выше объема работ, так и для проведения этих работ на протяжении длительного периода времени.
Ко всем этим доводам можно добавить и целый ряд соображений по поводу всего комплекса изображений на камнях Ики. Здесь можно обнаружить значительное количество фактов, которые никак не соотносятся с нормальной логикой и тем более не вяжутся с логикой предполагаемых «фальсификаторов». На многих таких моментах я специально заострял внимание на протяжении всей книги.
Остается также без ответа и вопрос о том, для чего была предпринята подобная «мистификация». Розничная цена камней Ики в несколько долларов за штуку, продававшихся грабителями в 60-70 годы, никоим образом не могла окупить затрат на их изготовление. Следовательно, здесь можно предположить лишь коварнейший по своей стратегии прицел на будущее: через 30-50 лет эти камни будут стоить в сотни раз дороже (будет, на что внукам жить). Хотя деньгам, необходимым для организации подобных «работ», и в то время можно было найти более эффективное применение. Кроме того, во время своих поездок в Перу я убедился, что камни Ики не пользуются особым спросом у заезжих коллекционеров, которых привлекают, в первую очередь, изделия из керамики древних индейских мастеров, ну и, конечно, ювелирные изделия. И то, и другое перуанские «черные археологи» находят гораздо в большем количестве, чем камни с фантастическими изображениями.
И, наконец, совершенно непонятна изощренная логика «мистификаторов». Допустим, сделали сотню - тысячу камней с динозаврами, другую сотню - с хирургическими операциями, «оформили» это грамотно (например, «каменная библиотека» в заброшенной пещере) и сделали бы на этом свой бизнес. Зачем же «валить в одну кучу» такое количество сенсационных и «антинаучных» сюжетов и тем, каждая из которых, даже по отдельности, сразу вызывает подозрение в мистификации, поскольку противоречит всем современным научным представлениям и здравому смыслу? А разве весь этот набор необходимых допущений не противоречит тому же здравому смыслу?
У меня, к сожалению, не было возможности тщательного научного изучения комплекса камней Ики. Поэтому данная книга является результатом предварительного знакомства с коллекцией доктора Кабреры и изучения доступных на сегодняшний момент публикаций на эту тему и материалов, имеющихся в Интернете (а их, кстати, очень немного). Должен признать, что у меня нет четко оформленного представления о характере данного культурного феномена. И предложить готовую концепцию «жизни и смерти» древнего общества, оставившего нам литотеку Ики, я не в состоянии. Поэтому, завершая книгу, хотелось бы лишь еще раз привести основные соображения, которые возможно сделать на данном предварительном этапе.
Комплекс камней Ики вместе с собранием глиняных и деревянных скульптур, вероятно, является своеобразной «библиотекой» или древней «энциклопедией», оставленной для потомков. Можно также допустить, что сделана она была не представителями древней высокоразвитой цивилизации, а ее ближайшими наследниками, выжившими после глобального земного катаклизма. В данном случае я не буду употреблять термин «Великий потоп», равно как и предполагать время этого события. Но изучение данного комплекса изображений позволяет выдвинуть ряд достаточно обоснованных предположений.
Во-первых, общая картина жизни человеческого общества, отображенная в комплексе «библиотеки» Ики, в целом, соответствует начальному уровню развития цивилизации. На языке современной исторической науки этот уровень можно определить как переход к раннеклассовому обществу. Скотоводство, земледелие и рыболовство отражают комплексный характер экономики этого общества. Судя по изображениям инструментов и оружия, носителями этой культуры было освоено производство металлов. Батальные сцены свидетельствуют о наличии военных конфликтов. Т.е., в целом, это уровень развития цивилизации, хорошо известный по открытым на сегодняшний день археологическим культурам древних индейцев Южной Америки.
Однако, уровень развития науки, отображенный в иконографическом комплексе Ики, совершенно не соответствует социально-экономическому уровню изображенного общества. Медицинские познания, прежде всего, в хирургии, а возможно, и в генетике, вполне сопоставимы с современными. Судить по имеющимся рисункам о степени развитости астрономии затруднительно. Но использование подзорных труб для наблюдений за звездным небом, как и применение увеличительных стекол для изучения микрообъектов свидетельствуют о наличии в данном обществе оптических инструментов, соответствующих гораздо более высокому уровню технического развития. Откуда они могли взяться вместе со знаниями по медицине и астрономии? Именно на этом и основывается предположение, приведенное выше.
В случае глобального земного катаклизма, едва не погибшие человеческие сообщества оказываются отброшены на гораздо более низкий уровень развития. Но в числе выживших представителей неизбежно должны были оказаться члены социальной и интеллектуальной элиты, сохранившие определенный объем практических знаний, который можно было использовать и в условиях после катастрофы. Судя по изображениям, выжившим ученым удалось также сохранить и некоторые инструменты, которые они продолжали использовать. Открытым остается и вопрос о технике нанесения гравированных изображений на андезите.
Рисунки летательных аппаратов выполнены на камнях Ики в абстрактной форме. Возможно, о них сохранились только воспоминания? Или можно найти другое объяснение, связанное с тем, что для художников, делавших изображения на камнях, доступ к древней технике был закрыт?
Что касается динозавров и вымерших млекопитающих, то, судя по детализации изображений, не возникает сомнений, что люди этого древнего общества не только видели своими глазами данные виды вымерших животных, но и тесно взаимодействовали с ними.
Я люблю и много читаю фантастику, а точнее говоря, более распространенный сейчас жанр, фэнтЕзи. И не устаю удивляться фантазии и воображению авторов, создающих захватывающие картины различных человеческих (и нечеловеческих) обществ и культур. Однако, когда сталкиваешься с историческими феноменами, подобными комплексу камней Ики, и начинаешь их изучать, приходит осознание того, что далекое прошлое человечества в своей многогранности и загадочности может на порядок превосходить даже самые смелые фантазии современных авторов. И это вполне объяснимо. Любой писатель творит в рамках присущей его эпохе мировоззренческой системы (или несколько опережая ее). Но писатель, как правило, остается в рамках доминирующей в его время системы логики. А вот логика создателей литотеки Ики не поддается нашему современному пониманию, прежде всего, потому, что заложенная в нее информация не соответствует современным представлениям о прошлом нашей планеты. Но, на мой взгляд, тщательное изучение этого культурно-исторического феномена позволит отыскать «ключи» к раскрытию его загадок.
Коллекция камней Ики ставит перед исследователями огромное количество вопросов и заставляет задуматься над самими основами наших представлений о прошлом планеты и человеческой цивилизации. И, наконец, я хотел бы еще раз заострить внимание на парадоксе литотеки Ики как источника. Хотелось бы надеяться, что изложенный в данной работе материал не оставляет сомнений в подлинности феномена Ики как археологического факта. Чтобы он стал фактом историческим, его следует интерпретировать в рамках определенной исторической концепции или теории. В этом-то и заключается парадокс. Литотека Ики совмещает в себе изобразительные материалы, которые можно объяснить в рамках какой-либо одной или нескольких гипотез, не важно даже, приемлема ли такая гипотеза для академической науки или нет. Неизвестная древняя цивилизация с фантастическими познаниями в медицине? Почему бы и нет. Люди, живущие вместе с динозаврами? Достаточно включить телевизор или вспомнить десятки современных фильмов - «динотопий». Летательные аппараты древних? Другие (затонувшие) континенты, заселенные неизвестными народами? Русалки, гномы и другие фантастические человеческие существа? Все эти темы не являются новыми для массового восприятия современного человека. А люди, не связанные догматами официальной науки и знакомые с соответствующими фактами, тем более не найдут в этом чего-то принципиально для себя нового. Но когда все это собрано в одной «куче» и, к тому же, показано на фоне привычного по своему облику образа жизни древнего общества, вот тогда-то и формируется парадоксальный характер этого исторического источника. И, возможно, решение данного парадокса, пускай даже умозрительное (т.е. не проверенное другими фактами, а построенное в форме гипотетической модели), позволит «вытянуть» и ниточку ответов на другие вопросы, поставленные перед нами наследием Древних.
Камни Ики – послание невозможной цивилизации
У меня нет никаких оснований для предположения о том, что комплекс изображений в Наске и Пальпе и литотека Ики были созданы одним и тем же народом. Скорее, можно полагать, что рисунки на камнях были сделаны позже. И древние художники уже не осознавали истинного предназначения этих гигантских геоглифов.
Среди гравированных камней, собранных доктором Кабрерой, есть экземпляры с изображениями людей, перемещающихся по воздуху верхом на гигантских птицах или даже (по трактовкам некоторых авторов) на летающих ящерах. Сегодня нам трудно принять такой сюжет, хотя данный мотив присутствует в огромном числе мифов во всех концах света, а благодаря современной моде на динозавров, сюжеты «динотопии» становятся все более популярными. Поэтому можно предположить, что подобные сюжеты в литотеке Ики являются иллюстрациями к каким-то древним мифам или легендам. Но даже если оставить в стороне вопрос о полетах на птицах и динозаврах, тема полетов в коллекции камней Ики остается очень распространенной. И здесь следует отметить наличие большого количества рисунков, изображающих один и тот же тип летательного аппарата.
При первом знакомстве может показаться, что эти рисунки демонстрируют сцены полета человека на птицеподобных фантастических существах. Но при значительном разнообразии манер и степени художественного совершенства изображений на камнях Ики, именно это «существо» выполняется чрезвычайно единообразно, различаясь на разных камнях лишь в деталях. Сравнение изображений на разных камнях позволяет сделать вывод, что в данном случае следует вести речь не об изображении неведомого летающего существа, а о стилизованном под птицу изображении летающего аппарата. Нет ничего удивительного для любого народа ассоциировать летающий механизм с птицей. Подобные аналогии присутствуют и в нашей сегодняшней жизни.
Данный летающий аппарат имеет геометрически правильное прямоугольное тело (корпус) с двумя конечностями, два крыла, хвостовое оперение и круглую птицеподобную голову с клювом. Крылья при этом нисколько не похожи на птичьи, они изображаются в виде пары прямых палок, на которые крепятся треугольные «перья» (Фото 113). И эта деталь резко отличает данный тип летающего механизма от изображений птиц на других камнях Ики. На голове обязательно присутствует «рога», а точнее, небольшая V-образная конструкция. На большинстве камней, на которых изображен такой аппарат, человек, который помещается на нем, держится за «рога» рукой либо касается рукой головы. Т.е. можно предположить, что эти «рога» являются символом управляющего механизма. Сама голова может быть названа птичьей весьма условно. «Лапы», всегда развернутые в противоположные стороны, также не имеют ничего общего с птичьими. Изображаются они всегда одинаково – в виде трапециевидной фигуры с выступающим средним «пальцем». Следует также отметить, что практически на всех изображениях данные аппараты имеют унифицированный рисунок на боку в виде ряда концентрических окружностей, дополненных штриховыми линиями или зигзагом.
На многих рисунках, изображающих этот летательный аппарат присутствуют один или два человека, восседающих на нем (Фото 114). В случае с двумя людьми второй седок, по-видимому, является пассажиром, т.к. он чаще всего не связан с управлением аппаратом. Однако на одном камне изображены два человека верхом на таком аппарате и оба вовлечены в управление машиной: один держится за V-образный выступ на голове экипажа, а второй, сидящий сзади, управляет крыльями аппарата (Фото XXXI).
Фото ХХХ
Фото 113
Фото 114
Фото XXXI
Еще на одном камне приведена очень любопытная сцена. В центре композиции помещен такой же птицеподобный летательный аппарат, на котором сидят два человека, каждый из которых держит в руках подзорную трубу, а по сторонам нанесены изображения двух динозавров подсемейства зауроподовых, на которых и смотрят пассажиры воздушного экипажа (рис. 8). Третий персонаж в этой сцене находится на земле и наносит одному из ящеров удар ножом в области крестца. Следует заметить, что это совмещение изображений летательного аппарата и динозавра является достаточно типичным для коллекции камней Ики. На другом камне летящие верхом на аппарате люди, наблюдают в подзорные трубы за кометой (рис. 9). И здесь также помещен рисунок зауроподового ящера. Таким образом, можно сделать вывод, что данные летательные машины были многофункциональными: они использовались как для наблюдений за земной поверхностью, так и для астрономических исследований. Кроме того, данные летательные аппараты, возможно, служили и для бытовых нужд. На одном из крупных камней (Фото XXXII) изображена сцена охоты на динозавра. Человек с летательного аппарата поражает дротиками или копьями ящера со спинными пластинами. И это не единственный камень в коллекции Кабреры с таким сюжетом Эта, на первый взгляд, «бредовая» сцена имеет, однако, прямые аналогии в современной жизни. Ведь сегодня, забавы ради, используют вертолеты для охоты на сайгаков или северных оленей.
рис. 8
рис. 9
Фото XXXII
Фото 115
Схематичность изображений не позволяет сделать каких-либо предположений о реальных принципах действия данных аппаратов. Однако, следует отметить тот факт, что почти на всех подобных рисунках присутствует изображение «листа жизни», соединенного, как правило, с «клювом» машины. На одном из камней вырезан аппарат с нехарактерной формой «головы»: вместо птичьей, здесь изображена человеческая голова в традиционном головном уборе (Фото 115). Интересно, что рядом с головой помещен рисунок человека, который как будто «кормит» аппарат (Символическое изображение заправки?). Такое изображение аппарата с человеческой головой является исключением, и сделать предположение о его смысловом значении затруднительно.
Свидетельство о публикации №224110600503