Наш мир 127

Наш мир 127

Сам Хавьер Кабрера еще в конце 60-х годов предпринял попытку заинтересовать музей изучением камней, но директор сказал ему, что, по словам его друга, камни делают сами грабители могил, поэтому они не представляют исторического интереса. Все это очень показательно. Первоначально камни были выставлены в музее как подлинные артефакты, найденные в погребениях древних культур, а чуть позже, после возникновения повышенного к ним интереса, объявлены подделкой и упрятаны. Впрочем, в истории с камнями Ики подобных случаев достаточно.
Первыми крупными собирателями камней в г.Ика были братья Карлос и Пабло Сольди. В середине 50-х годов прошлого века они приобрели обширную территорию в районе Окукахе под виноградные плантации, поскольку занимались виноделием. На приобретенных землях оказалось огромное количество древних могильников. Поэтому, начиная с 1955 года, рабочие, обслуживающие эти поля, каждый год приносили хозяевам виноградников извлеченные при вспашке земли различные древние артефакты из вскрытых погребений. Братья Сольди имели крупную домашнюю коллекцию перуанских древностей, среди которых были и гравированные камни. Они были первыми, кто осознал огромную научную ценность этих древних камней. Поэтому братья Сольди начали активно скупать их у грабителей могил, которых в Перу называют «уакерос» (подробнее о них будет рассказано ниже). Гравированным камням уакерос не придавали особенного значения. Ведь это были просто камни с рисунками, а не ювелирные изделия из золота и серебра, не полихромная керамика и не расписные ткани, которыми столь изобилует буквально напичканная древностями земля Ики. Братья Сольди пытались привлечь к этому феномену внимание профессиональных археологов, но безуспешно. Они также хотели, чтобы камни экспонировались в музеях Перу. В 1967 году после смерти Карлоса Сольди его брат Пабло безвозмездно передал в Региональный музей Ики часть своего собрания гравированных камней в количестве 114 штук. Некоторые из них даже попали в экспозицию музея, но не надолго. Доктор Кабрера тоже знал о коллекции братьев Сольди, но только после того, как увлекся гравированными камнями, он в 1967 году познакомился с ней вплотную.
Известный исследователь древностей и популяризатор древнейшей истории человечества Эрих фон Дэникен был достаточно хорошо знаком с Хавьером Кабрерой и неоднократно посещал его во время своих визитов в Перу. В одной из своих книг («Знаки, обращенные в вечность», М., «ЭКСМО», 2004) он приводит следующий факт. Узнав о проявившемся у Кабреры интересе к гравированным камням, братья Сольди предложили ему купить часть коллекции, поскольку в их доме уже не осталось места для хранения и приходилось складывать камни под открытым небом. Доктор Кабрера согласился и выкупил у Сольди 341 камень за сумму в 7000 старых солей. По словам Дэникена, эта сумма в те годы соответствовала примерно 140 маркам ФРГ или 45 долларам США. Деньги действительно были не большие даже для провинциального перуанского города. Именно эта первая партия камней стала основой будущей коллекции доктора Кабреры. Дело в том, что в ней было несколько образцов, изображающих сложные хирургические операции. И Хавьер Кабрера, будучи профессиональным хирургом, не мог не обратить на них пристального внимания. С этого времени он начал сам активно собирать информацию о гравированных камнях и коллекционировать их.
Занимаясь врачебной практикой, доктор Кабрера часто лечил малоимущих крестьян и индейцев, которым порой нечем было заплатить за его услуги. Узнав об увлечении доктора, многие пациенты стали в качестве оплаты приносить ему гравированные камни, изделия из керамики и дерева. Этому способствовало и то, что Кабрера активно расспрашивал местных крестьян о предмете своего интереса. Кроме того, как признавался в своей книге сам Кабрера, в собирании камней ему активно помогали его друзья.
Здесь следует отметить, что грабительские раскопки являются распространенным промыслом среди населения центрального побережья Перу, обеспечивая достаточно стабильный доход значительному числу семей. Это и не удивительно. Перуанское законодательство, естественно, предусматривает уголовное наказание за подобный вид деятельности. Но спрос на черном рынке на древности этого региона чрезвычайно высок. Основной поток древних изделий уходит в США. Это, в первую очередь, расписная керамика древних культур ика, наска, паракас, тиауанако, инка (Фото 3), изделия из металлов (золото, серебро, бронза) и, прекрасно сохранившиеся в местных песчаных почвах, орнаментированные изделия из тканей (Фото  4). Количество древних погребений в этом регионе исчисляется десятками тысяч. Вряд ли более 1-2% из них раскапывается профессиональными археологами. На фоне такого изобилия антикварных изделий камни с гравированными рисунками просто теряются. Сами уакерос сбывали их коллекционерам за сущие гроши. Доктор Кабрера также занимался целенаправленной скупкой камней. Благодаря своей активной деятельности за пару лет он собрал около 6 000 экземпляров. Помимо врачебной практики, во второй половине 60-х годов Кабрера основал Дом культуры г.Ики и стал его директором. А в 1968 году выставил там часть своей коллекции. Но еще в 1967 году Кабрера развил бурную активность по пропаганде коллекции камней Ики, стараясь заинтересовать этим феноменом представителей официальной науки. Он выступал с лекциями, давал интервью, публиковал статьи в прессе, что привело к тому, что за короткий срок камни Ики стали известны не только в Перу, но и за рубежом.
Кроме того, в самом начале 70-х годов доктор Кабрера передал около 50 камней из своей коллекции представителям перуанской телекомпании «Би-Би-Си» для только что созданного в Лиме Национального Музея Аэронавтики. Все камни имели схожие сюжеты: они изображали полеты человека на странных летательных аппаратах, а также верхом на птицах и ящероподобных летающих существах. Эти камня хранятся в музее и поныне. Правда, не все они выставлены для обзора посетителей, большинство складировано в запаснике. Кстати, полковник Омар Карраза, бывший первым директором этого музея, не сомневался в подлинности и огромной научной важности гравированных камней. Он также активно собирал их и к 1974 году коллекция музея насчитывала примерно 400 камней, происходивших из самых разных районов Перу. Только несколько экземпляров были найдены в погребениях долины Окукахе (20 км к югу от г.Ика).
Начав собирать коллекцию, Кабрера наткнулся на книгу Германа Базе «Знакомство с Перу» (1965), в которой тот дал описание гравированных камней со странными изображениями и заявил, что в 1961 году разлив реки Ики в районе Окукахе вымыл огромное количество таких камней, большая часть которых попала в коллекцию братьев Сольди. Братья неоднократно пытались заинтересовать ученых своей коллекцией, но безуспешно. Базе также писал, что уакерос готовы были показать места находок профессиональным археологам, чтобы доказать подлинность их происхождения, но последние просто отказались. Когда камни только стали известны широкой публике, их называли «гравированными камнями Окукахе», по месту их первоначального обнаружения. Но в результате активной деятельности Хавьера Кабреры их переименовали в «камни Кабреры». Это имело свой негативный аспект, намекая на то, что камней как бы и не существовало до тех пор, пока ими не занялся доктор Кабрера. Только в начале 70-х годов, благодаря популяризации коллекции Кабреры в других странах мира, за ней закрепилось наименование «камни Ики», которое и я употребляю в этой книге.
Реакция властей и представителей академической науки на активную популяризаторскую деятельность Хавьера Кабреры, как и следовало ожидать, оказалась сдержанно-негативной. Сдержанной, скорее всего, потому, что доктор Кабрера считался авторитетным человеком и происходил из древнего знатного рода, что в Перу и до сих пор является чрезвычайно существенным социальным фактором. В декабре 1968 года Кабрера понял, что поддержки официальных чиновников от культуры и академических ученых ему вряд ли удастся добиться, и поэтому он перевез «от греха подальше» коллекцию в свой дом на Пласа дель Армас, где она находится до сих пор. Однако свою активную деятельность по официальным каналам Кабрера не прекратил. Так, в апреле 1970 года он отправил в Национальный попечительный совет по археологии официальный запрос на разрешение археологических работ в зоне Окукахе. Именно это учреждение Перу выдает официальные разрешения на проведение археологических раскопок. Но уже в июле Кабрера получил официальный отказ без объяснения причин.
В январе 1972 года во время прохождения в Лиме Первого конгресса по Андской археологии уже упоминавшийся Герман Базе опубликовал в столичной газете «Эль Комерсио» статью о камнях Ики и коллекции доктора Кабреры с тем, чтобы привлечь внимание участников конгресса. В своей статье Базе привел как мнения скептиков по поводу коллекции Кабреры, так и тех, кто верил в подлинность камней. Он обратился к участникам конгресса, призывая их разобраться в данном феномене. Однако никакой реакции со стороны специалистов не последовало.
Как уже указывалось выше, доктор Кабрера не был первым собирателем камней Ики, равно как он был и не единственным их популяризатором. Еще в конце 50-х годов гравированными камнями увлекся коммандер Элиас, бывший куратором Морского музея в Кальяо. Он тоже скупал камни у уакерос, и ему удалось собрать около 300 экземпляров, которые были выставлены в экспозиции музея до 1973 года, пока Элиас не ушел со своего поста. Собранные им камни происходили из района Окукахе и из долины р.Ика. По словам уакерос, они находили эти камни как в грунтовых погребениях, так и в пещерных захоронениях. Оба типа погребений были типичны для местных археологических культур I тыс.н.э.
Помимо коммандера Элиаса и братьев Сольди, одним из первых известных коллекционеров и исследователей гравированных камней был архитектор Сантьяго Агурто Кальво. Еще в декабре 1965 года Кальво опубликовал в газете «Эль Комерсио» статью про гравированные камни, найденные им в погребениях до-инкской эпохи. Вместе с археологом Алехандро Ассерето из Перуанского Национального попечительского совета по археологии он раскопал несколько погребений и нашел два камня. На одном была изображена летящая птица, на другом – стилизованная звезда. В 1968 году Ассерето опубликовал книгу по археологии провинции Ика, в которой уточнил, где были найдены эти камни. Первый они с Кальво обнаружили в погребении в секторе Тома Луз в Асьенда Кальянго (долина Ика) 20 августа 1966 года. Позже, 11 сентября вдвоем с Кальво они раскопали погребение культуры паракас на холме в секторе Ла Банда (район Окукахе) и нашли в нем второй камень с гравированным изображением. Эти камни были переданы в Региональный музей города Ика. Таким образом, уже в самом начале активного исследования данного феномена профессиональным археологом и представителем официальной науки была на практике подтверждена подлинность гравированных камней как археологических артефактов. И эти факты были опубликованы в официальных изданиях.
Более того, в последние годы упоминания о камнях Ики были обнаружены и в письменных источниках. Так, иезуитский миссионер отец Симон, сопровождавший Франсиско Писсаро в его кампании 1535 года, упоминал в своих записках о гравированных камнях на территории долины Ика. Сохранились сведения, что в 1562 году в Испанию вместе с другими предметами индейских культур Перу были отправлены несколько камней с гравированными рисунками. Но их дальнейшая судьба, естественно, неизвестна. Индейский хронист Хуан де Санта Круз отмечал в своей хронике «Сообщение о древностях королевства Перу» (1613), что в период правления Инки Пачакути множество гравированных камней было обнаружено на территории царства Чинча в провинции Чинчаюнга (соответствовала как раз центральному побережью Перу). Интересный факт: казалось бы, зачем хронисту, описывавшему величие погибшей империи, упоминать о каких-то там камнях с рисунками?
Известный французский исследователь древнейшей истории человечества Робер Шарру дважды посещал Хавьера Кабреру (в 1973 и 1974 гг.) и знакомился с коллекцией его камней. В 1974 году в Париже вышла книга Шарру «Таинства Анд», в которой он уделил значительное место описанию коллекции камней Ики. Шарру высказывал в своей книге идею о том, что человечество на многие миллионы лет древнее, чем это принято считать. И камни Ики он рассматривал как одно из решающих доказательств этого. Благодаря авторитету и известности автора, книга моментально стала бестселлером. В декабре того же года одна из крупнейших газет Лимы «Экспресо» опубликовала рецензию на эту книгу. А на следующей день в этой же газете началась публикация серии из шести статей под общим названием «Послание другого великого человечества». Статьи были написаны журналистами газеты на основе обширных интервью с Хавьером Кабрерой, в которых он изложил свою концепцию на феномен камней Ики. И вот тут-то и последовала мощная ответная реакция.
 Первая успешная операция по пересадке сердца была выполнена в 1967 году Кристианом Бернаром, но вплоть до сегодняшнего дня трансплантация сердца является крайне сложной и рискованной операцией. Одна из самых главных проблем заключается в отторжении тканей донора. Доктор Кабрера, проанализировав эти изображения, выдвинул гипотезу, что в древней цивилизации, которая оставила нам камни Ики, проблема отторжения донорских тканей была решена достаточно оригинальным образом. Он пришел к выводу, что для решения этой задачи применялись два основных метода: использование крови беременной женщины для орошения трансплантируемого органа и, дополнительно, предварительная пересадка почек и надпочечников от донора пациенту.
Особенно интересен один из камней, посвященных этому виду операций, на котором рисунок достаточно детализирован. Диаметр этого камня около 1 метра. На нем изображены два хирурга осуществляющие операцию по пересадке сердца (Фото XIV). Доктор Кабрера считал, что на этом камне изображен процесс орошения донорского органа кровью беременной женщины. Однако, изображение женщины на этом камне не дает оснований утверждать, что она беременна, поскольку среди тщательно прорисованных внутренних органов отсутствует изображение плода (Рис. 4). Доктор Кабрера пришел к выводу о том, что здесь изображена беременная женщина, на основе формы ее грудей. Т.е. в данном случае подобное предположение нельзя назвать достаточно обоснованным. Более того, по рисунку на этом камне нельзя с уверенностью сказать, изображено здесь извлечение донорского сердца или же, наоборот, его вживление пациенту. Само сердце выгравировано очень тщательно, со многими анатомическими подробностями. При помощи двух трубок оно, очевидно, соединено с другим органом женщины. По его изображению трудно сказать, что это за орган. Но, судя по местоположению и по тому, что его подсоединили к сердцу, можно предполагать, что это почка или печень. К этому же органу подсоединен аппарат для его орошения. Второй хирург при помощи ножа осуществляет какую-то манипуляцию с этим органом. Хотя по рисунку нельзя с уверенностью сказать, подсоединено сердце к другому органу, или же оно подсоединено к кровеносной системе женщины. Т.е. по данному рисунку нельзя сделать однозначные выводы о конкретных действиях врачевателей. Но само по себе такое подробное изображение сложнейшей операции, возможно, по пересадке сердца, вызывает изумление. Если говорить о камнях Ики как грандиозной мистификации то тогда трудно себе представить, что подобные методики трансплантационной медицины могли прийти в голову местным крестьянам, которые якобы изготавливали сами эти камни.
 
Фото XIV
 
Рис. 4
 
Фото 93
 
Фото 94

Однако, сама гипотеза доктора Кабреры об использовании крови беременной женщины, выдвинутая им в конце 70-х годов прошлого века, представляется чрезвычайно интересной. Он предположил, что в крови беременной женщины существует определенный гормон, который препятствует отторжению чужеродных тканей при трансплантации органов. Английские исследователи из Стэнфорда в 2007 году обнародовали первые результаты своих экспериментов, суть которых заключалась в том, что чужая кровь способна омолаживать организм. Кровь, взятая у здорового сильного организма, способна восстанавливать изношенные органы. Эксперименты, проведенные на мышах, показали, что молодая кровь наибольшее воздействие оказывает на мышечный тонус, а также приводит к ускоренному заживлению мышц. Серия экспериментов с печенью продемонстрировала, что печень также восстанавливается после переливания здоровой крови. У мышей, которые подвергались подобной процедуре, увеличивалась продолжительность жизни. К экспериментам на людях английские врачи только собираются приступить в скором будущем.
Таким образом, современные ученые только приближаются в своих исследованиях к подобным методикам, а в комплексе рисунков на камнях Ики они отражены как неотъемлемая часть древней медицины. В этом плане особый интерес представляет еще пара камней из коллекции доктора Кабреры. На одном из них изображен врач, осуществляющий какие-то надрезы на извлеченном из человека сердце (Фото 93). У ног хирурга изображен сосуд с различными видами ножей, что, вероятно, должно свидетельствовать о длительной и сложной процедуре. На другом камне показана аналогичная процедура, но изображение более детализировано (Фото 94). Сердце покоится на специальной подставке, от него отведено несколько трубок, соединенных с сосудами. Врач при помощи ножа осуществляет надрез на одном из главных сердечных сосудов. Интересно также, что сердце при помощи отдельной трубки с «переходником» соединено со ртом хирурга. Кроме того, на рисунке показано, что сердце при помощи трубок соединено с какими-то приспособлениями, изображенными весьма условно (одно из них – символ «листа жизни»). Внизу показан сосуд, который при помощи трубки соединен с сердцем. Его назначение также не ясно. Что за манипуляции изображены на этом камне, предположить весьма трудно. Но и отнести столь детализированное изображение к «действиям ритуального характера», как это предпочитают делать в подобных случаях ортодоксальные ученые, не представляется возможным. Не вызывает сомнений, что это именно хирургическая операция на сердце, возможно, предназначенном для пересадки.
К сожалению, остальные камни в собрании Кабреры не столь детализированы. На них явственно видно, что изображена операция по трансплантации сердца, но делать конкретные предположения об особенностях и деталях процесса нецелесообразно. На одном, уже упоминавшемся выше камне (Фото XI) можно отметить ряд интереснейших деталей. Сердце здесь изображено весьма условно. Ассистент хирурга держит в руках аппарат для орошения трансплантируемого органа. Внизу изображен второй ассистент, который готовит к работе аппарат для анестезии. Причем, на этом камне изображена даже медицинская стойка, на котором он подвешен. Подобная детализация является исключительной для серии камней в собрании доктора Кабреры. Можно предположить, что на этом камне изображен именно процесс внедрения донорского сердца пациенту. В пользу такого предположения свидетельствуют две детали. Ко рту пациента подведена трубка анестезирующего аппарата. На других камнях с изображениями операций на сердце данная деталь отсутствует. Не менее интересно и загадочно, то, что на голове больного присутствует изображение хирургического шва, к которому при помощи игл подсоединены два катетера, которыми манипулирует третий ассистент. Что может означать подобная процедура и как головной шов связан с операцией на сердце, остается только гадать.
Конечно, самыми фантастическими в собрании доктора Кабреры являются камни на которых изображены операции по пересадке человеческого мозга. Ведь и современная медицина пока не в состоянии осуществить благополучную операцию по трансплантации мозга, гарантирующую дальнейшую жизнь пациента. Камней с данным сюжетом в коллекции Кабреры насчитывается одиннадцать штук. Почти все они имеют большие размеры, самый крупный из них достигает полутора метров в длину и около 80 см в высоту (Фото 92). Как и остальные камни с медицинской тематикой, они не составляют единой серии и исполнены разными мастерами. Тем не менее, на этих камнях представлены разные последовательные фазы трансплантации человеческого мозга или одного из его полушарий.
На одном из камней выгравирована сцена первичного этапа операции. Хирург при помощи ножа вскрывает череп пациента со стороны затылочной области (Фото XV). В пользу предположения о том, что здесь изображен больной, возможно, свидетельствует изображенная внутри его головы змея. Следует также отметить тот факт, что в серии камней со сценами трансплантации мозга анестезирующие аппараты не изображались. Левее на этом же камне, вероятно, помещен уже умерший донор. Глаз человека не имеет изображения глазного яблока (у больного пациента оно присутствует), черепная коробка опустошена. Над донором приведено изображение его мозга, к которому подключен аппарат, орошающий донорский орган кровью. И, наконец, с третьей стороны этого же камня показано помещение части (одного полушария?) мозга донора в череп пациента, внутри которого изображен его собственный мозг (Фото XVI). Глаз больного открыт, анестезирующие приспособления отсутствуют. Таким образом, на одном камне приведены основные фазы операции по трансплантации человеческого мозга. Следует отметить лаконичность и схематичность изображения именно на данном камне. Помимо описанных элементов на нем выгравированы только рисунки пары хирургических инструментов. Некоторые детали на других камнях этой серии позволяют дополнить эту в общем-то скудную картину.


Рецензии