Для подг. студентов Движение декабристов

 «Дней Александровых прекрасное начало» - попытки реформ в России в 1800-ые годы породили стремление части дворянской элиты, как единственного образованного сословия, к обновлению политического строя и критическое отношение к самодержавно-крепостнической системе. На это наложились вскоре  Отечественная война 1812 года, участие России в ликвидации наполеоновской империи и общеевропейских процессах. Так зародилось общественное движение, которое станет потом известно как движение декабристов.

 «Великие события Отечественной войны, оставя глубокие впечатления, произвели… беспокойное желание деятельности…славное изгнание из России до того непобедимого императора французов и истребление его несметных полчищ, – последовавшие потом компании 1813 и 1814 годов и взятие Парижа, в которых наша армия принимала такое деятельное участие, – все это необыкновенно возвысило дух наших войск и особенно молодых офицеров. В продолжение двухлетней тревожной боевой жизни, среди беспрестанных опасностей они привыкли к сильным ощущениям, которые для смелых делаются почти потребностью» (Михаил Фонвизин). «Происшествия 1812, 1813, 1814 и 1815 годов, равно как предшествовавших и последовавших времен, показали столько престолов низверженных, столько других поставленных, столько царств уничтоженных, столько новых учрежденных… столько революций совершенных, столько переворотов произведенных, что все сии происшествия ознакомили умы с революциями, с возможностями и удобностями оные производить» (Павел Пестель). «Теперь возвратятся в Россию много таких русских, которые видели, что без рабства может существовать гражданский порядок и могут процветать царства»(Николай Тургенев).
В наполеоновских войнах 1805-1814 годов участвовали 115 будущих декабристов.
«Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу, тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России. Правительство само произнесло слово: «Свобода, освобождение». Само рассевало сочинение о злоупотреблении неограниченной власти Наполеона… Еще война длилась, когда ратники, возвратясь в домы, первые разнесли ропот в классе народа. «Мы проливали кровь, говорили они, а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, а нас вновь тиранят господа». Войска от генералов до солдат, пришедших назад, только и толковали: «Как хорошо в чужих землях». Сравнение со своим, естественно, произвело вопрос: почему же не так у нас?» - так писал Николаю I в 1826 г. из заключения в Петропавловской крепости А.Бестужев-Марлинский…
«В 14-м году существование молодежи в Петербурге было томительно. В продолжение двух лет мы имели перед глазами великие события, решившие судьбы народов, и некоторым образом участвовали в них; теперь было невыносимо смотреть на пустейшую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхваляющих все старое и порицающих всякое движение вперед. Мы ушли от них на 100 лет. В беседах наших обыкновенно разговор был о положении России. Тут разбирались главные язвы нашего отечества: закоснелость народа, крепостное состояние, жестокое обращение с солдатами, которых служба в течение 25 лет была каторга; повсеместное лихоимство и грабительство и, наконец, явное неуважение к человеку вообще. »  (Иван Якушкин)
Уже в 1814 г. в Петербурге и Москве возникают первые преддекабристские группы молодых офицеров и ряда гражданских служащих – «Орден русских рыцарей», «Священная артель», «Семёновская артель». Они носили характер периодически собиравшихся кружков, обсуждавших насущные общественные вопросы и действовали легально или полулегально. Впрочем, «Семёновская артель» в 1815 г. была запрещена.

«Союз спасения, или Общество истинных и верных сынов Отечества». В нём состояло до 30 членов.  В Москве члены тайного об¬щества собирались в шеф-ском доме при Хамовнических казармах. Среди его членов были Муравьёвы, Муравьёвы-Апостолы, Трубецкой, Пестель, Лунин, Ф.Глинка (всего не более 35 членов).
Был принят устав организации. Основным посылом «Союза» было не противодействие властям, а сотрудничество с ними в осуществлении реформ, которые ожидали от Александра после победы над Наполеоном во многом благодаря «народному пробуждению», и по образцу Пруссии, где отменили крепостное право. Но в эти годы император явно испугался преобразований и взял консервативный курс.
В 1818 году распущен Союз спасения, он преоб¬разован в Союз благоденствия - более многочисленный, организованный и имевший «управы» не только в столицах, но и в ряде других мест. Всего к нему были причастны уже около 200 человек. Теперь уже целями Союза, не афишируемыми, были установление конституционного правления, ликвидация крепостничества; вместе с тем большинством отвергались предлагаемые некоторыми горячими головами идеи установления диктатуры и цареубийства. В 1820 г. ряд участников Союза стал высказываться за провозглашение России республикой.
Ряд офицеров – участников Союза переводятся в конце 1810-ых годов в украинские – Киевскую и Подольскую губернии. Там – в Каменке и Тульчине – они продолжают обсуждение своих программ и планов.
А.С.Пушкин, заставший сходки будущих декабристов в Петербурге до своей южной ссылки, а затем и в поездках по Украине, впоследствии вспомнил о них в начатой 10-ой главе романа «Евгений Онегин».
«Славная хроника» - так назвал эти строки Вяземский, которому Пушкин читал стихи, рукопись которых была им сожжена и которые лишь частично сохранились, зашифрованные:
У них свои бывали сходки,
Они за чашею вина,
Они за рюмкой русской водки…
(Предлагали разные варианты несохранившейся строки: «судили труд Карамзина» и «освобождали племена»(ирония?)
Витийством резким знамениты,
Сбирались члены сей семьи
У беспокойного Никиты,
У осторожного Ильи…

Друг Марса, Вакха и Венеры,
Тут Лунин дерзко предлагал
Свои решительные меры
И вдохновенно бормотал.
Читал свои Ноэли Пушкин,
Меланхолический Якушкин,
Казалось, молча обнажал
Цареубийственный кинжал.
Одну Россию в мире видя,
Преследуя свой идеал,
Хромой Тургенев им внимал
И, плети рабства ненавидя,
Предвидел в сей толпе дворян
Освободителей крестьян.

Так было над Невою льдистой,
Но там, где ранее весна
Блестит над Каменкой тенистой
И над холмами Тульчина,
Где Витгенштейновы дружины
Днепром подмытые равнины
И степи Буга облегли,
Дела иные уж пошли.
Там Пестель(?)  для тиранов
И рать (?) набирал
Холоднокровный генерал,
И Муравьев, его склоняя,
И полон дерзости и сил,
Минуты вспышки торопил.

Сначала эти заговоры
Между Лафитом и Клико
Лишь были дружеские споры,
И не входила глубоко
В сердца мятежная наука,
Все это было только скука,
Безделье молодых умов,
Забавы взрослых шалунов,
Казалось               
Узлы к узлам               
И постепенно сетью тайной
Россия               
Наш царь дремал
      
До царя доходили донесения и слухи о вольнодумных собраниях. «Не мне их судить» - эту фразу приписывают Александру. Так и вышло…
Съезд «Союза благоденствия» прошёл в феврале 1821 г. в доме Михаила Фонвизина на Рождественском бульваре в Москве. В это время резкую критику и неприятие среди членов "Союза" вызвали расправа властей с участниками волнений в Семёновском полку в Петербурге и усиление гонений на вольнодумных преподавателей и общественных деятелей. Сотрудничество с правительством окончательно посчитали невозможным. По ряду причин союз был распущен. Было принято решение о более законспирированных организациях. (Вскоре, в 1822 г., последовало официальное запрещение тайных обществ вместе с масонскими ложами). В Петербурге стало действовать т.н. Северное общество во главе с Н.Муравьёвым и А.Тургеневым, а на юге, с центром  – Южное общество во главе с П.Пестелем.
Южное и Северное общества – не их самоназвания, а обозначения, принятые позднее для их различия. Вначале оба общества, ввиду перемен места и рода деятельности для ряда членов, действовали малоактивно. Оживление произошло в 1823-1824 годах.
В 1824 г. в Северное общество пришли поэт Рылеев, лицейский товарищ Пушкина Пущин,  князь Евгений Оболенский и братья Бестужевы, Александр(известный под писательским псевдонимом Марлинский)  и Николай. Для них были характерны более радикальные убеждения, чем для большинства – сторонников конституционной монархии.  «…Целью нашего заговора было изменение правительства, одни желали республику по образу США; другие конституционного царя, как в Англии; третьи желали, сами не зная чего, но пропагандировали чужие мысли. Этих людей мы называли руками, солдатами и принимали их в общество только для числа. Главою петербургского заговора был Рылеев» (А.Бестужев).
Южане остались целиком офицерским обществом.  Они стали проводить ежегодные собрания в Киеве во время январской контрактовой ярмарки.
Близким к Северному и Южному обществу стало созданное офицерами и местными шляхтичами в 1823 г. в Новограде-Волынском «Общество соединённых славян», ставившее целью своей деятельности  создание федерации славянских и некоторых соседних  стран с конституционным строем её частей и общим верховным собранием. В сентябре 1825 г. оно объединилось с Южным обществом.
При этом образцом для членов тайных обществ была не французская революция,  как более радикальная и приведшая к режиму террора и гражданской войне, а революционная волна на юге Европы - в Испании, Португалии, Италии, современная   им.  Впечатляла революция в Испании 1820 г., когда армия, руководимая группой дворян во главе с Рафаэлем Риэго, почти бескровно заняла Мадрид   и восстановила конституцию 1812 г.               
Испанская конституция 1812 года установила конституционную монархию (законодательная власть принадлежала кортесам и королю, исполнительная — королю) и принцип народного суверенитета. Король приносил присягу конституции и не имел права распускать кортесы, либо отсрочивать время их созыва. Провозглашались всеобщее избирательное право для мужчин, свобода личности, неприкосновенность жилища], свобода печати и свобода предпринимательства. Эта конституция была восстановлена в ходе испанской революции 1820 г. и стала образцом для сторонников политических преобразований в абсолютистских странах Европы. Конституционную хартию для Царства Польского в 1815 г. утвердил сам император Александр, и её, хоть и весьма непоследовательную, тоже считали примером для России и в первые годы ждали от царя такого же решения в общероссийских масштабах.
Программными документами стали у «северян» Конституция, написанная Н.Муравьёвым, а у «южан» - «Русская Правда» Пестеля.
 «Если бы императорская фамилия не приняла Конституции, то как крайнее средство я предполагал изгнание оной и предложение республиканского правления»  - говорил на следствии Н.Муравьёв.
1. Русской народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.
2. Источник Верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основныя постановления для самого себя.

«Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным»...
Российское государство должно было стать по Муравьёву федерацией с державами, ряд которых соответствуют географическим и национальным краям. Законодательная власть передавалась Народному вечу с двумя палатами, исполнительную власть осуществлял император, с согласованием своих действий с верхней палатой веча – Верховной думой. При выборах сохранялся большой имущественный ценз. Контрольную власть осуществляет избираемый из «лучших людей» Верховный собор.

Может вызвать только сожаление, что когда чуть ранее конституционного проекта Муравьёва в 1821 г. появился правительственный, закрытый проект конституционного акта, написанный под руководством Новосильцева, это произошло параллельно и независимо от будущих декабристов... Впрочем, проект Новосильцева лёг под сукно.

Это интересно: по программным документам будущих декабристов Санкт-Петербург предполагалось называть городом Святого Петра, а столицу перенести в Великий Новгород, переименованный в Славенск, или Нижний Новгород, переименованный во Владимир (Владимир-на-Клязьме в таком случае переименовывался в Клязьмин).
«Русская правда» Пестеля была не окончена, существуют три варианта рукописи. По этому документу, Россия должна стать республикой с парламентом – Народным вече, исполнительную власть осуществляют 5 избираемых членов Державной думы, где ежегодно меняется председатель. Крестьяне не только лично освобождались, но получали половину земли (другую половину распределяло крупным собственникам государство). Всё мужское население с 20 лет получало избирательные права, подчёркивались гражданские свободы и внесословный суд.
Кое-что в «Русской правде» может вызвать определённые вопросы.
«Россия есть Государство Единое и Неразделимое». Республика, но никакой федерации. Национальные окраины, по мнению Пестеля, не могут быть отдельными государствами, потому что ранее не имели государственности(кроме Польши). Нужно восстановить независимость Польши, допуская включение в её состав прежних литовских, белорусских и украинских владений. Войну на Кавказе надо продолжать и выселить «немирные народы» вглубь России…Все проживающие в России племена и народы сливались в один «русский народ». 

Все эти годы среди участников тайных обществ продолжались споры о приоритете ненасильственных и насильственных действий, повторении общеевропейского пути развития или «собственном» пути России, отношении к религии и т.д. Лучше сказать, что движение декабристов «было колыбелью целого ряда позднее резче дифференцированных в жизни и общественном сознании, легко разошедшихся течений» (историк А.Пресняков).
Первоначально тайные общества вынашивали замысел военного восстания летом 1826 года, во время больших манёвров в южных губерниях.  Различные планы известны как Бобруйский заговор, первый и второй Белоцерковские планы. По ним предполагалось сагитировать к восстанию против властей большое количество войск, арестовать царя и заставить его согласиться с программой заговорщиков. Лишить императора жизни допускалось лишь при его несогласии и сопротивлении. Предполагалось объявить регентом до решения вопроса о государственном правлении популярную императрицу Елизавету Алексеевну.
Но в ноябре 1825 года Алекcандр I внезапно умер в Таганроге  во время путешествия по России. Сразу же началась присяга Константину –  младшему брату бездетного Александра. Но Константин, наместник в Царстве Польском,  тайно ещё два года назад отрёкся от престола, т.к. был женат на польке – католичке. О передаче наследования престола следующему брату – Николаю мало кто знал. Две недели продолжалось выяснение вопроса, и переприсяга Николаю была назначена на 14 декабря. Члены Северного общества срочно решили выступить в этот день, обратившись к солдатам с воззванием об узурпации престола Николаем. План Рылеева предусматривал вывести гвардию и до переприсяги Николаю захватить Сенат и Зимний дворец, арестовать императорскую фамилию и обнародовать манифест о смене в России формы правления. Однако назначенный диктатором восстания С.Трубецкой хотел вывести войска не на Сенатскую площадь, а за город, чтобы разбить там лагерь, и потом оттуда начать переговоры с верховной властью.
 Утром, после совещания, члены тайного общества поспешили в войска.
«Все наши офицеры постоянно внушали солдатам, что они не бунтовщики, а люди, честно исполняющие долг присяги…» (декабрист Александр Беляев).
Николай, оповещённый о «бунте», ускорил присягу, упредив вывод противостоявших ему войск на Сенатскую(Петровскую) площадь. Первым вышел Московский полк.
«В этот вечер был на внутреннем конногвардейском карауле офицер князь Одоевский (Александр Иванович, поэт). Он сменился на другой день в 10 часов, и первым его делом было, после смены своей, броситься (если не ошибаюсь) в Московский полк и распустить слух между солдатами, что во дворце заговор, что хотят, свергнуть императора Константина, что Великий Князь Михаил Павлович арестован и что надобно стать за Императора законного.»(В.А.Жуковский)
«Начиная с Большой Миллионной, на Дворцовой и Адмиралтейской площадях, до самого забора строившейся тогда Исаакиевской церкви, очень близко подходившего к углу Адмиралтейского бульвара, толпились десятки тысяч верноподданного народа; им была занята и главная сторона бульвара, та, от которой расходятся три главные улицы Петербурга. На правой же, выходящей на Сенатскую площадь, стоял уже народ сочувствовавший бунтовщикам, сам не зная почему.»(О.Пржецлавский, чиновник)
«Против толпы стоял Император на маленький выстрел ружейный; около него были адъютанты все пеши (ибо лошадей негде было взять и некогда искать) и еще несколько генералов. Конная гвардия стояла справа к Исаакиевскому мосту, измайловский полк примкнул наконец к конногвардейскому манежу; но пушек еще не было.
Первою жертвою этого дня был Милорадович: он выехал вперед, хотел говорить с бунтовщиками; остановился против них на пистолетный выстрел, и ему не дали сказать слова! Несколько выстрелов раздалось и он полетел с лошади, пробитый насквозь пистолетной пулей».(В.А.Жуковский). Смертельный выстрел произвёл Каховский.
В течение дня к восставшим присоединились ещё роты Лейб-гвардии гренадеров и Гвардейский флотский экипаж. Большая часть остальных войск осталась верной властям. Финляндский полк, шедший на площадь, был блокирован на мосту. Руководители восстания не решались что-либо предпринять, Трубецкой вообще не явился на площадь.
«Что, если бы прошло еще полчаса? Ночь бы наступила, и город остался бы жертвою 3000 вооруженных солдат, из которых половина была пьяные» (В.А.Жуковский).
«Приказано было… сделать несколько выстрелов холостыми зарядами; но толпа, в слепоте своей, не видя вреда, получила ещё больше смелости. Тогда заговорила настоящая картечь! Ряды мятежников поколебались и обратились в бегство. Большия массы бросились по льду на Васильевский остров, но их нагоняли эскадроны Конной Гвардии…» (из книги «Император Николай Павлович и его царствование».
«Пущин оставил площадь одним из последних; бывший на нём плащ его деда, адмирала Пущина, был пробит во многих местах картечью» (Евгений Якушкин, сын декабриста).
Во время событий на Сенатской площади с обеих сторон погибло около 80 человек.
«Какой день был для нас 14-го числа! В этот день все было на краю погибели: минута, и все бы разрушилось... (В.А.Жуковский)
Ряд участников восстания был арестован уже вечером 14 декабря. Через два дня было задержано более 50 человек. Некоторые приходили с повинной добровольно, часто называли имена товарищей, считая, что наказание будет мягким.
Тем временем в Южном обществе у Пестеля имелся замысел, известный как «план 1 января»: находившийся под его командованием Вятский полк в новогоднюю ночь 1826 года должен был заступить в караул в Главной квартире 2-й армии в Тульчине и начать восстание с движением армии на Петербург.
Но Пестель был арестован в Тульчине за день до восстания в Петербурге, и руководство Южным обществом перешло к Сергею Муравьёву-Апостолу. Тот, узнав о поражении на Сенатской площади, решил немедленно действовать…
«Муравьев-Апостол 31-го декабря, собрав предводительствуемые им роты Черниговского пехотного полка в городе Василькове к своей квартире, читал им пред выступлением оттуда бумагу под названием: Православный Катехизис»
«Офицеры встретили эти слова криками: "Да здравствует свобода!" Но в душе солдата этот оклик, рождавший чудеса где-то еще, не имел эха; там не было струны, которую он мог бы затронуть».(Из воспоминаний участников событий)
Два дня полк передвигался по местности южнее Киева, не имея никакого плана и не получив ничьей поддержки, описав «восьмёрку». Имело место мародёрство, организаторы восстания пришли в растерянность. Развязка наступила 3 января. Навстречу вышли посланные против повстанцев войска.
«Ради мечты можно умереть. Убивать ради мечты нельзя» - говорил Муравьёв-Апостол, и пытался идти к правительственным войскам без стрельбы по ним. Но черниговцев встретили картечью. Тем пришлось обороняться. Погибло около 100 человек с обеих сторон. Черниговский полк был рассеян, руководившие восстанием члены тайного общества арестованы.
В 1970-ые годы в книге «Апостол Сергей» Н.Эйдельман написал главу «Фантастический 1826-ой», где изложил версию того, как могло победить восстание, начавшееся в Черниговском полку. Вопрос о дальнейшем оставлен открытым.
"Все будет — и кровь, и радость, и свобода, и террор, и то, чего ожидали, а затем — чего совсем не ждали. Но что бы ни случилось, происходит нечто необратимое".
«Не было. Могло быть»
Могло ли?
Аресты декабристов продолжались ещё несколько месяцев. Петропавловская крепость оказалась переполнена, арестованные отправлялись в другие крепости на северо-западе владений России.
Может показаться поразительным, что много лет в своём портфеле хранил важные бумаги декабристов, в том числе «Конституцию» Никиты Муравьева, переданные Пущиным перед его арестом, лицейский товарищ – А.М.Горчаков – дипломат, а затем – министр иностранных дел. По возвращению Пущина из Сибири будущий канцлер Российской империи отдал их однокашнику…
Из Манифеста Николая I: «Не в свойствах и не во нравах русских был сей умысел, составленный горстию извергов, он заразил ближайшее их сообщество, сердца развратные и мечтательностью дерзновенную, но в десять лет злонамеренных усилий не проник, не мог проникнуть далее. Сердце России для него было и всегда будет неприступно».
Новый царь сам руководил следствием. «Я удивлю Европу своим милосердием» - заявлял Николай.
Всего после восстания 14 декабря 1825 года было арестовано более 300 человек, из них осуждено 125.
«Горсть безумцев, чуждых святой Руси, без корней в прошлом и перспектив в будущем» (Барон Корф, лицеист, учившийся вместе с Пушкиным, а также несколькими декабристами…)
Был создан «Высочайше учреждённый Тайный комитет для изыскания соучастников злоумышленного общества, открывшегося 14 декабря 1825 года».
К руководству следствием Николай привлёк Михаила Сперанского, известного своим конституционным проектом 1809 года и попавшего затем в опалу. Это было сделано с целью смутить декабристов, разобщить их с царедворцами, которых они хотели привлечь к управлению Россией. Сперанский разбил обвинение на 11 разрядов по степени вины.
«Боязнь, как бы следствие чего-либо не оставило неоткрытым, заставила Николая Павловича стать во главе следственной комиссии, заставила не только неустанно следить за всеми ее действиями, но и самому опуститься до роли производящего дознание, самому чинить допросы, самому давать приказания об арестах, самому распоряжаться о порядке содержания» - напишет историк П.Щёголев. Декабристы не присутствовали на суде, у них не было адвокатов.
«Уберегая от картечи, судьба не могла спасти их от власти победителя; кроме всей горечи поражения, ужаса расстрела, они должны были перенести кандалы, пытки, заключение и, наконец, одни трагическую смерть, другие каторжные работы, третьи сибирские казематы» (Е.Оболенский).
Пятеро – Рылеев, Пестель, М.Бестужев-Рюмин, С.Муравьёв-Апостол, Каховский – были по высшему разряду вины приговорены к смертной казни, причём полагавшееся четвертование Николай «милостиво» заменил повешением. 125 человек было сослано в Сибирь; некоторым ссылку заменили отправкой на Кавказскую войну или продолжавшимся тюремным заключением. Солдаты, принимавшие участие в вооружённых выступлениях, и разжалованные в солдаты средние чины в основном были отправлены на Кавказ.
Общая экзекуция и казнь состоялись в июле 1826 г. на Кронверке за Петропавловской крепостью. Сама казнь была воспринята современниками предельно болезненно, ведь в России политических казней не было 50 лет (после пугачёвцев).
Из записок И.Г.Шницлера: «Около трех часов тот же барабанный бой возвестил о прибытии приговоренных к смерти, но помилованных: их распределили по кучкам на довольно обширной площадке впереди вала, где возвышалась виселица.
Каждая кучка стала против войск, в которых осужденные прежде служили. Им прочли приговор, и затем им было велено стать на колена. С них срывали эполеты, знаки отличий и мундиры; над каждым была переломлена шпага. Потом их одели в грубые серые шинели и провели мимо виселицы. Тут же горел костёр, в который побросали их мундиры и знаки отличий.
Только что вошли они назад в крепость, как на валу появились пятеро осужденных на смерть. По дальности расстояния, зрителям было трудно распознать их в лица; виднелись только серые шинели с поднятыми верхами, которыми закрывались их головы.
Они всходили один за другим на помост и на скамейки, поставленные рядом под виселицей, в порядке, как было назначено в приговоре. Пестель был крайним с правой, Каховский с левой стороны (для зрителей наоборот: Пестель стоял на левой стороне, Каховский на правой).
Каждому обмотали шею веревкой; палач сошел с помоста, и в ту же минуту помост рухнул вниз. Пестель и Каховский повисли; но трое тех, которые были между них, были помилованы смертью. Ужасное зрелище представилось зрителям. Плохо затянутые веревки соскользнули по верху шинелей, и несчастные попадали вниз в разверстую дыру, ударяясь о лестницы и скамейки.
Так как Государь находился в Царском Селе, и никто не посмел отдать приказ об отсрочке казни, то им пришлось, кроме страшных ушибов, два раза испытать предсмертные муки. Помост немедленно поправили и взвели на него упавших.
Рылеев, не смотря на падение, шел твердо, но не мог удержаться от горестного восклицания: "Итак скажут, что мне ничто не удавалось, даже и умереть!" Другие уверяют, будто он, кроме того, воскликнул: - Проклятая земля, где не умеют, ни составить заговора, ни судить, ни вешать!"

Осуждённых на каторжные работы в рудниках Забайкалья везли на подводах в течении нескольких лет, как правило, из Петербурга в объезд Москвы.
Наиболее тяжёлой была первая зима на рудниках, где работали 8 человек из первой партии. Позднее декабристов перевели в острог в Читу, где они уже не выполняли каторжных работ. То же было затем и в Петровском Заводе.
Общеизвестен подвиг 11 жён и невест декабристов, отправившихся вслед за мужьями и любимыми в Сибирь ценой разлуки с детьми, родными, жизни в тяжёлых условиях.
Через несколько лет декабристов стали переводить на поселение в различных краях Сибири. Они активно включились в просветительскую и культурную деятельность в дальнем краю России. Многие сохранили ясный ум и верность устремлениям молодости.
«Я много уже перенёс и ещё больше предстоит… но всё это я ожидаю как должно человеку, понимающему причину вещей и непременную их связь с тем, что рано или поздно должно восторжествовать, несмотря на усилие людей – глухих к наставлениям века»... – писал Пущин в 1830 году.
В российском обществе в первые годы ходило убеждение, что Николай смягчит или вообще простит мятежников. Но этого не произошло.  Император и его окружение были крайне напуганы произошедшим. Николай за 30 лет правления так и  не решился на серьёзные реформы и установил жёсткий полицейский режим…
Только в отдельных случаях участь ссыльных смягчалась. Иногда же наказание ужесточалось (как, например, в отношении Лунина, отправившего письма в европейскую Россию с резкой критикой существующих порядков – его заключили в крепость, где он умер при неясных обстоятельствах).
Лишь в 1856 году, по восшествии на престол Александра II, последовала высочайшая амнистия. Декабристам разрешили вернуться в европейскую Россию. До этих дней дожили 43 участника движения и 8 приехавших в Сибирь «декабристок».
Вернувшиеся декабристы встретили в годы кануна Великих реформ огромное общественное внимание к себе. Через 30 лет реакции идейные последователи, вообще мыслящие люди пронесли глубокое уважение к людям, о которых долгое время было не принято говорить вслух.
Соотчичи мои, заступники свободы,
О вы, изгнанники за правду и закон,
Нет, вас не оскорбят проклятием народы,
Вы не услышите укор земных племён!
Пусть сокрушились вы о силу самовластья,
Пусть угнетают вас тирановы рабы, -
Но ваш терновый путь, ваш жребий лучше счастья
И стоит всех даров изменчивой судьбы!.. – писала в 1831 г. 19-летняя Е.Ростопчина.

Не случайно на обложке альманаха «Полярная звезда», выпускавшегося в эмиграции Герценом, принесшего в юности с Огарёвым знаменитую клятву, были барельефы пяти казнённых декабристов.
«Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия”
 «На нее (площадь), в отличие от Смутного времени, вышли не “худые люди”, “чёрный народ”, а поколение, выросшее после указа о вольности дворянской, выигравшее Отечественную войну и мечтавшее не о собственном благополучии, о благе Отечества» (А.И.Герцен) Тот же Герцен замечал: «Декабристам на Исаакиевской площади не хватало народа».
Но что бы было, если бы к ним присоединился «народ»?
А.Муравьёв, Пущин, Фонвизин и другие декабристы на склоне лет активно включились в работу комитетов, готовивших отмену крепостного права, некоторые за свою деятельность поплатились высылкой из столиц... До последних дней многие из них общались с младшими поколениями. Последним из участников движения ушёл из жизни Д.Завалишин, оставшийся жить в Сибири - в 1892 г.
Характерно, что если в начале 1860-ых годов С.Соловьёв в популярной книге «Курс русской истории» довольно подробно осветил восстание 1825 года и участь декабристов, то через десять лет при переиздании курса был вынужден сказать об этих людях и событиях лишь в нескольких словах… Прошло ещё длительное время, прежде чем в 1905 г. были сняты ограничения на публикации о восстании и документы.

Как известно, Лев Толстой написал роман «Война и мир», задумав его первоначально как историческое вступление к повествованию о декабристе, вернувшемся из Сибири по амнистии. А Некрасов в 1860-ые годы обратился к образам Екатерины Трубецкой и Марии Волконской…
Это «историческая случайность», считал В.О.Ключевский. Это – закономерность, возражал Михаил Семевский, близкий к народникам. Для значительной части интеллектуальной элиты конца XIX века декабристы оставались героями. Писатель Е.Салиас, по взглядам в зрелости – консерватор и монархист, тем не менее назвал свой альманах «Полярная звезда», как ранее Герцен. Не восхищались декабристами лишь крайне правые. Их наследниками считали себя ранее – и западники, и славянофилы, позднее – и либералы, и радикалы.
 Только лишь произошла Февральская революция, как в Петрограде вышла  книжка Д.Мережковского «Первенцы свободы. История восстания 14 декабря 1825 года» с посвящением «продолжателю дела декабристов А. Ф. Керенскому».

Декабристы не сразу были безоговорочно включены в пантеон прославляемых Советской властью борцов «за народное дело». Так, официальный историк первых советских лет М.Покровский считал истинным революционером, предтечей большевиков, лишь Пестеля (а ведь не без основания!). 100-летие восстания в 1925 году стало поворотным событием – вышло много книг, исследований, появилась опера Ю.Шапорина «Декабристы»… С того момента выходят в свет труды П.Щёголева, А.Гессена, М.Нечкиной (последние стали затем лекалом официальной советской трактовки декабристов). Появились популярнейшие произведения Ю.Тынянова.
Затем уже несколько поколений школьников и студентов учили определение «дворянского этапа освободительного движения в России» по статье Ленина «Памяти Герцена», цитируя, что «страшно далеки» декабристы, да и Герцен, «от народа» и чеканно определяя этот период как 1825;1861 гг. (почему до 1861-го, а не до 1855 или 1856-го, не совсем понятно).
В то же время декабристы вызывали и неформальный интерес многих людей жертвенностью, неординарностью своих судеб. Лишь через них долгое время было возможно исследовать современное им дворянское общество.
В послесталинские времена стало возможно больше говорить, анализировать, а серая реальность эпохи «застоя» прямо толкала людей ко всему непохожему на «советскую действительность». Из этого доступным, официально приветствуемым были как раз декабристы. О них писали с восхищением Д. Самойлов, Н. Коржавин, Б. Окуджава, Ю. Ким, А. Галич. Последний в 1968 г., припомнив 14 декабря, написал крылатую фразу: «Смеешь выйти на площадь!»
В 1975 г., к 150-летию восстания, был снят фильм «Звезда пленительного счастья» (и состоялись приуроченные к этой дате диссидентские акции). В Москве открылся Музей декабристов. Были мемориализированы места каторги и ссылки в Сибири, а в Иркутске воздвигнут мемориал жёнам декабристов.
Декабристы были предметом дискуссий и сравнительных рассуждений.
«Прямо из времен “петровской дубинки” и бироновских зверств не могло явиться столько людей с мыслями и достоинством; для декабристов и Пушкина требовалось 2 — 3 “непоротых” дворянских поколения» (Н.Я.Эйдельман)

«Вечные разговоры о том, что декабристы были богатыми людьми! Как будто восставали только рабы» (Г.Шпаликов)

«Декабристы знали, что могут все потерять, но они настолько были переполнены любовью к России, что не могли поступить иначе» (Булат Окуджава). Конечно, допускалась в 1960-1980-ые годы определённая идеализация, не слишком обращали внимание на разнородность убеждений декабристов, их слабую организацию, отсутствие чёткой программы. Главное – они были безусловными героями в глазах ищущих людей поздних советских лет.
О том, насколько важное значение придавали в России памяти о декабристах, говорит тот факт, что с середины XIX века до наших дней вышло около 200 серьёзных работ, посвящённых им, отечественных авторов, и лишь около десятка - зарубежных.

По мнению Сергея Юрского, официозная постсоветская общественная мысль «отвернулась от борцов, от революционеров и восславила... охранителей». А ведь «Евангелие наполнено призывами идти против течения», не быть «с большинством». И в то же время – мнение историка А.Зубова о «роковой ошибке честных “сынов отечества”, принявших их царственного единомышленника за врага и супостата». Декабристы и Александр, «двигаясь почти параллельно, увидели друг в друге не союзников и соратников, но, скорее, соперников и врагов». Высказывалось в последние десятилетия и мнение, что восстание 1825 г. было  последним событием эпохи дворцовых переворотов, совершавшихся в России с помощью военных, а не революционным выступлением. Но большинство историков спорит с таким утверждением.
Историк С.Эрлих: «Восстание привело к тому, что в советское время называлось "николаевской реакцией". Ужесточение цензурного режима не способствовало обсуждению проблемы рабства русских крестьян». И всё же тот же автор считает, что память о декабристах всегда будила российское общество, поддерживала идеалы, заставляла часть его элиты идти на смелые шаги вплоть до самопожертвования. «А вот мы, победив "декабристов", пришли к тому, что остались без образов "светлых рыцарей", без элиты».
Можно ли с этим согласиться? Очевидно, над этим вопросом более чем нужно задуматься. Тем более, когда приближается 200-летие восстания декабристов в 2025 году.
"Они проиграли, чтобы выиграть будущее" (Е.Сазанович, 2024 г.).

                Литература

А. Архангельский. Александр I. М. 2000.
В.Лапин. Семёновская история. Л. 1990.
Ю.Тынянов.  Кюхля.  Разные издания.
П.Щёголев. Декабристы. Разные издания.
М.Нечкина. Движение декабристов. Разные издания.
С.Голубов.  Из искры - пламя. М. 1963.
А.Гессен. Во глубине сибирских руд. М. 1963.
Ю.Лотман. Декабрист в повседневной жизни. М. 1975.
Н.Эйдельман. Лунин.  М. 1970. Апостол Сергей. М. 1980. Большой Жанно. Прекрасен наш союз... М. 1982. Первый декабрист. М. 1990.
Декабристы и их время. М. 1992.
Пестель. М. 2006.
Я. Гордин. Мятеж реформаторов. 14 декабря 1925 года. М. 1997.
К.Паустовский. Северная повесть. М. 1962.
М.Сергеев. Подвиг любви бескорыстный. М. 1975.
М.Волконская.  Записки. Разные издания.
О.Эдельман и др. Курс "изучаем декабристов". На сайте Arzamas в Интернете.


Рецензии
Солидный труд, представляющий многообразие деятельности разных групп вольнодумцев. Он даёт пищу для размышлений и вызывает ассоциации с происходящими ныне событиями.
Война с Наполеоном и поход русской армии в Европу открыл глаза многим офицерам и солдатам на возможность изменения политического устройства государства. Аналогично после ВОВ многие советские солдаты увидели жизнь в Европе и сравнили её с жизнью в нашей стране не в пользу последней. Чтобы не произошло народных восстаний, многие солдаты были отправлены в лагеря. Фраза "Все эти годы среди участников тайных обществ продолжались споры о приоритете ненасильственных и насильственных действий" напомнила мне прения внутри современной оппозиции, преимущественно заграничной, о путях смены нынешней власти. The history repeats itself.
Отмечу, что слово "вече" не склоняется.

Алла Валько   26.12.2024 08:52     Заявить о нарушении
Это написано как материал в помощь моему бывшему ученику. Работал над ним полмесяца и очень увлёкся. Действительно, до сих пор есть на этом материале над чем задуматься. А Вы, Алла, как будто знали, когда это прочитать и рецензировать - в день 199-ой годовщины восстания на Сенатской площади (по новому стилю)!
Сейчас веду занятия по русскому языку, специально посмотрел справочные материалы - мне это важно, и слово "вече" большинство авторов считают склоняющимся. Ведь это древнерусское слово, а не заимствование, такое, как "клише", "протеже" или "кебрачо". Декабристы, между прочим, склоняли "вече".

Аркадий Кузнецов 2   27.12.2024 01:48   Заявить о нарушении
Современный словарь представляет "вече" как несклоняемое слово, как и "кофе". Если Вы дадите мне иную ссылку, буду премного благодарна.

Алла Валько   27.12.2024 02:04   Заявить о нарушении
"Термин «вече» в источниках встречается часто. Новгородский летописец пользуется этим понятием очень широко. Он называет вечЕМ и общегородское собрание, решающее важные государственные вопросы (например, о выборе или изгнании князя, о войне и мире), и собрании кончан (жителей "концов" города) и уличан (жителей улиц), и сходку во время военного похода, и сборища заговорщиков по дворам и тому подобное". (Статья в Википедии)
"Председатель Союзного исполнительного вечА — должность главы правительства Социалистической Федеративной Республики Югославии" (Там же)

Аркадий Кузнецов 2   27.12.2024 02:23   Заявить о нарушении
Ссылаться на правописание новгородских летописцев и даже на декабристов некорректно. Слишком далеко во времени. С тех пор язык претерпел существенные изменения. Тем не менее различные сайты, посвящённые грамматике русского языка, дают по этому вопросу противоречивую информацию.
По классификации А. А. Зализняка, слово "вече" склоняется. Согласно сайту
Грамота.ру слово "вече" склоняется. Сайт Promt.one. Грамматика утверждает, что слово "вече" не склоняется. Меня тоже учили в школе, что оно не склоняется.
В этой связи принимаю, что Вы не допустили ошибку.

Алла Валько   27.12.2024 09:07   Заявить о нарушении