Что мешает духовному просветлению?
Но однажды случай подарил мне разговор с одной духовно продвинутой женщиной (я буду называть её Н), которая добавила к общему списку препятствий ещё и то, что помешало лично ей.
Н работала в одном из питерских НИИ и интересовалась восточными духовными практиками. Но во время перестройки НИИ лишили финансирования и сотрудников распустили. К тому времени её отношения с мужем зашли в тупик, и поскольку детей у них не было, они легко развелись. Работы по её специальности не было, а переквалифицироваться в школьного учителя или в «челнока» у неё не было ни способностей, ни желания. В Питере её больше ничего не держало, а в Индии маячило просветление.
Через каких-то дальних знакомых она узнала, что в Индии есть ашрам*, в который принимают иностранцев и всё общение происходит на английском языке. Английский она знала довольно хорошо, так как окончила школу с соответствующим уклоном и в НИИ часто занималась переводами. Продав кое-что из вещей, она собрала денег на перелёт и на первое время пребывания в Индии.
Сведенья об ашраме подтвердились, и ей удалось туда устроиться на вполне приемлемых условиях. Ей досталась своя каморка для ночлега, в которой помещались топчан с жестким матрасом и подобие тумбочки. Кондиционер беднякам не полагался, и поэтому окно всё время было открыто. Существенным преимуществом было то, что за проживание можно было расплачиваться трудом на местном огороде по 2 – 4 часа в день. Для бывшей владелице участка в 6 соток под Питером это не было трудным делом, а, напротив, полезным фитнесом, так как всё остальное время приходилось сидеть или на проповедях-лекциях Учителя, или в зале для медитаций.
Была ещё одна особенность её проживания в ашраме. В Индии, как известно, много обезьян, которые совсем не боятся людей и ведут себя весьма нагло – воруют всё, что плохо лежит. И к Н каждое утро в окно влезал самец, которому нужно было дать банан, и за это он «крышевал» её, не допуская в каморку других обезьян. Вообще-то бананы в большом количестве росли на территории ашрама, но самец должен демонстрировать свою крутость, то есть отнимать, отжимать, воровать, а не тупо лазить по деревьям. Но Н этот рэкет не напрягал – в столовой бананы были в неограниченном количестве, и Н с вечера брала там банан, чтобы утром откупиться от самца-рэкетира. И такая ситуация устраивала всех: Н реализовывала свою заботу о братьях наших меньших, а самец демонстрировал свою крутизну.
В общем, ситуация устаканилась. Н успокоилась после своих питерских нервотрёпок, и у неё наметился прогресс в медитациях. Учитель похвалил её за прилежание и намекнул, что у неё есть шанс достичь просветления через несколько лет. Это её воодушевляло.
Но однажды утром, когда Н выдала самцу очередной банан, что-то пошло не так. То ли банан был не слишком хорош, то ли самец был в скверном настроении, то ли одного банана было уже мало (инфляцию никто не отменял, тем более, среди обезьян), но, схватив банан, он укусил Н за руку. Укусил её ладонь до крови, хорошо хоть кости остались целы. Н сразу пошла в местный травмпункт, где рану обработали антисептиком и забинтовали.
Работать на огороде с забинтованной правой рукой было невозможно. С медитацией тоже возникли проблемы – боль не давала сосредоточиться. Н поначалу думала, что через 2 – 3 дня рана заживёт, но обезьяньи зубы успели занести инфекцию в кровь, и рана начала гноиться. Рану регулярно обрабатывали и меняли повязку, но это не помогало.
Особенно Н напрягало то, что она не могла работать в огороде, то есть расплачиваться за проживание. Но никто не делал ей никаких замечаний. Она по-прежнему ходила на медитации, на проповеди и питалась со всеми в общей столовой. Так продолжалось недели три и, наконец, к ней подошёл посыльный от Учителя и сказал, что Учитель хочет её видеть. Она догадывалась о таком повороте событий и побаивалась разговора с Учителем.
Учитель встретил её как всегда вежливо, предложил сесть и сказал:
- Я знаю о твоей проблеме. И вот, что я думаю. Ты приехала из далёкой северной страны, где совсем другая микрофлора. А к нашей микрофлоре у тебя нет иммунитета, поэтому твоя рана здесь не заживает. Тебе надо вернуться в свою страну и там рана быстро заживёт. Потом тебе придётся делать упражнения для восстановления мелкой моторики руки. После этого ты сможешь снова сюда приехать, если захочешь.
- Вы правы, Учитель, – ответила Н, – но у меня не хватает денег на самолёт до Питера. И я ещё не расплатилась за проживание в ашраме.
Но Учитель предвидел такой вариант:
- Я одолжу тебе денег на дорогу. Если ты снова сюда приедешь, то сможешь вернуть долг. А если не приедешь, то значит, я плохо тебя учил и не заслужил этих денег.
В итоге она снова оказалась в Питере. Её рана быстро зажила и мелкая моторика после упражнений восстановилась. Она показала мне ладонь – там остались только малозаметные следы от обезьяньих зубов. Н нашла работу, чтобы скопить денег на новую поездку в ашрам и вернуть долг Учителю. Но у неё были сомнения по поводу индийской микрофлоры и обезьян, которые снова могут помешать её продвижению к просветлению.
Я попытался предложить ей найти другого Учителя в Питере и рассказал про одного просветлённого Мастера, которого я знал его по его книгам, видеороликам, и видел вживую одно из его выступлений. Но я заметил, что Н вообще не воспринимает мои слова. Она душой осталась в Индии – там был её уважаемый и любимый Учитель, а также её страхи перед индийской микрофлорой и обезьянами. А что ещё нужно женщине, у которой уже есть, кого любить и кого бояться? Может, в этом и есть её просветление? Или, наоборот, - своеобразный «мёртвый якорь»**, который препятствует просветлению? Я не знаю ответов на эти вопросы.
На этом мой разговор с Н закончился. Я не знаю, поехала ли она в Индию или нет. И даже предположить не могу, ибо чужая душа – потёмки. Тем более, женская душа. Особенно – душа, соблазнённая перспективой просветления.
А для себя я понял, что, ко всем препятствиям просветлиться, упоминаемых в книгах, следует добавить чужую микрофлору и обезьян. И не столько тех обезьян, которые водятся в тёплых странах, сколько тех, которые живут в нас самих. Тех, которые так любят подражать чему-нибудь модному, особенно заграничному. Тех, что требуют ежедневных подношений и иногда кусают нашу психику изнутри.
И на этом я закончу, а то моя обезьяна начинает нервничать.
* * *
* Ашрам — индийский аналог монастыря.
** Мертвый якорь — постоянно установленная в данном месте металлическая или железобетонная конструкция, обеспечивающие нужную держащую силу…
Фото из https://igrosam.ru/silly/monkey.html
Свидетельство о публикации №224110701305
Наталия Кобилева 2 19.12.2024 22:26 Заявить о нарушении