Троцкий по Фрейду и Ницше, 1. Ледоруб
"Рождение трагедии из духа музыки", Фридрих Ницше.
"Личная судьба есть и у Л. Троцкого, и он напрасно хочет скрыть ее горечь."
Н. Бердяев
1. Ледоруб вошёл в область подсознательного
Вошедший в голову жертвы альпинистский ледоруб, проник в мозг на 7 сантиметров. Киллер, посещавший усиленно охраняемую виллу на правах "друга семьи", мецената и кавалера секретарши, имел намерение убить "пламенного революционера",бывшего наркомвоенмора, литератора, публициста с одного удара, но тот скончался лишь на следующий день. Так на 60-м году жизни закончился путь земной Льва Давидовича Троцкого(Лейбы Бронштейна). Это всё происходило в окрестностях Мехико, на ассиенде, куда пламенный революционер в изгнании съехал с вилле мексиканского художника Диего Ривейры, где поселился первоначально. Последние события "охоты на Троцкого" разворачивались 21-22 августа 1940 года за тридевять земель от Москвы.Так далеко от советской России видный политический деятель оказался в ходе жесточайшей политической борьбы, особенно обострившейся накануне вторжения гитлеровской Германии в СССР.
Ну а двумя десятками лет ранее ...
"…Бронированный поезд шел к Киеву. Тяжело громыхая на стыках рельсов и на стрелках у редких станций, он мчался в ночи к украинской столице. В одном из вагонов в середине состава не спали. В просторном салоне было несколько кожаных кресел, такой же диван, продолговатый стол в центре и небольшой, с телефонными аппаратами на нем, – в углу. У бронированной щели окна стоял человек среднего роста, с бородкой, усами, в расстегнутом френче и сапогах. Над высоким, большим лбом вздымалась пышная шевелюра, уже слегка тронутая заморозками седины. Характерный римский нос оседлало изящное пенсне, за стеклами которого поблескивали живые ярко-голубые глаза. Человек вглядывался в черноту ночи, тщетно надеясь увидеть признаки жилья. Огромная, растерзанная страна лежала не только в руинах, но и в сплошном мраке. Шел 1919 год… "
Так изобразил "демона революции" Дмитрий Волкогонов в своей книге "Троцкий". Впрочем, дальше историк , как говорят, "по блату" раньше других допущенный к архивам много чего написал и про Ленина, и про Сталина, переходит с романно-беллитризованного стиля на столь сегодня востребованный нонфикшн -документальный.
И где архивариусным сушнячком, где с памфлетно-солженицынским напором, создаёт портрет очень противоречивой, но без сомнения талантливой личности...Не получается у добросовестно пакующих документы историков, которые говоря словами Владимира Маяковского "роясь в сегодняшнем окаменевшем г..."(тогдашнем имеется в виду , столетней давности) набирают материала на томов многопудья. Наперегонки цитируют интимные письма, смакуют роман Льва Давидыча с Фридой Кало (ему 58-ей 20 лет), изображая в нём Троцкого козленогим сатиром и пошляком.Хотя - так ли это? Такая уж - карикатура Лев Давидыч и его современники?
Оживить образ Троцкого брались и наш , и зарубежный кинематограф. Хабенский соревновался и небезуспешно с Ричардом Бёртоном.Убийцу ,-по легенде НКВД-Френка Джексона (на самом деле это был Рамон Меркадер, отсидевший 20 лет в мексиканских тюрьмах и после освобождения лично из рук Шелепина получивший орден Ленина и Золотую Звезду Героя Советского Союза)в нашем фильме играл-Максим Матвеев, в зарубежном-Ален Делон.
Наш телесериал и эпизодом с общением Троцкого с Фрейдом(его сыграл - Игорь Черневич ), и фрагментом с "философским пароходом" сразу же даёт понять, что это лента с фрейдистской подоплёкой, разумеется, философская. А довольно откровенные сцены с "валькирией революции" Ларисой Райснер погружает нас в богемную атмосферу Серебряного века. И чудовищный контраст со сценами децимации с вагонной эротикой , как раз и есть ярчайшая иллюстрация того, насколько это время укладывалось в сентенции создателя теории дуальности аполлонического и дионисийского в его трактате «Рождение трагедии из духа музыки» (нем. Die Geburt der Trag;die aus dem Geiste der Musik).
В этом эстетическом трактате Фридрих Ницше изложил свой взгляд на дуалистические истоки искусства.Искусства-перетекающего в созидание социально- экономического устройства и политики. В том же вполне филологическом трактате, вламывась в пределы заложенных в коллективном бессознательном архетипов, он уже предчувствовал и появление сверхчеловека.И вопрошая :"откуда в таком случае возникло противоположное стремление, появившееся раньше, – стремление к ужасному, известная непреклонная воля древнейших эллинов к пессимизму, к трагическому мифу, к образам всего страшного, злого, загадочного, губительного, рокового в самых основах бытия, – откуда тогда возникла трагедия?"
Свидетельство о публикации №224110701357
С наступившим 2025 годом, Юрий Николаевич!
Нина Алешагина 05.01.2025 21:13 Заявить о нарушении
Юрий Николаевич Горбачев 2 05.01.2025 21:15 Заявить о нарушении
Юрий Николаевич Горбачев 2 05.01.2025 21:36 Заявить о нарушении
Юрий Николаевич Горбачев 2 05.01.2025 21:45 Заявить о нарушении