Китеж

  (ст."Русская Утопия.Китеж-град: красивая легенда против научных фактов",ХроноС-кио,История и культура,2024) "Утопия– место,которого нет,слишком прекрасное,чтобы существовать в реальности.Атлантида,Гиперборея,Офир,Шамбала,Эльдорадо– все это своего рода утопии,места,которые будоражат воображение и заставляют ученых искать доказательства их существования,а простых людей– мечтать о том,чтобы туда попасть. В русской мифологии тоже существует похожее место: легендарный и таинственный Ки-теж-град.Узнаем его легенду и то,в какой степени она близка к реальности.О прова-лищах.Прежде чем перейдем непосредственно к граду Китежу,нужно познакомиться с мифологическим мотивом,лежащим в основе легенды.Провалища– это глубокие овраги или провалы в земле,часто обрастающие разными преданиями.Согласно народному фольклору (не только русскому),провалище возникает в месте,где когда-то находилась церковь или часовня.Там,где она ушла под землю,образуется родник или озеро.Пример прова-лища– Святое озеро в Иванов-ской области.Оно имеет ледниковое происхождение и дос-тигает в глубину семи мет-ров.По местной легенде,Светлое озеро возникло на месте колодца,выкопанного ста-рцем по имени Филарет.Он же основал здесь пустынь,которая сегодня известна как Святоезерский Иверский женский монастырь.Легенда о Китеж-граде.Загадочный град Китеж– еще один пример подобного провалища.Историю этого места нам рассказывает произведение 17 в.«Книга глаголемая летописец».Согласно ей,город Китеж был осно-ван русским князем Юрием Всеволодовичем в 12 в.По преданию,князь однажды остан-овился на берегу озера Светлояр.Эти места так понравились ему,что он повелел по-строил город Большой Китеж.Работа закипела.Вскоре град Китеж был готов,в нем во-звели множество церквей,написали для них иконы.Но город простоял недолго.На Русь пришел хан Батый со своим отрядом.Через леса он пробился к Китежу и осадил его. Славные богатыри полегли на поле брани,но силы были неравны.Оставалось жителям Китежа лишь выйти на стены с иконами и крестами в руках и молиться.И вот,когда Батый уже готовился взять город,произошло чудо.Весь Китеж,со своими храмами,ку-полами и жителями,вдруг погрузился в воды озера Светлояр.Татары перепугались и покинули те места навсегда.Что касается города,то он так и скрывается под водой поныне и поднимется лишь в день Страшного суда.Но и сегодня праведные люди с чи-стой душой могут увидеть в воде купола Китежа и услышать их звон.Во всяком слу-чае,так гласит легенда.Примечательно: если во многих мифах города и деревни уходят под воду в наказание за грехи их жителей,Китеж– исключение.Он погрузился в озеро благодаря духовности горожан,которые таким образом оказались спасены от верной смерти.Правда,невольно встает вопрос: каково им столько веков жить под водой? И точно ли это спасение,а не наказание?Факты о Китеже.Ну а теперь обрати-мся к фактам.Озеро Светлояр действительно существует и расположено в Воскресе-нском районе Нижегородской области.Оно имеет почти идеальную овальную форму и в глубину достигает 33 м.Происхождение точно не установлено: озеро может быть лед-никовым,карстовым,неотектоническим и даже метеоритным или вулканическим.Водоем довольно холодный из-за донных ключей.Берега поросли лесом,подступающим вплотную к воде.Озеро Светлояр признано памятником природы федерального значения.Теперь к истории появления Китежа. Князь Юрий Всеволодович – реальное историческое лицо. Он действительно сражался с войсками хана Батыя и погиб в бою на реке Сити в 1238 г.К тому же,согласно источникам, он действительно бывал в тех местах,где предположительно находился Китеж-град.Однако в произведении князю приписана вым-ышленная родословная: он якобы происходил от князя Владимира Святославича,крест-ителя Руси.Вероятно,автор выдумал такое происхождение,чтобы придать легенде о Китеже ореол святости.К тому же есть несосытковки и в датах.«Книга глаголемая летописец» указывает,что Китеж был основан Юрием Всеволодовичем в 1165 г.Но мы точно знаем,что он скончался в бою в 1238 г.– то есть через 73 года после того, как основал город! Звучит как-то неправдоподобно.Современные технологии позво-ляют проверить многие старинные мифы и предания.Китеж,издавна будораживший умы, привлекал к себе особое внимание.Поэтому уже в прошлом веке к берегам озера Све-тлояр направились исследователи.Они бурили берега озера,проводили археологичес-кие раскопки,ныряли на дно.Но поиски ничего не дали: даже следа существования города в этом месте не нашлось.Правда,кое-какие археологические находки все же были сделаны,но они относились к гораздо более древним временам,чем 13 в.Но умы верующих эти обстоятельства не смущают.Они рассуждают так: никто и не найдет Ки-теж,пока не придет подходящее время.Ведь не зря же он чудом ушел под воду– явно не для того,чтобы явить себя взорам любознательных ученых.Поэтому озеро Светлояр служит популярным направлением для религиозного туризма.Паломники молятся на его берегах,собирают и увозят с собой горсти земли,набирают в бутыли озерную воду (и уверяют,что она не портится).А еще каждый год к озеру совершают крестный ход из расположенного неподалеку села Владимирского.Значение легенды.Китеж-град стал символом чего-то недоступного,таинственного и желанного,что откроется далеко не каждому.Сравним это с рассказами о знаменитой Шамбале– мифической стране в Азии, попасть в которую смогут только мудрейшие и достойнейшие.Также можно сравнить Китеж-град с Беловодьем.Так в старообрядческих преданиях называется легендарная страна к востоку от России.Легенда о Беловодье зародилась в конце 18 в.В нем, согласно старообрядцам,сохранилось «дониконовское» священство(то есть до церков-ной реформы патриарха Никона),царят справедливость и духовность.Предание о Кит-еж-граде заметно повлияло на искусство.К легенде обращались многие писатели и поэты(Максимилиан Волошин,Максим Горький,Михаил Пришвин,Дмитрий Мережковский, братья Стругацкие,Борис Акунин),художники(Васнецов,Рерих,Нестеров).У композитора Николая Римского-Корсакова есть опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».Фигурируют китежские мотивы и в произведениях современных музыкантов."

  (ст."Эксперимент Миллера– Юри,или Как возникла жизнь на Земле?",ХроноС-кио, История и культура,2024) "Вопрос о том,как на Земле зародилась жизнь,не остав-ляет людей тысячи лет.И если верующие объясняют это божественным вмешательством, то ученые идут намного дальше и не оставляют попыток отгадать эту загадку с пом-ощью всевозможных экспериментов.Один из них провели в 1953 г.Миллер и Юри,и он стал важнейшей вехой в изучении появления жизни.Предпосылки.Планета Земля имеет возраст 4,5 млрд лет– почти такой же,как у Солнца и всей Солнечной системы.Когда -то она была огромным безжизненным камнем,на котором не существовало органики. Но около 3,9 млрд лет назад на планете впервые зародилась жизнь.И за прошедшие годы она развилась,усовершенствовалась,приняв всевозможные формы– от крошечных бактерий до такой сложнейшей структуры,как человек.Но как же вышло,что из нежи-вого появилось живое? Этот вопрос не дает покоя ученым всего мира.В науке есть специальный термин: абиогенез.Он как раз и обозначает превращение неживой прир-оды в живую или образование органических соединений вне организма.В 1924 г.сов-етский биолог и биохимик Ал-др Опарин издал статью «Происхождение жизни».В ней он предположил,что в растворах высокомолекулярных соединений могут самостояте-льно появляться коацерваты– многомолекулярные комплексы.А если проще,то в пер-вичном океане,существовавшем миллиарды лет назад на Земле(также известном как первичный бульон)производные углеводородов могли подвергаться сложным превраще-ниям при воздействии внешних факторов. Таким образом формировались углеводы– органические вещества.Опарин был не единственным ученым,выдвигавшим подобную гипотезу.Те же идеи высказывал британский биолог Джон Холдейн.Поэтому сегодня идея возникновения жизни в первичном бульоне известна как теория Опарина– Хол-ейна.Именно она стала предпосылкой для эксперимента Миллера  Юри.Ход эксперимен-та.Исследование провел в 1953 г.американский химик Гарольд Юри,а ассистировал ему молодой,но талантливый аспирант Стэнли Миллер.Чтобы подтвердить или опрове-ргнуть концепцию первичного бульона,ученые создали установку из двух стеклянных колб,соединенных трубками.Первая,нижняя,колба была наполнена водой: она и посл-ужила древним океаном или «первичным бульоном».Колба подогревалась,чтобы вода (как и на древней Земле)могла испаряться и вступать в виде газа в реакции с сод-ержимым второй(верхней)колбы.А в этой второй колбе находились газы,которые,по предположению ученых,присутствовали в атмосфере древней Земли: метан,аммиак,вод-ород и монооксид углерода.К тому же ученые пропускали через верхнюю колбу с газ-ами электрический ток,ведь на Земле уже и в то время регулярно случались грозы и били молнии.Испаряясь из колбы с океаном-«бульоном»,материал поступал в верхнюю колбу,подвергался электрическим разрядам и вступал в реакции с газами,а затем охлаждался и вновь падал в исходную колбу(стандартный круговорот воды в природе) .Таким образом был обеспечен непрерывный цикл реакций.Уже через неделю Юри и Миллер обнаружили,что в колбе образовалась неизвестная коричневатая субстанция. При ее анализе оказалось,что около 15% углерода в материале перешло в органиче-скую форму,а 2% образовали пять видов аминокислот– главных «строительных мате-риалов» белка.Новые данные.Эксперимент повторили как сами Юри и Миллер,так и другие ученые разных стран,создавая различные устройства и немного меняя усло-вия.В наше время– а точнее,в 2008 г.– были проведены новые испытания,в резуль-тате которых образовалось уже не пять аминокислот,целых 22.Главная цель экспери-мента была достигнута: органика действительно могла зародиться самопроизвольно из неживого материала– при определенных условиях.Правда,не все так просто.За пр-ошедшие со времени эксперимента 70 лет наши представления о первичном положении дел на Земле заметно расширились.Было доказано,что условия,созданные Миллером и Юри,не вполне соответствовали тем,что были на планете на заре зарождения жизни. Так что исследования в этой области продолжаются,появляются новые гипотезы.Напр-имер,сейчас ученые пытаются подвергать «первичный бульон» протонному обстрелу. Считается,что Солнце в то время было тусклее,но зато активнее,так что жизнь мог-ла зародиться благодаря «атакам» протонов,которые провоцировали химические реак-ции с дальнейшим возникновением аминокислот.Но в любом случае эксперимент Милле-ра– Юри имел огромное значение для науки.Именно он направил ученых в нужную сто-рону и лег в основу многих дальнейших исследований происхождения жизни на Земле.

  (ст."Невежество и срамота! Семейные традиции Руси, которые лучше забыть как страшный сон",Литрес,2024) "Семейные традиции и обычаи Руси представляют собой гремучую смесь языческого наследия и христианских канонов.Они не только отражают отношение наших предков к окружающему миру и особенности их быта.В них утверди-лась парадоксальная двойственность морали,которая сейчас может показаться, мягко говоря,лукавством.Некоторые дремучие традиции Руси порой вызывают недоумение и даже стыд.Так,известно,что магические обряды всегда порицались церковью.Но даже самые набожные девушки на Руси не могли устоять перед искушением погадать на су-женого.Нередко сам процесс представлял собой довольно непристойное зрелище.На святки,к примеру,девушка открывала в бане дверь и в ожидании шлепка от «банника» выставляла на мороз оголённую пятую точку.Если лапа у него оказывалась мохнатой, значит,девушке достанется богатый жених.А вот касание обычной руки сулило ей бедного суженого.Если же домовой не трогал девушку,значит,сидеть ей ещё год в девках.Это ещё довольно безобидная традиция,которая пусть и опосредованно,но связана с семьёй.Есть множество других,куда более странных и даже жутких семей-ных традиций.О них и расскажем в этой статье.Снохачество.Снохачество осуждалось как грех,но при этом существовало не одно столетие.Изжило оно себя,лишь когда большая патриархальная семья,состоящая из нескольких старших поколений,распа-лась и на её смену пришла малая нуклеарная семья. В основе снохачества лежала абсолютная власть «большака», «отца семейства», который вынуждал невестку к сожительству. Особенно массовым это явление стало во времена, когда молодые мужчины уходили в рекруты или на заработки. За невесткой нужен был пригляд, вот свёкор и пособлял как мог.Угрозами,шантажом и побоями он вынуждал девушку всту-пить с ним в связь.Кстати,при этом он вполне мог считаться благонравным и бого-боязненным человеком.Нередко свёкор, положив глаз на юную невестку, нарочно отправлял сына на промысел, чтобы покуражиться всласть. Противостоять ему было тяжело: жизнь в доме превращалась для девушки в сущий ад. Свёкор нагружал её самой тяжёлой работой, за любую провинность бил и сажал в подпол. А когда сын возвращался, он оговаривал невестку, дескать, та крутит хвостом перед чужими мужиками. Если девушка уступала свёкру и их связь открывалась, то вина падала не на преследователя, а на жертву. Сын жестоко избивал и даже калечил жену за измену.Всё по заветам «Домостроя».Чтобы понять место женщины в традиционной древнерусской семье, стоит обратиться к идеям Блаженного Августина. Этот святой довольно однозначно трактовал библейскую легенду об изгнании из Рая Адама и Евы. Он считал,что прародители всего человечества совершили первородный грех и обрек-ли потомков на разврат по вине Евы.Ведь это именно она поддалась искушению и подтолкнула Адама ослушаться Господа.Из этого святой Августин делает вывод,что «женщина– тварь хилая и ненадёжная».Святой Амвросий как бы вторит ему, заявляя: «Справедливо,чтобы женщина имела господином того,кто был ею склонён ко греху».
Воззрения этих мудрых мужей прочно укоренились в патриархальной морали. Она предписывала мужчине не просто подчинять женщину своей воле, но и держать её в строгости. Всё, естественно, для того, чтобы избавить её от лукавого и спасти её порочную душу. Согласно «Домострою», супруг обязан был поучать жену:«…наедине вразумлять её страхом, а, наказав простить и приласкать, и любовью наставить и рассуждением,но при этом мужу на жену не гневаться,а жене на мужа— жить им всег-да в любви и в согласии».Жену следовало наказывать за ослушание,грубость,бран-ные слова,за внимание к чужим мужчинам,за лень и беспорядок.«Домострой» учил «плёткою вежливенько побить за руки держа».Подвергать каре жену нужно было соб-людая меру,без злобы.Запрещалось бить её по глазам,ушам,по груди кулаком или пинком,деревянный или железный посох использовать также запрещалось.Ведь всё это могло покалечить женщину.ёгкой, «бережной» трёпки, считал «Домострой»,будет вполне достаточно, чтобы вразумить легкомысленную женщину.Сохранившиеся судебные документы прошлого доказывают,что очень многие мужчины с большой охотой пользо-вались своей привилегией и меры в ней не соблюдали.Нередко несчастным родителям приходилось хоронить дочерей или забирать их домой калеками.Метки нечистой силы. Древнерусский стандарт красоты прост: девушка должна быть здорова и пригодна для родов.Поэтому особенно ценились чуть полноватые обладательницы широких бёдер, румяных щёк и чистой кожи.Различные метки на теле,такие как родимые пятна,могли смутить будущую свекровь на смотринах и вынудить её отказаться от невесты.Ведь родинки считались отметинами Дьявола.Если они были у девушки,значит,она водила дружбу с нечистой силой или была ведьмой в ангельском обличии.Но и «ведьмы» выходили замуж,они не сидели поголовно в девках.Жених готов был закрыть глаза на неприятный дефект невесты,если её родители соглашались раскошелиться и увеличи-вали приданое.Хромоногие и косоглазые невесты по такому же принципу обретали своего суженого.А вот детям с физическими изъянами везло меньше.Нездоровые,хилые младенцы становились обузой для семьи,на них не хотели растрачивать ресурс.Но хуже всего было,если ребёнок рождался с заметными физическими недостатками: аль-бинизмом,родимыми или пигментными пятнами.Всё это считалось метками нечистой силы,которые сулили семье несчастья.Чтобы уберечь семью,горе-родители шли на крайние меры.Никто из округи не удивлялся пропаже такого ребёнка или несчастному случаю.Скажи телесной близости… да?
К зову плоти наши языческие предки относились не просто терпимо, а даже более чем одобрительно. Культ женского целомудрия – это продукт христианской морали. Славяне-язычники не видели ничего зазорного в том, чтобы предаваться страсти после какого-нибудь важного календарного праздника. Матери-одиночки не считались опозоренными, напротив, они были выгодными невестами, ведь уже доказали свою плодовитость. Отголоски этих свободных нравов нашли своё отражение в традиции «целовальника»,который устраивался на Масленицу.В этот день любой односельчанин мог войти в дом и как следует поцеловать невесту.С приходом христианства на Руси телесные радости попали под запрет. Священники старались контролировать половую жизнь своей паствы.Они регламентировали не только время(когда можно,когда нель-зя),но и сам процесс (положения тел, ласки).Так,к примеру,воздерживаться полаг-алось по пятницам,субботам,воскресениям и христианским праздникам.Во время пос-тов также надлежало смирять похотливые желания.Ложась в постель в урочный час, супруги обязательно завешивали иконы и снимали нательные кресты.А перед походом в церковь шли в баню,чтобы смыть с себя грех.Какими бы ни были строгими правила, наши предки с великой охотой их нарушали. Церковь любое прелюбодеяние считала грехом,но в народной морали царствовали свои представления о том,что такое хоро-шо,а что такое плохо.Адюльтер с незамужней девушкой,например,не считался страш-ным «блудом»,мужчин за него не карали.А вот за интрижку с замужней женщиной сел-ьского ловеласа осуждали.Женщине же снова не повезло,ей общество не оставило ни одной лазейки– любая связь на стороне покрывала её позором и сурово каралась."

  (ст."Чудь белоглазая: красивая и трагическая история древнего народа",Литрес,
2024) "Согласно летописям,историческим трудам и легендам,некогда российские зем-ли населял удивительный народ – чудь.Авторы,описывавшие его,создавали самые раз-ные и нередко противоречивые образы этих людей.Какими они были,где обитали,чем занимались,какой след оставили в истории и литературе,расскажем в этой статье.
Портрет чуди.Описания этого народа довольно противоречивы.В одних источниках– это люди малого роста,в других– статные и красивые великаны.В одних свидетельст-вах у них– светлая кожа,русые или даже белые волосы и почти прозрачные глаза(от-сюда и «чудь белоглазая»),в других они обладают смуглой кожей,тёмными волосами и почти чёрными глазами. В некоторых рассказах эти характеристики смешиваются,и перед читателем предстаёт смуглый человек со светлыми очами.Также авторы не сходятся во взглядах относительно воинственности этого народа.Одни утверждают, будто чудь свирепа и искусна в боях, другие настаивают на миролюбии и даже наивности.Несмотря на обилие разночтений, в описаниях чуди можно встретить и повторяющиеся качества. К примеру, в легендах обычно они – искусные кузнецы и мастера, которые умеют создавать из металла удивительно тонкие и затейливые украшения. При этом они равнодушны к золоту и не склонны к стяжательству. Они обитают в горах(преимущественно на Урале и в Сибири)и знают множество подземных ходов.По легендам они «ушли под землю»,спрятавшись от внешнего мира в своих пещ-ерах.Соседние народы не признают чудь своей родственницей.Для них она осталась чужаком,который связан с магией,и язычником,который яростно воспротивился хрис-тианству.Именно попытка обратить этот народ в иную веру считается главной прич-иной самоизоляции чуди.Чудь на карте.Чаще всего «чудью белоглазой» этот народ называли на Урале и на Алтае,немало легенд о ней можно найти у коми. Традиционно местом расселения «чуди белоглазой» называют Урал.Здесь и в других местах можно встретить такие наименования этого народа: чудины,чуды,старые люди,дивьи люди, чучки,чучевары.Древние русские летописи помещают чудь на Север и расселяют её берегах Северной Двины и Онеги. В «Повести временных лет» мы читаем: «…в Афетове же части седят Русь, Чудь и вси языцы: Меря, Мурома, Весь, Мордва, Заволочская Чудь, Пермь, Печера, Ямь, Угра». На побережье Северного Ледовитого океана чудь знают под именем сиртя и сихиртя. О её жизни и быте повествуют легенды ненцев.
Если обратиться к этимологии,то существительное «чудь»,вероятнее всего,связано с прилагательным «чудно;й» и обозначает «непонятный народ» с непонятным языком. Есть и другая трактовка: «чу;дный»,то есть удивительный и прекрасный народ.Как бы там ни было,на карте(особенно в Ленинградской,Псковской,Пермской и Омской облас-тях)можно найти множество мест,связанных со словом «чудь»: Чудское озеро,город Чудово,Чудья пещера,деревни Передние Чуди,Средние Чуди,Задние Чуди,Чудские захо-ды,Чудская рудница,Чудиново,Чудинково и так далее.Благодаря летописям мы знаем, что в древности во многих городах Руси существовали специальные районы– «Чудские концы».Вероятно,там и селились представители народа чудь.Поэтому можно утверж-дать,что славяне традиционно жили с ними стена в стену.По некоторым свидетель-ствам,именно в Чудском конце воздвигались идолы одному из центральных божеств в славянской мифологии– Велесу.Чудь в литературе.Этот народ довольно часто упоми-нается в древних летописях, которые сообщают как о союзе чуди со славянами и варягами, так и об их противостоянии. Например, известно, что в 882 году чудь участвовала в военном походе князя Олега на Смоленск, в 907 они вместе шли на Царьград. А 1030 год ознаменован победой Ярослава Мудрого над чудью.В своих исторических трудах упоминал чудь и Михаил Ломоносов. В «Древней российской истории» он писал, что «старобытные в России обитатели» славяне и чудь соединись в один народ,призвав на княжение варягов-россов,которые по роду своему относи-лись к славянам.Многие земли,которые были чудским народом обитаемы,после этого события славянами наполнились."Чудь часть с ними соединилась,часть уступив мес-то,уклонилась далее к северу и востоку».Также Ломоносов пишет о чудском языке и топонимах:«…рек, городов и целых областей Чудские имена в России (остались), особливо в Восточных и Северных краях. Немалое число Чудских слов в нашем языке обще употребляется».Многие народные предания о чуди записал фольклорист Павел Петрович Бажов. С чудью связывали места разработки рудников. Например, один из первых уральских рудников – Гумешевский в Свердловской области (когда-то самое крупное месторождение малахита). Считается, что он находился на месте древних чудских копей.По слухам,даже заводы Демидовых были построены в подобных местах: дескать,заводчики ориентировались по чудским меткам.Уральская Азов-гора очень тесно переплетается с легендами об этом народе.Местные жители рассказывают,буд-то в 1939 г.школьники нашли под ней бронзовые фигурки птице-людей,которые были сделаны чудскими мастерами.«Дорогое имячко».У Бажова есть сказ «Дорогое имячко». По его сюжету леса и пещеры у Азов-горы когда-то заселяли «стары люди»,не рус-ские и не татары,а неизвестно,какой веры.Были они к золоту и драгоценностям равнодушны,мастерили для быта предметы из меди.Но вот узнали «новые насельники» о том, что места эти богаты самородками, и стали теснить старых людей.Прибился к старым людям раненый казак и стал учить их защищаться оружием.Влюбился он в дочь старшины– смелую,расторопную и страсть какую красивую девку.«Глаза,как угольки, щёки,как розан расцвел,коса до пяток»,и танцевать и петь мастерица.Одно только плохо– «сильно большая была.Прямо сказать,великанша».Финал у этой истории траг-ический: казак от ран не смог оправиться,а разбойники с пушками выгнали старый народ с горы.Прощаясь с зазнобой,казак обещает ей:«Будет и в нашей стороне такое времячко, когда ни купцов, ни царя даже званья не останется. Вот тогда и в нашей стороне люди большие да здоровые расти станут. Один такой подойдет к Азов-горе и громко так скажет твое дорогое имячко. И тогда зарой меня в землю и смело и весело иди к нему. Это и будет твой суженый».И вот гора закрылась, все ходы её завалены,никому не попасть в пещеры старых людей.Лишь знающий человек, которому ведомо имя великанши-хранительницы,в силах отворить гору."

  (ст."Почему на Руси от косы зависела жизнь девушки?",Литрес,2024) "Волосы на Руси имели ритуальное и социальное значение.С ними связывались многие поверья, приметы,запреты,знаки и обряды.Особенно это было актуально для женщин.Русская пословица гласит: «Девка без косы,не имеет красы».Справедливо будет добавить, что от косы также зависели честь и положение её обладательницы,она была не толь-ко предметом гордости, но и считалась источником здоровья и силы. Наши предки-язычники заплетали девочкам косу строго вдоль позвоночника, потому что верили, что через него в организм проникает жизненная сила. Плетение состояло из трёх лучей, которые символизировали единение «трёх сторон бытия»: Прави, Нави и Яви.
О чем ещё могла рассказать коса,какие тайные послания через неё передавались,на какие хитрости шли девушки,чтобы сделать её гуще,и почему лишиться косы было страшно– расскажем в этой статье.Расти коса до пят– женихи торопят.Причёска рус-ской женщины отражала её социальный статус.Девице на выданье и старой деве поло-жено было носить строго одну косу. Если в косе незамужней девушки появлялась лента, это значило, что молодуха готова проститься с отчим домом и ждёт сватов от потенциального избранника. Две ленты давали понять окружающим, что жених уже нашёлся и даже получил родительское благословение. Кончик косы можно было ещё украсить косником, традиционной парадной подвеской.Существовали косники двух видов: кисть из цветного гаруса, шёлка, кручёных нитей и бисера или пластина треугольной,квадратной,сердцевидной формы.Пластину расшивали золотом,серебром и жемчугом,часто на ней изображался растительный орнамент.Узор никогда не выбир-ался произвольно,он всегда нёс определённый смысл: оберегал или приносил удачу, счастье,здоровье.Косник крепился с помощью шнурков или лент и обычно надевался вместе с венцом,коруной или другим головным убором.Подруги косу плетут на часок, а сваха на век.После свадьбы женщина обязана была поменять причёску. Поэтому в девичник подружки с причитаниями и слезами заплетали невесте две косы.Одна симв-олизировала жизненные силы,а вторая– женскую плодовитость.Если невеста надевала специальный головной убор, то косы красиво перевязывались лентами и прятались под него.Чаще всего их крепили на голове,сооружая подобие короны.После свадьбы посмотреть на женские косы и дотронуться до них мог только муж.Обычно их прятали под однорогой кичкой.После рождения первенца она менялась на кичку с более высо-ким рогом.Нарушить табу,то есть снять головной убор и распустить волосы перед посторонним человеком,могла только беспутная женщина.Само это действо восприни-малось как приглашение к близости и считалось приличным лишь в присутствии суп-руга.Женщина,появившаяся на людях с неубранными волосами,мгновенно обретала сла-ву распутницы.Кстати,выражение «опростоволоситься» пошло отсюда.Поневоле косы вянут,коли за них тянут.Мы привыкли снисходительно посмеиваться и даже умилять-ся,когда мальчишки дёргают девчонок за косы.Сегодня мы видим в этом влюблённость и желание обратить внимание на себя.А вот наши предки за такую проделку нещадно бы отлупили шутника.В древности коса олицетворяла женскую честь и невинность. Дёрнуть девушку за косу или сорвать с неё головной убор значило нанести серьёз-ное оскорбление,обрезать косу– покрыть позором не только девицу,но и всю её семью.Так нередко наказывали за блуд.Девушка не могла показаться на улице до тех пор,пока волосы не отрастут.Без косы в Древней Руси её никто не взял бы в жёны.
Некоторые исследователи считают, что унизительное обрезание косы родом из тех времён, когда девушек похищали как добычу. Лишая жертву косы, а значит, и чести, похититель показывал, что женщина принадлежит ему. Несмотря на то, что на Руси добровольно никто не состригал свою силу,случались и исключения.Среди них– мона-шеский постриг или траур. Иногда женщины состригали косы в знак своей глубокой скорби по усопшему супругу. А в некоторых областях на Руси невеста обрезала косу и дарила её жениху в знак любви и верности.Новые волосы она отращивала уже буду-чи женой,и никто,кроме мужа,их не видел.Девичья коса – на всё село краса
Сваха и потенциальная свекровь оценивали невесту не только по фигуре и коже, но и по косе. Чем длиннее, толще и живее та была, тем здоровее считалась её хозяйка. А что делать тем, кому не повезло иметь густые волосы? Замуж-то всем хочется! Сегодня можно пройти через процедуры наращивания и предстать перед женихом с косой толщиной с кулак. А раньше? В древности девушки тоже были не лыком шиты и знали, как провести окружающих. Они состригали у лошадей хвосты и гриву и делали из них тонкие косички, которые затем искусно вплетали в свои волосы, тем самым увеличивая косу.Чтобы укрепить здоровье волос и ускорить их рост,девушки в давние времена изобретали разные рецепты.Они мыли волосы щёлоком, который изготавливали из древесной золы, или средствами из ботвы подсолнухов, полыни и берёзы. В ход также шли простокваша, квас, глина. Ополаскивали волосы травяными отварами и дождевой водой. Расчёсывали гребнем, который окунали в сок крапивы. Для ухода и придания блеска в волосы втирали гусиный жир, сок лопуха, солод, конопляное масло. Многие рецепты передавались из поколения в поколение и даже дошли до наших времён."
  (ст."Пикантная тема: почему в этом возрасте прекращали близкие отношения на Руси",Литрес,2024) "О том, как жили в Средневековье мы знаем все: от вступления в брак до похоронных ритуалов. Не менее интересной была история наших предков, однако, исследований о жизни людей в дохристианские времена практически нет.С принятием же православия много древних верований и преданий ушло в небытие.Сег-одня ученые по крупицам восстанавливают историю жизни людей на Руси.В этой ста-тье мы подробно поговорим про брачные отношения.Известно, что в дохристианские времена на Руси существовала моногамия и полигамия.Об этих формах брака мы узна-ем из «Повести временных лет»:«радимичи,и вятичи,и северъ… имяху же по две и по три жены».Князь Игорь и его внуки имели по несколько жен.Некоторые князья прак-тиковали наложничество.Так,ученые «нашли» у князя Владимира Святославича более 300 наложниц в разных городах.В зависимости от статуса семьи,женщины-славянки вели разный образ жизни.Девушки из высших слоев населения были хозяйками в своем доме.В простых,крестьянских семьях,укрепилась моногамия.Но в целом женщины снач-ала зависели от отца,а потом попадали под власть мужа.Интимные отношения.После проникновения христианства в IX-X веках жизнь людей на Руси начала меняться. Здесь строгие церковные правила регулировали интимную сторону брака.Христиани-зация ввела ограничения на брачную связь в особые дни, так как церковь не приветствовала близкие отношения мужа и жены без цели зачатия.Батюшки требовали от русских женщин всегда спать одетыми в пост и православные праздники,которых было достаточно много, а также по средам и пятницам.У простых крестьян к этим ограничениям добавлялись постоянные обязанности: уход за скотом,ранняя дойка коров,полевые работы,следовательно,и усталость мужчины и женщины.Если посмотреть на церковный календарь,то пригодных для близких отношений дней в году оставалось не так уж много– где-то 50.Именно в это время супругам предлагалось зачать ребе-нка.До какого возраста продолжались отношения? Девушек на Руси выдавали замуж очень юными. Примерно в 13-14 лет. Такое дозволение издал еще князь Ярослав Мудрый.Считалось,что в молодости организм более крепкий,больше шансов выносить и родить здоровое потомство.Так и получалось,что после 30-35 лет многие русские женщины становились уже бабушками.Ведь их рожденные в 13 лет дочери и сыновья обзаводились семьями и рожали внуков.Примерно к 40 годам завершались интимные отношения у супругов на Руси.Все дело в женском здоровье.Физическая работа и частые беременности изнашивали хрупкий женский организм.Младенческая смертность на Руси была очень высокой,часто умирали и роженицы.Но если даже оба супруга доживали до 40 лет,сохранив здоровье и силу,то церковь запрещала им спать вместе .Считалось,что возраст уже не позволит женщине родить полноценного здорового ре-бенка.Так как контрацепции не было,и супруга не хотела забеременеть– близкие отношения заканчивались.Но что происходило,когда мужчина еще мог продолжать инт-имную жизнь,а жены не было? По этим причинам появилось снохачество.Это интимные отношения главы большой крестьянской семьи с младшими женщинами семьи, обычно с женой своего сына. Такая практика была описана в исследованиях этнографического бюро князя В.Н.Тенишева,романах И.С.Тургенева «Отцы и дети» и повести И.А.Буни-на «Деревня».Стоит отметить,что после начала раздельного проживания родителей и женатых детей практика снохачества сошла на нет.Какая продолжительность жизни в то время была у мужчин и женщин– неизвестно.Подобная статистика появилась в Российской империи лишь во времена Александра II.Но если проанализировать данные об умерших за 1896-1897 гг.,то средняя продолжительность жизни в Европейской России для женщин– 31 год,для мужчин– 29 лет.Возможно,на Руси ситуация была пох-ожей,особенно в деревнях."
  (ст."Загадка Крошечки-Хаврошечки: о чем на самом деле была известная русская сказка",Литрес,2024) "Старая добрая сказка о Крошечке-Хаврошечке— сколько же она вызывает вопросов,неправда ли? Например,кого олицетворяет благородное животное, где оказывается героиня после попадания в ушко коровы,что за существа с несколь-кими глазами и,наконец,почему корова в принципе «рябая»? А ведь еще существуют явные сходства с индийским фольклором.На самом деле в эту сказку наши предки вкладывали нечто очень важное и сакральное,поэтому она настолько отпечаталась в подсознании.Давайте разберемся,каким образом Крошечка-Хаврошечка передает тыся-челетнюю мудрость.Сюжет сказки.По сюжету,девочка Хаврошечка,лишившись родителей, попала к жестоким людям, но несмотря на трудности, не жаловалась. Работая для трех дочерей хозяйки (Одноглазки, Двуглазки и Триглазки), она нашла поддержку в обществе рябой коровушки. Животное помогало ей, выполняя задания, пока мачеха не решила избавиться от нее. Перед смертью корова посоветовала Хаврошечке сохранить косточки яблок и поливать их водой.Крошечка-Хаврошечка последовала совету люби-мой подруги и вырастила из косточек прекрасное плодоносное дерево.Однажды моло-дой человек обратил внимание на него и пообещал взять в жены ту, кто сорвет ему яблоко. У сестер не получилось исполнить пожелание, а Хаврошечка смогла и вышла замуж за доброго человека.Их брак был удачным,жила пара долго и счастливо.Исти-нный смысл сказки.Не все знают,что это народная совсем не про Хаврошечку.Коро-вушка является центральным персонажем,олицетворяюя изобилие и святость.В славян-ской и ведической традициях она ассоциируется с небесной матерью,из молока кото-рой зародилось все живое.При этом Млечный путь можно назвать молоком Небесной матери.Такие предания существуют в индуистской,джайнской и зороастрийской куль-турах.По мнению этих народов,корова символизирует плодородие и жизнь.В Индии она считается священным животным,которое все любят,уважают и боготворят,поэтому и возник запрет на употребление мяса.Индусы уверены,что у каждого из нас было нес-колько матерей,включая корову,и Мать-Землю.Из-за чего гибель этого животного оз-начает уход из жизни собственной матери.Кроме того,существует интересный миф о возникновении бога Шивы из уха коровы,что переплетается с древними славянскими убеждениями.Согласно одной из легенд,бог-мудрец Велес родился от матери-коровы. В его имени можно услышать отголоски слова «вол».Парадокс ушка коровушки.В Индии принято говорить свои тайные желания в ухо коровы.Индусы считают,что этот обычай отражает путь души.Коровушка в сказке представляет собой космос.Передача слов из одного уха в другое создает особое время,в котором могут происходить удивите-льные события,недоступные в нашей реальности.Таким образом мы можем предполо-жить,что в сказке идет речь о путешествиях между мирами через «кротовые норы» или врата междумирья.Хаврошечка использует их для входа в другое пространство, где совсем другое время.А путешествие через «коровье ушко» ведет к древней Прар-одине,где обитают добрые боги-хранители.Перейти в это измерение может лишь чис-тая и светлая душа,прямо как у Хаврошечки.С другой стороны,сказка может отражать путешествие в лабиринтах человеческого разума,где индивида можно сравнить с воп-лощением микро- и макро-космосов.Светлая душа девочки хочет достичь контакта с Великой Матерью,поднимаясь на уровень,где проблемы не играют особой роли.В этом измерении время течет иначе,события происходят одномоментно.По возвращении в реальность у девочки уже есть представление о том,как все решить.Девочка и ее дела.В сказке есть явный акцент на отличиях Хаврошечки от ее мачехи и сестер. Главная героиня активно и постоянно физически трудится, в то время как ее мачеха и сестры на это не способны. Ежедневное «ткать, белить, катать» символизирует сакральное знание сотворения мира и борьбы со тьмой и хаосом.В различных куль-турах славянская богиня Макошь, греческие мойры и Великий Ткач из Индии плетут судьбу мира. Здесь можно увидеть аналогию с действиями ткачихи, которая создает готовое полотно из нитей.В реальности наши предки считали эти навыки сакральными ,что и заложено в росписях прялок.Этап «белить» в сказке обозначает светлый и позитивный характер будущего полотна. В отличие от греческих мойр, которые могли сплести и темные судьбы, девочка всегда «белит» свои полотна, принося в мир свет и добро,что связано с белым цветом в русской культуре.«Катать» в сказке— логич-ное завершение процесса.В старину без утюгов,стирали белье и прокатывали между скалками для вытягивания и разглаживания.Даже не идеально постиранные вещи ста-новились свежими и чистыми после прокатки.Кстати,так и возникло известное выра-жение «не мытьем— так катаньем».Сестры.Мачеха и сестры в сказке по большей части ограничиваются слежкой за Хаврошечкой. Они предстают как стражи на пограничье миров, возможно, даже негативные сущности, что подчеркивается их расположением у ворот и странным поведением.Одноглазость,одноногость,кривизна и асимметрия ука-зывают на внеземные сущности, находящиеся лишь одной ногой в нашей реальности. Примерами являются Баба-яга, костяная нога,Лихо одноглазое,скандинавский богОдин и даже Леший.Одноглазка охраняет проходы между мирами,но Хаврошечка с легкостью проходит ее.Двуглазка имеет связь с человеческим миром и является стражем для реальности.А вот с Трехглазкой все сложнее.Несмотря на то,что Хаврошечка не вид-ит,как она следит за ней третьим глазом.Он невидимый и сакральный,позволяет заг-лядывать за пределы нашего мира в другие измерениях.Существует версия,что три сестры представляют прошлое,настоящее и будущее.В отличие от мачехи,они не в открытую вредят Хаврошечке,ограничиваясь наблюдением.Их нельзя характеризовать как хороших или злых персонажей.Мачеха.Мачеха символизирует чуждое пространство хаоса и неустроенности,где нет ни теплоты,ни ласки,ни справедливости. Возможно, что светлую душу Хаврошечки отправляют сюда,чтобы осветить этот мир и преобра-зить его.Цель хтонического мира— забрать светлую душу навсегда,лишив ее связи с божественным светом и мудростью.Мачеха пытается заставить Хаврошечку вечно труд-иться в тяжелых условиях,полностью изолировав ее от иных миров.Она проявляет злонамеренность,приказывая уничтожить коровушку,несмотря на потенциальную выгоду от помощи ей в работе.Однако главная цель мачехи— удержание героини в установ-ленных границах,а не стремление к богатству.Ведический финал.После гибели коро-вушки девочка придерживается ведическим традициям: образ жизни аскета, отказ от пищи и соблюдение строгого табу. Наконец, она практикует религиозные обряды, включая поливание косточек коровушки и посвящение ей своих мыслей,что аналогично молитвам и исполнению гимнов.Светлая душа,соблюдая необходимые условия,получает Благодать в виде своего Древа Жизни,где пребывает часть души Праматери-корову-шки.В новых измерениях она обретает счастье,оставив мир мачехи.Сестры,не соотв-етствовавшие требованиям для получения Благодати,остаются без божественных ябло-чек.Незаметные детали сказки.Чтобы понять,почему коровушка в сказке рябая,пров-едем аналогии с Курочкой-рябой.Рябость символизирует бескрайний космос или тем-ную материю.Курочка представляет разумную часть Мокоши,созидающей и развивающей Вселенную.Аналогичное толкование может быть применено и к рябой коровушке.Извес-тно,что сказку создали в Курской губернии,где,согласно разным гипотезам,проис-ходили события легендарной ведической Махабхараты.Теория подтверждается назван-иями местных рек,соответствующих тексту Махабхараты.А происхождение Курской маг-нитной аномалии может быть связано с радиоактивным следом на местности.Неудиви-тельно,что древние знания,представленные в сказке,сохранилась в этих местах, которые тысячелетиями являлись центром мира,влияя на ход истории цивилизации.
Тайна имени героини.Не все знают, что Хаврошечка — искаженная форма греческого имени Феврония(«добро»,«благо»),которое часто превращалось в Хавронию, Хавроху, Ховру,Хиврю или Хаврошу. Правда,по какой причине девочку из нехристианской сказки решили называть Февронией— неизвестно,учитывая,ведь гораздо проще говор-ить Крошечка.Не стоит забывать,что одно из имен Всевышнего Бога в Индии— Говин-да, означающее покровитель коров. Поэтому имя Хаврония или Ховра скорее всего имеет связь с коровой и ассоциируется с защитой и благополучием этих животных. Можно рассматривать слог «хов» как «ра»,обозначающий в русских словах свет,солн-це и радость.С другой стороны,это священное имя обозначало божественный свет или Великую Мать.А Хаврошечка в сказке представляет собой будущую Коровушку,которая поначалу была маленькой и нуждающейся в наставлениях матушки."
  (ст."Как на Руси по внешнему виду отличали девицу от замужней женщины?",Литрес ,2024) "До нас дошло множество пословиц в духе «Не одежда красит человека,а его добрые дела».И всё же наши предки знали,что провожают хоть и по уму,но встреча-ют-то по одёжке.В старину на Руси внешнему облику придавали не меньшее значение, чем внутреннему содержанию. В чистоте и порядке должны были быть и тело,и душа. Поэтому и говорили:«Кто в чистой одежде,тому и уважения больше»,«Листом красиво дерево, а одеждою – тело», «Хороша алая лента, когда на молодую надета», «Какова обувь,таков и след».Испокон веков женщины уделили внешности очень много вниман-ия.Дело было не только в желании понравиться противоположному полу.Через причёс-ку, головные уборы и одежду они подчеркивали свой социальный статус и предавали сообщения миру: по внешнему виду женщины можно было понять замужем она или нет, ждёт ли сватов или уже обручена. А через сакральные орнаменты и украшения наши прародительницы получали небесную защиту. В этой статье предлагаем вспомнить, как одевались девушки и замужние женщины,какие отличия были в их наружности и почему.Причёска и головной убор.На Руси незамужние девушки ходили строго с одной косой и могли не прикрывать макушку головным убором. Демонстрация косы была важным элементом, ведь по густоте и цвету волос судили о здоровье потенциальной невесты. На голове девицы носили берестяной или кожаный венец, который напоминал современный ободок, обтянутый тканью и украшенный вышивкой, стеклянными бусами или самоцветными камнями. В косу вплетали накосники и ленты: одна лента намекала на готовность выйти замуж и ожидание сватов,две– на состоявшийся сговор с роди-телями жениха.На девичнике во время ритуального прощания подруги в последний раз заплетали невесте косу,украшая её расшитой жемчугом лентой,затем с причитаниями расплетали её.Украшение невеста передавала младшей сестрёнке или подружке.Так происходил обряд «прощания с красной лентой».Выйдя замуж,девушка меняла причёс-ку, теперь она заплетала две косы: одна олицетворяла жизненные силы, а вторая – женскую плодовитость.Нередко их закрепляли вокруг головы,образуя подобие короны. Показывать посторонним волосы– запрещалось, выйти за околицу простоволосой – страшный позор. Увидеть женские волосы и прикоснуться к ним мог только супруг. Поэтому замужние женщины всегда носили закрытые головные уборы: однорогую кичку, повойник, убрус или простой платок.Украшения.Первое своё украшение девочка могла получить от отца в возрасте пяти лет.Обычно это были серьги,которые потом береж-но хранились на протяжении всей жизни.Как правило,серьги незамужней девицы были скромными и недорогими.Они имели более вытянутую форму и сдержанный декор.А вот замужней женщине разрешалось носить серьги с более витиеватым оформлением и дра-гоценными камнями.Их ей уже преподносил супруг.Многие мужчины старались как мож-но щедрее одарить своих жён,поскольку по этому украшению определяли положение и состояние их семьи: чем богаче были серьги,тем состоятельнее была семья.Как сейчас, так и в далёком прошлом о семейном положении женщины можно было узнать по кольцу. У девицы его не было, у чужой супруги было. Любопытно, что на Руси ещё до принятия христианства замужняя женщина получала в дар кольцо, которое символизировало её новый статус. Вместе с ним ей вручали ключ, который обозначал её положение хозяйки дома. В XV веке жених носил железное кольцо (олицетворение силы), а невеста – золотое. Затем всё поменялось: мужчина стал носить золото, женщина– серебро.Со временем оба кольца стали изготавливаться из одного матери-ала.Одежда: цвет и вышивка.Орнамент и цвет костюма также разделяли замужних и незамужних.Белых лебедей на наряде носили девицы,а куриц и рогатых лягушек(сим-волизирующих плодовитость и желание родить первенца)– женщины в браке.Вышитое на рубашке дерево в некоторых областях было признаком беременности.Что касается цвета,любопытно,что синий сарафан обычно надевали девицы,которые готовились к свадьбе и старухи.В красный цвет облачались новоиспечённые жёны.Чем дольше они состояли в браке,тем меньше красного было в их одежде.Все женщины от мала до велика носили рубашки длиной до земли.Это была основа их костюма.Поверх неё дев-ицы надевали запону– прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы,который всегда подпоясывался.Замужние женщины поверх рубахи носили панёву,другими слов-ами,юбку на запах,закреплённую шнуром на талии.Первый раз девушка надевала её на венчание и после уже носила постоянно.Невеста символично прыгала в неё с лавки, таким образом демонстрируя своё согласие на брак."
  (ст."Что символизировали на Руси девы-птицы: Сирин,Алконост,Гамаюн,Стратим и Матерь Сва",Литрес,2024) "Птица в славянской культуре считается сакральным симв-олом.Его различные вариации можно встретить в легендах о сотворении мира,сказк-ах и былинах.Наш быт полнится приметами и суевериями,связанными с пернатыми.Стаи грачей летают высоко,а затем резко опускаются вниз? Значит,скоро начнётся дождь. Воробьи купаются в лужах? Это к хорошей погоде.Увидели мёртвую птицу на дороге? Ждите скорых перемен в жизни.Над вашим домом каркает ворон? Будьте осторожны, это к худу.А если вы нашли перо,то ваше заветное желание исполнится.А что симво-лизируют в нашем фольклоре мифические птицы? Были ли они исконными или заимств-ованы у других? В этой статье поговорим о женских образах,к которым относятся Сирин,Алконост,Гамаюн,Стратим и Матерь Сва.Алконост и Сирин.Эти две птицы с женским лицом, как правило, изображаются в паре. Они олицетворяют неотделимые друг от друга печаль и радость. По преданиям XVII–XVIII веков Сирин обитает в «едемском раю», а Алконост где-то вблизи него. Обе они поют околдовывающими сладкими голосами. И если последняя дарует утешение, то первая – убивает. Песни Алконоста пронизаны светлой печалью. Песни Сирина радостны,но смертельно опасны, это роднит её с сиренами. В Алконосте часто видят переложение древнегреческой легенды о женщине, которая после гибели мужа бросилась в море, но по воли богов уцелела и превратилась в алкиона,то есть зимородка.Однако это не значит, что славянские девы-птицы были заимствованы у греков, это лишь более современная интерпретация. Самые разные девы-птицы и в более древние времена повсеместно изображались на Руси. Их можно было увидеть на наличниках крестьянских изб, в росписях и вышивке. Образ некой волшебной райской птицы встречается на предметах быта наших предков: на посуде, сундуках, прялках, одежде и санях. Исследователи считают, что олицетворял он не коварство сирен, а радость и всепобеждающую силу солнца, поскольку являл собой охранительный символ. В дохристианские времена он ассоциировался с раем, светом и богами.Традиционный для прялок русского севера образ птицы с широко распахнутыми крыльями нёс в себе пожелание счастья и благо-получия хозяевам дома.В археологических находках Прикамья,которые исследователи относят к V-IX векам,встречаются птицы с человеческим ликом на груди.По мнению учёных,это был своего рода оберег.Птичья символика пронизывала зодчество древних славян: от желобов до формы крыши.Наиболее архаичными считаются изображения рай-ской птицы с обнажённой грудью,которая была воплощением кормилицы,охранительницы рода и божественной силы природы.Гамаюн.На Руси Гамаюн была посланницей богов, которая славила их и оглашала высшую волю. Наши предки верили, что Гамаюн ведает обо всём на свете: ей известно прошлое, настоящее и будущее, она знает всё о богах и смертных. Но вот только растолковать её предсказание способен не каждый: нужно уметь видеть тайные знаки. Крик вещей птицы обещал людям счастье и хорошую весть. В «Голубиной книге» конца XV – начала XVI века, в которой описывается происхождение мира,людей и устройство Вселенной,есть такие строки:
Птица вещая, птица мудрая, много знаешь ты, много ведаешь…
Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам…
Отчего зачался весь Белый Свет?
Солнце Красное как зачалось?
Месяц светлый и часты звездочки отчего, скажи, народились?
И задули как ветры буйные?
Разгорелись как зори ясные?…
В иранском эпосе можно встретить зеркальное отражение Гамаюн, зовётся оно Хумаюн. Эта птица является носительницей радости. Некоторые учёные считают, что это один и тот же образ, соответственно, на Русь он пришёл с востока. Другие исследователи предполагают, что он родом из общей индоевропейской культуры, поэтому может считаться одинаково исконным как для персов, так и для славян.У птицы Гамаюн есть ещё одна интересная черта,которая роднит её со Стратим-птицей. Речь о вызывающем бурю полёте:«Разгулялась непогодушка,туча грозная поднималася. Расшумелись,приклонились дубравушки,всколыхалась в поле ковыль-трава.То летела Гамаюн– птица вещая со восточной со сторонушки,бурю крыльями поднимая.Из-за гор летела высоких,из-за леса летела темного,из-под тучи той непогожей».Стратим-пти-ца.В той же самой «Голубиной книге» упоминается и Стратим-птица,которая живёт на Океане-море.Она признаётся «всем птицам мати».Может,поэтому на изображениях её голову венчает хрустальная корона?
А Стратим-птица всем птицам мати,
А живет она на Океане-море,
А вьет гнездо на белом камене;
Как набегут гости-корабельщики
А на то гнездо Стратим-птицы
И на ее на детушек на маленьких,
Стратим-птица вострепенется,
Океан-море восколыблется,
Как бы быстрые реки разливалися,
Топит он корабли гостинные,
Топит многие червленые корабли
С товарами драгоценными!
  В других древних славянских преданиях Стратим-птица (или Страфиль-птица) поднимает бурю, когда кричит. Буря эта поглощает корабли и целые города. Древние славяне считали Стратим праматерью всех птиц, поэтому восходит она к языческим славянским образам всех волшебных птиц.Также она является олицетворением неукро-тимых сил природы (в особенности океана) и берегиней, которая укрывает всю землю своими крыльями. Она не только вызывает и укрощает бури, но и спасает свет от напастей и бед. В сказках Стратим помогает героям, которые заслужили её доверия (спасли птенцов).Матерь Сва.Образы славянских дев-птиц тесно связаны друг с другом, порой они как бы перетекают один в другой. Поэтому можно считать, что все они восходят к единому языческому верованию, но представляют собой различные его ипостаси. В разной степени они связаны с природными силами, божествами и светом. Все они являют собой древний всеобъемлющий образ женщины-птицы, которая связана с процветанием, силой и благом.До наших дней дошло очень мало сведений о Матери Сва, что позволяет предположить, что именно она является изначальным образом этих созданий. Матерь Сва признана покровительницей Русской земли и прародительницей всех родов. Некоторые считают её воплощением Лады, славянской богини весны и пахоты, покровительницы брака и любви. Также иногда в ней видят жену бога-кузнеца Сварога.Матерь Сва может принимать облик вещей птицы Гамаюн, чтобы даровать людям прозрение и доносить истину. Обычно она изображается с распростёртыми крыльями и закованной в броню.Поэтому ей приписывают охранитель-ные функции. Она вдохновляет воинов на ратные подвиги, защищает землю от врагов и прогоняет их,излучая свет и огонь(кстати,это и яркое оперенье роднит её с Жар-птицей)."
  (ст."Почему русский фольклор изгнал из своих сказок лося?",Литрес,2024)
"Мало кто знает,что созвездие Большой Медведицы в России раньше называли Лосём. Это животное встречается в самых разных уголках нашей необъятной родины,оно на-равне с медведем может считаться хозяином леса.Однако если косолапый прочно обо-сновался в русском фольклоре,то вот о сохатом такого сказать нельзя.Медведи,вол-ки,лисы,зайцы,птицы,змеи,щуки и лягушки постоянно фигурируют в народных сказках и приметах.Забытый культ Рожаницы.Некоторые исследователи считают, что наши предки отождествляли лося и оленя, видя в них одно животное. Поэтому их приметы встречаются в одной композиции разных древних вышивок. Ключевым элементом в этих узорах были женщины-лосихи. Эти Небесные Хозяйки рожали оленей и других полезных животных.Советский археолог Борис Рыбаков считал,что «в умах первобытных охот-ников весь круговорот природы сводился к тому,что где-то на небе,в непосредст-венном соседстве с солнцем, две рогатые богини полузвериного облика рождали ист-очник благосостояния людей.Богини эти отождествлялись с двумя северными созвез-диями– Большой Медведицей и Малой,первое созвездие на Руси носило имя Лось».Но почему в них почти не встречается лось? Почему он не выступает в роли волшебного помощника или антагониста? Даже в «Поэтических воззрениях славян на природу» Ал-дра Николаевича Афанасьева лосю не нашлось места.Не найти его и в словаре славя-нских образов и символов,выпущенной под редакцией сотрудников Института славя-новедения и балканистики Российской Академии наук.В этой статье попробуем ответ-ить на вопрос: почему образ лося повсеместно встречается в древних вышивках,но при этом не считается традиционным для нашего фольклора.Изучая рисунки на выш-ивках,учёные обнаружили любопытную трансформацию.Во времена царствования матри-архального культа Матери/Рожаницы популярны были сюжеты, в различных вариациях изображавшие раскинувшихся во время родов рогатых женщин. Их окружали оленята (лосята)птицы,последние символизировали небесное происхождение героини.Посте-пенно сложная ветвистая картинка менялась: место женщины-лосихи сначала заняло дерево, затем двуглавый орёл, конь и другие животные. Учёные связывают это с переходом от охотничьего образа жизни к земледельческому.Видимо,миф о Рожаницах-лосихах стал терять свою сакральную значимость,и на передний план вышли фигуры Творцов и Воинов.Женский тотем лося(оленя)оттеснили тотемы медведя,волка,тура, орла,которые символизировали мужских богов.Вероятно,поэтому эти животные стали героями русских народных сказок,которые известны нам сегодня,а лоси забылись или табуировались.Чужой тотем.Существует мнение,что лось не остался в русском фоль-клоре,поскольку считался чужим тотемом.Наши предки соседствовали с финно-угорс-кими народами,в чьей культуре это животное занимало центральное место.Так,к примеру,предки коми относились к лосю с большим почтением,поскольку он давал не только пищу,но и материал для одежды и обуви.Сохатого называли «йбра» или «лола» ,что в переводе значит «мощный» и «с душой».В прошедшем ноябре на Международной выставке-форуме «Россия»,проходившей в Москве,была продемонстрирована реплика самой древней лыжи,найденной в Коми.Её фрагменту со скульптурным изображением головы лося около семи тысяч лет.Манси также считали лося священным животным.У этого народа есть легенда о герое по имени Мосьхум,который хотел принести благо своему племени.Он надел самые быстрые лыжи и стал охотиться за неуловимым шест-иногим лосём. После того, как Мосьхум поймал его и своей могучей саблей отрубил ему ноги, на лося стало можно охотиться. Этот подвиг принёс герою славу, а его лыжня пролегла по небу. Самого лося тоже можно там найти: он отражается в семи звёздах, прозванных Янгуй. А в мансийской сказке «Отчего у Зайца длинные уши?» Большой лось представлен как хозяин мира, который решает, каких зверей наградить своими рогами.У народов Сибири лось широко распространён в культуре и традиции шаманизма.Советский этнограф Алексей Павлович Окладников писал,что «охотники тайги поэтически образно представляли солнце в виде живого существа– гигантского лося,за день пробегающего по всему небосклону и к ночи погружающегося в преисп-однюю,в бесконечное подземное море».В связи со всем выше перечисленным можно предположить,что тотем лося сохранился в этносах,живущих в большей степени за счёт охоты.Став «визитной карточкой» финно-угорских народов,он потерял свою зна-чимость для славян,так как использовать чужой тотем было недопустимо."

  (ст."Недалёкость и унижения: история семейных обычаев на Руси,которые сейчас вызывают чувство стыда",Литрес,2024) "В глубокой паутине времени, на просторах Древней Руси, укоренились таинственные и мистические семейные обычаи и обряды, которые представляют собой смесь языческого наследия и христианских канонов. Порой они вызывают у современного человека не только удивление, но и дрожь из-за их странностей, жути и двойственности морали, которая теперь может показаться, прямо скажем, лукавством. Славянские семьи, тесно связанные с природой и миром духов, считали эти ритуалы неотъемлемой частью своего бытия, вкладывая в них глубокий символизм и веру в их магическую силу.А сейчас некоторые дремучие тра-диции Руси порой вызывают недоумение и даже неподдельный стыд.К примеру, не все знают, что церковь выступала против магических обрядов, но даже самые набожные девушки со всей Руси все равно любили погадать на суженого. Хотя сам процесс чаще всего представлял собой зрелище не для слабонервных. А на святки славянская девушка распахивала дверь в бане и ждала шлепка от «банника», после чего со смехом высовывала на улицу пятую точку. Говорили, что если лапа домового была мохнатой, то девушка получит зажиточного суженого. А при касании простой руки становилось предвестником бедного суженого. Ну, а если домовой ничего не делал, то в девках жить даме еще целый год. Существует множество иных странных и очень жутких семейных традиций, о которых стоит узнать, чтобы понять мир и жизнь наших предков, ужаснуться, а затем забыть на долгие годы.Заветы «Домостроя» для подчи-нения благоверных.Для понимания роли женщины в среднестатистической древнерус-ской семье полезно обратиться к мыслям Блаженного Августина. Этот святой прямо толковал библейскую легенду об изгнании Адама и Евы из Райского сада. По его мнению,первые люди совершили грех и подвергли потомство порокам из-за Евы.Именно она, как считал Августин, сдалась искушению и склонила Адама к ослушанию воли Бога. Святой уверял, что «из всех тварей женщина — самая слабая и ненадёжная». Святой Амвросий, в свою очередь, подтверждает это, говоря: «Справедливо, чтобы женщина имела господином того,кто был ею склонён ко греху».Взгляды этих умудрён-ных мужей утвердились в патриархальной этике. Было отмечено, чтобы мужчина не только подчинил себе женщину, но и контролировал её очень строго.Всё это было предписано с целью изгнать из её от зла и спасти душу из лап пороков.В «Домос-трое» сказано,что муж должен поучать свою жену:«…наедине вразумлять её страхом, а,наказав простить и приласкать,и любовью наставить и рассуждением,но при этом мужу на жену не гневаться,а жене на мужа— жить им всегда в любви и в согласии».
Книга предписывала наказывать супругу за следующие вещи: любое ослушание, грубое слово, брант,внимание к чужим мужам,лень и отсутствие порядка в доме.В «Домос-трое» сказано,что в ответ нужно было «плёткою вежливенько побить за руки держа». Впрочем, супруг обязан был беззлобно наказывать, нельзя задевать глаза и уши или груди руками или ногами.Деревянную или железную палку брать в руки тоже запреща-лось. «Домострой» выступал за лёгкую, даже «бережную» трёпку.Однако,по мнению авторов, вразумить легкомысленную женщину было просто необходимо.Сохранившиеся судебные документы прошлого доказывают: многие супруги охотно пользовались своей властью и не знали меры.А несчастные родители получали гроб или калек.Зов плоти без каких-либо ограничений.Наши языческие предки встречали призыв плоти не про-сто с пониманием, а с одобрением. Культ целомудрия женщины был прямым следствием христианской этики. Для языческих славян не было ничего постыдного в том, чтобы предаваться близости после значимого календарного праздника.Матери-одиночки даже считались перспективным выбором, поскольку не на словах, а на деле доказали свою способность к размножению.Отголоски этой свободной морали проявились в традиции «целовальника», который проводился во время Масленицы. Любой житель села в этот день мог войти в дом и поцеловать невесту со всем неуемным желанием.Но после принятия христианства на Руси,плотские удовольствия стали подвергаться запретам. Церковные деятели стремились контролировать личную жизнь верующих.Они не только устанавливали временные рамки(когда можно,а когда запрещено),но и давали рекоме-ндации по самому процессу (позы, движения). Например, воздерживаться от близости было предписано по пятницам, субботам, воскресеньям и в христианские праздники. Во время поста людям нужно было подавлять любые желания.Перед сном,в установ-ленное время, муж и жена обязательно закрывали чем-то иконы и снимали крестики. А перед посещением церкви им нужно было заглянуть в баню, чтобы очистить себя от греха.Несмотря на строгие нормы, наши предки с радостью нарушали их. Церковь считала любой вид прелюбодеяния грехом, но в народной морали царили собственные представления о правильном и неправильном. Например,измена с незамужней девушкой не рассматривалась как тяжкий грех,и мужчины за это не наказывались.Однако роман с замужней женщиной вызывал осуждение общества,особенно если это был сельский кулак.Женщины же страдали больше: любая внебрачная связь несла позор,наказание и всеобщее осуждение.Власть свекра и снохачество.Практика снохачества,хотя и осуж-далась как грех,продолжала существовать в течение многих веков.Она утратила свою актуальность только после того,как большие многопоколенческие патриархальные семьи рассыпались,а на смену им пришли малые семьи.Суть снохачества заключалась в абсолютной власти «отца семейства»,который заставлял невестку стать сожитель-ницей.Это явление стало особенно распространенным в периоды,когда молодые мужч-ины уходили в армию или на заработки.Будущий свекор обычно играл роль наблюдате-ля,а иногда и подстрекателя,используя угрозы,шантаж и даже рукоприкладство,что-бы заставить девушку согласиться на близость.Но народ считал его добропорядочным и благочестивым человеком.Известны случаи,когда свекру очень нравилась невестка, после чего он умышленно отправлял своего сына на заработки,чтобы иметь возмож-ность безнаказанно использовать невестку. Противостоять ему было практически невозможно: жизнь в этом доме становилась для девушки мучением. Свекор грузил её самыми тяжёлыми работами,а за любую ошибку наказывал и даже мог заточить в подп-оле. И когда сын возвращался домой, его дезинформировали, обвиняя невестку во внимании к другим мужчинам. Если девушка не могла выдержать давления свекра и сдавалась ему,то вся ответственность ложилась на неё.Суженый мог серьезно покал-ечить именно ее,а не отца,узнав правду.Внешние недостатки от Дьявола на Руси.
Древнерусский стандарт красоты заключался в следующем: девушка на Руси должна быть здоровой и пригодной для того, чтобы родить здорового ребенка. По этой причине крестьяне ценили полноватую фигуру, широкие бёдра, румяные щёчки и чистую кожу. Всевозможные отметины на теле, вроде родимых пятен, могли вызвать гнев и настороженность у будущей свекрови во время смотрин. В те времена родинки на Руси считали метками Дьявола. На Руси считали, что если они есть у девушки, она дружит с нечистой силой и может быть ведьмой в обличии ангела.Однако даже «ведьмы» находили себе суженых. Мужчины были готовы простить какие-то недостатки невесты,если её родители собирались щедро отплатить и увеличить размер придано-го. Девушки с искривленными ногами или косоглазием находили жениха по тому же принципу. Не везло в этом плане детям. Болезненные и хилые младенцы становились бременем для всей семьи, которая не собиралась тратить деньги и силы на такого отпрыска.Но самое страшное было,если ребенок родился с явными физическими анома-лиями,вроде альбинизма или родинок.На Руси называли подобные отметины у малышей знаками проклятия,сулившие несчастье семье.Чтобы защитить род от беды,родители прибегали к крайним мерам.Из-за чего соседи и жители деревень не удивлялись,если какой-либо ребенок вдруг исчезал."
  (ст."Почему на Руси старых дев называли вековухами,непетым волосьём,седыми макушками и большухами",Литрес,2024) "На Руси девушки считались невестами уже в 12-15 лет. Заботливые родители старались как можно раньше пристроить их в другую семью, чтоб они не засиделись в девках. С каждым годом шансы дочерей обрести суженого падали. После 20 лет на них вешался ярлык «старая дева». Таким девицам давали оскорбительные прозвища: вековухи,непетое волосьё,седые макушки и больш-ухи.Их всячески принижали и вытесняли из жизни общества.В этой статье расскажем, почему так происходило.Изгой в девичьем коллективе.Незамужним девушкам на Руси жилось несладко.Молодухи не брали их в свою компанию,потому что были значительно младше.Общих тем для общения у них не было.Девам-перестаркам запрещалось участ-вовать в юных забавах и ходить на свидания с парнями. Но главная причина, по которой старые девы становились изгоями, заключалась в страхе. Девушки боялись заразиться от них несчастьем и остаться в одиночестве вековать век. От этого словосочетания и родилось пренебрежительное прозвище «вековухи».Не принимали в своё общество вековух и замужние бабы. Дескать, они ведь «не познали жизнь», какой с них толк. В русском крестьянском обществе главной ролью женщины было материнство. Бездетных жён уничижительно звали пустоцветом. А если девушка даже не попыталась исполнить своё предназначение, значит, в ней было что-то ущербное. О старых девах говорили: «ни то, ни сё», «как сорока на берёзке – все сидит и сидит». Ещё их называли «непетым волосьём». Это прозвище отсылало к традиции надевать на свадьбе платок замужней женщины. Во время обряда его участницы распевали песни о том, что девичий век закончился и теперь невесту ждут семейные заботы.Табу на одежду и обряды.Вековухи не имели права носить вещи,подчёркива-ющие статус.Им запрещалось покрывать голову платками,кичками и другими традици-онными для замужней бабы уборами. Они ходили с непокрытой головой, поэтому из седину видели все. Отсюда и родилось прозвище «седые макушки».Старые девы носили девичьи сарафаны, юбки и рубахи, но только тёмных цветов. Они не могли украшать себя лентами, серьгами и бусами,то есть аксессуарами,которыми девицы привлекали внимание женихов.Считалось,что старым девам это уже не нужно.Поэтому они выгля-дели как вдовы и старухи-отшельницы.Также вековухи не могли участвовать в обря-довой жизни общества. Народные гулянья, песни, танцы, приготовление свадебных угощений, выпекание хлеба, участие в родах женщины или коровы – всё это было для них табу. Чтобы не сглазить урожай, их не пускали на поле в первый день жатвы. «Пустое» проживание жизни, на которое были обречены вековухи,делало их не просто ущербными, но и дурными. Этих женщин часто обвиняли во всех грехах и несчастьях. Считалось, что они сожительствуют с нечистой силой и колдуют. Чтобы защититься от их «проделок», односельчане окуривали избы ладаном, посыпали постель маком и окропляли её святой водой. Иногда вековух заставляли носить специальные амулеты – пояса, сшитые из поповской ризы.Положение в семье.Съехать от родителей и посе-литься отдельно девушка без мужа не могла. Считалось, что это приведёт к блуду, да и без мужской силы она бы не управилась с хозяйством.Поэтому вековухи навсег-да оставались в отчем доме,даже в своей собственной семье им жилось тяжко.Деву-шек стыдили и попрекали куском хлеба.Оставшись в стороне от развлечений,они зан-имались тяжёлым трудом в хлеву,у печи или в поле.Нередко на них лежала обязан-ность обстирывать и воспитывать многочисленных племянников.После смерти родите-лей вековух в свою семью приживалками забирали братья.Улучшить своё положение вековухи могли только силой характера.Участь кротких и покорных девушек была не-завидной: они терпели оскорбления,побои и унижения.А вот незамужние девы,кото-рые могли за себя постоять и проявить волю,ставили на место юных невесток и даже становились уважаемым членом семьи.Тех,кто добился такого положения,называли «большухами»,то есть старшими.С их мнением было принято считаться."
  "Что такое уд?Слово «уд» знакомо многим народам. В сербохорватском языке так называли кусок мяса, в польском «уд» или «удо» – ляжка. На Руси это было срамное слово: «удом» называли мужской детородный орган или какую-то конечность."


Рецензии