Двухъярусные трамвайные вагоны в СПб

               
                ДВУХЪЯРУСНЫЕ ТРАМВАЙНЫЕ ВАГОНЫ
                В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ.

     Впервые вопрос о применении двухъярусных вагонов в Санкт Петербурге ставился в период постройки трамвая в городе в 1905 году, когда в комиссии по заведывзнию и переустройству городских железных дорог (ГЖД) стояла задача об увеличении провозоспособности поездов, которая решалась двумя способами:1) увеличение вместимости вагонов; 2) при помощи прицепных вагонов. Первая задача решается либо увеличением длины вагона, либо применением двухъярусных вагонов, подобно коночным вагонам с империалом. От увеличения длины вагона пришлось сразу отказаться, т.к. это нарушает принятое путевое хозяйство,  увеличивает межпутьевое расстояние.  Двухъярусные вагоны должны иметь защиту от контактного провода, и второй ярус должен быть закрытого типа, учитывая климат Санкт-Петербурга, например, аналогично вагонам, применяемым в то время в Лондоне. Готовых двухъярусных трамвайных вагонов в эти годы в Санкт Петербурге не было, и поэтому в декабре 1907 года трамвайная комиссия окончательно остановилась на втором варианте, т.е. на применении прицепных вагонов. Защитники двухъярусных вагонов счиали, что такие вагоны имеют пять основных преимуществ перед одноярусными:
1. Вагоны будут легче, чем два в сцепке.
2. Будут меньше потреблять электроэнергии.
3. Существенно дешевле, чем 2 вагона,
4. Выгоднее в эксплуатации.
5. Занимают меньше площади на улице.
Однако, их оппоненты предъявляли другие аргументы: общий вес моторного и прицепного вагонов, общей вместимости на 90 мест, составляет 17 тонн, а вес двухъярусного моторного вагона английской конструкции на 82 места тоже весит 17 тонн, расход электроэнергии моторного и прицепного вагонов меньше, чем у двух-ъярусного т.к. коэффициент тяги для прицепного вагона меньше, чем у моторного. Стоимость моторного вагона 10,5 тыс. рублей и прицепного Путиловского завода - 3,9 тыс. рублей, а двухъярусный -15 тыс. рублей. Основным недостатком, как они считали, двухъярусных вагонов - низкая устойчивость, при ориентировочных подсчетах на скорости в 25 верст в час при 30 пассажирах наверху при прохождении по кривой с радиусом 16 м происходит опрокидывание вагона. При скорости 20 верст в час и боковом ветре с давлением 60 кг/кв.  метр, вагон может сойти с рельс. Были и случаи опрокидывания таких вагонов в Англии в мае 1907 года. Можно бороться с этим явлением, если возить балласт в 2-3 тонны, но увеличивается расход электроэнергии.

                - 2 -

И тем не менее, эксплуатация трамвая в период 1907-1910 года, показала недостаточность пассажировместимости работающих вагонов и пришлось вернуться к идее двухъярусных вагонов. Пер-вый проект двухъярусного вагона для Санкт-Петербурга разрабатывало АО «Брянского рельсопрокатного и железоделательного механического завода» в Екатеринославе в августе 1911 года. Были спроектированы моторный и прицепной вагоны У-1б и У-17. Моторный двухъярусный на четырехосной тележке Нюренбергского типа на 64 места длиной 9,1 м шириной 2,28 м и высотой 5 м. Вес вагона из дуба, наружная обшивка - листовая сталь 1,6 мм толщиной. Прицепной двухъярусный на 56 мест длиной 8 м., весит 593 пуда и стоит 5,5 тыс. рублей. Кроме Брянского завода проекты таких вагонов представили завод «Двигатель» г. Ревель, Коломенский машиностроительный завод и Петербургский Путиловский завод. Двухъярусные вагоны Путиловского завода стоили 6,7 тыс. рублей моторный и 5,8 тыс. рублей прицепной, Моторный вагон длиной 10,3м, шириной 2,2 м, высотой 4,8 м на 5 окон. Управление ГЖД, получив все проекты таких вагонов, срав-нила их и имеющиеся одноярусные и пришла к следующему заключению: стоимость вагонов, одного пассажирского места, тара вагонов двухъярусных вагонов больше чем одноярусных. Так, стоимость одного пассажирского места в двухъярусном - 307 рублей, в одноярусном -150 рублей. Кроме того,  двухъярусные вагоны опаснее и требуют больше обслуживания, Поэтому заключение Управления ГЖД было - нежелательно использование двухъярусных вагонов, но Городская Управа приняла решение практически проверить применение двухъярусных вагонов в городе и выделило для этого деньги. Однако, в марте 1912 года было принято решение не заказывать новых вагонов на заводе из-за большого срока на их изготовление и высокой цены, а передать на Путиовский завод пароконный коночный вагон с империалом № 2 для переделки его в прицепной двухъярусный. Завод определил срок переделки 5 месяцев и стоимость 3 тыс. рублей. Вагон построили 17 сентября 1912 года, и ремонтер Нарвского трампарка П. Русаков доставил двухъярусный вагон в Московский трампарк. Вагон был сфотографирован для журнала «Огонек» корреспондентом Т. Фридманом 19 января 1913 года, а в ночь 11 января 1913 года вагон был испытан, сборный пункт был в Петербургском трампарке на Б. Посадской ул. По результатам испытания двухъярусного вагона 28 января. На Заседании исполнительной комиссии по заведыванию и переустройства ГЖД выступил управляющий ГЖД Марков А.Ф.  и дал отрицательную оценку результатов испытаний, опасность для пассажиров, увеличение энергопотребления.  Затем уведомили Городскую Управу, что проводили испытания двухъярусного трамвайного вагона и определили

                - 3 -

полную непригодность такого вагона к эксплуатации в городе, просили выделить деньги для переделки двухъярусного вагона в одноярусный. 29 марта 1913 г. Городская управа выделила на обратную переделку вагона в обычный прицепной 1000 рублей. Вагон был отправлен в мастерскую петербургского трампарка. Инженер трампарка А. Попов оценил стоимость переделки вагона в 2,5 тысяч рублей, а на самом деле эта работа обошлась в 3 тыс. рублей, и 6 сентября работы были закончены, и прицепной вагон N 2 вступил в строй в петербургском трампарке.  Городская управа в декабре 1915 года вернулась к идее двухъярусного трамвайного вагона в связи с предложением генерал-майора А.А, фон Цур-Миленом о применении таких вагонов в городе. Он представил веские аргументы, подтвержденные статистическими данными по эксплуатации таких вагонов в Лондоне, Ливерпуле и Манчестере. Предлагал провести переделки вагонов в двухъярусные всего за 600 рублей, предложил расчеты и эскизы размещения на втором ярусе 24 пассажира сидя и 14 стоя, но Управа была непреклонна, да еще категорически возразила против разме-щения наверху пассажиров стоя и предложение отклонила. Больше не было попыток эксплуатации двухъярусных трамвайных вагонов в нашем городе.      Материал подготовил Львов Ю.М. 23.03.24
                Материал подготовил Львов Ю.М.


Рецензии