Мужчина и муж

  (ст."От мужика к мужчине: почему на Руси эти слова имели разное значение",Лит-рес,2024) "На протяжении многих веков русская культура окутана слоем уникальных социокультурных норм и традиций,которые отражаются не только в языке,но и в общ-ественном сознании.Одним из любопытных аспектов этой культуры является различе-ние между понятиями «мужчина» и «мужик». Эти термины, казалось бы, синонимы,но они несут в себе нюансы,которые отражают сложное социальное и культурное поле русского общества. Ниже мы расскажем про исторические корни и семантические оттенки этих понятий,а также затронем их роль в формировании образа мужествен-ности в русской культуре.Ведь русский язык постоянно эволюционирует,и слова, которые прежде могли восприниматься как оскорбительные и пренебрежительные,в наше время могут звучать с гордостью и уважением.Кого на Руси называли мужиками. На Руси термином «мужики» пользовались для обозначения юношей и мальчиков, не имевших права голоса. Это слово в общем-то не несло негативной коннотации, так как происходило от слова «муж».Однако слово «мужи» применялось не только непос-редственно к мужьям,но и ко всем мужчинам,независимо от их семейного положения. Со временем «мужиками» стали обозначать не только мальчишек из незнатных семей, но и вообще всех неполноправных и неполноценных в физическом смысле мужчин- крепостных,душевнобольных или глухо-немых.В итоге слово «мужик» в русской куль-туре превратилось в отражение социа-льного положения человека,поскольку оно часто было неблагоприятным,термин стал ассоциироваться с негативом,хотя изнач-ально отрицательной окраски не имел.Впрочем,со временем само слово начало приоб-ретать более широкое значение,и теперь «мужи-ками» начали именовать всех негра-мотных,грубых и неряшливых мужчин из сельской местности.Это явление продолжалось практически до самой Октябрьской революции.Кого на Руси называли мужчинами? Теперь поговорим о мужчинах— полной противоположности мужиков.На Руси было при-нято называть так всеми почитаемых господ с высоким социальным статусом. Слово «мужчина» имело происхождение от двух слов — «муж» + «чин», обозначая человека с образованием,достижениями или определенным статусом в военной или на гражданской службе.Обычно так говорили о боярах,дворянах и представителях элиты.Детей двор-ян,которые еще не достигли полового созревания или получили образование,не наз-ывали мужчинами, а снисходительно прозвали недорослями.Почему все изменилось по-сле революции.После Октябрьской революции 1917 года, как известно, в стране и обществе произошли радикальные изменения. Слово мужчина стал менее уважаемым, наступила «Эпоха мужиков».Теперь каждый представитель сильного пола мог называть себя мужиком громко и с гордостью. Парадоксально, но не всем были по душе такие перемены. Например, казаки отказывались принимать статус «мужиков». Ведь воину, преданному служению,не подобало ставить себя на один уровень с обычными кресть-янами и земледельцами. Так что когда кто-то называл их так, казаки возражали: «мужики носят лапти,а казаки— лампасы».Поэтому казаков старались называть просто казаками,братцами,джигитами,мужчинами,но никак не мужиками.Уже после Октябрьской революции и Гражданской войны,на это уже перестали обращать внимание,тогда и родилось так полюбившееся многим слово— «товарищи».Иной смысл у термина «мужик» начал проявляться при Никите Хрущёве,который решил реабилитировать и амнисти-ровать тех, кто отбывал срок в лагерях при Сталине. Это слово стало своеобразным жаргоном, вытекающим из лагерной жизни. К примеру, фраза «мужики грызли тайгу», подразумевающая, что заключенные старались выжить в суровых условиях сибирских лесов.Для настоящих воров приобретение статуса «мужика» было неприемлемым.В эпоху интернета слово «мужик» может иметь разные значения в зависимости от конт-екста и интонации.Среди представителей сильного пола оно скорее будет воспри-ниматься как похвала за трудолюбие, прямоту и мужественность.Однако для женщин это слово может звучать как оскорбление,указывая на грубость,неопрятность и невоспитанность ее кавалера.Вот такие парадоксальные вещи происходят с великим и могучим русским языком.За это его и любят,не так ли?"
  (ст."Как мужчины на Руси колдовством внушали любовь",Литрес,2024) "Принято считать,что магией на Руси занимались исключительно женщины.Однако статистика судебных дел прошлых веков показывает,что мужчин за колдовство судили чаще.Проф-ессор Мичиганского университета Валери Кивельсон в своей книге «Магия отчаяния. Моральная экономика колдовства в России XVII в.» на основе сохранившихся свиде-тельств о судах провела крупномасштабное исследование русских колдовских процес-сов.Она рассмотрела это явление с политической,гендерной,классовой и возрастной сторон и попыталась найти сходства и различия с европейской охотой на ведьм. Оказывается,на Руси осуждённых за колдовство мужчин чаще всего обвиняли в при-менении или распространении рукописных заговоров.Причина выбора такого магиче-ского средства крылась в том, что мужчины были более образованны,чем женщины.На что же были направлены эти чудотворные тексты? Среди дошедших до нас документов можно найти заговоры на власть, на промысел (ими пользовались охотники, рыбаки и пастухи), на вражеское оружие (такие даже вшивались в одежду).Особую культурную ценность представляют любовные заговоры.О них подробнее и расскажем в этой ста-тье.Мужская и женская магия на Руси чётко разграничивались.Обычно женщины гада-ли,чтобы узнать свою судьбу, или с помощью чародейства «заколдовывали» мужей, чтобы те были добры к ним: не били, не пили и не гуляли. Чаще всего женщины подмешивали волшебные снадобья в еду своим супругам. Мужчины с помощью любовных заговоров хотели околдовать свою зазнобушку,чтобы стать в её глазах привлекат-ельными и желанными. И не важно был ли у неё муж или сердечный друг. К таким крайним методам мужчины прибегали в исключительных случаях, то есть когда не могли жениться (например, уже состояли в браке) или чувствовали свою ущербность.
Магическая сила заговора основывалась на представлении о любви как о смертельной болезни. Все образы, входящие в структуру текста, подкрепляли это тождество. Как правило,любовь уподоблялась тоске,которая нередко персонифицировалась и воплоща-лась в образе существа без конечностей и головы,которое билось в истерике.Тоска либо придавливала своим грузом женщину,либо вселялась в неё,провоцируя припадки и ощущение замкнутости, как в гробу.Кроме этого,на женщину насылалась бессон-ница, из-за которой та не могла ни наесться, ни напиться. Она отчуждалась от родных и переставала общаться с ними и возлюбленным, если таковой у неё был. После на неё падала лихорадка,в которой женщина плавилась,как воск,или горела, как трава в печи.Некоторые исследователи видят в этом огне адское пламя,которое истязает грешника.Нередко женщину в заговоре уподобляли какому-нибудь животному, например,обезумевшей без быка корове.Все эти образы должны были подавить волю женщины и полностью подчинить её разум мужчине. Спастись от «болезни» она могла одним способом – найти его и отдаться ему. По своему ритуалу любовные заговоры больше напоминают порчи. Существует немало описаний случаев, когда человеком овладевало внезапное сильное, неподконтрольное чувство. Такие «помешательства» всегда объяснялись магическим воздействием. Если девушка вдруг сходила с ума и бредила одним мужчиной, ей говорили: «Порчу на тебя навели». После ей советовали обратиться к знахарю, который мог излечить любовный недуг.Вот пример заговора на любовь девицы из следственного дела против ротмистра Семена Васильевича Айгу-стова:«Встану раненько, взойду на высок шолом, ускричу, взвоплю своим громким голосом: Ой вы, Сотона со дьяволи со малы, со великими, вылести с окияне-моря, возмити огненую тоску мою, пойдити по белу свету, не зожигайти вы не пенья, не колодья, ни сырые деревья, ни земни тровы, зажгити у рабы по мне рабу душу. На море акияне, на острове на Буяне стоит тут мыльня, в той мыльне лежит доска, на той доске лежит тоска. Пришол я, раб имярек: Что ты, таска, тоскуешь и гарюешь? Не таскуй, таска, не гарюй, таска, поди, таска, уступи,таска,рабу имерек,чтобы она тоскавала и горевала по мне, по робу имерек; как тот огонь горит,в году и в полугоду, днем и полудни, и часу и в получасу,так бы та раба по мне,по робу, горела с белое тело,ретивае серцо, черноя печень,буйная голова з мозгом, ясными очами,черными бровями,сахарными устами. Сколь тошно,сколь горько рыбе без воды, и так бы рабу имерек тошно,горько по мне по робу и дня и полудня,и часа и полу-часа,в году и полугоду,и неделе и полнеделю,и об ветху мне и об молоду,и о пер-екрое…На што загодал,на то и стань».Несмотря на то,что церковь осуждала народное колдовство,наши предки всё равно занимались магией.Они с большой охотой покупали отдельные листки с заговорами и печатные сборники с описаниями обрядов,суеверий, примет и советами на все случаи жизни.Грамотные люди переписывали из таких сбо-рников магические тексты и зарабатывали на продаже.Если такую литературу наход-или у кого-то дома,её изымали и уничтожали.Но,как показывает история,магия была неистребима,поэтому многие документы дошли до наших дней."

  (ст."


Рецензии