Последняя любовь притихшего валета
Роберт Фальк - имя в истории русского изобразительного искусства неоднозначное.
Будучи большим поклонником Рембрандта, он считался последователем Поля Сезанна, проложившим вместе с другими художниками путь нонконформизму в России. Его восхваляли, им восхищались, потом жёстко критиковали, но при этом никогда открыто не гнобили, не преследовали. Его запрещали тихо, лишая возможности работать и показывать зрителю свои произведения, как бы стараясь просто не замечать, и потом, просто забыли. Как это принято в России.
В 1910 г. Р. Фальк был одним из основателей нашумевшего в своё время художественного объединения «Бубновый валет». После революции 1917 г. Более 10 лет преподавал в ГСХМ — (ныне МГАХИ им. Сурикова); был деканом факультета живописи. В 1928 году уехал в командировку во Францию. «изучать западное искусство» И так увлекла его европейская культурная атмосфера, так плодотворно работалось там, что вместо положенных 6 –ти он прожил в Париже 10 лет, а когда вернулся в 1938 г, то буквально не узнал свою Родину.… Это была другая страна, и другая художественная среда, в которой даже не скрывалась борьба с неугодными для советской власти художниками, и было ясно, что «утонченная живопись Фалька совершенно не вписывается в мир режимного искусства, подчиненного социалистическому реализму» (с).
Когда художника спрашивали, неужели он не знал, что творится в России, он отвечал: «Приблизительно знал, и даже думал, что меня могут посадить, но я хотел привезти свои работы на родину и надеялся, что они найдут свое место в музеях». Можно только предположить, что Фальк тогда неоднократно сомневался и, быть может, и жалел о своём возвращении, но…
Они познакомились на персональной выставке Фалька, которая каким-то невероятным чудом состоялась в 1939 г. В Доме литераторов.
Ангелина Васильевна Щёкин-Кротова родилась в семье потомственных дворян, и, получив художественное образование, работала гидом-переводчиком в системе «Интуриста» и проводила семинары по истории русского искусства в Третьяковской галерее.
Ей – 29, ему - 53… Но это не был пошлый роман «поклонница – кумир» или «ученик – учитель», это была встреча двух состоявшихся творческих личностей, двух душ, двух сердец, которые осознанно решили, что в это время и в этом месте им суждено быть вместе… А и время и место были очень непростыми.
Вскоре они поженились и поселились в небольшой мастерской Фалька недалеко от Пречистенской набережной, в т.н. «доме Перцева» , которую ему помогли получить его давние друзья-художники Александр Куприн и Василий Рождественский, жившие в том же доме. Ангелина Васильевна называла их «тихими бубновыми валетами». И в этом уединённом умиротворенном уголке города они и сами стали отдалившимися от вселенской суеты «тихими валетом и дамой»…
Их жизнь была тихой, но совсем неспокойной и вовсе нелёгкой. С 40-ми начался самый трудный период в творчестве Фалька. Его критиковали за «формализм», выставляться не давали, картины не покупали, предложений по оформлению от театров также не было, ему буквально не давали заработать на хлеб. У неё работы также стало значительно меньше. Они жили более чем скромно, но никогда никому не жаловались, Вместе они встретили и войну и пережили эвакуацию и гибель на фронте сына Фалька.
Роберт Фальк написал много портретов Ангелины Васильевны. Он говорил: «Я хочу довести лицо до лика».
Позже, она вспоминала, что в эти часы всегда читала про себя стихи Ахматовой, Мандельштама, Пастернака, чтобы «достичь внутреннего настроения, необходимого мужу для работы». И так рождались её образы — «прекрасные, таинственные, проникновенные, одухотворенные, исполненные красочного мерцания»…
В послесталинский период интерес к Фальку стал понемногу возвращаться, молодые художники видели в нём «символ уходящей эпохи в живописи». Но сполна почувствовать «оттепель» он не успел, полунищенское существование и голод подорвали его здоровье. Фалька не стало в 1958 м, и Ангелина Васильевна была рядом с ним до последнего дня…
Она больше не вышла замуж и все последующие годы жизни посвятила сохранению и популяризации творческого наследия мужа. С её помощью в 1960—1990 гг. был организован ряд персональных выставок художника. Ею же было опубликовано и множество статей о творчестве Роберта Рафаиловича Фалька.
Ангелина Васильевна Щёкин-Кротова скончалась в 1992 г. По необъяснимым причинам ни о причинах ее кончины ни о месте захоронения никаких сведений нет.
Могила же Роберта Фалька на Калитниковском кладбище Москвы (уч. 20) в 2019 году была признана Москомнаследием «выявленным объектом культурного наследия». Но, снова, как у нас принято, выявили, признали, благополучно отрапортовали и… снова забыли. Какой «Моском…», такое и отношение к культуре и наследию. Какой там Фальк, когда сначала одни миллиарды ушли на то, чтобы режимно-карательно посадить народ на иглу «Спутника», потом другие, на чтобы затуманенный народ поставил закорючку в одном известном заведении. Когда грохочут пушки, молчат не только музы, но и разум. Звенят только деньги и, разумеется, не в наших карманах. Вот только Память… Она хоть и молчит, но помнит. Всё и всех, и всегда!.. Хочется верить, что придёт время и, как в А. Галича «Мы поимённо вспомнив всех, кто поднял руку!..»
Наверное, можно поднять архивные документы и установить и точное место и причину смерти. Не может же в оцифрованной стране, где всё и все под контролем, человек просто пропасть бесследно? Установить и место ее захоронения и организовать перенесение праха к любимому мужу. Чтобы любящие сердца вновь соединились и души обрели покой, как и при жизни художников не только вместе на небесах, но и рядом здесь на нашей грешной земле и в памяти потомков.
Андрей МАЛИНКИН
Свидетельство о публикации №224110701568