Копилка

     Кто из детей пятидесятых не мечтал иметь карманые деньги? Таковых найдутся единицы. Сейчас дети предпочитают иметь деньги на картах. Мы в пятидсятых о тлевизорах знали по наслышке, а уж о том, что когда-то можно будет расплачиваться по  банковским  карточкам, мы даже не могли себе представить.

    Вот о тех днях детства, когда мы не знали ни о банковских картах, ни о компьютерах и смартфонах,а расплачивались только денежными купюрами и металлическими монетами, которые нам давали родители, я сейчас вспомнил. И мы хотели иметь наличные деньги, тратить их по своему усмотрению. Но родители наши зарабатывали мало. Им и зарплату часто платили облигациями, которых за много лет накопилось у моей матери около двух килограмм.

   Иногда от матери мне перепадало несколько копеек, которые оставались после посещения в магазин за продуктами. Сумма была небольшая и, как правило, не превышала пятидесяти копеек, но в то время это были для меня большие деньги.  Этого было недостаточно даже для того, чтобы сходить в кино и я старался накопить побольше, чтобы потом купить то, о чём давно мечтал. И хотя мечты у меня ни какой не было, я лишь хотел приобрести на почте очередую книгу.

   Для копилок дети обычно использовали глинянных собачек или кошечек, или что-то в этом виде с прорезью для монет. У меня ничего подобного не было и я копилку себе присмотрел на окне. Горе -  стекольщик однажды решил остеклить нам в доме двойные оконные рамы. Причём использовал он не стеклорез, котрым пользуются стекольщики, а камень, способный резать стекло. Откуда он его взял и что это был за камень меня одиннадцатилетнего мальчишку это мало интересовало.

    Это был кусок с острыми краями, неопределённой формы. На стекле он оставлял бороздку, но всегда не ровную. Стекла нам  горе-стекольщик вставил, но на одной раме осталась щель, в которую можно было пропихнуть даже пятикопеечную монету.
    Брошенная в щель монета была хорошо видна, она ложилась между рамами. Поскольку на зиму ставили двойные рамы и убирали вторую внутреннюю только в мае,- то деньги из "копилки" я вытащить раньше не мог. Иногда очнь хотелось взять хоть часть оттуда, но рамы оклеенные газетами на зиму, вынимать было нельзя и мои накопления постоянно увеличивались по мере выданных мне матерью мелких монет.

    Я был горд своей копилкой. Целую зиму я бросал в щель по одной, по две монеты и любовался блестящей кучей монет лежащих между рамами. Длящяяся в Сибири почти шесть месяцев зима, позволяла строить  планы, что к весне я смогу что-то купить на свои накопления.

    Школьные занятия, лыжные походы в лога и зимние игры были обычными заятиями подростков в Сибири в пятидесятых. О копилке я вспоминал только тогда, когда у меня появлялось несколько новых  монет. Чтобы деньги копились и не ржавели, я обязательно мыл руки с мылом, тщательно обтирал монеты и по одной опускал их в щель. Сквозь стекло было отчётливо видно, как легла монета. Если она ложилась орешкой, то была надежда, что скоро у меня будет дугая мелочь и я смогу пополнить "копилку".

    Мои дузья всегда спрашивали меня, зачем я кидаю монеты в копилку и не лучше ли было потратить их сразу. Я и сам толком не мог объяснить, зачем я коплю, но радость, которую я испытывал весной, когда открывали рамы, была неописуемой. Целое богатство. И я сразу бежал на почту, чтобы купить новую книгу. И неважно была это художественная  книга или книга с речами И.В.Сталина,я покупал её на свои зимние накопления и радостный бежал домой хвалиться матери своей покупкой. Мать никогда не ругала меня за купленные книги, потому, что понимала, что я люблю читать.

   Моей матери не повезло с учёбой, она не закончила ни одного класса, но всегда говорила мне: - Учись сынок, а то будишь быкам хвосты крутить! На языке матери это значило, что не получишь образование навсегда будешь работать за гроши. А работа в деревне-это ферма, скот. А быки в то время были наиболее востребованным транспортом. лошадей после войны было немного, хотя в поселке было два конных двора. А быков использовали на ферме. на них возили сено, воду, комбикорм скоту.

   Слова матери я запомнил на всю жизнь и всегда стремился обогатить себя новыми знаниями. Как-то я подсчитал, сколько лет я учился. Оказалось, что учился двадцать четыре года. Свою первую копилку и книги, которые я покупал на свои накопления, я помню. Сейчас, когда книги выбрасывают сотнями, включая и подписные издания, я вспоминаю те годы, когда иметь свою книгу было счастьем.  Мне становится обидно, что мысли авторов так безбожно уничтожаются. А это была единственная ниточка, которая связывает людей разных поколений. Интернет учит многому, но заменить книгу, он не способен. В этом я не однажды убеждался, когда по дороге на дачу с удовольствием беру читать новую книгу.
2024г.Ноябрь.


Рецензии