Троцкий по Фрейду и Ницше, 2. Валькирия революции
Необыкновенную красавицу, поэтессу, революционерку Ларису Райснер называли Валькирией Революции. Вот один их её стихов.
Дон-Кихоту
На перепуганных овец,
На поросят в навозной куче
Все молчаливее и круче
Взирает немощный боец.
И вместо хохота и плутней
Пирующих трактирных слуг
Рокочут в честь его заслуг
Несуществующие лютни.
Течет луна, как свежий мед,
Как золото, блестит солома,
Но все растущая истома
Его души не обоймет.
Неумирающая Роза,
Изгибом пряного стебля,
Какой цветок затмит Тебя,
О Дульцинея из Тобоза.
На ложе каменных дорог
От Кадикса до Сарагоссы
Легки, обветренны и босы
Подошвы августейших ног.
Сжимая скипетр или серп,
Мужичка или королева,
Ты - прародительница Ева,
В эдеме твой старинный герб!
Одним из Дон Кихотов Дульцинеи -Райснер стал однажды Лев Троцкий. После " конквистадора в панцире железном" Николая Гумилёва.
"Внешность олимпийской богини, ее иронический ум сочетался с мужеством воина", - восхищался ею Лев Троцкий. Осип Мандельштам в сравнивал её с зеленоглазой русалкой, а Николай Гумилёв воспел её "ионический завиток"...Зеленоглазая русалка купалась в волнах адреналина, её "ионические завитки" сводили сума. Она воевала, совершала диверсии, расстреливала, была женой матроса-посла Фёдора Раскольникова в Афганистане и женой комминтерновца, отправившегося совершать в Германии революцию, Карла Радека. Она написала ворох книг , путевых заметок, газетных статей..Её не брали ни пуля ,ни малярия, ни "испанка", а умерла, выпив стакан сырого молока , заражённого тифом.
Борис Пастернак в стихотворении "Лариса, вот когда посожалею" по сути произвёл Райснер в Жанну Д*Арк революции.
Ты точно бурей грации дымилась.
Чуть побывав в ее живом огне,
Посредственность впадала вмиг в немилость,
Несовершенство навлекало гнев.
Осип Мандельштам в "Мадригале" :
103.
Мадригал
Нет, не поднять волшебного фрегата:
Вся комната в табачной синеве, —
И пред людьми русалка виновата —
Зеленоглазая в морской траве!
Она курить, конечно, не умеет,
Горячим пеплом губы обожгла;
И не заметила, что платье тлеет, —
Зеленый шелк, и на полу зола...
Так моряки в прохладе изумрудной
Ни чубуков, ни трубок не нашли;
Ведь и дышать им научиться трудно
Сухим и горьким воздухом земли!
1913
Были у русской революции не только Дульцинеи , Жанны Д*Арк, но и Деборы, Юдифи и Птицы Гамаюн, а у мировой революции - и персонажи из других культур и мифологий.
А в жизни Троцкого - первая его жена Александра Соколовская, вторая-Наталья Седова-Троцкая и последняя страсть Фрида Кало...Но первые минуты телесериала "Троцкий" , где кадры несущегося на всех парах бронепоезда и бешено двигающихся шатунов перемежается с кадрами в которых "скрещенье рук, скрещенье ног, судьбы скрещенье"- что это сюрр или снижение в тотальной, механической "фрейдизации" того пронизанного романтическими идеалами времени? Куда подевались Дульцинеи Дон Кихоты? Что-то мелькает за окном штабного вагона превратившегося в бордель-но что? Разве "высокая болезнь", о которой Борис Пастернак писал: "Приедается все , лишь тебе не дано примелькаться..." А ещё о той революции: " Слагается Троянский эпос, мелькают годы , идут дни..."
Лариса Рейснер упокоилась на Ваганьковском кладбище, среди ушедших в мир иной деятелей культуры искусства. В литературе она увековечена в образах , которым послужила прототипом много раз. Женщина-комиссар из пьесы Всеволода Вишневского "Оптимистическая трагедия", героиня "Доктора Живаго" Бориса Пастернака - Лара.О ней не забывают и сегодняшние писатели. Лик Валькирии Революции отпечатался в нашем подсознании, как образ чего-то прекрасного и трагического, героического, романтического, устремленного к возвышенным идеалам.
Свидетельство о публикации №224110701652