Уроки ботаники
Вильденов крестный отец конского щавеля и множества других растений. Конский щавель все видели, а кто такой Вильденов?
Почему люди становятся ботаниками? У Вильденова были хорошие родители. Аптекарь отец заметил у сына любовь к растениям и поддержал его. Уже подростком Карл начал собирать свой знаменитый впоследствии гербарий. Как ни странно, русские цари тоже понимали, что без ботаники наследники не обойдутся и приглашали учителей, конечно, не из гимназии, а знаменитых профессоров, такого, например, как Андрей Бекетов, дед Александра Блока. Царевичи не понимали, зачем нужны эти тычинки и пестики, не лучше ли время проводить на плацу, облаченными в яркие мундиры? Но это была семейная традиция, и принцы прилежно учились, хотя ботаниками не стали. А профессора получали не деньги, подарки: драгоценные кольца, сервизы или табакерки с алмазами. Что дают нам родители?
Кстати, без создания собственного гербария ботаником не станешь. Это правило мы всегда соблюдали. На уроках экологии частенько ребят ждали высушенные растения, собранные в поселке, ватманские листы и калька. Идеальны гербарные листы, порой три за урок, получались обычно у девочек, что прослыли трудными подростками. В нашем школьном гербарии тысяча листов, а у Вильденова их было двадцать тысяч, и все они хранятся в Берлинском университете.
Но если замкнуться на личном гербарии и растениях, ботаником тоже не станешь. Надо учить простых людей узнавать растения в лицо. И Вильденов учил. По окончании университета, совсем молодым, он создал пособие для всех простых людей, любителей ботаники. Это пособие перевели немедленно на все европейские языки. Его современник философ Гегель в своих трудах, в том числе о растениях, постоянно ссылался на Вильденова как на авторитет. Конечно, для профессионалов Вильденов создал «Флору Берлина», но всех желающих он водил по городу с ботаническими экскурсиями. Работа это неблагодарная. В нашей стране каждую неделю по выходным водил по Подмосковью такие экскурсии Петр Смолин (ППС). Но кто его помнит, кроме учеников?
Ученики у Вильденова были и самый знаменитый их них Александр Гумбольдт. Сын богатых родителей, Гумбольдт учился всегда и всему, и дома, и в университетах, но изучать ботанику он решил у Вильденова. Именно ему он задавал вопросы: что такое ботаника, и каковы ее правила и системы, что такое растения и как отличаются лица растений в разных странах, как они меняются от климата, влажности и температуры. Когда Гумбольдт отправился в великое путешествие открывать Америку, он пользовался именно знаниями и умениями, заложенными Вильденовым. Поднимаясь в начале путешествия на Тенерифский пик, он записывал в дневник, не виды, а лица растений, как они меняются от подножия к вершине.
Экскурсии по Берлину, наверное, забыли, но вот растения, по-научному описанные Вильденовым, как можно забыть? Тем более, такое как конский щавель. Согласно классификации, созданной Гумбольдтом, щавель это многолетняя трава. Но это многолетняя трава отличается от всех растений на лугу. Пятьсот лет назад в эпоху Возрождения творили три художника. Микеланджело это олицетворение мощи, а Рафаэль олицетворение гармонии. А сегодня в нашем школьном заповеднике самые гармоничные без сомнения дикие орхидеи, венерины башмачки, а самый мощный, настоящий титан летнего луга – конский щавель. Назвали его конским не потому, что его любят лошади. Конский щавель, не только потому, что несъедобный, потому что необыкновенно большой, в рост человека. В нем все мощное, и листья, похожие на копья, и корни, что держат его в земле, и стебли, что не сгибаются на ветру до самой зимы, поднимая вверх мощные бурые соцветия и соплодия. И развивается этот щавель как богатырь, от семени до взрослого растения проходят долгие десять лет. Зато весной он поднимается от спячки первым, уже в апреле, из розетки вылетают молодые побеги, и никакое луговое растение его не догонит. Конечно, ботаники и крестьяне конский щавель не любят, и в стогу сухого сена он долго не высыхает, сорняк, одним словом. Но густые заросли конский щавель образует редко, растет поодиночке. Неповторимый.
Жаль, что уроки ботаники мы усваиваем в пятом классе, когда предметов и без того много и все новые. О Вильденове вообще ничего не слышали, как , впрочем, и о Гумбольдте. Вопросы остались без ответов и все-таки, надеюсь, мир растений, и мир великих ботаников ждет нас впереди, в возрасте для этого нет никаких ограничений. И встретив на лугу конский щавель, мы будем думать не о его лекарственных свойствах, признаваемых и медициной, будем понимать, что перед нами титан растительного мира и вспоминать титана мира ботанического Карла Вильденова
Фото Вильденова из Википедии, а фото конского щавеля из школьного заповедника
Свидетельство о публикации №224110700540
До революции, во времена расцвета торговли и книго- и газето- издания, водил ли кто такие экскурсии?
Мост Будущее 08.01.2025 20:04 Заявить о нарушении
Юрий Панов 2 09.01.2025 03:23 Заявить о нарушении
Мост Будущее 11.01.2025 11:10 Заявить о нарушении