Метафорические карты
Более полное название карт – метафорические ассоциативные карты. Впервые метафорические карты стали использоваться в психологии в 1970-е гг. Первым создателем метафорических карт можно назвать канадского художника и искусствоведа Эли Рамана. Изначально он задумывался о том, чтобы выпустить изображения своих картин в маленьком формате. Такой набор изображений появился в 1975 г. Совместно с психотерапевтом Джозефом Шлихтером Эли Рамзан издал свои картины в маленьком формате уже как набор метафорических карт в 1981 г. Такой набор получил название «ох-карты» от междометия «ох» или «о», произносимого зрителями при взгляде на изображения. В России метафорические карты впервые появились в 2010 г.
Работа с метафорическими картами может быть разной. Это могут быть только изображения, или изображения с надписями на лицевой или обратной стороне, или надписи на отдельных картах без изображений. Тот, кому предлагают карты, может выбирать их сам или принимать из рук психолога. Карты можно брать, сразу видя их лицевую сторону, или видя только обратную сторону. Для изображения на картах используются уже существующие изображения или создаются те, которые предназначены стать метафорическими картами. Для некоторых наборов метафорических карт используются изображения из мировой живописи.
Нужно помнить, что метафорические карты применяются для работы с воображением и ассоциативным рядом. В рассматривании карт не заложено готовых ответов на вопросы. Толкование изображений зависит от восприятия рассматривающего, возможно, от подсказок психолога. Метафорические карты не нужно путать с картами, предназначенными для гадания. Эти предметы имеют только общее название.
Также метафорические карты получили распространение благодаря немецкому психотерапевту Моритцу Эгетмейеру. В 1983 г. у него появилась идея открыть издательство метафорических карт в Германии. Такое издательство носит название «OH Verlag». Оно стало источником продвижения метафорических карт.
Мастер игропрактики Ольга Дородова открыла мир метафорических карт для Леониды Богомоловой, благодаря чему появилась идея создания авторских карт. Во время игронетворкинга на дне открытых дверей в центре игропрактики «Пять ключей» состоялась презентация метафорических карт Леониды Богомоловой. Центр «Пять ключей» превратился в Страну Чудес. Автор метафорических карт примерил на себя роль Алисы. Рядом с автором рассмотрели метафорические карты Бежевая Королева Ирина Павлова и Малиновая Королева Фарида Закирова.
Мы все мечтали быть отличницами. Мы хотели быть и умницами, и красавицами, и петь, и плясать, и делать научные открытия. Мы хотели уметь всё, зачастую очень разное. Но для чего?
Когда начинаются поиски собственного пути, мы собираем информацию часто по кусочкам и по крупицам. Ничего плохого в этом нет. Но к нам попадает очень разная информация, часто необработанная, неотфильтрованная. Сложно собрать её в общую картину. Есть какие-то острые углы, которые не состыкуются вместе. Мы ищем целостность. Какой-то итог, общий знаменатель, красивый вывод. Но мы ищем не только отчётный концерт или изданную книгу. Мы ищем человека, в котором воплотятся все наши мечты. Можно ли считать, что мы нашли этого человека? Грустно об этом говорить, но реальный человек из плоти и крови может быть только внешним образом, на который мы переносим наши фантазии. В лучшем случае он более или менее похож на наши представления о романтическом идеале. Хорошо, пусть хотя бы так. Но даже такое склеенное счастье вряд ли будет долгим.
Я мечтала о том, чтобы те, кого я знала, подарили мне целостность. Чтобы у меня появилось что-то главное, ради чего я делала всё, что случалось делать по разным поводам и для разных целей. Но если воспринимаешь кого-то в качестве кумира, назовём это так, чтобы не путаться, дальше будет такая ситуация... «Ты знаешь, а вот офицерские дочки на нас, на солдат, не глядят». Я мечтала получить одобрение от людей, связанных с разными видами моей деятельности. Особенно с литературой. Я помню три повода, по которым я хотела услышать похвалу. Сама по себе романтическая литература. Песни, то есть, музыка и стихи во всех сочетаниях. Книгоиздание, как осязаемый итог сочинительства и писательства.
Благодаря Ольге Дородовой, филологу и литератору, я поверила в собственные силы в литературе. Также Ольга Дородова – мой проводник в мир метафорических карт, художник собственных ассоциаций. Метафорические карты дают ещё одну возможность для мировой живописи вступить в диалог с публикой. И дают возможность каждому автору картин и рисунков обрести себе единомышленников. А у тех, кто любит задушевные беседы, есть возможность собраться за столом. Ольга Дородова – очень трепетный собеседник, умеющий сочетать слова и изображения, помогающий найти верный путь среди сомнений. И ещё это красавица, способная отыскать дорогу к волшебному острову в волнах.
Что делать, если нужно сохранить память? Мучительно думать о том, что способов передачи информации вроде бы много. Но в этом случае не помогает ни один способ. Те, кто пишет мемуары, написали бы книгу, посвящённую памяти. Но кто-то занимается актёрской игрой. Он поставил бы спектакль, где главная роль отражает того, о ком думает автор. Кто-то рисует метафорические карты. Тогда он бы изобразил на них портрет того, о ком думает. Можно сказать, что есть те, кто занимается наукой. Такие люди посвятили бы научную работу кому-то. Те, кто ищут утешение в религии или гаданиях, видели бы в иконах и язычестве отражение своей тоски. Всё это так. Но только какая деятельность может отразить того, кого хотелось бы запомнить? И успокоить того, кто о нём думает, хотя бы в какой-то степени? Можно бросаться в любое искусство или бытовое дело, результата всё равно можно не дождаться.
Сейчас я мечтаю о том, чтобы стать похожей на красавицу с портрета, которая любит литературу и живопись. Но я хотела бы познакомить её ещё и с театром. Я вряд ли стану такой же безупречной. Но я пытаюсь собирать опыт, связанный с литературой, живописью и театром. Красота женского образа может воплотиться в земной жизни. Возможно, мне удастся сделать для этого хотя бы что-нибудь.
Свидетельство о публикации №224110700557