Святые отцы о смерти

Сергеич, позвонил Саша в пятницу без особой радости, опять на дачу?
-Нет. Идем к бухте Дикой. Надо рассвет отснять. Спать будем в хижине. Ставим палатку. Ночи еще не холодные.
-Согласен. Оживился Саша. Во сколько приезжать?
-Давай к девяти часам. Пока доберемся до места, будет обед. Походим по лесу, где клены растут. Видел снимки жены. Клены красные.
-Жена стала фотографировать?
-Телефоном снимает, да дочери отправляет.
-Тогда до завтра.
-Воду брать не надо. В роднике есть вода.
-Согласен.
Утром, услышав шорох за окном, не поверил. Неужели дождь? Ведь вчера вечером на небе не было ни облачка. Да и синоптики не говорили о дожде.
-Сергеич, дождь идет.-встретил меня не радостно Саша.
-Как любил говорить Кабелев: -Камни с неба не сыплются, значит идем в поход. Думаю, что к обеду он закончится. Зонт взял?
-Конечно.
-Сначала сходим к Змеиному. Вчера на озере сидели перелетные утки. Сотни две.
-Фотографировал?
-Нет. Далеко сидели. На середине озера. Никаким фотоаппаратом не возьмешь. К Змеиному каждую весну и осень прилетают утки каменушки. Это почти такие же красивые, как мандаринки. Надо посмотреть. Жаль, что по лесу не пройдемся. Нет смысла в такую погоду снимать клены. Наш автобус. Садимся.
Клены у остановки Лесная действительно красные, но сейчас не интересные. Хотя лес в тумане смотрится загадочно. Но снимать клены бессмысленно. Спустились на косу. Туман такой, что и в десяти шагах ничего не видно.
-Обойду полуостров. Ты посиди тут.
-Все равно ничего не снимешь.
-Так, на всякий случай. Может на кекуре сидят?
На воде у Змеиного уток нет. На кекуре сидят несколько чаек и бакланов. Сделал пару снимков.
-Придется, Саша, карабкаться на сопку. Напрямую не пройдем. Там кусты. Вымокнем до нитки.
Поднявшись, спустились к роднику по лесу; по хорошо набитой тропе. Набрали воды. Спустились на пляж к бухте Дикой. Сразу же пошли к хижине.
-Тут можно, Сергеич жить. Теплее, чем у тебя на даче. И топить не надо.
-Если бы сюда принесли печку, то ее на следующий день металлисты бы уволокли. Я взял термос с чаем. Не пропадем.
-И я взял термос с чаем.
-До вечера проживем. Погода все равно изменится. Еще посидим у костра. Думаю, что туман скоро исчезнет и появится солнце.
После перекуса, достал из рюкзака книгу Осипова «Посмертная жизнь души», газеты и распечатки.
-Продолжим читать книгу профессора Алексея Осипова.
Глава Святые отцы о смерти. Святитель Иоанн Златоуст: «Не смерть причиняет скорбь, а нечистая совесть. Поэтому перестань грешить- и смерть станет для тебя желанной. Станем трепетать не перед смертью, а перед грехом; не смерть родила грех, но грех произвел смерть, смерть же стала исцелением греха. Всегда ожидай, но не бойся смерти, то и другое-истинные черты мудрости. Перестанем скорбеть о смерти, а примем на себя печаль раскаяния, позаботимся о добрых делах и о лучшей жизни. Будем думать о прахе и об у мерших, чтобы помнить, что и мы смертны. При таком воспоминании нам трудно пренебрегать своим спасением. Пока есть время, пока еще возможно, будем лучше приносить плоды, или исправляться, если мы согрешили по неведению, чтобы нам, если день смерти застигнет нас нечаянно, не пришлось искать времени для покаяния, и уже не находить его, просить милости и возможности загладить грехи, но  не получить желаемого. Когда ты слышишь: «смерть души», не подумай, что душа умирает подобно телу. Нет, она бессмертна. Смерть души есть грех, и вечное мучение. Поэтому и Христос говорит: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне»/Мф.10,28/. Есть смерть телесная,  есть и духовная. Подвергнуться первой не страшно и не грешно, потому что это дело природы, а не доброй воли, следствие первого грехопадения…Другая же смерть-духовная, так как происходит от воли, подвергает ответственности и не имеет никакого извинения».
Преподобный Ефрем Сирин:
«Велик страх в час смерти, когда душа с ужасом и скорбью разлучается с телом, потому что в этот час душе предстанут дела ее, добрые и злые, сделанные ею днем и ночью. Ангелы поспешат исторгнуть ее, а душа, видя свои дела, боится выйти из тела. Душа грешника со страхом разлучается с телом, с трепетом идет предстоять бессмертному Судилищу. Принуждаемая же выйти из тела, глядя на дела свои, говорит со страхом: «Дайте мне хоть один час сроку…» Дела же ее, собравшись вместе, отвечают душе: «Ты нас сделала, с тобой мы и пойдем к Богу». Смерть-святым блаженство, праведным-радость, а грешникам-скорбь, нечестивым- отчаяние».
Святитель Игнатий/Брянчанинов/.
«Смерть-великое таинство. Она- рождение человека из земной, временной жизни в вечность. Слово Божие открывает нам, что наши души после их разлучения с телами присоединяются- соответственно усвоенным ими в земной жизни добрым или злым качествам- к Ангелам света или к ангелам павшим.
Чтобы помнить смерть, надо вести жизнь сообразно заповедям Христовым. Заповеди Христовы очищают ум и сердце, умерщвляют их для мира, оживляют для Христа. Ум, отрешенный от земных пристрастий, начинает часто обращать взоры к своему таинственному переходу в вечность. Горе мне, если дух при разлучении с телом окажется умерщвленным вечной смертью».
Святитель Феофан /Затворник/:
«Страх смерти- спасительный страх; но /бывает/, спасительность сия уничтожается отсутствием упования спасения. Участь отошедших не считается решенною до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденными окончательно; и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие».
Из книги Елены Ивановны Рерих «Сокровенное Знание». Глава Смерть и посмертное бытие сознания.
«…Закончив одну жизнь на Земле, человек, не принявший в сознание Законов Космических, остается узником своих же порождений в Тонком Мире, и ему приходится искупать в своем новом проявлении на Земле, но уже будучи отягощенным еще большими ограничениями, нежели в предыдущем. Пребывание в Тонком Мире между воплощениями для человека, разобщенного или не понимающего законов Бытия, весьма тягостно, и редко, очень редко можно там пробудить искру нового сознания. В таком тягостном состоянии нужна помощь Высших Духов. Лишь они в милосердии своем могут приоткрыть и раздуть тлеющий огонек. Но чтобы сохранить огонек под пеплом вожделений и злобных побуждений, сердце должно смягчиться и почувствовать тепло любви в земной жизни.
Содрогается дух при мысли о кончине. Но когда сознание проникает в сущность Бытия, тогда утверждается понятие Единства. Когда дух поймет, как беспрерывно текут проявления жизни, тогда можно указать на непрерывность всех цепей. Цепь мысли, цепь действия, цепь следствий, цепь стремлений, цепь жизни.  Одна цепь предопределяет другую. Творчество магнита жизни состоит из этих цепей. И дух должен содрогаться не при мысли о кончине и замене, но при мысли о нарушении цепи…
Всем духом устремляйтесь к светлому будущему. Психическая энергия, несущая нас в сферы надземные, накапливается здесь, на Земле, и лучшим будителем и воспитателем ее будет радостная устремленность в будущее, полное светлых трудов, как на Земле, так и в Тонком Мире. Если бы люди только поняли, что сам переход в Тонкий Мир для чистого и устремленного духа есть высшая радость, высший восторг и полное приобщение к любимому труду, то многие стремились бы достичь этого радостного и расширенного состояния через достойную жизнь на Земле…
В Надземных Сферах дух горько искупает свои земные деяния.  Если представить себе вихри добра или зла, как бы втягивающими дух в свою орбиту, то можно явить понимание токам космическим. Свободная воля порождает причину космического тока, ибо ток зла или ток добра будут избраны духом свободною волею, выраженною действиями каждого явленного дня. Так на пути к Миру Огненному сопоставление токов добра и зла даст  импульс для чистого устремления…
Истинно, огненное чистилище должен пройти человек на Земле, если он хочет избежать его в Тонком Мире...»
А вот, что о смерти говорит Учитель человечества- Елена Ивановна Рерих Абрамову после своего ухода: «Спросят, почему так много говорится о смерти, когда жизнь земная дана, чтобы жить на Земле и земным. Это верно, но жить на Земле осмысленной жизнью можно лишь при осознании всех трех миров, нашего участия в них и понимании цели земных существований… Жизнь и смерть-в духе. Смерть в духе страшнее, чем в теле. Живые мертвецы служат страшным свидетельством того, что смерть в духе возможна». И еще Она говорит: «Где они все, кто еще на памяти вашей жил на Земле и ушел в мир иной? Радовались, страдали, переживали, надеялись, отчаивались и…ушли. И дела их забыты, и забыты они сами. Помнят об очень немногих. И память людская о них-это все, что осталось от них на Земле. Уйдети и вы. И о вас так же быстро забудут, как забыли о них. Стоит ли слишком уж яро переживать это все, что подлежит неизбежному забвению и людьми, и вами самими?»
Из Учения Живой Этики.
«Смерть не больше, нежели стрижка волос, так же отдается материя.
Ужас смерти есть самое тяжкое самосудие.
Как тяжкий рок висит над человеческим сознание мысль о смерти. Как неминуемая чаша стоит призрак смерти, и, пройдя весь жизненный путь, дух приходит к заключению, что здесь нужно кончать явление жизни. Таково хождение духа, разобщенного с Космосом. Не зная начала и видя лишь конец, дух разобщенный проходит жизнь бесцельно.
Вопрос о смерти очень озабочивает человечество. Именно, переход так страшит людей. Можно указать, как чудесно устремляется дух в Тонкий Мир, который понял преходящее существование на Земле. Нужно приготовить сознательно дух к отрыву от Земли. Так на пути к Миру Огненному нужно привыкнуть к отрыву от Земли. О последних часах пребывания на Земле следует очень озаботиться. Часто последнее устремление может предопределить следующую жизнь, также и слои, в которых дух будет пребывать. Конечно, недопустимо звать в земные сферы, когда дух уже оторвался.
Одни полагают, что человек постоянно умирает; другие знают, что человек беспрестанно рождается. Одни исходят от ужаса, другие от радости. Одни внушают себе смерть, другие познают жизнь. Так человек в большей степени предопределяет свое будущее. Можно быть уверенным, что определяющий себе смерть не знает о Мире Высшем. Утверждение жизни есть утверждение Света. Дух человеческий бессмертен, но такая простая истина не близка людям, ибо они больше заботятся о теле, нежели о духе. Жизнь обязывает человека восходить, тогда как смерть есть нисхождение. Сами люди в принципе хотят понять смерть как разрушение. Само бытие утверждает вечное обновление. Каждый умирает для вчерашнего дня и обновляется для завтра. Каждый день происходит обновление всех троичных начал. Каждый день и час человек приближается или удаляется от Мира Высшего.
Так многие вообще не могут представить себе состояния после прекращения земного существования. Такие люди могут быть и атеистами, и церковниками, но одинаково будут далеки от сознания всеначальной энергии.
Древняя мудрость говорит: «Думающий о смерти ее призывает». Каждая мудрость народная содержит в себе частицу Истины. Пора людям понять, что жизнь не прекращается. Так совершенно изменится отношение к земному существованию. Для правильной эволюции нужно скорее утвердить правильную точку зрения на непрекращающуюся жизнь. Учение Жизни должно прежде всего утвердить понятие жизни и за пределами земной оболочки.
С давних пор люди привыкли бояться так называемой смерти. Людей запугали адом и в то же время не сказали о значении совершенствования. Невозможно требовать от человека мужества, если он не знает зачем он на Земле и куда он направляется освобожденным. Мы поручаем Нашим сотрудникам насколько возможно твердить людям о великой вечности и непрерывности жизни.
Мы не любим слово «смерть» и все от него производные. Но все невежественные отрицатели могут быть названы мертвыми. Нет более толстой препоны, нежели отрицание. Когда человек заболел отрицанием, оставьте его, иначе он впадает в бешенство».
Человек, полагающий, что с уходом от Земли все кончается, есть жалкий бедняк, он сам себя обокрал и лишил сокровищ преуспеяния. Неподготовленным предстает он в Тонком Мире. Где же пребудет он, пока не прояснится его сознание? Он задержится в таком месте, где он мог бы и не быть. В  сумерках низших слоев он подвергается неприятным воздействиям, которые тем  более отяготят его продвижение.
Нередко люди уходят от земной жизни полные намерений, и невежды могут торжествовать, думая, что такие намерения остаются не претворенными в действия. Невежды не понимают, что жизнь не прекращается и намерения не остаются без выполнения». Специально, Саша, для тебя зачитал эту формулу. Унесешь ты свое устремление к познанию Учения Живой Этики и в Надземный Мир и в следующее воплощение.
Уверовавший в небытие после земной кончины, окажется в самом жалком положении в Тонком Мире. Он будет в худшем состоянии, нежели последователь самой примитивной религии. Он воспитал свое сознание в отрицании, потому он окажется в постоянном мираже, непонятном и пугающим.
Если в сознании переходящий не освободится от обычного земного окружения в виде вещей, людей и обстоятельств, то осколки земного сознания и призрачная собственность надолго и тяжко загромоздят дух, сбросивший свое тело, и в царство духа, в царство свободы ему не войти. Но не могущий оторваться от земного обрекает себя в объятия тьмы. Не лучше ли поэтому заранее освободиться в духе от земных цепей, раз расставание со всем земным неизбежно. Умирать придется, и придется оставить все, потому целесообразнее избрать путь Лучший, ведущий к свободе, в царство безграничных возможностей духа. Истинно, все не ваше: ни вещи, ни одежда, ни дом, ни близкие, ни даже тело. Тем легче будет расстаться. Если все не мое, то и горевать не стоит, когда вещи или обстоятельства уходят от нас, заменяясь новыми,- ибо конец один. Если вещи или обстоятельства, которые сегодня есть, а завтра уходят, помешают, то не будет ли это предательством духа за чечевичную похлебку иллюзией земных, кратких, временных и преходящих?.. Форма всегда гибнет, умирает, передав зерну плоды своей краткой жизни. Так же и личность, и все оболочки человека сбрасываются и умирают, передав индивидуальности его в зерне духа плоды своего последнего воплощения. Сущность всех достижений и переживаний кристаллизуется в зерне. Таков путь жизни всех живых форм, воплощенных на Земле, и всего, что есть. Результаты собираются вокруг духо-монады в виде растущих наслоений. Ничто не проходит бесследно. Временность формы- не проклятие, но благословение, ибо дает новые возможности для роста при смене внешних оболочек, которые, будучи грубо материальные, изнашиваются, стареют и приходят в негодность. Эволюция не щадит формы, уничтожая их миллиардами, но бережно охраняет глубоко заложенное огненное зерно духо-монады, которое нерушимо.
При правильном понимании вещей смерть- это освобождение духа от оков тела и плотного мира и обретение возможностей, недоступных на Земле. Удел человека-Космическое творчество, и путь его долгий, земной-лишь подготовка к этому великому назначению.
Вот мы умерли, нас нет- это очевидность мира земного. Но мы продолжаем существовать, дух наш бессмертен. Мы можем входить, вернее, с нами можно входить в общение мыслью. Это две правды: правда земная и правда надземная. Которой из них отдадим свое сердце, с той и пребудем».  Это Саша говорит /Гуру/-ушедший с земного плана Николай Константинович Рерих-Учитель человечества. Говорит он Абрамову путем яснослышания.
Смерть означает переход из одного состояния в другое, из плотного в тонкое, но отнюдь не уничтожение. Правда, личное сознание потухает, но после послесмертного сна дух пробуждается к жизни в пределах тех возможностей, которые он определил себе сам своим земным воплощением.  Ведь сказано ясно- Мир Тонкий воспринимается по сознанию.       
Смерть физического тела, смерть тонкого тела и смерть третью- ментального-Мы Называем освобождением. Знание освобождает быстро от  земных пережитков, но его надо приобрести. Трудно это сделать при отрицании возможности жизни вне тела.         
Смерть есть благо хотя бы только потому, что заставляет расставаться со всем тем, к чему так яро привязываются мысли и что человек считает своим, принадлежащим ему. Все это приходится оставлять на Земле. Было и нет. И никогда уже больше не будет в тех формах, что были. Приобретая и теряя все вещи земные в каждом воплощении, дух научается освобождаться от них. Поистине, смерть-это освобождение. Поэтому Называем смерть освободительницей. Она действительно является таковой, если есть достаточные накопления, то есть то, чем жить и что реализовать там, где безраздельно царствует мысль. Чем же жить там человеку, который никогда не давал себе труда подумать о чем-либо, выходящим за пределы земного обихода. Имеющему дается, а у неимеющего отымется и то, что имеет. Нищие мыслью останутся нищими там, и особенно-нищие сердцем».
«Есть мир тот и мир этот, есть Иерархия Света, есть тело-носитель духа, но носитель временный и смертный. Смерть заставляет расстаться со всем, что связано с плотным существованием. Это Основы. От них никуда не уйти. И как бы яро не увляла себя  суета, ей наступит конец. Поэтому утверждаться можно лишь на Основах, зная о преходимости текущего часа и всех условий земных». Это слова Учителя Н.К. Рериха.
Вот и туман исчез. Скоро появится солнце. Так что еще посидим у костра. Перекус.
После перекуса взял газеты. Теперь почитаем газеты.
В «Советской России» опубликована большая статья Евгения Федоринова  «В серой зоне». Кто управляет процессом? Мигранты приезжают  нам со своими законами и традициями, налаживая привычный для себя быт на российской земле с помощью диаспор.
В Следственном комитете РФ на днях прошло совещание по вопросам расследования резонансных преступлений, совершенных мигрантами, в ходе которого было озвучено, что за 8 месяцев 2024 года иностранцами совершено более 26 тысяч преступлений…по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается увеличение на 12 % числа тяжких деяний приезжих. Практически втрое увеличилось число преступлений, совершенных «нелегалами»: с 2880 до 8059. Также с 5868 до 9708 возросло количество преступных посягательств со стороны трудовых мигрантов. Кроме того, с 7 до 11 тысяч увеличилось число преступлений приезжих, получивших гражданство РФ менее десяти лет назад….Основная часть приезжающих в Россию мигрантов- трудоспособные мужчины в возрасте 18-40 лет, приезжающие «в поисках заработка». Как правило, в большинстве своем они не обладают высоким уровнем образования и квалификации, либо вынуждены работать «не по специальности. В противном случае, если бы у них было необходимое образование и специальность, они прекрасно бы обустроились  и у себя дома. Но они приезжают в Россию, и уже здесь стараются удовлетворить свои амбиции и повысить статус за счет материального благосостояния».
-Для того, чтобы торговать овощами и фруктами на рынках и в киосках образования не надо. Хозяин говорит, что везде в России овощами и фруктами торгуют таджики и узбеки. Почти все они имеют квартиры и машин.
-«Мы имеем дело не с одиночными мигрантами, которые приезжают к нам в поисках счастья, а с целенаправленным налаживанием потоков именно по национально- территориальному признаку. Когда едут не к нам в страну, а в свою диаспору, где «обустроят, помогут, оформят». И естественно, что при таком положении громких скандалов избежать не удастся-мигранты просто начинают чувствовать себя хозяевами и устанавливать свои правила в нашем обществе….
Очень яркая демонстрация этому- скандал в Калининградской школе№7, в ходе которого глава СК РФ Александр Бастрыкин распорядился провести проверку этого учебного заведения. В первый класс, где всего 19 человек, зачислили девятерых детей мигрантов, причем шесть из них совершенно не знают русского языка…Как эти девять человек попали в один класс? Кому пришло в голову фактически создать в школе детскую «диаспору мигрантов»? Они общаются между собой, не понимая своих одноклассников и учителей. О какой адаптации в РФ этих детей может идти речь? С подобной ситуацией российские родители и дети уже сталкивались в школах Волгограда, Магнитогорская, Самары, Новосибирска, Подмосковья и многих других регионов страны….Более пяти лет назад Президент озвучил проблему наличия в российских школах детей мигрантов, не говоривших на русском языке…Да, президент России считает недопустимой ситуацию, в которой значительная часть учеников не говорит на русском языке… В октябре прошлого года в соцсетях появилось видео, как мальчишки из Таджикистана принесли в российскую школу флаг свой страны. Обернувшийся в этот флаг подросток сказал, что никогда не возьмет в руки знамя России. А на замечание одноклассницы пообещал ее «зарезать»».
-Гнать, Сергеич, надо из страны всех мигрантов! Они действительно режут, насилуют, убивают наших людей. Пятой колонне этого только и надо. Пятая колонна-это враги страны и русского народа. Сталина надо! Немедленно! Пора избавиться от этой нечисти предателей!
И вот, пожалуйста! В следующей газете «Советская Россия» большая статья Евгения Федоринова  «Хабаровск потерял «лицо». Мигранты на крыше. Причиной пожара краевого театра стали сварочные работы на крыше, проводимые мигрантами из Узбекистана. Сгорело здание, стоимостью несколько миллиардов рублей.
-Где, Сергеич, гарантия, что это не поджог? Каждый день по телевизору показывают огромные пожары. Сгорают склады, бензозаправки, производственные сооружения. Где гарантия, что это не работа мигрантов?
-В следующей газетке статья Евгения Федоринова «Ловушка врага» «Детский терроризм». Двое подростков подожгли вертолет. Послушай допрос пацана. –Кто еще дома есть?-спрашивает у пацана оперативник спецслужб. В ответ испуганный подросток качает головой.- Понимаешь, за что мы здесь?-Да.-Понимаешь? За что? За что задержан? –Проникли на территорию…-На какую проникли территорию, куда?- Вертолетная площадка.- Подожгли вертолет?-Да.-Говори, что делал!-Дали задание. Подожгли вертолет.-Вместе с Ромой поджигал?-Он снимал все.-Задание кто дал?-Неизвестный написал.- Где написал. В твоем телефоне написал? Переписка осталась?-Нет, удалили. Но он объяснил, с чем это связано, что ничего не будет…Деньги получил за это?- Нет.- Сколько обещал?-Двадцать тысяч долларов…» Вот так, Саша. Докатились. Во время войны с фашистами наши дети поджигают вертолет. В какой стране это еще возможно?! Вот что такое капитализм олигархический. Они отменили идеологию, которая была при  Советской власти. Для них одна идеология-нажива.
-Срочно, Сергеич, Сталина надо. Срочно! Пропадет страна! Уже пропадает! Они, олигархи, затаскивают в Россию мигрантов. Русские сидят без работы, а мигрантов затаскивают. Это предательство. Кстати, ты был на вечере памяти Кабелева?
-Спускаемся на пляж. Кашу надо варить. У костра посидеть.
-Странно, Сергеич, никто на пляж сегодня не пришел.
-Да и лучше. Мало ли кто могли сюда прийти. Стояли мы у озера Аленушка в Горном Кодаре. С Чары пришла группа парней. Устроили пьянку. Стали выяснять отношения между собой. К нам стали приставать. Спас Володя Трофименко. Он умел найти с молодежью общий язык. Разрядил каким-то чудом обстановку. А сюда часто приходят именно молодежь. Я это заметил. Бутылок пустых много из-под пива и вина. Это хорошо, что с утра был дождь и туман. Люди не пошли отдыхать сюда.
-Как прошел вечер памяти Кабелева?
-Прекрасно! В этом году ему исполнилось бы 85 лет. Понимаешь значение человека только после его ухода с земного плана. Конечно, это была Личность с большой буквы. Это был мощный магнит, который притягивал в клуб Элегия туристов, поэтов, писателей. Много хороших, искренних слов было сказано о нем на вечере.
-Ты что-то сказал? Ведь он тебя вытурил из клуба Элегия.
-Конечно, я об этом не говорил. О умерших, как ты знаешь-либо ничего, либо только хорошее. Он, изгнав меня из клуба, таким образом, оберегал единение поэтов и писателей своего клуба. Шепчугов, создавая литературный клуб  имени Михаила Гутмана, фактически разъединял в городе поэтов и писателей. Я, приходя в клуб имени Михаила Гутмана, как бы был для Кабелева предателем. Я же был членом клуба Элегия.
Самое забавное, что Кабелева назвали основателем двух городов: города Атлантов и города Драконов. Еще в начале двухтысячного года во время поездки на остров Петрова, мы/это большая группа туристов, писателей и поэтов/ встали лагерем недалеко от санатория Чистоводного у реки Киевки. Я предложил всем съездить к Чистоводному. Рассказал, что на вершине горы у скалы Корона стоит рукотворный каменный Дракон. Все согласились поехать, кроме Кабелева. Он сказал, что там обыкновенные скалы, каких везде много. Остался сторожить лагерь. Поднялись к скальному комплексу Корона. Перед скалой стоял каменный Дракон. Все туристы однозначно поверили, что он сделан руками человека. Сходили и на скалу Замок. Все были в восторге от увиденного. Вернувшись, рассказали Кабелеву. Он промолчал. В течении нескольких лет я убеждал Кабелева о том, что многие оригинальные скалы в районе бухты Спокойной за Врангелем и в других местах- сейды, поставленные человеком. Показывал ему фотографии. Зачитывал из книг исследования ученых сейдов в Карелии. О Драконе, который стоит перед скалой Корона у Чистоводного зачитал из книги «Тайная Доктрина» Блаватской. О том, что было время, когда эти Драконы стояли на всей Земле и были для человека Богами. Также года три убеждал его сходить в верховье реки Синегорской за Чистоводным, где со слов егеря стоят необыкновенные скалы. Об этом я еще узнал в 1972 году, когда ездил с охотоведом в Чистоводное. Этот егерь мне рассказал и о Драконе. Для этого похода у меня время не было. Это поход на три-четыре дня. Он решил съездить. Приехав, позвонил мне, срочно зайти  нему. С восторгом показывал мне фотографии этих удивительных скал. Затем еще раз сходил в этот район. Еще нашел несколько каменных черепах, явно сделанных человеком. Именно тогда у него возникла мысль написать книгу о этом месте. Потом он назвал эти скалы Белым городом. Началась раскрутка этого места. А затем и скального комплекса Замок за Врангелем.
-О чем же ты тогда говорил на вечере?
-Кабелев мне дал толчок для поиска горных озер на севере края. Когда в 2000- году мы приехали клубом Элегия на Кему, он предложил мне сходить в верховье реки Смеховки, которая втекает в Кему. От лесосклада перед нами открылся грандиозный вид на хребет Сихотэ-Алинь. Кабелев сказал, что где-то там есть три горных озера, которые никто из туристов не видел. Их надо найти. В тот раз мы не нашли эти озера. Он сказал мне: твоя задача найти эти озера. В этот же год я приехал на Кему осенью с рыбаками. Сделал два тяжелейших похода на хребет Сихотэ-Алинь, но озер не нашел. Нашли, как ты знаешь, с Толей Гуровым через год. Саша Колдун был за рулем. Через год с Толей Гуровым и Сашей Колдуном нашли горное озеро Запрудное в районе реки Максимовка.  И опять через год нашли озера на Озерном Плато за горой Преграда.  Потом нашли Шандуйские озера, к которым ты идти не захотел.
-Рыбачил я. Для меня тогда рыбалка была главнее походов.
-Интересный был поход. Ночевали у Среднего озера. К нашему костру едва не подошел изюбрь. Слава Петров подражал ему в реве. Тот думал, что это его соперник и шел к костру. Приблизился метров на тридцать. Ну, а потом нашли и горные озера за Молчановкой.  Спасибо Саше Колдуну. Он возил меня. Вместе с ним искали озера. Десять лет длился поиск горных озер.
-Все нашел?
-Нет. Арсеньев писал в своих книгах еще о двух горных озерах, около которых обитают тигры. Так и не съездили с Сашей к ним.
-Далеко они?
-Далеко. Долго идти по тайге к ним.  Перекусить пора.
Вот уже на небе ни облачка. Видишь , как меняется погода в Приморье? Дождь, туман, солнце. Плохо то, что на небе ни осталось ни  одного облачка. Какой рассвет без облаков?!
-Может еще будут. Ты же говоришь, что погода меняется быстро.
-Ветер сильный. Унесет все облака. На днях проворонил красивый закат. Из окна увидел его. Днем был дождь. Вместо серого неба появились кучевые облака. Нет, чтобы бежать на видовую площадку за высотным домом, жду в квартире. На закате луч солнца как дал по кучевым облакам, озарил их в малиновый цвет и через пару минут все погасло. Грандиозное было зрелище.
-Расслабился ты, Сергеич. Нюх потерял.
-Скорее, тяжелый стал на подъем. Лень было пробежать сто метров. Сам, конечно, виноват.
-У тебя хоть есть куда бежать на рассвет и закат. Мне некуда. Кругом сопки.
-Махадева смотришь?
-Нет. Надоело.
-Я смотрю одну –две серии вечером. Для успокоения. Понимаю, что полная чушь, но музыка, красивые пейзажи, сюжет с интригой; вместо медитации. Засыпаю после этого мгновенно.
Как только солнце зашло за сопку, похолодало. Усилился ветер. Поднялись к хижине. Поставили в хижине палатку.
-Здесь можно и зимой ночевать.- сказал Саша, влезая в спальник.
-В моем спальнике точно можно здесь зимой ночевать. Взял толстый пуховый. Выдерживает до минус пятнадцати градусов. Ночевал в нем на мысе Лапласа в феврале.
-В здании пограничников?
-Да. На полу разжигал костер. Ложился в угол от ветра. Заворачивался в пленку. Боялся только не проспать рассвет. Часто просыпался. Но не мерз. Отличный спальник. Но есть у меня еще лучше. Меховой. Правда, тяжелее этого раз в пять. В нем я ночевал на вершине горы Фалаза в апреле месяце. У ребят были пуховые спальники, но они через час ушли к костру. Замерзли. Я как лег, так и до утра из спальника не вылазил. Даже жарко было.
-Где он у тебя?
-Дома.
-Не видел.
-Не было пока необходимости брать его. Да и тяжелый он.
Я сейчас каждый день гуляю около озера. Маршрут один и тот же. Сначала иду по железнодорожному тупику. Потом по лесу около озера. Смотрю, не появились ли перелетные утки или цапли, или лебеди. Потом возвращаюсь и иду по Набережной до конца, до магазинов. Иногда утки там садятся. Ты прав, Саша, «энергетика места» существует. По железнодорожному тупику я много раз гулял с внучкой, и когда иду по шпалам, на которые она наступала, в груди все цепенеет. Но стоит выйти на Набережную, где, конечно, она не была, так как уехала шесть лет назад, а Набережную сделали как год, и эти чувства исчезают. Думаю, что еще и воспоминания влияют.
-И то, и другое, Сергеич.
-Иду вчера к вечеру по Набережной. Солнце. Тепло. Народу- тысячи.  Гуляют. Сидят на лавочках. Катаются на велосипедах. Качаются на качелях. Музыка. Смех. Жизнь кипит. И горькая дума возникает. Почему эту Набережную не сделали 50 лет назад? У двух поколений украли радость. Ведь красота поднимает дух человека. По утрам тут занимаются спортом. Бегают. Играют в футбол. Качают мышцы на турниках и брусьях.
-Советская власть обустраивала все 15 республик, да еще содержала полмира коммунистических партий. О народе русском не думала. Звала вперед к коммунизму, а в тоже время строила коммунизм у других народов. Потому все с треском и рухнуло. Народ же не глупый. Понимал. Видел, как живут люди на Западе. Дурили народ.
-Сильный холодный ветер. Резко холодает. Встанем, а вода в бутылках и в котелке замерла.
-Наверное, так и будет.
Вода утром в бутылках не замерзла, но было холодно. На небе, как я и думал, ни облачка.
-Нет, Сергеич, здесь переднего плана. Толку от такого снимка нет. Надо было ночевать в ущелье около Змеиного. Там мне понравилось. Оттуда снимок рассвета был бы много лучше. Есть передний план.
-Нет сейчас там той хижины, в которой мы спали. Сожгли ее. Вторую разломали. Еще лучше ночевать в гроте, который в конце пляжа. Рассвет можно отснять прямо из грота. На переднем плане будет скала Бахирева. Я в этом гроте лет тридцать назад ждал рассвета зимой в самый холодный день.
-Зачем?
-Только в самый холодный день с сильным ветром появляется редчайшее явление- море замерзает, пар от сильного ветра превращается в змей и на самом рассвете эти змеи как-бы танцуют. Видел это явление.
-Отснял?
-Нет. Фотоаппараты замерзали. Пленочные были.
-Тоже мне, фотограф. Упаковал бы их как следует.
-Паковал. Все равно замерзли. Больше часа ждал рассвета. Температура была утром минус 27 градусов. Ветер сильный, северный, ледяной.
-Ты же в гроте был.
-Пока добирался, замерзли.
-Тогда в следующий раз надо туда идти. Палатку там можно поставить?
-Не помню. Там можно спать в спальниках без палатки. Взять спальник и тент. Ну и коврик, конечно.
-Все. Договорились. В следующий раз идем туда.

Фото-путешественник, член Российского Союза писателей Владимир Маратканов


Рецензии