И еще про зайцев из Аэрофлота...

         Моя предыдущая история про авиационных «зайцев» неожиданно пробудила в памяти своеобразное продолжение. Как я уже рассказывал, карьеру «зайца» главный герой как будто закончил, когда он перевез свою увеличившуюся семью в тот город, где ему довелось отрабатывать молодым специалистом положенные три года.
         Покопавшись в памяти, я признался сам себе, что небольшое лукавство всё же допустил. Случались у меня ещё случайные полеты под личиной «ушастых», которые совершались, главным образом, по необходимости и поэтому бессистемно. Два из них, нестандартных и курьезных, я вспоминаю с доброй улыбкой.

         Мой институтский друг Андрей работал в Запорожье в такой же должности, как и я, и он не раз, и не два прилетал ко мне в Ворошиловград, применяя наш излюбленный способ. Я же к нему с ответным визитом никак всё не мог собраться. Я оправдывал себя тем, что у меня уже имелась семья, причем, и малыш тоже, а он пока ходил в женихах.

         Наконец, залпами тяжелой артиллерии у меня заговорила совесть:

         «Слабо тебе друга проведать? А у него в январе день рождения. Сделай ему сюрприз и меня успокой...»

         Жена мою докучливую совесть поддержала:

         - По такому благородному случаю грех не проведать нашего друга. Лети...

         Запорожский авиаотряд имел свои Як-40 и на них регулярно, по расписанию, выполнял в Ворошиловград два рейса в день. Вот одним из этих рейсов, но в роли зайца, я и воспользовался. Впрочем, по прилету выяснилось, что моего друга в тот день в Запорожье не оказалось: он уехал к себе на родину. День рождения Андрея я всё же в местном ресторане отпраздновал, но с его товарищем по общежитию. Было весело... Когда я вернулся назад, то жена долго не могла поверить, что «так тоже можно»: отметить день рождения без виновника торжества.

         Другой колоритный случай перемещения по воздуху нелегальным путем случился, когда мне позарез нужно было решить вопрос с детской коляской для младшего сына, который появился на свет в Ворошиловграде. А в этих краях с таким деликатным «оборудованием» в магазинах была напряженка.
         Скажем так: какие-то коляски в магазинах всё же имелись, но мы замахнулись на самую модную, что в то время могло представить наше скромное воображение. Это была коляска с велюровым верхом и – как же сыночек будет рассматривать окружающую действительность?! – с окошечками для младенца... Их делали в ГДР, а помочь купить могли знакомые, наиболее приближенные к органам распределения материальных благ.
         У нашей молодой семьи таковых не наблюдалось. Зато у моего однокашника Игоря из Минска почему-то нашлись. Как ему удалось втереться в доверие к неприступному клану от торговли – неизвестно. Но меня обрадовал сам факт его возможностей.  Звоню и прошу помощи.

         - Шура, прилетай, всё сделаем! А потом я отправлю тебя «взад»! – поддержал меня кореш.

         Значит надо быстро собираться и лететь... Минский экипаж добродушно согласился уважить молодого отца, который за столь короткий срок уже успел сотворить двоих новых граждан.
         В Минске всё прошло очень празднично: коляску приобрели и должным образом отметили и встречу, и рождение сына, и покупку средства передвижения. А на следующий день местные авиаторы подсадили меня с коляской к своему экипажу на тех же правах, на каких я добирался до Минска. Сверхзадача была разрешена.

         Собственно говоря, вспоминать похождения «зайца ушастого авиационного» мне уже нет никакого смысла. Частые перемещения по воздуху могли себе позволить авиаторы менее загруженные по работе и к тому же не особо обремененные семейными обязанностями. У меня тогда и одного и другого хватало с лихвой. Моя авиационная должность принудила меня быть прикованным к земле: командировки случались редко, а я всегда находился на базе, поближе к болтам и гайкам.

         К тому же тут вот какое дело. Уметь летать «зайцем» это ещё то искусство. Важно иметь навыки, чтобы ловко пробираться на летное поле или хотя бы к комнате отдыха летного состава, потому что пропускную систему никто не отменял. В своем аэропорту ты можешь зайти изнутри, то есть прямо через перрон. А в транзитном? Твой рабочий пропуск не проходит, потому что ты чужак.
         Вот и приходилось мимикрировать под члена экипажа, который проходит через турникет всей командой, или просить кого-то из летного состава провести на поле. Наверное, у каждого опытного «зайца» имелся свой алгоритм проникновения в самолет, но я уверен, что все профессиональные «зайцы» мечтали об универсальном способе преодоления препонов в виде вахтеров, проверяющих и прочих запрещающих и бдящих органов. И это меня тоже останавливало в желании совершенствовать своё «заячье» дело.

         Но на закате моей авиационной биографии случилось мне поменять должность от болтов и гаек на более почетную службу в летном отряде. Нет, я не летал, а отвечал за техническую грамотность летного состава. И я стал обладателем серьезного удостоверения, которое меня гарантированно пропускало в любое авиационное подразделение на территории Украинского управления гражданской авиации.
         К сожалению, не успел я опробовать и остальную территорию Аэрофлота, но по Украине полетал. И это еще не все привилегии для этой ксивы. Я мог себе выписывать бесплатный билет на любой рейс при наличии мест! То есть, подхожу я к кассе, предъявляю свое удостоверение и сообщаю маршрут, мол, куда мне надо. И мне «без шума и пыли» выдают билет. Два в одном: если есть билеты, то ты себе бесплатно выписываешь, а в случае их отсутствия идешь к экипажу. Красота...
         Но скажу, что не встречал авиаторов, кто излишне злоупотреблял возможностями этого волшебного документа. Правильнее сказать – изредка пользовались. И со мной приключилась история, когда я воспользовался в полной мере возможностями аэрофлотовской ксивы. Ага, ради шкурных интересов. Но она всё же больше из разряда комических.

         Лето 1986 года и мне нужно из Луганской области забрать от бабушки и дедушки нашего младшего. Год выпал нам, как все помнят, не самый лучший, да вообще трагический. Но мы были молоды и далеки от печальных мест. И, кстати сказать, не до конца понимали ужас происходящего.  Поэтому настроение держалось ровное, а задачи решали только свои.
         Конкретно у меня задание было такое: забрать сына и привезти в Хмельницкий, где я тогда работал. В аэропорт Северодонецк мы с пятилетним сыном прибыли в точности ко времени отправления киевского рейса. Мне добираться нужно было с пересадкой в Киеве.

         - Мне до Киева один билет, со мной ребенок, - я самоуверенно протягиваю свои волшебные корочки.
         - А билетов нет! – отрезала кассирша.

         Похоже она здесь себя чувствовала властительницей судеб, а тут какой-то неоперившийся молодой начальник решил, что он схватил удачу за бороду. Вот если бы он зашел к начальнику аэропорта и тот дал бы ему записочку, мол, не откажи этому инженеру, тогда всё сложилось бы. Может быть...

         - Их два дня назад разобрали, - на всякий случай добавила тётка, для страховки.
         «О как», - удивился, но не расстроился я.

         На Киев был еще один рейс, я нахожусь в полной уверенности, что там-то билеты окажутся.

         - Давайте на следующий рейс, - вальяжно заказываю я.
         - Он тоже под завязку, - где-то со злорадством отвечает мне дама в окошке, - Ну, разве что перед вылетом что-то будет...
         «Что-то здесь нечисто», - мелькнула мысль, но я задумался.

         Местный аэропорт чисто транзитный, своих самолетов и экипажей не имеет. То есть, я даже не смог бы с летчиками договориться, потому что времени в обрез. Они прилетят, у них стоянка минут сорок, – это и на высадку, и на посадку пассажиров, – и сразу назад. Договариваться будет непросто. И, самое главное, я не один...

          «Никто и ничто меня здесь не выручит», - определил я совершенно точно, - «Нужно принимать нестандартное решение...»

          Смотрю в местное расписание и обнаруживаю, что вскоре прибудет Як-40 из Симферополя, причем, по той же схеме: приземлился, высадил пассажиров, заправился, загрузил новую «партию старушек» и назад. Ну, предположим оборот про «старушек» мне вспомнился из Ильфа и Петрова, поддерживать себе хорошее настроение ведь надо? От настроения все наши удачи, кто опровергнет проверенную веками истину...
         И я снова подхожу к кассирше:

         - На Симферополь есть места?
         - Да, - опешила местная «королева».
         - Выписывайте мне в Симферополь, - протягиваю я ей своё удостоверение, - Да, и не забудьте мальчика вписать, ему ещё нет пяти.

         Занавес. Кассирша деморализована, но билет мне выписывает.

         «Как же это он вывернулся…», - написано на ее лице.

         Мой секрет в том, что я карту Украины представляю воочию и знаю расписание. Да, путь я выбираю заметно более длинный, но из Симферополя ежедневно есть три рейса в Хмельницкий, и самолеты оттуда летают большей вместимости, чем из Северодонецка. А если не успеем попасть сразу же на свой рейс, то есть где переночевать: с аэропортовской гостиницей я очень хорошо знаком, номер там всегда найдется.
         Мы прощаемся с не самым гостеприимным аэропортом и идем на посадку.

         В Симферополе всё сложилось по моему плану: только мы вышли из «ячка» – я сразу в кассу, выписал билет на утренний рейс (самолет Ту-134 заметно вместительнее, чем Ан-24 и тем более, чем Як-40). Затем погуляли по аэропорту, покрутились возле сувенирной лавки и отправились в гостиницу, где разместились с удобством тогдашнего сервиса. Я даже смог посмотреть в холле футбольный матч из Мексики, где проходил чемпионат мира по футболу.
         А сын в это время гонял по коридорам гостиницы и игрался резиновым бычком, который мы приобрели в сувенирной лавке. Вот каким боком бычок к авиации? Я не смог разгадать этот ребус... Но мой парень был доволен: бычок аппетитно пахнул керосином и сын навсегда связал этот запах с аэровокзалом в Симферополе.
         В общем, мы получили сплошные бонусы за причиненную обиду в Северодонецке...
         В полдень следующего дня мы с сыном прибыли к себе домой. Наш вояж завершился успешно.

         Моя авиационная карьера неожиданно прекратилась, когда осенью мне предложили другую работу. Новая должность оказалась настолько хлопотной, насколько и не конкретной, какой может показаться работа с людьми из совершенно других сфер общества, чем с теми, с кем я сталкивался ранее. Бывшему авиационному инженеру тут поначалу пришлось туго, потому что авиация это всё же свобода, почти вольница...

         А вскоре начались вовсе «чудные» времена, когда большинство приятелей, в том числе и ваш покорный слуга, ушли на вольные хлеба. Что это значит? Это красиво описанный статус человека, который погрузился в элементарное выживание в бурный период конца двадцатого века. Об авиации пришлось забыть на долгих полтора десятка лет даже в качестве пассажира.
         Поезд, личный автомобиль, микроавтобус, а то и двадцатитонник – вот и все способы перемещения ради достижения разных целей, будь то приватные поездки или бизнес. О славном времени, когда летал «зайчиком», ты вспоминал с улыбкой не часто. Это просто время молодости, когда мы все относились к жизни легко и просто.
         
            
         
         
 


Рецензии
Здравствуйте, Александр. Прочитал и словно себя вспомнил в годы армейской службы.
Конечно, такого большого опыта полётов зайцами на самолётах ГВФ у меня не было. Тем более, что это были перелёты из Москвы (Домодедово) в Читу, да ещё в разгар летних отпусков. С билетами к месту службы у меня проблем не было. По "воинскому требованию" мой тесть ( лётчик-инструктор Ан-2 Винницкого авиаотряда ГВФ) всегда доставал билет с пересадкой в Москве ( Икарусы Внуково-Домодедово ходили бесперебойно). Самое страшное начиналось в Домодедово, если случалась задержка рейса. Здание аэропорта переполнено, летит весь "восток" - средниеазиатский и более дальний. Негде присесть. А задержки случались сутки и более. И хоть с билетом, хоть без, хоть в военной авиационной форме, хоть в гражданке, а сиди и кукуй где-нибудь на ступеньках, обливаясь липким пОтом.
Вот на этих-то ступеньках познакомился с двумя стюардессами-зайчихами из Читинского авиаотряда ГВФ. Мои ровестницы, обе в форме, весёлые, симпатичные. Рассказали, что летали в Москву с читинским экипажем и собираются на ближайший рейс через пару часов. А до моего законного задержанного рейса оставалось почти двое суток. И я понурил голову.
Короче говоря, девчонки пообещали переговорить с командиром Ту-154 и попытаться решить мою проблему. И ведь решили! Вместе с основным экипажем и зайчихами я прошёл на лётное поле и оказался в самолёте ещё до посадки пассажиров. А потом оказалось, что хотя в кассах билетов не было, но пару свободных мест всё-таки было. Девчата весь рейс помогали стюардессам этого рейса, разносили еду, напитки и пр. На промежуточной посадке в Новосибирске я из самолёта не выходил. Так мне сказал командир. Ему я презентовал квадратную литровую бутылку "Древнекиевской". Ещё той, настоящей, с "тонким ароматом ржаного хлеба", выпускавшейся к 1500-летию Киева.
С этими подружками на несколько лет установились добрые дружественные отношения и после того совместного полёта они неоднократно помогали мне с билетами из Читы до Москвы или Киева.
И ещё они очень не любили московские экипажи. Рассказывали, что те были настолько чванливыми, что ни разу их не брали в качестве зайчих. Иное дело читинцы, где и отношения между людьми более открыты и намного доброжелательнее.

С благодарностью за рассказы и с уважением,

Сергей Кувалда   24.01.2025 00:04     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Сергей! Да, у Вас получилась хорошая миниатюра. Можно смело выкладывать отдельным произведением. Наверняка, что-то вспомните еще. Сами ведь пишите - девчата не раз еще выручали. Не поверю, что в тех случаях не было каких-то смешных ситуаций. Вот ими и дополните. А читающий народ спасибо скажет. И еще добавлю: литровая бутылка Древнекиевской - это серьезный "стеклянный" билет. Командир экипажа был более чем удовлетворен)). Многие обходились и без этого. Особенно студенты... С уважением.

Александр Алексеенко 2   24.01.2025 22:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.