Пояснительная записка
Сказки всегда оптимистичны, их жизнеутверждающая идея вызывает у детей ответные чувства и создает ощущение защищенности. Богатство вымысла, яркие образы и удивительное переплетение фантастического и реального — всё это завораживает детей, особенно в юном возрасте.
В.Г. Белинский писал: «...посмотрите, как сильно у детей стремление ко всему фантастическому, как жадно слушают они рассказы о волшебстве. Что это доказывает? Потребность бесконечного, предощущение таинства жизни, начало чувства поэзии...»
Сказки создают для ребёнка особый мир, который он активно воспринимает, и для него важнее всего становится содержание. В процессе слушания и создания сказок происходит знакомство с родным языком.
Актуальность данной общеобразовательной программы заключается в том, что детское воображение тесно связано с жизненным опытом ребёнка. Формирование творческого воображения — это сложный технологический процесс, который создаёт прочный фундамент для развития личности, начиная с пятилетнего возраста. Если упустить этот период, то в будущем активность этой функции быстро снизится. А вместе с уменьшением способности фантазировать у детей снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к личности, искусству и творческой деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа сказочников» предлагает эффективные методы развития воображения детей, начиная с пяти лет, одним из которых является сказка.
С самого раннего детства лучшим другом ребёнка всегда была сказка. Это особая реальность мира чувств, которая раскрывает для ребёнка рамки обычной жизни только в сказочной волшебной форме. Открытость ребёнка к сказке обусловлена тем, что в ней нет прямых наставлений. Через героев сказки ребёнок воспринимает и проецирует на себя высоконравственные качества: отзывчивость, самоотверженность, взаимовыручку и доброту. Ведь каждый ребёнок — фантазёр, каждый любит выдумывать и сочинять. Сочинительство для детей — это школа мышления, способ развития речи, эмоций и творческого воображения. Педагогу необходимо лишь направить детскую фантазию в нужное русло и научить ребёнка сочинять сказку самостоятельно.
Гипотеза: для успешного развития творческого воображения и коммуникативных навыков у обучающихся необходимо индивидуальное и коллективное словотворчество, сочинительство.
Новизна данной программы заключается в создании постоянно действующего образовательного и воспитательного пространства, которое способствовало бы развитию у обучающихся творческого воображения, фантазии, словотворчества, интонационной выразительности; формированию умения сочинять и рассказывать сказочные истории, а также работать в команде.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Школа сказочников» разработана для обучающихся с целью развития умений сочинять авторские сказки и истории. Содержание программы является межпредметным, оно обусловлено общей нацеленностью созидающего процесса сказирования (в данном контексте — сочинения сказок) на достижение метапредметных целей.
«Школа сказочников» — это программа, основанная на компетентностном подходе, который направлен на формирование и развитие коммуникативных и культуроведческих навыков. В основе программы лежит коммуникативно-деятельностный метод, который подразумевает подачу материала в творческой и игровой форме.
Занятия проходят в учебном кабинете, где столы расположены полукругом, что создает комфортную атмосферу для общения в кругу. Каждый ребенок имеет возможность видеть глаза своих сверстников и слушать их с вниманием и заинтересованностью.
Задания в «Школе Сказочников» помогают детям создать свой собственный сказочный мир, где они становятся главными героями. Это способствует формированию таких качеств, как доброта, мужество, смелость и патриотизм.
Одним из ключевых условий для раскрытия творческих способностей детей является создание атмосферы комфорта, свободы и увлеченности. Каждый ребенок должен почувствовать радость успеха, что станет важным шагом на пути к его самореализации.
К концу программы дети должны овладеть навыками сочинения собственных сказок и их оценки, а также умением рассказывать свои истории так, чтобы их было интересно слушать. Они научатся слушать сказки других сверстников, участвовать в их обсуждении и выполнять правила, установленные в группе.
Организацию процесса обучения сочинению сказки можно выразить словами В.А. Сухомлинского: «Дорогой друг, молодой воспитатель! Если вы хотите, чтобы ваш воспитанник стал умным, любознательным и сообразительным, если ваша цель — утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, — воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте и вдохновляйте его ум красотой слова, мысли. А красота родного слова, его волшебная сила раскрывается прежде всего в сказке.
Красота родного слова — его эмоциональные краски и оттенки — трогает ребенка, пробуждает в нем чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум — ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит и чувствует, как его музыка влияет на других людей».
Именно сказки могут стать эффективным инструментом для достижения этой цели, так как они хорошо знакомы детям и входят в число самых любимых произведений искусства. В процессе слушания и создания сказок дети знакомятся с родным языком и его богатством. Кроме того, «сказка — это духовная жизнь детей», сфера творчества, в которой они утверждают свои способности, переживают первое чувство гордости от того, что создают что-то сами. Это также процесс познания себя и окружающего мира. Сказка долгое время сопровождает детей и остается интересной даже в зрелом возрасте.
**Особенности данной программы**
Данная программа основывается на общедидактических принципах научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с этими принципами, в программе также выделяются несколько ключевых принципов, определяющих ее содержание, формы, виды и методы проведения занятий.
- Принцип коммуникативности: обучение различным видам речевой деятельности для эффективного общения.
- Принцип сознательности: усвоение простых техник составления сказочных сюжетов на осознанном уровне.
- Учёт индивидуальных особенностей обучающихся: содержание работы составляется с учётом индивидуальных интересов каждого ребёнка.
- Принцип занимательности: побуждение и поддержание интереса к занятиям через использование игр, шарад, ребусов и загадок, а также наглядных материалов — картин, слайдов, рисунков, иллюстраций авторских и народных сказок, презентаций.
- Разнообразие форм и видов работы: интерес обучающихся поддерживается не только содержанием, но и необычностью форм и видов занятий, а также формулировок тем и заданий.
**Организация работы с обучающимися**
В основу работы с детьми положен системно-деятельностный подход. Выбранные виды деятельности направлены на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы. Одновременно с этим, программа способствует развитию творческого потенциала обучающихся, их участию в студийных театрализованных посиделках, литературных игровых викторинах, костюмированных карнавалах и других массовых мероприятиях.
Одним из значимых направлений общеразвивающей дополнительной программы «Школа сказочников» является формирование умения детей сочинять новую сказку по выбранному алгоритму, используя наглядность и в соответствии с индивидуальной задумкой. Программа содержит отобранную систему понятий, на основе которых строится работа по самостоятельному сочинению сказки.
**Адресат программы**
Программа рассчитана на детей от 5 до 15 лет. Представленные темы учебно-тематического плана могут быть адаптированы под различные возрастные категории.
**Психологические особенности возраста обучающихся**
Старший дошкольный возраст (5-6 лет) характеризуется формированием интереса к познавательной деятельности, поэтому программа направлена на заинтересованность детей в новых впечатлениях.
Младший школьный возраст (7-10 лет) отличается формированием интереса к конкретным знаниям, поэтому методическое обеспечение программы должно быть основано на знаниях из различных областей.
Дети подросткового возраста (11-15 лет) стремятся к аналитическому подходу к самостоятельному написанию сказок, что требует индивидуального подхода в образовательной программе.
**Объём и срок освоения программы**
Программа рассчитана на 1 год обучения: общее количество учебных часов составляет 72 часа (при 36 учебных неделях).
Основной формой обучения по общеразвивающей программе является очная. В периоды эпидемического неблагополучия и введения карантинных мер предусмотрено дистанционное обучение («Положение о дистанционном обучении», Приказ от 19.02.2021 г. № 25-ОД) с корректировкой учебного плана.
Режим занятий соответствует СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Занятия проводятся в мини-группах 1 раз в неделю по 2 часа (академический час для детей 5-6 лет — 30 минут, для детей 7-15 лет — 45 минут) с перерывом 10 минут.
**Формы обучения**
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. При реализации данной программы занятия проводятся в мини-группах, что позволяет обучающимся более продуктивно строить свою работу по составлению сказок. Кроме того, занятия в мини-группе обеспечивают личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку.
Занятия проходят в форме сказочных путешествий, интеллектуальных занимательных игр, литературных мастерских, бесед, диалогов, дискуссий, обсуждений и виртуальных экскурсий в мир сказок народов мира.
**Уровень программы**
Уровень программы — стартовый (ознакомительный). Он предполагает использование общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы и развитие мотивации к определённому виду деятельности.
Свидетельство о публикации №224110700769